Религия и питание: что можно и чего нельзя есть христианам, мусульманам и буддистам. Роль православия в развитии культуры россии Влияние православия на разные сферы культуры

К концу первого тысячелетия н.э. Русь вышла на широкую международную арену и завязала самые тесные отношения со странами Запада и Востока. Культурные контакты открывали пути для религиозного миссионерства среди славян. Помимо византийского христианства, были и другие конфессии, стремившиеся включить Русь в сферу своего влияния. Некоторые источники сохранили следы воздействия религиозных традиций богомильства и арианства, которое в Европе проповедовали ирландские бродячие монахи. Однако утверждением православия следы иных религиозных влияний были уничтожены.

Проникновение христианства в среду славян началось задолго до того, как оно стало государственной религией. Первыми христианами были купцы и дружинники, подолгу жившие в Византии. В ряде других византийских и арабских источников неоднократно говорится о христианстве среди русов.

Крещение в 988 г. не было завершающим этапом христианизации Руси, но оно стало важным звеном. В первую очередь христианство прививалось в социальных верхах общества. У князей и бояр имелись личные дорогостоящие богослужебные книги и литература, обучающая основам новой религии. Типичный рукописный памятник такого рода - "Изборник Святослава" 1073 г., украшенный миниатюрным изображением владельца и его семьи. Сборник содержит сведения, необходимые для усвоения христианской веры. Сборник также содержит много сведений их области истории, географии, астрономии, античной философии, этики, грамматики.

Важную роль в древней Руси в утверждении христианской веры играла княжеская власть. Среди канонизированных русской церковью святых было немало князей. Самой большой популярностью пользовался культ первых русских святых Бориса и Глеба. Их иконография в древнерусском искусстве огромна. Изображения князей-мучеников встречаем на иконах, в произведениях художественного литья, на эмалях. Такое разнообразие образов первых святых объясняется быстрым распространением культа среди народа.

С XI по XIII в. постепенно увеличивается количество предметов с христианской символикой. Археологические находки таких предметов отчетливо показывают динамику распространения в обществе новой веры. Они же дают представление и о социальных слоях, куда христианство проникало в первую очередь. Изысканно обработанные предметы из драгоценных металлов с очевидностью указывают на состоятельность их владельцев. Многие предметы христианского культа представляли собой подлинные произведения искусства. Они использовались духовенством, как в быту, так и при богослужении.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигает своего культурного рассвета. Укрепляется положение церкви, появляются школы, распространяется грамотность, с размахом ведется культовое и гражданское строительство. Древнерусские книжники были очень почитаемы и привлекались для выполнения важных государственных заданий.

С христианством на Руси связано развитие иконописи и книжности. Иллюстрации и заставки к книгам представляют собой уровень высокого мастерства. Они дают представление об уровне изобразительного творчества и художественно культуры того времени.

Родовым знаком рода Рюриковичей, к которому принадлежал Владимир Креститель, был трезубец. В первое время после введения христианства на серебряниках, чеканившихся при Владимире, вместо трезубца помещали изображение Христа, а сама монета превращалась в маленькую иконку. Затем вместо Христа стали вновь чеканить трезубец, но в него ввели дополнительный элемент - крест, а нимб стали помещать над головой восседающего на престоле князя.

Несомненно, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая.
В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и соответственно, мясо с нестекшей кровью (в частности, "удавленину").

В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11).
Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь "чистая" пища. Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой.

С течением времени эти запреты обрастали "преданиями старцев", мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. К первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний.

Одной из составляющих нравственной чистоты, по учению Христа, является правильное отношение к еде. Заботы о хлебе насущном не должны заслонять духовных исканий, становиться целью жизни.

Удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не должно превращаться в служение своему чреву, пища не должна порабощать человека, делаться его кумиром, порождать страсть. Таким образом, с внешнего, чисто формального выполнения Закона акцент был перенесен на внутреннее воздержание, духовное трезвение.

С течением времени в христианский обиход вошли блюда, имеющие символическое значение. У первых христиан это была рыба, символизирующая Иисуса Христа. Впоследствии в традиции закрепились пасхальные куличи, пасхи, крашеные яйца, поминальная кутья и т. п.
К IV веку, когда христианство стало государственной религией, христианское общество утратило высокий уровень нравственности, присущий первым общинам. Немногие подвижники старались удалиться от мира, презирая все его блага, чтобы сохранить душевную чистоту. Из совместных поселений монахов возникли монастыри.

Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов ("вариво с зелием" и "сочиво", по терминологии славянских уставов), иногда сыр. Приправу составляли соль и оливковое ("деревянное") масло. Ели один раз в день, Только в субботу и воскресенье полагалась еще вторая - вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием. Монахи проводили время в молитвах и труде. Но несмотря на это, стремление к монашеской жизни было столь велико, что число монахов в первых монастырях достигало пятидесяти тысяч. Объясняется это тем, что в монастыре человек переставал быть игрушкой в руках временщиков, холопом князей века сего..

Монастыри IV-V веков приняли преемство нравственной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах.
В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голодным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся. В лихую годину монголо-татарского ига русские монастыри в неурожайные годы становились последней надеждой для притекающего к ним голодного и обездоленного люда. В один из таких годов Кирилло-Белозерский монастырь кормил 600 человек, а Пафнутьево-Боровской - 1000 человек ежедневно

В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображения всей жизни человека. Полностью исключалось употребление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже помещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем самым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи поднималась до проникнутого светом Преображения чина ее вкушения.

В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало использованию в пищу богатых даров природы - рыбы, грибов, ягод, орехов, меда. Неутомимые земледельцы подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивали разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды.

Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.

Распространение в обществе аскетического идеала привело к тому, что пост стал нормой христианского быта. В последующее время особое внимание Церкви к посту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианина (монтанисты, манихейцы), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрций, Иовиниан и другие). Учение Церкви о посте суммировалось Гангрским собором, который запретил нарушение установленных постов, но в то же время запретил осуждать собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Окончательно сроки православных постов были установлены только на Константинопольском соборе в 1166 году.

Вглядываясь в историю, нетрудно заметить, что при всех различиях эпох неизменной в христианстве остается главная идея - идея трезвого, нравственного отношения к еде, умеренности в удовлетворении потребностей. Существующая сейчас православная традиция является проверенной на опыте поколений реализацией этой идеи.

С давних времен в России сложилась своеобразная культура питания, отвечающая ее географическим и национальным особенностям. Она отражена в таком заменательном письменном памятнике XVI в., как "Домострой", составленный монахом Сильвестром. Строгая регламентация русского стола и секреты приготовления блюд, соответствующих православному календарю, передавались из поколения в поколение.

В XIX веке большой популярностью пользовалась книга Елены Молоховец "Подарок молодым хозяйкам". Замечательным трудом являлась "Энциклопедия питания" Д. В. Каншина.

Семидесятилетний период господства атеистического мировоззрения не прошел даром для этой области. Традиция и культура питания оказались забытыми, а во многом и невозвратимо утраченными. Изменился и сам быт, условия жизни, круг употребляемых продуктов питания.

А. А. Брумберг, врач-диетолог, ГБУЗ «Городская клиническая больница № 52 Департамента здравоохранения города Москвы»

В настоящее время все больше и больше людей обращается к своим истокам, открывает для себя национальные традиции, культуру, религию. В рамках каждой из известных религий существует свод правил и законов, регламентирующих такую важную часть нашей жизни, как питание, начиная от перечня разрешенных и запрещенных к употреблению продуктов, способов их обработки и заканчивая режимом питания.

Каждый народ является носителем своей специфичной традиции и культуры питания, в формировании которой, наряду с характерологическими и культурными особенностями того или иного этноса, огромную роль сыграло влияние религиозных верований.

Законы питания иудеев

Например, в иудаизме пища должна быть кошерной («пригодной», «подходящей»), то есть разрешенной к употреблению, отвечающей требованиям кашрута — еврейских законов об употреблении пищи. Кошерными называются все продукты и их сочетания, которые разрешены Торой (главной священной книгой евреев, известной христианам как «Пятикнижие Моисеево») и еврейской традицией в пищу евреям.

Принципы кашрута: кошерный скот определяется как имеющий раздвоенное копыто и жующий жвачку (свинина, например, исключена из рациона, так как свинья не является жвачным животным), кошерная рыба должна обязательно иметь чешую и лучевые плавники (моллюски и ракообразные запрещены). Птицу иудеи употребляют в пищу только домашнюю (куры, индейки, перепела, утки), кошерность которой подтверждена традициями. Молоко, яйца, икра некошерных животных, птиц и рыб запрещены, как и любое блюдо, в которое в процессе приготовления попали некошерные продукты.

Особое внимание в иудаизме отводится правилам забоя скота и птицы. Они жестко регламентированы. Шхита — ритуальный забой млекопитающих и птиц для еды в соответствии с требованиями кашрута. Выполняет забой шохет («ритуальный забойщик») — религиозный еврей, прошедший специальную подготовку. Одним быстрым движением острого клинка (шалефа) он должен рассечь животному трахею, пищевод, общую сонную артерию, яремную вену и блуждающий нерв. В результате в мозгу жертвы мгновенно падает кровяное давление и происходит необратимая потеря сознания. Согласно иудейским религиозным источникам, животное в этом состоянии нечувствительно к боли и обескровливается мягким, быстрым и точным действием.

Поскольку Тора запрещает употреблять в пищу кровь животных и птиц, мясо замачивают в воде, а затем помещают на специальные доски для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь, затем мясо тщательно промывают. Не годными в пищу считаются и яйца с наличием крови в эмбриональном мешке.

В иудаизме существуют правила употребления разрешенных видов пищи. Мясо и мясные продукты нельзя есть вместе с молоком или молочными продуктами. Даже если какое-то количество молока во время приготовления пищи случайно попадет в мясной бульон, этот бульон непременно нужно будет вылить. Все дело в том, что кошерная кухня строго подразделятся на две части: мясную и молочную. Для приготовления мясных и молочных продуктов используется не только отдельный кухонный инвентарь и посуда, но и отдельные помещения, особенно на предприятиях общественного питания.

Некошерными считаются все те продукты, которые запрещены. Например, белужья икра некошерна, а лососевая кошерна. Исключением из этого правила является мед, продукт некошерного насекомого, который разрешен к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

В иудаизме есть несколько постов, во время которых верующие должны соблюдать определенные правила, в том числе и в отношении питания. Самый важный праздник, день поста в иудаизме — Йом Кипур (День Искупления). Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (национальный день траура еврейского народа), продолжается от захода солнца до появления звезд вечером следующего дня, то есть более 24 часов. В это время запрещается прием пищи и питие. В преддверии поста Девятого Ава проходят три траурные недели. В течение последней недели нельзя употреблять в пищу мясо и вино.

Менее строгие посты в иудаизме, в которые запрещены еда и питье: 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза, Эстер, пост первенцев перед праздником Песах. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звезд.

Продуктовый кодекс ислама

Религиозные традиции ислама также имеют непосредственное влияние на культуру питания верующих. Формирование пищевого рациона мусульман происходит исключительно по правилам, предписанным Кораном (священной книгой мусульман, сводом откровений, произнесенных от имени Аллаха пророком Мухаммедом) и Сунной (жизнеописанием пророка Мухаммеда).

В исламской религии действует принцип: разрешено (халял) все, что явно не запрещено (харам). Соответственно, пища, употребляемая в пищу мусульманами, должна быть халяльной.

Мусульмане не употребляют в пищу кровь, мясо животных, которые умерли своей смертью, были забиты не в соответствии с мусульманской религиозной традицией, и нечистых животных: свинину, мясо хищников, всеядных животных и т. д.

Согласно мусульманским традициям мясные продукты необходимо изготавливать по специальной технологии, предусматривающей щадящее отношение к животному во время убоя. По ритуалу перед перерезанием у животного сонной артерии необходимо читать молитву. При изготовлении халяльной продукции важно соблюдать определенные технические условия, например, в производстве готовой мясной продукции использовать только охлажденное мясо и пр. Животные, используемые в производстве мяса халяль, должны быть выращены на экологически чистом корме, исключающем гормональные добавки, а в мясопродуктах должна отсутствовать соя и трансгенные добавки. При перевозке готовой халяль-продукции в розничные магазины товар должен быть отделен от остальной продукции.

В исламе большое значение придается совместимости продуктов и готовых блюд, а также ритуалу не только приема пищи, но и питья воды. Недопустимым считается пить стоя, торопясь, одним большим глотком. Нужно по возможности сесть и выпить воду в три приема, причем количество глотков последовательно увеличивается от одного до пяти. Еду и питье принято брать правой рукой. С особым уважением мусульмане относятся к хлебу и хлебным крошкам, считают его священным продуктом.

Согласно религиозным традициям мусульманам не следует включать в свой рацион преимущественно мясные продукты. При этом не рекомендуется исключать мясо из рациона более чем на 40 дней. Вареное мясо не следует смешивать с жареным, а блюда из свежего мяса с соленым или вяленым.

Начинать и заканчивать трапезу мусульманам следует солью. Этот продукт мусульмане считают хорошим средством для уничтожения микробов. Они убеждены, что щепотка соли до еды очищает рот от микробов, готовит его для принятия пищи.

Пищевое поведение мусульман во время поста, так же как и у верующих других религий, должно соответствовать строгим правилам. Однако распространяются они больше на время принятия пищи, нежели на ее количество или состав. Например, во время главного поста — Рамадана (длится один месяц) — запрещается вкушать пищу от восхода солнца до заката, причем соблюдать это правило следует очень строго, даже во время покупки продуктов на рынке днем их категорически запрещается пробовать.

Питание в православный пост

В правилах, регламентирующих питание в христианстве, особая роль отводится постам. Именно поэтому важно рассмотреть особенности рациона и режима приема пищи в каждый православный пост.

В Русской православной церкви посты делятся по длительности на однодневные и многодневные (общее количество постных дней в году приближается к 200), а также по строгости, то есть по степени возлагаемых ограничений. Одна из форм воздержания в православных постах — это воздержание от пищи и питья — ограничение в принятии продуктов питания различного происхождения.

Однодневные посты (среда и пятница) как бы играют роль разгрузочных дней в недельном цикле, а многодневные (Великий, Петров, Успенский, Рождественский) — в годовом цикле. Кроме того, посты грамотно готовят организм к смене времен года. Так, Великий пост очищает организм от шлаков, готовит его к лету, Успенский пост — переход к осени, Рождественский — к зиме.

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен во вспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует исключение рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, — рыба.

Также к однодневным постам относятся: Крещенский сочельник (18 января), накануне Крещения Господня; Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября), это день памяти и гибели великого пророка Иоанна; Воздвижение Креста Господня (27 сентября), память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого.

Однодневные посты — дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Особое значение Церковь придает Великому посту, который предваряет Пасху. Начинается он в Прощеное воскресенье и продолжается 49 дней. Великому посту предшествует подготовительный период, так называемые седмицы (недели). Первая неделя о мытаре и фарисее — ограничений на пищу здесь не вводится. Вторая неделя посвящена притче о блудном сыне. Третья неделя — мясопустная (масленичная неделя, сырная седмица).

Последняя подготовительная к Великому посту неделя является примером постепенного перехода к строгому посту. На этой неделе исключается из рациона мясная пища, но разрешается молоко, сыр, яйца, масло, т. е. в рацион включаются полноценные животные продукты — источники белков, жиров и углеводов, компенсирующие отсутствие в рационе мясных продуктов.

В 2015 г. Великий пост начинается 23 февраля, а заканчивается 11 апреля. Во время Великого поста на верующих, при полном соблюдении его, накладываются очень суровые ограничения. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом. Впрочем, и наиболее строгий Великий пост нельзя считать полностью вегетарианским: в Благовещение и в Вербное воскресенье разрешается включать в рацион рыбные блюда, а в Лазареву субботу разрешена рыбья икра. В страстную пятницу (10 апреля) нельзя есть до выноса плащаницы.

Петров, или Апостольский, пост — строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно принимать горячую пищу без масла. В остальные дни — рыбу, грибы, крупу с растительным маслом.

В Успенский пост рацион православных христиан должен быть таким: понедельник, среда, пятница — сухоядение; вторник, четверг — горячая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье устраивается в том случае, если он приходится на среду или пятницу.

Рождественский (Филиппов) пост проходит в конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова. Устав о пище этого поста (до дня святителя Николая ) совпадает с уставом Петрова поста. Если праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпразднества Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднество нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье разрешена пища с маслом.

В сочельник нельзя принимать пищу до появления первой звезды, после чего принято есть сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

Разнообразие блюд

Несмотря на то что в христианской религии предусмотрено соблюдение большого количества постов (а значит, ограничений), рацион православного христианина достаточно разнообразный.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводится описание обиходного постного крестьянского стола:

«Редька пластами (ломтики) с маслом; вареная волнуха; горох; пироги ни с чем, вприхлебку с суслом; кисель с маслом или суслом; пирог с заварной капустой или грибами; ломтевой картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша; жженая картошка; соленые огурцы, грузди и капуста; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд); пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле; гороховый кисель с маслом; кисели: пшеничный и овсяный с сытой или квасом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупой; блины, шанежки, оладьи; мерзлая брусника и клюква, мед; пирог с одной малиной или маковник с медом; заедки: орехи, пряники, изюм, травник».

А в дни постов, когда православным христианам разрешаются рыбные блюда, рацион становится еще более разнообразным. Так, в «Домострое» пишется, что «в Великий пост к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую осеннюю да икру осетровую свежую, икру стерляжью, печень щучью простую, кашку с белорыбицей, печень лосося, кашку с судаком, кашку стерляжью, кашку с севрюгой, кашку с белугой свежей, печень осетровую свежую, печень белужью слабосоленую, печень осетровую сушеную и белужью, снетки да сущик, пласточки карасевые да язевые, икру вареную, икру жареную, тешку осетровую да тешку свежесоленую, визигу в уксусе, стерлядь бочечную, языки сырые, стерлядь вяленую, тешку осетровую, тешку белужью, языки белужьи, осетрину шехонскую, лапшу гороховую, пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущеный, двойные щи, блины да пироги с варением или луком, да пироги подовые с маком, да кисели и сладкие и пресные».

В «рыбные дни», например, Успенского поста меню, описанное в «Домострое», еще более соблазнительно:

«Подается капуста кислая с сельдями, икра различная ставится рядом, белужья спинка вяленая, лососина с чесноком подается дольками, осетрина шехонская, белорыбица, семга сушеная, спинка осетрины да стерляжья, сельдь на пару, щуки на пару, стерляди на пару, лещи на пару, спинка семужья, спинка белорыбицы и прочих рыб спинки подаются на пару, студни рыбные с шафраном, уха из окуней запеченных черная (остудить ее), уха рядовая горячая, уха щучья, уха стерляжья, уха карасевая, уха окуневая, уха из плотиц, уха из лещей, тавранчук осетровый, а в промежутке меж разных ух подаются рыбные колобки и стерлядь, рыбные блюда, пироги, пирожки в ореховом масле, пироги подовые пряженые с горошком, оладьи в ореховом масле кислые, пироги подовые кислые с горошком, пироги большие с маком на конопляном масле с горошком, да большой же пирог с маковым молочком, да с сочнями пирог с визигой тоже большой, пирог с сигами да с сомом или с сельдью пирог пряженый, — а всех их переложить блинцами».

В книге Е. И. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» (1901 г.) обширная глава «Постный стол» содержит рецепты приготовления различных блюд, рекомендуемых во время постов и меню, — почти 80 вариантов постных обедов.

Все вышеперечисленное подтверждает, что пища во время поста может и должна быть разно- образной.

Пост с позиции диетологии

При рассмотрении рациона питания, соблюдаемого во время Великого поста, с точки зрения диетологии первое, что стоит отметить, — это отличная возможность разнообразить свой рацион новыми натуральными продуктами растительного происхождения и вкусными полезными блюдами. Верующим разрешено употреблять в пищу овощи, грибы, фрукты, ягоды, крупы, орехи, мед. Это продукты растительного происхождения, которые очень полезны для организма современного человека, так как они являются основным источником биологически активных компонентов, большого количества пищевых волокон, калия, витамина С и бета-каротина, имеют низкое содержание холестерина и насыщенных животных жиров. Но в пост запрещено включать в рацион продукты животного происхождения — мясо, молоко, сливочное масло, сыр, творог, яйцо, ограничивается потребление рыбы. Таким образом, человек недостаточно получает с пищей железа, цинка, витамина В12 , D, кальция.

С исключением из рациона белковых продуктов животного происхождения уменьшается количество основных источников триптофана, незаменимой аминокислоты, которая является предшественницей серотонина. А это может привести к снижению иммунитета, активности, плохому настроению, вялости и апатии, депрессии. Поэтому необходимо сбалансировать рацион растительными источниками триптофана: бобовыми, грибами, орехами.

Необходимо подчеркнуть, что детям, беременным и кормящим женщинам, больным людям противопоказано строго выполнять все требования поста.

Перед тем как начать соблюдать пост, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Строгий пост не для всех!

Из «Настольной книги священнослужителя» (1977 г.): «…православная церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на детей и больных, немощных и престарелых. Церковь предусматривает по немощи телесной, или по крайней необходимости, или по трудности времен соответствующее применение принципа церковной икономии (снисхождения) согласно авторитетному суждению и пастырскому попечению епископа поместных церквей».

Если человек болен и хочет соблюдать пост, то ему необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. Некоторые ограничения или замена продуктов питания могут нанести вред организму.

Здоровому человеку соблюдать пост не сложно при условии соблюдения основных рекомендаций во время поста:

  • Поскольку существует запрет на мясо, птицу, рыбу, молочные продукты и яйца, то для профилактики дефицита белка включайте в рацион питания белок растительного происхождения — это все соевые продукты (их ассортимент очень широк: от мяса до йогуртов), бобовые, орехи, семечки, различные злаковые и каши, изделия из муки грубого помола.
  • Ежедневно включайте в рацион различные каши, макаронные изделия и картофель как источник энергии.
  • Употребляйте в пищу растительные масла (1-2 ст. л.), следите за жирностью рациона.
  • Ешьте овощи и фрукты в количестве не менее 500 г ежедневно.
  • Для профилактики обострения весенней депрессии необходимы блюда из бурого риса, пшена, гречи, сои, чечевицы, а также финики, бананы и арахис.
  • Принимайте витаминно-минеральные комплексы.
  • Соблюдайте питьевой режим.
  • Помните, мед и сухофрукты в рационе являются источником витаминов и микроэлементов.
  • Питайтесь не реже 4-5 раз в сутки.
  • Разнообразьте свой рацион во время поста и не употребляйте блюда и продукты, к которым испытываете неприязнь.
  • Обязательно высыпайтесь, гуляйте на свежем воздухе.

Завершение поста

При выходе из поста будьте умеренными при употреблении мясной и жирной пищи. Постепенно возвращайте ее в свой ежедневный рацион. Помните, что в организме к концу поста уровень ферментов, расщепляющих белок, минимален, а продукты гниения белков в кишечнике могут вывести вас из рабочего графика. Неслучайно после поста на Пасху православные христиане дарят друг другу пасхальные яйца — культовый продукт. Отварное яйцо — это сбалансированный продукт, который стимулирует активность пищеварительной системы после многодневного ограничения.

Пост — это диета?

Вопрос, можно ли использовать соблюдение поста как ограничительную диету для снижения веса, является некорректным не только с этической и теологической точки зрения, но и с точки зрения абсолютно материалистического, медицинского подхода. Дело в том, что цель ограничительных мероприятий, накладываемых Церковью на верующих, заключается в направлении их по пути духовного развития через послушание и смирение. Святитель Василий Великий говорил в «Беседах о посте»: «Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».


Христианство

Христианство – монотеистическая религия, основанная на жизни и учениях Иисуса Христа. В христианстве две священных книги Библия (Ветхий Завет) и Новый Завет. Если эти две священных книги расходятся в трактовке каких-то событий и вещей, то несомненное предпочтение отдается Новому Завету. Сами верующие считают христианство здоровым образом жизни .

Очень сильные расхождения в этих книгах по отношению к питанию. Христиане считают, что с приходом Христа многие законы и запреты перестали действовать. Законы существовали для достижения духовности, Христос показал, что любой человек духовен, своей смертью он искупил все грехи человечества.

По отношению к питанию примечательны слова: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи."(1Кор.6, 12-13)

То есть, человек может употреблять в пищу абсолютно все, но далеко не все полезно. А так как мы должны беречь свое тело как сосуд для души, то наша обязанность думать о здоровье и о том, как быть здоровым. Здоровое питание – залог здоровья, поэтому употреблять в пищу все подряд не рекомендовано, хоть и позволительно.

Именно эти принципы заложены в христианстве, где не существует полных запретов на какие-нибудь продукты, но существуют правила ограничений.
Разберемся более детально в питании христиан.

Первые люди были вегетарианцами, ели траву, плоды деревьев. Этим же питались все, «в ком есть душа живая». Эта пища была благоприятна для развития человека, первые люди, по словам из Библии, жили очень долго. Но условия изменились, люди размножились. Ною было разрешено в пищу «все движущееся, что живет». Строгий запрет был на плоть с кровью (душою), любую другую пищу можно было употреблять.

Такой способ питания существовал до того момента, когда особые указания по употреблению пищи получили евреи через Моисея (Левит и Второзаконие). Евреи были сильной, здоровой и умной нацией. Об этом можно судить по тому, что при переходе через пустыню не было заболевших. Об уме еврейских детей можно судить по рассказу о Данииле, жившему во дворце царя египетского. Даниил старался по возможности придерживаться законов кашрута (что было тяжело среди иноверцев). Питание пророка Даниила состояло из овощей, фруктов и злаков. Даниил перед царем показал себя умнее египетских мудрецов.

Иисус Христос, как иудей, придерживался законов питания своего народа. Но после его смерти и воскресения остался лишь один запрет: не есть идоложертвенное, хотя даже в этом случае, если человек не мог знать точно, что это за мясо, лучше было не задумываться о его происхождении. Тем не менее, в рацион включаются продукты, полезные организму. Давайте разберемся, почему.

Христианин должен быть живым свидетельством правильности учения Христа, здоровое тело во многом зависит от питания. Новый Завет содержит множество сведений об отношении христианина к пище. Главное, не налагать никакого бремени, кроме необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, крови, мяса мертвого животного. И все. В христианстве запретов на вид пищи нет. А вот потребление ее строго регламентировано.

Во-первых, актуальна заповедь: не убий, которая распространяется не только на человека, но и на любое животное «с душою». Поэтому убийство животного допускается только при необходимости, когда нет никакой другой пищи. В современном мире другой пищи достаточно, поэтому отказ от мяса животных может только приветствоваться. К тому же, «добродетельный человек чтит жизнь животного».

Во-вторых, хоть и нет явного запрета на употребление в пищу свинины, но все-таки бесов Иисус отправлял в стадо свиней, то есть христианину стоит избегать включения в рацион мяса свиней. Жирное мясо способно вызвать заболевания сердца и психики (стадо свиней в ярости бросалось со скалы, и умирало от разрыва сердца).

В третьих, чем питался Иисус со своими сподвижниками? Как правило, это были плоды деревьев, в тени которых они отдыхали, хлеб, который можно было брать с собой в дорогу, и мед.

Когда проповеди Христа приходили слушать различные люди, которым надо было что-то есть, Христос кормил всех хлебом и рыбой. Он не стал кормить людей более сытным мясом, потому что на переваривание мясной пищи необходимо больше времени, мясо не способствует духовному развитию, кроме того, человеку надо отдохнуть, что непозволительно во время сжатых сроков, которые отводились на проповеди и учение.

Растительное масло применялось не только в пищу, но и в некоторых обрядах, можно сказать, что оно «благословенно», блудница, принесшая Иисусу Христу сосуд с маслом, была допущена к трапезе. Помните, что все сподвижники Христа – иудеи, которым сидеть за столом с не евреем запрещено, а есть продукты, до которых дотрагивался не иудей, – грех.

Как относился Иисус Христос к вину? Вино в рационе допустимо, но оно должно быть качественным (эпизод превращения воды в вино на свадьбе, когда вода стала качественным вином, значительно лучшим, чем подавалось в начале свадебной церемонии). Ни в коем случае нельзя напиваться, это грех.

Иисус Христос соблюдал длительные посты, в которые он практически ничего не ел. Для размышлений он отправлялся в пустыню, чтобы его никто не отвлекал, и не было всевозможных соблазнов. Сам он не говорил, чтобы следовали такой духовной практике все люди, это невозможно, но многие христианские святые, монахи и отцы церкви придерживаются правила соблюдения постов и отказываются от пищи животного происхождения, питаясь растительной пищей. Умеренность в еде необходима, чтобы не плоть руководила нашими поступками, а ум. Нельзя приносить мясо для освящения. Освятить можно плоды, хлеб, растительное масло, кагор, крупяные блюда. В особые дни допускается освящение сдобы (блины, куличи) и яиц. Ритуальная пища раздается голодным и бедным или съедается служителями церкви. Освященную пищу категорически нельзя выбрасывать или отдавать животным. Иисус Христос учил, а позднее повторили его апостолы, что ради еды не надо разрушать божье создание, если есть возможность поесть что-либо другое.

Подведем краткий итог питания в христианстве. Нет никаких запретов на употребление пищи, кроме пищи с кровью и мертвечины. Но употребление мяса не приветствуется, существует множество ограничительных постов и постных дней (в году их более 200). Почти столько же запретительных дней на молочные продукты и яйца (их меньше на неделю, в Масленицу допускается употребление молочных продуктов, а вот мясное уже есть нельзя). Постные дни – дважды в неделю (вне постов). В некоторые постные дни допустима рыба. На способы приготовления пищи запретов нет. Здесь уже можно сказать о традиционной русской кухне, в ней много супов, вторые блюда тушатся, запекаются (еда готовилась в русской печи, жарить на ней было очень трудно). Растительная пища используется по сезону, свежая или подвергшаяся тепловой обработке. Ее можно освящать, значит, именно фрукты и овощи благословенны. Мед не считается пищей животного происхождения, разрешен в пост, он предпочтительнее сахара, особенно в те дни, когда не рекомендуется употребление в пищу приготовленного руками человека. Пост предполагает некоторые дни питаться пищей, которую не надо готовить, то есть орехи, семечки, фрукты и овощи.

В целом такое питание можно назвать здоровым. Для православных, думающих о том, как быть здоровым всем членам семьи, питание в соответствии с канонами религии будет полезным. Разумное чередование употребления животной и растительной пищи, рациональное соотношение по употреблению насыщенных и ненасыщенных жиров. Мучная сдоба и сладости (конфеты, шоколад) по праздникам – это тоже разумно. Недостатки: хоть редко, но разрешена жирная пища животного происхождения (жирное мясо, сало), ограничения только в пост на употребление жирной молочной продукции (сливки, сметану, сливочное масло). Если строго придерживаться постов, то в рационе мало рыбы. Большинство христиан полагают, что рыба не относится к животной пище, и едят ее всегда. Но отношения к рыбе неоднозначны, например, в строгий Великий пост употребление рыбы разрешено всего дважды (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и один раз икра (Лазарева суббота). Разрешение на свинину и свиное сало можно объяснить климатическими условиями. В России всегда было холодно, поэтому мясная пища необходима. А сало хранится лучше, чем мясо. Поэтому, чтобы продлить возможность потребления мяса, сохранялось и употреблялось в пищу сало.

Каждый человек, придерживающийся тех или иных религиозных убеждений, может подчеркнуть достоинства своего питания и объяснить недостатки (с точки зрения не адепта религии). Например, мусульманин скажет, что еда в пост в вечернее время объяснима жаркими климатическими условиями, днем в пище скорее размножатся всевозможные бактерии, приготовление пищи в вечернее время с этой точки зрения разумнее. Мясо, приготовленное иудеем, мягкое, менее калорийное, бульон от него прозрачен и вкусен. Христианин обилием множества постов и постных дней оправдает ежедневное употребление блинов в Масленицу и куличей в Пасху. Правильность питания своего народа могут отстаивать, причем аргументированно, и врачи. Хочется заметить, что главное при любом питании – умеренность. Если Вы задумываетесь над тем, как быть здоровым, продукты здорового питания можно найти в национальных кухнях любого народа.

Скажем сразу неполиткорректную вещь: нет никакой православной кухни - есть кухня русская. А любая попытка приписать церкви какое-то влияние на становление нашей кухни очень легко разбивается вопросом: что кроме поста привнесло православие на наш стол?

Если хотите, то скажем более чётко. Что такое национальная кухня вообще? Некоторые скажут: ну как же, это рецепты, те или иные блюда, характерные для данного народа, страны, местности и т.п. Всё так. Но помимо чисто рецептурных деталей существует ещё несколько важных вещей: продукты, технологии обработки, тип и характер пищи, нормы и обычаи подачи блюд. И наконец, культурные обычаи вокруг потребления пищи. Так вот, роль церкви в подавляющей части сводилась именно к последнему.

Не говорить же о православном вкладе в кухню в виде приличествующих тем или иным религиозным событиям блюд - кутьи, кулича, крашеных яиц. Да и сколько их? Как говорится, по пальцам одной руки… И потом, вы же не думаете, что политая мёдом каша из пшеничных зёрен не возникла бы и без христианства?

Сказать по правде, никакого особого влияния на русскую кухню церковь и не оказала. Вообще, есть немало стереотипов относительно роли христианской церкви в становлении мировой культуры, науки, искусства. Один из них - "не было бы церкви, не было бы и всего этого".

Да, многие века цивилизация развивалась в рамках религиозного контекста. Вот только где Аристотель, Плиний, Омар Хайям и где христианство? Или это не культура? А уж православие в этом смысле и вовсе опоздало к разделу культурных достижений человечества. "Назовите хоть одного дохристианского учёного, художника или писателя на Руси?" - задают с ухмылкой вопрос сторонники церковной версии истории России.

Между тем, если задуматься, это вряд ли выигрышная тема для них. Поскольку и православных-то писателей или учёных до XVI–XVII веков практически никто не знает. С чего бы это? Не оттого ли, что именно в эту эпоху начинает проникать книгопечатание и хоть какая-то просветительская мода? Так что совсем не факт, что роль нашей церкви в этом процессе была стимулирующей, а не тормозящей.

Фото © L!FE/Анна Исакова

И потом, как известно, Post hoc, ergo propter hoc. Это латинское выражение, означающее "после этого - значит вследствие этого", очень подходит к нашему случаю. Поскольку описывает типичную логическую ошибку. Так вот, русская культура, наука и даже кулинария развиваются столетия параллельно существованию церкви, в церковном контексте. Но не обязательно благодаря ей.

Да, конечно, мы знаем немало учёных, которые были насквозь проникнуты религиозным чувством. Вот только от фразы "Не было бы православной церкви, не было бы и никакой науки, искусства" иронично подняли бы брови и Ломоносов, не скрывавший своего отвращения к "мракобесам в рясах", и Лев Толстой, заслуживший отлучение от церкви, утверждая, что церковное учение есть "коварная и вредная ложь, собрание суеверий, разных видов колдовства и диких обычаев". Мы уж не говорим про академика Басова и авиаконструктора Туполева.

Так что вклад церкви в отечественную культуру за последние 500 лет - это как минимум весьма дискуссионный вопрос. Отчего же делать исключение для русской кухни, которая опять же, по мнению церковных адептов, немыслима без православия? На самом деле очень даже мыслима. Каковою она и была до крещения Руси в X веке да и много столетий после этого события. Вы же не думаете, что до князя Владимира у нас не пекли хлеб, не варили щи или не готовили пироги?

Copyright


">

Блины - ещё языческое блюдо. Про пиво и мёды тот же обожествляемый сегодня Владимир говорит: "Ибо веселие есть Руси пити. Без того не можем жити"

content

Кто-то скажет, что вот, мол, из Византии к нам вместе с православием пришли новые продукты. Да, действительно, гречка появляется в первых монастырях, где её возделывают византийские монахи. Но при чём здесь религия? Это обычное заимствование у соседних народов.

На Руси это было всегда: кислое молоко - от кочевников, рис - от азиатов, капуста - от южных славян, сельдерей - от немцев, макароны - от итальянцев. Что тут православного?

На самом деле принятие христианства не стало краеугольным камнем развития нашей раннесредневековой кухни. Процесс этот был длительным и неоднозначным. И даже сегодня, спустя 1000 лет, мы следуем языческим обычаям. Блины на Масленицу - яркий этому пример, с чем вынуждена была примириться православная церковь.

Фото © L!FE/Анна Исакова

Значение поста

Да, русский постный стол - отдельное явление в истории нашей кухни. Влияние его двойственно. С одной стороны, сознательное ограничение в потреблении продуктов. А с другой… Вы что, думаете, что в Средние века каждая семья могла себе позволить мясо даже в "мясоед"? Это просто экономия продуктов.

Пост (как ограничение в еде) - далеко не православное изобретение. Он есть и в Германии, и во Франции. Он есть и у буддистов, и манихеев, и зороастрийцев. Вегетарианцы по всему миру вообще едят постную пищу - неужели под влиянием РПЦ? А ведь приводят этому вполне себе духовные оправдания в духе "Первой ступени" Льва Толстого.

Что ещё из православного влияния?

  • Нельзя есть идоложертвенную пищу, т.е. принесённую жертву богам других религий (I Кор:10–28).
  • Запрещается не просто мясо отдельных животных, а именно способы их умерщвления для использования в пищу. "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться … крови и удавленины". (Деян. 15:28–29).
  • Церковь заботится о пастве, рекомендуя сдержанно относиться к пище, предостерегая от употребления продуктов, вызывающих чувство лени и другие греховные состояния.
  • Православная трапеза должна сопровождаться молитвой, во время которой верующие просят благословить их пищу и благодарят Бога за хлеб насущный.

Не правда ли, к кулинарии здесь не относится вообще ничего? А теперь давайте задумаемся о том, что негативного внесло православие в русскую кухню. Тут тоже есть о чём порассуждать. Оказывается, к примеру, что есть телятину почиталось в Московском государстве великим грехом.

Жутковатое свидетельство этому мы находим в книге Якова Рейтенфельса, написанной в 70-х годах XVII века: "Телятины все упорно сыздавна, не знаю, по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич [Грозный] приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали телёнка". Думаете, телятина и всё? А вот и нет.

Фото © L!FE/Марат Абулхатин

Сегодня известный возродитель придуманной русской кухни Максим Сырников, к примеру, рассуждает о том, что "твёрдые сыры, прессованные и выдержанные, готовили в русскую старину".

Почему придуманной? Да потому, что сычужный фермент для такого сыра получается из желудка телёнка. Резать которого и считалось грехом. Вот и оказывается, что "благодаря" православной церкви у нас не было нормальных сыров до XVIII–XIX веков, когда этот глупый запрет сам собой умер.

Или другой пример. Старинный суп юрма. Эта похлёбка упоминается ещё в "Домострое" в 1550-е годы. Чем она являлась? Отваренная рыба в ухе, рядом - курица в бульоне. А затем курица режется на кусочки и отправляется в рыбный бульон. И так вот получается курица с запахом осетрины или стерляди. Блюдо, практически исчезнувшее на сегодня в Центральной России. Отчего? Да просто потому, что юрма противоречит церковному принципу деления любой пищи на постную и скоромную.

Тому же, кто скажет: "Что это за гадость такая - курица с рыбой?", рекомендуем поехать в Ростов и отведать там популярное местное блюдо "Уха из петуха". Да-да, только на окраинах России, куда с XV века свободные люди бежали в том числе и от церковного и монастырского угнетения, и сохранилось подобие этого любопытного кушанья русской кухни.

А самое главное, давайте не будем забывать основную "скрепу" нашего православия. Она о том, что "любая власть - от Бога" и главное для церкви - эту власть всячески поддерживать. Крепостничество долгие века было основой русской жизни, так милой нашей церкви.

Вот о роли повара и стоит в этом ключе поговорить. "В то время как престиж французских шеф-поваров постоянно увеличивался, их социальный статус до самой революции (1793 года) оставался тем же: слуги".

Это мнение американского исследователя Пола Мецнера удивительно точно отражает социальный и профессиональный конфликт, назревший к тому времени. О нём же говорит французский кулинар Гримо де ла Реньер: "Счастлив тот, у кого есть действительно хороший повар! Он должен с ним обращаться не как со слугою, а как с другом". Надо ли говорить, что в России ситуация была ещё более тяжёлой. Ведь даже в начале XIX века большинство поваров - крепостные.

Требовать от рабов развития кулинарного искусства - не иллюзия ли это? Жизнь подтвердила это, когда кулинария в России резко "раскрылась" к середине XIX века. А профессия повара стала не крепостной, а свободной. Другое подтверждение - кухня советская. Предавшая забвению множество традиций русской кулинарии. Но ведь советская власть была так любима Русской православной церковью? Иерархи которой не стеснялись получать от неё ордена и дачи? Так неужели же и здесь кроется интрига и РПЦ горячо любила советскую власть, втайне поедая антисоветскую осетрину по-монастырски?

Как и в любом сложном культурном явлении, здесь невозможно дать чёткий "чёрно-белый" ответ. Понятно, что велика роль монастырей в сохранении русской традиционной кухни. Для исторической науки очень важны церковные источники, сохранившие память о праздничном столе многовековой давности. Но не менее того мы должны принимать во внимание роль православной церкви, поддерживающей самые отсталые взгляды на культуру и науку. В том числе на то, чтобы русская кухня так и осталась на уровне милых ей домостроевских порядков. К счастью, прогресс общества оставил ей мало возможностей для этого.



Loading...Loading...