Презентация к уроку «Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма»
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.
Основная черта романтизма стремление противопоставить миру рассудка, закона, индивидуализма, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, верх воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20- е гг. 19 в., обращается к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре.
ДЕЛАКРУА Эжен (26 апреля 1798, Шарантон, Сен - Морис 13 августа 1863, Париж)- французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно - напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях.
ЖЕРИКО Теодор (), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Его драматично - напряженные произведения отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени. Его творчество повлияло на реалистов сер. 19 в.
КОНСТЕБЛ Джон ()- английский живописец. Изображал обыденную национальную природу в ее свежести и изменчивости, воссоздавая трепетность световоздушной среды. Сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.
« Вид на Хайгет с Хэмстедских холмов ». Цветы в стеклянной вазе. Этюд. Строительство лодки во Флетфорде год.
Пашня год. Вид на собор в Солбери год.
Мария Бикнелл год. Шлюз и мельница в Дедхеме год.
ТЕРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям (23 апреля 1775, Лондон 19 декабря 1851, там же), английский живописец - пейзажист. Один из крупнейших представителей английского романтизма. Писал преимущественно морские пейзажи, картины на библейские, исторические и мифологические сюжеты, обнаруживая склонность к романтической фантастике.
1 из 18
Презентация - Романтизм в литературе - Художественная модель мира в литературе романтизма
Текст этой презентации
Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.
Булатова Инара Какановна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «НСШ№2»
Цель:
- сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;
- развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;
- воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.
Литературное направление (течение)
- это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.
Романтизм (фр. romantisme)
- явление европейской культуры XVIII-XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях: высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);
низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).
Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.
Основные черты романтизма:
- уход от реальной действительности;
- утверждение положительного идеала;
- бегство от современности;
- абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;
- противопоставление прошлого настоящему;
- индивидуализм, доведённый до культа личности.
Основные черты романтического героя:
- неприятие идеалов общества;
- трагическое одиночество;
- герой всегда яркая, исключительная личность;
- свободолюбие героя;
- герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой; - необычные, исключительные обстоятельства жизни.
Романтики открыли для литературы
- диалектику психологических состояний; - характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; - тему «униженных и оскорбленных»;
- исторический роман;
- философскую сказку;
- научно-фантастический роман;
- психологический детектив;
- романтическую поэму.
Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.
Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман
мистицизм;
интерес к философским аспектам бытия;
противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
Влияние английского и французского романтизма
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье
богоборческие мотивы;
разлад личности и общества;
проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
экзотика сюжета и места действия.
Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
медитативность лирики;
созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;
интерес к проявлению потусторонних сил.
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
пафос вольнолюбия;
мотив разлада сильной личности с обществом;
экзотизм сюжетов;
немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».
Романтизм поэтов-декабристов
- социальная заострённость конфликта;
критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;
интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным).
В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма:
пассивный;
активный или революционный.
Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?
Классицизм Идея служения государю и Отечеству. Обращение к образам античной литературы и искусства. Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности. Чувствительность. Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Романтизм Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории. Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности. Интерес к русской летописной истории.
Интернет – ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/
Литература в таблицах и схемах.Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.
Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2 Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:
Романтизм в литературе.
Художественная модель мира
в литературе романтизма.
Исмаилова Наталья У сеиновна,
учитель русского языка и литературы
КГУ ОСШ им.Т. Аубакирова
Цель:
Сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;
Развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;
Воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.
Литературное направление (течение)
Это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.
Романтизм (фр. romantisme )
Явление европейской культуры XVIII - XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века . Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
- конфликт между личностью
и обществом.
Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях:
высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);
низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).
Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.
Основные черты романтизма:
Уход от реальной действительности;
Утверждение положительного идеала;
Бегство от современности;
Абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;
Противопоставление прошлого настоящему;
Индивидуализм, доведённый до культа личности.
Основные черты романтического героя:
Неприятие идеалов общества;
Трагическое одиночество;
Герой всегда яркая, исключительная личность;
Свободолюбие героя;
Герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой;
Необычные, исключительные обстоятельства жизни.
Романтики открыли для литературы
Диалектику психологических состояний;
Характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия;
Тему «униженных и оскорбленных»;
Исторический роман;
Философскую сказку;
Научно-фантастический роман;
Психологический детектив;
Романтическую поэму.
Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения.
Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
Влияние английского и французского романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье
- мистицизм;
- интерес к философским аспектам бытия;
- противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
- богоборческие мотивы;
- разлад личности и общества;
- проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
- экзотика сюжета и места действия.
Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
- медитативность лирики;
- созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;
- интерес к проявлению потусторонних сил.
- пафос вольнолюбия;
- мотив разлада сильной личности с обществом;
- экзотизм сюжетов;
- немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».
Романтизм поэтов-декабристов
Социальная заострённость конфликта;
- критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;
- интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
- пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом
(социально-конкретизированным).
В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма:
- пассивный;
- активный или революционный.
Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?
Классицизм
Сентиментализм
Романтизм
Идея служения
государю и Отечеству.
Сентиментальная идеализация действительности.
Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни.
Чувствительность.
Обращение к образам античной литературы и искусства.
Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории.
Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.
Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности.
Интерес к русской летописной истории.
Интернет – ресурсы :
- http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
- http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
- http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
- http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
- http:// vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
- http ://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434 /
- Литература в таблицах и схемах.Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.
- Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки)
http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага
http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1
http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Презентация познакомит с творчеством выдающихся живописцев Франции, Германии, Испании и Англии эпохи романтизма.
Романтизм в европейской живописи
Романтизм ‒ направление в духовной культуре конца XVIII ‒ первой трети XIX века. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Девиз революции «Свобода, равенство, братство!» оказался утопическим. Последовавшая за революцией наполеоновская эпопея и мрачная реакция вызвали настроения разочарования в жизни, пессимизма. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще ‒ в поисках смерти.
Содержание романтического искусства
В эпоху мрачной реакции властителем дум стал английский поэт Джордж Байрон. Его герой Чайльд Гарольд ‒ мрачный мыслитель, терзаемый тоской, странствующий по свету в поисках смерти и расстающийся с жизнью без всякого сожаления. Мои читатели, уверена, сейчас вспомнили Онегина, Печорина, Михаила Лермонтова. Главное, что отличает романтического героя, это абсолютное неприятие серой, обыденной жизни. Романтик и обыватель ‒ антагонисты.
«О, пусть я кровью изойду,
Но дайте мне простор скорей.
Мне страшно задыхаться здесь,
В проклятом мире торгашей…
Нет, лучше мерзостный порок,
Разбой, насилие, грабеж,
Чем счетоводная мораль
И добродетель сытых рож.
Эй, тучка, унеси меня,
Возьми с собой в далекий путь,
В Лапландию, иль в Африку,
Иль хоть в Штеттин — куда-нибудь!»
Г. Гейне
Бегство от серой будничной жизни и становится основным содержанием искусства романтизма. Куда же романтик может «убежать» от обыденности и серости? Если Вы, мой уважаемый читатель, романтик в душе, то легко ответите на этот вопрос. Во-первых, привлекательным для нашего героя становится далёкое прошлое, чаще всего средневековье с его благородными рыцарями, турнирами, таинственными замками, Прекрасными Дамами. Средневековье идеализировалось и воспевалось в романах Вальтера Скотта, Виктора Гюго, в поэзии немецких и английских поэтов, в операх Вебера, Мейербера, Вагнера. В 1764 году вышел первый английский «готический» роман ужасов «Замок Отранто» Уолполла. В Германии в начале XIX века Эрнест Гофман написал «Эликсир дьявола», кстати, советую почитать. Во-вторых , замечательной возможностью «бегства» для романтика стала сфера чистого вымысла, создание мира вымышленного, фантастического. Вспомните Гофмана, его «Щелкунчика», «Крошку Цахеса», «Золотой горшок». Понятно, почему так популярны в наше время романы Толкиена и истории о Гарри Поттере. Романтики есть всегда! Ведь это состояние души, согласны?
Третий способ ухода романтического героя от действительности ‒ бегство в экзотические страны, не тронутые цивилизацией. Этот путь привёл к необходимости систематического изучения фольклора. В основу искусства романтизма легли баллады, легенды, былины. Многие произведения романтического изобразительного и музыкального искусства связаны с литературой. Шекспир, Сервантес, Данте вновь становятся властителями дум.
Романтизм в изобразительном искусстве
В каждой стране искусство романтизма приобретало свои национальные черты, но при этом для всех их произведений характерно много общего. Всех художников-романтиков объединяет особое отношение к природе. Пейзаж, в отличие от произведений классицизма, где он служил лишь декорацией, фоном, для романтиков приобретает душу. Пейзаж помогает подчеркнуть состояние героя. Полезно будет сравнить европейское изобразительное искусство романтизма с искусством и.
Романтическое искусство предпочитает ночной пейзаж, кладбища, седые туманы, Дикие скалы, руины старинных замков и монастырей. Особое отношение к природе способствовало рождению знаменитых пейзажных английских парков (вспомните регулярные французские парки с прямыми аллеями и подстриженными кустами и деревьями). Сюжетами произведений живописи часто становятся истории и легенды прошлого.
Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» содержит большое количество иллюстраций, знакомящих с творчеством выдающихся художников-романтиков Франции, Испании, Германии, Англии.
Если тема вас заинтересовала, возможно, вам, уважаемый читатель будет интересно познакомиться с материалом статьи «Романтизм: страстная натура» на сайте Артхив, посвящённом искусству.
Большинство иллюстраций в прекрасном качестве я нашла на сайте Gallerix.ru . Для тех, кто хочет углубиться в тему, советую почитать :
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
- Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Великие художники. Том 24. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
- Великие художники. Том 32. Эжен Делакруа. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. ‒ М.: Искусство, 1992
- Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Лукичёва К.Л. История живописи в шедеврах. – Москва: Астра-Медиа, 2007.
- Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е. А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Мировая художественная культура. XIX век. — СПб.: Питер, 2007.
- Мини-энциклопедия. Прерафаэлизм. – Вильнус: VAB «BESTIARY», 2013.
- Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
- Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.
Удачи!