Эпидемический процесс. Контрольная работа эпидемический процесс Составные части эпидемического процесса

До XIX века понятия «эпидемический процесс» не существовало. Одно из первых представлений об эпидемии сформулировал Ozanam (1835). Развивали идеи эпидемиологии и понятия «эпидемический процесс» A. Laveran (1877), П. И. Лукин (1836), И. И. Равич (1873), Larousse (1863), A. Gottstein (1897), Д. К. Заболотный (1927), К. Сталибрасс (1930). Впервые понятие «эпидемический процесс» ввел Л. В. Громашевский (1941). Уточнил содержание понятия «эпидемический процесс» В. Д. Беляков (1976). Позднее В. Д. Беляков выдвигает положение о саморегуляции эпидемического процесса (1987). Б.Л.Черкасский (1985) публикует серию работ об эпидемическом процессе как экосистеме .

Учение об эпидемическом процессе включает три раздела:

  • причина и условия (факторы) эпидемического процесса;
  • механизм развития эпидемического процесса;
  • проявления эпидемического процесса.

В первом разделе вскрывается сущность эпидемического процесса, то есть внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причины. Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс. В клинической медицине, где на организменном уровне изучается патологический процесс, аналогичный раздел его изучения называется этиологией .

Во втором разделе учения об эпидемическом процессе излагается механизм его развития. Здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпидемический процесс. На организменном уровне изучения патологического процесса аналогичный раздел в клинической медицине называется патогенезом .

В третьем разделе изучаются проявления эпидемического процесса, то есть систематизируются материалы, иллюстрирующие, как проявляется эпидемический процесс, каковы его признаки. Раздел клинической медицины, изучающий признаки патологического процесса, называется семиотикой .

Причина и условия (факторы) эпидемического процесса

Биологический фактор

Социальные факторы

Социальные факторы - это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) проявлению эпидемического процесса.

К социальным факторам относятся:

  • социальное развитие;
  • социальная активность населения;
  • санитарное благоустройство населенных пунктов.

Уровень социального развития и производительных сил оказывает опосредованное влияние на условия развития эпидемического процесса. Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие эпидемического процесса. Примерами положительного влияния являются: повышение качества жизни и питания, а как следствие - улучшение состояния иммунитета; изменение культуры поведения, гигиенического воспитания; улучшение и развитие технологий. Примерами отрицательного влияния могу послужить: повышение количества лиц, употребляющих наркотики и изменение культуры сексуального поведения - распространение ВИЧ -инфекции и вирусного гепатита ; ухудшение состояния экологии - снижение иммунитета .

Уровень социальной активности населения оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интенсивность протекания инфекционного и эпидемического процессов. Чем выше социальная активность населения, тем более интенсивно протекает инфекционный процесс. Пик социальной активности населения исторически приходится на периоды войн и революций. Социальная активность может проявляться на уровне отдельной семьи или целого общества.

Уровень санитарного благоустройства населенных пунктов оказывает непосредственное влияние на интенсивность развития эпидемического процесса. Сюда относятся состояние систем водоснабжения, канализации, сбора и удаления твердых и пищевых отходов и т. д.

Природные факторы

Природные факторы - это совокупность природных условий, способствующих или препятствующих проявлению эпидемического процесса.

К природным факторам относятся:

  • биотические элементы;
  • абиотические элементы.

Биотические элементы - это компоненты живой природы. Примером регулирующего влияния биотических элементов при зоонозах является изменение интенсивности течения эпидемического процесса при изменении численности грызунов (интенсивности эпиззотического процесса) при природно-очаговых инфекциях. При трансмиссивных зоонозах численность и миграции членистоногих переносчиков оказывает регулирующее влияние на интенсивность протекания эпидемического процесса.

Абиотические элементы - это климат и ландшафтно-географические условия. Например, чем ближе к экватору, тем выше разнообразие нозологических форм инфекционных болезней.

Механизм развития эпидемического процесса

В соответствии с первым законом Л. В. Громашевского, эпидемический процесс развивается по триаде:

  • источник возбудителя инфекции;
  • механизм передачи возбудителя инфекции;
  • восприимчивый организм.

Источник возбудителя инфекции - зараженный (инфицированный) организм человека, животного или растения, от которого может произойти заражение восприимчивых людей.

Резервуар источника возбудителя инфекции - совокупность основных источников возбудителя инфекции. Так, для антропонозов источником возбудителя инфекции будет являться человек (больной манифестными или бессимптомными формами заболевания), для зоонозов - домашние, дикие или синантропные животные (больные манифестными или бессимптомными формами заболевания), для сапронозов - абиотические объекты окружающей среды.

Механизм передачи возбудителя инфекции

Путь передачи - определенная совокупность и последовательность факторов передачи, с помощью которых реализуется механизм передачи.

Аэрозольный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • воздушно-капельный (менингококковая инфекция, ОРВИ; время существования - минуты)
  • воздушно-пылевой (скарлатина,туберкулез; время существования - сутки, недели, месяцы)

Фекально-оральный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • водный (фактор передачи - вода)
  • пищевой (фактор передачи - пища)
  • контактно-бытовой (фактор передачи - предметы быта)

Контактный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • прямой (син. непосредственный; источник - человек; пример - половые инфекции)
  • непрямой (син. опосредованный; источник - предмет - человек; пример - микозы)

Трансмиссивный механизм передачи возбудителя включает пути передачи:

  • естественный (контаминационный - возбудитель выделяется с фекалиями переносчика; инокуляционный - возбудитель вводится со слюной)
  • искусственный (связанный с медицинскими манипуляциями: инъекционный, ассоциированный с операцией, ассоциированный с диагностической манипуляцией, трансфузионный, трансплантационный)

Фактор передачи - объект окружающей среды, с помощью которого возбудитель перемещается из больного организма в здоровый. К факторам передачи относятся: воздух, вода, пища, почва, предметы быта, переносчики (членистоногие).

Факторы передачи подразделяются на:

  • начальные,
  • промежуточные
  • конечные.

Кроме того, факторы передачи можно условно разделить на основные и дополнительные.

Социально-экологическая концепция, с позиций системного подхода вскрывает иерархическую структуру системы эпидемического процесса и выявляет функциональные взаимосвязи между явлениями, свойственными разным уровням его структуры.

В структуре собственно эпидемического процесса были выделены 2 уровня:

  • соцэкосистемный (высший);
  • экосистемный (низший), который входит в состав соцэкосистемного в качестве его подсистемы.

Соцэкосистемный уровень (так же, как и эпидемический процесс в целом) - биосоциальное (социально-экологическое) явление, экосистемный - биоэкологическое.

Иерархия инфекционного процесса также имеет многоуровневый характер, включая в себя ряд соподчиненных уровней:

В структуре эпидемического процесса высшим является соцэкосистемный уровень, в состав которого эпидемиологическая экосистема входит в качестве внутренней подсистемы. Второй внутренней подсистемой здесь является социальная организация человеческого общества. Причиной возникновения и существования эпидемического процесса является взаимодействие этих двух его составных подсистем. При этом социальная подсистема служит регулятором процессов в эко-системе.

Эпидемический процесс: определение, формы, структура, противоэпидемические мероприятия, профилактика эпидемического процесса.

Эпидемический процесс непрерывная цепь последовательно возникающих и взаимосвязанных инфекционных состояний, проявляющихся в виде эпидемических очагов с одним или несколькими больными и носителями .

Непрерывность эпидемического процесса поддерживается взаимодействием 3-х обязательных факторов (звеньев): источник инфекции, механизм (факторы) передачи, восприимчивость населения.

Источником может выступать зараженный человек (больной и носители: контактные и неконтактные, здоровое и транзиторное, раннее, у переболевших и у реконвалисцентов) – антропонозные инфекции (брюшной тиф, корь, коклюш, холера, дизентерия) или домашнее, дикое животное, птицы зоонозные инфекции (бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.). Существует также группа зооантропонозных инфекций , при которых источником заражения могут быть и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы)

Роль факторов внешней среды в эпидемическом процессе неодинакова. Элементы внешней среды, обеспечивающие переход возбудителя из одного организма в другой, принято называть факторами передачи (воздух, вода, почва, пищевые продукты, предметы труда и обихода, членистоногие, биологические жидкости), и распространение болезни через этот фактор – путем передачи .

Восприимчивость населения – способность организма реагировать на внедрение возбудителя инфекции, развитие болезни или носительство.

Варианты развития эпидемического процесса .

1) Спорадическое заболевание – это единичные, появляющиеся от случая к случаю, невзаимосвязанные заболевания. Например , болезнь Боткина.

2) Эндемия – групповая вспышка, возникающая, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек.

3) Эпидемическая вспышка – одновременно появившиеся групповые заболевания, охватывающие коллектив или часть его, населенный пункт, объединенные одним источником инфекции

4) Эпидемия – массовое распространение инфекционного заболевания в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

5) Пандемия – глобальная эпидемия, охватывающая значительную часть населения страны, группы стран, континента.

Профилактика инфекционных болезней обеспечивается : а) проведением государственных мероприятий, б) проведением медицинских мероприятий, в) принятием мер, ограничивающих завоз инфекций, г) участием населения.

Мероприятия в отношении источника инфекции: Выявление больных, бактерионосителей, их изоляция и лечение; обнаружение лиц, общавшихся с заболевшими, для последующего наблюдения за состоянием их здоровья, чтобы своевременно установить новые случаи заболеваний и своевременно изолировать больных людей.



Мероприятия по разрыву механизма передачи.

1. Общегигиенические мероприятия . При кишечных инфекциях решающее значение имеют в комплексе соблюдение санитарных норм и правил при получении, переработке, выпуске, хранении и реализации пищевых продуктов; обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, охрана водоемов, санитарная очистка территорий, неукоснительное соблюдение правил личной гигиены в быту и на производстве, на предприятиях общественного питания, торговли, пищевых, в детских, подростковых и т.п. учреждениях. При воздушно-капельных инфекциях наиболее надежна механическая защита от проникновения зараженного воздуха (фильтры, маски, повязки и т.п.), дезинфекция менее эффективна. При кровяных инфекциях заражение предотвращается воздействием на переносчика (борьба с педикулезом, уничтожение кровососущих насекомых, мероприятия по защите от их нападений). При инфекциях наружных покровов эффективны санитарные мероприятия в быту и на производстве, соблюдение режимов в банях, в парикмахерских.

2. Организация дезинфекционных мероприятий . Проводят дезстанции или СЭС и дезотделы.

3. Режимные ограничительные меры - обсервация и карантин. Обсервация – специально организованное медицинское наблюдение за населением в очаге инфекции, включающее ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию заболевших в целях предупреждения распространения эпидемии. Карантин – это система наиболее строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Мероприятия по повышению невосприимчивости населения к инфекциям .

Они предусматривают:

1. учет подлежащих иммунизации контингентов населения

2. планирование профилактических прививок в соответствии с указами МЗ

3. соблюдение сроков иммунизации, медицинских противопоказаний

4. выполнение условий хранения бактерийных и вирусных препаратов

5. иммунизация населения по эпидемическим показаниям

6. использование противомикробных средств в профилактических целях (бактериофаги, интерфероны, антибиотики).


10. Фармакологические основы медицины: задачи фармакологии, классификация лекарственных форм, их достоинства и недостатки, пути введения и выведения лекарственных средств, доза и ее виды, виды действия лекарств.

Фармакология – это наука о лекарственных веществах, их взаимодействии с организмом и о путях поиска новых лекарственных веществ .

Все лекарственные средства по способу и силе воздействия делятся на списки :

  1. список А – ядовитые и наркотические лекарственные средства;
  2. список Б – сильнодействующие лекарственные средства;
  3. общий список – все остальные лекарственные средства.

Классификация лекарственных форм - смотри Таблица 1.

§ Твердые лекарственные формы : таблетки, драже, порошки, капсулы, гранулы, сборы лекарственных растений, пленки и пластинки, глоссеты (для сублингвального изащечного применения), карамели, припарки (полутвердые), растворимые таблетки (наружно – таблетки фурацилина) и др.

§ Жидкие лекарственные формы : растворы, настои, отвары, микстуры, настойки, экстракты, эмульсии, суспензии, аппликации, бальзамы, коллодии, кремы, лимонады, сиропы и др.

§ Мягкие лекарственные формы : мази, пасты, суппозитории, гели, линименты, пластыри.

§ Лекарственные формы для инъекций .

Пути введения лекарственных препаратов в организм:

v Энтеральный – введение препарата внутрь через ЖКТ: пероральный (через рот), сублингвальный (под язык), ректальный (через прямую кишку);

Достоинства: удобство применения, возможность применения лекарственного препарата без участия медицинского персонала, возможность самостоятельной дозировки препарата, возможность применения в детской практике, сравнительная безопасность, отсутствие осложнений, присущих парентеральному пути.

Недостатки : медленное развитие эффекта, наличие индивидуальных различий в скорости и полноте всасывания, влияние пищи и других препаратов на всасывание, разрушение в просвете желудка и кишечника (инсулина, окситоцина) или при прохождении через печень.

v Парентеральный : внутримышечно, внутривенно, внутрикожно, подкожно, внутриартериально, в/субарохноидально, ингаляционный путь, электрофорез.

Достоинства: : возможность применения в экстренных случаях, без участия больного, быстрота наступления эффекта, большая точность дозировки, т.к. исключается влияние желудочного сока и ферментов ЖКТ, исключается барьерная роль печени.

Недостатки : нанесение определенной психологической травмы больному (особенно детям), нарушение целостности кожных покровов, возможность развития осложнений

Пути выведения (экскреции) лекарственных средств: желудочно-кишечный тракт; почки; легкие; железы кожи; молочные железы.

Виды действия лекарственных средств :

1) По месту приложения их эффекта :

А) местное – при непосредственном контакте с местом применения лекарственного вещества (мази, растворы, суппозитории, некоторые таблетки);

Б) резорбтивное – после всасывания препарата в кровь.

2) По назначению, по ожидаемому эффекту :

А) главное ;

Б) побочное : лечебное и токсическое (тератогенное действие – неблагоприятное действие лекарственного средства на плод, вызывающее появление врожденных уродств);

В) прямое – непосредственное действие на системы и органы организма;

Г) косвенное – опосредованное действие.

Д) комбинированное – сочетанное усиленное действие 2-х и более лекарственных средств.

Доза это наименьшее количество лекарственного вещества, обладающее выраженным фармакологическим эффектом, предназначенное на 1 прием .

Дозы могут быть : а) разовые , б) суточные , в) курсовые , г) ударные (заведомо завышенная доза, быстро достигается эффект, затем назначаются поддерживающие разовые дозы).

При определении пациенту дозы лекарственного препарата учитываются : состояние пациента, возраст, пол, климатические условия, время года.

Высшая разовая доза – наибольшее количество лекарственного вещества для однократного применения без наступления токсического эффекта.

Высшая суточная доза – наибольшее количество лекарственного вещества, которое может быть назначено пациенту в течение суток без наступления токсического эффекта

Минимальная токсическая доза – доза препарата, при которой начинают возникать токсические явления

Летальная доза – смертельная доза.

В рамках данного раздела учения об эпидемическом процессе выделяют три теории: 1) саморегуляции эпидемического процесса; 2) механизма передачи возбудителей инфекционных болезней; 3) природной очаговости инфекционных болезней.

Теория саморегуляции эпидемического процесса была разработана академиком В.Д. Беляковым и зарегистрирована в СССР как открытие в 1976 г. Эта теория является новой теоретической концепцией эпидемиологии о внутренних механизмах развития эпидемического процесса и позволяет рационально объяснить временные и территориальные закономерности в распространении инфекционных болезней среди населения.

Теория механизма передачи была разработана Л.В. Громашевским в 40-е гг. ХХ в. и описывает закономерности перемещения возбудителей инфекционных заболеваний от человека к человеку.

Теория природной очаговости инфекционных болезней, сформулированная академиком Е.Н. Павловским в 1939 г., позволяет получить представление о закономерностях и особенностях распространения среди людей зоонозных инфекций.

Теория саморегуляции эпидемического процесса. Основными положениями теории саморегуляции эпидемического процесса являются:

  • 1) неоднородность (гетерогенность) взаимодействующих популяций возбудителя и человека, составляющая основу развития эпидемического процесса;
  • 2) динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) биологических свойств взаимодействующих популяций возбудителя и человека;
  • 3) стабилизирующая (управляющая) роль обратных отрицательных связей в процессах саморегуляции;
  • 4) регулирующая роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса.

Среди признаков неоднородности, характеризующих популяцию возбудителя , для развития эпидемического процесса значение имеет прежде всего неоднородность по вирулентности (т. е. по степени болезнетворности возбудителя). Неоднородность по вирулентным свойствам является универсальной характеристикой всех патогенных возбудителей. В различные периоды распространения инфекционных болезней среди людей циркулируют возбудители, различающиеся по степени и характеру неоднородности по вирулентным свойствам.

Следующим по значимости признаком популяции возбудителя является неоднородность по контагиозности. Контагиозность как способность возбудителя к распространению среди людей и приживаемости в организме отдельных хозяев также является вариабельным признаком, меняющимся в ходе развития эпидемического процесса.

Неоднородность по иммуногенности характеризует способность возбудителя вызывать в организме хозяина те или иные формы иммунитета (антимикробный, антитоксический, антивирусный, гуморальный, клеточный, местный, общий). Как и контагиозность, признак иммуногенности является варьирующим.

Для развития эпидемического процесса отдельных инфекций значение имеет неоднородность популяции возбудителя по антигенным свойствам (грипп), по его чувствительности к антибиотикам (внутрибольничные инфекции), к бактериофагам (дизентерия) и т.д.

Следует еще раз подчеркнуть, что параметром популяции возбудителя, имеющим определяющее значение в развитии эпидемического процесса, является неоднородность по вирулентности. Неоднородность по другим признакам чаще бывает сопряжена с вирулентностью, хотя в отдельных случаях развитие эпидемического процесса связано именно с возбудителями, неоднородными по признакам, независимым от вирулентности.

Для развития эпидемического процесса значение имеет неоднородность популяции человека (хозяина) по восприимчивости к возбудителям инфекционных болезней. Восприимчивость - это видовой признак, под которым понимают способность организма человека реагировать на патогенные свойства возбудителя. В различные периоды распространения инфекционных болезней популяцию человека составляют лица, различающиеся по степени и характеру восприимчивости к возбудителям, вызывающим эти болезни.

Второе положение теории саморегуляции гласит о том, что в ходе эпидемического процесса происходит динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) вирулентности в популяции возбудителя и восприимчивости в популяции человека . Фазовая перестройка взаимодействующих популяций предполагает последовательную смену четырех фаз: 1) резервации; 2) эпидемического преобразования; 3) эпидемического распространения; 4) резервационного преобразования.

Численность популяции возбудителя в фазе эпидемического распространения максимальная. Эта фаза обусловливает развитие эпидемии, во время которой заболевают как неиммунные лица, так и лица с частичным иммунитетом, который не защищает их от высоковирулентных (эпидемических) вариантов возбудителя. Продолжительность фазы эпидемического распространения (продолжительность эпидемии) всегда ограничена во времени. Данная фаза завершается, несмотря на наличие в популяции человека восприимчивых лиц. Фаза эпидемического распространения не может длиться неопределенно долгое время прежде всего в "интересах" возбудителя - в противном случае он истребит всех восприимчивых лиц и лишит себя среды обитания, а также энергетических ресурсов. Поэтому уже в фазе эпидемического распространения закладывается следующая фаза.

Фаза резервационного преобразования начинается с пассирования вирулентных вариантов возбудителя через организм иммунных лиц (переболевших и выработавших иммунитет во время данной эпидемии). В результате в циркуляции остаются лишь те варианты, которые снизили вирулентность и приспособились к новой (иммунной) среде обитания. В данной фазе значительная часть популяции возбудителя погибает, а заболеваемость людей идет на спад.

Четвертое положение теории саморегуляции раскрывает регулирующую роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса . Социальные и природные условия, определяющие фазность развития эпидемического процесса, можно подразделить на три группы: а) факторы, обусловливающие создание различных форм "перемешивания" людей - формирование коллективов, естественные и искусственные миграции; б) факторы, обусловливающие активизацию механизма передачи возбудителя; в) факторы, снижающие иммунитет и резистентность. Любые из перечисленных условий приводят, в конечном счете, к возрастанию прослойки высоковосприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя, что служит сигналом к перестройке внутренней организации его популяции. С другой стороны, иммунизация коллектива и проведение мероприятий, снижающих активность механизма передачи возбудителя, уменьшают прослойку восприимчивых лиц и являются условием формирования резервационного варианта возбудителя.

Теория саморегуляции эпидемического процесса позволяет рационально объяснить временные и территориальные закономерности в распространении инфекционных болезней среди населения. Практическая значимость данной теории в том, что она ориентирует на необходимость проведения профилактических мероприятий в фазе резервации. При этом рациональными будут те мероприятия, которые предупреждают переход возбудителя из фазы резервации в фазу эпидемического преобразования и эпидемического распространения.

Теория механизма передачи возбудителей инфекционных болезней .

Механизм передачи - это эволюционно сложившийся процесс перемещения возбудителя в пределах одной популяции из организма одного хозяина в восприимчивый организм другого хозяина, который обеспечивает сохранение возбудителя как биологического вида в природе.

Механизм передачи можно разделить на три взаимообусловленные (взаимосвязанные) фазы (рис. 3).

Первая фаза - выведение возбудителя из источника инфекции - обусловливается локализацией возбудителя в макроорганизме и реализуется при определенной группе инфекционных болезней одним и тем же путем. Например, при локализации возбудителя в кишечнике возможен лишь один способ выведения его во внешнюю среду - путем дефекации, а при локализации в дыхательных путях - также только один способ выведения-с потоками выдыхаемого воздуха, т.е. при выдохе.

Инфицированный организм человека или животного, в котором патогенные возбудители могут жить, размножаться, накапливаться и выделяться во внешнюю среду, называется источником инфекции. То есть это естественная среда обитания возбудителя.

Среди людей источниками инфекции могут быть больные и носители. Важнейшими характеристиками больных как источников инфекции являются период заразительности и тяжесть клинических проявлений заболевания.

Учитывая цикличность течения инфекционных болезней, следует отметить, что в инкубационном периоде при большинстве инфекционных болезней возбудители во внешнюю среду не выделяются и, следовательно, заразительность таких лиц исключается. Однако, если в инкубационном периоде выделение возбудителей имеет место, то это резко повышает эпидемическую значимость таких лиц как источников инфекции и существенно затрудняет профилактическую работу. Это связано с отсутствием клинических проявлений в инкубационном периоде и возможности выявить подобные источники инфекции. Указанное положение характерно для вирусного гепатита А и является одной из основных причин широкого распространения данной инфекции. В период разгара заболевания количество возбудителей в организме больного достигает максимума. Вирулентность возбудителей, выделяющихся на фоне клинических проявлений, существенно выше, чем в другие периоды течения заболевания. Наряду с этим для инфекционных заболеваний характерны такие симптомы, которые способствуют освобождению организма от возбудителей (кашель, насморк - при аэрозольных инфекциях; диарея - при кишечных инфекциях и т.д.). В итоге период разгара характеризуется максимальным выделением возбудителя из организма больного и этим определяется наибольшая эпидемическая опасность инфекционных больных в разгар клинических проявлений.

В периоде реконвалесценции в большинстве случаев клиническое выздоровление по времени совпадает с освобождением организма больного от возбудителей. Иногда же у некоторых лиц на фоне клинического выздоровления продолжается выделение возбудителя и, естественно, они могут явиться источником инфекции для окружающих.

Таким образом, наибольшую эпидемическую опасность больные представляют в периоде разгара болезни. Затем следует период реконвалесценции. При некоторых же инфекционных болезнях источниками инфекции могут быть и лица, находящиеся в инкубационном периоде.

Эпидемическая значимость тяжести клинических проявлений заключается в следующем. Больной тяжелой формой инфекционного заболевания при прочих равных условиях является мощным источником инфекции, поскольку выделяет большое количество высоковирулентных возбудителей. Однако тяжелое течение болезни резко ограничивает активность подобных источников инфекции и в конечном итоге наибольшую эпидемическую опасность представляют больные с легкими клиническими формами. Основными причинами высокой эпидемической значимости больных легкими формами являются: а) в структуре заболеваемости, как правило, легкие формы встречаются чаще, чем тяжелые; б) больные легкими формами позже обращаются или совсем не обращаются за медицинской помощью; в) диагноз таким больным из-за неопределенности клинической картины устанавливается позже; г) изоляция больных легкими формами менее строгая и часто осуществляется в домашних условиях. Эпидемическая опасность больных легкими формами инфекционных заболеваний еще более возрастает, если при этом имеет место выделение возбудителей из источника инфекции в инкубационном периоде.

Носительство возбудителей инфекционных болезней - это выделение возбудителя из организма человека при отсутствии клинических проявлений заболевания. По продолжительности различают транзиторное, острое и хроническое носительство.

Транзиторное носительство предполагает кратковременное (чаще всего - однократное) выделение возбудителя при отсутствии клинических проявлений заболевания.

Острое носительство - выделение возбудителя в пределах от нескольких дней до двух-трех месяцев. Острое носительство преимущественно является следствием недавно перенесенного заболевания.

Хроническое носительство - выделение возбудителя в течение многих месяцев и даже лет. Этот вид носительства также чаще всего формируется в результате перенесенного заболевания у лиц с дефектами иммунной системы.

Степень эпидемической значимости указанных форм носительства при прочих равных условиях прямо пропорциональна его продолжительности. Однако при отдельных инфекциях в конкретных условиях роль острых носителей как источников инфекции может быть более существенной, чем лиц, находящихся в состоянии хронического носительства.

При анализе механизма развития эпидемического процесса при зоонозах используют понятия "основные" и "дополнительные" источники инфекции. Основной источник - это специфический хозяин возбудителя, обеспечивающий его сохранение как биологического вида (естественная среда обитания). Дополнительный источник - неспецифический хозяин возбудителя, способный передавать его людям. Человек при отдельных зоонозах (чума) может становиться дополнительным, в эпидемическом отношении наиболее опасным источником инфекции.

Резервуар инфекции - совокупность популяций возбудителя во взаимодействии с естественной средой обитания.

Вторая фаза механизма передачи - пребывание возбудителя во внешней среде - зависит от способа выведения возбудителя, предопределяющего среду, в которую он попадает после выведения из макроорганизма. Так, возбудитель, покинувший организм источника инфекции во время разговора, кашля или чихания, неизбежно прежде всего попадает в воздух. Возбудитель, выделившийся с испражнениями, попадает на различные объекты, которые и принимают участие в его дальнейшем пространственном перемещении. Таким образом, фаза пребывания возбудителя во внешней среде неразрывно связана с фазой выведения его из источника инфекции.

Для реализации фазы пребывания возбудителя во внешней среде необходимы факторы передачи, т.е. элементы внешней среды, обеспечивающие перемещение возбудителя из источника инфекции в восприимчивый организм. Все элементы внешней среды, выступающие в качестве факторов передачи возбудителей инфекционных болезней, подразделяются на 6 групп: 1) воздух; 2) вода; 3) пища; 4) почва; 5) предметы быта и производственной обстановки; 6) живые переносчики.

Элементы внешней среды, на которые возбудитель попадает, выделяясь из организма, называют первичными факторами передачи, а которые доставляют его в восприимчивый организм, - конечными факторами передачи. Иногда и первичным, и конечным фактором передачи является один и тот же элемент внешней среды (например, воздух). В ряде случаев перенос возбудителя с первичного фактора на конечный осуществляется с помощью промежуточных факторов передачи.

Отдельные виды возбудителей эволюционно приспособлены не только к конкретной локализации в организме хозяина, но и к конкретным факторам передачи. Это специфические факторы. Остальные факторы являются дополнительными, но они в тех или иных конкретных условиях могут приобретать важное эпидемиологическое значение.

Совокупность факторов передачи, участвующих в перемещении конкретного возбудителя от конкретного источника инфекции к конкретному восприимчивому организму, определяют как путь передачи возбудителя инфекции.

Различные пути передачи называются по конечному фактору передачи: воздушно-капельный, водный, пищевой, контактно-бытовой и другие пути передачи.

Третья фаза - внедрение возбудителя в восприимчивый организм - обусловливается предыдущей фазой (пребывание возбудителя во внешней среде). А характер и природа факторов, вносящих возбудителя в восприимчивый организм, определяют первичную локализацию возбудителя в организме человека. Внедрение возбудителя в восприимчивый организм осуществляется при физиологических (дыхание, прием пищи) и патологических (нарушения целостности кожных покровов и слизистых) процессах.

Аэрозольный механизм передачи - специфический для возбудителей инфекционных болезней, первично локализующихся в дыхательных путях (рис. 4.). При этом возбудители выделяются из источника инфекции в составе капелек (капельная фаза аэрозоля), которые концентрируются вокруг источника на расстоянии 1-2 м, и опасность заражения снижается пропорционально квадрату расстояния от источника инфекции. Крупные капли быстро оседают. Капельки, оставшиеся в воздухе, подсыхают в ближайшие 20 минут после выделения. Лишь при соответствующем сочетании температуры и влажности они могут сохраняться до двух часов и более. При подсыхании капельная фаза аэрозоля переходит в капельно-ядрышковую. Это сопровождается массовой гибелью микроорганизмов. Возбудители слабоустойчивые во внешней среде погибают полностью, более резистентные - лишь частично. "Ядрышки" с частицами размером менее 100 мкм могут часами находиться во взвешенном состоянии, перемещаться с конвекционными токами внутри помещения и проникать за его пределы через коридоры и вентиляционные ходы.

Следовательно, заражение возбудителями, находящимися в составе капельно-ядрышковой фазы аэрозоля, возможно как в помещении, где находится источник инфекции, так и за его пределами.

Крупные капельки, осевшие на предметы обихода, подсыхают, соединяются с пылью и в результате формируется вторичная пылевая фаза аэрозоля, содержащего возбудителей. Наиболее важным фактором образования пылевой фазы бактериального аэрозоля является мокрота. Пылинки размером менее 100 мкм могут долго находиться во взвешенном состоянии, перемещаться с потоками воздуха в соседние помещения и вызывать заражение восприимчивых лиц.


Аэрозольный механизм передачи является очень активным механизмом, поэтому в случае возникновения источника инфекции обеспечивает почти всеобщее заражение людей. В связи с простотой реализации данного механизма передачи (выдох - вдох), и коротким временем пребывания возбудителей вне живого организма подавляющее большинство из них, распространяющихся этим механизмом, обладают невысокой устойчивостью во внешней среде. Аэрозольным механизмом передаются возбудители дифтерии, кори, гриппа, менингококковой инфекции и др.

Фекально-оральный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых является желудочно-кишечный тракт (рис. 5).

Возбудители выделяются во внешнюю среду с испражнениями и распространяются преимущественно посредством трех групп факторов передачи - пищевых продуктов, воды и предметов обихода. В отдельных случаях значение в передаче возбудителей кишечных инфекций могут иметь мухи (механические переносчики). Особенностью факторов передачи (пищевых продуктов) в рамках фекально-орального механизма передачи является то, что отдельные из них служат благоприятной средой для размножения возбудителей. Накопление возбудителей в таких факторах передачи обусловливает заражение людей большими дозами микроорганизмов и развитие тяжелых клинических форм заболеваний. Посредством предметов обихода и воды в организм человека вносится небольшое количество возбудителей, поэтому заболевания, связанные с этими факторами передачи, в большинстве случаев протекают в легких формах. Масштабы заражения инфекционными заболеваниями, возбудители которых распространяются фекально-оральным механизмом передачи, зависят от объемов употребления обсемененных их возбудителями пищевых продуктов и воды. В связи с тем, что для реализации фекально-орального механизма передачи требуется определенное время, а возбудителям приходится длительный период находиться на факторах передачи, они должны обладать высокой устойчивостью во внешней среде. Фекально-оральным механизмом передаются возбудители брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита А и др.

Трансмиссивный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых служит кровь (рис. 6). При локализации в крови возбудители не имеют выхода из организма, поэтому дальнейшее их распространение возможно только с участием кровососущих членистоногих. В организме живых переносчиков происходит или накопление возбудителя, или определенный цикл его развития.


Основными переносчиками являются комары, вши, блохи, клещи, москиты. В отличие от факторов неживой природы, живые переносчики активно нападают на людей и при значительной численности способны обеспечить очень высокую степень их заражаемости. Так как возбудители, передающиеся кровососущими переносчиками, с факторами внешней среды практически не контактируют, им не требуется высокая устойчивость, поэтому для большинства из них характерна слабая устойчивость во внешней среде. Трансмиссивным механизмом передаются возбудители малярии, сыпного и возвратного тифов и др.

Контактный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых служат наружные покровы. Контактный механизм передачи реализуется при соприкосновении пораженных участков кожи источника инфекции со здоровыми участками кожи (слизистых) восприимчивых людей. В данном случае передача возбудителей осуществляется прямым контактом. К контактному механизму передачи относится и донесение возбудителя до кожных покровов (слизистых) восприимчивых лиц посредством предметов обихода, обсемененных возбудителями (непрямой контакт).


Контактный механизм передачи обычно обусловливает ограниченное распространение инфекционных болезней. В этих случаях в эпидемический процесс вовлекается узкий круг лиц, объединенных бытовыми помещениями и пользующихся общими предметами. Контактным механизмом передаются возбудители столбняка, венерических заболеваний и др.

Таким образом, локализация возбудителя в организме источника инфекции и механизм его представляют собой взаимно обусловливающие явления, которые, закономерно сменяя друг друга, образуют непрерывную цепь, обеспечивающую сохранение возбудителя как биологического вида в природе.

Указанные механизмы передачи обеспечивают распространение возбудителей инфекционных болезней среди особей одного поколения, т.е. являются горизонтальными. Передачу возбудителей от матери плоду обеспечивает вертикальный (трансплацентарный) механизм передачи . Вертикальный механизм - передача возбудителей в течение всего периода внутриутробного развития, т.е. от зачатия до появления новорожденного. Самые тяжелые дефекты, уродства плода отмечаются при инфицировании в стадии эмбриогенеза. В пределах вертикального механизма выделяют 4 пути передачи: герминативный (зародышевый), гематогенно- трансплацентарный (гематогенный переход возбудителей от беременной к плоду в течение внутриутробного периода с момента формирования собственного кровообращения эмбриона), восходящий через влагалище и матку (заглатывание или аспирация плодом контаминированных возбудителем околоплодных вод с 5-го месяца), интранатальный (инфицирование новорожденного во время прохождения им родовых путей).

Эпидемическая значимость вертикального механизма состоит в том, что дети, заразившиеся внутриутробно от своих матерей, представляют эпидемическую опасность для окружающих. Так могут передаваться возбудители краснухи, токсоплазмоза, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и др.

В процессе разработки новых способов диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней в медицине сформировался новый механизм заражения человека возбудителями инфекционных болезней. Его назвали артифициальным (artificiale- искусственный), рис. 7. Создание крупных больниц, существенное увеличение числа "агрессивных" вмешательств, инвазивных диагностических и лечебных процедур, формирование госпитальных штаммов и другие факторы способствовали интенсификации артифициального механизма заражения. В пределах артифициального механизма заражения могут реализовываться ингаляционный (искусственная вентиляция легких, интубация); контактный (неинвазивные лечебные и диагностические манипуляции); энтеральный (фиброгастродуоденоскопия, энтеральное питание); парентеральный (инвазивные лечебные и диагностические манипуляции) пути передачи.


Рис. 7.

Артифициальный механизм заражения не является механизмом передачи, так как не соответствует определению этого понятия (эволюционно сложившийся процесс, необходимый для существования возбудителя как вида в природе). Возбудители инфекционных заболеваний человека, которые в настоящее время чаще распространяются с помощью искусственного механизма заражения (ВИЧ, вирусный гепатит В, вирусный гепатит С и другие), всегда имеют естественный главный механизм передачи, который обусловливает сохранение их как вида в природе.

Определить тип механизма передачи можно лишь при анализе характера распространения возбудителей в пределах популяции одного вида. Проникновение возбудителя из популяции хозяев одного вида (животных) в популяцию хозяев другого вида (человека) не является механизмом передачи, поскольку это перемещение никакого значения для сохранения в природе возбудителя как биологического вида не имеет. Применительно к зоонозам механизм передачи имеет место лишь при эпизоотическом процессе. В отношении людей говорят о механизме (процессе) заражения или путях передачи возбудителей зоонозных инфекций.

Такое понятие, как "эпидемический процесс", начало употребляться с начала 19 столетия. Одно из ранних представлений о данном явлении было сформулировано Озанамом в 1835-м году. Далее целый ряд ученых занялись развитием идеи. Сам термин "эпидемический процесс" был введен Громашевским в 1941 году. Далее Беляков уточнил содержание определения. Позже им же было выдвинуто положение о саморегуляции в эпидемическом процессе.

Разделы

Из всего три. Различают следующие разделы эпидемического процесса:

  • Условия и причина.
  • Механизм развития эпидемического процесса.
  • Проявления.

Первый раздел раскрывает сущность процесса. В нем отражены внутренние причины формирования и условия, в рамках которых он протекает. Систематизация сведений этого раздела дает возможность в общих формулировках ответить на вопрос о том, каковы основы эпидемиологии. В клинической медицине - в сфере, где на организменном уровне осуществляется исследование патологических состояний, - аналогичный раздел носит название "этиология". Второе звено отражает ход формирования явления. В этом разделе дается ответ на вопрос о том, каким образом оно начинается. В клинической медицине аналогичная сфера носит название "патогенез".

В третьем разделе раскрыты проявления, которыми сопровождается эпидемический процесс; систематизируются сведения, отражающие признаки явления. В клинической медицине аналогичный раздел именуется семиотикой. Далее рассмотрим категории более подробно.

Условия и причины

Взаимодействие возбудителя и организма человека протекает в пространстве и времени непрерывно. Существуют различные факторы эпидемического процесса. К ним относят, например, биологические. Эти факторы эпидемического процесса формируют причины, по которым начинается патологическое взаимодействие. Существует также и вторая категория. Природные и социальные факторы обеспечивают регулирование условий, при которых протекает процесс. Взаимодействие возможно исключительно при наличии причины и условий.

биологического характера

Социальные силы

К этим факторам относят комплекс общественных условий, которые способствуют либо препятствуют ходу эпидемического процесса. Среди них выделяют:

  • Санитарное обеспечение населенных пунктов.
  • Активность жителей.
  • Социальное развитие.

Активность населения

Санитарное благоустройство

Его уровень непосредственно влияет на интенсивность, с которой протекает эпидемический процесс. В понятие санитарного благоустройства входит частота сбора и удаления пищевых и твердых отходов. Также к нему относят состояние систем водоотведения и водоснабжения.

Социальный прогресс

Уровень производственного и общественного развития обладает опосредованным влиянием на условия, в которых протекает эпидемический процесс. При этом он может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Примерами первого можно считать улучшение питания и качества жизни населения и, как следствие, повышение иммунитета жителей, а также изменения в культуре поведения, гигиеническом воспитании, технологический прогресс. Отрицательное влияние проявляется в увеличении числа наркоманов и алкоголиков, изменениях в сексуальной культуре (распространение вирусного гепатита, ВИЧ-инфекции), ухудшениеи экологических условий, ослаблении защитных сил организма.

Природные условия

К этим факторам относят абиотические и биотические компоненты. Последние представляют собой элементы живой природы. В качестве примера регулирующего воздействия биотических компонентов можно привести изменение в интенсивности хода эпидемического процесса на фоне разной численности грызунов при инфекциях природно-очагового типа. При трансмиссивных зоонозах миграции и количество членистоногих обладают регулирующим влиянием на выраженность явления. К абиотическим компонентам относят ландшафтные географические условия и климат. К примеру, при приближении к экватору повышается многообразие патологий.

  • Источник возбудителя.
  • Механизм передачи.
  • Восприимчивый организм.

Последние звенья эпидемического процесса имеют свою классификацию.

Источник возбудителя

Он представляет собой зараженный человеческий, животный либо растительный организм. От него может происходить инфицирование восприимчивых людей. Комплекс источников формирует резервуар. Для антропонозов в качестве возбудителя выступает человек, у которого присутствует бессимптомная либо манифестная форма патологии, для зоонозов - животные (дикие, синантропные или домашние). А для сапронозов это будут абиотические элементы окружающей среды.

Передача возбудителя

1. Аэрозольный путь. Он включает в себя следующие способы:

Воздушно-капельный (так передается ОРВИ, менингококковая инфекция);

Воздушно-пылевой (по этому пути проходят возбудители туберкулеза, скарлатины).

2. Фекально-оральный способ. К нему относят такие пути, как:

Контактно-бытовой;

Пищевой.

3. Контактный путь. Он включает в себя прямой и непрямой способы передачи.

4. Трансмиссивный путь. К этой категории относят такие способы, как:

Искусственный (связан с медицинскими манипуляциями: ассоциированный с операцией, инъекционный, трансплантационный, трансфузионный, обусловленный диагностическими процедурами);

Естественный (при контаминационном типе возбудитель выделяется с экскрементами переносчика, при инокуляционном - вводится со слюной).

Дополнительная классификация

  • Выделение из организма-переносчика.
  • Пребывание во внешней среде.
  • Проникновение в предрасположенный к патологии организм.

Восприимчивость

  • Индивидуальную (фено- и генотипическую).
  • Видовую.

Иммунитет выступает в роли специфического ответа на проникновение чужеродного агента. Устойчивость (резистентность) является комплексом защитных реакций неспецифического типа.

Характеристика эпидемического процесса

Интенсивность

Спорадическое распространение свойственно определенному коллективу, сезону, территории. Эпидемическая заболеваемость представляет собой временное увеличение уровня зараженности. Последующая классификация в этом случае осуществляется в соответствии с временными и территориальными параметрами. Эпидемическая вспышка представляет собой кратковременное усиление заболеваемости в рамках конкретного коллектива. Продолжается она на протяжении одного-двух Эпидемия является повышением уровня заболеваемости до области или региона. Как правило, она охватывает один сезон в году. Пандемия характеризует уровень заражения, продолжающегося в течение нескольких лет или десятилетий. Распространяется патология в данном случае на континенты.

Неравномерность проявления

Она может касаться территорий, времени, групп населения. В первом случае в основе классификации лежит зона распространения резервуара. В частности, выделяют:

  • Глобальный ареал. В этом случае взаимодействие осуществляется между человеком и резервуаром антропонозов.
  • Региональный ареал - это природно-очаговые зоонозы.

Неравномерность по времени:

  • Цикличность.
  • Сезонность.
  • Нерегулярность подъемов заражения.

Неравномерность по группам населения классифицируется по эпидемически значимым и формальным признакам. К последним относят группы:

  • Возрастные.
  • Профессиональные.
  • В зависимости от места жительства (городская или сельская местность).
  • Неорганизованные и организованные.

Распределение в соответствии с эпидемически значимыми признаками проводится на основании логических умозаключений специалистов. Оно может включать разные факторы, такие, например, как привитость.

Социально-экологическая концепция

Иерархическая структура

Она отличается многоуровневым характером и включает в себя несколько соподчиненных слоев:

Высшим в структуре эпидемического процесса считается соцэкосистемный уровень, в который экосистема входит в качестве одной из внутренних подкатегорий. Вторая представлена в виде социальной организации общества. В качестве причины появления и дальнейшего развития эпидемического процесса выступает именно взаимодействие этих двух подсистем. При этом явления в экоструктуре регулируются посредством социального подразделения.

Пример

В феврале 2014 года в Гвинее началась эпидемия Эбола. Продолжается она и по сей день. При этом эпидемия Эбола вышла за пределы государства и распространилась на прочие страны. В зону заражения вошли, в частности, Сьерра-Леоне, Либерия, США, Сенегал, Мали, Испания, Нигерия. Данный случай уникален, поскольку заболевание началось впервые в Западной Африке. Врачи в странах, куда распространилась патология, не имеют опыта борьбы с ней. Ситуацию усугубляет вероятность возникновения паники среди населения вследствие дезинформации. На помощь гвинейскому правительству были направлены средства и персонал различными международными и национальными организациями. В частности, содействие оказывали: Центр эпидемиологии США, России, Роспотребнадзор, Европейская комиссия. Помощь отправило и Экономическое сообщество государств На территории Гвинеи работала лаборатория эпидемиологии. Специалисты собирали и анализировали информацию о заболевании. Центр эпидемиологии оказывал поддержку населению, изолировал зараженных от здоровых жителей. Как отмечал гендиректор ВОЗ Кейдзи Фукуда, случившаяся вспышка стала сильнейшей из всех в практике.

Эпидемический процесс - это процесс воз­никновения и распространения среди насе­ления специфических инфекционных состо­яний - от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных цир­кулирующим в коллективе возбудителем.

Условия и механизмы формирования эпи­демического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционных заболеваний, являются предметом изучения специальной наукой - эпидемиологией.

Эпидемический процесс обуславливает не­прерывность взаимодействия трех его эле­ментов:

1) источник инфекции;

2) механизмы, пути и факторы передачи;

3) восприимчивость коллектива.
Выключение любого из этих звеньев приво­
дит к прерыванию эпидемического процесса.

Первый элемент эпидемического процес­са представляет собой источник инфекции. Понятие «источник возбудителя инфекции» означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнеде­ятельности патогенных микробов, из кото­рого происходит заражение людей или жи­вотных. Источником инфекции могут быть организм человека (больного или носителя), организм животного и абиотические объекты окружающей среды.

Инфекции, при которых источником ин­фекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при кото­рых источником инфекции служат больные животные, но может болеть и человек, - зоонозными. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником ин­фекции служат объекты окружающей среды. Сапронозы - это болезни, возбудители ко­торых имеют не только позвоночного хозяи­на, но и место развития, и резервуар неживо­го происхождения (органические вещества, в том числе пища, почва, растения).

Второй элемент эпидемического процесса составляют механизмы, пути и факторы пере­дачи инфекции. Русским ученым-эпидемио­логом Л. В. Громашевским был сформулиро­ван закон соответствия механизма передачи и локализации возбудителя в организме, со­гласно которому механизмы, пути и факторы передачи инфекции можно представить сле­дующим образом (табл. 8.1).

Третий элемент эпидемического процес­са составляет восприимчивость коллектива. Замечено, что если иммунная прослойка в по­пуляции составляет 95 % и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидеми­ческого благополучия и циркуляция возбуди-


теля прекращается. Поэтому задачей по пре­дупреждению эпидемий является создание в коллективах данной иммунной прослойки путем проведения вакцинации против соот­ветствующих возбудителей.

В соответствии с этим противоэпидемичес­кие мероприятия, проводимые в коллективе, могут быть направлены на различные звенья эпидемического процесса. Мероприятия 1-й группы направлены на источник инфекции, мероприятия 2-й группы - на разрыв меха­низмов и путей передачи, мероприятия 3-й группы - на восприимчивый коллектив.

К мероприятиям 1-й группы относится комплекс мер, направленных на ликвидацию источника инфекции: больных необходимо выявлять, изолировать и лечить; носителей - выявлять, ставить на учет и санировать; боль­ных животных, как правило, уничтожают.

Мероприятия 2-й группы, направленные на разрыв механизмов и путей передачи, включа­ют в себя комплекс санитарно-гигиенических мероприятий по благоустройству населенных пунктов (например, централизованное водо­снабжение и канализация), разукрупнение организованных коллективов, карантинные мероприятия, санитарный надзор за объек­тами пищевой промышленности и общепита, соблюдение правил асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации в больничных учреждениях и др. Это наиболее трудоем­кие и, к сожалению, наименее эффектив­ные мероприятия, особенно при инфекциях, характеризующихся множественностью ме­ханизмов, путей и факторов передачи, как, например, зоонозные или внутрибольничные инфекции (ВБИ).

Мероприятия 3-й группы, направленные на восприимчивый коллектив, включают в себя, если это возможно, мероприятия по созданию искусственного приобретенного иммуните­та- активного (путем проведения вакцина­ции) или пассивного (с помощью сывороток и иммуноглобулинов). При отсутствии в арсе­нале врача специфических профилактических иммунобиологических препаратов мероприя­тия 3-й группы сводятся к санитарно-просве-тительной работе среди населения.

В соответствии с вышеизложенным, ин­фекции можно подразделить на управляемые,

при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или несколько звеньев эпидемического процесса (например, вакци­нация), и неуправляемые, при которых такие меры отсутствуют. Поэтому конечной целью эпидемиологии по борьбе с управляемыми инфекциями является их ликвидация в гло­бальном, мировом масштабе. К 1980 г. усили­ями мирового сообщества, координируемыми ВОЗ, удалось ликвидировать особо опасную инфекцию - натуральную оспу. В ближайших планах ВОЗ - ликвидация ряда других управ­ляемых инфекций, таких как полиомиелит, корь и др.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в интенсивных показателях за­болеваемости (смертности): количество за­болевших (умерших) на 10 000 или 100 000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интен­сивности эпидемического процесса:

Спорадическая заболеваемость - это обычный уровень заболеваемости данной но­зологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;

Эпидемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени,


резко превышающий уровень спорадической заболеваемости;

Пандемия - это уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени, резко превышающий уровень обычных эпи­демий. Как правило, такой уровень заболевае­мости трудно удержать в рамках определенно­го географического региона и заболеваемость обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, панде­мии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции и др.). Не исключена возможность пандемии какого-либо заболевания в строгих географи­ческих рамках, например пандемия сыпного тифа в период Гражданской войны в России (1918-1922 гг.), которая не вышла за границы России.

Эндемия не характеризует интенсивность эпидемического процесса, она включает в себя относительную частоту заболеваемости данной нозологической формой на данной географической территории. Различают энде­мию природно-очаговую, связанную с природ­ными условиями и ареалом распространения в природе резервуаров инфекции и перенос­чиков (например, природные очаги чумы), и эндемию статическую, обусловленную комп­лексом климатогеографических и социально-


экономических факторов (например, холера в Индии и Бангладеш).

В соответствии с распространенностью ин­фекционные болезни можно разделить на:

1. Кризисные - заболеваемость свыше
100 случаев на 100 000 населения, например
СПИД.

2. Массовые - заболеваемость 100 случаев на 100 000 населения, например острые рес­пираторные заболевания (ОРЗ), острая ки­шечная инфекция (ОКИ), гнойно-воспали­тельные заболевания (ГВЗ).

3. Распространенные управляемые - забо­леваемость менее 20 случаев на 100 000 насе­ления, например газовая гангрена, псевдоту­беркулез.

5. Спорадические - единичные случаи на 100 000 населения, например сыпной тиф.

8.8.1. Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных болезней

С учетом изложенных выше особенностей эпидемического процесса разработана совре­менная эколого-эпидемиологическая класси­фикация инфекционных болезней человека (табл. 8.2).

Первичное эколого-эпидемиологическое разделение всех инфекционных болезней че­ловека должно учитывать в своей основе глав­ную среду обитания (резервуар) возбудителя в природе, с которой так или иначе связано заражение человека. Существуют три главные специфические среды обитания возбудителя: организм человека (антропонозы), организм животного (зоонозы), внешняя среда (сапро-нозы). Сочетание двух резервуаров возбуди­теля свойственно переходным формам. При антропонозах человек - единственный ре­зервуар возбудителя в природе и источник за­ражения. Во главу угла классификации здесь ставится характер взаимоотношений возбу­дителя с организмом человека (локализация) либо с человеческой популяцией (механизм передачи). При более детальной классифи­кации антропонозов придерживаются обще­принятого деления на кишечные, кровяные, респираторные, наружных покровов и «вер­тикальные» (от матери плоду).

Принципиально другая картина наблюда­ется у инфекций, возбудители которых имеют


внечеловеческие резервуары в природе. При этих инфекциях локализация возбудителя в организме человека или механизм его переда­чи от человека человеку есть вовсе не причи­на, а следствие процессов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность патогенного микроба.

При зоонозах основным резервуаром воз­будителя в природе служат животные, пре­имущественно млекопитающие, и членисто­ногие. Именно они обеспечивают существо­вание возбудителя как биологического вида и вызывают эпизодическое заражение чело­века, тогда как роль человека биологически недетерминирована и несущественна для па­разита. Зоонозы делятся на две эколого-эпи-демиологические группы: болезни домашних (сельскохозяйственных, пушных, домашних) и синантропных (в основном грызуны) жи­вотных; болезни диких животных.

При сапронозах основной резервуар возбу­дителя - субстраты внешней среды (почва, вода и др.), которые способны сами по себе обеспечить устойчивое его существование в природе. Для возбудителей типичных сап-ронозов внешняя среда служит практически единственной или основной средой обитания возбудителя. Другие сапронозы представляют длинный и плавный переход к зоонозным инфекциям, в ходе которых постепенно воз­растает роль животных как резервуара возбу­дителя. Их называют сапрозоонозами.

Классификация сапронозов по механизму передачи невозможна. Человек и теплокров­ные животные являются биологическим «ту­пиком» для возбудителя, поэтому закономер­ной цепной передачи его от особи к особи не существует. Эпидемический процесс носит качественно иной - веерообразный - ха­рактер, будучи представлен независимыми заражениями людей от общего резервуара - субстратов внешней среды. С эпидемиологи­ческих позиций сапронозы подразделяются по природным резервуарам на почвенные и водные.

«Чистые» сапронозы - природно-очаго-вые заболевания: их возбудители являются компонентами естественных наземных или водных экосистем. Доказано автономное су­ществование легионелл в природных водо-


Таблица 8.2. Эколого- эпидемиологаческая классификация инфек ционных болезней
Классы инфекционных б - Антропонозы _ Группы внутри классов Кишечные Респираторные Кровяные Наружных покровов « Вертикальные» Основной резерву- , г ар возбудителя Человек „ Репрезентативные оолезни Брюшной тиф. гепатит А, поли­омиелит, корь, краснуха, дифте-рия, паротит, ветряная оспа, сып­ной тиф, возвратный тиф вшивый, сифилис, гонорея и др.
Зоонозы Домашних и синантроп-ных животных Диких животных (при- родно-очаговые) м"™,., . животные Бруцеллез, ящур, Ку-лихорадка. орнитоз, трихофития и др. Туляремия, клещевой риккетсиоз, клещевые боррелиозы. арбовирус- ные инфекции, обезьянья оспа, бешенство, лихорадка Ласа и др.
Почвенные Почва Клостридиозы, актиномикоз, ас-пергиллез, гистоплазмоз, бласто-микоз, кокцидиоидомикоз и др.
Сапронозы Водные Зоофильные (сапрозоо-нозы) _ Вода „ Внешняя среда + животные Легионеллез, холера, мелиоидоз. Т1АГ, НАГ-инфекция и др. Сибирская язва, лептоспирозы. , иерсинеозы, листериоз, столбняк и др.

емах; клостридий и грибов - возбудителей глубоких микозов в почве.

S.8.2. Понятие о конвенционных I карантинных) и особо опасных инфекциях

Настоящее время характеризуется бурным ростом международных связей. Активации межгосударственной миграции населения в значительной степени способствует раз­витие современных транспортных средств. Попытки предотвращения распространения шфекционных болезней путем установления газного рода карантинов известны с XIV в. Накопленный опыт международных мер по


предупреждению распространения карантин­ных инфекций позволил прийти к принципи­альному выводу: без наличия быстрой и цен­трализованной системы обмена эпидемиоло­гической информацией между государствами невозможно своевременно принять соответс­твующие меры национальной и международ­ной безопасности.

Конвенционная (карантинная) болезнь - это болезнь, система информации и меры профилактики которой обусловлены между­народными соглашениями (конвенцией).

1 октября 1952 г. вступили в действие Международные медико-санитарные прави­ла, которые касались чумы, холеры, желтой лихорадки и натуральной оспы. Основная цель этих Правил заключалась в обеспечении противоэпидемической защиты государств от заноса инфекций. Правила обязывают нацио­нальные органы здравоохранения немедленно уведомлять ВОЗ о возникновении карантин­ных болезней и регулярно сообщать об эпи­демиологической ситуации в стране. В свою очередь, на ВОЗ возлагается ответственность за быстрое распространение получаемой ин­формации.


При возникновении в любой точке планеты случаев карантинных инфекций вступает в си­лу, согласно Правилам, следующая система:

1) страна направляет в ВОЗ информацию о возникших случаях;

2) ВОЗ обрабатывает данные и направляет их всем странам мира;

3) страны мира, получив информацию, при­нимают решение относительно проведения каких-либо особых противоэпидемических мероприятий и информируют об этом ВОЗ;

4) ВОЗ обрабатывает полученную информа­цию и направляет ее всем странам мира.

Аналогичным образом осуществляется об­мен информацией после ликвидации случаев заболевания в пораженном районе. Главным каналом передачи информации является еже­недельный эпидемиологический бюллетень «Weekly epidemiology review» (WER), а также автоматическая телексная связь накопления и передачи информации, по которой распро­страняется дневная сводка по карантинным болезням.

Наиболее эффективный контроль за между­народным распространением инфекционных болезней может быть основан на постоянно действующей системе глобального эпидеми­ологического надзора, направленного, с од­ной стороны, на выявление и уменьшение



ЧаСТЬ II.

ОБЩАЯ ИММУНОЛОГИЯ



Loading...Loading...