Расширение и обобщение словарного запаса младших школьников с ОНР III уровня через ознакомление с родственными словами. Формирование семантики родственных слов у детей старшего дошкольного возраста с онр через реализацию проекта "дружная семейка" Играем р

Слайд 1

Родственные слова. Игры и упражнения.

Копылова Елена Владимировна учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Родничок» г. Выборг

Слайд 2

ограниченность активного словарного запаса детей является причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания

Дошкольный возраст:

Школьный возраст:

с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии; не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме

Речевые недочеты

Слайд 3

р’одственный, -ая, -ое; -вен, -венна - близкий другому (другим) по происхождению, содержанию, каким-нибудь признакам (Толковый словарь Ушакова)

Слайд 4

ЦЕЛИ: показать богатство родного языка и его выразительных средств привлечь детей к активному участию в процессе словообразования

Слайд 5

ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их качественное и количественное обогащение лексики, практическое различение родственных слов по принадлежностям к основным частям речи (существительному, прилагательному, глаголу) обогащение словарного запаса за счёт обучения словообразования развитие зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления

Слайд 6

Участники проекта

Слайд 7

Принцип коммуника-тивности

Принцип последовательности

Принцип отбора лингвистического материала

Принцип индивидуально-личностного ориентирования

Слайд 8

Основные методы обучения

Слайд 9

Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»

Слайд 10

Первый этап. Первый год обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) Цель: - знакомство с основными правилами словообразования на основе ориентировочно – исследовательской деятельности детей - Знакомство с понятием «Родственные слова»

Формирование словообразовательных операций у дошкольников в системе работы над родственными словами

Слайд 11

«Какое слово длиннее?» Цель: развивать умение образовывать родственные слова с опорой на картинку Ход упражнения. С помощью вопросов уточнялось значение слов (двор – дворник, гриб – грибник) изображенных на картинке, устанавливалась семантическая общность слов. Давалось задание определить, какое слово длиннее «Запомни, повтори» Цель: увеличивать объём слуховой линейной памяти до 5-ти единиц Ход упражнения. Педагог предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит (грибок, гриб, грибник, грибной, грибница)

«Лото» Цель: учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить «лишнее» слово Ход упражнения. Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

Игры и игровые упражнения

Слайд 12

Второй этап. Первый год обучения (декабрь - май) Цель – формирование навыков образования производных слов Приёмы работы: - выделение родственных слов из контекста - подбор родственных слов по вопросам; - составление цепочки родственных слов, с опорой на наглядность (предметные картинки); - нахождение «лишнего слова» (неоднокоренного) из ряда родственных слов; - определение общей части родственных слов.

Слайд 13

«Ответь на вопросы» Цель: учить образовывать родственные слова по вопросам логопеда Ход упражнения. Педагог задаёт детям вопросы, дети отвечают: Как называется одежда, которую мы носим зимой? Зимняя Какие птицы остаются зимовать? Назовите их одним словом. Зимующие Назовите зиму ласково. Зимушка Если хлеб посели под зиму, то он какой? Озимый Зверь в лесу пережил зиму. Что он сделал? Перезимовал «Найди лишнюю картинку» Цель: учить выделять «лишнее» слово в группе родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память Ход упражнения. Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя

Слайд 14

Третий этап. Второй год обучения (сентябрь – май) Цель - закрепление навыков осознанного образования производных слов. Задачи: - закрепление навыков подбора производных слов по знакомым словообразовательным моделям; закрепление навыков применения словообразовательных правил Формы работы: индивидуальные занятия в малых подгруппах (2 – 3 человека), подгрупповые занятия (5-6 человек)

Слайд 15

«Родственники» Цель: учить образовывать родственные слова по опорным схемам Оборудование. Схемы слов 1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову и составляют с ним предложение 2-ой вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схему и составляет предложение с запомнившемся словом - главное слово - сложное слово - слово-предмет (не главное) - множественное число существительного - слово-действие - слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - слово – признак - существительное, образованное с суффиксом увеличения - слово, образующееся от взаимодействия человека с главным словом

Слайд 16

«Ребусы» Цель: учить детей ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление Оборудование. Карточки-задания

Использование речевых игр с дошкольниками своими руками

Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр Кыра

Слово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)

Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель: развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование: предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.

Варианты игр с использованием картинок

Игра "Большой-маленький"
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);

Дом-домик


На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);

Шар-шарик


А про маленький гриб?(грибочек);

Гриб-грибочек

Игра"Найди родственников"
Цель игры: развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак


Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.

Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)


Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)


Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)


Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)


Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?

Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!


Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.


Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Цели:

  • Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова».
  • Учить выбирать их из связного текста.

Задачи:

  • уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;
  • развивать мышление, фонематические представления;
  • воспитывать эмоциональный отклик на увиденное и услышанное.

Оборудование: массажный мяч, воздушные тренажеры «Метель», запись на кассете ветра, зашифрованное слово зима, «лыжи» из пластиковых бутылок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед встречает детей на ковре и приветствует их.

– Перед вами на карточке зашифровано слово. Разгадав его вы узнаете о чем мы будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово.

– Назовите зимние месяцы.

– Что часто наблюдаем мы зимой? (Снег, ветер, мороз, холод, вьюги)

– Значит зима какая? (Логопед бросает мяч ребенку. Он возвращает мяч и называет прилагательное образованное от существительного сказанного ранее.)

II. Артикуляционная гимнастика

– Предлагаю вам пройти за рабочие места и поиграть с нашим веселым язычком, но сначала отгадайте загадку.

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла.
Боится солнца и тепла. (Снеговик)

– Молодцы! Первое упражнение «Снеговик улыбается», Упр. «Лопатка», упр. «Сосулька», упр. «Горка». (Логопед показывает упражнение, дети выполняют его и контролируют его выполнение в индивидуальных зеркалах.)

III. Дыхательная гимнастика

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги)

– Давайте мы тоже устроим в стаканах вьюгу. Глубоко вдохните, вытяните губы трубочкой, не надувая щек подуйте в соломинку. (В пластиковых стаканах на дне лежат белые конфетти.)

IV. Новый материал

– Послушайте стихотворение о зиме и определите какие слова, звучат похоже?

Снег, снежинки, снегопад!
Называть слова я рада...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик –
Ведь к снегопадам он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

(Во время чтения стихотворения на экране появляются изображения снега, снежинки, снегопада, снежной зимы, игры в снежки, снеговика, снегурочки.)

– Какие слова звучат, похоже?

– Давайте выясним значения этих слов. (Логопед называет слово, а дети дают объяснение значения слова.)

  • Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег – скопление снежинок.
  • Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки – комочки из снега.
  • Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой?

– Те слова которые имеют похожую общую часть называют родственными словами. Про них даже сложено стихотворение.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.

V. Упражнение «Разбей на слоги»

– Давайте определим сколько слогов в этих родственных словах. Положите ладони на столы и отстучите каждый слог. (Дети по очереди называют, сколько слогов в названном слове.)

VI. Физминутка

– Ребята, какие зимние развлечения вы знаете? Я предлагаю вам представить, что мы вышли на улицу покататься на лыжах. Пройдите на ковер, представьте что это лыжи, наденьте их, встаньте в ряд, представьте, что у вас в руках палки. (Логопед предлагает детям надеть на ноги, вырезанные из пластиковых бутылок, стилизованные лыжи). Пойдемте прямо друг за другом, повернем налево, опять идем прямо, поворачиваем направо и т.д. На улице очень холодно. У вас замёрзли руки, давайте подуем на них и потрем. (Выполнить 3 раза.) Еще у вас замерз лоб, потрем его, потрем щеки, верхнюю губу, нижнюю губу, уши. (Выполняется поглаживание по массажным линиям) . «Поехали домой», «приехали», снимаем «лыжи», пройдите за столы.

VII. Развитие зрительного восприятия

– На ваших столах листы бумаги, переверните их. Соедините точки и определите, какой получился предмет. (Изображения: лыжи, шапка, шуба, санки, варежки, птица)

– Составьте предложение с данным словом.

VIILЗакрепление

– Ребята, разгадайте загадку.

Белый мороз
К палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное. (Мороженое.)

– Найдите в тексте загадки слово – «родственник» к слову – отгадке.

– Подберите слова – «родственники» к слову «мороз». (Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко). (Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.)

– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)

– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)

– Если мороз сильный, то нос можно... (отморозить).

– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)

IX. Игра «Кто лишний»

– Ребята, посмотрите на доску и определите, какие картинки здесь лишние и почему?

*снег *велосипед *снеговик * лопата * снегурочка.

X. Итог

– Молодцы! Пройдите на ковер. Что вам понравилось на занятии?

– А мне понравилось... (Логопед дает оценку действиям детей)

– Ребята, можно есть снежки или льдинки? Почему?

– Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не болит. (Логопед раздает детям зефир) . До свидания.

Список литературы

  1. Александрина И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи. / И.Н. Александрина // Логопед. – 2008. – №1. – С. 22-33
  2. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
  3. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодалению фонетико-фонематического недоразвития у детей./ Т.Б.Филичева, Г.ВЧиркина.// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / Под ред. Г.ВЧиркиной – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.

Александрина Ирина Николаевна,
ГБОУ города Москвы «Школа с углублённым изучением французского языка № 1265», дошкольное отделение № 3.
Статья впервые была опубликована в журнале «Логопед», № 1, 2008г.

Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи
(из опыта работы)
В статье подчеркивается важность обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня употреблению родственных слов. Приведена методика и технология ознакомления детей с родственными словами. Подобран лексический материал и предложены оригинальные рифмованные авторские тексты, способствующие осознанию и усвоению родственных слов детьми.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить знакомые слова, то есть их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6 летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР Ш уровня - это обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Дети практическим путем учатся устанавливать родственные связи между однокоренными словами. На занятиях предлагались занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, которые помогают раскрыть тему в доступной для детей форме.
Работа над родственными словами проводилась с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Отдельные задания дети выполняли с родителями дома.
Можно предложить следующую последовательность ознакомления детей с родственными словами.
Наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте.
Упражнения в определении родственных слов в тексте.
Упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор.
Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи(например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).
Детям объясняется, что есть слова- родственники. Эти слова чем-то похожи друг на друга. Чем же? Во всех словах повторяется общая часть. Слова-родственники должны звучать похоже. В семье родственники похожи друг на друга. Вы похожи на своих мам, пап, бабушек....Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова- родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живем одной семьёй
Поиграть хотим с тобой.

Детям читается стихотворный текст «Яблоко».

На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко созрело.
Ветерок подул – яблоко спугнул

По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный –
просто объеденье!

Детям объясняется, что в этом стихотворении «спрятались» слова-родственники, что они похожи на слово «яблоко». Одновременно на доске выставляется картинка с изображением яблока. Стих читается логопедом во второй раз, и совместно с детьми выделяются родственные слова, а на доске выставляются новые картинки.
Потом с помощью картинок детям предлагается вспомнить и самостоятельно назвать слова - родственники к слову «яблоко».
Для упражнения детей в определении родственных слов в тексте на занятиях использовались следующие стихи.
Солнечное.
Солнышко утром проснулось, Солнечно всем улыбнулось. Будет солнечный день-Подсолнух не прячется в тень.
Солнце по небу гуляет, Подсолнух за ним наблюдает. Подсолнечный свой наряд Солнцу показывать рад.

За грибами.

Наступила грибная пора,
Отправляемся в лес мы с утра...
На опушке-
грибы волнушки,
А вот пеньки,
и на них грибки.
Под дубом гриб боровик,
Под березой грибок подберезовик.
Грибникам про грибы все известно,
И грибам в их корзинках тесно.
А красавец- мухомор
Пусть стоит, как светофор!
Снежное.
Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик.
Ведь к снегопадам он привык,
А Дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.
Но улетят вдруг снегири,
И стихнут лютые метели,
Подснежник- первенец весны
Проснется в снежной колыбели.
Лесное
Шел я в лес, пришел в лесок.
Вот растет лесной цветок.
На лесной опушке - ягоды, волнушки.
Уже пора домой идти,
А дороги не найти...
Вдруг навстречу мне лесник,
С лесом он дружить привык.
Лесник дорогу указал,
И домой я побежал.
Березовая роща.

На пригорке в березовой роще
Птичьи песни слышны весной.
Свить гнездо на березке проще,
Чем весны дожидаться зимой.

Все березы весной нарядны,
В косах ленты зелены,
В своих белых сарафанах
Издалека березки видны.

Теплым летом подберезовики
Появляются тут и там.
Грибники соберут эти гвоздики,
Рада роща грибным дождям.
К каждому стихотворению подобраны сюжетные иллюстрации и предметные картинки. Сюжетные иллюстрации во время чтения логопедом стихов выставляются на доске, а предметные картинки находятся на столах у детей. После повторного чтения стихотворения дети самостоятельно выделяют слова - родственники, предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки детям не раздаются. В этом случае логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ.
Упражняя детей в определении родственных слов в тексте, можно использовать загадки. Данные загадки были специально составлены к теме «Родственные слова». Детям предлагают отгадать загадку. Найти в тексте загадки слова - родственники к слову - отгадке.

Если песню он поет,
Если паром он чихает,
Значит чашки он зовет
И на чай нас приглашает.
(Чайник)
Вот осиновая роща,
Под осинкой я расту.
В ярком красненьком берете...
Меня заметишь за версту.
(Подосиновик)
Из-под снега в лесочке Появились цветочки. Снежок, растай! Нам проталинку отдай!
(Подснежники)
Длинные и теплые Сапожник сшил из кожи, Зимой обуть их сможем.
(Сапоги)

Любит зверь малину, мед.
Очень грозно он ревет.
Летом ходит без дороги,
А зимой он спит в берлоге.
(Медведь)

Прилетят весной скворцы,
Для них построим мы дворцы.
(Скворечники)
Посадили зернышком,
Летом стал он солнышком.
Стоит у дорожки
На зеленой ножке.
С солнцем дружит,
Все лето не тужит.
Осень придет- решето отдает.
В решете зернышки,
Что дружили с солнышком.
(Подсолнух)
Работа с загадками всегда интересна для детей, потому что в загадке дается поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким-то отдельным чертам, по которым он может быть узнан. При этом выясняется, что загадка имеет еще один секрет- это слова- родственники, которые спрятаны в ней, и их надо услышать и назвать.
После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текстов, целесообразно начать проводить упражнения на их группировку и самостоятельный подбор.
Детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами-родственниками. Логопед просит детей вместе с куклой Катей разложить продукты питания в нужную посуду.

Мама сыплет соль в солонку.
Масло я кладу в... (масленку).

Много хлеба в хлебнице,
А конфет в...(конфетнице).

Льется чай из чайника,
Кофе- из... (кофейника).

Вот салат в салатнице,
А сухарь в... (сухарнице).

Все разложим по местам,
А теперь закончи сам!

При повторном чтении дети самостоятельно заканчивают каждую строчку словом - родственником.
Вспомнить названия детенышей животных. Дети подводятся к пониманию того, что давно известные им слова являются родственными.

Вот идет усатый кот
и ведет... (котенка).

На поляне рыжий лис,
а рядом два... (лисенка).

Белка спит в дупле с... (бельчонком),
Зайчиха прыгает с... (зайчонком).
Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними.
В упражнениях на словообразование простые, легкие формы дети называют сами, а сложные- сначала логопед, а потом дети.
Придумала я три словечка: Река, реченька и речка.
Ну, а хитренький мальчонка Подсказал слово... (речонка).
Бородатый старичище
Вдруг назвал слово... (речища),
А с косичками девчушка Слово вспомнила... (речушка).
У реки песок какой?
Все ответили:... (речной).
На реке цветы какие?
Ну, конечно же... (речные).

А вода в реке какая?
Ясно всем, она... (речная).
Раз, два, три, четыре, пять! Пора родственников звать!
Текст проговаривается с помощью детей еще раз, потом логопед предлагает назвать из него родственные слова. Побеждает тот, кто вспомнит больше всех слов-родственников. Выполняя это задание, дети слышат не один раз словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ - газета, лес- лиса, дом- домино. На данном этапе обучения личные наблюдения ребенка над словообразовательным явлением позволяют ему проводить дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Для этой цели рекомендуется такое задание: послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит. Детям предлагались для анализа следующие цепочки слов:
баран, бараний, барабан, барашек, баранина;
дом, домик, домашний, домино, домище;
лес, лесок, лесник, лиса, лесной;
собака, собачка, собачий, пес, собачонка;
лис, лиса, лесок, лисий, лисенок;
песок, пес, песочек, песочница, песчаный;
баранка, бараночка, баран, бараночный;
богатырь, богатый, богатырский.
Чтобы лишнее слово «не обиделось», дети подбирают к нему настоящие родственные слова. Это задание вырабатывает у детей привычку задумываться над значением слова.
Упражняя детей в самостоятельном подборе родственных слов, можно использовать следующие задания.
1. Подобрать с помощью картинок пары родственных слов:
лес - лесок рыбка - рыбища
дуб - дубок домик - домище
пень - пенек носик - носище
гриб - грибок карандашик - карандашище
сук - сучок альбомчик - альбомище
2. Закончить цепочку слов.
Волейбол- волейболист- ... (волейболистка)
Теннис- теннисист- ... (теннисистка)
Журнал- журналист-... (журналистка)
Телеграф- телеграфист-... (телеграфистка)

Учить - учитель- ... (учительница) Писать- писатель-...
Продавать-продавец- ...
Дрессировать- дрессировщик-...

Кот- котенок-... (котеночек)
Лис- лисенок-...
Лось- лосенок-...
Медведь- медвежонок-...
3. Игра с мячом «Назови слово- родственник».
Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному логопедом слову ребенок должен быстро подобрать свое родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи. Проводя это игровое упражнение, логопед имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идет подбор.
4. Закончить объяснение слова.
Строитель-тот, кто...
Рыбак-тот, кто...
Учитель- тот, кто...
Овощевод- тот, кто...
Садовник- тот, кто...
5. По данному объяснению назвать слово-родственник.

Посуда, которая нужна для селедки,-... (селедочница)
Посуда, которая нужна для конфет, -... (конфетница)
Посуда, где хранят хлеб, -.... (хлебница)
Посуда, где хранят перец,- ...(перечница)

Тот, кто очень добрый,-... (добряк)
Тот, кто очень сильный, -... (силач)
Тот, кто очень храбрый, -... (храбрец)
Тот, кто очень мудрый, -... (мудрец)
Тот, кто варит, - ... (повар)
Тот, кто помогает, -... (помощник)
Тот, кто пасет, -... (пастух)
Тот, кто освобождает, -... (освободитель)

6. Придумать слова- действия родственные слову «летел» (ходил, ехал).
прилетел залетел влетел
улетел налетел отлетел
облетел слетел подлетел
Дети, придумывая родственные слова - действия, объясняют их значение, составляя предложения.
Листья на деревьях давно облетели.
Из клетки вылетел щегол.
Налетел сильный ветер.
Снегирь прилетел, поклевал корма и опять улетел.
Данные упражнения развивают мышление детей, так как подводят их к решению проблемной задачи: объяснению значения слова, которое позволяет подобрать родственное слово. Таким образом логопед постоянно уделяет внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.
Предшествующая работа позволяет перейти к упражнениям, направленным на использование родственных слов детьми в собственной речи. На это этапе учим детей пересказывать тексты с установкой на то, что не должны «потеряться» слова-родственники, предварительно просим детей найти эти слова. Можно предложить следующие тексты.

Малинник.
Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины. Он сказал: «Скоро у нас будет малинник. Малинка- полезная ягодка». Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо. Это была малиновка. Все лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила душистое малиновое варенье.
Веснянка.
Пришла весна. Выглянули из-под снега подснежники и раскрыли свои нежные лепестки. Только один цветок не спешил раскрываться. Весенний солнечный лучик своей ладошкой погладил его. Тихо раскрылись лепестки, и все увидели, что там спит девочка Веснянка, а на носу у нее золотые веснушки. Улыбнулось ласковое солнышко и сказало: «Просыпайся, Веснянка, твоя пора наступила!».
Постепенно усложняем задания и просим детей придумать свои небольшие рассказы из 4-х - 7-и предложений, чтобы в них были слова-родственники, например:
лес, лесной, лесник;
снег, снежки, снеговик;
снег, снежок, подснежник;
рыба, рыбак, рыбка, рыбища, рыбный;
гриб, грибок, грибник, грибной.

Примерные варианты детских рассказов.
Летом мы ходили в лес. Там было много лесных цветов и ягод. В лесу мы заблудились и долго шли по лесной тропинке. Нам встретился лесник. Он указал нам дорогу домой.
Наступила весна. В лесу стал таять снежок. На проталинке из-под снега появился первый подснежник.
Зимой часто идет снег. Вчера мы играли в снежки, а сегодня будем лепить большого снеговика.
Летом я был на море и ловил рыбу удочкой. Рядом сидели другие рыбаки. Они тоже рыбачили. Я видел, как у одного рыбака сорвалась с крючка огромная рыбища, все очень расстроились. А когда я поймал маленькую рыбку, то очень обрадовался. Потом я поймал еще одну небольшую рыбку. Рыбалка была удачной.Потом мы варили рыбный суп- уху. Было очень вкусно.
Оценивая работу детей, отмечаем, все ли названные слова- родственники вошли в рассказ. Это задание можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребенок вместе со взрослым составляет мини- сочинение с заданными родственными словами, сочинение записывается и красочно оформляется. Дети любят, когда их домашние сочинения зачитываются и обсуждаются в группе. Им нравится сравнивать свою работу с работой других детей.
По теме «Родственные слова» для родителей оформлена ширма, на которой частично представлен лексический материал, описанный в статье. Для воспитателей подготовлены карточки со стихами, загадками и рассказами. Материал карточек отрабатывается воспитателем с детьми во второй половине дня.
Предложенные в статье упражнения и задания можно оформить в самостоятельные занятия, а можно использовать, как фрагменты других занятий по формированию лексико- грамматических представлений и развитию связной речи.
Мы познакомились со словами- родственниками. Какие вы запомнили «дружные семейки»? Дети называют цепочки из 2-х - 4-х родственных слов. Оценка работы детей.
Целесообразный подбор дидактического языкового материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковый материал становится для детей источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У детей вырабатывается умение выделять родственные слова по двум их признакам; они близки по смыслу и имеют общую часть.
Представленная последовательная система упражнений и заданий позволяет логопеду планировать руководство умственной деятельностью детей.
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования.
Развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова.
Упражнения способствуют развитию их памяти, поскольку слова-родственники группируются детьми в словообразовательные цепочки.
Развивается языковое чутье и осуществляется пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически грамотного письма в школе.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка»

Формирование семантики родственных слов

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через реализацию проекта "Дружная семейка"

Учитель-логопед:

г. Нижневартовск, 2014

СЛАЙД 1

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме « Формирование семантики родственных слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через реализацию проекта "Дружная семейка"

СЛАЙД 2

Актуальность проекта

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим форма м, по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти ощущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком . Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии , который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизительное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, пи при письме.


Устранить эти речевые недочеты необходимо в дошкольном возрасте, только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, осмыслении семантических связей между словами занимают игры и упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования . У ребенка должна быть мотивация ею стремления понять смысл слова: узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.

Работая с детьми с ОНР, я столкнулась с трудностями в работе по подбору детьми родственных слов к главному слову. Вместе с педагогами ДОУ и родителями было проведено родительское собрание и обозначена проблема, что слабо формируются словообразовательные навыки по подбору родственных слов. В связи с этим после обозначенной проблемы совместно с педагогами ДОУ и родителями было принять решение о создании совместного проекта «Дружная семейка»

СЛАЙД 3

Цели проекта:

1. Формирование семантических связей между однокоренными словами, практическое усвоение различных способов словообразования в русском языке, обогащение словарного запаса детей всеми знаменательными частями речи , подготовка к усвоению состава слова.

2. Формирование предпосылок к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышение педагогического потенциала родителей и педагогов ДОУ.

СЛАЙД 4

Задачи проекта:

Образовательные:

познакомить детей с понятием «родственные слова», через нахождение слова – родителя, объясняя лексическое значение слова;

расширять и систематизировать словарный запас по группам родственных слов; закреплять словообразовательные навыки через наглядный материал и мнемотехнику.

Развивающие:

развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.

Воспитывающие:

привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме; воспитывать инициативность, интерес к родному языку и привить интерес по работе с книгой;

СЛАЙД 5

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (постановка целей, задач, разработка перспективного плана, родительское собрание, работа с педагогами)

2. Основной (подборка картинного материала, работа над родственными словами, подбор игр и игровых упражнений к ним)

3. Итоговый (создание книжки-малышки, схем – опор, моделей)

СЛАЙД 6

Перспективный план

На 1 этапе реализации проекта педагогам ДОУ и родителям на родительском собрании мною был разработан и предложен перспективный план, который включил в себя: по месяцам и неделям, к лексическим темам были подобраны родственные слова, игры и игровые упражнения.

На 2 этапе родителям было предложено подобрать картинный материал с данными словами. На 3 этапе был создан продукт книжка – малышка «Дружная семейка», модели, схемы – опоры.

СЛАЙД 7

Как ориентир мною был предложен алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»

1. Предварительный подбор педагогом родственных слов.

2. Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение.

3. Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы.


4. Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов.

5. Группировка слов в разные родственные группы «семьи».

6. Образование родственных слов по схемам - опорам.

7 . Самостоятельное образование родственных слов.

СЛАЙД 8

Вместе с родителями подобрали картинки с родственными словами по лексическим темам (всего 48 книг) и создана книжка – малышка «Дружная семейка»

СЛАЙД 9

С педагогами ДОУ создали методическое пособие для воспитателей и родителей по работе над родственными словами в играх и игровых упражнениях в соответствии с перспективным планом.

СЛАЙД 10

Работа со словом: упражнение по лексической теме: «Игрушки»

Упражнение « Подбери родственные слова »

Цель: Учить образовывать родственные слова с помощью наводящих вопросов.

Ход: Логопед: Подберите родственные слова к слову игра, отвечая на вопросы. Дети отвечают на вопрос и подбирают соответствующую картинку. За правильный ответ выдается фишка. Дети отвечая на вопросы логопеда выкладывают картинки называют родственные слова

СЛАЙД 11

Работа со словом «конь», игра « Волшебный чемодан».

Игра « Поедим в отпуск »

Цель: Учить исключать из группы названных слов «лишние слова», т. е. слова, не имеющие общей части со словом «конь»

Оборудование: Цветные картинки

Ход: Логопед. Дети, из ряда слов выберите слово, которое не подходит. Дети по картинкам выбирают только те родственные слова, которые подходят к слову – конь - и складывают в чемодан (конюшня, конный спорт , конница, конек – горбунок, конная армия, конский хвост, коневод, (конвеер – имеет другое лексическое значение)

СЛАЙД 12

Работа со схемами – опорами « Волшебное дерево»

Работая над этой темой, я старалась найти способ привлечения детей к активному участию в процессе словообразования или словоизменения . Так родилась идея создания наглядного пособия «Дерево родственных слов» , где от «корня» - главного слова - «растут» на ветках родственные слова (карточки в кармашках с написанными на них родственными словами - для подгруппы читающих детей, и карточки с нарисованными на них схемами слов (или подобранные картинки) - для не читающих детей). Выяснилось, что, работая со схемами и повторяя «выросшие» слова, дети становятся более активными и часто придумывают новые варианты родственных слов вместо забытых или сказанных ранее. Это показалось мне неслучайным, и я решила превратить процесс образования родственных слов в увлекательную развивающую игру с элементами головоломки и соревнования.

Вся предварительная работа детей со схемами слов стала основой для создания наглядного пособия «Дерево родственных слов» .

Вот как выглядит это пособие: внизу у корня, карточка, где прямая горизонтальная линия - главное слово; (звезда)

две горизонтальные линии - слово - действие; (зазвездится)

маленький прямоугольник - слово – предмет, но не главное слово;

контур человечка с прямоугольником - слова – образующие от взаимодействия от человека с главным словом; (звездолетчик)

прямоугольник с плюсом и минусом внутри - сложное слово; (звездоплавание)

маленький квадрат - слово, обозначающее уменьшенный предмет;(звездочка)

большой квадрат – слово, обозначающее большой предмет; (звездище)

три параллельные полосы – слово, когда говорят предметов много; (звездочки)

волнистая линия – слово – признак; (звездное)

Из набора картинок дети подбирают картинки в схемам – опорам.

СЛАЙД 13

Были созданы наглядно - демонстрационные модели: в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.(где за основу любой модели – главное слово)

СЛАЙД 14, 15

Так же на занятиях дети отгадывают ребусы и кроссворды.

В проекте «Дружная семейка» представлен полный алгоритм введения изучаемого понятия, подобраны группы слов для объяснения их через слово - родителя, предоставлена возможность для самостоятельной работы детей, дан текст игр и игровых упражнений, картинный материал для контроля над первичным усвоением материала, так же наглядный и демонстрационный материал.

Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Благодаря совместной работе родителей и педагогов ДОУ в проекте дети с ОНР овладевали навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогатили словарный запас. Т. к. большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила. Понятие родственных слов в русском языке основывается на том, что они произошли от одного и того же слова. Дети ещё не знакомы с понятием корня, поэтому определять родственные слова учатся через нахождение слова - родителя, объясняя лексическое значение слова.

СЛАЙД 16

Спасибо за внимание! Готова ответить на ваши вопросы.



Loading...Loading...