Формирование семантики родственных слов у детей старшего дошкольного возраста с онр через реализацию проекта "дружная семейка". Логопедическое занятие с дошкольниками

Краткая аннотация: В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры.

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Работа с дошкольниками указывает на трудности в овладении словообразовательными операциями с детьми.

Словообразование представляет собой, с одной стороны, путь развития словарного запаса языка, а с другой – является составной частью морфологической системы языка.

Одним из способов формирования словообразовательных операций у дошкольников 5 – 6 летнего возраста является работа над родственными словами.

В течение 2 лет мною была сделана попытка отбора и систематизации речевого материала для работы над родственными словами. Были подобраны разнообразные приёмы, упражнения, игры. Весь материал оформлен в виде перспективного плана; разработаны конспекты занятий, рекомендации воспитателям и родителям по закреплению полученных знаний. Конспекты занятий и практический материал был разработан в соответствии с лексическими темами.

Начала работу с детьми старшей группы. Вначале работы, в сентябре, была проведена диагностика начального уровня речевого развития детей, и умения образовывать родственные слова, далее предполагалось, прослеживать динамику усвоение предлагаемого материала и итоговая диагностика, с целью выявление уровня усвоения пройденного материала.

Работа с детьми над родственными словами рассчитана на 2 года, и она разделена на три этапа.

Первый этап.

Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Цель этого этапа работы с детьми было знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей.

На этом этапе важно научить детей ориентироваться в структуре слов на основе таких критериев, как длина слогового контура и звукового сходства

(похожесть по звучанию) пар родственных слов. Для этого использовался приём парного сопоставления производящего и производного слова, которые сопровождаются сравнением (по обозначению) данных слов: сад – садовник, двор – дворник и т.п.

Подбирая исходные и производные слова в пары, соблюдались следующие условия:

Наличие между словами семантической разницы (двор – дворник и т.п.);

Использование продуктивных словообразовательных моделей: суффиксальной для существительных и прилагательных, префиксальной – для глаголов;

Подбор слов, имеющих четкие границы членимости (пожар — пожарник);

При контекстном определении однокоренные слова должны располагаться в минимальной удаленности по тексту (в рамках одного предложения).

Первый этап работы был реализован на индивидуальных занятиях и на занятиях в малых подгруппах (2 – 3 человека) в подгруппе.

На первом этапе я предлагала детям следующие задания «Какое слово длиннее?»

С использованием картинок (двор – дворник, снег – снеговик, гриб – грибник и другие слова). С помощью вопросов уточнялось значение этих слов, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее.

«Графическое написание слов»

Предлагалось ребёнку две картинки, например, лес – лесник, объяснялось значение этих слов, а затем ребёнок называет длинное слово, его обозначают длинной полоской, соответственно короткое слово – короткой полоской. Детям объяснялось, что слова звучат похоже, потому что в них есть одинаковый по звучанию «кусочек» слова. Сопряжено проговариваются пары слов, интонационно выделяя корень. Уточняется, какой «кусочек» слова звучит похоже — в начале или в конце слова? Затем вместе с ребёнком заштриховываем полоски: короткую целиком, а длинную – только начало.

Важно проговорить: «Закрашиваем «кусочек» слова, который звучит, похоже».

«Лото»

Предлагалась ребёнку одна большая карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки даётся какое – либо изображение, например, «сапожник». Уточняется значение этого слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки, например: «ботинок и сапог».

Задание. Выбери из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положи эту картинку в правой части карточки.

Второй этап.

Первый год обучения (декабрь — май)

Целью второго этапа работы было – формирование навыков образования производных слов.

На данном этапе дети учились находить однокоренные слова в контексте и выделять в них корневые основы. Работа велась индивидуально и в малых подгруппах (2 – 3 человека). Лексический материал для работы отбирался в соответствии с тематикой занятий.

Вот основные приёмы работы:

Выделение родственных слов из контекста; знакомство с понятием «родственные слова»;

Подбор родственных слов по вопросам;

Составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки);

Нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов;

Определение общей части родственных слов

Для решения данной задачи, использовались различные игры и игровые упражнения.

Третий этап

Второй год обучения (сентябрь – май)

Цель третьего этапа работы — закрепление навыков осознанного образования производных слов.

На этом этапе решались задачи:

Закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям;

Закрепление навыков применения словообразовательных правил.

Лексический материал подбирался в соответствии с темой занятий.

Наряду с уже известными детям заданиями второго этапа, включались новые упражнения:

Объясни, почему так называется? (В работе со сложными словами, образованными путём соединения корневых морфем);

Придумай одно слово вместо двух (словообразование на основе сложения слов);

Припомни родственные слова к заданному слову;

Самостоятельный подбор родственных слов к заданному слову;

Работа с ребусами.

Использование в коррекционном процессе работы над родственными словами позволило значительно повысить уровень словообразовательных операций у детей.

Так, если на начало первого года обучения, низкий уровень развития навыков словообразования был отмечен примерно у 85% детей, и только у 15% — средний, то уже к концу первого года обучения все дети находились на среднем уровне словообразовательных операций. К концу второго года обучения около 80% детей достигли высокого уровня развития словообразовательных операций.

Таким образом, можно говорить о том, что работа с детьми по образованию родственных слов, положительно влияет на развитие навыков словообразования у детей 5 – 7 лет.

Котовщикова Т.Н.,
учитель-логопед

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цели:

  • Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова».
  • Учить выбирать их из связного текста.

Задачи:

  • уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;
  • развивать мышление, фонематические представления;
  • воспитывать эмоциональный отклик на увиденное и услышанное.

Оборудование: массажный мяч, воздушные тренажеры «Метель», запись на кассете ветра, зашифрованное слово зима, «лыжи» из пластиковых бутылок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед встречает детей на ковре и приветствует их.

– Перед вами на карточке зашифровано слово. Разгадав его вы узнаете о чем мы будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово.

– Назовите зимние месяцы.

– Что часто наблюдаем мы зимой? (Снег, ветер, мороз, холод, вьюги)

– Значит зима какая? (Логопед бросает мяч ребенку. Он возвращает мяч и называет прилагательное образованное от существительного сказанного ранее.)

II. Артикуляционная гимнастика

– Предлагаю вам пройти за рабочие места и поиграть с нашим веселым язычком, но сначала отгадайте загадку.

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла.
Боится солнца и тепла. (Снеговик)

– Молодцы! Первое упражнение «Снеговик улыбается», Упр. «Лопатка», упр. «Сосулька», упр. «Горка». (Логопед показывает упражнение, дети выполняют его и контролируют его выполнение в индивидуальных зеркалах.)

III. Дыхательная гимнастика

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги)

– Давайте мы тоже устроим в стаканах вьюгу. Глубоко вдохните, вытяните губы трубочкой, не надувая щек подуйте в соломинку. (В пластиковых стаканах на дне лежат белые конфетти.)

IV. Новый материал

– Послушайте стихотворение о зиме и определите какие слова, звучат похоже?

Снег, снежинки, снегопад!
Называть слова я рада...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик –
Ведь к снегопадам он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

(Во время чтения стихотворения на экране появляются изображения снега, снежинки, снегопада, снежной зимы, игры в снежки, снеговика, снегурочки.)

– Какие слова звучат, похоже?

– Давайте выясним значения этих слов. (Логопед называет слово, а дети дают объяснение значения слова.)

  • Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег – скопление снежинок.
  • Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки – комочки из снега.
  • Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой?

– Те слова которые имеют похожую общую часть называют родственными словами. Про них даже сложено стихотворение.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.

V. Упражнение «Разбей на слоги»

– Давайте определим сколько слогов в этих родственных словах. Положите ладони на столы и отстучите каждый слог. (Дети по очереди называют, сколько слогов в названном слове.)

VI. Физминутка

– Ребята, какие зимние развлечения вы знаете? Я предлагаю вам представить, что мы вышли на улицу покататься на лыжах. Пройдите на ковер, представьте что это лыжи, наденьте их, встаньте в ряд, представьте, что у вас в руках палки. (Логопед предлагает детям надеть на ноги, вырезанные из пластиковых бутылок, стилизованные лыжи). Пойдемте прямо друг за другом, повернем налево, опять идем прямо, поворачиваем направо и т.д. На улице очень холодно. У вас замёрзли руки, давайте подуем на них и потрем. (Выполнить 3 раза.) Еще у вас замерз лоб, потрем его, потрем щеки, верхнюю губу, нижнюю губу, уши. (Выполняется поглаживание по массажным линиям) . «Поехали домой», «приехали», снимаем «лыжи», пройдите за столы.

VII. Развитие зрительного восприятия

– На ваших столах листы бумаги, переверните их. Соедините точки и определите, какой получился предмет. (Изображения: лыжи, шапка, шуба, санки, варежки, птица)

– Составьте предложение с данным словом.

VIILЗакрепление

– Ребята, разгадайте загадку.

Белый мороз
К палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное. (Мороженое.)

– Найдите в тексте загадки слово – «родственник» к слову – отгадке.

– Подберите слова – «родственники» к слову «мороз». (Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко). (Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.)

– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)

– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)

– Если мороз сильный, то нос можно... (отморозить).

– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)

IX. Игра «Кто лишний»

– Ребята, посмотрите на доску и определите, какие картинки здесь лишние и почему?

*снег *велосипед *снеговик * лопата * снегурочка.

X. Итог

– Молодцы! Пройдите на ковер. Что вам понравилось на занятии?

– А мне понравилось... (Логопед дает оценку действиям детей)

– Ребята, можно есть снежки или льдинки? Почему?

– Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не болит. (Логопед раздает детям зефир) . До свидания.

Список литературы

  1. Александрина И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи. / И.Н. Александрина // Логопед. – 2008. – №1. – С. 22-33
  2. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
  3. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодалению фонетико-фонематического недоразвития у детей./ Т.Б.Филичева, Г.ВЧиркина.// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / Под ред. Г.ВЧиркиной – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.

Слайд 1

Родственные слова. Игры и упражнения.

Копылова Елена Владимировна учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг

Слайд 2

ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания

Дошкольный возраст:

Школьный возраст:

с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме

Речевые недочеты

Слайд 3

р’одственный, -ая, -ое; -вен, -венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам (Толковый словарь Ушакова)

Слайд 4

ЦЕЛИ: показать богатство родного языка и его выразительных средств привлечь детей к активному участию в процессе словообразования

Слайд 5

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу) обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления

Слайд 6

Участники проекта

Слайд 7

Принцип коммуника-тивности

Принцип последовательности

Принцип отбора лингвистического материала

Принцип индивидуально-личностного ориентирования

Слайд 8

Основные методы обучения

Слайд 9

Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»

Слайд 10

Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей - Знакомство с понятием «Родственные слова»

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Слайд 11

«Какое слово длиннее?» Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее «Запомни, повтори» Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница)

«Лото» Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

Игры и игровые упражнения

Слайд 12

Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май) Цель – формирование навыков образования производных слов Приёмы работы: - выделение родственных слов из контекста - подбор родственных слов по вопросам; - составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки); - нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов; - определение общей части родственных слов.

Слайд 13

«Ответь на вопросы» Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают: Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие Назовите зиму ласково. Зимушка Если хлеб посели под зиму, то он какой? Озимый Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал «Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя

Слайд 14

Третий этап. Второй год обучения (сентябрь – май) Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов. Задачи: - закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям; закрепление навыков применения словообразовательных правил Формы работы: индивидуальные занятия в малых подгруппах (2 – 3 человека), подгрупповые занятия (5-6 человек)

Слайд 15

«Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом - главное слово - сложное слово - слово-предмет (не главное) - множественное число существительного - слово-действие - слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - слово – признак - существительное, образованное с суффиксом увеличения - слово, образующееся от взаимодействия человека с главным словом

Слайд 16

«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление Оборудование. Карточки-задания

Разделы: Логопедия

Дети младшего школьного возраста с ОНР III уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают и не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. В коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяют добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковый материал становится источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова, использовать родственные слова в связной речи.

Занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки. Помогающие раскрыть тем в доступной для детей форме. Способствует осознанию и усвоению родственных слов.

Для последовательного ознакомления детей с родственными словами необходимы: наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте; упражнения в определении родственных слов в тексте; упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор; упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи.

Дети подводятся к пониманию того. Что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьей,
Поиграть хотим с тобой.

Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях используются разные стихи.

На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко созрело.
Ветерок подул – яблоко спугнул…
По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
просто объедение!

Солнечное
Солнышко утром проснулось,
Солнечно всем улыбнулось.
Будет солнечный день –
Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет,
Подсолнух за ним наблюдает.
Подсолнечный свой наряд
Солнцу показывать рад.

Снежное
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад…
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке – ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти.

А дороги не найти…
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.

Придумала я три словечка:
Река, реченька и речка.
Ну, а хитренький мальчонка
Подсказал слово … (речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово …(речища),
А с косичками девчушка
Слово вспомнила …(речушка).

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблему: объяснить значение слова, подобрать к нему родственное.

Для расширения словарного запаса детям предлагаются морфологические шарады.

Сообщить вам очень рада:
Составлена для вас шарада.

Корень тот же, что в слове плетение,
Суффикс тот же, что в слове извозчик,
Приставка та же, что в слове переход (переплетчик).

Корень мой найди ты в слове городской,
В слове закрывать найди приставку,
Суффикс отыщи ты в слове мягкий ,
А маляр покрасил меня краской (загородка).

Корнем с подумать роднится,
Приставка в слове вылетать таится,
Суффикс – как в слове отметка ,
А она годится не только в разведке (выдумка ).

море ,
Суффикс – в слове заводской,
Окончание подскажет слово озорной,
А таким бывает камень и прибой (морской).

Корнем со сказкой роднится,
Приставка в слове подбородок таится,
Суффикс как в слове сковородка,
А за нее учитель не похвалит на уроке (подсказка).

Корень мой найди ты в слове пересказ,
Суффикс – в слове указка,
Окончание подскажет слово сети,
Слушать и читать их любят дети (сказки).

Предложенные в нашей статье упражнения и задания можно оформить в самостоятельные занятия или использовать как фрагменты других занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи.

Конспект занятия на тему «Родственные слова»

Цель: сформировать у обучающихся понятие о родственных словах; упражнять в подборе родственных слов.

Оборудование: плакат с изображением Чуда дерева, карточки со словами САД, РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, ПОСАДИЛИ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает обучающимся запомнить и повторить в той же последовательности ряды слов:

  • Сад, садовый, посадить, посадки, садовник;
  • Соль, солёный, посолить, соленья, рассол;
  • Лес, лесник, перелесок, лесок, лесной;
  • Гора, горка, пригорок, горняк, горный.

II. Работа с текстом.

Логопед читает текст рассказа: «Родник родит речку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, родина народ. Все эти слова как бы родня. (К. Паустовский).

Логопед. Понятен ли вам смысл слов: родник, родина, родня. Эти слова называются родственными.

Затем логопед читает стихотворение:

Как растут слова.
Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово, словно корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада ,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод, с ним садовник идёт.
Очень интересно гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)

Выясняется понимание смысла слов: рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопед. Из какого слова «выросли» слова: садовник, садовод, рассада, посадки? (из слова «сад»). Слово «сад» - это слово корень.

Затем логопед выставляет на доску плакат с изображением Чуда-дерева. Слово «САД» прикрепляет к корню дерева.

Логопед. Назовите слова, которые «выросли» из слова-корня САД. (Ученики называют слова и выставляют карточки-картинки в прорези дерева). Все эти слова произошли от одного корня и называются однокоренными, родственными. Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

III. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.

Логопед записывает на доске пары слов: рис – рисунок, гора – горевать, водитель – вода и предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем предлагает записать пары слов, выделить их общую часть – корень слова. Сравнить пары слов по смыслу. Сказать, будут ли эти слова родственными. Почему?

IV. Работа со словами, имеющими близкое по смыслу значение, не являющиеся родственными.

Логопед. Объясните значение слова. Близки ли по значению следующие пары слов?

  • Корова – телёнок
  • лошадь – жеребёнок
  • Свинья – поросёнок
  • овца – ягнёнок

Делается вывод: Родственные слова – это слова, имеющие один и тот же корень и близкое по смыслу значение.

V. К словам из первой колонки подберите слова из второй колонки.

Запишите в тетради, выделите корень.

  • Гора, горевать: горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горочка, пригорюнился.
  • Рис, рисунок: рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

VI. Итог занятия.

Таким образом решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования; развитие мыслительных способностей детей.

Литература :

  1. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч.-метод.пос. для студентов педфака / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 1997.
  2. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос,1995.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.
  4. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.
  5. Обучение чтению и письму в начальной школе / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 2006.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; практическому применению знаний в различных ситуациях.

Проектный метод в детском саду стал одним из компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством, на мой взгляд, является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.

Но как быть специалистам узкого профиля? Где найти свое место в проектной деятельности? Этот вопрос для себя я решила так: кроме участия в проектах, которые проводят педагоги в группах, попробовать организовать свой – логопедический проект. В первую очередь, конечно, он должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нем, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые умения и навыки.

Проект «Родственные слова»

Мной отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов.

В основу проекта «Родственные слова» легла методика, предложенная авторами Лалаевой Р. И. и Серебряковой Н. В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников», а также пособие Коноваленко В. В. «Родственные слова».

Цель проекта: познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развитие мыслительных способностей детей.

Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.

Участники проекта: учитель-логопед; дети, посещающие логопункт; родители.

Предполагаемые результаты проекта: формирование у детей интереса к родному языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность детей, создание совместно с детьми и родителями «Словарика родственных слов».

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.

Устранить эти речевые недочеты можно при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации словаря.

Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.

В процессе лексико-грамматических упражнений и игр с родственными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.

Упражнения и игры

    Игра с мячом «Назови родственное слово».

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному слову ребенок должен подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный материал по теме, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи.

    «Узнай слово по его описанию»

Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями, например, сад, рассада, садовник, садовые инструменты и т. д. Задание: узнай слово по его описанию:

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)

Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)

Молодые растения, приготовленные для посадки в землю. (Рассада)

Инструменты, которыми работают в саду. (Садовые)…и т.д.

Игра позволяет расширить активный словарь новыми словами.

3. Детям предлагается закончить объяснение слова:

Строитель – тот, кто …

Рыбак – тот, кто …

Учитель – тот, кто …

Овощевод – тот, кто …

Садовник – тот, кто …

4. Назвать родственное слово по данному объяснению.

Посуда, которая нужна для селедки, – … (селедочница)

Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница)

Посуда, где хранят перец, – … (перечница)

Тот, кто очень добрый, – … (добряк)

Тот, кто очень сильный – … (силач)

Тот, кто очень храбрый – … (храбрец)

Тот, кто очень мудрый – … (мудрец)

Тот, кто варит – … (повар)

Тот, кто помогает – … (помощник)

Тот, кто пасет, – … (пастух)

5. Придумать слова-действия, родственные слову «летел» (ходил, ехал и др.)

Прилетел, улетел, облетел, залетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел.

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное. Таким образом уделяется внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.

6. Упражнение «Родственники» Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.

Главное слово (сад )

Слово-действие (сажать, посадить )

Слово-предмет, но не главное (саженец, рассада, посадки )

Слово-признак (садовый )

Слово, которое говорят, когда предметов много (сады )

Слово, обозначающее «большой» (садище )

Слово, обозначающее уменьшенный предмет (садочек, садик )

Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом (садовод, садовник )

Сложное слово (садоводство, садовод ).

7. «Четвертый лишний» Формирование умения сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Садик, садовод, салат, сад.

Грибок, погреб, грибник, грибной.

8. «Закончи предложение» Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом предложения. Развивать внимание, воображение.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь… (грибной).

И из дома в тот же миг в лес отправился… (грибник).

Чтобы принести улов, взял корзину для…(грибов).

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал…(грибную).

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький…(грибочек)

И обрадовался вмиг наш удачливый…(грибник).

Как ему не веселиться, если здесь, в земле…(грибница).

Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…(грибы).

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он все дорогу, как он сварит суп…(грибной).

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и…(грибище).

Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слов.



Loading...Loading...