Стенография - что это такое? Основы и знаки стенографии. Определение стенография общее значение и понятие

Стенография (узкопись, теснопись) – это разновидность письма посредством набора знаков, сокращений, позволяющих быстро фиксировать устную . Скоропись, зародившаяся в Древнем Египте, обрела настоящее название и нынешний алфавит благодаря Джону Уиллису в начале семнадцатого века.

Стенография – совокупность знаков, оформленных согласно геометрическим или курсивным принципам. В основе геометрической систем лежат геометрические фигуры (круг, сектор, эллипс, горизонтальные, вертикальные или диагональные линии).

Геометрическая система предназначена для записи односложных слов и сочетаний, обозначающих действие в будущем времени. Курсивная система распространена в европейских странах, а также России.

Особенность состоит в подъеме при написании гласных и опускании при написании согласных букв. По типу скорописи выделяют морфологические и фонетические системы. В первой графемы обозначают морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание), во второй записывают звуки – фонемы.

Известные системы

Исаак Питман – создатель фонетической системы, которую в сороковых годах девятнадцатого столетия представили в виде труда под названием «Фонография». Согласно данному принципу слова записывались соответственно их звучанию.

Так по Питману согласные представлены в виде геометрических линий, а гласные на письме обозначаются точками, штрихами. По толщине штрихов определяется звонкость и глухость звуков. Система Питмана официально применяется для записи в английском парламенте.

Система Дюплюайе основана на различном наклоне знаков. Многие графемы напоминают иероглифы, имеют причудливые очертания. Этот вид скорописи пропагандировался миссионерами в Новом Свете.

Стенография Грегга представлена минимумом символов. Так гласные обозначены значком, расположенным над графемой, ниже графемы или пересекает ее. В этой системе имеет место прямое и обратное написание символов. Суть принципа сводится к применению округлых графем с наклоном. Последнее сделало систему второй по распространенности в мире.

Кому пригодится этот навык

Владеющий данной техникой, не останется незамеченным, все, заглядывающие в его записи, невольно зададут вопросы об эффективности метода, о сроках овладения скорописью.

Способность быстро фиксировать тексты на бумажном носителе пригодится сотрудникам крупных компаний, где поток информации постоянно обновляется, а успеть нужно многое. Ведение записей избавляет стенографирующего от опасений, что посторонние проникнут в его мысли, идеи, планы.

Конспектирование методом скорописи предостережет от попыток любопытных коллег или знакомых проникнуть в личную информацию. Электронные и звуковые носители – не гарантия защиты данных и тем более удобства работы с текстом. Так при необходимости проанализировать определенный момент разговора необходимо заниматься перемоткой или прослушивать запись целиком.

Напротив, при ведении записей или конспектов посредством метода стенографии зафиксировать главную мысль можно сразу, попутно внося собственные заметки на полях. Такой подход облегчает работу с текстом в дальнейшем и способствует лучшему восприятию информации.

Запись речи рутинным способом – сокращение слов при написании получается не у каждого. В подобной ситуации овладение навыками стенографии пойдет на пользу и позволит своевременно записывать устную речь. Стенография – , которой подойдет:

  • секретарям;
  • журналистам;
  • студентам;
  • врачам;
  • юристам.

В журналистике скоропись позволит фиксировать информацию различного объема в короткие сроки, да и диктофон не всегда может оказаться под рукой (кто знает, когда встретится интересное интервью или гениальная мысль).

Студентам, особенно медицинских вузов и колледжей, этот навык будет не лишним. Постоянная тренировка памяти, запись большого потока текстов, многие из которых не раз пригодятся при подготовке к очередному экзамену.

Изучение стенографии: алфавит и последующие шаги

Стенографии – алфавит, символы которого включают элементы традиционных букв. Сокращение приставок, окончаний позволяет записывать сложные слова несколькими движениями кисти.

Научиться стенографировать может каждый

Приступить к скорописи может каждый желающий, достаточно запастись терпением, тетрадью или блокнотом, парой ручек. Не требуется особой подготовки, данный метод доступен абсолютно каждому, а необходимые вложения минимальны.

Стенографический алфавит включает элементы рукописных букв, что облегчает запоминание. Для успешного освоения метода требуется регулярность, знание определенных правил, что избавит от необходимости запоминать тысячи сокращений.

Для упрощения запоминания графем сравните их с элементами соответствующих букв. Это позволит, увидев сходства, легче запомнить алфавит. Первое время записи лучше вести в тетрадях в косую линию — это приучит к аккуратности и поможет сделать почерк разборчивым.

На начальных стадиях пишите медленно, но точно воспроизводя очертания знаков – необходимое условие, которое поможет разбираться в собственных записях. Графемы, обозначающие согласные, в большинстве одномерные (лишь шесть принадлежат к малым – меньшего размера) и пишутся с наклоном:

  • например, буква «Б». При написании учитывайте, что узкий овал начинается от основной линии тетради, идет вверх, далее влево, заканчиваясь в первоначальной точке.
  • «В» напоминает загнутый вверх рыболовный крючок, нижняя часть которого равна трети расстояния между основной и контрольной линией.
  • «Г» строчная рукописная.
  • «Д» хвостик рукописной буквы и длинная спинка.
  • «Ж» первая треть рукописной буквы (похожа на перевернутую графему буквы В).
  • «З» напоминает восьмерку с открытой влево верхней половиной.
  • «К» прямая с небольшим наклоном влево.
  • «Л» точка чуть вытянутая влево.
  • «М» последняя треть строчной м.
  • «Н» знак тильда.
  • «П» наклонная с крючком, направленным вправо.
  • «Р» пишется как Б, но меньшего размера.
  • «С» нижняя половина строчной с.
  • «Т» подкова открытая книзу.
  • «Ф» напоминает восьмерку.
  • «Х» подобна печатной р. 4
  • «Ц» петля, похожая на конечную часть (хвостик) рукописной буквы Ц.
  • «Ч» похожа на графему буквы М, но более выпуклая.
  • «Ш» Одномерный S — образный знак.
  • Малый S — образный знак, конечная часть буквы «Щ».

Так к малым знакам принадлежат знаки л, н, р, с, т, щ. Гласные – это соединительные линии разной длины и наклона, от чего зависит положение следующего знака согласной.

Компьютерная скоропись включает овладение слепой десятипальцевой печатью. Это позволяет считывать , одновременно вбивая его на клавиатуре. При этом каждый палец занимает четко определенную позицию. Приступать к методу следует после освоения основных навыков работы с компьютером.

Овладение данной методикой требует определенного положения пальцев. Так большие установлены на кнопке пробел, указательные на буквах а и о (найти последние вслепую просто, так как они обозначены точками или штрихами). Остальные пальцы располагаются во втором ряду справа и слева от больших.

Работа за компьютером требует от сидящего прямой осанки, локти должны лежать на столе, образовав прямой угол. Цель обучения на ранних стадиях – приучить пальцы к определенному положению, соответствующему определенной букве.

При нажиме работающего пальца остальные сохраняют свои позиции. Последнее достигается многократным выполнением однотипных упражнений, следя за кратностью и ритмичностью контакта с клавиатурой. Главное запомнить клавиатуру тактильно, а не зрительно. С этой целью можно закрыть рабочее поле листом бумаги, затем выполнять упражнения.

Компьютерная стенография оптимизируется, создается ряд программ для быстрой записи, наделенных следующими свойствами:

  1. Для ввода достаточно переместить курсор с изображением буквы основного текста в рабочее окно.
  2. Локализация букв выполнена соответственно их фонетике, а каждой букве соответствует набор букв, объединенных по звучанию.
  3. При наведении на букву курсором открывается окно с возможными вариантами звучания последней.
  4. При введении двух-трех букв слова автоматически отыскиваются в словаре, затем достаточно лишь движения курсора и слово выводится в поле целиком. Таким образом, алфавитная информация может вводиться без кликов, что увеличивает скорость создания текстов на компьютере.

Стенография, как и любое занятие, требует регулярных тренировок, каждодневной практики. Овладеть скорописью может каждый, для этого следует руководствоваться определенными правилами, упорно упражняться в написании и чтении текстов.

Так, расшифровка текстов направлена на развитие памяти. Последнее позволяет запоминать большие отрывки текстов и ускоряет скорость их воспроизведения. Важно тренировать чтение и запись одновременно, достаточно не только записывать, но и расшифровывать тексты, стремясь точно воспроизводить графемы, и передавать смысл изложенного.

За какое время можно обучиться скорописи

Освоение навыка происходит медленно на ранних порах. Приступая к обучению, переписывайте готовые тексты, в точности воссоздавая все элементы. Далее приступайте к записи текста под медленную диктовку, возможно будут ошибки или затруднения при воспроизведении букв, однако – это нормальная практика.

Помните, что закрепление навыка происходит лишь на практике. Для начала тренировок подойдут простые слова, написание которых следует повторить несколько раз. Постепенно ускоряйте темп, достигнув стадии написания 60 слов в минуту, приступайте к освоению написания цельных текстов.

Совершенствуя навык, переходите к фиксации основных моментов текста в виде конспекта. Конспектирование поможет сосредоточиться на четком воспроизведении графем. Обращайте внимание на соединения, правильность последних – залог успешной передачи смысла информации.

Соблюдение правил написания – необходимое условие стенографии. Отрабатывайте навык ежедневно, придерживаясь условий скорописи, и результат не заставит себя ждать. Освоение письма начального уровня занимает до трех месяцев, однако все зависит от усидчивости, поэтому сроки могут варьировать для разных лиц.

Помните, занятия стенографией требуют соблюдения определенных принципов:

  1. Внимательно ознакомьтесь с правилами написания графем, сокращения элементов и их соединений.
  2. Помимо теоретических аспектов, требуется постоянное совершенствование навыков на практике.
  3. Обучение скорописи должно быть регулярным.
  4. При формировании навыка начинайте с медленного, но точного создания текста.
  5. Набор знаков должен подкрепляться прочтением написанного с исправлением ошибок.

Нет ни волшебной клавиатуры, ни волшебной авторучки, способной помочь в этой ситуации. Надо просто воспользоваться особыми значками, позволяющими и писать и печатать очень быстро, связно.

В одном сокращении кроется целое предложение. Без «выбросов» при записи и без последующей расшифровки при чтении. Писать сокращенными знаками так же просто, как и буквами — только графика выглядит компактнее.

Многократные повторения одинаковых текстов – необходимая работа над ошибками. Приучайте себя к аккуратному ведению записей, стенография не терпит небрежности, будьте терпеливы при овладении стенографией.

Этот вид фиксации информации поможет как студентам, так и работникам крупных компаний. Стенография тренирует , внимание, концентрацию – это тренировка для ума. В целом скоропись подобна освоению нового языка, а все новое способствует развитию новых нейронных связей.

В этом видео вы увидите лекцию по стенографии:

Словарь Ефремовой

Стенография

ж.
Способ быстрой записи устной речи с помощью системы особых условных знаков.

Толковый переводоведческий словарь

Стенография

система, базирующаяся на записи слов, а не мыслей, что неизбежно создает предпосылки для дословного перевода, снижает интеллектуальную активность в момент восприятия, порождает значительные трудности при оформлении перевода.

Словарь Ожегова

СТЕНОГРА ФИЯ, и, ж. Способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь.

| прил. стенографический, ая, ое.

Словарь Ушакова

Стенография

стеногра фия , стенографии, мн. нет, жен. (от греч. stenos-узкий и grapho-пишу). Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, дающий возможность быстро записывать устную речь.

Энциклопедический словарь

Стенография

(от греч. stenos - узкий, тесный и...графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4-7 раз), основана на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи. Стенография была известна в 4 в. до н. э. в Афинах, в 1 в. до н. э. - в Риме. Термин "стенография" введен в 1602 в Англии.

Грамматологический словарь

Стенография

(от греч. στενός «узкий», γράφω «пишу») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Стенографические приемы записи слов в Древнем Египте (т.н. демотика) Автором древнеримской стенографии считается Тирон (1 в. до н. э.) одно из изобретений которого – титло – продержалось в кириллице до 18 в. Т.н. «тироновых нот» насчитывалось несколько тысяч.

В нашей стране в 1820 вышла одна из первых книг по стенографии на русском языке «Графодромия, или искусство скорописи» М.А. Корфа. Первая современная система стенографии была введена англичанином Дж. Уиллисом в 1602, который разработал т.н. геометрический принцип стенографии:

Этот принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Другое направление в стенографии – курсивное предложил немец Габельсбергер в 1834. Последнего принципа придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю. Примеры:

Следует разграничить понятие стенография на три составные части:

а. Скорость письма (См. ). Например, «сто» − сто.

б. Сокращение слов (См. ) отбрасыванием начала, конца слова (при помощи точки или титло), его середины (посредством дефиса или титло, либо при помощи особых знаков). Например, «структура» – стр-ра, .ктура, стр., стрктра (консонантный принцип); «бог» – БГ, «параграф» – §, «годы» – гг. (идеографический принцип) «светотень» – с/т.

в. Плотность письма (См. Плотность текста) вызывает позиционное варьирование знаков (одинаковые знаки в разных позициях считаются разными) и вместе с тем стенография приобретает частично слоговой характер: и т.д.

Стенография (особенно «геометрическая» ее разновидность) оказала заметное влияние на создание письменностей для аборигенов Северной Америки (алгонкины, атапаски, эскимосы) и племен Южного Китая (мяо, лису).

Самую раннюю систему стенографии изобрел греческий раб Марк Туллий Тирон в 63 до н.э. для записи речей Цицерона, хотя известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе. Сохранился из этой системы один знак (&), часто называемым тироновым знаком, или амперсандом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Стенография

(тахиграфия и много других названий - греч. скоропись ) - искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; для достижения этой цели пишут особыми простейшими знаками, и самые слова и слоги часто подвергаются различным сокращениям, что в результате дает экономию времени почти в 75% сравнительно с обыкновенным письмом и позволяет записывать речи ораторов. Так как выбор значков для С. большею частью произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, имеющих каждая свои достоинства и недостатки. Системы эти могут быть подразделены на 2 группы: в одних основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур; это так назыв. геометральные системы, наиболее употребляемые в Англии и Франции. Другие системы образуют свои знаки из частей обыкновенных букв и за основание знаков принимают овал и черту, наклоненную вправо, как и в обыкновенном письме; это - графические системы, употребляемые преимущественно в Германии. Последние системы более удобны для письма и более красивы в начертании. Как те, так и другие разнообразят основные знаки различными способами: знаки различаются по своей высоте, по наклону, по занимаемому месту, по утолщению и т. д. Современная С. стремится объединить все системы в одну, в которой по рациональному методу совмещались бы краткость, последовательность и легкость изучения; стараются обосновать С. на более или менее точных статистич. и экспериментально-физиологич. основаниях вместо прежнего произвола каждого изобретателя. Так как С. пользуется для своих целей особенностями словопроизводства в данном языке, то при переносе системы С. с одного языка на другой требуются большие или меньшие изменения системы. Искусство С. существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условным знаком записывались речи фараонов; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. В I в. до Р. Х. римский грамматик Тирон изобрел особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae); эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определенной системы. У римлян скорописцы (n o tarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта С. изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало еще существовать до времен Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иог. Тильбери составить новую латинскую С. (в XII в.). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI в. в Англии вновь появляется искусство С. и получает особенное развитие в конце XVIII в. Из Англии С. распространилась, начиная с XVII в., и на континенте. Наибольшего развития С. достигла в настоящее время в Сев.-Американских Соединенных Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии. Как средство записывать произносимые речи С. употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передается для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии, где есть наборщики, знакомые со С., стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются. Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 г. в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 г. появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы С .; таковы учрежденный в 1839 г. K ö nigliches Stenographisches Institut в Дрездене, учрежденный Дюплойе в 1872 г. Institut st é nographique des Deux-Mondes в Париже и учрежденный Питманом в 1851 г. Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный С., появился в Англии в 1842 г. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887 г., шестой - в 1897 г. В Англии первая попытка установить С., сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Питман, который своей "Фонографией" (1837) далеко превзошел других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787 г., но не имел там успеха. По распространенности С. в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана. Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и еще поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболе распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 - системы Прево-Делоней, 4 - других систем С. В Соединенных Штатах употребляются те же системы С., как и в Англии; преобладает система Питмана (введенная в 1844 г.), отчасти в первоначальной форме, отчасти в обработках Грегама (1858), Линдсдея (1862), Менсона (1867) и Бернса (1873); С. применяется в больших размерах в правительственных, судебных и частных учреждениях; много дам-стенографисток; всего в Соединенных Штатах 82 стенографических общества, в том числе несколько немецких, и 1 школа по системе Питмана. В Италии еще в 1678 г. Рамсей обработал итальянскую систему С. под назв. "Tacheographia"; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809), своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 г. получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографич. обществами с 610 членами. В Германии в 1678 г. появилась "Тахеография" Рамсея; в конце ХVIII в. имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами С.; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая С. стала на твердую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собою основывается у него отчасти еще на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение С. Число систем С. в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера, Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем С. заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер, Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 г. объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это - группа систем с символизацией гласных. В 1898 г. объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием "национальной стенографии"; это - группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии С. достигла высокой степени развития. С. по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединенная система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания С. ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897-98 гг. и в прусских военных школах введено необязательное обучение С. по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 г. в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея - 805). В Австро-Венгрии немецкая С. впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система С. для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка С. Штольце - Фенивесси и Габельсбергера - Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке С. появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для кроатского - Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10334 членами. В России первая попытка составления С. принадлежит Генри (1792), но она осталась незамеченной; затем были изданы "Графодромия, или искусство скорописи, соч. Г. Астье, переделанное и примененное к русскому языку бароном Модестом Корфом" (СПб., 1820); "С. или искусство писать так же скоро, как говорят, на русском и французском языках" (М., 1844); "Стенографическая азбука, или руководство к изучению искусства так же скоро писать, как и говорить, по методе, основанной на изображении букв точками или чертежами. Изданная С. П. К." (М., 1848); M. И. Иванов, "О С., или искусстве скорописи в применении ее к русскому языку" (СПб., 1858). Все эти руководства составлены по геометрическим системам и заимствованы у французов. Самая С. не имела особенного успеха. Большее внимание было обращено на С. при введении судебных уставов, когда правительство назначило премию за лучшее руководство по С. в применения к русскому языку; премия не досталась никому, но комиссия при министерстве народного просвещения нашла, что способы П. Ольхина по системе Габельсбергера и И. Паульсона и Я. Мессера - по системе Штольце наиболее практичны. Система Ольхина была издана под заглавием "Руководство к русской С. по началам Габельсбергера" (СПб., 1866; З изд., СПб., 1874), сочинение Паульсона и Мессера - под заглавием "Русская краткопись, или С. по началам Штольце" (СПб., 1864).

СТЕНОГРАФИЯ I.

СТЕНОГРАФИЯ II.

Сначала деятелность русских стенографов ограничивалась составлением подробных отчетов по уголовным и гражданским процессам; затем начали записывать заседания ученых обществ, акционерных, земских и других собраний; впоследствие к услугам С. стали прибегать редакции газет, писатели, переводчики с иностранных языков и другие деловые люди. Вообще С. не получила прочного развития в России; наибольшее применение имеют системы Габельсбергера и Штольце в вышеуказанных обработках. По системе Габельсбергера в обработке Ольхина С. разделяется на 3 отдела: словоначертание, или буквосочетание, дающее правила соединения простейших знаков - словосокращение, говорящее о сокращенном обозначении известных частей слов, - и словоусечение, дающее правила пропуска или усечения части слов. Словоначертание. При С. слова пишутся вообще с таким же наклонением знаков, как и в обыкновенном письме; одни знаки пишутся средних размеров, другие выдаются вверх или вниз или и вверх, и вниз; первые знаки, имеющие размер обыкновенных букв, называются мерными; кроме того, употребляются знаки полумерные, малые (ниже полумерных) и длинные. Отдельные стенографические знаки в большинстве случаев означают не отдельные буквы, а слоги; гласные, находящиеся в слогах, по возможности символизируются в согласном, которому придается особое положение или форма: так, соединительная черта между согласными, а также выходящая из них или входящая в них горизонтальная или косвенная волосная черта означает существование гласного вообще; при отсутствии точнейшего обозначения, такая черта выражает е ; утолщение нисходящей части знака согласного означает символически гласный а, следующий за согласным и т. д. Если символика невозможна, то гласные означаются слитно, т. е. соединением характеристической части согласного с гласным; если же и это невозможно, то гласные выписываются особенными знаками. Словосокращение. Буквы, вставленные только для благозвучия, не выражаются, если они требуют начертания особенного знака; некоторые приставки выражаются особенными знаками, которые связываются с корнями; сложные приставки пишутся слитно и соединяясь между собою как можно теснее; некоторые прилагательные и существительные употребляются в виде приставок и выражаются сокращенно; в окончаниях (склонений и спряжений) пишется только знак, характеризующий окончание. Числительные выражаются цифровыми знаками по возможности упрощенными; повторение цифры означается подчеркиванием; знаки сотен и тысяч означаются словом сто или тысяча. Словоусечение . При словоусечении исключается или усекается некоторая часть слова; одни усеченные слова употребляются лишь при удобном случае, другие - постоянно; последнего рода усечения представляют собою знаки, которые сами по себе большею частью означают слова; они называются самословами, значками или условными знаками. Самословами выражается целый ряд слов; слова, производные от этих слов, также выражаются самословами с прибавлением нужных букв. Усечение может быть произведено либо в формальной части слова (окончания), либо в материальной части (корне). Наконец, употребляются и знаки условные, как: означение общеизвестных цитат, пословиц первым и последним словом, между которыми ставится черта; знак! (милостивый государь), !!(милостивые государи) и т. д. Ср. S cott de Martinville, "Histoire de la sté nographie" (Пар., 1849); Guenin, "Recherches sur l"histoire etc. de la st é nographie" (П., 1880); Pitman, "A history of shorthand" (3 изд., Лонд. и Бат, 1891); Westby-Gibson, "The bibliography of shorthand" (ib., 1887); Moser, "Allgemeine Geschichte der Stenographie" (т. 1, Лиц., 1889); Faulmann, "Geschichte und Litteratur der Stenographie" (Вена, 1895); Ершов, "Обзор русск. стенографических систем" (СПб., 1880); Zimmermann, "Geschichte der Stenographie" (Вена, 1897); Ziebig, "Nachträ ge zur Geschichte und Litteratur der Geschwindschreibekunst" (Дрезд., 1899); I. Depoin, "Annuaire St é nographique international" (Пар., 1889). Кроме того, целый ряд учебников и руководств различных систем С. на всех языках; на русском, кроме вышеупомянутых: А. Горшенов, "Учебник практической С." (СПб., 1893); В. Кривош, "Самоучитель русской скорописи" (Стенография, Петроград, 1893); И. Паульсон и Я. Мессер, "Практическое руководство к изучению русской С. по началам Штольце" (4 изд., СПб., 189 2) и мн. др. Разработка различных вопросов С. посвящены также многочисленные специальные периодические издания: "Deutsche Stenographenzeitung" (сист. Габельсбергера), "Stenographische Vierteljahrsscrhift" (то же), "Magazin f ü r Stenographie" (сист. Штольце-Шрей), "Archiv f ü r Stenographie" (то же), "Der Nationalstenograph" (национ. сист.), "Pionier" (сист. Роллера), "Меrkesiana" (сист. Меркеса) и др.

Стенография (от греч. уфеньт «узкое» и гсЬцейн «письмо») - применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Существуют также названия брахиграфия и тахиграфия (от греч. brachys «короткий» и tachys «быстрый»). Сокращения, а также упрощение в начертании отличают эти системы от чисто алфавитных. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз.

В настоящее время стенографические системы делятся на две группы - геометрические и курсивные (нотные алфавитоидные) системы. Т.н. "геометрические скорописные системы" берут за основу круг или эллипс, части круга, и прямые линии размещены строго горизонтально, вертикально или по диагонали. Первые современные системы сокращения были геометрическими. Таковыми были системы Питмана, Бойда, Тейлора, Прево-Делоне, Дюплюайе, Грегга (John Robert Gregg, 1867-1948, Ирландия, Shantonagh). Геометрический принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Курсивный принцип разработан в Германии, в который гласные обозначают подъемом или опусканием графем для согласных. Этого приема придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю.

Алфавитными были системы Грегга и Дюплюайе; смешанными (позиционными) алфавитами - немецкие система Арендса и Габельсбергера (например, частичное игнорирование гласных, например, пропуск "а" внутри слова), шведская Мелина; консонантными - Тейлора и Питтмана, Teeline Shorthand (разработана в 1968 Джеймсом Хиллом и принята Национальным советом по подготовке журналистов Великобритании); буквенно-слоговыми - Бойда, Реймиллер.

Достаточно редкое явление слоговая («антислоговая») стенография, изобретенная англичанином Р. Бойдом (Boyd) в 1903. В ней гласные обозначаются угловыми и петлеобразными знаками, а следующие за ними согласные - ориентацией этих знаков в пространстве. Здесь задействован принцип поворотной симметрии (знаки поворачиваются на 45°): af - Г, ad - L.

Еще одно подразделение - на морфологические и фонетические стенографические системы.

Система Грегга основана на частях эллипса, крестообразно перечеркнутого двумя наклонными линиями, скоропись Питтмана - на прямых линиях и четвертушках окружности, повернутых на различные углы.

В 1588 Елизавета I выдала патент доктору Тимоти Брайту на «более короткий вид записи букв в целях облегчения обучения». В том же году Брайт опубликовал свою систему скорописи под названием «Стенография: искусство более короткой, быстрой и секретной записи букв». Она использовала комбинацию прямых линий, кругов и полуокружностей для записи групп слов. Брайт утверждал, что его систему можно освоить за два месяца; позднее критики утверждали, что это сделать так же трудно, как выучить иностранный язык. Дюплюайе использовал вертикальные и горизонтальные линии разного размера.

Первая алфавитная стенографическая система на геометрической основе появилась в Англии в 1602 с книгой «Искусство стенографии» Джона Уиллиса. За этой системой последовали другие орфографические системы, среди них - тахиграфический алфавит Т. Шелтона (Thomas Shelton 1600-50), который использовали популярный мемуарист С. Пепис, И. Ньютон и Т. Джеферсон. Англичанин Дж. Рич стал первым, кто записал «Новый завет» и «Псалмы» стенографически.


В 18 в. появилось много новых систем; среди них - система Томаса Гурни, репортера суда в Оулд-Бейли. Молодой Чарльз Диккенс использовал систему Гурни, когда в начале 1830-х работал парламентским репортером «Морнинг кроникл».

Первая скорописная стенографическая система, высокопарно названная «искусство знаков речи», была разработана Францем Габельсбергером (Franz Xaver Gabelsberger; 1789-1849, Германия, Мюнхен) в Германии в 1834. Она была основана на латинском алфавите, являлась относительно простой для адаптации разных языков и потому получила широкое распространение в 19 в. в Австрии, Швейцарии, Скандинавии и России. В 1928 она была принята в Италии как официальная.

Конкурирующие системы в Германии - Штольце (почти идентичная Габельсбергеру) и Г. Роллера (Heinrich Roller). В 1924 разработана Унифицированная немецкая скоропись (DEK; Deutsche Einheitskurzschrift), принятая по сей день в Германии и Австрии.

Первая серьезная фонетическая стенографическая система, то есть базирующаяся на звуках речи, а не на правилах написания, появилась в Англии в 1783 в Универсальной стенографии Сэмюэля Тейлора (An essay intended to establish а standard for an universal system of Stenography, or Short-hand writing). Принятая в английском суде, система Тейлора вышла вскоре на международную арену, поскольку первые разновидности этой системы были напечатаны в нескольких европейских странах и в 1819 в США.

В скорописи Тейлора гласные писались только в начале и конце слов, некоторые звуки обозначались одинаковой графемой (s-z, j-g и т.д.). Знаки чисто формально напоминают слоговую письменность индейцев Канады. Изолированные буквы означают слова, например: b (be, been, by), d (do, did), f (of, off, if), g (go, give, God, judge) и т.д.

Наиболее популярные системы стенографии, если брать время с 19 века, были изобретены Исааком Питманом (1813-1897) и Джоном Робертом Греггом. В 1837Питман создал фонетическую систему, названную им «Стенографическая запись звуков» (система эта очен6ь похожа на скоропись Джона Байрома). Переизданная в 1840 под названием «Фонография», эта книга ознаменовала прорыв в создании реально действенной скорописи, в которой все слова записывались строго в соответствии со звуком. В 1852 брат Питмана перевез эту систему в США и основал Фонографический институт в Цинциннати, штат Огайо. 97% стенографов Северной Америки к 1887 использовали систему Питмана или ее модифицированную версию.

Графемы согласных звуков в скорописи Питмана представляли собой геометрические линии. Гласные звуки записываются с помощью точек, штрихов или других значков, расположенных рядом с соответствующей согласной графемой. Если гласный предшествует согласному, первый записывается над или до согласной графемы, а если гласный следует за согласным, то записывается ниже или за согласной графемой. Краткие гласные звуки записываются точками, а долгие - линиями. Скоропись Питмана была первой фонетической в истории, первой, в которой толщина штриха имела значение звонкости/глухоты согласных, и первой, где место образования согласных влияло на вид кривой: знаки взрывных согласных - прямые линии, фрикативов - дуги, альвеолярных и зубных согласных - вертикальные линии. Сейчас фамилия Питмана ассоциируется со скорописью. Его система используется для 20 языков, включая латинский, японский и тамили, и в настоящее время ею пользуется 30 миллионов человек во всем мире. Это официальная система, которой записываются отчеты о заседаниях английского парламента.


Дж. Р. Грегг , который овладел системой скорописи Тейлора к 10 годам, отверг угловатые геометрические формы записи Питмана и создал более округлые. В «Фонографии легкой линией» (1888) независимые символы гласных и согласных стали писаться с наклоном, что облегчало их использование людьми, привыкшими к наклонному написанию букв. Поскольку система стенографии была фонетической, система Грегга могла быть легко адаптирована любым языком и в настоящее время является второй по распространенности в мире.

Скоропись Грегга примечательна максимально возможной экономностью алфавита: консонантные знаки состоят всего из одного штриха (знаки для гласных представляют собой петли и крюки с диакритикой). Другая инновация системы Грегга - подразделение алфавита на знаки прямого и обратного написания (например знак для t пишется снизу вверх - /, а для ch сверху вниз, хотя графически выглядит также, как и t). Расположение знаков для петлевых знаков для гласных инвариантно.

Скоропись Грегга адаптирована к африкаанс, эсперанто, тагалог, французскому, немецкому, ивриту, ирландскому, итальянскому, японскому, польскому, португальскому, испанскому, каталонскому языкам.

Третьей после систем Питмана и Грегга является система, называемая просто «скоропись». Так свою систему назвала ее создательница, учительница стенографии из Коннектикута, Эмма Деарборн . Система появилась в США в 1923 и в Британии в 1927. Первоначально разработанная для пишущей машинки, скоропись была модифицирована в 1942, чтобы ее можно было применять, используя перо или карандаш. Как форма сокращения письма, использующего латинские буквы и знаки пунктуации, она имеет преимущество перед другими системами в том, что написание более чем 20.000 слов может быть транскрибировано при помощи только 60 правил и 100 кратких форм и стандартных сокращений.

Специфика французской системы Дюплюайе состоит в использовании разных наклонов знака / (например k, g угол наклона 45°, l, r - примерно 30°), а также вариативность знаков для гласных (в зависимости от окружающих графем они имеют 4 радиально симметричных варианта). Как и стенография Питмана, эта система нелинейна, и многие слова имеют весьма затейливую конфигурацию, напоминающую иероглиф. Другая французская система стенографии - Прево-Делоне (Prйvost-Delaunay). Эти системы заменили скоропись Коссара, 1651.

Система стенографии Дюплюайе помимо французского языка адаптирована к немецкому, испанскому и румынскому. Интересно то, что эта скоропись насаждалась миссионерами (См. Миссионерские письменности) среди аборигенов Нового Света. Например, эта стенография обслуживала чинукский (торговый пиджина на основеиндейского языка чинук, существовавший до 1970 на северо-западном побережье Тихого океана от Орегона до Аляски); салишские языки лилоэт (St"бt"imcets), томпсон (Nlaka"pamuctsin, или Nlaka"pamux), оканаган.


Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне, но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. В 1839 в Дрездене учрежден Kцnigliches Stenographisches Institut, в 1872 Дюплюайе создает в Париже Institut stйnographique des Deux-Mondes, в 1851 Питман открывает Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке. Первый журнал, посвященный стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887. В 1949 в Болгарии организован Институт стенографии и машинописи. Первым, кто опубликовал стенографическую систему для японского языка, был Коги Тагуссари. В 1883 г. были открыты по этой системе курсы стенографии в Токио. В настоящее время существует Международная организация стенографов Интерстено, объединяющая скорописцев многих стран.

Описание системы ГЕСС

Стенография ГЕСС является безотрывным и безнажимным наклонным письмом. Знаки бывают разной высоты - одномерными (н, с, з, т, р, ц), двухмерными, которых большинство, трехмерными (б, ч, х) и четырехмерными (спецзнаки, обозначающие сокращения). Алфавитные знаки могут выступать на одну меру вверх (за условную черту, называемую контрольной ), но не вниз (нижняя условная черта, на которой пишется большинство стенографических знаков, называется основной ).

Эта система стенографии основана на позиционном (или нотном) методе передаче гласных (поднятие или опускание знаков для согласных влияет на качество предшествующего или, в редких случаях, последующего гласного).

Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Так как выбор значков для стенографии в основном произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Системы делятся, с одной стороны, на курсивные и геометральные ; с другой стороны, на морфологические и фонетические . В курсивных системах знаки образуются из элементов букв обыкновенного письма. В геометральных системах основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур. В морфологических системах фиксируются морфемы, в фонетических - звуки.

    История

    Искусство стенографии существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян , где условным знаком записывались речи фараонов ; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам , у которых имелись скорописцы. 5 декабря 63 г. до н. э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший. В I веке до н. э. римский грамматик Тирон изобрёл особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae) ; эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определённой системы. У римлян скорописцы (notarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта стенография изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь.

    С падением Римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало ещё существовать до времён Каролингов , затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени.

    Применение

    Как средство записывать произносимые речи стенография употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым (на конец XIX века) являлось стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоявшее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работали по двое, и каждая пара чередовалась в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходили в особое помещение, где диктовали стенограмму писцам (в случае неясности текста сравнивались обе стенограммы); готовая рукопись передавалась для прочтения говорившим лицам, затем читалась редактором. Определение в стенографы производилось по конкурсу. В Англии , где есть наборщики, знакомые со стенографией, стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются.

    Распространённость

    Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне , но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы стенографии; таковы учреждённый в 1839 Königliches Stenographisches Institut в Дрездене , учреждённый Дюплойе в 1872 Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учреждённый Питманом в 1851 Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке . Первый журнал, посвящённый стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887, шестой - в 1897.

    Англия

    В Англии первая попытка установить стенографию, сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Айзек Питман, который своей «Фонографией» (1837) далеко превзошёл других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787, но не имел там успеха. По распространённости стенографии в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В начале XX в. в Англии имелось 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана .

    Франция

    Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и ещё поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболее распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 - системы Прево-Делоней, 4 - других систем стенографии.

    Соединённые Штаты Америки

    В Соединённых Штатах получила распространение система стенографии Грегга, изобретенная Джоном Робертом Греггом в 1888 году. В отличие от системы Питмана, система Грегга не использует толщину штриха для различия между согласными. Гласные указываются всегда недиакритическими знаками .

    Италия

    В Италии ещё в 1678 Рамсей обработал итальянскую систему стенографии под назв. «Tacheographia»; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809) со своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографическими обществами с 610 членами.

    Германия

    В Германии в 1678 появилась «Тахеография» Рамсея; в конце XVIII века имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами стенографии; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая стенография стала на твёрдую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собой основывается у него отчасти ещё на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение стенографии. Число систем стенографии в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера , Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем стенографии заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер , Куновский). К концу XIX в. в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это - группа систем с символизацией гласных. В 1898 объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием «национальной стенографии»; это - группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии стенография достигла высокой степени развития. Стенография по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединённая система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания стенографии ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897-1898 и в прусских военных школах введено необязательное обучение стенографии по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея - 805).

    Австро-Венгрия

    В Австро-Венгрии немецкая стенография впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имела и к началу XX в. наибольшее распространение и употреблялась в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей было введено в средних учебных заведениях; из новых систем были распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система стенографии для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка стенографии Штольце - Фенивесси и Габельсбергера - Марковича (1863): обе эти системы были приняты в школах и в парламенте. На чешском языке стенография появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое впоследствии стремилось заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для хорватского - Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии было 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10 334 членами.

    Россия

    В дореволюционной России стенография использовалась мало, применялись главным образом переработки курсивных немецких систем. Первой оригинальной и применённой на практике стенографической системой для русского языка была система Михаила Иванина , опубликованная в 1858 в его книге «О стенографии, или искусстве скорописи, и применении её к русскому языку». В 1860 впервые в России стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком Михаилом Погодиным и профессором Николаем Костомаровым .

    После Октябрьской революции 1917 появились новые стенографические системы: М. И. Лапекина (1920), Н. И. Фадеева (1922), Н. Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг. стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения семи лучших систем, произведённого Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Соколова. В дальнейшем эта система подвергалась частичному усовершенствованию, а также были предложены альтернативные стенографические системы, как то: система О. С. Акопяна, система О. Александровой (построенная по нерациональному для русского языка фонетическому принципу), система В. Герасимова и др.

    Государственная единая система стенографии

    В системе Н. Н. Соколова основу алфавита содержат простейшие графические элементы. В отличие от обычного письма, имеет смыслоразличительное значение размер знака и его положение на строке. За счёт этого количество графических элементов сведено к минимуму.

    Таким образом, графически упрощается весь алфавит.

    Гласные выражаются изменением положения знаков согласных.

    Используются особые знаки для выражения наиболее часто встречающихся сочетаний согласных, как то: СТ, СН, СТР, ПР и другие - т. н. «слитные знаки».

    Используются особые знаки для выражения наиболее часто встречающихся начальных (РАС-, ЗА-, ПЕРЕ- и др.) и конечных сочетаний (-ЕНИЕ, -СТВО и др.), корней (-ЗДРАВ-, -ДЕРЖ- и др.). ЖД - «железная дорога» и прочие аббревиатуры.

    Существуют общие правила сокращения слов (например, сокращение началом слова, началом и концом слова, концом слова), есть и уже закрепившиеся конкретные сокращения для наиболее частотных слов (например, РЕЗУЛЬТАТ = РЕЗ, ВРЕМЯ = ВР и др.).

    Некоторые часто встречающиеся слова сокращаются особыми знаками (ПРОИЗВОДСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ).

    Часто встречающиеся словосочетания объединяются в т. н. «фразеограммы» и пишутся без отрыва, возможно, с пропуском середины словосочетания.

    Существует также около десятка идеограмм .

    Гласные «А» и «Я» как правило пропускаются. Окончания у прилагательных не пишутся. Используют надстрочное и подстрочное написание согласных для обозначения гласных.

    См. также

    : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Виды стенографии

    Так как выбор значков для стенографии в основном произвольный, то из сочетаний различных значков образовалось бесчисленное множество стенографических систем, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Системы делятся, с одной стороны, на курсивные и геометральные ; с другой стороны, на морфологические и фонетические . В курсивных системах знаки образуются из элементов букв обыкновенного письма. В геометральных системах основами знаков служат геометрические элементы (точка, прямая линия, круг и его части) и все сочетания букв имеют вид геометрических фигур. В морфологических системах фиксируются морфемы, в фонетических - звуки.

    История

    Искусство стенографии существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян , где условным знаком записывались речи фараонов ; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам , у которых имелись скорописцы. 5 декабря 63 г. до н. э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший. В I веке до н. э. римский грамматик Тирон изобрёл особый способ стенографирования, получивший название тиронских значков (notae Tironianae); эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определённой системы. У римлян скорописцы (notarii) записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта стенография изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь. С падением Римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало ещё существовать до времён Каролингов , затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5000, во времена Каролингов их было до 8000. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха Иогана Тильбери составить новую латинскую стенографию (в XII веке). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI века в Англии вновь появляется искусство стенографии и получает особенное развитие в конце XVIII века . Из Англии стенография распространилась, начиная с XVII века , и на континенте. Наибольшего развития стенография достигла в Северо-Американских Соединённых Штатах , Англии, Франции , Германии , Швейцарии и Австро-Венгрии .

    Применение

    Как средство записывать произносимые речи, стенография употребляется почти во всех парламентах земного шара. Образцовым (на конец XIX века) является стенографическое бюро при прусской палате депутатов, состоящее из 12 стенографов, такого же числа писцов, журналиста и главного редактора. Во время заседаний палаты стенографы работают по двое, и каждая пара чередуется в своих занятиях через каждые 10 минут; по окончании очереди освободившиеся стенографы уходят в особое помещение, где диктуют стенограмму писцам (в случае неясности текста сравниваются обе стенограммы); готовая рукопись передаётся для прочтения говорившим лицам, затем читается редактором. Определение в стенографы производится по конкурсу. В Англии , где есть наборщики, знакомые со стенографией, стенограммы вовсе не переписываются обыкновенными буквами, а отсылаются прямо в типографию и уже в печатных корректурах исправляются и редактируются.

    Распространённость

    Первое стенографическое общество было учреждено в 1726 в Лондоне , но просуществовало недолго, и лишь в 1840 появилось там же новое стенографическое общество. Есть несколько стенографических институтов, имеющих целью содействие развитию теории, практики и литературы стенографии; таковы учреждённый в 1839 Königliches Stenographisches Institut в Дрездене , учреждённый Дюплойе в 1872 Institut sténographique des Deux-Mondes в Париже и учреждённый Питманом в 1851 Phonetic Institute в Бате (Bath) с отделениями в Лондоне и Нью-Йорке . Первый журнал, посвященный стенографии, появился в Англии в 1842. Первый международный стенографический конгресс состоялся в 1887, шестой - в 1897.

    Англия

    В Англии первая попытка установить стенографию, сделанная Брайтом (1588), окончилась неудачей; более удачными были попытки его последователей Виллиса (1602), Бирома (1726) и Тейлора (1786); система последнего была перенесена во многие иностранные языки; на его же системе основывается и Айзек Питман, который своей «Фонографией» (1837) далеко превзошёл других изобретателей. Первым сторонником графического направления в Англии явился Бордлей в 1787, но не имел там успеха. По распространённости стенографии в обыденной жизни Англия стоит впереди других стран. При парламенте официальных стенографов нет. В настоящее время в Англии имеются 5 центральных и 95 местных стенографических обществ и 174 стенографических школы по системе Питмана .

    Франция

    Во Франции система Коссара (1651) не получила распространения; Кулон де Тевено (1778) также не имел успеха. Большое распространение выпало на долю попытки Бертена (1792) применить систему Тейлора, которая и ещё поныне употребляется в обработке Прево (1826) и Делонея (1866); в настоящее время наиболее распространена система Дюплойе (1867); всего во Франции 35 обществ, следующих системе Дюплойе, 2 - системы Прево-Делоней, 4 - других систем стенографии.

    Соединённые Штаты

    В Соединённых Штатах получила распространение система стенографии Грегга, изобретенная Джоном Робертом Греггом в 1888 году. В отличие от системы Питмана, система Грегга не использует толщину штриха для различия между согласными. Гласные указываются всегда недиакритическими знаками .

    Италия

    В Италии ещё в 1678 Рамсей обработал итальянскую систему стенографии под назв. «Tacheographia»; за ним следовала попытка Молина (1797); успех имел Аманти (1809) со своей обработкой системы Бертена; последняя была также обработана Дельпино (1819) и др.; с 1863 получила большое распространение обработка системы Габельсбергера, принадлежащая Ноэ, которая принята правительственными учреждениями и 20 стенографическими обществами с 610 членами.

    Германия

    В Германии в 1678 появилась «Тахеография» Рамсея; в конце XVIII века имели довольно большой успех Мозенгейль (1796) и Горстиг (1797) с своими геометральными системами стенографии; но лишь с появлением графической системы Габельсбергера (1834) немецкая стенография стала на твёрдую почву. Габельсбергер заимствовал свои знаки из частей обыкновенных букв, но связь знаков между собой основывается у него отчасти ещё на началах геометральных систем. Штольце (1841) указал на удобства употребления соединительной черты, установил более точные правила и вообще поднял значение стенографии. Число систем стенографии в Германии довольно велико (Арендса, Фаульмана, Авг. Лемана, Меркеса, Роллера , Фельтена). Шрей (1887) удачно соединил в своей системе преимущества систем Габельсбергера, Штольце, Фаульмана; Браунс (1888) применил в своей системе особенно рациональную экономию. Главное различие между отдельными группами немецких систем стенографии заключается в способе обозначения гласных: у Габельсбергера гласные или вовсе не выписываются, или сливаются с согласными, или обозначаются поднятием или упущением, утолщением или увеличением согласных (символическое обозначение); лишь изредка они выписываются. Последователи Габельсбергера стремились подвести под известные правила обозначение гласных, чтобы тем упростить словообразование. Система Штольце придерживается исключительно символического обозначения гласных; системы относительной символики придерживаются Фаульман, Меркес, Шрей, Леман. Другие системы придерживаются выписывания гласных и отчасти сливания их с согласными (Арендс, Роллер , Куновский). В последние годы в Германии появилось стремление к объединению различных стенографических школ: в 1897 объединили свои системы школы Штольце, Шрея и Фельтена, и к этому соглашению присоединилась и школа Меркеса и Лемана; это - группа систем с символизацией гласных. В 1898 объединились системы Арендса, Роллера и Куновского (1898) под названием «национальной стенографии»; это - группа систем, выписывающих гласные. В настоящее время стремятся к объединению обе эти группы, а также системы, стоящие вне групп. Вообще, в Германии стенография достигла высокой степени развития. Стенография по системе Габельсбергера введена в качестве необязательного предмета в среднеучебных заведениях Баварии, Саксонии, Саксен-Веймара и др.; в Бадене и Вюртемберге наряду с системой Габельсбергера преподаются системы Штольце и объединённая система Штольце-Шрея; лишь Пруссия отказывается от введения преподавания стенографии ввиду существования слишком многих и нетвердо установившихся систем, но в 1897-1898 и в прусских военных школах введено необязательное обучение стенографии по системе Штольце-Шрея. В германском рейхстаге употребляется система Штольце. Всего в 1898 в Германии существовало около 2500 стенографических обществ с 82000 членов (системы Габельсбергера 1137 обществ, Штольце-Шрея - 805).

    Австро-Венгрия

    В Австро-Венгрии немецкая стенография впервые была предложена Данцером (1800) по геометральной системе, но она исчезла с появлением системы Габельсбергера, которая имеет и в настоящее время наибольшее распространение и употребляется в рейхсрате и местных ландтагах; обучение ей введено в средних учебных заведениях; из новых систем распространены системы Фаульмана, Лемана и Шрея. Первая система стенографии для мадьярского языка была предложена Гати (1820), но без успеха, так же как и система Борзоса (1833); больший успех имели переделка стенографии Штольце - Фенивесси и Габельсбергера - Марковича (1863): обе эти системы приняты в школах и в парламенте. На чешском языке стенография появилась по системе Габельсбергера благодаря трудам Пражского стенографического общества (1863), которое теперь стремится заменить эту систему новой национальной системой. Для польского языка система Габельсбергера переделана Полинским (1861) и Олевинским (1864), для хорватского - Магдичем (1864). Всего в Австро-Венгрии 181 стенографическое общество, в том числе 130 системы Габельсбергера (на различных языках) с 10 334 членами.

    Россия

    В дореволюционной России стенография использовалась мало, применялись главным образом переработки курсивных немецких систем. Первой оригинальной и применённой на практике стенографической системой для русского языка была система Михаила Иванина , опубликованная в 1858 в его книге «О стенографии, или искусстве скорописи, и применении её к русскому языку». В 1860 впервые в России стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком Михаилом Погодиным и профессором Николаем Костомаровым .

    После Октябрьской революции 1917 появились новые стенографические системы: М. И. Лапекина (1920), Н. И. Фадеева (1922), Н. Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг. стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения семи лучших систем, произведённого Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Соколова. В дальнейшем эта система подвергалась частичному усовершенствованию, а также были предложены альтернативные стенографические системы, как то: система О. С. Акопяна, система О. Александровой (фоностенография), система В. Герасимова и др. Стоит отметить, что система О. С. Александровой не является стенографией. Также система О. С. Александровой позволяет ведение скоростной записи на разных языках, в то время как традиционные системы стенографии «национальны».

    Государственная единая система стенографии

    В системе Н. Н. Соколова основу алфавита содержат простейшие графические элементы. В отличие от обычного письма, имеет смыслоразличительное значение размер знака и его положение на строке. За счёт этого количество графических элементов сведено к минимуму.

    Таким образом, графически упрощается весь алфавит.

    Гласные выражаются изменением положения знаков согласных.

    Используются особые знаки для выражения наиболее часто встречающихся сочетаний согласных, как то: СТ, СН, СТР, ПР и другие - т. н. «слитные знаки».

    Используются особые знаки для выражения наиболее часто встречающихся начальных (РАС-, ЗА-, ПЕРЕ- и др.) и конечных сочетаний (-ЕНИЕ, -СТВО и др.), корней (-ЗДРАВ-, -ДЕРЖ- и др.). ЖД - «железная дорога» и прочие аббревиатуры.

    Существуют общие правила сокращения слов (например, сокращение началом слова, началом и концом слова, концом слова), есть и уже закрепившиеся конкретные сокращения для наиболее частотных слов (например, РЕЗУЛЬТАТ = РЕЗ, ВРЕМЯ = ВР и др.).

    Некоторые часто встречающиеся слова сокращаются особыми знаками (ПРОИЗВОДСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ).

    Часто встречающиеся словосочетания объединяются в т. н. «фразеограммы» и пишутся без отрыва, возможно, с пропуском середины словосочетания.

    Существует также около десятка идеограмм.

    Гласные «А» и «Я» как правило пропускаются. Окончания у прилагательных не пишутся. Используют надстрочное и подстрочное написание согласных для обозначение гласных.

    См. также

    Примечания

    Литература



Loading...Loading...