Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа. план-конспект урока по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Правильно, Ж.

Введение в тему занятия

И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в

путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и

буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные задания, и

конечно, игры.

Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

2. Характеристика звука Ж

Давайте произнесем звук Ж.

- Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж». Что делает голосок: спит или

Дети: При произнесении звука [Ж] горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

3. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем!)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

Аналогично с другими гласными звуками.

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

- Нет, мы видим и пишем буквы.

- Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук» .

Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

4. Упражнение на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]:

в начале, в середине или в конце слова?

Физминутка.

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы. Например: луг – лужок .

флаг – флажок шаг - шажок

снег – снежок пирог - пирожок

берег – бережок круг - кружок

друг – дружок утюг - утюжок

сапог – сапожок творог - творожок

5.Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

6. Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

- шапка, жираф, кошка;

- сапоги, плащ, подснежник;

- журавль, мышонок, букашка;

- ручьи, грачи, медвежата.

Работа с разрезной азбукой: составить слово ЖУКИ

10. Итог занятия.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам больше всего понравилось?

- А в чем были трудности?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад №32 комбинированного вида.

Учитель-логопед: Кузнецова Валентина Николаевна.

Цели занятия:

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
  2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
  3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.

Оборудование: компьютер, карточки, картинки, печатные буквы букв, зеркала, мыльные пузыри, песок+тарелки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.

II. Повторение пройденного.

Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Почему они называются гласными?

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

Сколько гласных звуков в русском языке? 6

– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

Каким цветом они обозначаются? красный

III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения. А поможет вам в этом Маша, она беззвучно вам показывает артикуляцию, а вы ее делаете сопровождая звуком.

А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? (При правильном дыхании вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным) (Мыльные пузыри)

IV. Работа на уровне звука.

1. Игра «Песенка гласных»

Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается … (гласный)

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.

А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.

2. Дидактическое упражнение: “Узнай букву ”.

Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку карточку, на которой печатная буква б: А, О, У, И, Ы. И ребенок рисует её на спине другого ребенка.

VI. Пальчиковая гимнастика. «СУ-Джок»

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

1. Дидактическое упражнение «Волшебная тарелочка»

Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ребята, у вас на столах лежат волшебные тарелочки с песком. Я буду называть слова, а вы нарисуете на песке, ту гласную букву, которая есть в этом слове.

ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.

VIIФизминутка подвижная

VIII. Работа на уроке вставь пропущенную букву.

1. Буква потерялась!

Логопед раздает карточки, дети должны вставить в квадратик пропущенную букву (карточка с картинками) .

2. Работа на уровне слова.

3. Компьютерная игра «ЛОГОША» выбери слова со звуком А в начале, середине, конце слова.

X. Физминутка для глаз

XI. Графический диктант словосочетаний и предложений в тетради и на доске. Записать только гласные буквы.

Тома рада. Мыли руки. Купи рыбу. Второй этаж.

(оааа. ыиуи. уиыу. ооэа.) . Читаем, проверяем.

Итог занятия: о каких звуках мы сегодня говорили?

Д/ упр. «Найди зашифрованные гласные» .

(картачка)

ХII. Итог занятия.

Над какой темой мы сегодня с вами работали?

Что вам понравилось на занятии?

С чем вам было трудно справиться?

Спасибо всем за занятия.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 ст. Должанская муниципального образования Ейский район

Конспект занятия

по формированию звукопроизношения в подготовительной группе компенсирующей направленности

Тема: «Путешествие в страну гласных и согласных звуков»

Учитель – логопед: Лукьянова Л.А.

2015 год

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным и согласным звукам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку.

Закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И], [О];

Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

Учить определять звук в начале, середине, конце слова;

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.

Развивать логическое мышление, при выполнение заданий.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;

Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Методы и приемы: сюрпризный момент, психогимнастика, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, беседа, дидактическая игра, физминутка.

Оборудование: Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с большими нарисованными гласными согласными буквами, символы обозначения гласных и согласных звуков, схема «птичка» для определения места заданного звука, большая карточка с нарисованными буквами способом наложения, совмещения «замаскированные буквы.

Раздаточный материал - на каждого ребёнка схема «птичка», пеналы с цветными кружками, тетради для выполнения заданий, карандаши, зеленый и красный кружок.

Предварительная работа: чтение сказки «Буратино» разучивание физминутки «Сенокос»

Ход занятия:

1.Организационный момент: Психогимнастика

Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. К солнышку потянулись, лучики собрали, к сердцу прижали и гостям отдали. Молодцы! Здесь наши гости оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились на логопедических занятиях. Посмотрите на меня, повторим правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре

Верно, четко говорить

Не вертеться, не шалить.

Основная часть:

Ребята к нам в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен, потому что

хочет в школу, но многого не знает и не умеет. Вы согласны ему помочь?

Чтобы Незнайка мог красиво отвечать на уроке, мы с вами научим его правильно дышать. Давайте повторим правила выполнения дыхательных

упражнений: вдох через нос, выдох длительный через рот, плечи не поднимать, голову назад не запрокидывать.

2.Дыхательное упражнение «Ветерок»

А теперь садитесь за столы, возьмите зеркала. Я буду рассказывать историю, а вы мне помогайте.

3.Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке»

В гости к дедушке и бабушке приехали внуки. Они были толстые и худые (надуть и втянуть щеки). Бабушка и дедушка очень обрадовались и поцеловали внуков (улыбочка – трубочка). Бабушка стала печь блины (пошлепать язычок – лопаточка). Блины очень горячие (подуть на язык). Блины остыли, и внуки их с аппетитом ели (кусать язычок). Потом бабушка угостила внуков клубничным вареньем (вкусное варенье).

Ну, вот мы и готовы отправиться в путешествие в страну гласных и согласных звуков: «И ты, Незнайка пойдешь с нами, мы научим тебя различать звуки». А за каждое выполненное задание, ты Незнайка будешь получать фрагменты картинки (пазлы), которые тебе помогут найти путь к знаниям. Закрываем глазки, и вот мы уже в «Звукограде» (1слайд)

А вот и первое задание:

4. «Гласные и согласные» Картинки и буквы выставляются на доску.

(2 слайд)

А, О, У, Э, И, Ы - Какие это буквы? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем

Б, В, Г, Д, К, Т - Какие это буквы? Почему они называются согласными? Каким цветом мы их обозначаем?

(Ребята, какое время года наступило? (Весна) Правильно, погода на улице становиться теплее, и из теплых стран возвращаются…. Кто? (птицы), и вот она такая птичка прилетела к нам, и принесла задание:

5. Ребята определите «Где стоит нужный звук?» в слове. (3 слайд)

«А» - Автобус, рукА

«О» - мОст, ОкнО

«И» - Ира, ИрИс (используются схема-птичка)

«У» - Утка, рУка

«С»- Стол, ноС, наСоС.

Перед нами заколдованная полянка, чтобы пройти через нее нужно скосить высокую сухую траву, вы готовы: (4 слайд)

6.Физминутка: «Сенокос»

Мы сено косили, косили, косили.

Мы сено носили, носили, носили.

Мы сено собрали, собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

На сено упали, всю ночь мы проспали.

Но солнце взошло - мы косить снова стали.

И снова косили, и снова носили,

И снова устали, но сено собрали!

И спали, и спали, и спали на сене

От воскресенья до воскресенья!

Вот мы с вами поработали, наши ручки устали, теперь пусть поработают глазки:

7. Следующее задание «внимательные глазки». (5 слайд)

«Зачеркните лишние буквы» - (детям предлагаются карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы).

7. «Найдите каждой букве пару и соедините их линией» (можно работать у доски и индивидуально) - задание на внимание. (6 слайд)

Наше путешествие продолжается, что бы достать следующий пазл, нам нужно разгадать заколдованную цепочку:

8. «Расшифровать цепочку из гласных букв» - используя буквы – подсказки, впишите нужные буквы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв. (7 слайд)

9. Д\и «Замаскированные буквы» Пока мы с вами выполняли задания, Незнайка складывал слова и соединил буквы, давайте отгадаем, какие буквы соединились? (8 слайд)

Вот мы и собрали все пазлы, давайте поможем незнайке сложить картину (складываем картинку алфавит) и дарим Незнайке книгу, это поможет ему в дальнейшем в школе хорошо учиться. (9 слайд)

10.Итог занятия:

Но вот наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в наш детский сад. Ребята, я надеюсь что не только Незнайка но и мы узнали много нового, а теперь давайте, и вы сейчас оцените свою работу на занятии: поднимите веселый смайлик если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, грустный если иногда ошибались. (10 слайд)

Конспект группового досугового занятия "Гласные и согласные звуки и буквы", подготовительная к школе группа.

Крылова Мария Васильевна ,
учитель-логопед
МО, г. Химки, МБДОУ №7

Цели:

  1. Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
  2. Совершенствование навыков звукового анализа в процессе выделения гласных звуков в словах.
  3. Воспитание доброго отношения к окружающим.
  4. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).

Форма занятия: занятие – путешествие.

Оборудование: макет моря звуков и букв и острова “Веселая грамота”; индивидуальные тетради в крупную; цветовые символы звуков (фишки красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из наждачной бумаги (А, О, У, И, Ы); очки из темной плотной ткани; гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, кот, сыр, рак); фонарик, магнитофон, аудиозаписи.

  1. Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение темы.

Логопед

Ребята, вы любите приключения?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв. (Вывешивается карта). - Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные) - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды)

Во время путешествия мы закрепим с вами тему: “Гласные и согласные звуки и буквы”. - На чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

2. Графический диктант. Цель : Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. - А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. (Детям раздаются тетради в клетку)

Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения. (на лодке с парусами, на яхте с парусами)

3. Дыхательная гимнастика. Цель: Развивать речевое дыхание. - Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? (наш парус повис, потому что нет ветра) - Чтобы появился ветер необходимо выполнить артикуляционно-дыхательное упражнение «Парус»:

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении и сильным выдохом «надувать парус» (чтобы язык выгибался от напора воздуха) под счет от 1 до 10. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

вдох через нос, выдох через рот.

Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз.

Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

Логопед

4. Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”. Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова. - Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово “ветер”.

Дети выполняют задание самостоятельно. Затем один ребено, который справился с заданием раньше других, выкладывает это слово у доски и объясняет, почему он выбрал именно такие символы. Все дети проверяют.

Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнал? (2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)

Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)

А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его. (Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)

Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)

Молодцы.

5. Работа по теме. Игра “Эхо”.

Цель: Развивать слуховую память и внимание. - Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

Докажите.

Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь? (Нет)

На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

Игра “Узнай букву на ощупь”. Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие. Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани. Им дается карточка, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы. - Кого ты спас? (Я спас гласную букву А)

Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

Кому помог ты? (Я помог гласной У)

Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)

и т.д.

Дети кого вы спасли? (Гласные буквы)

Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамота”. Поможем? (Да)

Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами. Детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы.

Игра “Разведчики”. Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

Если мы вернем на остров гласные звуки, то вернем и животных, в названиях которых они есть. Но теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы показываете мне жестом ладони тот гласный звук, который есть в названии этой картинки.

Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные звуки, которые я вам буду прикреплять на доску.

Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

Игра “Кто лишний?” (Картинки: волк, кит, морж, рысь, слон.) Цель: Развивать логическое и образное мышление, связную речь, составление сложноподчиненных предложений. - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Подумайте и скажите кто лишний и почему. (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с деревьев.)

Убрать картинки с доски.

6. Деление слов на слоги.

Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамота”.

Но, для того, чтобы сойти с яхты на берег нам нужно выстроить понтонный мостик. Вы поочередно будете называть по одному названию предметов, которые видны на острове, делить слово на слоги. Сколько будет в слове слогов – столько деталей моста вы получите.

7. Физминутка / Дети выполняют ее, стоя./ Гимнастика для глаз.

Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы. - На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.

На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.

8. Игра «Волшебные деревья». Логопед:

Посмотрите, ребята, мы, наконец-то попали на остров. Что вы видите здесь необычного?

Дети: - деревья синего, зеленого и красного цвета.

Логопед: - Это же остров «Веселая грамота», а значит, здесь главные буквы и звуки. Ребята, что растет на деревьях – овощи или фрукты? (ответы детей ) Конечно, фрукты. В названии каждого фрукта, конечно же есть первый звук. Если мы правильно дадим ему характеристику (гласный, согласный мягкий или твердый) и вспомним каким цветом он обозначается – то узнаем, на каком дереве он растет. Но сначала вспомним, чем согласные звуки отличаются от гласных. Дети поочередно берут из корзины картинки с изображением фруктов, выполняют задание и вешают их на соответствующие деревья.

9. Итог занятия.

Звучит спокойная музыка.

Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамота”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.

Раз, два, три, четыре, пять,
В класс вернулись мы опять.

Как называлась тема нашего занятия?

На чем мы путешествовали?

Что вам понравилось на занятии больше всего?

С чем вам было трудно справиться в путешествии?


Конспект занятия на тему: «Гласные – прекрасные».
(подготовительная группа)

Цель : обобщить представления детей о гласных звуках и буквах

Задачи:
совершенствование умения различать на слух и в произношении звуки родного языка.

развитие элементарного осознания языковой действительности, закрепление с детьми терминов «звук», «буква».

формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части.

развитие тактильных ощущений.

развитие динамических пространственных представлений: умение мысленно изменять пространственное положение объекта, представлять какое положение он займет после изменения.

формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах.

развитие музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений.

совершенствование фонематического слуха: определение места звука в слове.

Ход занятия

Название этапа Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Организационный момент В одной волшебной стране жили звуки, страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. За певучесть и голосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни.
Этих звуков шесть, давайте вспомним какие это звуки?
А как же прозвали их за такую певучесть и голосистость?
Дети пропевают звуки: А, У, О, И, Э, Ы.
Звуки эти назвали – гласные.
2.Закрепление терминов «звук», «буква» Однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось пение, что он захотел поближе познакомиться со звуками. А когда узнал, что все звуки невидимки, то очень огорчился и решил подарить каждому волшебное платье, не похожее на других. Стоило его надеть, как звук становился видимым и превращался в букву.
Ребята, а зачем волшебник подарил каждой букве наряд?
Волшебник подарил каждой букве наряд, что бы мы могли их видеть, читать.
3. Развитие мелкой моторики; предупреждении неблагоприятных и опасных ситуаций Давайте вместе с волшебником оденем наши звуки в красивые наряды, что бы их могли все видеть.
Логопед раздает детям черно-белые шаблоны гласных букв, квадратные кусочки 20*20 красной гофрированной бумаги.
Сейчас вам нужно с помощью отрывания подготовить наряды для букв, а я каждому из вас, букву смажу клеем.
Пока дети обрывают кусочки бумаги, логопед беседует на тему техники безопасности при работе с клеем, и попадании его в глаза или рот.
Дети обрывают бумагу на кусочки, затем приклеивают на шаблоны букв.
4.Развитие динамических пространственных представлений Какие красивые буквы у нас получились. Когда наши звуки стали такие нарядные решили они отправиться гулять. Гулять пошли в лес и начали играть в прятки.
Сейчас я вам буду называть куда пошли гулять наши буквы, а вам нужно определить за какой елочкой они спрятались.
Дети по очереди прячут свои буквы, определяя местоположение елки с помощью пространственной ориентации на листе.
5.Совершенствование умения различать на слух и в произношении звуки родного языка Что может произойти с буквами, которые ушли гулять в лес совсем одни? Да, ребята, они заблудились.
Очень расстроился волшебник… давайте поможем ему отыскать буквы, и вернуть их обратно в домик!
Сначала мы покажем волшебнику, что сможем ему помочь, ведь мы знаем все гласные и умеем их выделять среди других звуков.
Я вам буду называть звуки если вы услышите гласный хлопаем в ладоши, а если согласный топаем ножками. Называю звуки: Р, О, Л, П, А, У, Ш, И, Т, Э, К, С, Ы
Дети выполняют задание логопеда, сидя на местах.
6.
Физкультминутка
Вот как хорошо у нас слышат ушки! А теперь покажите, какие у вас ножки. Игра «топотушки» встаньте возле своих мест и попробуйте повторить за мной ритм.
Молодцы! А теперь потянитесь наверх, покажи что сможете достать букву, если она забралась от страха на дерево, и в сторону потянитесь. Молодцы. Садитесь.
Дети выполняют физкультминутку
7. Определение места звука в слове Теперь мы точно готовы искать заблудившиеся буквы. Предлагаю отправиться прямиком к замку. Поедем мы на поезде. Пока едем, попытаемся определить где могут прятаться звуки в словах: в начале середине, конце. Или по разным вагонам. Если звук спрятался в начале слова то садим его в первый вагон нашего поезда, если в середине слова, то во втором вагоне, и если в конце то в третьем.
Будьте внимательны в одном слове может быть несколько гласных звуков.
Слова эскимо, эму, сыр, обруч, тыква, пила, жук, дом, часы, кит.
Дети берут картинки определяют какой гласный(ые) звук(и) спрятался в слове, берет картинку звука и садит в нужный вагон(ы)
8.Формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части Вот мы и доехали до нашего замка. А как вы думайте ребята страшно в лесу буквам? Что бы они не боялись, мы сейчас дадим им сигнал, что уже близко. Давайте те слова, которые помогли нам сюда добраться поделим на части! И не забывайте, в слове столько частей сколько гласных звуков! Делим слова на слоги. Дети вновь берут картинки и отхлопывают количество слогов в каждом слове
9.Развитие тактильных ощущений Пока мы с вами шли в лес, стало совсем темно. Завязываем глазки. Будем искать буквы в темноте. Каждому из вас надо на ощупь определить, какую букву он нашел. Дети с завязанными глазами определяют букву и называет её, остальные ребята проверяют.
10.Итог занятия Ура, справились. Мы нашли с вами гласные буквы, пора отвести их домой. А волшебник очень обрадовался возвращению друзей, и вас благодарит за это! И хочет наградить среди вас таких же волшебников как и он! Наградить тех ребят, которые приняли участие в нашей выставке гласных букв «гласные-прекрасные». Вас ребята тоже можно назвать волшебниками, т.к. вы сами создали наряды для букв и посмотрите из каких только различных материалов.
Вручение дипломов.
Дети получили дипломы за участие в выставке, и все прошли к выставке посмотреть какие разные наши «Гласные-прекрасные».









Название: Конспект обобщающего занятия в подготовительной группе «Гласные-прекрасные»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, занятия логопеда, Подготовительная группа

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ детский сад №37
Месторасположение: г. Екатеринбург, ул. Академика Бардина 25 а



Loading...Loading...