Режим дня ребенка в 2 месяца. Двухлетний малыш — уже взрослый, но ещё такой маленький

Встречаются часто из за отсутствия режима дня. Время бодрствования увеличивается, малыш некоторое время может проводить в кроватке или на игровом коврике, разглядывая висящие над ним игрушки, или наблюдая за мамочкой. К режиму дня теперь добавляется время на гимнастику и игры с мамой. Занятия не менее важны для малыша, чем удовлетворение его физических потребностей.

Прогулки и сон

После еды малыш обычно почти сразу засыпает. Постарайтесь использовать это время с пользой и для себя, и для малыша - пусть его сон пройдет на прогулке. , немало зависит от времени года, зимой много гулять невозможно, особенно в сильные морозы. Зимой при нулевой температуре можно погулять и два раза, только длительность прогулок сокращается до 30-40 минут. А вот летом можно проводить на улице каждый дневной сон малыша. Ребенок высыпается на свежем воздухе гораздо лучше, чем в квартире. На прогулке старайтесь первое время защищать малыша от ярких прямых солнечных лучей и надоедливых насекомых специальной сеткой или не толстой тканью, накрывая ими коляску.

Питание и общение

Если малыш на после кормления не засыпает, а ведет себя беспокойно, плачет, вполне возможно что молока ему не хватает. Но не спешите переходить на искусственное питание, особенно самостоятельно. Обязательно обратитесь к врачу, который возможно посоветует Вам средства, повышающие лактацию. Благо, в наше время их имеется огромное количество - в основном, это различные чаи и напитки. Увеличивайте количество прикладываний, особенно в ночное время, и ваш режим питания наладится очень скоро.
Малышу необходимо не только питание. Довольно часто малыш беспокоен не от того, что ему не хватает молока, а от того, что ему не хватает контакта с мамочкой. Для этого старайтесь больше общаться с ним, не просто механически выполняя необходимые процедуры по уходу за малышом. Рассказывайте ему о своих действиях, называйте его по имени, пойте песенки и рассказывайте стишки и потешки.

Купание

Чаще всего доставляет малышу огромное удовольствие. Малыш в три месяца с радостью плещет ручками по водичке и «катается» по воде на руках у взрослого. Но если ребенку не нравится купание, не стоит его слишком затягивать.
Температура для купания ребенка должна быть комфортной. Ко второму-третьему месяцу жизни малыша мама уже обычно приобретает некоторый опыт и без труда определяет комфортную для ребенка температуру воды без использования термометра.

Гимнастика для малыша

Необходимой процедурой для малыша в этом возрасте должна стать и гимнастика, а также воздушные ванны после переодевания. Выполняйте самые простые упражнения - поглаживайте ручки и ножки малыша, сгибайте и разгибайте их без усилий, сводите ручки на груди и разводите в стороны. Если в Вашем доме есть фитбол - гимнастический мяч, можно покатать малыша на нем на спинке и животике. Такие упражнения стоит делать только если ребенок в хорошем настроении и настроен на них. Лучше всего заниматься в период между едой и сном, но не сразу после еды и не непосредственно перед укладыванием.
делается один раз в день и состоит из поглаживаний по всему тельцу. Если специалист назначил Вам лечебный массаж, который Вы не можете выполнять самостоятельно, лучше назначать его на первую половину дня, в противном случае малыш возбудится и будет плохо спать. Малышу в 2-3 месяца нужна не только забота и уход - контакт с мамочкой, ее поглаживания, выполняемые вместе с ней упражнения подарят малышу радость, спокойствие и уверенность.

Для здоровья ребенка необходимо придерживаться режима дня, соответствующего его возрасту. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и у детей одного и того же возраста режим может значительно различаться. Но существуют общие рекомендации, на которые стоит опираться в составлении распорядка дня ребенка. Ведь очень важно соблюдать правильную очередность сна и бодрствования, кормлений и процедур гигиены и купания, игр и отдыха.

Примерный распорядок дня малыша, находящегося на грудном вскармливании

Некоторые из детишек-грудничков просыпаются в 6:00, а многие спят до 8:00, поэтому предложенный ниже график нужно рассматривать с диапазоном во времени, со сдвигом приблизительно на два часа. В любом случае, составляя график дня для своего малыша, родителям придется отталкиваться от того, в какое время ребенок пробуждается от ночного сна. Приблизительный распорядок дня двухмесячного малютки:

  • 7:00 – 9:00 Бодрствование: первое кормление, умывание, смена подгузника, лечебная гимнастика и массаж.
  • 9:00 – 10:30 Утренний сон, если есть возможность — на свежем воздухе.
  • 10:30 – 12:30 Бодрствование: выкладывание ребенка на животик, второе кормление, прогулка на свежем воздухе.
  • 12:30 – 14:00 Дневной сон, лучше всего на свежем воздухе.
  • 14:00 – 16:00 Бодрствование: третье кормление, развивающие игры, пение песенок.
  • 16:00 – 17:30 Вечерний сон.
  • 17:30 – 19:30 Бодрствование: четвертое кормление, игры с погремушками, чтение стишков и сказок.
  • 19:30 – 21:00 Второй вечерний сон.
  • 21:00 – 23:00 Бодрствование: массаж и гимнастика, пятое кормление, купание малыша, подготовка к ночному сну.
  • 23:00 – 7:00 Ночной сон. Практически все малыши несколько раз просыпаются за ночь, чтобы покушать маминого молока. Это вполне нормально, два-три раза за ночь ребенку-грудничку необходимы ночные кормления.

Нужно стараться по возможности соблюдать установленный режим дня для малыша. Конечно, режим придется неоднократно корректировать, и незначительные отклонения (имеется в виду время от полу часа до часа) от установленного графика неизбежны. Если ребенок излишне переутомился, то его можно и даже нужно уложить спать раньше намеченного времени. Аналогично, если ребенок проголодался, то его однозначно следует накормить по требованию, не дожидаясь, времени, установленного распорядком дня. Следует понимать, что если ребенок болеет, то ему требуется, как можно больше времени проводить на свежем воздухе и больше спать. Но все же не стоит слишком отступать от режима, нежелательно допускать, чтобы ребенок путал день с ночью, так как вернуть малыша к привычному графику будет нелегко.

Режим дня малыша-искусственника

Режим дня ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, практически такой же, как и у ребенка, находящегося на вскармливании материнским молоком. Главное отличие – в графике кормлений. Материнское молоко усваивается малышом лучше и быстрее, тогда как искусственные смеси усваиваются значительно хуже и дольше. Поэтому перерыв между кормлениями для малыша-искусственника должен быть не менее четырех часов. Примерный график кормлений малыша-искусственника: 7:00, 11:00, 15:00, 19:00, 23:00, 3:00.

Переоценить важность сна для здоровья ребенка невозможно. Ребенку предстоит каждый день открывать для себя что-то новое, а для этого необходимо, чтобы ребенок хорошо отдыхал и высыпался.

Недостаток сна отрицательно сказывается на активности малыша, ухудшается его аппетит, появляется апатия, снижается интерес к играм, частыми становятся капризы и истерики.

Для малыша в возрасте двух месяцев сон должен составлять от 14 до 16 часов в сутки. Если возникают проблемы со сном, то необходимо сразу же выявить причины таких нарушений, и постараться как можно скорее их устранить. А причины могут быть самые разнообразные. Может у малыша что-то болит. Возможно, режутся зубки или тревожат колики (боли в животе, которые часто беспокоят детишек до 4-5 месяцев). Возможно, ребенок недостаточно активен в часы бодрствования. Он ведь еще не способен различать время суток. Если ребенок днем будет спать больше положенного времени, и пассивно вести себя на протяжении всего дня, то он легко может перепутать день с ночью. А может ему просто неудобно спать в кроватке?

Для того, чтобы малыш хорошо спал необходимо позаботиться о том, чтобы кроватка малыша была удобной, чтобы малышу было комфортно в ней спать. Матрац должен быть твердым, подушка – не очень большая и мягкая, а одеяло не слишком теплым. Постельное белье для малютки должно быть изготовлено из ткани, не содержащей синтетики и хорошо впитывающей влагу.

Рекомендуется ежедневно тщательно проветривать комнату, в которой спит малыш. Температура в комнате ребенка должна быть не менее 20 и не более 25 градусов. Это оптимальная температура для здорового и спокойного сна ребенка. Перед тем, как укладывать малыша спать, нужно устранить все внешние раздражители, яркий свет, излишний шум.

Необходимо начинать заранее подготавливать ребенка ко сну. Следует накормить малыша, ведь сытый ребенок будет спать намного крепче и спокойнее, но в тоже время важно его не перекормить. Перед сном следует проверить постель малыша, поправить простынь, чтобы не было складок, аккуратно положить подушку, чтобы на ней было удобно спать. Необходимо создать спокойную обстановку, устранить посторонние звуки, разговаривать спокойным тихим голосом, включить ночную лампу. Всегда следует укладывать малыша спать в одно и тоже время. Постепенно ребенок привыкнет к режиму и начнет засыпать без капризов.

Если ребенок лучше засыпает рядом с мамой, а не сам, то ничего страшного в этом нет. Для ребенка очень важен телесный контакт. Связь между малышом и мамой очень тесная, и, как правило, большинство детей спят спокойно всю ночь, если чувствуют, что мама рядом. И довольно часто просыпаются, если спят в коляске или отдельной кроватке. При этом следует приучать ребенка к тому, чтобы он засыпал не у мамы на руках, а рядом с ней в кровати, потому как, приучив засыпать малютку на руках – отучить от этого будет весьма сложно.

Постепенно ребенок привыкнет спать сам, а пока, совместный сон будет полезен и для ребенка и для родителей. Ведь маме малыша тоже требуется полноценно отдыхать. А если ей придется ночью неоднократно вставать к ребенку, спящему в отдельной кроватке, то о полноценном ночном сне придется забыть. Совместный сон будет более спокойным и крепким.

Каждую маму интересует вопрос: стоит ли пеленать двухмесячного малыша, чтобы он лучше спал? Сегодня нет четких медицинских требований, обязывающих пеленать младенца. Если ребенок спокойно спит и без пеленок, то можно обойтись без пеленания. Если же малыш вздрагивает во сне от каждого звука, то пеленание пойдет только на пользу. Ребенок сможет спать крепче, так как будет меньше реагировать на внешние раздражители. Так же следует учитывать, что в подгузнике ребенок будет спать крепче, чем в простых пеленках.

Грудное молоко – идеальная пища для малыша. Кормить двухмесячного малютку следует только грудным молоком. Оно включает в себя все питательные вещества, необходимые для ребенка и без проблем усваивается организмом малыша. Поэтому не следует вводить в рацион двухмесячного ребенка никакой другой пищи и жидкости, даже воды. Грудное молоко является для малыша одновременно и питьем и едой. Он еще слишком мал для введения прикорма. Желудок малыша еще не готов усваивать взрослую пищу.

Как правило, у детишек, сосущих мамину грудь, иммунитет намного крепче, чем у малышей-искусственников. Для здоровья малыша необходимо кормить его грудью «по требованию». В данном случае, показателем того, что ребенок голоден, в основном, служит плач. С учетом того, что ребенку необходимо подкрепляться каждые три часа, график дня ребенка менять не придется. Кроме того, такой подход освободит кормящую маму от необходимости сцеживать молоко, так как оно не будет застаиваться. Да и ребенок возле маминой груди чувствует себя очень комфортно, это в свою очередь положительно сказывается на психическом здоровье малыша — он спокоен и расслаблен, потому что рядом с мамой он находится под самой надежной защитой.

Длительность одного кормления грудью в среднем составляет от пятнадцати до двадцати минут. Очень часто молодые мамы переживают, что ребенку не хватает молока. Для двухмесячного малыша норма должна составлять около 800-900 мл молока в сутки. Хотя многое зависит от того, насколько малыш здоров или ослаблен, какого он веса, насколько активен или пассивен. Насытившийся малыш сам бросает мамину грудь. Если все-таки мама сомневается, что ребенок наелся, после перерыва в несколько минут следует предложить грудь еще раз. Тогда уже будет видно, наелся грудничок или нет. Если нет, то он продолжит сосать грудь. Не следует держать малыша у груди более получаса, так как указанного выше времени вполне достаточно для насыщения. А если малыш просто так долго держит во рту мамин сосок, это может отрицательно сказаться на здоровье кормящей мамы – на груди могут появиться трещины, доставляющие дискомфорт и болевые ощущения. Поэтому нужно аккуратно забирать грудь, как только малыш насытился и начинает баловаться грудью. Также необходимо позаботиться о том, чтобы под рукой всегда была специальная мазь для быстрого заживления нежной кожи груди.

Можно проверить наедается ли малыш, посчитав, сколько раз за день он ходит в туалет. В норме малыш, который получает нужный объем материнского молока, мочится в среднем 10-15 раз в день и какает от двух до четырех раз в день. После каждого кормления необходимо 5-10 минут подержать малыша «столбиком» (в вертикальном положении) во избежание срыгивания. С каждым днем малыш будет потреблять все большее количество молока и, следовательно, молоко у кормящей мамы будет прибывать.

Так как для того, чтобы усвоить искусственную смесь, организму малыша требуется гораздо больше времени, чем для того, чтобы усвоить материнское молоко, то кормить ребенка-искусственника следует строго по намеченному режиму. Как правило, на упаковке смеси каждого производителя указаны рекомендации относительно того, сколько раз в день следует кормить ребенка конкретного возраста и какое количество смеси давать ребенку в одно кормление. В среднем же число кормлений составляет пять-шесть раз, объем смеси в одно кормление 110-130 мл. Настоятельно не рекомендуется превышать указанные дозировки, так как, не смотря на то, что молочная смесь используется как аналог материнского молока, она значительно уступает молоку в полезных свойствах, потому что существенно отличается по составу. Если малыш родился недоношенным или очень маленького веса, то режим кормления необходимо согласовывать с наблюдающим детским врачом и вносить коррективы только под его чутким контролем.

В отличие от детишек, находящихся на грудном вскармливании и питающихся маминым молоком, малышам, находящимся на питании молочными смесями, необходимо между кормлениями давать пить воду. Даже если ребенок – искусственник, и кормление осуществляется из бутылочки, настоятельно рекомендуется при кормлении держать малыша на руках, прижав к груди, а не кормить его в кроватке. Таким образом, ребенок будет чувствовать мамино присутствие, а для малыша очень важен телесный контакт. После того, как ребенок накормлен, рекомендуется походить с ребенком на руках, держа его в вертикальном положении. Не имеет значения, грудничок ребенок или искусственник. Держать в вертикальном положении малыша нужно, чтобы вышел лишний воздух, и можно было избежать чрезмерного срыгивания.

Особенности бодрствования двухмесячного малыша

Если в первые дни жизни малыш просыпался только для того, чтобы его накормили, то в двухмесячном возрасте ребенок уже способен бодрствовать от полутора до двух часов. Малыш становится более активным, он начинает обращать внимание на окружающие его вещи. С каждым днем улучшаются слух и зрение ребенка, двухмесячный малыш может поворачивать голову и смотреть по сторонам, реагировать на звуки. Двухмесячный ребенок может рассмотреть предметы на расстоянии до семи метров от него. Он уже способен узнавать родителей и других членов семьи, которых видит каждый день. В тоже время ребенок будет проявлять беспокойство при виде незнакомого человека. В часы бодрствования ребенка необходимо не только кормить его, но и гулять с ним на свежем воздухе, разговаривать и читать сказки, делать лечебные массажи, заниматься с малышом полезной гимнастикой и играть в развивающие игры.

Для ребенка любого возраста прогулки на свежем воздухе жизненно необходимы. Ребенку каждый день нужно дышать свежим воздухом. Даже если на улице очень холодно, следует позаботиться о том, чтобы детская комната ежедневно проветривалась. В холодное время года с двухмесячным малышом разрешается гулять на улице при температуре не ниже -10 градусов. Для прогулки лучше выбрать спокойное место, изолированное от машин и излишнего шума: двор или парк. Следует показывать малышу окружающие предметы, людей, животных, деревья и растения. Не нужно слишком сильно кутать ребенка. Одевать малыша следует на один слой одежды теплее, чем себя. Соблюдение этого правила будет способствовать естественному укреплению иммунитета ребенка.

В теплое время года длительность прогулок должна составлять от полутора до двух часов. Лучше всего разбить это время на две части и гулять с ребенком два раза в день – утром и вечером. В жаркую погоду следует избегать попадания на малыша прямых солнечных лучей и гулять в тени деревьев.

Занятия и развивающие игры

Малыш в возрасте двух месяцев уже способен различать некоторые цвета. Рекомендуется приобрести несколько погремушек ярких цветов – оранжевого, желтого, красного, розового. Пусть звук погремушки будет не громким и раздражающим, а тихим и приятным, но в тоже время отчетливым. Можно потрясти погремушкой в полуметрах от ребенка сначала с одной стороны, потом с другой. Ребенок, реагируя на звук погремушки, будет поворачивать головку в ту сторону, откуда слышен звук. Это будет способствовать развитию умения у ребенка фокусировать взгляд на определенном объекте. Занятия с погремушкой можно чередовать с концентрацией на мамином голосе. Мама малыша или другие члены семьи могут подходить к малышу с разных сторон и разговаривать с ним спокойным голосом. Малыш будет реагировать на голос, и искать глазами его источник.

Можно вкладывать в руку ребенка небольшие легкие погремушки. Малыш уже способен в этом возрасте удерживать не громоздкие предметы некоторое время, хотя его пальчики еще очень слабые. Это послужит хорошей тренировкой для мышц рук малыша. Рекомендуется подвесить над кроваткой, в которой малыш проводит большую часть времени, нитку-гирлянду из игрушек. Следует вешать гирлянду не слишком высоко, чтобы при желании малыш мог дотянуться до погремушек и потрогать их. Сегодня в продаже очень большой выбор погремушек для самых маленьких. Можно приобрести музыкальную гирлянду, которая крепится над кроваткой, погремушки в ней водят хоровод по кругу под тихую успокаивающую музыку. Кстати, некоторые малыши очень хорошо засыпают под звуки музыки. Выложив малыша на животик, положите перед ним яркую игрушку, и он будет поднимать голову и пытаться дотянуться до игрушки. Для двухмесячного малютки вполне достаточно будет пятнадцати минут вышеперечисленных занятий. Необходимо больше разговаривать с малышом, менять интонацию, петь ему песенки.

Гимнастика и массаж

Невозможно переоценить пользу лечебного массажа. Малышей в возрасте до четырех-пяти месяцев часто мучают колики и газики, поэтому необходимо каждый день круговыми движениями тщательно массажировать ему животик. Как минимум, три раза в день нужно выкладывать малютку на животик, и аккуратно пальцами массажировать ему спинку, попку, ножки и ручки. Положив ребенка на спину, следует проделывать следующую гимнастику:

  • Поднимать и опускать одновременно обе ручки
  • Разводить ручки в стороны, а потом скрещивать на груди
  • Сгибать ножки в коленях и приклонять к животику сначала поочередно, а потом обе сразу
  • Сгибать ножки в коленях и выполнять движения велосипедиста

Купать малыша необходимо ежедневно. Для купания лучше всего использовать экстракты череды, ромашки и чистотела. Эти травы замечательно предупреждают раздражение кожи и снимают уже существующие опрелости кожи. Не рекомендуется мыть малыша шампунем, так как он содержит ряд парфюмерных композиций, способных вызвать раздражение и даже спровоцировать аллергию. Следует отдать предпочтение самому обычному твердому детскому мылу, и использовать его не чаще одного раза в неделю. Температура воды для купания малыша должна быть 36-37 градусов. Можно проверить температуру воды локтем. Купать малыша лучше перед ночным сном.

После купания полезно подержать малыша несколько минут голеньким, а затем требуется увлажнить кожу ребенка детским кремом. Если есть опрелости, то на ночь их лучше обрабатывать вазелиновым маслом, а днем подсушивать детской присыпкой. При использовании подгузников рекомендуется применять специальный крем под подгузник, и чередовать его применение с детской присыпкой. Важно знать, что подгузники следует менять каждые три-четыре часа, и как минимум два часа в день давать коже малыша подышать, устраивая воздушные ванны.

Чем раньше ребенок привыкнет к определенному режиму дня, тем легче будет и ему самому и его родителям. В тоже время родителям нужно быть готовыми к тому, что по мере взросления малыша график его дня будет постепенно меняться.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

На втором месяце жизни ребенок начинает познавать мир. Разнообразие окружающих предметов, голоса мамы и папы, улыбки людей начинают привлекать двухмесячного малыша. Ему предстоит набрать примерно 800 г веса, подрасти на 3 см, научиться держать головку вертикально и активнее двигать ручками и ножками. Для всего этого требуется большое количество энергии. На ее получение и направлено питание ребенка в 2 месяца.

Но сколько теперь может съедать ваш малыш за одно кормление? Здесь нужно учитывать, находится ли он на грудном, смешанном или искусственном вскармливании.

Грудное вскармливание – самый простой вариант. Ведь природа сама позаботилась, чтобы количество молока у мамы увеличивалось при возрастании потребностей малыша.

Педиатры говорят о необходимости кормить ребенка «по требованию». В этом случае не следует беспокоиться о количестве съеденного молока. Объем может меняться в течение дня, но «свое» малыш возьмет, и больше нужного не скушает, потому что в 2 месяца еще присутствует природный инстинкт контроля над питанием.

Это справедливо, если ребенок между кормлениями не плачет, засыпает и бодрствует примерно через равные промежутки времени, хорошо прибавляет в весе. Когда в организме мамы случается сбой, и молока вырабатывается недостаточно, необходимо обратиться за консультацией к специалисту по грудному вскармливанию.

Старайтесь своевременно опустошать грудь. Ребенок не выпил, ‒ сцедите все до последней капельки. Сработает рефлекс, и к следующему кормлению молока станет чуть больше. Только не поддавайтесь панике. Волнение, тревога, стресс – плохие союзники для мамы.

Грудное вскармливание 2-месячного хаотично, поскольку режим еще не успел закрепиться. Для улучшения психологического состояния ребенка прикладывают к груди максимально часто: находясь рядом с мамой, малыш будет чувствовать необходимые тепло и заботу.

Режим для двухмесячника, как правило, включает от 5 до 7 кормлений в сутки с различными интервалами. Но возможны отклонения, и в этом нет ничего страшного.

Смешанное вскармливание

Если специалист установил, что молока у мамы для 2-месячного ребенка не хватает, кроху переводят на смешанное вскармливание. Предварительно проводится контрольное кормление в течение суток, взвешивание малыша натощак и анализ текущей прибавки веса. Только после объективной врачебной оценки собранных данных можно говорить о необходимости докорма (специалисту предстоит определить его норму).

Может случиться так, что докармливать придется сцеженным молоком матери. Это самый безопасный для ребенка вариант, хотя он и прибавляет хлопот родителям. Медики рекомендуют создавать собственный домашний банк, замораживая сцеженное молоко.

Докорм донорским молоком

Достойная альтернатива предыдущего метода – докорм ребенка молоком кормилицы. По многим причинам этот вариант лучше применения детской смеси. В России есть банки донорского молока, но сеть развита недостаточно.

Такое молоко хранится:

  • 8 часов при комнатной температуре;
  • 5 дней в холодильнике;
  • 3 месяца в морозильной камере.

Иногда мамы и папы, размещая информацию в социальных сетях, расспрашивая знакомых, договариваются без посредников. Но здесь нужно помнить, что с молоком передается не только полезное, но и вредное. Поэтому самостоятельный поиск кормилицы крайне опасен.

Докорм детской смесью

Для докорма малыша 2-х месяцев используют высокоадаптированные смеси – гидролизаты. Их специально делают менее вкусными, чем грудное молоко, чтобы ребенок не отказался от груди совсем. Помочь с выбором такой смеси должен специалист.

При смешанном вскармливании сохраняется режим питания крохи «по требованию». Обе груди дают в начале кормления, и только затем – гидролизат. Питание смесью производят строго согласно режиму: по часам, в дневное время, с обязательным контролем мочеиспусканий. Докорм дают из шприца, ложечки или специальной системы, но только не из бутылочки.

У мамы сохраняется возможность восстановить или . Консультант по лактации или педиатр, являющийся сторонником грудного вскармливания, поможет наладить докорм и убрать его, когда появится такая возможность.

Преимущества смешанного кормления:

  • защита ребенка от аллергии;
  • вместе с материнским молоком малыш получает антитела;
  • у мамы есть шанс на восстановление лактации.

Сложная наука искусственного вскармливания

Искусственное вскармливание вводится, когда мама не может кормить ребенка сама в силу объективных причин (нежелание “портить” форму груди или “возиться” с малышом к таковым не относится). Полный переход на кормление смесью должен стать обоснованный, а доводы – весомые.

Пить из бутылочки способен даже новорожденный. В чрезвычайной ситуации ребенку дают цельное коровье молоко, но подобрать адаптированную смесь по совету специалиста необходимо как можно скорее. Высчитать количество порции и определить режим кормлений поможет педиатр. Но и сами родители должны собрать информацию по данному вопросу.

Первоначально лучше кормить ребенка тогда, когда он просит есть. Постепенно сформируется четкий и понятный график кормлений. Даже самая дорогая и качественная смесь усваивается хуже грудного молока и требует больше времени для переваривания. Поэтому при переходе на искусственное питание перерывы между кормлениями могут увеличиться до 3-4 часов.

Примерный режим для малыша в 2 месяца выглядит следующим образом:

  • от 6 до 7 кормлений в сутки;
  • норма разовой порции – 120-150 мл.

Не спешите волноваться, если ваш ребенок не съел все во время кормления. Скорее всего, за 1-2 дня он получит свою норму. И не заставляйте кушать насильно. Это может привести к обильному срыгиванию и болям в животике. Но не стесняйтесь обратиться к врачу, если вам кажется, что кроха мало ест.

Приверженцы принципов свободного искусственного вскармливания рекомендуют не уменьшать интервалы между кормлениями, а количество смеси предлагать по желанию ребенка. Как правило, такой режим обеспечивает прибавку в весе и хорошее усвоение пищи. При каждом кормлении в бутылочку наливают примерно на 20 мл больше нормы, позволяя малышу самостоятельно определить свои потребности.

Как определить количество смеси?

Существует множество формул для определения количества смеси при искусственном вскармливании.

Упрощенный расчет для ребенка в возрасте до 2 месяцев. Разделите текущий вес малыша на пять. Это составит примерно 600-800 мл при 7-8 кормлениях в сутки с ночным перерывом на 5-6 часов. Сколько миллилитров давать за один раз? Разделите суточный объем смеси на количество запланированных кормлений.

Избегайте соблазна давать твердую пищу и соки по следующим причинам:

  • желудочно-кишечный тракт младенца еще не сформирован окончательно, поэтому раннее введение прикорма может способствовать развитию аллергии;
  • мышцы еще не могут координировать сосательные и жевательные движения, необходимые для приема твердой пищи, проглотить которую кроха пока не в состоянии;
  • раннее введение прикорма мешает получению необходимых питательных веществ из молока или адаптированной смеси.

Вот что пишет доктор Комаровский по этому поводу:

«Если кормящая мать может позволить себе полноценное питание, либо если родители в состоянии приобрести качественную адаптированную молочную смесь, до достижения возраста 5-6 месяцев ребенка ничем прикармливать не надо».

Читайте книги о развитии детей, ищите ответы на свои вопросы в интернете, обсуждайте с друзьями и близкими свои проблемы. По кирпичику вы создаете фундамент, на котором будут базироваться полноценное развитие и здоровье вашего ребенка. Но самое полезное вы узнаете из общения со своим малышом. И пусть любовь и забота будут главным критерием правильности ваших действий.

Появление ребенка в семье – это не только радостное и волнующее событие, но и нарушение привычного образа жизни родителей. Редко бывает, чтобы малыш в первые месяцы жизни быстро привык к определенному режиму, но график дня двухлетнего ребенка, как правило, уже выработан и позволяет маме более-менее точно спланировать свой день.

Дети после первого года жизни охотнее выдерживают определенный режим дня, что позволяет лучше подготовить малыша к саду и сформировать у него ряд привычек, которые позволят облегчить воспитание и приучить чадо к послушанию. Придерживаясь определенного расписания, родители могут приучить малыша вовремя есть и укладываться спать без долгих капризов, так как он сам станет считать это нормой. Несмотря на то, что в каждой семье свои привычки и порядки, специалистами выработан примерный режим, который наиболее оптимально подходит для физического и психологического развития.

Важно помнить, что чем позитивнее будет преподноситься каждое действие, тем скорее и с большим удовольствием малыш втянется в процесс. Для каждого этапа можно подобрать разные стишки и даже игры, которые позволят заинтересовать ребенка в происходящем.

Пробуждение и подготовка к завтраку

Хорошо, если удастся приучить ребенка пробуждаться с 6:30 до 7:30 утра, но не нужно будить его специально до 8:,00-8:30. От того, с каким настроением ребенок проснется, зависит практически весь день. Во-первых, нужно предложить ребенку горшок (по необходимости), провести умывание и чистку зубов. Когда полезные привычки становятся частью обязательного утреннего ритуала, это помогает в дальнейшем избежать неприятных эмоций, связанных с приобретением необходимых навыков. Малыш будет считать обязательной нормой то, что нужно умываться и чистить зубы, и это позволит легче приучить его к порядку в других сферах.


Завтрак

Составлять утреннее меню нужно исходя из индивидуальных особенностей и медицинских показаний, но хорошо, если он будет включать следующие продукты:

  • кашу или запеканку (в том числе омлеты);
  • овощи и/или фрукты;
  • напиток (чай, компот, сок).

Не нужно насильно заставлять ребенка есть все, но и необходимый минимум нужно попытаться ему дать. Полноценный завтрак позволит организму малыша быстрее «проснуться» и наполниться энергией до обеда. Лучше не тратить на завтрак более получаса.


Прогулка и игры

После завтрака можно заняться творчеством, развивающими играми или пойти на прогулку, если позволяет погода и самочувствие. Если ребенка приучать к тому, что в первой половине дня нужно заниматься счетом, чтением и рисованием, потом ему будет проще адаптироваться к режиму дня в садике и школе. После первого года жизни с ребенком можно заниматься разными развивающими играми, понемногу начинать аппликацию, можно попробовать заинтересовать его изучением цветов и форм. Время на улице можно посвятить не только активным играм, но и получение первых навыков общения с чужими детьми. Для летнего периода лучше выбирать активные, подвижные игры, но независимо от времени года на улице в этом возрасте активность стоит поощрять.

Если ребенок просит есть между завтраком и обедом, постарайтесь обойтись небольшим количеством сока или легких фруктов или овощей. Не нужно перебивать аппетит незадолго до обеда, но не стоит отказывать ребенку в нужных ему калориях, если это не откровенная попытка выпросить что-то вкусное.


Обед

Около 12:0-12:30 можно приступать к обеду. Приучайте малыша мыть руки перед едой, чтобы это стало частью графика. В два года дети могут быть привередливы в еде и капризны, но, несмотря на это, нужно попытаться без лишнего негатива накормить ребенка, поочередно сменяя блюда. 100-150 г супа, 100-120 г второго с гарниром, какой-либо напиток – примерно так должен выглядеть обычный обед, который можно дополнить свежими овощами или фруктами. Вполне вероятно, что малыш не съест и половины, но если он выглядит здоровым и активным, не нужно настаивать на том, чтобы все приготовленное было съедено.


Послеобеденный сон

Распорядок дня двухлетнего ребенка обязательно должен включать в себя дневной сон. Даже если он не засыпает, нужно лечь вместе с ним с книжкой или любимой игрушкой и отдохнуть какое-то время в тихой спокойной обстановке. Обычно дети после года сохраняют тягу к послеобеденному сну, который позволяет им отдохнуть от полученных за полдня впечатлений. Ребенку будет легче, если время и процедура укладывания будут неизменными изо дня в день. Отдых после обеда позволит ребенку сохранить хорошее настроение до самого вечера.


Полдник

Ускоренный обмен веществ у детей приводит к тому, что детям нужно восполнять энергию минимум 4 раза в день. После дневного сна еда не должна быть сытной или обильной, поэтому лучшим вариантом считаются фрукты, молочные продукты или напиток с бутербродом. Время для полдника нужно выбирать, отталкиваясь от того, во сколько малыш обедал. После начала обеда должно пройти не меньше трех с половиной часов.


Развитие и развлечения

Режим второй половины дня может также включать прогулку, но вместо этого можно посвятить время домашним занятиям. Слишком активные игры лучше не выбирать, чтобы малыш не слишком разгуливался перед вечерним отдыхом. Как вариант, можно устроить просмотр мультфильмов или других развлекательных программ.


Ужин

Около 19:00-19:30 пора приступать к ужину. Вечернее кормление не должно быть слишком тяжелым и может содержать те продукты, от которых ребенок отказался в течение дня, например овощи, фрукты и кисломолочные продукты. Можно предложить запеканки, омлеты или вареные яйца, овощные блюда, салаты. В качестве напитка лучше выбрать сок, компот, молоко или кефир.


Свободное время

После ужина до 20:30-21:00 малыш может сам выбрать себе занятие по настроению, но стоит ограничить его в активных играх, так он спокойнее отправится спать и быстрее уснет.


Купание и ночной сон

В районе 21:00 можно начинать укладываться спать. Купание и другие вечерние процедуры можно превратить в небольшие игры с любимыми игрушками, тогда ребенок охотнее будет принимать в этом участие. Непосредственно перед сном, уже в кровати, можно прочитать ребенку сказку, чтобы ему интереснее было засыпать.

Такой режим дня подходит до третьего года жизни, но каждая семья может изменить его под свои предпочтения и возможности.

Не стоит сокращать время ночного сна, количество и порядок кормлений.

Каждый пункт нужно постараться преподнести как развлечение для малыша, постараться избегать негативных эмоций, так ребенок быстрее привыкнет к соблюдению распорядка и сам будет поддерживать установленный режим.



Loading...Loading...