Цели воспитания в современной гуманистической педагогике. Цели и задачи гуманистического воспитания

1.Сущность процесса гуманистического воспитания.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания.

1.Сущность процесса гуманистического воспитания. В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно. Сегодня воспитание понимают как: передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);организацию образа жизни и деятельности воспитанника; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности. Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. Как выражение протеста против авторитарного воспитания воз­никает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естест­венное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последова­телей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата. Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще­ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения. Историческая и мировая практика показывают, что цель-идеал воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обще­стве, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания. В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. В то же время саморазвитие личности зависит от степени инди­видуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике. Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях – наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе. Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. "Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает" (В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания. Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).

Авторы концепции делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно-разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов. Основное, что характеризует эту концепцию это: деидеологизация воспитания – освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность; личностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства; демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке. В связи с этим становится актуальным вопрос о соотношении, сравнении отечественных подходов к воспитанию (традиционных и новых) с мировыми педагогическими концепциями.

Литература:

    Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2008.

    Борытко Н.М., Солодцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Н.М.Борытко и др. /Под ре. Н.М.Борытко. – 2-е изд., стер. - М., Изд. центр «Академия», 2009

    Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и сред. учеб. заведений / ред. С. А. Смирнов. - 8-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

    Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - 9-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008. – 567 с.

Задание для студентов:

1. Каким образом может использоваться в гуманистической педагогике принцип параллельного действия?

2. В чем состоит альтернативность гуманистической и формирующей парадигм образования? Какими ценностями должно обладать содержание воспитания с позиций гуманистической педагогики?

3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов: связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр. 4.Продолжите фразы:

«Результативный критерий оценки воспитания состоит в том...»

«Процессуальный критерий оценки воспитания означает...»

Гуманистическое воспитание декларирует новую характеристику содержательной стороны воспитательного процесса.

Провозгласив человека наивысшей ценностью на земле, культура оказала свое радикальное влияние на общественные науки, в частности на психолого-педагогические науки. Сначала психология именует себя «гуманистической психологией». В западной персонологии наиболее яркими представителями гуманистического направления являлись А. Маслоу и К. Роджерс, А затем педагогическая наука выдвигает гуманистическую парадигму, в границах которой приступает к разработке вопросов воспитания.

Первым гуманистом в XIV в. итальянского Возрождения был Данте, и начало гуманистической позиции идет от него, хотя нельзя забывать, что глубокие корни гуманистической позиции как социальнофилософского явления заложены Сократом. Идея гуманизма получает широкое развитие и распространение в настоящее время. И гуманизм становится качественной мерой культуры и критерием оценки степени ее современности. Гуманизм выражает внутреннюю сущность культуры, и качество культурности определяется не внешними признаками, а гуманистичностью его содержания.

Гуманизм - это мировоззренческая позиция, предполагающая признание Человека как наивысшей ценности, без которого нет жизни на земле и не мыслится счастье жизни.

Это означает, что в системе общечеловеческих ценностей на вершине стоит «человек», а ниже располагающиеся ценности выступают условием и средством присутствия человека в мире.

Поэтому при альтернативах «вещи - человек», «деньги - человек», «удовольствие - человек», «работа - человек», «план - человек», «программа - человек», «слава - человек» и т. п. приоритет «человека» избирается безоговорочно, а вернее, должен был бы избираться безоговорочно.

Это значит, что человек выступает всегда и везде в качестве только цели, и никогда - в качестве средства. На рубеже нового времени с развитием гуманистической концепции меняется и отношение к детству - оно становится гуманистическим в том смысле, что в ребенке начинают признавать человека, о детстве складывается представление как о важнейшем периоде закладывания основ личностного «Я», а на воспитание возлагают важнейшую функцию - развитие человека, способного стать homo universale.

По отношению к человеку как ценности жизни следует соблюдать адекватные данному ценностному отношению поведенческие нормы, выработанные в процессе исторического восхождения культуры к высотам гуманизма.

Две стороны проблемы определяют два направления педагогического внимания. Первое - содержательное: следует очертить сущностные черты целевого воспитательного продукта, т. е. решить, каков есть выпускник школы, избравшей гуманистическую парадигму. Второе - процессуальное: какова организация профессиональной работы педагогов по формированию гуманистической атмосферы школьной жизни.

Решение первой задачи располагается в аксиологическом поле и предполагает выделение системы ценностей и ценностных отношений как программного содержания воспитательного процесса.

Основными категориями, отражающими данное содержание, являются Человек, Жизнь, Счастье, Общество, Природа. Эти наивысшие ценности составляют основу гуманистической воспитательной цели, а отношения к данным ценностям и есть те новообразования в личностной структуре школьника, которые формируются в ходе воспитательного процесса.

Ключевой фигурой становится в школе Человек во всех его проявлениях: малыш и старшеклассник, ученики и учитель, директор школы и технический работник, гость школы и родитель - ни статус, ни возраст, ни успехи или внешние качества, ни социальное, ни материальнофинансовое положение не могут упразднить ценностного отношения к ним как человеку.

Это снимает привычную установку на ребенка в качестве центра школы, а педагога в качестве обслуживающего персонала, коленопреклоненно стоящего перед ребенком, - главной фигурой в школе провозглашается человек.

В гуманистической школе деятельность детей всегда гуманистическая, ибо объект отношения «Человек» всегда присутствует в жизни школьника как естественная и привычная ориентация на этот ценностный объект и как выражение преломленного в душе школьника (воспитанного школьника!) присутствия других людей в его личностной структуре.

Ни один человек в школе не может быть использован как средство во имя каких-либо средств, даже самых высоких. Он всегда выступает при любых ситуациях целью. Гуманистическая позиция выработала общие сущностные проявления гуманистического отношения к человеку в конкретных реальных поведенческих характеристиках, таких, как:

  • безусловное уважение человека, предполагающее важность для каждого человека жизненного самочувствия и благополучия другого каждого человека, вне зависимости от возраста, положения, успеха, должности, способностей, здоровья, успеваемости ребенка, его внешности, поведения, уровня развития, социального статуса семьи, его поступка в данный момент, его слов, заимствованных из взрослой среды, его отношения к педагогу;
  • соблюдение неприкосновенности личности - физической и духовной, подразумевающей запрет на право распоряжаться его жизнью, запрет на частную и личную собственность, на внутреннюю жизнь, на тайны и секреты личности, на личностное пространство человека, его волю, отношения и способы проживания жизни, на право задавать ребенку вопросы о семье, о происшествиях в его личной жизни, на право забирать у него его вещи и предметы, на право учителя рассказывать публично на родительском собрании о неуспехах ребенка, на право обнародовать его болезни и пр.;
  • принятие индивидуальной данности человека, состоящее в том, чтобы учитывать историю жизни человека, судьбу и социальную среду нахождения, социальные возможности для развития, которые предоставила ему история его жизни и которые предоставляет ему его конкретный возраст, учитывать семейные условия, возрастные неудобные для взрослых проявления, кризисные состояния взросления, незрелые мысли, смешные поступки, ошибки, оплошности, даже не вполне достойные действия.

Всего-то и есть три показателя поведения человека по отношению к другому человеку, но эти три характеристики держат в фокусе всю совокупность нравственных продвижений личности ребенка: «видеть человека», «слышать человека», «принимать человека», «понимать человека», «благодарить человека», «взаимодействовать с человеком», «помогать человеку». Грош цена призыву «любить человека», если мы не научили элементарным поведенческим операциям в повседневной жизни и не оснастили привычной ориентацией на ценность человека, всегда располагающегося рядом.

Однако все сказанное предписывает педагогу научать ребенка такому же гуманистическому отношению к педагогу как человеку: формировать безусловное уважение педагога, привычку никогда не нарушать неприкосновенности личности педагога, содействовать способности принимать педагога как данность.

Мы смеем утверждать, что сегодня не имеем гуманистической школы, невзирая на множество хороших, блестящих, показательных, передовых, опорных, экспериментальных школ и гимназий. В лучшем случае мы имеем «гуманное воспитание» - вот пока единственное наше небольшое достижение. Размахивая знаменем гуманизма, некоторые педагогические коллективы действительно внедрили принципиально новое отношение к детям, улучшили климат школы, создали благоприятные условия для деятельности и развития творческих способностей, разработали интереснейшие методики, помогающие детям достигать блестящих результатов в предметной деятельности.

Однако гуманизм не сводится к гуманности как качеству реактивного поведения человека по отношению к другому человеку. Гуманность - это сиюмоментное сочувствие человеку, желание блага ему в той ситуации, когда он плохо себя чувствует, когда ему нужна помощь, когда в какой-то ситуации одному человеку необходима поддержка другого человека и он получает ее. Проявления гуманности ограничены рамками разворачивающейся ситуации.

Мы гуманны по отношению к голодной собаке, когда накормили ее. Мы гуманность проявили, когда протянули руку упавшему или отдали ему свой кусок хлеба. Мы конечно же гуманны, когда всплакнули вместе с плачущим и дали ему мудрый совет.

Гуманность - это характеристика поступка. Не более того. Хотя нельзя не признать, что проявить гуманность не всякий способен. Учитель сегодня заявляет (впрочем, такие заявления были во все времена): «С такими жестокими и тупыми детьми нельзя не быть жестким и грубым, они другого языка не понимают». Разумеется, трудно посочувствовать духовно запущенному, дурно воспитанному, злому и агрессивному, орущему и бездельничающему. Тем не менее тенденция развития школы свидетельствует, что профессионалы постепенно научаются гуманному отношению к ребенку, пришедшему в школу из весьма неблагоприятной социальной среды. Но такой переход идет слишком медленно, гуманное отношение к ребенку и гуманное отношение к педагогу не являются распространенной чертой современной школы.

Реальное воплощение очерченного недостижимо на уровне поведенческих норм и социальных правил. Здесь необходимо философическое восхождение от конкретности предметного мира к абстракциям, ибо обнаружить человека за вещами, действиями, словами, ситуациями, событиями нелегко, для этого надо «вочеловечить» предметность, взглянув на нее с позиции ценности человеческой жизни и собственной жизни вообще. Не совершив такого интеллектуального восхождения, педагог не видит за фигурами маленьких детей объекта «человек» и не способен проживать гуманистическое отношение, а значит, лишается и профессиональной способности развивать такое отношение у детей.

В свою очередь, профессиональное обретение способности «вочело- вечивать» окружающий мир как механизм реального воплощения идеи гуманизма в корне изменяет практику школьного образования. Происходит целевая переориентация:

  • с ребенка как «функционера» на ребенка в его основной социальной роли «человека»;
  • методическая переориентация с «дела» (мероприятие) - на «деятельность» (активную форму отношения);
  • содержательная замена «нормы» - «отношением»;
  • и, наконец, технологическая трансформация «распорядительного воздействия» на «прикосновение к личности».

Гуманистическое воспитание обеспечивает максимальное развитие всех потенций ребенка как социально-природного феномена: его становления как homo sapiens, его развития как homo faber и обретения им роли homo moralis. Уже XIV век устами Шарля де Бовена выделял человека как уникальное явление мира, указывая, что человек действительно располагается в мире и порождается природными силами мира, но знания о мире располагаются в Человеке, порожденные умом человека, который способен объять бесконечное число проявлений этого мира.

В то время как гуманное воспитание способствует лишь сохранению и Поддержанию благоприятного жизненно важного состояния ребенка в процессе школьной жизнедеятельности, гуманистическое вводит воспитанника на высоты человеческих достижений, одаряет его способностью оставаться человеком в самых трудных ситуациях жизни.

В гуманистической школе ребенок - это всегда школьник, ощущающий себя человеком среди других людей, он сознательно конструирует свое поведение не в соответствии с требованиями и нормами, не под давлением страха и контроля, а в соответствии со своим представлением образа человека и под давлением собственного представления о собственном достоинстве. Ориентация на Другого обезопасит его от индивидуализма: воспринимая себя как эмансипированную личность, он за каждым из людей признает такое право на эмансипированный внутренний мир. Практикуемое сегодня гуманное воспитание во множестве школ и регионов неплодотворно именно потому, что не затрагивает решения стратегических задач воспитания. Но уже очевидна неотвратимость перехода от гуманного воспитания к гуманистическому.

В гуманистической школе стержневым отношением выступает нравственное отношение, проживаемое школьником неизменно в любой деятельности и любой час жизни. Система ценностных отношений составляет содержание воспитания, потому что жить - значит «ценностно устанавливаться» (М. М. Бахтин ), а нравственное отношение к человеку есть основа и ядро данного содержания.

Гуманность - это простое содействие существованию человека. И на заботе о существовании его в данный момент замыкается профессиональная гуманность педагога. Гуманность всегда в момент бытования слепа, не проецирует последствий. Порыв гуманности вынуждает нас одаривать нищих, терпеть шумные ночные праздники за стеной, сумасшедшую беготню на школьной перемене, веселую бесшабашность учеников, ошалевающих в мае от тепла и солнца...

Гуманистическое же отношение - это содействие осуществлению человека в человеке. Огромные потенциальные силы человека не произрастают сами по себе - даже под давлением благоприятного социума. И, будучи наделенным предрасположенностью к роли homo sapiens, homo faber и homo moralis, человек не обретает неотвратимо данных ролей. Воспитание - это и есть восхождение ребенка к вершине, на которой стоит человек, а также обретение способности оставаться человеком в любой ситуации жизни.

Разница столь похожих слов - «существование» и «осуществление» - принципиальна: человек-индивид не становится сам по себе человеком-личностью, и, содействуя благоприятному существованию ребенка на земле, мы еще не способствуем становлению его как Человека. Этим и объясняется бесконечное стремление к взращиванию человека в ребенке педагога-гуманиста.

«Гуманность» - это то, что проявляет себя и свершается «сейчас», в одном моменте хода жизни человека. «Гуманизм» - это то, что практически реально «потом», в ходе возрастания и развития воспитанника.

Было бы неверным, резко разведя понятия гуманизма и гуманности, не установить их теснейшей связи. Эта связь отнюдь не сводится к тому, чтобы принимать гуманность за внешнее проявление гуманизма. Данные понятия, будучи столь сходными по произнесению, относительно автономны.

Гуманизм - стратегия педагога. Гуманность - тактическое поведение педагога. Чтобы осуществить профессионально точное педагогическое воздействие (которое обусловливает характер последующего взаимодействия с детьми), педагог должен в сознании иметь общее гуманистическое представление образа человека как эталон для воспитания. Разумеется, это профессионально сложно. Но воспитание - сложнейший и тончайший процесс, если не самый сложный из всех профессиональных деяний.

Осуществить гуманное воспитание просто, если в душе есть капелька сочувствия живому существу, поскольку педагог не обременен заботой об осуществлении человека в человеке.

Гуманистическое же воспитание требует тонкого профессионализма педагога, работающего с детьми, потому что ему приходится постоянно разрешать противоречия амбивалентной человеческой природы.

Чем выше уровень культуры, тем напряженней поле противоречия между натурой человека и культурой человека - тем сложнее и тоньше должен быть профессионализм педагога, работающего с детьми.

Таким образом, можно очертить границы новой характеристики воспитания в следующем определении.

Гуманистическое воспитание - это содействие формированию личности ребенка как человека-гуманиста в условиях гуманистического отношения к человеку как обязательной характеристики воспитательной системы.

В крепкий узел завязаны отношение к ребенку и социально-психологические условия отношения вообще к человеку.

Вот почему педагог так старательно добивается, чтобы дети друг к другу, к учителям, к административным работникам, к родителям, к техническому персоналу и любому гостю школы относились гуманистически, видя в любой персоне в первую очередь человека.

Основным содержательным объектом любого характера организуемой с детьми деятельности педагог выдвигает «человека» в качестве наивысшей ценности и достойной цели. Читают ли дети книгу, рисуют ли картину, танцуют ли, мастерят ли - все сверяется гуманистической мотивацией, во всех активных проявлениях присутствует направленность на Человека: человеку, о человеке, для человека, мое «Я» как человека.

Разумеется, такая аксиологическая позиция есть отражение вполне определенных мировоззренческих взглядов специалиста. В случае иных мировоззренческих установок (теологических, прагматических, виталогических, гедонистических и прочих) воспитание обретает иное содержание и теряет при этом обозначение «гуманистического».

При этом характер «гуманного» независимо может сохраняться, потому что он подразумевает нечто иное.

Практическая реализация гуманистического воспитания осуществляется благодаря решению основных педагогических проблем:

  • проблемы содержательной (какие новообразования формируются в результате воспитания);
  • проблемы организационной (каким образом педагог организует активное взаимодействие ребенка с окружающим миром в контексте современной жизни);
  • проблемы целеполагания (каков окончательный итоговый результат воспитания, планируемый и достигаемый в процессе профессиональной деятельности педагога).

Проиллюстрируем сказанное.

Педагог внедряет традиционное правило «одного голоса». У детей формируется умение слушать и слышать другого человека. Дети обретают интерес к другому человеку, потому что им удается услышать другой внутренний мир, сопоставить с собственным. В итоге такое правило содействует становлению уважительного отношения к человеку как таковому (произведем оговорку: не отдельное правило - но одно из правил в системе культивируемых отношений).

Немаловажное значение приобретает форма обращения к детям. У человека на земле в современном обществе множество социальных ролей, которые он играет в соответствии с социокультурными нормами жизни: гражданин, профессионал, член семьи, клиент, больной, зритель, покупатель, товарищ, сосед, мужчина или женщина, молодой, старый и т. д. Чем шире веер социальных ролей, которые мы играем хорошо (или замечательно, или блистательно), тем счастливее наша жизнь.

Дети в школе играют роль учеников. Педагогу приходится раздвигать социальные границы школы, чтобы подготавливать детей к разнообразию ожидающих их ролей в жизни, которые они должны суметь сыграть в контексте всех достижений культуры. Поэтому он использует максимально широкую палитру обращений: «Дети мои!», «Друзья!», «Дамы и господа!», «Юные мыслители!», «Ребята!», «Веселые люди планеты нашей!», «Граждане нашей дорогой России!», «Умная и нежная группа!»...

Бесспорно, овладение гуманистическим воспитанием напрямую связано с личностным развитием педагога, с его нравственным отношением к людям вообще. Ненравственному человеку не под силу ежеминутно следить за формой выражения нравственного отношения к человеку, если внутренняя основа не сформирована. Однако проблема такого расхождения прячется не в студенте, поступающем в педагогический вуз - мотивы большинства студентов истинно нравственные, - а в неоснащенности студента профессионализмом. Его моральные акты не обеспечиваются умениями работать с детьми, и дети ведут себя дурно при плохо организованной работе - это ожесточает молодого специалиста, озлобляет его против детей и всех людей вообще, гуманистические ориентации угасают и аннулируются в ходе страшных профессиональных неудач.

Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в "онаучивании" решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.

§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием "социального заказа", на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из "прокрустова ложа" такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Гуманистическое воспитание (концепция) разрабатывалась на протяжении многих веков. В результате была сформирована цель – гармоничное развитие личности. Данная цель предполагает гуманные (человечные) отношения между участниками педагогического процесса.

Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Такое понимание цели позволят осмыслить человека как уникальное явление, признать его субъективность, развитие которой и есть цель жизни.

Из цели гуманистического воспитания вытекают задачи:

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

Приобщение личности к системе культурных ценностей;

Культивирование норм гуманистической морали (человечность, доброта, милосердие, сочувствие, взаимоуважение, веротерпимость и т.д.);

Развитие способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;

Воспитание патриотизма, законопослушности;

Воспитание отношения и труду как фактору создающему материальный и духовный потенциал страны, которые являются условиями личностного роста;

Развитие представлений о здоровом образе жизни и т.д.

7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

    обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

    деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

    процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

    обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

    связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

    принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

    принцип воспитания в труде;

    гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

    воспитание в коллективах учащихся;

    опора на положительное в личности ребенка;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

    зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

    воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.

Гуманистическое воспитание (концепция) разрабатывалась на протяжении многих веков. В результате была сформирована цель – гармоничное развитие личности. Данная цель предполагает гуманные (человечные) отношения между участниками педагогического процесса.

Специфика цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Такое понимание цели позволят осмыслить человека как уникальное явление, признать его субъективность, развитие которой и есть цель жизни.

Из цели гуманистического воспитания вытекают задачи:

Философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;

Приобщение личности к системе культурных ценностей;

Культивирование норм гуманистической морали (человечность, доброта, милосердие, сочувствие, взаимоуважение, веротерпимость и т.д.);

Развитие способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;

Воспитание патриотизма, законопослушности;

Воспитание отношения и труду как фактору создающему материальный и духовный потенциал страны, которые являются условиями личностного роста;

Развитие представлений о здоровом образе жизни и т.д.

7. Закономерности и принципы воспитания: природоссобразность, культуросообразность, гуманизация

В современной педагогике нет единства по этим вопросам.

Закономерности воспитания представляют существенные внутренние и внешние связи между важными компонентами системы воспитания.

Воспитательная деятельность не может быть успешной, если не учитываются закономерности воспитания.

К основным закономерностям воспитания относятся:

    обусловленность воспитания социально-экономическими условиями, в которых оно протекает;

    деятельность и общение ведущей строительный материал для формирования личности;

    процесс воспитания невозможен без активной деятельности самих воспитанников;

    обусловленность процесса воспитания возрастными и индивидуальными особенностями детей и др.

В принципах воспитания сформированных требованиями к процессу его формам и методам.

К ним относятся:

    связь воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    комплексности, целостности, единства всех компонентов ВП;

    принцип педагогического руководства и самодеятельности школьников;

    принцип воспитания в труде;

    гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему;

    воспитание в коллективах учащихся;

    опора на положительное в личности ребенка;

    учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    систематичность, последовательность единства действий и требований школы, семьи и др;

    зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми;

    воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю, от согласованности воспитательных воздействий и возможностей воспитанников.

Все принципы тесно связаны между собой и должны быть реализованы на практике.

Принципы гуманизации воспитания представляет собой требования строить ВП на гуманной основе, на уважении, чуткости, доброжелательности педагога, которые должны сочетаться с разумной требовательностью к воспитанникам.

Данный принцип строится на добровольности учащихся принимать участие в различных видах деятельности, на предупреждении негативных последствий в процессе воспитания, на активности воспитанников, на доброте воспитателя, на его умении защищать интересы, на поиске различных вариантов решения актуальных задач воспитания.

Принцип природосообразности состоит в том, что воспитание необходимо основывать на научном осознании естественных и социальных процессов, согласовывать с законами развития природы, человека. Содержание воспитания, его формы и методы должны быть сориентированы возрастом, полом детей.

У молодого поколения важно воспитывать стремление к здоровому образу жизни, природоохранного поведения, осознание проблем человечества, ответственности за природу, общество.

Принцип культуросообразности требует, чтобы воспитание строилось на общечеловеческих ценностях с учетом этнической и региональной культур. Необходимо приобщать детей к различным составляющим культуры (физическая, бытовая, речевая, сексуальная, нравственная, интеллектуальная и т.д.).

Культура успешно реализует функцию развития личности, если она побуждает к деятельности.

Принцип дифференциации воспитания состоит в том, что организация процесса воспитания, выбор его содержания, форм, методов должны создавать оптимальные условия для каждого ребенка, ориентироваться на удовлетворение различных образовательных потребностей, запросов, задатков, учитывать индивидуальные особенности детей, предоставлять им права выбора школьных предметов, занятий по интересам, видам деятельности.

Принципы воспитания и обучения тесно между собой связаны, функционируют как целостная система.



Loading...Loading...