Фундаментальные проблемы античной философии. Первые философы и проблемы первоначала Античная философия основные проблемы школы характерные особенности

Античная ф-я – совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском обществах с 6 в. до н.э. (Фалес Милетский) – 6 в. н.э. (до закрытия Юстинианом Академии в 529 г.). Предпосылки возникновения древнегреческой философии: 1) рабовладельческий строй, 2) наличие развитых соседних государств, 3) развитие торговли и путешествий, 4) наличие греческих полисов, 5) нет религиозных догм, 6) эпосы гомера (мировоззренческая направленность, деантропоморфизация судьбы, прославление мудрости, ориентирование на первоначало) и гесиода (соблюдение меры: зло-безмерность, благо-умеренность, мироздание в направлении от Хаоса к Зевсу – порядку, свету и социальному устройству). При всем разнообразии характерно:

1) Предмет античной ф. – познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как ее неотъемлемой части. Космоцентризм –принцип бытие в конечном счет представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей – восприятие космоса как гармоничной взаимосвязи существующих вещей.

2) Возникновение АФ связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Это определило художественное понимание космоса в античной ф. как симметрии, гармонии, меры, красоты

3) АФ сроится на принципе объективизма . Основной метод ф-го познания – интеллектуальное созерцание целого как целого.

4) АФ пантеистична. Космос абсолютен, божественен, боги – лишь отдельные принципы (не творят мир из ничего).

5) Представление о цикличности времени. Фатализм и героизм.

7) доказательный характер рассуждений,

8) полисный характер жизни

9) доверие к разуму, природе,

10) поклонение безличностному абсолюту, неразделение физики, метафизики.

11) Созерцательность (рассмотрение проблем мировоззрения в единстве природы, богов, человека служило обоснованием норм человеческой жизни, положения человека в мире)

Связь с учениями о природе, потом это будут самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. Нерасчлененность единства первоначальных философских понятий и понятий научных. Представляет единство двух линий развития: материализм и идеализм. Начало формирования двух методов познания: диалектики и метафизики.

АФ выдвинула ряд фундаментальных идей и проблем:

Проблемы начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности “формы” и “материи”, о главных элементах, стихиях космоса; о тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т.д. Главные проблемы: как возник Космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Зенон, Демокрит)

Проблемы человека, его познания, его отношение с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли не зависящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносится рациональное с иррациональным в человеческом познании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались различные, часто противоположные ответы (Сократ, софисты: Горгий, Гиппий, Антифонт, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Посидоний).

Проблемы воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами одновременно могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни и к познанию, в котором философы прежде всего видели счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар).

Проблемы отношения человека и Бога, божественной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи конструктивного Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга (Плотин, Филон Александрийский)

Проблемы синтеза чувственного и сверхчувственного,; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признававших два мира – мир идей и текучий, подвижный мир вещей. Проьблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель, их последователи).

Соответствующие периоды (критерий выделения – смена объекта и задач ф.)

1. Натурфилософский или космологический (6 в. до н. э. – сер. 5 в. до н.э.) – преимущественный интерес к проблемам “физиса” и космоса, его строение, поиск субстанциального начала всех вещей (поставлена проблема физиса (природного начала) как основы всего сущего). Проблема "первоначала" и ее аспекты.

Милетская школа (ионикийцы): “физики” (фисиологи) – мыслители, воспринимавшие мир и космос как живое и самодвижущееся целое. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало(“архэ”), из которого все произошло.Фалес - вода, Анаксимандр - "апейрон" - неопределенное и беспредельное первовещество, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная химия или физика, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно меняющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Они осуществили духовный переворот, сформировали в Элладе философскую традицию, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождения многого из единого источника (вода, айперон, воздух) они же это бесконечное и вечное в смене вещей считали конечным фундаментом человеческой жизни и деятельности, связывали с определением места человека в мире. Космические стихии, в которых возникают и исчезают вещи, воздают друг другу в установленное время справедливое возмездие за несправедливость (Анаксимандр). Отсюда представление о господстве в мире универсальной справедливости. Натуралистическую традицию продолжили Гераклит, атомисты, Пифагорийский союз.

Диалектика первых гр. ф. - материалистов получила яркое выражение у Гераклита (520-460 до нэ), который пологал, что вечное движение первоматерии ("все течет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразии вещей осуществляется через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реке нельзя дважды, заявил он, ибо вода меняется. Идея становления, взаимопревращения вещей выступает основой единства мира, которым правит "логос" - закон, поддерживающий порядок.

Элеатская школа . Зарождение идеализма связано с деятельностью школы элиатов. Они постулировали отвлеченный символ единого, неделимого, вечного и неподвижного Бытия, согласно Пармениду есть всегда себе равное мышление и истина, представляемая в образе покоящегося, совершенного Вселенского Шара. Элиаты поставили вопрос о соотношении бытия и небытия, бытия и мышления. Основные положения учения Парменида сводятся к тому, что бытие есть, а небытия нет, т. е. отрицание пустоты незаполнености пространства. Бытие единое, для бытия не существует не прошлого, не будущего, оно вечно. Парменид оторвал абстрактное, рациональное мышление от чувственного восприятия. Чувства - источник наших неправильных представлений и иллюзий. Только разум - источник истинного познания. Он резко ограничивал истину, основывающуюся на рациональном познании, от мнения как результата чувственного восприятия. Ксенофан пришел к выводу, что боги творения человека. Боги подобны людям. Земля основа всего сущего. Он вводит понятие единого, в основе единства бога лежит мысль. Все ощущения ложны, разум более высок, но он тоже обнавыет. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обоснавать отсутствие движения в действительном мире ("Ахиллес и черепаха", "Летящая стрела") В этих апориях впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности. Апории дали толчок развитию диалектики. Единство прерывности и непрерывности пространства и времени делают возможным движение. Против изменчивой первоосновы вещей выдвинуто учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Принижение чувственного опыта. Апории против диалектики. Это метафизика.

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критики гераклитовское учение, Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей.

Пифагорейская школа : Единство противоположностей дает возможность существования истинного мира. Единство противоположностей в мере, а мера выражается числом. В философии Пифагора уже намечались предпосылки идеализма. Пифагор отождествлял субстанцию мира с числом как с устойчивым и бесконечным субстратом Вселенной. Исходя из регулярности и повторяемости астрономических явлений, Пифагор пришел к выводу, что принцип, созидающий и упорядывающий космос, есть числа с объеденяющим их центром - единицой (монадой). Так преодолевалась наивная физика натурфилософов и предвосхищалась идея матиматического естествознания, во-вторых, философская мысль достигла уровня абстракции, при котором высказывалась идея о закономерности Вселенной. Число как субстанция стоит у него где-то между чувственно воспринимаемой материей и идеей. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью.

Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя явл. первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество, правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга(в отличии от Гераклита). Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод. огня и воздуха. Идеи бессмертия души и переселения душ.

Атомистическая школа – вопрос о причине движения. Синтез элейцев и Гераклита(истинно сущее бытие не может ни возникнуть, ни погибнуть. Атомы постоянны, но их комбинации постоянно меняются.Демокрит – бытие есть атом , атомы разделены пустотой , они разных размеров, их нельзя видеть, а можно только мыслить). Движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Развита Эмпедоклом , Анаксагором и Левкиппом (5 в. до н.э.) и особенно Демокритом (около 470-460 до н.э.) Демокрит заимствовал атомизм у мидян, в частности у магов, жреческой касты и развил его. Демокрит выстраивает общую картину мира, взяв за основу бытия атом. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм объясняет многообразие явлений мира. Каждый атом (бытие) объят пустотой (небытие), атом и пустота безразличны друг к другу. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в причине, возможно только в пустоте. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Атомы, согласно Демокриту, неделимы в следствии своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Соединение атомов образует все многообразие природы. Душа, согласно атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.

Так была создана дискретная картина мира, в которой бытие мыслится состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством атомов. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на опыте, наблюдений и теоретическом обобщении фактического материала. Ощущения считал недостаточным, но необходимым источником познания. Вселенная Демокрита строго подчинена принципы причинности: все возникает на каком-нибудь основании и в силу причинности. Именно в причинности усматривал объяснительный принцип в осмыслении сути вещей и событий. “Найти одно причинное объяснение для меня лучше, чем овладеть всем персидским царством!”. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности.

Основные проблемы античной философии (общая характеристика). Античная философия досократического периода

Логика и философия

Проблемы античной философии. Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология натурфилософы в ее контексте тотальность реального виделась как âphysisâ природа и как космос порядок основной вопрос при этом: Как возник космос; мораль софисты была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика Платон декларирует существование интеллигибельной...

  1. Основные проблемы античной философии (общая характеристика). Античная философия досократического периода.

Проблемы античной философии.

Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон,

Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием

Античности, которое определило не только мышление современного человека но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. В этом смысле, если теория как

Принцип организации познания и его результатов вполне выверена, то ее «обратное» воздействие как реверсивного принципа организации сознания еще не вполне ясно.

Первые философские (досократические) школы Древней Греции

1. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

Милетская школа;

Школа пифагорейцев;

Школа Гераклита Эфесского;

Элейская школа;

Атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

Ярко выраженный космоцентризм;

Повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

Поиск первоначала, породившего все сущее;

Гилозоизм (одушевление неживой природы);

Доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

Выступали с материалистических позиций;

Занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

Пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

Искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

Первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

Представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

Считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

Допускал наличие множества богов;

Считал центром вселенной Землю;

Точно определил продолжительность года — 365 дней;

Сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

Первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится;

Вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

Первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

Первопричиной всего сущего считал воздух;

Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.);

Проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

Первоначалом всего сущего считал огонь;

Вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

Был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

Признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

Всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

Выступал за материальность человеческой и мировой души;

Был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

Движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

4. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

Первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

Выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

Считали единицу мельчайшей частицей всего;

Пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

5. Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

Изучали проблемы познания;

Жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

Были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

Считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

Весь материальный мир состоит из атомов;

Атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

Атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

Между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

Атомы находятся в вечном движении;

Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

Атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

PAGE 2


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80373. Галузеві особливості виробництва і функціонування капіталу. Форми прибутку, процент і рента 110 KB
Галузеві особливості виробництва і функціонування капіталу. Форми прибутку процент і рента Вступ до теми Метою заняття є визначити сутність понять господарський комплекс галузь сектори економіки господарська одиниця також національне господарство; охарактеризувати особливості функціонування капіталу у виробничій сфері торгівлі та сфері послуг; означити поняття прибуток та рентабельність; зясувати стан розвитку кредитних відносин в Україні. Особливості функціонування капіталу у виробничій сфері торгівлі та сфері послуг. На самостійне...
80374. Суспільне відтворення. Суспільний продукт і його основні форми 154.5 KB
Будьякий процес виробництва має бути безперервним тобто повинен періодично проходити одні й ті самі стадії. Відтворення постійне відновлення та повторення процесу виробництва. Вищим інтересом підприємства є максимізація прибутку а суспільного виробництва максимізація добробуту населення Підприємство орієнтується на ринковий попит а суспільне виробництво на сукупний попит і т. Суспільне економічне відтворення основане на органічній єдності всіх частин що його утворюють: виробництва розподілу обміну споживання; домогосподарств...
80375. Економічний розвиток. Зайнятість, відтворення робочої сили та їх регулювання державою 185.5 KB
Зайнятість відтворення робочої сили та їх регулювання державою Вступ до теми Метою сьогоднішнього заняття План 1. Проблеми зайнятості та відтворення робочої сили в Україні. Фактори та показники розширеного відтворення робочої сили. Якщо економіка має недостатньо робочих місць для бажаючих працювати то формується неповна зайнятість: певна кількість робочої сили вимушено залишається без роботи.
80376. Господарський механізм у системі регулювання суспільного відтворення. Держава та її економічні функції 253 KB
Господарський механізм у системі регулювання суспільного відтворення. Ринковий і державний механізми регулювання економіки. На самостійне опрацювання Форми і методи державного регулювання економіки. Основні теорії державного регулювання.
80377. Сучасні економічні системи. Особливості розвитку перехідних економік 258 KB
Особливості розвитку перехідних економік Вступ до теми Мета заняття: охарактеризувати економічну систему капіталізму вільної конкуренції зясувати сутність монополістичного капіталізму; означити сутність та моделі змішаної економіки; охарактеризувати економічну систему сучасного капіталізму визначити механізм її функціонування розглянути еволюцію та перспективи розвитку сучасного капіталізму. Моделі змішаної економіки. Механізм функціонування соціалістичної економіки. Особливості ринкової трансформації української економіки.
80378. Економічні аспекти глобальних проблем та їх вплив на економічний розвиток України 121 KB
Глобальні проблеми - це всезагальні проблеми, що відзначаються загальнопланетарним за своїми масштабами і значенням характером, повязані з життєвими інтересами народів усіх країн, становлять загрозу життю для всього людства і можуть бути вирішенні спільними діями всіх країн світу.
80379. ПРЕДМЕТ І МЕТОД ПОЛІТИЧНОЇ ЕКОНОМІЇ 136 KB
Метою сьогоднішнього заняття є дослідити основні етапи розвитку та визначити предмет обєкт функції методи політекономії зясувати суть економічних категорій та законів а також визначити місце політичної економії в системі економічних наук. Політична економія як теоретикометодологічна база інших економічних наук. Oikonomi буквально мистецтво ведення домашнього господарства нині застосовують у чотирьох значеннях: народне господарство певної країни групи країн або всього світу; сфера господарської діяльності людини у якій...
80380. Виробництво матеріальних благ і послуг. Продукт і характер праці 138 KB
Галузі виробництва. Основні фактори суспільного виробництва та їхній взаємозвязок. Соціальна і економічна ефективність виробництва. Метою сьогоднішнього заняття є дослідити процес суспільного виробництва фактори які впливають на процес виробництва; межу виробничих можливостей; продуктивні сили суспільства.
80381. ЕКОНОМІЧНІ ПОТРЕБИ ТА ЕКОНОМІЧНІ ІНТЕРЕСИ 157 KB
Метою заняття є розкриття суті економічних потреб їх безмежності розгляд закону зростання потреб охарактеризувати корисність блага і суть економічних інтересів. План Економічні потреби суспільства їх сутність і класифікація. Безмежність потреб.

Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже VII-VI вв. до н.э.). Испытав период блестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжает развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э.

Периоды античной философии:

· натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) - милетская школа, пифагорейцы, физики-эклектики.

· классический (проблемы определения сущности человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали) - софисты, Сократ

· период большого синтеза (Платон и Аристотель) - открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем.

· эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Основные черты античной философии:

1. Синкретичность, т.е. нерасчлененность, слитность важнейших проблем, распространение этических категорий на весь Космос.

2. Космоцентризм. Античная философия пытается выработать универсальные категории, охватывающие проблемы взаимосвязи человека и Космоса, дать осмысленное представление сущности человека как микрокосма.

3. Пантеистичность, понимаемая как Космос умопостигаемый и как абсолютное божество.

4. Добродетельность и функциональность. Античная философия призвана помочь людям в их жизни.

Проблемы бытия. Были заложены Милетской школой. Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника.

Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества.

Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы - «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения.

Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается.

Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы - «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом - «первокирпичик» всего существующего. Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей.

Материалистическому решению проблем бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях вещей и явлений. Материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма - ключевое понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является.

Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестнице форм значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов - растительная форма - животная - форма (душа) человека - Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля - совершенный Ум, источник всякого движения - Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог - как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир.

Проблема человека в античной философии. Данная проблема в философской мысли античности представлена в различных подходах:

· натуралистический подход - человек как малое подобие Вселенной (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит);

· антропологический подход – в центре внимания человек, его психология, устройство социальной жизни (софисты, Сократ, Эпикур);

· социоцентрический подход – общество играет активную роль в воспитании человека (Платон, Аристотель).

Проблемы социального устройства. В античной философии складываются две основные тенденции в понимании общества:

· общество как искусственное образование, результат соглашения между людьми (софисты);

· общество как естественное образование, правовые нормы основаны на естественном и всеобщем человеческом праве (Платон, Аристотель). Платон рассматривает общество как сложную социальную систему, включающие в себя различные сферы (производства, управления, создания духовных ценностей), основанную на разделении труда. Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в этике) «умеренное и среднее наилучшее»,т.е именно среднее сословие, владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую форму правления. В отличие от Платона, Аристотель - защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие». Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих действовать в интересах общего блага. Именно служение общему благу является критерием правильных форм.

Основными проблемами античной философии были:

    Проблема бытия и небытия, материи и ее форм . Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

    Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);

    Проблема воли и свободы человека . Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);

    Проблема отношения человека и Бога, божественной воли . Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

    Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).

Характерные черты античной философии.

    Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.

    Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

    Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

    В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Первая фундаментальная проблема, с которой сталкивается философия, заключается в объяснении мира, каким он представляется в качестве природы созерцающему духу. Отсюда вытекают первые предельные метафизические вопросы:

Из чего состоит мир?

Каково основное вещество, материя, создающая его и лежащая в его основе?

Но мир не только вещество, материя; он вместе с тем еще и форма, порядок, космос.

Так возникает еще один изначальный предельный вопрос:

В чем заключается основная форма, какова причина порядка?

Разрешение первого вопроса, а именно определение основного вещества, материи, берет на себя ионийская натурфилософия; разрешение второго - определение основной формы - пифагорейская философия.

Если объединить оба эти вопроса, то можно представить основную проблему всей древней философии:

Как соединяются материя и форма? Как материя становится формой и как форма воздействует на материю? Как создается мир? Как возникают вещи?

Сам вопрос, связанный с образованием мира, возникновением вещей, приводит к понятию становления, изменения, перехода от одного качества к другому - от духа к материи и от материи к духу; от одного количества к другому - от единого ко многому и от многого к единому и т. д. Так рождается еще одна фундаментальная проблема древней философии: проблема мирового процесса. Каждое философское учение пытается по-своему решить эти проблемы.

На вопрос о том, каково основное вещество, материальный субстрат, лежащий в основании мира, Фалес отвечает, что это - вода, Анаксимен - что воздух, Гераклит - что огонь, Анаксимандр - что апейрон (некое беспредельное бескачественное начало, возможно, означающее смесь четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня).

Последующие варианты ответов на этот вопрос принимают все более абстрактный, отвлеченный от вещественного качества характер, пока, наконец, Платон и Аристотель не приходят к пониманию «первовещества», материи, как абсолютно бескачественного субстрата, определенного лишь со стороны своей пассивности, возможности и способности принимать и вмещать любые формы. На вопрос о том, какова же основная форма, причина порядка, пифагорейцы отвечают, что это - гармония чисел, лежащая в основе чувственного космоса, Анаксагор - что это Нус, т. е. Ум - творец космоса из первобытного хаоса, приведший первоначальную смесь вещества в круговое упорядоченное движение.

Соединение двух начал (материи и формы) становится предметом рассмотрения Платона и Аристотеля. Платон считает, что реальность и бытие не однородны, что помимо мира чувственного, вещественного, материального существует оторванный от него мир идей, мир сверхчувственного и духовного. Сама вещь является лишь бледной, несовершенной копией идеи.

Аристотель же полагает, что материя и форма даны в непосредственном реальном единстве, представляющем собой бытие единичной вещи. Наряду с данными метафизическими проблемами в античной философии возникают проблемы и иного рода. Софисты и вместе с ними Сократ отставляют метафизику и космологию на задний план и концентрируют свое внимание на человеке, его этических и политических качествах.

Так возникает новый ряд предельных вопросов:

Что такое человек?

В чем его благо?

Какова природа добра и зла? Может ли человек стать добрым или злым по своей воле?

Как воспитать в себе добродетели и избавиться от пороков?

Какое государственное устройство наилучшее?

Наконец, в учениях Платона и Аристотеля мы находим еще один круг фундаментальных проблем, воспринятых последующей философской мыслью. Это проблемы происхождения и природы познания: гносеологии (учения о познании), логики и философии языка.

Каким путем следовать, чтобы достичь истины? Каков вклад

чувств и разума в познание?

Каковы логические формы, посредством которых человек думает, судит, рассуждает?

Каковы правила достоверного мышления? Каков критерий истинного суждения в его отличии от ложного?

Является ли язык выражением имени вещи, т. е. ее природной сущности, или слово - всего лишь условный знак вещи, преграда на пути познания ее истинной сущности?

Все эти основные проблемы античной философии были сгруппированы в три главных раздела, выражающих предельный круг античных знаний:

1) физика (от греч. physis - природа), включающая в себя онтологию (учение о бытии), космологию (учение о гармонии и порядке мира) и теологию (учение о божественном, духовном начале мира);

2) этика (лат. ethica, от греч. ethos - обычай, характер), включающая в себя антропологию (учение о человеке), нравственную философию (учение о благе человека, добродетелях и пороках) и философию государства и права (учение о наилучшем государственном устройстве и естественном праве);

3) логика (греч. logike, от logos - слово, рассуждение), включающая в себя гносеологию (учение о природе знания), аналитику (учение о правилах доказательности суждений) и философию языка и диалектику (искусство понятий, словесного выражения мыслей).



Loading...Loading...