Ощущение восприятия память мышление речь. Речь, понимание речи, виды речи, воображение, понимание воображения, виды воображения - психология и педагогика

Память (греч mnema) - одна из важнейших функций головного мозга. Если восприятие - это начальный этап познавательного процесса, отражение объективной реальности, действующей на наши органы чувств в дан щее время, то память - это отражение объективной реальности, но той, что действовала в прошлом любое время воспринято, пережитое в дальнейшем не исчезает бесследно, и при определенных условиях материал прошлого может быть более или менее точно воспроизведен вновьову.

Памятью называется способность индивидуума фиксировать, сохранять и воспроизводить данные прежнего опыта

Память состоит из трех процессов:

1) запоминание, или закрепления информации (фиксация);

2) сохранение, или содержание информации (ретенция);

3) воспроизведение информации (репродукция)

Эти процессы тесно связаны друг с другом, и разделение их в известной степени условный

Человеческая память содержит в себе два вида информации: видовое, накопленный в процессе эволюции в течение многих тысячелетий, оказывается безумовленимы рефлексами и инстинктами и передается по наследству и приобретенную в процессе жизни каждого человека, который реализуется в условных рефлекса.

Считают, что память человека имеет морфофункциональные предпосылки для усвоения неограниченного объема информации. О безграничные возможности человеческой памяти свидетельствуют многочисленные факты, известные нам из истории. Особенности строитель. Иво хорошо память была развита у древних народов. Так, книги. Вед сохранялись в течение восьми веков в памяти народа. Индидії.

Японские дети тратят не менее двух лет на изучение букв или знаков (около 2000) перед тем, как начинают читать. Это гораздо труднее, чем обучение любому предмету в наших школах

В основе человеческой памяти, физиологических ее механизмов лежит система условных рефлексов, образования временных связей, или"следов"процессов, происходящих в нервной системе, детально изученных. И. П. Па авловим и его школа його школою.

Из существующих теорий памяти на сегодня общепризнанной является химическая, согласно которой импульсы, поступившие с периферии к коре головного мозга, вызывают в нервных клетках сдвиги химического состава;, в этом процессе играет определенную роль. РНК, будто шифрует, кодирует информацию и в дальнейшем является"местом ее храненияання".

Прочные связи, позволяющие вспоминать, образуются у человека с 4-5 лет

Память у детей имеет преимущественно чувственный характер, где основная роль принадлежит эмоциям. Развитие памяти во многом зависит от условий жизни, воспитания, обучения

Осмысленное запоминание в основном развивается у детей вместе с речью. В школьные годы развивается способность к запоминанию абстрактно-словесного материала

С возрастом все больше проявляется логическая переработка запоминающимся материала, его систематизация, обобщение, что создает предпосылки прочного запоминания информации

Главную особенность человеческой памяти. И. М. Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения не в зеркальности фиксирования, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов

Среди процессов памяти особое место принадлежит запоминанию. Процесс фиксации информации (его иногда называют консолидацией) длится от нескольких секунд до нескольких часов. Запоминание связано, я как уже отмечалось, с кодированием информации, поступающей к мозгу, в молекулах. РНК. В мозгу человека количество. РНК постоянно с момента рождения до 40 лет, в период между 40 и 60 годами она н е меняется, оставаясь на индивидуально постоянно высоком уровне, а затем постепенно уменьшается, главным образом за счет снижения скорости запоминания и возможности концентрировать внимание и конц ентруваты ее на определенном объекткті.

Память до некоторой степени выборочная. Не все, что воспринимается, равно запоминается. Лучше всего запоминается то, что было связано с достижением поставленной цели

программирование предметов, явлений, действий, поступков, мыслей и чувств по степени активности может быть непроизвольным и произвольным

Непроизвольное запоминание основано на создании временных связей преимущественно на уровне первой сигнальной системы, и поэтому она преимущественно не такое крепкое, а произвольное - на уровне второй сигнальной си истема, оно устойчивее.

При непроизвольном запоминании мы не ставим себе определенной цели относительно того, что нужно запомнить, но запоминание происходит будто само собой непроизвольного запоминания способствуют эмоции окрашивающие определенное событие (как положительные, так и отрицательные).

Основная роль в нашей жизни и деятельности, несомненно, принадлежит произвольном запоминанию, при котором усвоение информации и начинается, и стимулируется волей, т.е. осуществляется преднамеренно и имеет цилес направлен характе.

Большое значение имеет направленность на прочность запоминания, например, ориентация или установка на время (запомнить навсегда, надолго). Как правило, такая информация запоминается на более длительный ча ас, прочнее, чем тогда, когда человек говорит сам себе:"Запомнить на короткий сер"(запомнить на всю жизнь что-то, знать и пользоваться этой информацией в работе врача, запомнить лишь для того, чтобы сдать экзамен). Применение сознательного усилия для запоминания делает сознательное запоминание более продуктивным и прочнойним і міцним.

Запоминание, как произвольное, так и непроизвольное, в значительной мере зависит от направленности интересов человека, его активности, внимания, эмоциональной значимости информации. Хуже запоминается то, что воспринимает ется равно. Лучше запоминается материал, вызывающий интерес, например любимые предметы, чем то, что подтверждая неохотно. Очень крепко держатся в памяти события, окрашенные яркими переживания мы чувств, таких, как любовь и ненависть, радость и печальаль.

Прочность запоминания зависит от многократного повторения материала, ритмичности заучивания. Имеют значение и общее состояние человека, острота зрения, состояние его нервной системы. Если человек бодр активная, то запоминание эффективное, а если имеют место признаки утомления нервной системы, снижается возможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание, то запоминание менее продуктивно. Поэтому так ч асто можно слышать жалобы на плохое запоминание от лиц, перенесших какие-либо заболевания, особенно инфекционные, когда развиваются общая слабость, вялость, утомляемость. Истощение ослабляет память (наблюдение за людьми во время голодовок, блокадыади).

Запоминание зависит от силы раздражителя и продолжительности действия его, но все до определенных пределов, поскольку существует порог физиологической выносливости анализаторов. Если раздражение слишком сильное, то развивается охра нне торможения и запоминание будет в упадокі.

Ориентация на точность на продолжительность запоминания иногда имеет решающее значение. Психолог. А. О. Смирнов приводит такой пример:"Один актер должен неожиданно для себя заменить своего товарища и прот течение одного дня изучил его роль; во время спектакля он знал ее досконально, и после спектакля все изучено, как он сам выразился,"как будто губкой стерло"из памяти, и роль забыл совсем він забув зовсім".

Запоминание за связями, в которых оно осуществляется, делится на ассоциативное, смысловое (логическое), механическое

Смысловое запоминание в 24-26 раз быстрее механическое и более производительное, имея связь с прошлым опытом и строится по принципу причинно-следственных отношений

Смысловое запоминание особенно важно при запоминании словесного материала, когда надо понимать и рассуждать

Ассоциативное запоминание - это установление связей между впечатлениями, возникающих в сознании. Например, при однократном предъявлении 10 слов и более человек запоминает в среднем не менее 5 и не более 9. То же наблюдается при запоминании складов, цифр. Число запоминающимся при однократном предъявлении частей материала, как показывают результаты экспериментально-психологических исследований, достаточно устойчивое и не зависит от способа предъявления материала для запоминания - на слух, зрением. Американский психолог. Дж.. Миллер назвал его"магическим числом семьислом сім".

Ассоциативное запоминание осуществляется:

а) по смежности, т.е. предметы или явления запоминаются в том порядке, в котором они были восприняты;

б) по сходству - если то, что воспринимается, имеет некоторые одинаковые признаки с другими предметами или явлениями;

в) по контрасту или противоположностью между другими предметами и явлениями

Механическое запоминание осуществляется без понимания сути. Его еще называют зазубренням, оно требует много сил, потому что происходит без внутренней переработки информации, оно малопродуктивно и не очень е прочное, то, что запоминалось механически, вспоминать труднеее.

Объем запоминающимся материала значительно возрастает, если между отдельными его частями устанавливаются определенные связи, ассоциации

По характеру запоминания различают эмоциональный, образный и словесно-логический виды памяти

Физиологической основой различия между образной и словесно-логической памятью являются особенности соотношения сигнальных систем. Если при запоминании преобладает первая сигнальная система, формируется образное ный вид памяти если преобладает вторая сигнальная система, - словесно-логическое. Наиболее распространенный средний (смешанный) вид памятьюті.

образный вид памяти основан на способности человека к запоминанию информации, поступающей через органы чувств, т.е. конкретных образов. Человек, вспоминая, представляет образы действующих лиц, предметы, объявления ища образный вид памяти тесно связан с эмоциональной памятью. Этот вид памяти больше присущ дитятям.

Словесно-логический вид памяти основан на использовании словесных обозначений, логических связей, понятий, т.е. это фиксирование и сохранение мысли, обозначенной словам

Улучшает запоминание одновременное участие в процессе познания всех или многих анализаторов вместе с мышлением и речью

Память человека имеет свои индивидуальные особенности. В одних преобладает слуховая, у других - зрительная память, в зависимости от того, через какие органы чувств воспринимается и фиксируется информация. Третий тип памяти-двигательная, или моторная (кинестетическая), она присуща лицам, которые хорошо запоминают информацию, связанную с движением (моторика лица, движения губами и т.д.) часто встречается смешанный тип памяти. Том в наиболее эффективным считается запоминания информации через запись под диктовку: человек при этом одновременно слышит, пишет и видит написанное. Но есть еще один тип памяти, вероятно, стойкий - это память. Припять на чувства, на переживания, т.е. эмоциональная памятьюм"ять.

Качество, или прочность запоминания в целом обусловлена: видами; интересом (для чего?). Волевым усилием (усердием) установкой на время; ориентацией на прочность; использованием специальных приемов в для запоминания.

Как показали исследования, одно слово, услышанное человеком, способно вновь воспроизвести пережитый ранее сильное эмоциональное состояние при условии, если это слово означает некоторую, возможно случайное, деталь первоначальной ситуации й или иным образом напоминает о ц.

Для облегчения запоминания и увеличение объема памяти используют мнемотехники (технику запоминания) - система различных способов. Для этого следует: включать в работу большое количество органов чувств, участвующих в восприятии; концентрировать внимание; выбрать оптимальный темп восприятия и понятность усвоенного; не читать следующее, пока не стало ясно предыдущее; повторять; выбрать сп лиц распределения материала - запоминать полностью или частями; комбинировать заучивания - сначала общее знакомство, осмысления, а уже заучивания частями по плану, пользоваться логическим осмыслением материала; применять таблицы, схемы, записьи.

Занятие 1

1 Внимание: понятие, сущность, функции, свойства и виды

2 Характеристика процессов памяти - запоминания, воспроизведения, сохранения, забывания

3 Механизмы развития и тренировки памяти

4 Формы мышления и мыслительные операции

Занятие 2

1 Характеристика мышления, его виды, функции и индивидуальные особенности

2 Психолого-педагогические аспекты развития интеллектуального потенциала личности

3 Понятие о воображении, его виды и физиологические основы

4 Воображение и личность

Основные понятия по теме

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его возвращение в сферу сознания и использование в деятельности.

Память - это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал.

Процессы памяти:

Запоминание;

Сохранение;

Воспроизведение;

Забывание.

Запоминание – это процесс введения информации в сознание человека. Процесс запоминания протекает в трех формах: запечат-ление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запомина-ние отражает постоянно действующие, повторяющиеся события.

Ведущей формой запоминания у человека является произвольное, связанное с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.

По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное, близкое к тексту и смысловое. По характеру связей в запоминаемом материале выделяют запоминание механическое и смысловое.

Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны - сохранение и забывание .

Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохра-ненного в памяти материала. Различают несколько уровней воспроиз-ведения:

- узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта;

- собственно воспроизведение - воссоздание материала, не вызы-вающее затруднений и не требующее опоры на восприятие;

- припоминание - воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено.

Виды памяти:

- наглядно-образная - это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы;

- словесно-логическая - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку;

- двигательная (моторная) - выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений;

- эмоциональная память - это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Наиболее широкая классификация памяти – на генетическую (наследственную в виде кодов ДНК, которая определяет формиро-вание организма, его структур) и прижизненную (хранилище информации, полученной с момента рождения до смерти).

Прижизненная память в свою очередь подразделяется на следующие виды:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную (зрительную, обонятельную, осязательную, слуховую, тактильную) и словесно-логическую (вербальную);

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную ;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную .

Памяти присущи следующие характеристики: объем, быстрота, точность и длительность.

Законы памяти

Закон памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Возможные расстройства памяти:

Гиперфункция памяти - когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивых воспоми­наний.

Амнезия - утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

Мышление - это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Мышление подразделяют на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышле-ние , а в практическом наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое мышление.

Понятийное мышление - это такое мышление, в котором исполь-зуются определенные понятия.

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в кото-ром используются образы.

Наглядно-действенное мышление отличается тем, что решение
нестандартной задачи(практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразова­ний, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное мышление осуществляется на основе преоб­разований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое мышление оно же словесно-логическое,
вербально-логическое или дискурсивное - это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это различного рода дедуктивные и индуктивные умозаключения, способы доказательств и т. д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в качествах ума:

Глубина знаний определяется степенью проникновения в сущность явлений, а широта - возможностью привлечения для решения данной задачи знаний из различных областей.

Гибкость ума обеспечивает достаточно полный учет специфических условий решения именно данной задачи. Противоположным ка­чеством гибкости ума является его инертность, шаблонность.

Критичность ума характеризуется способностью человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную деятельность, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки

Глубокое и обоснованное критическое отношение к действительности является одним из проявлений самостоятельности ума человека.

- понятие - это мысль, выраженная в слове; оно включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса;

- суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо;

- умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Операционными компонентами мышления является система мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагиро-вания, обобщения, классификации, систематизации.

Функцией анализа является разделение целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого.

Синтез служит средством объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа.

С помощью сравнения устанавливается сходство и различие отдельных объектов.

Абстрагирование обеспечивает выделение одних признаков и отвлечение от других.

Обобщение является средством объединения предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам.

Классификация направлена на разделение и последующее объедине­ние объектов по каким-либо основаниям.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как это происходит при классифи­кации, а их групп, классов.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к частному.

Аналогия – движение мысли от частного к частному на основе сходства.

Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее - представлений памяти.

Образы воображения создаются с помощью следующих приемов:

- вычленение из целостного образа каких-либо элемен­тов (например, представление о величине палки как сред­стве удлинить руку);

- изменение величины воображаемых объектов (отсюда
великаны, гномики и т.д.);

- агглютинация - соединение вычлененных элементов в
образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.);

- конструирование предметов в зависимости от их на­значения (топор, луноход и т.п.);

- гиперболизация - мысленное усиление или ослабле­ние отдельных свойств объектов (хитрость лисы, тру­сость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.);

- перенос какого-либо свойства на другие объекты (был
тише воды и ниже травы и т.п.);

- типизация - создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объ­ектов (создание образов в художественной литературе: Ев­гений Онегин, Наташа Ростова и т.д.).

Воображение основано на преобра­зовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастиче­ский вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жиз­ни, из прошлого опыта.

Виды воображения:

Непроизвольное (пассивное) - когда образы возника­ют спонтанно, помимо воли и желания человека (в снови­дениях, при чтении книг и т.д.).

Произвольное (активное) - когда образы вызываются по
собственному желанию, под воздействием волевых усилий:

а) воссоздающее - создание образов на основе лично­го опыта, текста, чертежа, карты и т.д.;

б) творческое - (более сложный вид воображения) - самостоятельное создание новых образов в процессе твор­ческой деятельности.

Фантазии - это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности.

Мечты - нацелены на будущее, это образы желаемого будущего.

Грезы - мечты, которые очень слабо связаны с реаль­ностью и которые никогда не реализуются.

Тематика рефератов

1 Приемы развития памяти.

2 Мышление и речь, их взаимосвязь.

3 Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое память?

2 Какова классификация памяти?

3 Каковы особенности наглядно-образной памяти?

4 В чем выражается словесно-логическая память?

5 Каковы характерные черты моторной памяти?

6 Чем характеризуется эмоциональная память?

7 Что такое гиперфункция памяти?

8 Что такое амнезия?

9 Каковы законы памяти?

10 Каковы индивидуальные особенности памяти?

11 Что такое мышление?

12 Каковы виды мышления?

14 Каковы операционные компоненты мышления?

15 Что такое мыслительная операция?

16 Что такое воображение?

17 Каковы физиологические основы воображения?

18 Каковы приемы воображения?

19 Каковы виды воображения?

Литература

1 Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

2 Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399 с.

3 Личность и ее структура: справочные материалы / под ред. Н.Я. Мороз.- Витебск: ВОИУУ, 1996. - 34 с.

4 Практикум по общей психологии / под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1990. - 228 с.

5 Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова [и др.]. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

6 Общая психология: словарь / под ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

7 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

8 Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 490 с.

Тест

1 Вставить пропущенные слова.

Память - это процесс … действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком данных своего опыта:

1) отражения; 3) обобщения;

2) создания; 4) анализа.

2 Из указанных слов выбрать те, которые находятся к данному слову в таком же отношении, как в приведенном примере:

а) запоминание - …

1) обучение; 2) опыт; 3) мотив; 4) информирование.

Образец: деятельность - цель.

3 К объективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

1) характер материала; 4) количество материала;

2) предшествующий опыт; 5) обстановка;

3) интерес; 6) состояние организма.

4 Вставить пропущенные слова.

Представление - это вторичный … предмета или явления, сохраненный в памяти:

1) род; 3) образ;

2) вид; 4) смысл.

5 Вставить пропущенные слова.

Воображение есть не что иное, как процесс … отражения действительности:

1) преобразующего; 3) стереотипного;

2) точного; 4) обратного.

6 Вставить пропущенные слова.

Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, харакретизующийся … и опосредованным … действительности:

1) обобщенным / отражением;

2) обобщенным / восприятием;

3) непосредственным / отражением;

4) непосредственным / восприятием.

7 Что из перечисленного является формой мышления:

1) анализ; 5) суждение;

2) умозаключение; 6) синтез;

3) понятие; 7) абстрагирование;

4) сравнение; 8) классификация.

8 К субъективным причинам, влияющим на продуктивность памяти, относятся:

1) тип запоминания; 4) количество материала;

2) предшествующий опыт; 5) осмысленность;

3) установка и интерес; 6) состояние организма.

9 Что не относится к формам мышления:

1) гиперболизация; 5) суждение;

2) агглютинация; 6) амнезия;

3) типизация; 7) понятие;

4) умозаключение; 8) абстракция.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психические процессы: мышление, речь, воображение

1. Мышление

3. Воображение

1. Мышление

Понятие о мышлении

Виды мышления, формы мышления

Операции мышления

Индивидуальные особенности мышления

Особенности творческого мышления

Развитие мышления

1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.

Мышление -- это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.

Отметим отличительные черты мышления:

творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.

опосредованно отражает окружающий мир. Например, о наличии инфекции в организме судят по повышению температуры тела.

К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:

а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют, например, человек не воспринимает ультразвук, инфра красное излучение, рентгеновские лучи;

б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например, археологические и палеонтологические раскопки;

в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха, более рационально посмотреть на показания градусника за окном или прослушать прогноз погоды;

активно функционирует в условиях проблемной ситуации;

расширяет границы познания; благодаря интеллекту человек преодолел земное притяжение, спустился на дно океана и т. д.;

позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения. Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно и обобщенно познавать окружающую действительность.

2. Мышление классифицируется по различным основаниям

Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления.

По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи.По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).

В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое).

По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности.

Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий.Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать.

Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.

Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства.

Словесно-логическое мышление -- это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений.

Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием.

Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные.

Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д.

В процессе мышления человек рассуждает.

Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи.

Суждения подразделяются на общие, частные, единичные.

Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»).

Частные -- только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»).

Единичные -- речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»).

Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения.

Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением. Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция.

Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией.

Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

Лиса -- животное.

Животное можно убить ядом кураре.

Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.

Заяц -- животное.

Зайца можно убить ядом кураре.

Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга.

3. Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.

Назовем наиболее значимые из них.

Анализ -- мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.

Синтез -- мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.

Сравнение -- мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними.

Абстракция -- мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств.

Обобщение -- мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам.

Конкретизация -- мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим.

Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.

4. Каждый человек отличается от другого разнообразными ка чествами мышления.

Подробнее остановимся на их рассмотрении.

Широта ума -- это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.

Глубина ума -- умение человека разбираться в самой сущности вопроса.

Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.

Самостоятельность мышления -- способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.

Гибкость мышления -- умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.

Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.

Быстрота ума -- способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы.

Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.

Про таких людей говорят -- сообразительные, находчивые, смышленые.

Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.

Критичность ума -- способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.

Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.

5. Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым.

В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.

Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:

1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко

выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;

семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможностьи его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

семантическая, спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Условия, влияющие на творческий процесс:

успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;

если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и не достаточно эффективен;

стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;

частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;

для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой.

Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения -- это процесс индивидуальный.

Качества, препятствующие развитию творческого мышления:

склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»;

боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения;

боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается; завышенная оценка собственных достижений, идей;

высокая личностная тревожность;

чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений. Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект»,

под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами.

Наличие творческого мышления -- важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.

6. Существуют следующие пути развития мышления:

необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»;

мышление развивается в процессе овладения знаниями. В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д;

любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело;

полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон;

следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок;

важный прием, развивающий мышление, -- это сравнение близких понятий;

следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку;

развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника;

для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач. Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.

Речь и ее функции.

Виды речи.

1. Человек -- существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.

Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков.

Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.

Язык и речь -- хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия.

Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться.

Такое произошло с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки.

Выделяются следующие функции речи:

обозначение -- наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных. Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление;

обобщение -- функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением.

Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует;

коммуникация -- выражается в применении речи в процессе общения.

Может проявляться в трех видах:

а) информационная -- передача знаний;

б) экспрессивная -- отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека;

в) планирующая -- направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п.

Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли (см. тему «Общение»), с другой стороны, ученые так и не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой.

Например, американские ученые Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер (1972 г.) предприняли попытку обучить шимпанзе языку глухих.

Обучение началось, когда шимпанзе была в возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет.

К 4-летнему возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными.

Таким образом, речь человека тесно связана с мышлением и является основным средством человеческого общения.

2. В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах.

Рассмотрим эти виды.

Речь подразделяется на внешнюю, внутреннюю и эгоцентрическую.

Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество -- доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной.

Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание.

Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной.

Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности.

Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей

на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь.

У человека качества письменной и устной речи могут не совпадать.

Например, прекрасный оратор может испытывать затруднения при письменном изложении своей речи и наоборот.

Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую.

Монологическая речь -- речь одного человека.

Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами.

Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами.

Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз.

Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь.

Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию.

В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями.

Контекстуальная речь -- более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих.

Эгоцентрическая речь -- речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих.

Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь.

У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь.

Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух.

Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой -- обслуживать интеллект человека.

Внутренняя речь -- речь про себя.Ее наиболее характерные черты -- это фрагментарность, отрывочность, сокращенность.

Существует следующий закон перехода внешней речи во внутреннюю: в первую очередь сокращается подлежащее, а остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения, в словах в первую очередь идет сокращение гласных.

Экспериментально доказано, что внутренняя речь существенно влияет на решение умственных задач.

В опытах А.Н. Соколова взрослым испытуемым предлагалось прослушать текст или решить несложный арифметический пример и при этом одновременно декламировать вслух хорошо выученные стихи, либо произносить одни и те же простые слоги («ба-ба» или «ля-ля»).

Эксперимент показал, что при таких условиях смысл текста не улавливался, а воспринимались лишь отдельные слова, решение задачи также затруднялось, а это может означать, что процесс мышления предполагает активную внутреннюю работу артикуляционного аппарата.

Подобного рода опыты организовывались и с младшими школьниками.

Оказалось, что простой зажим языка зубами уже вызывал серьезные затруднения в чтении и понимании текста и наличие грубых ошибок при письме.

Таким образом, виды речевой деятельности разнообразны и используются в зависимости от ситуации общения.

Воображение

Понятие о воображении.

Виды воображения.

Функции воображения.

Развитие воображения.

1. Воображение -- это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.

Можно выделить четыре типа представлений воображения:

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;

исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;

сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;

образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в. Образы воображения могут создаваться различными путями.

Наиболее распространенными являются следующие способы.

1. Агглютинация -- это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.

Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги.Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.

2. Акцентирование -- выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.

Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

3. Типизация -- самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.

Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Воображение не может возникнуть на пустом месте, для этого требуется преобразовать материал, полученный из воспринятого ранее.

Например, сказочная Баба Яга -- это просто страшная старуха с крючковатым носом, и ее избушка также состоит из хорошо знакомых частей (изба + куриные лапы).

Ученые часто создают новую технику, основываясь на том, что есть в природе.

Благодаря воображению человек способен разумно и творчески планировать свою деятельность и управлять ею.

Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.

2. Выделяются следующие виды воображения:

активное (произвольное) -- пассивное (непроизвольное);

ародуктивное (творческое) -- репродуктивное (воссоздающее). Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без

сознательных намерений со стороны человека.

Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения.

Вопросы, связанные со сновидениями, всегда интересовали человека.

Еще в Древней Спарте существовали специально назначаемые чиновники -- эфоры, основной обязанностью которых было спать в храмах и видеть сны, на основании которых затем принимались государственные решения и законы.

Большинство наших сновидений представлено в виде зрительных образов, что свидетельствует об их связи с внешним миром, ведь большую часть информации мы воспринимаем с помощью зрительного анализатора.

Примерно в 4-х случаях из 100 встречаются звуковые сны, 2,5% снов -- «вкусовые» и 0,5% -- «обонятельные».

Согласно некоторым гипотезам, сны предназначены для выполнения охранительной функции, ведь в древности по ночам человеку очень часто грозила опасность.

Ученый В. Н. Касаткин, проанализировав 41 тыс. сновидений, пришел к выводу, что мозг с помощью «ночных картин» предупреждает нас о грозящих заболеваниях задолго до появления первых симптомов.

В процессе сна мозг сам указывает человеку на больной или заболевающий орган, причем, как правило, человек видит не себя, а другого человека с какой-то выраженной аномалией («Теория сновидений»).

Часто сны связаны с тревожными состояниями человека, а иногда и с неврозами.

Сновидения таких людей очень яркие, наполненные образами, чаще неприятными, характерны «тупиковые» сновидения, когда человек ищет выход из лабиринта, дома, города и т. п.

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека.Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Например, в основе такого направления в искусстве, как натурализм, а отчасти и реализм, лежит создание картин, в точности воспроизводящих действительность.

Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина можно изучать русскую флору, так как на его полотнах все растения написаны с «документальной» точностью.

Продуктивное воображение -- новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности.

Такие направления изобразительной деятельности, как абстракционизм, кубизм и т. д. возникли как результат того, что художника не устраивает точное воссоздание реальности.

Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным.

Конструкторы, изобретая летательные аппараты, анализировали полеты птиц и т.д.

Следует также выделить и такие виды воображения, как мечта (создание образов желаемого будущего) и грезы (человек «живет» в мире, который создал в своем воображении).

3. Воображение в жизни человека выполняет специфические функции

Рассмотрим эти функции подробнее.

Тесная связь с мышлением дает возможность создавать образы действительности, пользоваться ими при решении задач.

С помощью воображения человек способен регулировать свое эмоциональное состояние, хотя бы частично удовлетворять потребности, снижая тем самым возникающую напряженность.

3. Воображение принимает участие в волевой регуляции состояний человека и деятельности познавательных процессов.

Вызывая определенные образы, можно оказывать влияние на восприятие, воспоминания, мысли и чувства.

4. Благодаря воображению человек способен выполнять действия в уме, манипулируя не реальными предметами, а образами этих предметов.

5. Воображение участвует в планировании деятельности, оценке точности их выполнения, ходе реализации.

С помощью воображения человек способен регулировать свое психофизиологическое состояние, настраиваясь на предстоящие события.

Широко известны факты, когда лишь с помощью воображения, прикладывая волевые усилия, человек изменял ритмику дыхания, кровяное давление, частоту пульса, температуру тела.

Именно эти данные положены в основу аутотренинга.

У некоторых людей фантазия настолько богата, что они, воображая у себя наличие различных заболеваний, могут действительно спровоцировать их возникновение.

Достаточно известное явление -- идеомоторный акт, суть которого в том, что, представляя какое-нибудь движение, можно вызвать само это движение.

С эти фактом знакомы артисты эстрады, которые демонстрируют публике номера по нахождению спрятанных в зале предметов.

Суть номера в том, что артист улавливает микродвижения рук или глаз человека, спрятавшего предмет.

Итак, функции воображения помогают решать многие актуальные проблемы и часто опираются на наше подсознание.

мышление речь воображение

4. Воображение очень тесно связано с мышлением, так как мысль неотделима от образа.

Именно поэтому все, что развивает мышление, также способствует развитию воображения.

Рассмотрим некоторые направления, которых следует придерживаться в развитии воображения.

Развитию воображения способствует игровая деятельность, например: игры со словами, в фантастические гипотезы («что было бы, если бы…»), сочинение сказок, стихов, рисование, лепка. Очень полезны для развития воображения ролевые игры.

Чтение книг способствует развитию воображения. Особенно полезны в этом направлении описания персонажей, интерьера, природы.

Развитию воссоздающего воображения помогает изучение разных географических карт.

Путешествуя по карте, можно представлять страны, картины природы, местных жителей и т. д.

Всевозможные графические операции, чертежи, рисунки -- реальный путь развития технического творчества и воображения у детей.

Воображение невозможно развивать, не опираясь на жизненный опыт и знания.

Поэтому чем более широк круг познания, тем более богато и воображение.

Таким образом, развивая воображение ребенка, можно сформировать творческую, эмоционально богатую личность.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и теории возникновения воображения, его функции и классификация. Методы исследования воображения и творческих способностей. Психологическая природа ощущений, особенности их взаимодействия. Понятие и виды речи, ее роль в процессе коммуникации.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2013

    Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2006

    Психофизиологические состояния организма. Определение, виды, функции и развитие воображения. Основные теории происхождения воображения, его соотношение с ощущениями, восприятием, речью, памятью, мышлением и эмоциями. Полноценный образ реальности.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2009

    Общая характеристика воображения и мышления. Воображение, его процессы и виды. Основные особенности мышления, его основные формы, виды и операции мышления. Специфика воображения юриста и значение изучения предмета "юридическая психология" для юриста.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2010

    Понятие о природе воображения, отличие собственно воображения от образной памяти. Виды воображения, связь воображения и творчества, значение воображения в художественном творчестве. Преобразование действительности в воображении, его закономерные пути.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2009

    Общее представление о воображении. Особенности воображения в дошкольном возрасте. Виды и функции воображения дошкольника; этапы развития. Проявление воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2003

    Определение и виды воображения. Функции воображения, его развитие. Связь воображения с творчеством. Типы людей по характеру мышления по Юнгу. Особенности творческого мышления. Препятствия на пути к творческому мышлению. Модель интеллекта по Гилфорду.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Воображение как особая форма человеческой психики, ее отличительные признаки и значение. Понятие и особенности мысленного эксперимента. Влияние воображения и творчества на развитие познавательных процессов. Основные виды, источники и функции воображения.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Воображение как особая форма человеческой психики, его специфика, виды и функции. Понятие креативности, использование методики Торренса для определения креативного мышления. Влияние эмоций и творческой деятельности человека на развитие его воображения.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    Отражательно-регуляционная деятельность человека, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром. Психические процессы формирования идеальных образов и регуляции деятельности. Понятие о памяти, ощущениях, восприятии, мышлении, воображении.

Структура приема информации включает следующие этапы:

Р -> ОЧ-> НИ-> ГМ -> ОЩ -> ЦВ -> (ЭП) -> ОП -> (М) -> ОС = ВН.

Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует на органы чувств (ОЧ ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ ) предмета, который сопоставляется с эталонами памяти (ЭП ), в результате чего происходит опознание (ОП ) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта, посредством мыслительной деятельности (М ) происходит осмысление (ОС ), понимание информации. Внимание (ВН ) должно быть направлено на прием и понимание информации.

Ощущения

Восприятия

Память

Воображение

Мышление

отражение отдельных свойств предметов, непосредст-венно воздействующих на наши органы чувств

отражение предметов и явлений,
непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупно-сти свойств и признаков этих предметов

отражение прошлого опыта или запечатле-ние, сохранение и воспроизве-дение чего-либо

отражение будущего, создание нового образа на основе прош-лого опыта

высшая форма отражательной деятель-ности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ность развития

Рис. 2.1. Познавательные психические процессы

Ощущения - объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей:

  • рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
  • проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;
  • мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Выделяют виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые, температурные, болевые, кинестетические (ощущения движения тела), интероцептивные (ощущения о внутреннем состоянии организма).

Основные характеристики анализаторов

1) Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается J0 ). Сигналы, интенсивность которых меньше J0 , человеком не ощущаются. Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax ). Интеграл между J0 и Jmax носит название "диапазон чувствительности".
2) Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (D J ). Величина D J пропорциональна интенсивности сигнала J. D J/J = K - закон Вебера. Для зрительного анализатора K = 0,01 , для слухового - K = 0,1 .
3) Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.
4) Интенсивность ощущения (E ) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера - Фехнера) E = k lo g J + c.
5) Временный порог - минимальная деятельность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tg a = h/2L , где a - угловой размер объекта, h - линейный размер, L - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин., минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов, объем восприятия составляют 4-8 элементов.
6) Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1-0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должен быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.
Инженерам, проектирующим и эксплуатирующим современную технику, необходимо знать и учитывать психологические возможности человека по приему информации, характеристики анализаторов человека. Основные характеристики анализаторов приведены в табл. 2.1,2.2,2.3.

Различают две основные формы изменения чувствительности: адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться, например адаптация к яркому свету, сильному запаху);
сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.
Восприятие - целостное отображение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединение основных и наиболее существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции . Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия

1. Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие - система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия - благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например люди, когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими - в то же время строители, работающие постоянно на высоте сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу без искажения их размеров.
3. Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос "что это такое?"

Виды восприятия

Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. д.

Восприятие зависит от уровня внимания человека.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Функции внимания

1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;
2) функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействий;
3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.
Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Качества внимания

концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте;
объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;
устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.
Однако и дефицит раздражителей, информации - фактор неблагоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (сенсорная депривация, когда человека помещают в звуконепроницаемую камеру, одевают светонепроницаемые очки, помещают в теплую ванну для снижения кожной чувствительности), то нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями он теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась константность восприятия.

Все это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный приток сигналов из внешней среды . В то же время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам. Эти ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой внимания - его фиксированным объемом. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке. Но все-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.

· Ощущение

· Восприятие

· Представление


· Внимание

· Память

· Мышление



· Речь

· Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы. Информация об окружающей нас среде попадает в кору головного мозга через органы чувств.



С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологич. основа ощущений – деятельность анализаторов (рецептор + нервный путь + центральные корковые отделы анализаторов).

Свойства ощущений:

Адаптация (повышение/понижение чувствительности анализаторов в рез. непрерывного и длительного воздействия раздражителей)

Контраст (слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность)

Пороги ощущений (нижний = минимальное раздражение для возникновения ощущения, верхний = максимальное раздражение, сверх которого раздражение не ощущается, разностный = разница в интенсивности двух однородных раздражений, который можно ощутить)

Сенсибилизация (повышение чувствительности анализаторов)

Последовательные образы (продолжение ощущения, когда действие раздражения уже прекратилось)

Виды ощущений:

Экстерорецептивные – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные


Интерорецептивные – боль, равновесие, ускорение

Проприорецептивные – мышечно-двигательные.


· Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Виды восприятия:

В зависимости от цели: преднамеренные (в их основе – сознательно поставленная цель) / непреднамеренные (специально посталенной задачи нет, процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека).

В зависимости от степени организованности: организованное=наблюдение / неорганизованное.



В зависимости от форм отражения: пространства / времени / движения

Св-ва восприятий: избират-ть, предметность, апперцепция (завис-ть от прежнего опыта), осмысленность, константность, целостность.

Физические характеристики восприятий :

Форма, объемность, величина – осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Глубина, удаленность – монокулярное и бинокулярное зрение.

Линейная и воздуш. перспектива. Восприятия: правильные/искаж. (переоценка вертик. линий, неправ. восприятие величины предмета).

Восприятие времени – в его основе лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Восприятие последовательности явлений, длительности явлений, темпа, ритма, движения.

Восприятие движений – отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве: характер движения, форма движения, амплитуда, скорость, продолжительность, ускорение, направление.

· Представление – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внеш. мира, к-рые ранее воздействовали на органы чувств. Физиологич. основа представлений – "следы" в коре больших полушарий голов.мозга, к-рые остаются после реальных возбуждений ЦНС при восприятии.


Функции представления:

Сигнальная – отражение не только образа предмета, но и содержащейся многообразной инф-ции о нем

Регулирующая – отбор нужной инф-ции с учетом реальных условий предстоящей деятельности

Настроечная – ориентация деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействия окр.мира.

Виды представления:

По видам анализатора (деление условно): зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.

По степени обобщенности: единичные / общие.

По степ. проявления волевых усилий: непроизвольные / произв..

По продолжительности: оперативные, кратковременные, долговременные.


· Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Не имеет специального нервного центра. Сложная психическая функция. Характеризует общий склад личности, социальную направленность человека.

Возможности внимания : 7+/- 2 объекта, полная устойчивость 15-20сек., в теч.1сек. можно 3-4 раза переключить внимание.


Функции внимания:

Отбор значимых воздействий и игнорирование др. (побочных, незначимых),

Удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности,

Регуляция и контроль за данной деятельностью.


Свойства внимания:


Концентрация (сосредоточиться на главной задаче),

Избирательность (сосредоточиться на важных предметах – таможня),

Распределение (иметь в сознании несколько разнород. объектов),

Объем (количество объектов в сознании, воспринимаемые одновременно с одинаковой четкостью), -- интенсивность,

Устойчивость (спос-ть задерживаться на восприятии дан. объекта),

Отвлекаемость (отсутствие волевого усилия и интереса к объекту/деятельности),

Сосредоточенность (удержание внимания на одном объекте),

Переключаемость (быстро выключаться из одних и включаться в др. виды деятельности).


Виды внимания:

Преднамеренное – возникает в рез. сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью.

Сосредоточенное – внимание, направленное на к-л 1 объект / вид деятельности: динамическое / статическое.

Непреднамеренное – выз-ся внеш. причинам, такими как интенсивность раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта.

· Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что чел. отражал, делал, переживал. Лежит в основе любого психического явления. Обеспечивает единство и целостность личности. Обеспечивает нормальное функционир-е личности и общества. Единой гипотезы и феномене памяти нет. Есть много теорий: химическая, физическая, биохимическая, группа психологических и др.

Процессы памяти: запоминание (всегда избирательно), сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

Функции памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

Виды памяти:


По характеру психической активности: двигательная, наглядно-образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), эмоциональная, словесно-логическая.

По характеру целей деятельности: непроизвольная / произвольная.

По продолжительности удержания материала: долговременная, кратковременная, оперативная, мгновенная.

В зависимости от приемов запоминания: механическая / логическая.


Особенности памяти, свидетельствующие о ее продуктивности и эффективности : объем, быстрота, точность, длительность, готовность.

· Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта:


Вычленение образа предмета

Изменение величины объекта

Соединение частей объектов

Конструирование предмета/явления

Мысленное усиление/ослабление образов

Перенос на другие объекты

Создание новых образов на основе обощения.


Виды воображения: непроизвольное, произвольное (активное, с помощью волевых усилий), мечта (образ желаемого будущего), творческое (новые образы в процессе творческой деятельности), воссоздающее (на основе прочитанного/услышанного).

· Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предм. и явлений объектив.мира.


Всегда имеет опосредованный характер.

Опирается на имеющиеся у чел. знания об общих з-нах прир. и общ-ва.

Исходит из "живого созерцания", но не сводится к нему.

Это отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Находится в непрерывном единстве с речью.

Органически связано с практической деятельностью.


Операции мышления : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.


Виды мышления :

Наглядно-действенное (включено в деятельность),

Наглядно-образное (на основе предыдущих образов),

Словесно-логическое (задача решается в словесной форме),

Абстрактно-логическое (на основе отвлеченных понятий, которые нельзя представить).


Формы мышления:

Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета/явления (общие/единичные, абстрактные/теоретические/эмпирические),

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности (истинные/ложные, общие/частные/единичные),

Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии).

· Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи – язык – средство общения.

Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Функции речи: выражения, воздействия, обозначения, сообщения.

Виды речи: устная (монолог, диалог (тематический диалог = беседа)), письменная, внутренняя (=проговаривание, предназначена для обслуживания мышления конкретного человка)

Культура речи включает в себя: нормативность, речевое мастерство, точность, уместность, чистота, ясность.



Loading...Loading...