Детские болезни: психосоматика.стоит прочитать родителям! Ангина от страха, насморк от низкой самооценки: от чего действительно болеют наши дети? Психосоматическая мама.

Воздействие психосоматики на здоровье людей изучается длительное время. Ранее было установлено, что развитие заболеваний может произойти из-за психосоматики у детей. При этом не столь важно, в каких условиях растет ребенок в неблагополучной или обычной семье. Обычно причины болезни лежат на поверхностном уровне. Но иногда причина может быть гораздо глубже. В этом случае нужно будет обратиться за помощью к специалисту.

Психосоматика

Дети болеют часто, и молодые родители волнуются за состояние своего малыша, воспринимая болезнь как испытание. Родители этих детей постоянно обращаются к специалистам, выполняют все требуемые рекомендации, следят за тем, чтобы ребенку было тепло. Также родители запрещают своим чадам посещать многолюдные места, чтобы они не заразились какой-нибудь инфекцией. Но иногда, ребенок, за которым тщательно следят, постоянно болеет: выздоравливает от одного заболевания и через пару дней лежит уже с другой болезнью. В данном случае родителям нужно знать, что, возможно, постоянное появление болезней происходит из-за психосоматики у детей. Педиатр не может найти истинную причину болезни, так как по всем анализам и осмотру у малыша нет патологии. Поэтому нужно обратиться за помощью к психологу. Возможно, состояние ребенка ухудшается не из-за физических расстройств организма, а вследствие психологического нарушения. Психологи определяют причину расстройства психики малыша и устраняют проблему. На сегодняшний день серьезной проблемой в медицине становится психосоматика заболеваний детей. Обычно психологическое расстройство наблюдается у малышей, страдающих от заболеваний желудочно-кишечного тракта, диабета, аллергии, астмы. Число заболеваний постоянно растет, хоть и медицина находится на высоком уровне, но врачи ничего не могут сделать. Для того чтобы вылечить ребенка, необходимо обратиться к психологу и устранить проблему.

Взрослые пациенты также часто сталкиваются с психосоматикой заболевания. Причем выявить причину появления заболевания сложно. Порой причины расстройства кроются в прошлом, в детстве человека. А проявления детского психологического расстройства влияют уже на взрослого сформировавшегося человека.

На сегодняшний день большинство детей страдают от нестабильного давления, проблем с желудком. Также встречаются дети с атеросклерозом. Все перечисленные заболевания ранее считались возрастными. Почему от детской психосоматики страдает множество малышей?

Причины появления психосоматических расстройств

Каждый человек, в том числе и ребенок, может испытывать отрицательные эмоции, переживать и обижаться. Ребенок не знает, что ему делать, и не понимает, что с ним происходит. В подростковом возрасте дети начинают понимать причины своего дискомфорта и пытаются разобраться с проблемами.

Малыши чувствуют внутреннее давление, но не могут объяснить ощущение, поэтому они не рассказывают об этом. Также маленький ребенок не знает, как можно снять напряжение, сковавшее весь организм. Из-за накапливания напряжения появляется психосоматика у ребенка. Психологическая подавленность начинает проецироваться на физическое состояние пациента. Таким образом, у малыша появляются хронические заболевания, которые вновь ухудшают общее состояние ребенка. Также у детей могут проявляться кратковременные болезни, о причинах которых он не знает. Часто симптомы различных болезней начинают проявляться, если ребенок начинает задумываться об этом. Например, малыш не желает идти в детский сад. Он начинает капризничать, но такие действия не помогают, и родители все равно отводят его в садик. Так как плач не помог, он начинает придумывать болезнь. Говорит родителям о том, что у него болят горло или живот. Также ребенок может симулировать заболевание. Но если после симулирования у него действительно появились симптомы болезни, то нужно задуматься о психосоматике.

Факторы

Существуют факторы, которые воздействуют на здоровье ребенка и зависят от особенностей конкретного малыша, воздействия внешних факторов и людей, а также от предрасположенности к каким-либо заболеваниям:

  • Генетика. Заболевания, которые передаются от родителей.
  • Осложнения, которые были во время беременности женщины. К осложнениям можно отнести болезни, которые перенесла будущая мама, инфекции и травмы, которым подверглась беременная женщина. Во время беременности развивается плод и происходит формирование внутренних органов у малыша. При негативном воздействии (инфекции, травмы, болезни) у будущего ребенка могут появиться проблемы со здоровьем.
  • Нарушения нервной системы.
  • Появление стафилоккока после рождения ребенка.
  • Нарушение гормонального фона малыша.
  • Отклонения в биохимических данных от нормы.

Если на малыша имеет влияние какой-то фактор из списка, то его здоровье может ухудшиться. Опасности будут подвергнуты наиболее слабые органы в организме. Если бы не психосоматика у детей, то, возможно, не было бы никаких заболеваний. Несмотря на то, что вышеперечисленные факторы имеют большое значение, но основную роль в развитии заболевания играет психика. Ребенок должен чувствовать себя хорошо дома, в детском саду, школе, в общественных местах. Человек должен ощущать себя равным другим людям. В процессе воспитания малышей важна адаптация в коллективе.

Психосоматика в самом раннем возрасте человека

Во время проведения исследований специалисты выявили, что какие-либо заболевания могут быть заложены во время беременности женщины. Это утверждение является спорным, так как плод не может испытывать различного рода переживания. Но стоит отметить, что во время беременности эмоции у женщины становятся наиболее насыщенными, также она часто испытывает раздражение. Негативные эмоции могут отрицательно повлиять на здоровье будущего ребенка. Во время исследований также осматривались дети, которые были нежеланными. Женщины считали их ошибкой и воспринимали всю беременность негативно. По их мнению, беременность была не вовремя и разрушила множество планов. Нежеланные дети уже в первые дни своего рождения страдали от множества различных болезней. В основном дети заболевали такими болезнями, как язва желудка, бронхит, ОРВИ, астма, бронхит, аллергия, болезни сердца. То есть еще не рожденный малыш чувствовал свою ненадобность и пытался самостоятельно себя уничтожить.

Для того чтобы плод развивался правильно, женщина должна желать эту беременность. Беременную женщину нужно всегда поддерживать. Весь негатив, который испытывает будущая мама, будет отрицательно сказываться на здоровье малыша.

Но даже если беременность была желанной, женщина все равно чувствует то, как к ней относятся другие люди. Если она не находит понимания и любви, то станет испытывать отрицательные эмоции. Также на психосоматику у ребенка влияют эмоции родителей в первые месяцы жизни. Малыш после рождения отделяется от матери и становится отдельной личностью. Но все же связь между ними сохраняется, и ее настроение передается малышу. Негативные эмоции передаются из-за того, что мама становится внешним миром. С помощью матери ребенок начинает впервые воспринимать окружающую его действительность. Таким образом, он смотрит на реакцию окружающих и сам начинает проявлять активность. Причем все переживания и обиды матери будут передаваться ребенку на эмоциональном уровне.

Для того чтобы избежать психосоматики у детей, необходимо создать в доме условия, которые не позволят матери переживать, ведь ребенок будет воспринимать все эмоции. Важно, чтобы и мать понимала это. Она должна настроиться на позитив во время беременности и после рождения малыша. Положительные эмоции помогут избежать психосоматических последствий, и ребенок будет расти здоровым.

Кашель

Появление кашля, а также насморка у детей может быть связанно не только с простудой. Причиной психосоматики кашля у детей может стать неблагожелательная атмосфера в доме. Если в семье появляются проблемы, ребенок хочет обратить на себя внимание. И он вспоминает те моменты, когда за ним ухаживали и дарили тепло во время простуд. Подсознание детей провоцирует появление симптомов заболевания на физическом уровне. Также кашель может появиться во время сильных нагрузок в период учебы. Организм защищает ребенка и дает ему выходной в виде болезни для передышки. Психосоматика кашля у детей проявляется при отсутствии выбора. Например, если ребенку всегда указывают на то, что он должен делать и не дают выразить собственное мнение. В дальнейшем кашель может превратиться в астму.

Аллергия как симптом психологического нарушения

Основной причиной психосоматики аллергии у детей является атмосфера в доме. В первые месяцы жизни малыш чувствует чужие эмоции, но не может рассказать о своем состоянии. Его негативные чувства будут проявляться аллергией. Уже в дошкольном позднем возрасте ребенок может привлечь внимание родителей и рассказать о том, что его тревожит. Но, как правило, родители не прислушиваются к малышу, а лишь следят за его его физическим здоровьем. При воспитании детей в тоталитарной семье им и вовсе запрещается выражать эмоции негативным образом (например, плакать). Длительное сдерживание чувств и обид может привести к различным заболеваниям, в том числе к аллергии.

Психосоматика аллергии у детей также проявляется при возникновении проблем во взаимоотношениях родителей. При частых ссорах в семье, скандалах, рукоприкладстве у ребенка появляются различные патологии. Психологическое состояние аллергиков индивидуально у каждого. Но основной причиной аллергии является непереносимость какой-либо ситуации или человека. Это может быть окружение в детском саду, обида и злость на мать или отца. Проявлением отрицательных эмоций у малыша становятся зуд, сыпь, кашель, астма, проблемы с пищеварением.

Дерматит

Состояние кожи является показателем состояния здоровья человека. Любые заболевания отражаются на состоянии кожи. Часто психосоматика дерматита у детей связана с серьезными эмоциональными потрясениями, переживаниями, злостью, обидами. Например, если дерматит появляется на коже рук или ног, то возможно, малыш не желает делать то, что его заставляют (идти гулять, посещать детский сад). Дерматит на голове, лице может быть следствием психологического давления, конфликтов в семье, неуверенности в себе. В более серьезных ситуациях дерматит может стать симптомом появления у ребенка фобии или какой-либо другой проблемы. Психосоматические заболевания у детей чаще всего проявляются, если ребенок является эмоционально неуравновешенным. То есть ему намного тяжелее пережить проблему, чем другим деткам. У малышей происходит внутренний психологический конфликт, который они не могут решить самостоятельно. В данном случае может понадобиться помощь специалиста.

В первые месяцы жизни ребенка контакт с матерью установлен. Но для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, необходимы прикосновения. Так ребенок почувствует себя любимым и нужным. При отсутствии тактильных отношений матери и ребенка происходит дисбаланс, и начинают появляться различные заболевания. В старшем возрасте атопический дерматит проявляется из-за конфликтов в семье или проблем со сверстниками. Например, ребенку в детском саду кажется, что с ним никто не хочет играть и все над ним насмехаются и обижают. Чувствуя негативные эмоции, ребенок становится подавленным, у него пропадает желание общаться с другими детьми, а также малыш может почувствовать себя хуже других. Вследствие данных отрицательных эмоций у детей может появиться дерматит.

Рвота

Психосоматика детей может привести к появлению тошноты и рвоты. Если ребенок чувствует постоянную тошноту или его рвет без видимых на то причин, то стоит задуматься о психосоматике болезни. Возможно, ребенок не может принять то или иное событие в его жизни. Также тошнота и рвота могут быть вызваны страхом. Например, ребенок боится отвечать на уроке, не хочет рассказывать стих на публику. Бывают и более серьезные проблемы в семье. Рвота может проявиться и при проблемах во взаимоотношениях родителей или при разводе. Сложно определить психосоматику детских болезней. Для того чтобы устранить симптомы и болезни, необходима помощь специалистов и родителей.

Устранение болезней

Если ребенок постоянно заболевает одной и той же болезнью, то родителям стоит задуматься о психосоматике. Возможно, болезнь - это всего лишь симптом психологического сбоя у ребенка. Почему болеют дети? Психосоматика поможет ответить на данный вопрос родителям. Для того чтобы избавиться от болезни, необходимо:

  • проконсультироваться со специалистом, психологом;
  • выявить причину болезни;
  • получить направление на определенную терапию.

Во время посещения психолога также важна откровенность родителей. Возможно, какое-либо событие в жизни семьи стало отправной точкой для болезни. Часто специалисты направляют детей на иглотерапию, климатотерапию. Также для успокоения детей выписываются различные седативные препараты. Препараты ни в коем случае нельзя давать самостоятельно. Можно покупать успокаивающие средства только по направлению врача.

Заключение

Почему болеют наши дети? Детская психосоматика может стать причиной множества недугов у детей. Родители могут думать: «Какие могут быть проблемы у ребенка?» Но проблемы у детей действительно есть. Дети сильнее воспринимают окружающую действительность, так как они намного впечатлительнее взрослых. Чтобы болезни отступили, ребенку нужно дарить счастливые моменты в жизни. Также важно давать право выбора в каких-либо вопросах для того, чтобы он почувствовал свою самостоятельность. Право выбора должно быть не во всем у маленького ребенка, так как не все решения могут быть верными с его стороны. Например, дать право выбора - это не значит разрешить ребенку идти на улицу зимой без шапки или куртки только из-за того, что он так захотел. Право выбора должно проявляться в мелочах и постепенно расширяться с возрастом малыша. Например, можно спросить у ребенка: «Какую куртку ты наденешь сегодня, красную или зеленую?» Малыш будет понимать, что он самостоятельно решает какие-то вопросы в своей жизни. Если постоянно ребенку говорить о том, что он должен делать, то впоследствии он перестанет быть самостоятельным и не сможет принимать решения, будучи взрослым. Также у ребенка дома должны быть обязанности для того, чтобы он понимал свою необходимость и значимость в жизни семьи. Хорошая атмосфера дома, внимание родителей, ощущение нужности и значимости помогут детям избавиться от множества психологических и физических заболеваний.

Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему нормальному развитию.

Китайские игрушки, трансгенные жиры, кризис в политике – сколько опасностей поджидает маленького человечка, только что пришедшего в этот мир. Однако, задумываемся ли мы, что самыми опасными врагами ребенка могут стать его близкие? Врагами сильными, страшными и всепобеждающими.

Психосоматика воспитания

Сегодня все больше детей становятся завсегдатаями врачебных кабинетов: диагнозы не устанавливаются, лечение плохо помогает, деньги иссякают.

Аллергия, гастрит, простудные атаки, сколиозы и прочие детские болезни уже и не воспринимаются как болезнь: сады переполнены шмыгающими носом и кашляющими детишками, а боли в животе и кривые спины школьников давно стали нормой учебного процесса. Значительно помолодели нервные тики, панические атаки, заикания, навязчивые движения.

По статистике Всемирной организации здравоохранения – 47% больных страдают психосоматическими расстройствами и просто медикаментозное лечение им не поможет.

Несмотря на то, что Международный классификатор болезней 10 дает четкое описание психосоматических расстройств и психогенных факторов болезни, наши врачи пока неохотно «копаются» в этих причинах.

Как же возникает психосоматическое расстройство у ребенка?

С научной точки зрения психосоматическое расстройство имеет:

  • предрасположенности;

  • «благоприятную» среду для проявления и развития;

  • механизм запуска.

Воспитание проходит красной линией через все три составляющие.

Почему воспитание является основной причиной здоровья или нездоровья ребенка?

Начнем с рождения.

Ребенок так устроен, что его способности к осмыслению, умению сопоставлять факты и делать выводы, возникают годам так к 7-10.

Как же до этого времени ребенок воспринимает мир и окружение?

Психофизиолог Пол Маклин еще в 70-х годах на основании десятилетий исследований вывел теорию о том, что мозг человека в своем историческом развитии проходил определенные стадии. Начинался с примитивного образования, далее развиваясь и усложняясь.

Тот же процесс, но в ускоренном темпе претерпевает мозг человека от рождения до зрелости.

Ребенок рождаясь имеет хорошо развитые рефлексы (инстинкты), за которые отвечает древний отдел – ретикулярная формация.

Пол Маклин на основании своих исследований нашел поразительное сходство этой структуры с мозгом рептилий, да так название и прижилось «мозг рептилии».

Позднее нейропсихолог Хью Герхард установила поразительную способность ребенка подстраиваться под мать. Буквально «улавливая» ее жизненные показатели: сердцебиение, расширение-сужение зрачков, давление, тембр голоса - ребенок воспроизводит это в себе!

Что движет младенцем? Инстинкт выживания.

Еда, питье, защита, тепло, сон, лечение – все в руках взрослого.

Ребенок на 100% зависит в своем выживании от матери.

Потому природой заложен уникальный механизм их сонастройки: мать через гормональные процессы имеет повышенный уровень чувствительности к ребенку.

Ребенок через инстинктивные способности «считывает» мать и максимально подстраивается под нее.

Собственно это – механизм выживания.

Однако огромное значение имеет то, под что подстраивается ребенок: отношение матери с любовью и отношение с раздражением запускают абсолютно разные процессы развития мозга ребенка.

Если любовь взращивает мощные защитные механизмы будущей стрессоустойчивости у ребенка, то раздражение и ненависть разрушает их.

Увы, с возрастом это неосознанное подстраивание у ребенка не уходит. Да, ребенок растет и вроде бы у него формируется свое «Я», но пока он беззащитен пред миром он использует эту подстройку для того, чтобы быть «угодным, нужным, принятым», а значит накормленным, одетым и защищенным.

Если родитель не понимает и не контролирует этот процесс – велика вероятность, что ребенок научиться фальсифицировать свои чувства, лишь бы быть угодным родителю. В дальнейшем это путь к внутренним конфликтам и возможной психосоматике.

«А как же дети, орущие без остановки, доводящие своим поведением до истерики родителей?» – спросите Вы.

Если разобраться, то они тоже отвечают на подсознательные страхи или ожидания родителей. Зачастую такой родитель уверен: ребенок это тяжелое испытание, это много проблем, это страшно и опасно.

Вы замечали, как много иностранцев путешествует с новорожденными? Ни родители, ни дети даже не подозревают, что это «тяжело, опасно и глупо». Они просто счастливы.

Итак: в списке основных причин психосоматических расстройств первое место занимает «искажение телесно-психической реактивности (вследствие нарушения симбиоза с матерью в первый год жизни)».

Что может вызвать холодность, раздражение или ненависть матери? От гормонального дисбаланса – до неосознаваемых концепций и установок, и чем быстрее мать с этим разберется – тем больше шансов на благополучие ребенка.

Какие ловушки поджидают здесь родителя?

Ловушка первая: непонимание «устройства» ребенка.

Большинство взрослых считает, что ребенок - это уменьшенная копия взрослого со всеми функциями и способностями взрослого, просто неразвитыми на все 100% .

Это глобально заблуждение. Ребенок принципиально другой. И ожидать от него того, что может взрослый, но со скидкой на возраст – неправильно.

В каждом периоде развития мозга ребенка есть «отключенные» до поры до времени функции, а есть такие, которыми ребенок пользуется сейчас, но они напрочь «отпадут» в старшем возрасте.

Их необходимо знать, ими необходимо руководствоваться, выставляя ребенку задачи и требования.

Это гарантия, что родители не покалечат ребенка и не упустят задержек в его развитии.

Если этим пренебрегать – невроз и родителю и ребенку обеспечен.

Ловушка вторая: ожидание похожести ребенка.

Генетическая предрасположенность - механизм сложный и неоднозначный. Большинство родителей уверены, что ребенок просто обязан быть таким, как они.

Так же думать, так же поступать, да что мелочиться – жизнь прожить также.

Однако это практически не возможно. Механизм защиты от деградации построен природой именно так, чтобы ребенок был НЕ ПОХОЖ на своего родителя. Был другим. Внешняя схожесть скорее приятный бонус в этом процессе.

Принять или не принять эту непохожесть – значит заложить причину гармонии или психической дисгармонии ребенка.

Более сложной является третья ловушка воспитания: попытка родителя взять реванш за свою неудавшуюся жизнь, проживая за ребенка его жизнь.

Вкусы, друзья, цели, путь в жизни и многое другое за ребенка выбирает родитель.

Что получает в итоге такой ребенок?

  • Психосоматические расстройства как следствие постоянного внутреннего напряжения;
  • психические расстройства, как следствие разрушения структур личности.

Четвертая ловушка воспитания: учу тому, чего сам не делаю.

Ребенок до 5-7 лет впитывает поведение взрослых, примеряя на себя их способности, не анализируя. Это тот же процесс выживания: хочешь жить – соответствуй.

Многие родители считают, что вот подрастет ребенок – начнем воспитывать: «то привьем, это отобьем».

А ребенок с рождения уже все впитал на примере родителей и важных для него взрослых. Автоматически, глубоко и безвозвратно.

  • Будет ли ребенок душой компании и общественным деятелем в школе - зависит от того насколько родители открыты к общению и участию в общественной жизни.
  • Будет ли он нахлебником, или опорой семьи – зависит от того, что он видел в родительской семье.
  • Будет ли он счастлив в отношениях с противоположным полом, зависит от того, как жили мать с отцом, и какое это произвело впечатление на ребенка.

И так во всем.

Быть одним, а ребенка учить быть другим – психофизиологически несостоятельная схема.

Ловушка пятая: эмоциональный и когнитивный капитал

«Жизнь сложна, родители пашут на износ для благополучия ребенка, не до усипусек!».

Самая коварная ловушка.

От стресса ребенка защитят и помогут из него выкарабкаться как в детстве, так и во взрослой жизни, стресс-лимитирующие механизмы, одним из которых является эмоциональный и когнитивный капитал.

Ребенку важнее чувство защищенности от того, что отец выслушал и дал дельный совет, разложил по полочкам ситуацию; нежели проигнорировал, но дорого кормит и одевает.

Именно родительское внимание и помощь отложатся навсегда и послужат примером для следующих преодолений сложностей.

Положительные эмоции каждого дня: радость от вкусного пирога, счастье от возможности бегать по лужам, обнимашки без причины от мамы, невероятный выходной с отцом – все это не просто красивые картинки.

Это эмоциональные кирпичики стойкости духа и физического здоровья.

Ловушка шестая: любовь или требования?

Любить и залюбливать, или требовать и взыскивать? Одни предпочитают свободное воспитание с максимумом любви и минимумом требований, другие – строгость и приучение к реальной жизни с пеленок.

Однако если не соблюсти баланс - первое может привести к невротическим депрессиям в будущем, а второе - к компульсивным расстройствам.

Вопрос баланса любви и требований – вопрос психосоматического здоровья ребенка.

Ловушка седьмая: модели воспитания – откуда они?

Большинство родителей практически не задаются вопросом: «какой системой воспитания я руководствуюсь»?

Этому есть логическое объяснение: довольные собой и своей жизнью родители воспитывают так, как их воспитывали их родители.

Недовольные же воспитывают по принципу: «никогда не буду как мой мама-папа».

И первый, и второй варианты не гарантируют отсутствия ошибок, ведь никто не оценивает родительскую систему воспитания по результату: здоровый и счастливый человек.

Ловушка восьмая: мне уже не до счастья, но все сделаю для счастья своего ребенка!

К сожалению, это невозможно. Какую бы правильную систему воспитания не выбрал родитель, но если, как личность, он чувствует себя неудавшимся, несчастным - ребенок «перетянет» и комплекс неполноценности, и потерянность, и неспособность к отношениям, и многое другое, что мучает родителя.опубликовано .

Оксана Фортунатова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Еще не так давно официальная медицина скептически относилась к попытке объяснить некоторые заболевания психологическими проблемами. Сегодня же все больше врачей признают существование психосоматики.

Психосоматические заболевания – что это такое?

Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать, нельзя ругаться. Что ты ревешь, как девчонка?». Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить». Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой .

Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет, в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот. С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?

Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда – и в патологическом процессе. Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь. Выражением негативных эмоций являются: повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови. Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом.

Но, дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы.

Таким образом, ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают.

Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда возникают ситуации, когда причины внезапной болезни ребенка очевидны. Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта. Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться». Надо сказать, что обычно это действительно срабатывает, болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом, ребенок получает некоторую разрядку, а также – гарантированную заботу и любовь близких людей.

Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова.

Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело. Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

В каком возрасте может возникнуть психосоматическое заболевание?

Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у эмбриона во время нахождения в материнской утробе. В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них – дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язвы желудка. В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка.

Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей. Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка.

Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения. Впрочем, чаще всего, эти два момента связаны между собой. Если беременность не была желанной, если женщина боялась наступления родов, сомневалась, нужен ли ей ребенок, то и после рождения малыша она, скорее всего, будет настроена не слишком позитивно. По крайней мере, в первое время. Хотя, довольно часты случаи, когда, увидев своего ребенка, женщина сразу же проникалась к нему любовью.

Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между малышом и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются младенцу. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.

Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют дети и заботливых родителей. Казалось бы, откуда у малыша в полноценной семье могут возникнуть подобные симптомы?

Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению.

Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к младшим детям, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессовым фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания. Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Неспособность ребенка адаптироваться в новой обстановке, наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой – все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания

Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма. К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию .

В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания.

Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Основная идея такой классификации заключается в том, что человек заболевает не чем-то случайным. В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания. Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.

Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.

Конечно, все перечисленные заболевания и их психологическое объяснение довольно условны, речь здесь идет скорее об общей тенденции. Очевидно, что в каждом конкретном случае нужно подробно изучать ситуацию, сложившуюся в жизни ребенка, и только после этого предполагать лечение.

Методы и принципы лечения

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь – психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком – когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова – после выяснения отношений в школе или дома. При этом важно понимать, что психосоматика – не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями. Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями.

Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка. Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают. В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более, что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно. Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит.

Часто психотерапии поддается астма, аллергические заболевания, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания. Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова. Это происходит потому, что во время лечения сами конфликты практически не затрагиваются, наоборот – ребенок получает желаемое и продолжает впадать в соматические состояния снова и снова. Тогда конфликт «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение.

Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее – с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка. Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка. Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики:

Астма, бронхит, отек Квинке – опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям.
Простуда, герпес – депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе).
Обмороки – подавление реакции бегства.
Хронический кашель – скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.
Гастрит – депрессия на фоне невозможности добиться желаемого.
Язва 12-перстной кишки – утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения.
Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) – готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом.
Детская экзема – переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека.
Нейродермит – раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей.
Тик – повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.
Отит – подсознательный уход от конфликтов в семье.
Энурез – регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Вероника Казанцева, психолог-педагог, клинический психолог сети медицинских клиник «Семейная»
журнал для родителей «Растим Ребенка», июль-август 2013

Психосоматика детских болезней – на самом деле правильнее говорить психосоматические причины детских болезней, так как психосоматика рассматривает причины возникновения какого-то конкретного заболевания.

Зачастую родители, сталкиваясь с болезнью ребёнка, замечают, что ни врачи, ни диагносты не способны выявить причину заболевания их ребёнка. В иных случаях происходит так, что длительный курс лечения не приносит желаемых результатов, и ребёнок не выздоравливает. Психосоматическая медицина рассматривает как раз такие случаи - когда обычные доктора бессильны, причину болезни следует искать в психологии ребенка.

Что влияет на формирование болезней

Упаднические настроения, страхи, волнения, депрессии и стрессы оказывают влияние на психическое состояние ребёнка, что может вызвать психосоматические заболевания. Если изменить образ мышления ребёнка, его негативные мысли, то можно избавиться и от болезни. Главное - это правильно установить причину, тогда лечение принесёт результат.

Болезнь ребёнка, которая не поддается лечению, означает, что ребёнок не способен справиться со своими эмоциями, он испытывает внутренний конфликт.

Кто наиболее подвержен болезням

Все дети могут испытывать эмоции, иметь мысли, которые станут причинами болезней. Часто дети подвержены болезням во время возрастного кризиса, то есть трёхлетние дети, дети в возрасте 7 лет, а также подростки. В детском возрасте одной из причин психосоматических болезней – яркое воображение. Ребёнок, нежелающий ходить в детский сад, заниматься домашним заданием, чаще подвержен болезням. Это происходит из-за того, что болезнь нужна ему, чтобы избежать неприятных ему обязательств, а также получить больше внимания, заботы, а иногда и подарков, чем обычно. Болезнь - это способ привлечь внимание, защитный механизм в непонятных ситуациях, а также способ выразить протест.

Какая категория детей страдает от серьёзных заболеваний

Дети, как и взрослые, своими мыслями и установками способны развить самые разные заболевания. В некоторых ситуациях, если рассмотреть поведение ребёнка внимательнее, можно понять, может ли он подвергнуться психосоматическим заболеваниям. Такие дети обычно:

  • Не способны справляться со стрессом;
  • Меньше других общаются с родителями и семьёй о своих проблемах;
  • Живут в ожидании подвохов, неприятных ситуаций, подвержены пессимистичным настроениям;
  • Подвергаются постоянному и тотальному контролю со стороны родителей;
  • Боятся разочаровать родителей и окружение, боятся несоответствия чужим ожиданиям

Как установить причину болезни

Искать причину нужно в том, как ребёнок оценивает себя, как он относится к событиям, происходящим в его жизни, как малыш общается с другими людьми, не возникают ли у него конфликтные ситуации. В первую очередь, при необходимости помочь ребёнку, нужно наладить с ним хорошие отношения - вызвать доверие, поговорить о том, что его беспокоит, есть ли в его жизни люди или вещи, которые он не любит, которых он боится. Помощь в установлении причины болезни может оказать детский психолог, врач-психотерапевт.

Причины, которые вероятнее всего вызывают заболевания

Аденоиды часто возникают у ребёнка, который чувствует себя нежеланным на уровне подсознания. Таким образом ребёнок пытается снискать любовь и заботу родителей, пытается предотвратить конфликты в семье. Для того, чтобы помочь детям с такими заболеваниями, нужно проявить внимание к ребёнку, постараться избежать ссор внутри семьи.

Дерматит является следствием того, что ребёнок испытывает неприятие. Груднички могут реагировать так на прикосновения взрослых - из-за холодных, мокрых рук, из-за неприятного им запаха.

Астма возникает по причине чрезмерной привязанности к человеку. Дети испытывают удушающую любовь, которая и приводит к подобным заболеваниям. Ещё одной причиной возникновения астмы может стать требовательность и строгость родителей. Если запрещать ребёнку выражать эмоции, делать любимые вещи, то вскоре он станет бояться выражать свои желания и потребности, они будут «душить» его изнутри.

Бронхит служит способом примирения родителей или семьи, с которой взаимодействует ребёнок. Частые ссоры и конфликты оказывают негативное влияние на малыша, а кашель, характерный для бронхита, заставляет взрослых замолчать. Для того, чтобы бороться с этой болезнью, нужно не только снизить громкость конфликтов, но и вовсе избавится от них.

Заикание у ребёнка означает, что он не чувствует себя в безопасности. Также речевой дефект может возникнуть из-за того, что ребёнку запрещают плакать, и он страдает из-за невозможности самовыражения.

Таким образом, множество болезней, которые не поддаются лечению лекарственными препаратами, являются следствием психосоматики детских болезней. Важно не только приступить к лечению ребёнка, но и выяснить и убрать все причины, по которым возникла болезнь.

Итак, причиной психосоматических расстройств являются внутренние переживания, которые появляются по ряду причин.

1. Запрет на эмоции. Под эту категорию попадают прежде всего семьи, в которых : категорически запрещено плакать, грустить, громко радоваться и т. д. Особенно опасно сдерживание отрицательных эмоций. Разовое ограничение не приведет к возникновению заболеваний, а постоянный запрет вызовет у маленького человека непонимание своего состояния: грустно ему или нет, нравится ему это или вызывает недовольство. Ребенок перестает замечать не только свои чувства, но и особенности состояния. Организм в этом случае будет подавать сигналы тревоги. Нельзя запрещать эмоции - нужно учить детей правильно их проявлять.

2. Желание привлечь внимание к себе с помощью заболевания. нередко приводит к дефициту внимания к детям. Зачастую порцию внимания и заботы дети получают, когда заболевают, и тогда они разыгрывают симптомы заболеваний, чтобы привлечь внимание к себе. Но часто взаимосвязь «внимание - болезнь» появляется бессознательно. Известны случаи, когда дети заболевают при долгой разлуке с близким человеком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. И в этом есть доля истины.

3. Тревожность. Не следует путать тревогу и . Тревога - это эпизодическое состояние, вызванное конкретными причинами и проявляющаяся волнением за близких. Тревожиться за сына, который задерживается с занятий в школе, нормально. Тревожность - это психологическая особенность человека, характеризующаяся склонностью переживать даже в тех ситуациях, когда этого не требуется. Тревога может проявляться в течение всего дня: как я дойду до школы (не опоздаю ли); вызовут ли на уроке; как я отвечу; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; какую отметку поставят; примут ли в игру; что скажут родители и т. д. Переживания преследуют ребенка весь день. Состояние тревожности съедает массу энергии. Организм пытается справиться с такой нагрузкой и переключает внимание с помощью заболевания, а иногда и просто не справляется.

4. Психологические проблемы: стрессы, депрессии. Психосоматика может проявиться у ребенка любого пола и возраста. Физическая болезнь может стать единственной возможностью организма уйти от переживаний и направить силы на конкретные проблемы. Бороться с очевидными причинами проще, чем распутать сложную цепочку переживаний, устранение причин которых невозможно. Часто болеют дети в конфликтных семьях и в семьях, где у родителей алкогольная зависимость.

Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, длительной разлукой, разводом родителей. Заболеть можно и при расставании с домашними питомцами, любимыми вещами, при смене места жительства.

Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми организм не способен справиться.

Как проявляются психосоматические расстройства

Психосоматические проблемы могут быть разовыми, а могут перерасти в хронические заболевания. Серьезные психосоматические расстройства возникают у следующей категории детей:

  • малообщительные, живущие в своем мире;
  • тревожные;
  • пессимисты;
  • дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых;
  • дети, испытывающие дефицит внимания со стороны взрослых;
  • очень ранимые дети;
  • малоэмоциональные;
  • дети с завышенными требованиями к себе.

Психологические причины могут вызвать любое заболевание. Лечение заболеваний назначает врач. Но не лишним будет проанализировать связь между появлением определенных симптомов с новой жизненной ситуацией, событием или психоэмоциональными факторами. В этом случае вероятность быстрого выздоровления возрастает, а риск повторного заболевания снижается.

Мы начали разговор с истории о маленькой Катеньке и ее пустышке, где врач определил психосоматику, исходя из ключевых факторов:

  1. Расставание с близкими людьми, смена места пребывания.
  2. Потеря любимой вещи, которая долгое время была частью жизни маленького ребенка.
  3. Невозможность проявления эмоций.

Возможно, если бы ребенку было позволено поскучать и поплакать, а разлука компенсировалась положительными эмоциями, болезни бы не было.



Loading...Loading...