Выделение на слух и в произношении ударного слога. Словесное ударение

Краткосрочное планирование

Тема: Как найти ударный слог? Выделение силой голоса ударного слога при произношении слова. Написание элемента «длинная прямая линия с закруглением внизу»

УРОК 1.Приветствие

Школа: 7

Дата: 19.09.16

Ф.И.О. преподавателя: Овчаренко Т.А

КЛАСС: 1

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Развитие навыков:

1.1.1.1 Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на

вопросы по содержанию прочитанного.

1.3.3.1 Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя).

1.1 Понимание основных единиц речи (текст, предложение, слово).

2.1 Использование видов чтения.

2.5 Формулирование вопросов и ответов.

3.3 Составление плана текста.

Цели урока

Языковая цель

Все учащиеся смогут:

Отвечать на вопросы учителя по иллюстрации.

Контролировать свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога. Определять на слух ударный слог в словах. Различать понятия «ударный» и «безударный» слоги.

Большинство учащихся смогут:

Составлять предложения по схеме с соответствующей интонацией.

Классифицировать слова по группам.

Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком.

Отвечать на итоговые вопросы урока.

Оценивать свою работу на уроке.

Некоторые учащиеся смогут (для сильных)

Формулировать вопрос по содержанию текста.

Составлять рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.

Называть способы выделения ударного слога в слове («позвать» слово, «спросить» слово).

Трехьязычие: тэртш, порядок, order . Основные термины и словосочетания:

Речь устная и письменная, предложение, слово, слог, ударение. Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что твои вещи могут рассказать о тебе?

Как ты помогаешь маме?

Предшествующие знания

Посадка при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение.

План

Планируемое время

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало урока.

0-1 мин

3-5 мин

Середина урока.

6-10 мин

Конец урока

5 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Аутотренинг. Для настроя на работу учитель просит детей произнести

следующие предложения:

«Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(-а) к работе.

Работаю!»

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (Г) Дифференцированная работа.

    Для нечитающих детей: распределить предметные картинки по группам.

    Для читающих детей: прочитать на карточках слова и распределить по группам.

    Для хорошо читающих детей: прочитать и отгадать загадки и распределить слова по группам.

Читающие дети читают загадку, 2 группа показывает карточку со словом, 1 группа - картинку. Учащиеся объясняют, в какую группу поместили слово.

Группы слов: одежда, посуда, обувь(по 5 слов в группу).

    Как одним словом назвать все эти предметы? (вещи, необходимые человеку)

    Для чего эти предметы нужны человеку?

Могут ли эти предметы рассказать о хозяине?

Работа над новой темой.

Учитель читает отрывок из произведения К. Чуковского «Федорино горе».

    Какая речь сейчас прозвучала?

    Задайте вопрос по сказке. (О чем говорится в сказке? Что произошло с Федорой?)

    Какой речью мы пользуемся, когда рассказываем сказку?

    Работа по учебнику.

(К) Выделение ударного слога голосЬм.

Задание № 1. Учащиеся помогают Федоре позвать посуду. Идет Федора по лесу и зовет свою посуду. Почему?

    Позови посуду и ты. Подбор схем к словам.

Задание № 2. Произнеси слова, выделяя голосом ударные слоги. Какой по счету ударный слог?

    Какая схема подходит к этому слову?

    Что мама дома делает, ухаживая за посудой? Как вы помогаете маме? (Г)

Дифференцированная работа. «В гостях у бабушки Федоры».

    1. группа: Назови, какой посуды на кухне у Федоры много. (У Федоры много голубых чашек, красных сахарниц и т.д.)

      группа: Расскажи, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (От Федоры убежал чайник. Чайник без носика.)

Згруппа: Посчитай, сколько предметов посуды вернулось. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок.) Трехъязычие: тэртш, порядок, order.

Заяц видит красную вкусную морковку.

Динамическая разминка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Работа в прописи.

Задание № 1. Упражнение «Помощники». Раскрашивание и письмо элементов.

Задание № 2. Прописывание элемента «прямая линия с закруглением внизу вправо».

Работа по учебнику.

(К, Г) Задание № 3. Разноуровневые задания.

    группа - меняет местами слоги, образуя новые слова (кабан - банка.) Составляет схемы, определяет ударный и безударный слоги.

    группа - меняет слоги местами (камыш - мышка, сосна - насос) и составляет предложения с этими словами.

(П) Задание № 5. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Каждому ученику учитель предлагает навести порядок на картинке и объяснить, почему он так сделал. Составление предложений по схеме.

Пальчиковая гимнастика. «Помощник». Посуду моет наш Антошка. (Потереть ладони друг об друга) Моет вилку, чашку, ложку.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)

Наши пальцы сжались тесно. Что такое? Интересно? Видно, им прохладно стало. Их укроем одеялом. (Дети сжимают левую руку в кулачок, а правой обхватывают его и сильно сжимают. Затем меняют руку. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.)

Работа в прописи.

Задание № З.Раскрашивание «Где чья чашка?»

Детям предлагается образец. Нужно закрасить соответствующим

цветом.

На свободных линиях можно прописать изучаемые элементы или составить и записать план-схему к тексту «Помощники» (читает учитель или составляют дети).

Итог урока. Рефлексия.

Мы изучали сегодня... Мы хорошо поработали над... Первая группа хорошо справилась с... Вторая группа правильно сделала... Третья группа работала... Мы хотим узнать о..

Предметные картинки, карточки со словами, карточки с загадками.

Отрывок из книги К. Чуковского «Федорино горе» или отрывок мультфильма

Карточки для групповой работы

Учебник

Пропись


Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете поддержать учащихся

Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся

Межпредметные связи соблюдение СанПиП

ИКТ компетентность

Связи с ценностями

Работа по группам. Разноуровневые задания.

Наблюдая за работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Задавая вопросы во время просмотра мультфильма. Анализируя результаты ученической рефлексии. (Ступеньки успеха).

математика

познание

самопознание

казахский язык

английский язык

Рефлексия

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока

Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева

Были ли цели обучения реалистичными

Что учащиеся сегодня изучили

На что было направлено обучение

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация

Выдерживалось ли время обучения

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо с учётом преподавания и учения

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок с учётом преподавания и учения

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах

В потоке речи выделяются единицы, представленные линейными отрезками (сегментами) той или иной протяженности, расположенными последовательно друг за другом. Речевой поток характеризуется также наличием фонетических явлений, которые наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц. Их называют суперсегментными (супрасегментными) элементами, или просодическими явлениями (от греч. prosodia – ‘припев’). Эти явления не могут существовать сами по себе, независимо от линейных (сегментных) единиц. Они реализуются одновременно с сегментными единицами. К суперсегментным явлениям относятся акцентные и мелодические характеристики речи, в первую очередь, – ударение (изучается акцентологией) и интонация (изучается интонологией).

Ударение – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств. Физическим носителем ударения является слог, контрастирующий с другими слогами по степени выделенности. Функциональным носителем ударения является слово (словоформа), фонетическое слово. Под словесным ударением понимают звуковое выделение (подчеркивание) одного слога в слове (группе слогов) теми или иными фонетическими средствами. Ударение характеризует весь слог, а не только гласные звуки ударного слога, но все же основной акцент делается на гласный звук. Ударение является обязательным элементом слова. Опознание слова тесно связано с правильным восприятием ударного слога.

В языках мира выделение ударного слога происходит по-разному. На основе учета фонетических коррелятов различают три основных способа выделения ударного слога:

1) Выделение силой голоса, интенсивностью артикуляции, усилением мускульного напряжения (силовое, динамическое ударение). При этом ударный слог не только произносится с большей силой или интенсивностью артикуляции, но происходит иногда и удлинение слога. Такое ударение характерно для тюркских языков.

2) Выделение движением голосового тона, изменением высоты тона (мелодическое, музыкальное, тоническое ударение). Ударный слог выделяется повышением основного тона. Музыкальным является словесное ударение в китайском, корейском, японском языках. Оно наблюдается в норвежском, шведском языках. Музыкальное ударение может быть политоническим. Для политонического ударения характерно, что ударный слог может выделяться несколькими способами. Например, в шведском языке слова re gel – ‘правило’ и re gel – ‘задвижка’ не омонимы, хотя в обоих случаях ударение падает на первый слог: в первом слове ударный слог характеризуется ровным тоном, а во втором – понижением тона. Тон слога – это высота звучания слога и движение тона в пределах слога.

3) Выделение долготой произношения (количественное, долготное ударение). Ударный слог удлиняется, но не усиливается. Такое ударение встречается редко (в новогреческом, индонезийском, яванском языках).

В большинстве случаев ударение имеет смешанный характер. Каждый вид ударения характеризуется комплексом средств, но доминирующим обычно выступает какой-то один способ выделения слога. В некоторых языках все явления соединены вместе или в их различных комбинациях. К числу таких языков относится и русский язык. В русском языке ударение долготное + силовое (квантитативно-силовое). Ударный слог в русском языке характеризуется удлинением гласного и произносится с большей силой. С акустической точки зрения, ударный слог отличается от безударных слогов большей громкостью, а с физиологической – усилением мускульного напряжения. Ударный слог в русском языке отличается и качественно. Он произносится более отчетливо, гласные не редуцируются. В безударных слогах гласные подвергаются редукции.

Согласно данным экспериментальной фонетики, русское ударение ближе к количественному (долготному). Длительность ударного гласного является для русского языка основным признаком ударного слога. По исследованию Л.В.Щербы, всякий ударный гласный длиннее первого предударного в полтора раза. Длительность используется в русском языке как основное качество ударения потому, что в русском языке не существует фонологически долгих гласных. В тех языках, где долгота гласного создает особые фонемы, это свойство не может быть использовано как основное в ударении.

В некоторых языках словесное ударение отсутствует. К таким языкам относят палеоазиатские языки (языки северо-востока Азии и Северной Америки) и некоторые языки тунгусо-маньчжурской группы.

Ударения классифицируются также по структурным признакам, выделяются структурные типы ударения. В зависимости от места ударного слога в слове выделяют ударение свободное (нефиксированное) и связанное (фиксированное). Свободное ударение – это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова и даже уходить за пределы слова: голова , голо вка, го лову, на голову . В русском языке ударение свободное: я щерица (ударный – первый слог), абонеме нт (ударный – последний слог), адмиралте йство (ударный – второй слог от конца, предпоследний) и т.д. В языках со свободным ударением каждое слово и каждая грамматическая форма имеет свое закрепленное ударение, то есть ударение для всей лексики языка не фиксируется на каком-то одном по счету слоге или нескольких слогах. Место ударения в слове в таких языках определяется традицией, ударение считается традиционным: мо лод, мо лодость, молоде жь, молоде ть, молодо й.

Свободное ударение свойственно большинству славянских языков, литовскому, немецкому, английскому, скандинавским языкам и некоторым другим.

Связанное ударение – это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове. Связанное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка, в которых оно падает на определенный по счету слог. Так, во французском, турецком языках ударным является последний слог слова, в чешском, венгерском, латышском – первый слог, в лезгинском – второй, в польском – предпоследний. Это языки с фиксированным одноместным ударением, которое падает в любых словах на один и тот же по счету слог.

Промежуточную группу между языками со свободным и связанным ударением занимают языки с полусвязанным ударением. Такое ударение является фиксированным, но разноместным. Полусвязанное ударение свойственно латинскому языку, где ударным является предпоследний слог, если он долгий: medici na и третий с конца, если предпоследний слог краткий me dicus . Аналогично устанавливается место ударения в арабском языке. В языках с полусвязанным ударением место ударения зависит от: а) места границы слова; б) от фонетических особенностей этого слова.

В итальянском языке полусвязанное ударение может быть на предпоследнем, последнем слоге, третьем с конце.

В языках с фиксированным ударением место ударения не зависит от морфемного состава слова, а определяется по отношению к границе слова.

В языках со свободным ударением применительно к морфологической структуре слова различают подвижное (переходящее) и неподвижное (непереходящее) ударение. При образовании форм слова или производных слов от данного слова свободное ударение может быть неподвижным или подвижным. Подвижное свободное ударение – это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной морфеме. Ударение может быть то на основе, то на окончании. В русском языке, характеризующемся свободным ударением, одни слова могут иметь постоянное ударение: соба ка, соба чий, соба ке , другие – подвижное: са д – сады – посади ть поса дка и т.п.

Подвижное свободное ударение характерно для тех языков, в которых ударение характеризует некорневые морфемы (окончания, суффиксы, приставки: пили ть – вы пилить, смотре ть – вы смотреть и т.д.

Подвижное ударение можно наблюдать и в языках со связанным ударением. Например, в польском языке ударение связанное, но подвижное: po lski, polski ego. Ударение перемещается на предпоследний слог, оно уже не выделяет корневой слог, как в первом слове.

Неподвижное свободное ударение – это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ одного слова: кни га – кни гу – кни гой – кни жный и т.д.

В английском языке ударение неподвижное. Место ударения в слове не меняется, какие бы аффиксы не добавлялись к основе.

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает второе, так называемое побочное ударение: ле йкопла стырь, де монетиза ция и др. Второстепенное ударение обладает теми же признаками, что и главное, только в более слабой степени.

Каждое знаменательное слово имеет свое ударение. Некоторые слова в потоке речи всегда являются безударными (предлоги, союзы, связки, вспомогательные глаголы, частицы, артикли и т.д.). Безударные слова называются клитиками. Среди клитик различаются проклитики и энклитики. Проклитики (от греч. proklino – ‘наклоняю вперед’) – это безударные слова, предшествующие ударному и примыкающие к нему (слова, примыкающие к ударным словам спереди): в школу, со мной и др. Энклитики (от греч. enklino – ‘склоняюсь’) – это безударные служебные слова, следующие за ударным словом и примыкающие к нему (примыкающие к ударным сзади): сказал бы , скажи же и др.

Иногда в потоке речи служебные слова (обычно проклитики) могут «перетягивать» ударение на себя: из дому , на слово и др. Клитиками становятся знаменательные слова. Ударение некоторых слов во фразе может ослабевать до полного исчезновения: Город наш очень красивый. Слово наш в этой фразе теряет ударение (ср. Наш город очень красивый ).

Основной функцией словесного ударения является функция фонетического объединения слова, обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его интонационного центра.

Иногда ударение может выполнять словоразличительную функцию (замо к – за мок ) или функцию различения форм слов (окна о кна ). Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, когда с помощью ударения создается эмоционально-экспрессивная окрашенность слова (о-очень далеко ).

В языках со связанным ударением оно выполняет разграничительную функцию, отмечая границы слов.

По характеру единиц, в рамках которых происходит подчеркивание слогов, выделяются следующие типы ударений: словесное, синтагматическое (фразовое), логическое и эмфатическое. Функция ударения заключается в объединении слогов в слово, слов в синтагму или нескольких синтагм во фразу.

Синтагматическое ударение свойственно синтагме, группе слов, представляющих единое смысловое целое для данного контекста, для данной ситуации. Синтагма – это группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью: Постепенно //мы привыкли // к новым условиям жизни. В приведенной фразе три синтагмы. Некоторые фонетисты называют синтагмы «дыхательными группами», «речевыми тактами».

Для определения синтагмы важен, прежде всего, семантический критерий. Членение фразы на синтагмы отражает мысль говорящего в данной ситуации. Синтагма может быть подвижной, так как она зависит от ситуации, от мысли, вкладываемой в нее говорящим. При членении фразы на синтагмы учитывается также синтаксический критерий: Недавно // приехавший доктор // выступил в печати. Недавно приехавший доктор // выступил в печати.

Синтагматическое ударение – это более сильное выделение ударного слога последнего слова в синтагме (усиление ударения на последнем слоге): Маленький серый воробе й // бойко прыгал по доро жке . Синтагматическое ударение наслаивается на обычное словесное ударение последнего слова в синтагме. Ударный слог этого слова выделяется в большей степени, чем ударные слоги других слов синтагмы.

Фразовое ударение – это интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме. Но юмор этот // почему-то никого не вселит. В большинстве языков фразовое ударение реализуется в зоне последнего ударного слога фразы. В нейтральном произношении фразовое ударение не воспринимается как особое ударение.

Иногда фразовое ударение переносится с последнего слова последней синтагмы на любое другое слово фразы. Такой вид фразового ударения носит название выделительного ударения. Различают два вида выделительного ударения: логическое и эмфатическое. Логическое ударение дает возможность выражать различные оттенки мысли: Его поразили слова брата ; Егопоразили слова брата.

Различие между логическим и эмфатическим ударением Л.В. Щерба сформулировал следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое ударение делает его эмоционально насыщенным. В первом случае выражается намерение говорящего, а во втором выражается непосредственно чувство. Положительные эмоции связаны с удлинением гласного, а отрицательные – с удлинением согласного.

Ударением называется такое фонетическое выделение одного из слогов неодносложного слова, которое осуществляется бóльшим напряжением артикулирующих органов, создающим бóльшую отчетливость тембра (и тем самым отчетливость качества выделяемого гласного) и бóльшую длительность гласного звука.

Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают динамическое (силовое, или экспираторное), музыкальное (тоновое, или мелодическое) и количественное (квантитативное, или долготное) ударение. Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом.

Место ударения в словоформе . Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, например, jazyk, strana, в польском - второй от конца: рolak, smaragdowy.

Различают ударение подвижное и неподвижное . Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает.

Входящая в состав фонетического слова безударная словоформа, которая находится перед ударной словоформой, называется проклитикой (у брáта), после ударной словоформы - энклитикой (принеси´-ка). При одной и той же ударной словоформе могут находиться и проклитика, и энклитика: на бережóк бы. В некоторых случаях энклитиками могут становиться и словоформы знаменательных слов: нá берег, нá два, нé был, нé дан.

Взаимодействие языков и диалектов. Языки межнационального общения.

Диалект представляет собой разновидность языка, использующейся жителями одной территории, на которой распространен данный язык. Совокупность диалектов составляет единое целое языка. Диалекты делятся на территориальные и социальные. Среди причин возникновения диалектов можно назвать и территориальную разобщенность, в результате которой появляются наречия, группы говоров. Диалекты могут отличаться диалектизмами (диалектизмы - характерные языковые особенности). Различия могут быть звуковыми (фонетические диалектизмы), лексическими (например, названия предметов данной местности), в каком-то конкретном районе жители могут по-особенному употреблять предлоги ("приехал с Москвы").

ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ - понятие, употребляемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в какой-то определенной местности. Часто Я.м.о. является язык государственный или язык официальный.

В некоторых сферах человеческой деятельности в качестве языка межнационального общения может выступать мертвый или искусственный язык.

Фонематические и нефонематические звуковые различия. Дифференциальные (различительные) признаки фонем.

Разные фонемы должны различаться на слух носителями языка, т.е. должны реализоваться разными звучаниями. Реализации одной и той же фонемы являются очень разными по артикуляции и по звучанию. Эти разные звуки, объеиняемые как разновидности одной фонемы, называются вариантами фонемы или ее аллофонемами.

Соответственно различению понятий «фонема» и «вариант фонемы» различают две транскрипции: фонематическую и аллофонемную (собственно фонетическую). То что написано в фонематической транскрипции, обычно заключают в наклонные скобки / /, а то, что в аллофонемной – в прямые .

Дифференциальный признак фонемы – самая «нижняя» передельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка

Каждый язык фонемного (неслогового) строя насчитывает небольшое по

количеству, закрытое множество фонем. Они могут осуществлять свою

идентифицирующую и дифференцирующую функцию благодаря тому, что они

различаются между собой, будучи противопоставленными парадигматически.

Парадигматические особенности фонем выявляются на основе фонологических

оппозиций, т.е. таких противопоставлений между фонемами, которые различают

не просто разные наборы фонем, но и использующие эти наборы в качестве

своих экспонентов разные слова (и морфемы).

Впервые типология фонологических оппозиций была разработана Н.С. Трубецким.

Слог. Злементы его структуры, типы слогов. Разные типы слогов в разных языках.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например:vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.
Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в рус.яз. во-ро-та, ре-ка, в нем. Du, Ra-be, Leh-re. Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.
Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg. Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust.
Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды, кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le. Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входяших в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.
В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.
Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.
Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.
Различные теории слога .
Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.
1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным). (Отто Есперсен).
2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).
3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения. (Щерба) 11. О соотношении слога и морфемы .

Между слогом и морфемой, как кратчайшей значащей единицей языка, нет каких-либо соответствий в языках типа русского, немецкого, французского, английского. Например, в составе русской словоформы дом корневая морфема совпадает со слогом, а в составе словоформы дома (род.) первый слог включает в себя лишь часть корневой морфемы.
Однако есть такие языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием. Он не изменяет в потоке речи ни своего состава, ни границ. Такие языки называют слоговыми, или языками слогового строя, где слог равен отдельной морфеме и никогда не разбивается. К языкам слогового строя относятся китайский, вьетнамский, бирманский и некоторые другие языки.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости.

Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударно­го. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выде­ляя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. За­висит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъе­ма) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) - самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как гром­кость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В пред­ложении «Вот брат взял нож» ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах во/д и нож и гласный [а] после мягкого со­гласного в слове взял - [вз ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности может быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отли­чаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударно­сти выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными по­казателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции
всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Место ударения в слове

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на разные морфемы: приставку, корень, суффикс и окончание: вы­пустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Ударение в русском языке в силу своей разноместности может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударе­ния различаются:

1. Разные слова во всех их формах: замок и замок, замка и зам­ка, замку и замку, парить и парить, парю и парю, мука и мука, му­ки и муки и т.п.

2. Некоторые формы разных слов: пища (сущ.) и пища (деепр.), белка и белка, крою и крою, ношу и ношу.

3. Разные формы одного слова: ноги и ноги, волос и волос, ходи­те и ходите.

Варианты слов различаются местом ударения:

Общенародный и профессиональный: добыча и добыча, ком­пас и компас, искра и искра, шасси и шасси",

Литературный и диалектный: вьюга и вьюга, дикий и дикой, холодно и холодно, крапива и крапива",

Литературный и просторечный: магазин и магазин, красивее и красивее, квартал и квартал, километр и километр",

Нейтральный и разговорный: приговор и приговор, повторишь и повторишь, звонишь и звонишь, занята и занята",

Литературный и народно-поэтический: девица и девица, се­ребро и серебро, честный и честной, шёлковый и шелковый",

Современный и устаревший: библиотека и библиотека, музы­ка и музыка, кладбище и кладбище, служащий и служащий.

Существуют и дублеты, когда разница в месте ударения незна­чима: баржа и баржа, залитый и залитый, иначе и иначе, кру­жится и кружится.

При образовании грамматических форм слова ударение может оставаться на одном и том же месте. Такое ударение называется не­подвижным. Например: делать, делаю, делаешь, делает, делаем, делаете, делают; книга, книги, книге, книгу, книгой, о кнгзге, книги,
книг, книгам, книгами, о книгах. В русском языке большая часть слов (около 99%) имеет неподвижное ударение. Такое ударение может стоять на основе (карта, красный, дубовый, работать, прыг­нуть) или окончании (очко, статья, молодой, нести).

В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Слоговая подвижность при сохранении морфемной неподвижности встреча­ется очень редко: озеро - озёра, дерево - деревья, колос - колосья, бороться - борется. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании.

В формах некоторых слов окончание не содержит гласной: им., вин. пад. ед. числа зуб, род. пад. мн. числа лиц, губ. рук, вод. Быва­ют и неслоговые основы: зло. сна. льва, брать. Ударение на основе или на окончании здесь вынужденное. Оно не принимается в расчет при определении схемы ударения слова. В подобных случаях форме слова приписывается условное ударение на основании сопоставле­ния этого слова с другими словами, имеющими в данной форме не­условное ударение.

Подвижное ударение в русском языке бывает не только у суще­ствительных, но и у глаголов, кратких прилагательных, местоиме­ний, числительных.

Слов с подвижным ударением в русском языке очень мало. Но слова эти относятся к наиболее \ потребительным, входят в основ­ной словарный фонд русского языка.

При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при образовании форм одного и того же слова. Так. ударение про­изводного слова может быть на той же морфеме, что и у слова, от которого оно образовано (производящего): книга - книжка, медведь - медведица, береза - березовый, богатый - богач, голосовать - голосование, обледенеть - обледенелый. Это словообразовательное неподвижное ударение.

В других случаях ударение производящих и производных слов падает на разные морфемы: звезда - звездочка, избавить - избавле­ние, лошадь - лошадка - лошаденка, глухой - глухость - глухота. Это словообразовательное подвижное ударение.

В русском языке большая часть служебных слов и частиц не имеет ударения. Такие слова называются клитиками. Они примы­
кают к знаменательным словам, обычно составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бы­вают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы, напри­мер: на горе, от стола, ко мне, nod окном; сестра /и брат; сказал чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы, например: скажи-ка, он же, придет ли. Некоторые односложные предлоги частицы могут при­нимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятель­ное слово оказывается энклитикой, например: на спину, на два, под руки, из лесу, за нос, без вести, не было.

Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся так же, как и в одной лексической единице, например: до сада и досада, на силу и насилу, при вольном и привольном, лей-ка и лейка, так же и также, окреп ли и окрепли.

Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударе­ния и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают неко­торые фонетические признаки самостоятельного слова, заключаю­щиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [носонцъ]; ср.: на солнце [насонцъ]. У некоторых безудар­ных местоимений произносятся гласные, не характерные для без­ударных слогов: те леса [т"эл"иса], ср.; телеса [т"ил"иса]; вор он [ворон], ср. ; ворон [ворън] и др.

Слабое ударение

Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обыч­ное ударение самостоятельных слов. Такое ударение называется слабым или побочным. Оно обозначается знаком ("), в отличие от основного ударения, обозначаемого знаком (")

Слабоударяемыми могут быть некоторые двусложные и трех­сложные предлоги и союзы, например: перед отходом, через окно, между нами, сквозь туман, около дома, вокруг стола; если смо­жешь, сделай; когда приедешь, позвони; надень, потому что хо­лодно. Слабое ударение могут иметь относительные слова: лес, от­куда мы вышли; письмо, которое прислали", простые числительные в сочетании с существительными: два часа, десять рублей", некото­
рые местоимения: тебя искали, он приехал, его сестра, у того чело­века; связки быть, стать: утро было морозное, он стал учителем; слова с модальными значениями: знай себе нахваливает, собирался было уехать, придет бывало и молчит.

В некоторых словах наряду с основным ударением выступает побочное. Оно стоит на первом месте (ближе к началу слова), а ос­новное ударение - на втором. Такое ударение бывает у слов много­сложных. К ним относятся:

Некоторые сложные слова, состоящие из двух основ: самоле­тостроение, железобетон, стопроцентный, древнерусский, четы­рехклассный;

Многие сложносокращенные слова, представляющие собой сложение части первого слова с полным вторым: пединститут, профбилет, соцсоревнование, партсобрание, стройматериалы, драмкружок;

Слова с приставками после-, сверх-, около-, меж-, внутри-, вне-, а также с интернациональными элементами типа архи-, анти-, ультра-, супер-, транс-, контр-, про-, послевоенный, сверхъестест­венный, окололитературный, межконтинентальный, внутрикле­точный, внеслужебный, архиреакционный, антиобщественный, ультразвук, суперобложка, транссибирский, контратака, прогер­манский.

Побочное ударение появляется главным образом у слов, редко употребляющихся, специальных, книжных, с четко выделяющими­ся частями. Например, широкоупотребительные слова зверобой, водопровод, старомодный с одним основным ударением и слова звероферма, водонепроницаемый, старославянский с двумя ударе­ниями.

При наличии в сложном и сложносокращенном слове трех (или четырех) основ в нем возможно три ударения - два первых побоч­ных и последнее основное: аэрофотосъемка, теплоэлектроцен­траль, профтехобразование, мосгорисполком.

Фразовое, тактовое, логическое ударение.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одно­го из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым. Обычно тактовое ударение бывает на по­следнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет по­
следний такт фразы. Например: Лизавета Ивановна сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде/ погруженная в глубокие размышления (А.С. Пушкин); тактовое ударение помечено знаком (/), фразовое - (//). Здесь тактовое и фразовое ударения не связаны со смыслом. Слово, выделяемое тактовым или фразовым ударени­ем, не является более важным в смысловом отношении. Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объе­динении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Тактовое ударение может перемещаться и на другие слова такта. Это связано с актуальным членением предложения, когда тактовое ударение выделяет рему, то есть новое, что сообщается в предложе­нии. Например, в предложении «Грачи улетели » новым может быть сообщение о том, что улетели именно грачи, и тогда тактовое уда­рение будет выделять это слово.

Выделение в речевом такте более сильным ударением како­го-либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим ударением. Оно сильнее тактового и может падать на любое слово речевого такта. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением.

Используются приемы отхлопывания, отстукивания, протоптывания слоговой структуры слова, выделение го­лосом ударного слога.

Последовательность знакомства детей с ударением:

1. Двусложные слова с одинаковыми слогами: мама, Тата, дядя.

2. Двусложные слова из разных слогов с ударением на первом слоге: Вова, Тома, Таня.

3. Односложные слова: дом, дым, мак, суп.

4. Двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, лиса.

5. Трехсложные слова с ударением на среднем слоге: машина, собака, корова.

6. Трехсложные слова с ударением на первом слоге: кубики, дерево.

7. Трехсложные слова с ударением на последнем сло­ге: молоко, голова, самолет.

Важно, чтобы дети в речи сохраняли ударный слог сло­ва, чтобы слово было узнаваемым.

Построение и употребление обиходных словосочетаний

Задание 1. Научить детей объединять слова:

а) глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже.

дай + мяч (шарик, грибок)

б) дай + ложку (Катю, зайку). Задание 2. Подскажи нужное слово.

Вова, вымой...

Ната, вытри...

Таня, причеши...

Задание 3. Угадай, кто что будет делать. (Разные куклы. Что будет делать кукла Даша? А Маша?) Активизация глаголов в начальной форме: рисовать, гулять.

Задание 4. Использование в общении словосочетаний, выражающих желание:

дай (хлеба, воды, зайку);

налей (супу, молока);

хочу есть, пить, спать, гулять, и т. п.

Употребление в речи однословных и двусловных предложений

Задание. Употребление предложений типа:

а) Это Катя. Это киса. Это гуси. Вот киса. Тут утка. И т. п.

б) Дай утку Дай ложку. Дай воды.

в) Хочу спать. Хочу гулять Хочу есть.

г) Можно кушать? Можно идти?

д) Нина, лови. Лежи, Катя. Пей, киса.

Грамматические структуры желательно отрабатывать в активном общении с детьми, используя предметную де­ятельность. От детей не требуется точного различения слов: это, вот, здесь, там, тут, допустимо также искажение звуко-слоговой структуры слов.

Развитие речевой подражательности

Эффективно использование кукольного театра, игр-драматизаций, дидактических игр и упражнений.

Задание 1. Два клоуна. Активизация в общении слова­ря и первых грамматических форм.

Задание 2. «Колобок» (игра-драматизация).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали - не ска­жем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».


Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Задачи:

Научить понимать простые нераспространенные предложения;

Учить выполнять простые действия по речевой инст­рукции;

Учить понимать и строить словосочетания типа гла­гол в повелительном наклонении + существительное в ви­нительном падеже;

Учить употреблять в речи словосочетания типа гла­гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

Учить употреблять в общении предложения типа под­лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

Учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска­зуемое + обстоятельство;

Учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

Учить некоторым продуктивным способам словооб­разования существительных и глаголов;

Учить воспроизводить слого-ритмическую структу­ру двусложных и трехсложных слов.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на Ш этапе.



Loading...Loading...