Задания логопеда по подготовке к школе. Система работы логопеда в рамках курса «Подготовка к школе

Целью занятий является выработка способности анализировать, усваивать, обрабатывать информацию, что приводит к исправлению неуспеваемости, повышению уровня грамотности и выработке орфографической зоркости.

Подготовка к школе с дефектологом-логопедом по стандарту ФГОС 2 поколения. Исправление неуспеваемости, повышение уровня грамотности и выработка орфографической зоркости.

ЦДКРН проводит занятия по подготовке к школе. Занятия отвечают требованием государственного образовательного стандарта (ФГОС 2 поколения). Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а способность анализировать, усваивать, обрабатывать информацию . Развитие таких навыков существенно меняет способность ребенка к обучению и приводит к исправлению неуспеваемости, повышению уровня грамотности и выработке орфографической зоркости. Ребенок сможет самостоятельно использовать новые способности для решения поставленных перед ним задач. Формирование этих навыков первый шаг к успешному обучению с последующим самосовершенствованием.

В каких случаях нужны такие занятия?

Некоторым детям крайне сложно дается русский язык и математика в школе. Бесконечные повторения правил, упражнения, «работа над ошибками» результатов не приносят.

Показанием к коррекционным занятиям могут вызывать следующие встречающиеся проблемы:

  • ошибки и незнание основных правил
  • неумение применить правила в процессе письма и расчетов
  • неумение составлять связные и логичные тексты
  • пропуск букв, лишние повторения или слияния слов
  • проблемы с удержанием произвольного внимания
  • трудности ориентировки в заданиях
  • импульсивность решений и переключения внимания
  • некрасивый или неразборчивый почерк

Как проводятся занятия?

Ребенок занимается индивидуально по специально разработанной последовательной программе. Длительность занятия составляет 60 минут.

Состав программы занятий:


1. Развитие математических представлений

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

2. Развитие фонетико-фонематического слуха

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. (Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове; уметь членить предложения на слова.)Работа по развитию звуковой культуры речи очень важна и нужна. Развитие фонетического слуха является залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.

3. Обучение работы с текстами

Приоритетной целью обучения работы с текстом является: умение понимать прочитанное и прослушанное произведение, отвечать на вопросы, делить текст на смысловые части, составлять пересказ,а так же сформировать потребность в книге как в средстве познания мира и самопознания.

Занятия ведет:

Белая Татьяна Константиновна.

Учитель-дефектолог, логопед, сурдопедагог, специалист по раннему развитию.

Специалист Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса во многом зависит от позиции, которую занимают родители.

В помощь родителям для каждого ребенка ведется индивидуальная логопедическая тетрадь, в которой записывается весь отработанный речевой материал и рекомендации логопеда родителям. Тетрадь приносят в детский сад в день занятий, а затем забирают домой для повторения материала.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребенку специальной помощи, и от ее своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребенка к обучению в школу.

Уровень развития речи детей в 6 лет

  1. Шестилетние дети не только умеют вычленять существенные признаки предметов и явлений, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  2. За период от 5 до 6 лет словарный запас увеличивается на 1000-1200 слов.
  3. К концу шестого года жизни ребенок уже достаточно точно различает обобщающие слова. Например, он не только говорит «цветы», но и может отметить, что ромашка, колокольчик – это полевые цветы и т.д.
  4. У ребенка на седьмом году жизни развивается связная монологическая речь. Он может без помощи взрослых передавать содержание небольшой сказки, короткого рассказа, мультфильма, описать те или иные события, участником которых он был.
  5. К шести годам мышцы губ и языка становятся достаточно крепкими и ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка.
    Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков л, р. После усвоения этих звуков дети сразу начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
  6. Шестилетний ребенок в большинстве случаев правильно пользуется вопросительной и повествовательной интонациями. Он может передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, горечь, негодование и др.
  7. Шестилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов и слов с заданным звуком из группы других слов или слогов, может подобрать слова, содержащие определенные звуки.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, 1. прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. . Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  6. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов(части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов.
  7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Рекомендации воспитателя логопедической группы для родителей детей подготовительного возраста

Уважаемые папы и мамы!

6 лет - это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

1. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

2. У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

2.1. правильно произносить все звуки языка;

2.2. выделять первый и последний звук в слове;

2.3. разделять слово на слоги;

2.4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

2.5. придумывать слова на заданный звук;

2.6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

2.7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

2.8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова - предлоги.

3. Важно выяснить:

3.1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

3.2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

3.3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

3.4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

3.5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

4. Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

  • Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 - количественный и порядковый.
  • Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
  • Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
  • В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

5. Проводите упражнения артикуляционной гимнастики.

Помните:

1. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно

2. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось

3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово

4. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!

Уважаемые родители!

Будьте лучшими помощниками ваших детей.

Воспитатель высшей квалификационной категории
Рожнова А.Ю.

Главная > Документ

Система работы логопеда в рамках курса « Подготовка к школе».

Идея написания данной статьи возникла исходя из положений:

    Статистика последних лет показывает увеличение числа детей с речевыми нарушениями. Своевременное выявление этих нарушений и проведение коррекционных мероприятий в дальнейшем облегчает учебно-познавательную деятельность учащихся. Опыт работы показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя – логопеда в полноценном формировании речи детей.
Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опирается на ряд условий:
    Родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитать личным примером.
Но часто родители не уделяют должного внимания речевому развитию своих детей по различным причинам, считая, что с возрастом речь ребенка нормализуется сама собой, или не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т. д.). Именно семья должна и может сыграть решающую роль при подготовке ребенка к школе. В последние годы в ряде школ города Красноярска, при центрах детского творчества и центрах психолого-медико-педагогического сопровождения детей, в дошкольных учреждениях проводятся курсы « Подготовка детей к школе». Данный курс рассчитан на обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу, способствует лучшей адаптации ребенка к школьной жизни. Как правило, данный курс ведут учителя школ или работники дошкольных учреждений. Курс « Подготовка к школе»- это профилактика многих трудностей обучения детей в школе. Рассматривая подготовку к школе не как избирательное формирование некоторых необходимых навыков (умение считать, читать и т.д.), а в контексте биологического и социального развития ребенка, учитывая основные условия, которые сделают возможным успешное обучение (сохранные, нормально функционирующие мозговые системы; поддерживаемая и развиваемая семьей потребность в обучении; доступность средств и возможностей обучения) возникла следующая система работы логопеда в рамках курса «Подготовка к школе». Логопедическая практика подтверждает - профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном периоде. Курс «Подготовка к школе» один из возможных путей осуществления этой профилактики. Работа строится по этапам:
    Организационный этап. Знакомство с родителями и детьми, посещение занятий учителей школы. Выяснение запроса родителей, учет мнения учителя по вопросу адаптации, психических особенностей детей. Диагностический этап. Проведение диагностики речевого развития детей (см. Приложение № 1) Работа с родителями. Задача логопеда – привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития ребенка, дать определенные знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения. Проведение родительского собрания. (см. Приложение№2) Индивидуальное консультирование родителей по итогам логопедической диагностики. Логопед знакомит родителей с результатами обследования, советует, на что надо обратить внимание в первую очередь, дает рекомендации по речевому развитию каждого ребенка, по правильной организации логопедической помощи в домашних условиях.
Приложение № 1. Протокол логопедического обследования (6 лет). Фамилия, имя_____________________________________________________________ Дата рождения________________________ Учреждение_________________________ Понимание обращенной речи ______________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Состояние связной речи . Рассказ по серии сюжетных картинок. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Состояние словаря _________________________________________________________ Обобщающие понятия: Игрушки ___________________ Животные_____________________________________ Мебель _____________________ Посуда _____________________________________ Обувь _____________________ Одежда ______________________________________ Фрукты_____________________ Овощи ______________________________________ Части тела: Одежды_____________________ Автомобиля __________________________________ Названия профессий : Маляр ______________________ Швея_______________ Повар____________________ Художник __________________ Продавец___________ Шофер___________________ Летчик______________________ Парикмахер_________ Почтальон________________ Название форм_____________________________________________________________ Цвет______________________________________________________________________ Глагольный словарь__________________________________________________________ Что делаешь в течение дня____________________________________________________ __________________________________________________________________________

Кто как передвигается (рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея)___________________

__________________________________________________________________________

Подбор антонимов

Добро – __________________________Высокий - ___________________________ Горе -_____________________________Лёгкий - ________________________ Друг- _____________________________Широкий- ____________________________

Поднимать -_______________________ Большой- _____________________________

Давать - __________________________ Хороший- _____________________________

Грамматический строй речи _______________________________________________

Образование приставочных глаголов __________________________________________

Что делает мальчик (ходит, уходит, входит, выходит, переходит, бежит, убегает)

__________________________________________________________________________

Образование глаголов совершенного вида______________________________________

Рисовал ____________ Писал ____________________ Делал_______________________

Образование притяжательных прилагательных ________________________________

Сумка тёти __________________ Кофта бабушки ________________________________

Газета Вовы _________________ Нора лисы ____________________________________

Хвост зайца _________________ Лапа медведя __________________________________

Образование относительных прилагательных __________________________________

Из дерева ___________________ Из бумаги _____________________________________

Из соломы __________________ Из меха _______________________________________

Из пуха ____________________ Из кирпича ____________________________________

Из резины __________________ Из металла ____________________________________

Из снега ___________________ Из шерсти _____________________________________

Из черники _________________ Из брусники ___________________________________

Согласование существительных с числительными (карандаш, дверь, ключ, лев, озеро)

2_________________________________________________________________________

5 _________________________________________________________________________

Образование названий детёнышей ____________________________________________

У лошади ____________________ У собаки ____________________________________

У коровы ____________________ У белки _____________________________________

У медведя ____________________У волка _____________________________________

Как назвать маленький предмет

Гриб _________________________ Лиса_______________________________________

Лист _________________________ Воробей ___________________________________

Одеяло _______________________ Дом________________________________________

Употребление падежных форм существительных ______________________________

__________________________________________________________________________

Звукопроизношение _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С Сь З Зь Ц Ш Щ Ж Ч Л Ль Р Рь К Т
Изолированно
Слог
Слово
Актив. речь

Состояние фонематического анализа и синтеза _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата _______________________________________________

Приложение №2

Родительское собрание.

Одним из основным фактором риска в предшкольный период являются языковые проблемы (задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, нарушение грамматического строя речи, неровный темп речи, повторы в речи). В последнее время много говорят о необходимости развития речи, однако родители не всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая развивать речь, делают это неправильно. Мама недоумевает: «Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним, но результата нет, он сам не может описать самую простую картинку, ни о чем рассказать не может». Не удивительно, ведь это мама рассказывала, говорила, объясняла, а не ребенок, для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того чтобы у него сформировалась связная речь (умение связно выражать свои мысли, представления, эмоции) необходимы некоторые условия. Прежде всего, у ребенка должен быть стимул для разговора. Это может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать, друг, которому всё интересно, сестра или брат, с нетерпением ожидающие рассказа и т.п. Стимулом может стать поездка за город и поход в музей, впечатления от новой театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь, тем больше поводов для разговора. Взрослые очень любят всё рассказывать и объяснять сами. С малышами 3-4 лет это необходимо, а более старшим детям, тем боле дошкольникам, необходимо говорить, рассказывать, объяснять самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда дать выговориться. Ребенка очень легко сбить, отвлечь внимание, поэтому взрослый должен слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Нужно специально учить ребенка составлять рассказ по сюжетной картинке. При этом следует объяснить, как составляется рассказ, как подбираются синонимы, как можно образовывать новые слова. Можно начинать предложение, а ребенок будет сам заканчивать, подбирая разные варианты. Следует систематически расширять запас слов, которым владеет ребенок. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книжку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающие слова. Новые, незнакомые слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно выговаривать их. Для обогащения словарного запаса детей ничего специально не нужно организовывать, искать сложные пособия и методики, стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Предметом и поводом для разговора может стать абсолютно любой предмет, поступок, явление природы, домашние дела, настроение. Игра в слова может скрасить долгий путь в электричке. Играя с ребенком, мама может гладить бельё, мыть посуду. Итак, например, моем мы тарелку. - Опиши, какая у меня тарелка? (По форме, по цвету, по величине, по вместительности). - Из какого материала она сделана? (Стеклянная, фарфоровая, металлическая, пластиковая). - Давай посчитаем все тарелки на столе. - Что ещё нужно вымыть? Назови всё это одним словом. Назови предметы ласково. - Где лежит вилка? (Ответы с предлогами около, в, за, на, между). - Что будем делать с посудой дальше? (Называйте свои действия). Поручите ребенку посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Скажи наоборот», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот». Развивайте в себе способность по обогащению словаря ребенка и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды. Правильное произношение – одна из сторон речевого развития ребенка. К сожалению, не все родители знают, что ошибки в произношении - основа многих трудностей при обучении чтению и письму. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, неуверенными, затрудняется их общение со сверстниками (нередко их дразнят, обзывают). Один ребенок не произносит 1-2 звука, а другой 5-6 звуков. Но в том и другом случае необходимо устранить все недостатки звукопроизношения еще до начала обучения в школе. И не теряйте время! Иначе эти дефекты закрепятся, и малыш будет писать их, как слышит. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Главное – не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое правильное решение – обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Программа обучения ребенка в детском саду предусматривает очень подробное знакомство детей со звуковой стороной языка как основой подготовки детей обучения грамоте. Однако программа программой, а в реальной жизни большая часть первоклассников не только не имеет понятия о звуковом строении слова, но у них отмечаются нарушения фонематического слуха. Многие дети слушают, но не слышат некоторые звуки, другие путают по звучанию [Б]-[П], [Г]-[К]-[Х], [Д]-[Т], третьим трудно вычленить один звук. Это вызывает комплекс трудностей по обучению письму. (Родителям раздаются памятки по развитию фонематического слуха).

по развитию фонематического слуха и восприятия детей.

    Систематическое повторение слоговых цепочек:
ба-ба-па ва-фа-фа са-за- за жа-ша-жа та-да-та ра-ла-ра на-на-ма ча-са-та са-ша-са га-га-ка ча-ща-ча за-за-жа 2.Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Например, где стоит звук [А] в словах: САМ, ПОЧТА, ПАЛКА, АРКА, АНЯ, АИСТ, ГАЛЯ. 3.Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове. 4. Перечисление всех звуков по порядку в слове. 5. Определение количества звуков в слове. 6. Определение первого звука в слове. 7. Определение последнего звука в слове. 8. Придумывание слов с заданным звуком. Проводя занятия с ребенком, взрослые должны быть очень терпеливы, доброжелательны. Ребенок должен почувствовать поддержку и понимание. Поэтому не жалейте похвал, оценивайте положительно любой (даже маленький успех). Нужно многократно повторять слова, слоги, звуки, вызывающие затруднения, это довольно трудоемкое дело, постарайтесь быть при этом не в роли строгого судьи, а в роли доброго помощника.

Советы логопеда-практика с 40-летним стажем профессиональной деятельности помогут родителям подготовить ребенка к школе.

Скоро ваш ребенок выйдет из детского сада. Следующая ступенька в жизни ребенка – школа.

Как правильно подготовить будущего ученика к этому важному событию?

Прежде всего, нужно , которыми он должен овладеть до того, как пойдет в первый класс. Значит, надо заниматься.

Занятия должны быть регулярными. Лучше использовать время после отдыха. Постарайтесь настроить ребенка на занятие, т.е. вызвать желание заниматься.

Обучение лучше всего проводить в игровой форме. По продолжительности заниматься можно 20-30 минут в день, если ребенок посещает детский сад, если не посещает, то можно два раза по 20 минут.

Некоторые занятия можно проводить . Но для формирования новых знаний, требующих внимания, необходима спокойная деловая обстановка, и отсутствие отвлекающих факторов.

Обязательным условием является ситуация успеха. Ни в коем случае не говорите ребенку, что он плохо занимается и ничего не знает.

Наоборот, поощряйте маленькие успехи, и умело дозируйте свою помощь, подсказку. Используйте свою взрослую хитрость и помогайте так, чтобы ребенок не заметил, что ему помогли.

Обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка. Например, для одних детей больше внимания надо уделять работе по развитию памяти, для других – внимания, для третьих – речи. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, старайтесь помочь ему в том, в чем он затрудняется.

Хочу назвать еще одно важное правило.

Не надо требовать от ребенка отвечать на вопросы, на которые он еще не знает ответов.

Очень часто родители пользуются таким способом обучения: «А ну, скажи, какие ты знаешь, например, деревья?», или «Какое это дерево?». Ребенок не может ответить. Он знает, что есть деревья, а как они называются, не знает.

Как же быть?

Научить. «Смотри, это дуб. Это дерево очень крепкое, большое, толстое. Ветки у него толстые, кривые. Называются кряжистые ветки. Смотри, какие у него листочки, только у дуба такие листочки. А плоды называются желуди. Их любят дикие свиньи, да мышки-грызуны. А теперь ты скажи, какое это дерево, и какое оно?» Конечно, ребенок ответит правильно.

«Один – много»:

Дуб – дубы – дубов. Ствол – стволы – стволов. Ветка – ветки – веток. Лист – листья – листьев.

«Большой – маленький»:

Дуб – дубок, лист – листик, ветка – веточка, и т.д.

Какой, какая, какое, какие?

Дуб – толстый, крепкий, могучий, кряжистый, высокий, зеленый, и т.д.

Что делает?

Стоит, шумит, скрипит, растет и т.д.

Что из дуба можно сделать, если спилить?

Доски, дрова. А еще из зеленых веток вяжут веники для бани. Веник какой — дубовый. Какие будут дрова – дубовые дрова. Доска из дуба – дубовая доска.

Сообщите ребенку, где растут дубы. Да, в лесу, но если в лесу только дубы, такой лес называется «дубрава». Если добавить игровой момент, предложив ребенку представить, что гуляет в таком лесу.

Куда ты пойдешь гулять? (В дубраву)

Где ты гуляешь? (В дубраве)

Чем любуешься? (Дубравой) И т.д.

Если вот так рассказать о дубе, у ребенка, конечно, останутся знания и новые слова. Да и мы, сами того не замечая, помогли своему ребенку развиваться в своем познавательном и речевом развитии. Используя игровую ситуацию, вы не только научили ребенка, как называется дерево, но и дали большую информацию, расширив кругозор, тем самым пополнили запас знаний и слов, обучили грамматическим формам, используя словообразование и словоизменение.

Остались еще силы у вас и у ребенка?

Заучите стихотворение. Вспомните математику. Предложите посчитать: дубы, желуди, ветки, листья. Один лист, 2, 3, 4 — листа, 5 — листьев. Видите, как изменяются окончания слов. Обязательно обратите внимание ребенка на то, как правильно сказать.

Еще пример: предложите простые задачи: Под дубом выросло (несколько, учитывая возможности ребенка) грибов, а на следующий день еще (несколько). Сколько всего? Решили.

Не забудьте похвалить ребенка!

Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед ДОУ № 10,
г. Апшеронска Краснодарского края

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ





 Наблюдательность,
 Хорошая память,
 Умение сравнивать, обобщать, анализировать,
 Способность формулировать свои мысли, делать выводы,
 Наличие элементарных знаний об окружающем мире.


золотой середины.









изменить.

Уважаемые родители! Помните, что специалисты дошкольных и школьных учреждений - лишь ваши помощники в вопросах воспитания и развития вашего ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:

Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакомить ребёнка с простейшими навыками чтения, счёта, письма.

На самом же деле данный вопрос следует рассматривать значительно глубже.

1. Прежде всего, уделить внимание соблюдению режима дня. Особенно это касается детей, не посещавших ДОУ. Если ребёнок не приучен ложиться и вставать в одно и то же время, ему крайне тяжело «включиться» в работу в классе, слушать и запоминать учебный материал. Нередко такие дети быстро теряют интерес к учёбе, переходят в разряд неуспевающих, и, если проблема не решается в ближайшее время, способны даже к отставанию в умственном развитии, не имея до этого никаких отклонений от возрастной нормы.
Важно также, чтобы ребёнок вовремя принимал пищу, соблюдал гигиенические требования, обязательно проводил не меньше 1 часа на свежем воздухе, меньше времени проводил за игрой в компьютерные игры, просмотром телепередач. Необходимо помнить, что физически здоровый ребёнок способен легче справляться с учебными нагрузками;

2. Необходимо сформировать у детей умение внимательно слушать взрослого и чётко выполнять предъявляемые инструкции. Это является одним из важнейших факторов школьной зрелости;
Определить, насколько внимателен, усидчив ребёнок, поможет простое наблюдение за тем, как он слушает вас, когда вы читаете ему сказку: если он часто меняет позу, то и дело вскакивает, ходит по комнате, совершает навязчивые движения - это первые признаки синдрома дефицита внимания. Решать данную проблему нужно ни в коем случае не криком и упрёками, а своевременным обращением к специалистам (психологу, неврологу).
Часто эту проблему родители игнорируют, ссылаясь на то, что ребёнок ёще мал, и всё придёт с возрастом. Это мнение ошибочно. Чем раньше обратиться к специалистам, тем легче справиться с данной проблемой, и вывести ребёнка на нормальный уровень.

3. Дисциплинированность, аккуратность, умение спланировать свои действия – также имеет большое значение для успешного обучения. Ребёнок, у которого не порядка в вещах, то и дело что-то ищет, перекладывает принадлежности, стараясь освободить рабочее место, упуская информацию, сообщаемую учителем, не успевают за темпом класса. Со временем пробелы в знаниях накапливаются. И даже ребёнок с нормальным умственным развитием, хорошо подготовленный, со временем может перейти в разряд неуспевающих. Поэтому добиваться аккуратности нужно как можно раньше, до начала школьного обучения;

4. Больше играйте, общайтесь с ребёнком.
В значительной степени определяют успешность обучения следующие показатели:
Наблюдательность, 
Хорошая память,

Умение сравнивать, обобщать, анализировать,

Способность формулировать свои мысли, делать выводы,

Наличие элементарных знаний об окружающем мире.

5. Учите ребёнка объективно оценивать плоды своего труда.

Не захваливайте его и не допускайте излишней критики. Придерживайтесь
золотой середины.
Дети, которых слишком часто хвалят, да ещё не всегда заслуженно,
приходят в школу с ожиданием признания своей исключительности
от учителя и одноклассников. Не получая этого, впоследствии они теряют
интерес к обучению, ухудшается успеваемость, растёт
неудовлетворённость, возможны конфликты с учителем и сверстниками,
которые заканчиваются, как правило, нервными срывами.

У ребёнка, которого хвалят редко, не хвалят вообще, а то и дело
критикуют, формируется комплекс неудачника. Со временем такой ребёнок
уже и не старается сделать что-либо хорошо, не имея надежды добиться
успеха. Со временем ситуация лишь усугубляется, если её вовремя не
изменить.

Уважаемые родители! Помните, что специалисты дошкольных и школьных учреждений - лишь ваши помощники в вопросах воспитания и развития вашего ребёнка.



Loading...Loading...