Презентация к уроку «Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма»

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.


Основная черта романтизма стремление противопоставить миру рассудка, закона, индивидуализма, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, верх воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе.


В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20- е гг. 19 в., обращается к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре.








ДЕЛАКРУА Эжен (26 апреля 1798, Шарантон, Сен - Морис 13 августа 1863, Париж)- французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно - напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях.






ЖЕРИКО Теодор (), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Его драматично - напряженные произведения отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени. Его творчество повлияло на реалистов сер. 19 в.




КОНСТЕБЛ Джон ()- английский живописец. Изображал обыденную национальную природу в ее свежести и изменчивости, воссоздавая трепетность световоздушной среды. Сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.


« Вид на Хайгет с Хэмстедских холмов ». Цветы в стеклянной вазе. Этюд. Строительство лодки во Флетфорде год.


Пашня год. Вид на собор в Солбери год.


Мария Бикнелл год. Шлюз и мельница в Дедхеме год.


ТЕРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям (23 апреля 1775, Лондон 19 декабря 1851, там же), английский живописец - пейзажист. Один из крупнейших представителей английского романтизма. Писал преимущественно морские пейзажи, картины на библейские, исторические и мифологические сюжеты, обнаруживая склонность к романтической фантастике.


1 из 18

Презентация - Романтизм в литературе - Художественная модель мира в литературе романтизма

Текст этой презентации

Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.
Булатова Инара Какановна, учитель русского языка и литературы КГУ «НСШ№2»

Цель:
- сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие; - развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь; - воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.

Литературное направление (течение)
- это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.

Романтизм (фр. romantisme)
- явление европейской культуры XVIII-XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
конфликт между личностью и обществом.

Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях: высокая страсть (любовь во всех её проявлениях); низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие). Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.

Основные черты романтизма:
- уход от реальной действительности; - утверждение положительного идеала; - бегство от современности; - абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности; - противопоставление прошлого настоящему; - индивидуализм, доведённый до культа личности.

Основные черты романтического героя:
- неприятие идеалов общества; - трагическое одиночество; - герой всегда яркая, исключительная личность; - свободолюбие героя; - герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой; - необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Романтики открыли для литературы
- диалектику психологических состояний; - характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; - тему «униженных и оскорбленных»; - исторический роман; - философскую сказку; - научно-фантастический роман; - психологический детектив; - романтическую поэму.

Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.

Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.

Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман мистицизм; интерес к философским аспектам бытия; противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
Влияние английского и французского романтизма
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье богоборческие мотивы; разлад личности и общества; проблематика «сильной личности» и «естественного человека»; экзотика сюжета и места действия.

Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
медитативность лирики; созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы; интерес к проявлению потусторонних сил.
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
пафос вольнолюбия; мотив разлада сильной личности с обществом; экзотизм сюжетов; немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».

Романтизм поэтов-декабристов
- социальная заострённость конфликта; критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского; интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический; пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным).

В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма: пассивный; активный или революционный.

Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?
Классицизм Идея служения государю и Отечеству. Обращение к образам античной литературы и искусства. Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности. Чувствительность. Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Романтизм Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории. Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности. Интерес к русской летописной истории.

Интернет – ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/ http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/ http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/ Литература в таблицах и схемах.Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009. Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2 Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Романтизм в литературе.

Художественная модель мира

в литературе романтизма.

Исмаилова Наталья У сеиновна,

учитель русского языка и литературы

КГУ ОСШ им.Т. Аубакирова


Цель:

Сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;

Развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;

Воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.


Литературное направление (течение)

Это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.


Романтизм (фр. romantisme )

Явление европейской культуры XVIII - веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.


Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,

  • конфликт между личностью

и обществом.


Романтическая личность

– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях:

высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);

низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).

Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.


Основные черты романтизма:

Уход от реальной действительности;

Утверждение положительного идеала;

Бегство от современности;

Абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;

Противопоставление прошлого настоящему;

Индивидуализм, доведённый до культа личности.


Основные черты романтического героя:

Неприятие идеалов общества;

Трагическое одиночество;

Герой всегда яркая, исключительная личность;

Свободолюбие героя;

Герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой;

Необычные, исключительные обстоятельства жизни.


Романтики открыли для литературы

Диалектику психологических состояний;

Характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия;

Тему «униженных и оскорбленных»;

Исторический роман;

Философскую сказку;

Научно-фантастический роман;

Психологический детектив;

Романтическую поэму.


Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.

Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.



Истоки русского романтизма

Влияние немецкого романтизма

Влияние английского и французского романтизма

И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман

Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье

  • мистицизм;
  • интерес к философским аспектам бытия;
  • противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
  • богоборческие мотивы;
  • разлад личности и общества;
  • проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
  • экзотика сюжета и места действия.

Истоки русского романтизма

В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский

Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов

  • медитативность лирики;
  • созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;
  • интерес к проявлению потусторонних сил.
  • пафос вольнолюбия;
  • мотив разлада сильной личности с обществом;
  • экзотизм сюжетов;
  • немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».

Романтизм поэтов-декабристов

Социальная заострённость конфликта;

  • критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;
  • интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
  • пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом

(социально-конкретизированным).


В советском литературоведении

было принято выделять два типа романтизма:

  • пассивный;
  • активный или революционный.

Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Идея служения

государю и Отечеству.

Сентиментальная идеализация действительности.

Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни.

Чувствительность.

Обращение к образам античной литературы и искусства.

Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории.

Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.

Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности.

Интерес к русской летописной истории.


Интернет – ресурсы :

  • http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
  • http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
  • http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
  • http:// vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
  • http ://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434 /
  • Литература в таблицах и схемах.Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.
  • Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.

http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага

http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1

http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Презентация познакомит с творчеством выдающихся живописцев Франции, Германии, Испании и Англии эпохи романтизма.

Романтизм в европейской живописи

Романтизм ‒ направление в духовной культуре конца XVIII ‒ первой трети XIX века. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Девиз революции «Свобода, равенство, братство!» оказался утопическим. Последовавшая за революцией наполеоновская эпопея и мрачная реакция вызвали настроения разочарования в жизни, пессимизма. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще ‒ в поисках смерти.

Содержание романтического искусства

В эпоху мрачной реакции властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон. Его герой Чайльд Гарольд ‒ мрачный мыслитель, терзаемый тоской, странствующий по свету в поисках смерти и расстающийся с жизнью без всякого сожаления. Мои читатели, уверена, сейчас вспомнили Онегина, Печорина, Михаила Лермонтова. Главное, что отличает романтического героя, это абсолютное неприятие серой, обыденной жизни. Романтик и обыватель ‒ антагонисты.

«О, пусть я кровью изойду,

Но дайте мне простор скорей.

Мне страшно задыхаться здесь,

В проклятом мире торгашей…

Нет, лучше мерзостный порок,

Разбой, насилие, грабеж,

Чем счетоводная мораль

И добродетель сытых рож.

Эй, тучка, унеси меня,

Возьми с собой в далекий путь,

В Лапландию, иль в Африку,

Иль хоть в Штеттин — куда-нибудь!»

Г. Гейне

Бегство от серой будничной жизни и становится основным содержанием искусства романтизма. Куда же романтик может «убежать» от обыденности и серости? Если Вы, мой уважаемый читатель, романтик в душе, то легко ответите на этот вопрос. Во-первых, привлекательным для нашего героя становится далёкое прошлое, чаще всего средневековье с его благородными рыцарями, турнирами, таинственными замками, Прекрасными Дамами. Средневековье идеализировалось и воспевалось в романах Вальтера Скотта, Виктора Гюго, в поэзии немецких и английских поэтов, в операх Вебера, Мейербера, Вагнера. В 1764 году вышел первый английский «готический» роман ужасов «Замок Отранто» Уолполла. В Германии в начале XIX века Эрнест Гофман написал «Эликсир дьявола», кстати, советую почитать. Во-вторых , замечательной возможностью «бегства» для романтика стала сфера чистого вымысла, создание мира вымышленного, фантастического. Вспомните Гофмана, его «Щелкунчика», «Крошку Цахеса», «Золотой горшок». Понятно, почему так популярны в наше время романы Толкиена и истории о Гарри Поттере. Романтики есть всегда! Ведь это состояние души, согласны?

Третий способ ухода романтического героя от действительности ‒ бегство в экзотические страны, не тронутые цивилизацией. Этот путь привёл к необходимости систематического изучения фольклора. В основу искусства романтизма легли баллады, легенды, былины. Многие произведения романтического изобразительного и музыкального искусства связаны с литературой. Шекспир, Сервантес, Данте вновь становятся властителями дум.

Романтизм в изобразительном искусстве

В каждой стране искусство романтизма приобретало свои национальные черты, но при этом для всех их произведений характерно много общего. Всех художников-романтиков объединяет особое отношение к природе. Пейзаж, в отличие от произведений классицизма, где он служил лишь декорацией, фоном, для романтиков приобретает душу. Пейзаж помогает подчеркнуть состояние героя. Полезно будет сравнить европейское изобразительное искусство романтизма с искусством и.

Романтическое искусство предпочитает ночной пейзаж, кладбища, седые туманы, Дикие скалы, руины старинных замков и монастырей. Особое отношение к природе способствовало рождению знаменитых пейзажных английских парков (вспомните регулярные французские парки с прямыми аллеями и подстриженными кустами и деревьями). Сюжетами произведений живописи часто становятся истории и легенды прошлого.

Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» содержит большое количество иллюстраций, знакомящих с творчеством выдающихся художников-романтиков Франции, Испании, Германии, Англии.

Если тема вас заинтересовала, возможно, вам, уважаемый читатель будет интересно познакомиться с материалом статьи «Романтизм: страстная натура» на сайте Артхив, посвящённом искусству.

Большинство иллюстраций в прекрасном качестве я нашла на сайте Gallerix.ru . Для тех, кто хочет углубиться в тему, советую почитать :

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Великие художники. Том 24. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 32. Эжен Делакруа. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. ‒ М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Лукичёва К.Л. История живописи в шедеврах. – Москва: Астра-Медиа, 2007.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е. А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Мировая художественная культура. XIX век. — СПб.: Питер, 2007.
  • Мини-энциклопедия. Прерафаэлизм. – Вильнус: VAB «BESTIARY», 2013.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Удачи!



Loading...Loading...