Значение слова мавлид. Мавлид: нововведение или проявление любви к Пророку? Начало мавлида

История праздника

Впервые Мавлид начали праздновать по указанию правителя сирийской местности Ирбиль в XII веке. Для проведения первого мавлида он собрал известных ученых и праведных суфиев, хорошо знающих Хадисы .

Традиции проведения праздника

На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллах»), аяты и суры Корана , зикр , салават , стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид), слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения) . На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада , радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада, читают дуа (молитвы), раздают садака , ведут благочестивые разговоры .

Мавлид проходит следующим образом: люди собираются для чтения отдельных сур Корана, о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммада, мир ему, угощают людей, пришедших на мавлид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать устроителей мавлида. За это мусульмане получают небесную награду - сауаб - за совместное поминание благородных деяний Пророка, мир ему, и возвеличивание Всевышнего. Согласно нормам шариата , при проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят) , нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования шариата .

Богословие и мавлид

При жизни пророка Мухаммада Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и, основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Однако, впоследствии данная традиция укоренилась в исламском обществе. Однако, существует и современная критика проведения данного празднества.

Сторонники проведения праздника

Празднование Маулида сильно распространено как в арабских странах, так и на постсоветском пространстве. Сторонники празднования Маулида опираются на два известных мнения. Первое из них - празднование Маулида из любви к пророку Мухаммаду, сходящее из множества его хадисов, один из которых приведен ниже.

Основными объяснениями своих действий, как правило, являются следующие мнения:

Такие выдающиеся исламские ученые, как имам хафиз ибн Хаджар Аскаляни и имам Суюти, говорили о дозволенности мавлида .

Противники проведения праздника

У ряда верующих существует мнение, что Маулид является недозволенным нововведением в исламе, и празднование этого праздника ими не только порицается, но и запрещается. Их мнение основано на толковании хадисов о недозволенности нововведений, приводимых со слов пророка Мухаммада, в том числе:

Ученый-богослов Муиззутдин Хасан Хуарзими писал в своей книге Аль-Кауль Му’тамад:

Ученый-богослов Аллама Анвар Шах аль-Кашмири писал относительно введения этого праздника в ислам:

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

Примечания

Ссылки

  • Статья Мавлид и его достоинства на сайте islamdag.ru
  • Статья Фетва имама ас-Суюти о законности мавлида на сайте darulfikr.ru
  • Статья Мавлид на сайте k-muhammad.ru
  • Статья Праздник: Мавлид - день рождения пророка Мухаммада на сайте religion.ng.ru
  • Статья Мавлид - День Рождения Пророка Мухаммада на сайте gov.cap.ru
  • Статья Мавлид - салаваты посвященные Пророку Мухаммаду на сайте whyislam.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маулид" в других словарях:

    Рождение, время рождения, место рождения. Название праздника посвященного рождению пророка Мухаммада, который отмечается ежегодно 12 Раби (I). Согласно наиболее распространенной версии пророк родился в этот день в год Слона (См. Асхаб аль Филь).… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (маулид ан наби), в исламе праздник рождества пророка Мухаммеда … Современная энциклопедия

    Маулид - (маулид ан наби), в исламе праздник рождества пророка Мухаммеда. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 праздник (133) рождение (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    МАУЛИД - см. МАУЛИД – перевод Маулид – Пехуымпар Мæхæмæты райгуырæн бон. Пысылмон дин чи кæны, уыдонæй Пехуымпар Мæхæмæты чи нæ зоны, ахæм нæ разындзæн. Hæ райгуырды мæй нымад у кадджын бæрæгбоныл, вæййы раби аль аввалы мæйы дыууадæсæмы. Араббæгтæ ацы… …

    Маулют, мавлют, мулид, маулюд (арабский рождение), мусульманский религиозный праздник день рождения пророка Мухаммеда. Установлен в 10 11 веках. Отмечается 12 го числа раби аль авваль (3 го месяца) мусульманского лунного календаряБольшая советская энциклопедия

    Ислам · Пророки … Википедия

    МАУЛИД – перевод - см. МАУЛИД Маулид – праздник по случаю дня рождения пророка Мухаммеда, отмечаемый 12 го числа месяца раби аль аввал. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда не известна, Муалид был приурочен ко дню его смерти. Рождество Мухаммеда стали отмечать… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

    Мусульманский праздник Маулид ан-Наби – Рождение Пророка Мухаммада - Мусульманская община мира отмечает день рождения Пророка Мухаммеда 12 числа третьего месяца исламского лунного календаря - раби аль авваль. По григорианскому календарю в 2010 году день рождения Пророка приходится на 26 февраля. Однако само… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Рождение Пророка - мусульманский праздник Маулид ан-Наби - Мусульманская община мира отмечает в четверг день рождения пророка Мухаммеда, в ОАЭ и многих других странах день "благословенной годовщины" объявлен выходным. Мухаммед, которого Аллах избрал своим посланником и пророком, родился в Мекке … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Ал-Маулид ал-набауий ал-шариф. Торжественное повествование о благородном Рождестве Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует , Ал-Сиййид Зайн ал-Дин Джафар ибн Хасан ибн Абд ал-Карим ал-Барзанджи. Предлагаем Вашему вниманию книгу Маулида. В мусульманской среде данным термином обозначают день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; произведение, повествующее…

Если человек интересуется Исламом, то он по-любому сталкивался с проблемой понимания такого понятия в Исламе как «бид’а». «Бид’а» переводится с арабского языка как «нововведение».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал в своём хадисе: “Будь внимателен ко всему новому, потому что всё новое - это бид’а, и каждое бид’а - отклонение, и каждое отклонение приведёт в Огонь”. (“Сахих” Муслима, 2/592)

Как же определить, что такое бид’а? Толкования и решения по поводу данного термина, встречающегося в работах известных учёных, разнятся. Только понимая смысл решения по нововведениям в Исламе, мы сможем жить по Шариату и совершать поклонение.

Итак, многие известные учёные прошлого давали различные определения этому термину, их так много, что мы не имеем возможности привести их все. Среди них есть такие алимы, как Имам Аш-Шафи’и, Имам Аш-Шатыби, Иззуддин ибн ‘Абд ас-Салям, Имам ас Суюти, Имам Малик, Имам ан-Навави.

Имам Аш-Шафи’и разделил бид’а на две категории: “бида хасана” (хорошее нововведение) и “бида саийя” (плохое нововведение). Сказал Имам Шафии: «Нововведения в делах бывает двух видов: 1) Что введено и противоречит Кoрану, Сунне или наследию Сахабов, Табиинов, или Иджма,- это “бид`а доляля” (заблуждение). 2) Благое нововведение, которое не противоречит ничему из ранее сказанного [Кoран, Сунна, наследие Сахабов, Табиином и “Иджма”], такое “бид`а” непорицаемо».

Потом Иззуддин ибн ‘Абд ас-Салям разделил нововведения на пять различных категорий: некоторые из них ты даже должен делать, и они являются ваджибом. Фактически, его работа является расширенной версией работы Имама Аш-Шафи’и. Примером он приводит необходимость изучения арабского синтаксиса и морфологии для заучивания Корана, никто не может изучать Коран без освоения этих дисциплин. Есть в наши времена мадрасы, и их не было во времена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Так что нельзя назвать всё, что появилось позже, бид’а, иначе и учебные исламские заведения, и исламские науки - тоже нововведение, ведь при жизни Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) не было мадраса в том виде, какие они сейчас.

Итак, некоторые виды бид’а по его классификации являются ваджибом, некоторые - мубах, другие - макрух и т.д. Имам Аш-Шатыби сказал, что нет никаких категорий бид’а, это или бид‘а, или не бид’а, что разрешённые виды бид’а таковыми, по сути не являются, так как метод воплощения их в жизнь соответствует религии Ислам.

Было ещё множество учёных, что давали совершенно свои толкования термину “бид’а”.

Есть хадис, в котором говорится: “Кто бы ни внёс нововведения в наше дело (в нашу религию), которые не из него, они будут отвергнуты”. (“Сахих” Муслима, 3242)

Здесь имеется в виду, что нельзя вносить изменения в Шариат, привносить что-то, что не входит в сунну Пророка или его асхабов, либо противоречит Священному Корану. Все противоречия будут отвергнуты.

Имам Малик сказал: «Тот, кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, — заявляет, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не оправдал доверия, не передал Послание, так как Аллах говорит: «Сегодня я завершил для вас вашу религию». То, что не было частью религии тогда — не является частью религии сегодня». «Аль-И’тисам» Имама Шатыби.

Сказал Имам Шатыби: «Бид`а — это новоизобретённый путь (метод) в религии, уподобляемый Шариату и направленный на образ действия в нём, и чрезмерности в поклонении Аллаху Свят Он и Велик». Смотрите книгу Шатыби «И`тисам» 1/37.

Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этот хадис (хадис об отвержении нововведений) — один из важнейших, основных принципов Ислама, одно из наиболее кратких и многозначных высказываний Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Он (т.е. хадис: «Кто бы не внес нововведение…») ясно устанавливает, что все новшества и нововведения будут отвергнуты. Второе сообщение (т.е. «Кто бы ни делал что-либо…») добавляет другую идею, состоящую в том, что некоторые из последовавших нововведениям могут заупрямиться, когда им представят в доказательство первое сообщение, гласящее: «Кто бы не внес нововведения…». Они могут сказать: «Я не вношу нововведения». В этом случае, в качестве довода может быть предоставлено второе сообщение: «Кто бы ни делал…». Оно ясно указывает, что все нововведения будут отвергнуты, (вне зависимости от того) вносит ли их сам человек, или последовал за тем, кто привносит их. … Этот хадис — из тех, которые должны быть заучены сердцем и использоваться для осуждения злых деяний, и распространяться, как доказательство так, чтобы все люди могли извлечь пользу из него». Шарх Муслим, 12/16.

Но потом Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Тахзиб аль-асма ва ллюгат»: «Нововведение в Шариате – это введение в практику того, чего не было прежде, во времена Пророка. Они делятся на дозволенные и порицаемые». То есть дозволенные всё равно есть.

Когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что не дозволено никому вносить в религию что-то новое как её часть, он имел ввиду также, что то, что пришло как фард от него и сахабов, необходимо принимать как фард, и это обязательно, что было передано как сунна, необходимо выполнять и признавать как сунну, то, что пришло как мустахаб - можно оставить, и в этом не будет проблемы, только упущенная награда. Если передано, что что-то является мубахом (абсолютно нейтрально), то нет греха в оставлении этого и нет награды в совершении. Так и мы должны воспринимать это, как мубах. Никто не должен поднимать мубах до степени фарда, никто не может ваджиб опускать до степени мубаха и так далее, так как устанавливает правила Пророк (мир ему и благословение Всевышнего).

То есть бидаатчики – это сектанты, люди запрещающие то, что не запрещено, заставляющие людей делать что-то, чего нет в Шариате, обвиняющие мусульман в ширке из-за каких-то мелочей.

Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям, рахимахуллах, в книге «Кава’ид» пишет: «Новшества подразделяются на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные. Определить, к какой из вышеперечисленных разновидностей относится то или иное новшество, можно, сопоставив его с основными положениями Шариата. Новшество, которое соотносится с обязательным положением, также становится обязательным (например, написание книг) и т. д.».

Доказательство благости некоторых нововведений является момент в истории Ислама, когда Халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радыйяЛлаху анху), увидев, как мусульмане совместно читают намаз Таравих одобрил это нововведение.

Теперь давайте зададимся вопросом: является ли новшеством Мавлид? И если да, то хорошее это бидаа или плохое?

Имам Суюти в своей книге «Хави аль-Фатава» пишет: «Празднование мавлида ввёл Музаффар (зять Салахуддина аль-Аюби) правитель местности Ирбиль. Он был богобоязненным и религиозно образованным человеком, который стремился приблизиться к Всевышнему Аллаху. На этом празднике вместе с ним присутствовало много учёных и праведников, и никто из них не выступил против этого. Говорится, что ибн Дихья одобрил его и написал об этом книгу. Все учёные, одобрившие мавлид, были очень набожными».

Мавлид – это мероприятие, проводимое мусульманами для выражения радости нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Во времена сподвижников мусульмане были вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и хорошо знали его, поэтому не было необходимости устраивать специальные собрания, где рассказывают о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и его достоинствах. И в эпоху таби ‘ инов мусульмане везде и всегда рассказывали о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и следовали его хадисам, поэтому также не было острой нужды в мавлидах. Потом постепенно люди стали забывать о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и благочестивые ученые-алимы порекомендовали временами устраивать специальные маджлисы для того, чтобы люди не забывали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). С этого времени и повелась традиция проводить мавлиды.

Ма‘руф аль-Курхи утверждал следующее: «Кто пригласил братьев по вере на мавлид, приготовив еду, тот в Судный день встанет вместе с пророками».

Фахрудин ар-Рази сказал: «Нет ни одного случая, чтобы не было благодати (бараката) от еды, на которую исполнили мавлид. Если хоть малая часть из этой еды смешается с другими продуктами, то человек, отведавший их, очистится от грехов. Если кто-либо выпьет воду, на которую прочитали мавлид, то его сердце наполнится сиянием (нуром) и избавится от недугов и болезней. И баракат от денег, на которые исполнили мавлид, переходит на все деньги, с которыми они перемешались». Имам аш-Шафии сказал: «Прибежищем для того, кто позвал братьев по вере в свой дом на мавлид, приготовив еду, будет Рай «Наим». Сарию Сакати отмечал: «Кто вышел из дома с намерением посетить мавлид, тот является из числа тех, кто жаждет посетить Райские сады».

Выдающийся ученый и знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскалани говорил, что мавлид стоит на твердой основе, ибо в хадисах говорится: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘ Ашура. Он спросил их о причине этого поста и они ответили, что это день, в котором Аллах потопил фараона и спас пророка Мусу, и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы»,- и с этого дня стал также возвеличивать день ‘ Ашуры соблюдением поста. Отсюда следует, что таким образом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выражал благодарность за блага Аллаха и за спасение от беды Мусу в определенный день, и повторял это благодеяние каждый год. А благодарность Аллаху проявляется различными поклонениями, как земной поклон, пост, милостыня, чтение Корана. А какая милость может быть больше, чем появление Избранника Аллаха, Пророка милости (да благословит его Аллах и приветствует) , ибо Всевышний в Коране говорит, что Он оказал милость верующим, послав к ним Посланника из их же среды.
Очень важно знать, что проведение позитивных мероприятий, направленных на распространение Ислама по всему миру и на демонстрацию красоты нашей религии, это очень хорошее и правое дело. А те, кто запрещают это – ошибаются.

“…А так же то, что изобрели некоторые люди, либо уподобляясь христианам в праздновании дня рождения Исы (мир ему), либо из любви к Пророку(да благословит его Аллах и приветствует) и возвеличивая его. Может быть Аллах даст им воздаяние, за эту любовь и “иджтихад” , но не за новшество, которое они ввели, взяв день рождение Пророка праздником, тогда как ученые разногласят в этом дне (т.е. нет точного мнения по поводу дня его рождения). Поистине этого не делали Салафы, в то время как это было возможно для них, и ничего им не мешало, если бы в этом было благо. Если бы это было абсолютным, либо преимущественным благом, то Салафы да будет доволен ими Аллах, более достойны, чем мы в этом, т.к. они были более сильны любовью к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и возвеличивании его, и они были к благому более устремленные, чем мы.

И поистине, совершенство любви к нему, и возвеличивание его, в следовании за ним и подчинении ему, в оживлении Сунны его в скрытом и во внешнем, в распространении того, с чем он пришел, и усердие в этом сердцем, рукой и языком; это и есть путь “первых опередивших” из мухаджиров и ансаров, и тех, кто за ними последовал с искренностью”.

وكذلك ما يحدثه بعض الناس إما مضاهاة للنصارى في ميلاد عيسى عليه السلام وإما محبة للنبي صلى الله عليه وسلم وتعظيما له والله قد يثيبهم على هذه المحبة والاجتهاد لا على البدع من اتخاذ مولد النبي صلى الله عليه وسلم عيدا مع اختلاف الناس في مولده فإن هذا لم يفعله السلف مع قيام المقتضى له وعدم المانع منه ولو كان هذا خيرا محضا أو راجحا لكان السلف رضي الله عنهم أحق به منا فإنهم كانوا أشد محبة لرسول الله صلى الله عليه وسلم وتعظيما له منا وهم على الخير أحرص وإنما كمال محبته وتعظيمه في متابعته وطاعته واتباع أمره وإحياء سنته باطنا وظاهرا ونشر ما بعث به والجهاد على ذلك بالقلب واليد واللسان فإن هذه هي طريقة السابقين الأولين من المهاجرين والأنصار والذين اتبعوهم بإحسان

“Икьтида ас-Сиротоль мустакьим” стр. 404.

Люди по-разному понимают слово «мавлид» и вкладывают в него разный смысл. Тот «мавлид», о котором пойдет речь, означает совершение особенных религиозных обрядов в течение ночи на 12 число лунного месяца Раби-аль-авваль. Среди этих обрядов наиболее распространено поверье, что нужно собраться после ночного намаза в мечети или в доме одного из мусульман, затем всю ночь совершать молитвы, всем вместе читать специальные мольбы или избранные аяты из Корана, слушать песни, стихи и салаваты, посвященные Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

Действительно, ничего из указанных мероприятий мусульмане не дожны совершать ни в 12-ую, ни в любую другую ночь месяца Раби аль-авваль. Объясним, почему.

Во-первых , о праздновании мавлида ничего не сказано в Коране и ничего в Сунне. Кроме того, ни от одного сподвижника, а также их учеников-табиев не рассказывается ничего, что указывало бы на то, что они праздновали в месяце Раби-аль-авваль день рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или каким-либо образом отмечали этот месяц. И здесь нужно вспомнить все то, что мы говорили ранее о необходимости следования Корану и Сунне, сверяя это с практикой ранних мусульман. Разве их религия не была права? Как могли они не знать о том, что мавлид, оказывается, это величайший мусульманский праздник? Если бы в праздновании мавлида действительно была награда-саваб, разве они не стремились бы участвовать в этом празднике? И если мы ответим на эти вопросы, что религия ранних мусульман была абсолютно права, что они лучше нас знали, когда и какие религиозные праздники нужно проводить, и если бы они знали о том, что в Исламе существует праздник под названием «Мавлид», то опередили бы нас в стремлении заработать награду-саваб за его совершение, тогда мы должны сказать, что и у поздних мусульман не должно быть таких мероприятий. Правильно сказал имам Малик (основатель маликитского мазхаба): «Все, что для ранних мусульман не являлось частью религии, не должно считаться таковым и сегодня» («Аль-Игтисам», 1/64).

Во-вторых, что известно о празднике мавлид в традиционном для России ханафитском мазхабе? Ответ прост: ничего. Ни имам Абу Ханифа, ни его ближайшие ученики ничего не сказали, что мусульманам следует проводить мавлид. В наше время большинство книг ранних ханафитских имамов переизданы, а некоторые даже переведены на русский язык. В частности, в вопросах вероучения это книги «аль-Фикх аль-Акбар» и «Акида ат-Тахавийя», а в области религиозной практики это «Подарок факыхам» и работа нашего современника «Ханафитский фикх в новом обличье». В этих книгах, а также остальных источниках ханафитского мазхаба, мы узнаем, что в Исламе существует праздник Разговения (Ийд аль-Фитр), праздник Жертвоприношения (Ийд аль-Адха), то, что пятничную молитву иногда называют Праздником. Но ничего не говорится о том, что в Исламе есть праздник под названием Мавлид.

В-третьих, откуда же повелось празднование дня рождения Пророка, мир ему и благословение Аллаха? Мусульманские историки единогласно утверждают, что первыми поступать так начали шииты во времена существования Убайдитского (Фатимидского) государства. В частности аль-Макризи в «Аль-Хутат» сказал: «Фатимидские правители ввели множество праздников, среди которых были и день рождения Пророка, и день рождения Али ибн Абу Талиба. Помимо них также отмечались дни Хасана и Хусейна, день Фатымы и т.д.». Затем, когда султан Салахуддин аль-Айюби (герой сражений с крестоносцами) разгромил фатимидов и изгнал их из Египта, все те праздники были отменены. Однако спустя некоторое время султан аль-Музаффар Абу Саид Кукабри, бывший наместником города Эрбиль (на территории Ирака), увидев, что некоторые люди продолжают тайно проводить этот праздник в своих домах, решил отменить запрет и сделать его общим праздником. Он велел поставить шатры, в которых в течение всего месяца Раби аль-авваль раздавали продукты и подарки. Так этот праздник стал отмечаться ежегодно, о чем свидетельствуют такие историки, как Ибн Касир (сконч. в 774 г.х.), аль-Калякшанди (821 г.х.), аль-Макризи (845 г.х.). Стоит отметить, что события эти произошли в 6-ом веке по хиджре, то есть через шесть столетий после Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Вот по этой причине мы не находим упоминания о мавлиде ни в Коране, ни в Сунне, ни в практике ранних мусульман из числа сподвижников и имамов-основателей мазхабов.

В-четвертых, как отреагировали мусульманские ученые на появление этого ежегодного праздника? Нужно сказать, что некоторые великие ученые (среди которых Ибн Хаджар (852 г.х.), ас-Сахави (902 г.х.), ас-Суюти (911 г.х.)) одобрили это празднование. Однако их решение было основано на убеждении о том, что новшества в религии бывают двух видов — одобряемые и порицаемые. Эти ученые прямо указывали, что мавлид — это новшество, которого не было у праведных предшественников, однако это новшество они по своему рассуждению считали одобряемым и потому разрешали его. Так, Ибн Хаджар сказал: «В основе мавлида Пророка — нововведение, так как в первые три века Ислама саляфы не праздновали его. Однако этот праздник вбирает в себя столь много позитивного, что мы относим его к одобряемому нововведению (бида хасана) ».

И здесь следует несколько слов сказать о том, что является порицаемым новшеством. Таковым считается новшество, касающееся религии, ее вероучения или религиозных обрядов. Иными словами, такие современные новинки, как телефоны, автомобили и т.п. не считается по Исламу осуждаемым новшеством, потому что никак не затрагивает основ нашей религии. Все эти новинки считаются разрешенными. Но совсем другое дело — новшества, «покушающиеся» на целостность Ислама, его неизменность, пытающиеся исказить учение Ислама. К таким порицаемым новшествам относятся, к примеру, отрицание того, что Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, является последним пророком или вера в то, что Коран был искажен после смерти Пророка и т.д.

Увидев, что мавлид все сильнее стал укореняться в религиозной обрядности мусульман, то есть, стал напрямую затрагивать религию и вероучение, а помимо позитивного на нем стало происходить и много негативного, некоторые ученые отказались считать его «одобряемым новшеством».

Так, например, Ибн аль-Хадж (737 г.х.), ученый из маликитского мазхаба, сказал: «В числе того, что было привнесено в религию из новшеств — это мероприятия мавлида в месяце Раби аль-авваль, хотя его сторонники считают эти мероприятия наилучшим поклонением. На самом же деле, в них присутствует много нововведений и совершается много запретного» (Мадхаль, 1/480).

А вот что сказал по поводу мавлида известный в свое время ученый из ханафитского мазхаба Мухаммад Анвар-шах аль-Кашмири (1352 г.х.) из Индии: «Упомянутый нами хафиз Ибн Дихья — это автор книги «Ат-Танвир…», написанной им в поддержку мавлида. Но нужно сказать, что маулид распространился только около 600-го года в эпоху султана города Эрбиль. Однако этот маулид не имеет никакого основания в пречистом Шариате! Так что не гоже такому ученому, хафизу, знатоку хадисов писать книги об этом новшестве (бид’а)» (Аль-Урф аш-шазий шарх сунан ат-тирмизи, 2/37).

Обратите внимание, что ханафитский ученый оценил маулид как новшество (бид’а).

Кроме того, возвеличивать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и проявлять свою любовь к нему можно и другими способами, а именно — изучать его Сунну и жизненный путь, знать его религию, как он поклонялся, как жил и т.д. То же самое касается и произнесения салаватов для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не следует ограничиваться только одной ночью, а нужно ежедневно совершать все положенные намазы, ведь в каждом намазе мы читаем салават для Пророка. Поэтому все мы знаем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, родился в месяце Раби аль-авваль, однако радоваться его рождению мы должны не лишь один день в году, а ежедневно. Очевидно, что последнее является более сильным доказательством нашей любви к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха.

- «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал мавлид и это является новшеством, а всякое новшество будет в Аду...»

- «Не всякое нововведение является порицаемым, поэтому, ученые написали много доводов на его дозволенность: "Имам ас-Суюти писал…", "Ибн Хаджар писал…", "Имам ар-Рамли сказал…"».

Обсуждения вокруг «мавлида», о его дозволенности или недозволенностив шариате, о том, совершали ли его праведные предшественники или нет, наверное, знакомы всем, кто интересуется Исламом.

Со временем, постепенно мусульмане стали забывать о первостепенных вещах и начали уделять внимание вещам второстепенным. К этому относится и проведение мавлида. Как мы знаем, аргумент на дозволенность мавлида - это рассказ о жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его восхваление. Однако, некоторые люди стали постоянно читать одни и те же мавлиды, тем самым, надоедая народу, а смысл мавлида начал потихоньку угасать. Некоторые даже не слушают мавлид и после него расходятся по домам, так и не получив пользу и не узнав ничего нового о пророке, да благословит его Аллах и приветствует. Дело дошло до того, что мусульмане ждут не дождутся завершения мавлида, чтобы поскорее приступить к вкусной еде, которая стала его неотъемлемой частью. И, таким образом, основной сутью мавлида стала трапеза после его чтения, а не жизнеописание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Но что такое мавлид?

Мавлид - это восхваление Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, рассказ о его пресветлых качествах и его жизненном пути.

Цель мавлидов - не чтение их нараспев, а донесение до людей информации о Пророке, да благословит его Аллах и приветсвует. Поэтому, не обязательно читать их в стихотворной форме. На таких собраниях можно не распевать эти мавлиды, а читать их выразительно, читая отрывки или главы из известных книг по сире. Хвала Аллаху, есть достаточно книг, в которых подробно раскрывается история жизненного пути нашего любимца, посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, непосредственное чтение мавлида перестанет быть исключительной прерогативой тех, кто знает наизусть множество куплетов на разных языках и читает их нараспев, приятным голосом. И тогда, каждый мусульманин сможет провести у себя дома мавлид самостоятельно, имея при этом хотя бы одну книгу по сире. Ведь для проведения мавлида мусульмане обычно приглашают студентов, которые должны быть заняты своей учебой на пути Аллаха. Стоит отметить, что не является обязательным, чтение мавлида на арабском или национальных языках. Так как многие мусульмане уже позабыли национальные языки, то можно читать их и на понятном для всех языке, в данном случае - это русский.

Что же касается именно суфизма и мавлида, то накшбандийский тарикат самый строгий в этом вопросе. В накшбандийском тарикате порицается пение, будь то мавлидов или чего-то другого и это очень известное мнение. Тут можно было бы привести много цитат из книг накшбандийского тариката, но мы не будем удлинять статью, уделив внимание к приведению их всех. Далее мы приведем отрывок из книги «Песни и музыка в Накшубандийском тарикате» , где автор, уважаемый шейх - Абдуджалил афанди, къуддиса сирругьу, после приведения множества слов шейхов накшбандийского тариката вывел следующий итог. На 50 странице, шейх пишет:

«После полного анализа всех разногласий, Сайфуллах-афанди , да освятит Аллах его душу, пришел к следующему выводу:

و التحقيق أنّه شبهة تتقى لشبهها بالباطل وهو اللهو إلا لضرورة تقتضى الرجوع إليه فقد يباح لذالك

«Истинное положение таково: (пение) - это шубха (сомнительное), от которого надо остерегаться, потому что оно похоже на «батыль». А «батыль» - это все ложное, недействительное, несправедливое. В данном случае это «ляхв» - развлечение, веселье, забава…».

Более подробно остановимся на понятии «шубха». Есть три понятия: «халяль», «шубха» и «харам». Как видите, «шубха» - промежуточное понятие. Это не харам, но и не халяль. В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано:

«Тот кто попадет в «шубха», тот попадет и в харам».

Поэтому, от «шубха» надо остерегаться, как нас остерегает от этого сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Постараемся на примере пояснить где, как исключение, может быть дано разрешение на пение. Например, в семье намечается торжество по случаю женитьбы сына. Мать настаивает чтобы была пышная свадьба со спиртными напитками, музыкой, совместными танцами парней и девушек. Отец настаивает, чтобы семейное торжество проходило по пути Ислама. Разногласия грозятся вылиться в крупный скандал. Применительно к таким случаям, как исключение, Сайфуллах-афанди, да освятит Аллах его душу, пишет: «قد يباح» - иногда можно дать разрешение на пение нашидов.

Мы привели множество высказываний больших авторитетов тариката о недозволенности пения в Исламе. Мы видели также, что Сайфуллах-афанди, да освятит Аллах его душу, по тем соображениям, которые он сам знает - переводит пение из состояния «харам» до состояния «шубха» и никак не доводит его в состояние «халяль». Поэтому, те случаи, где «قد يباح» - иногда допускается, должны быть строго ограничены. Что же касается мюридов Накшбандийского тариката, они должны проявить усердие в отдалении себя от «шубхи». Здесь заканчиваются слова Шейха Абдулджалила афанди, къуддиса сирругьу.

Итог: Мусульманам, особенно мюридам, желательно оставить пение, будь-то мавлидов или нашидов. Исполняйте мавлид, рассказывая о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, донесите до людей знания и остерегайтесь от сомнительного.

Да одарит нас Аллах пониманием в религии и отдалит нас от всего сомнительного и нововведений. Амин!

Венец рода человеческого, любовь к которому живет в сердце каждого праведного мусульманина, самый последний и самый лучший из Пророков Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) родился в Мекке 20 апреля 571 года в ночь на понедельник 12-го числа месяца рабиуль-авваль.

Этот день называется праздником Мавлид. В этом году он приходится на 11-12 число декабря. Слово мавлид в переводе с арабского означает «рождение». Мусульманские народы отмечают этот праздник в течение одного месяца.

Самая главная часть праздника Мавлид - это произношение салаватов, слов возвеличивания любимого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Слово «салават» в переводе с арабского означает такие понятия, как «благодать», «почтение», «пожелание», «восхваление».

На сегодняшний день все мусульмане, исполненные любви и уважения к любимому Пророку, с особым почтением отмечают этот праздник.

По случаю празднования Мавлид мусульмане, каждый по своей возможности, рассказывают о нашей светлой религии, о достойной подражания жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), организуют благие дела, раздают еду, подарки. Потому что в Священном Коране Всевышний Аллах таким образом восхваляет Пророка:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Анбия», 107 аят).

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем» (сура «Саба», аят 28).

«Поистине, для тебя уготовано нескончаемое воздаяние. Поистине, ты обладаешь наипрекраснейшим нравом (сура «аль-Калям», аяты 3-4).

«Ведь вскоре одарит тебя Господь твой, и будешь доволен ты » (сура «Утро», 5 аят),

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно» (сура «аль-Ахзаб», 56).

Поэтому в хадисах шарифах о любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) говорится:

«Любите Аллаха, ибо Он кормит и одаривает вас благами Своими. Любите меня, потому что меня любит Аллах, любите членов моей семьи, потому что их люблю я »;

«Не будет вера ваша полна, пока не буду я, - говорит Посланник Всевышнего, - более любим вами, чем родители ваши, дети и люди в целом»;

«Тот, кто любит кого-либо, часто о нем вспоминает»;

«Упоминания о пророках считается совершением поклонения».

Таким образом праздник Мавлид считается великим праздником мусульман. Потому что какому бы благому делу мы не научились, каких благ не достигли, за всем этим всегда стоит Посланник Аллаха (да благословит его Аллаха и приветствует). Мы в неоплатном долгу перед Ним.

В этот священный месяц Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) восхваляют во всех мечетях, улицах и домах. В этом году, несмотря на то, наступила зима, мусульмане будут выходить на улицы, принимать активное участие в проведении мавлидов, с радостью угощать соседей, нуждающихся, раздавать садака.

Мы заранее готовимся к приёму гостей, убираемся в домах, готовим угощения, потому что встречаем этот удивительный месяц, который был выбран самим Господом для того, чтобы именно в нём родился спаситель всего человечества. Есть, конечно, ещё один значимый месяц - Рамадан, но Раби-уль-авваль особенен как раз тем, что он подарил нам нашего любимого Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).

Всевышний Аллах принимает неукоснительно, как бы и в какой бы форме человек его не совершил - это чтение салавата (благословение) на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из-за любви Аллаха к Своему Посланнику Он принимает благословение мусульманина на Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует).

Чем больше мы узнаем о нашем любимом Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), тем больше мы познаем нашу светлую религию.

Конечно, вспоминать о Мухаммеде (да благословит его Аллах и приветствует) мы должны всегда и везде, благословлять его и изучать историю его жизни. Однако в месяц Мавлид мы вспоминаем его с ещё большей любовью, вспоминаем уроки из его жизни и стараемся хоть немного исправить себя, улучшить черты своего характера и ещё сильнее полюбить наилучшего из творений Всевышнего Аллаха - Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Это очень важный долг каждого человека, считающего себя рабом Всевышнего Аллаха, представителем мусульманской уммы.

Амантай ТОЙШЫБАЙ У ЛЫ

Главный редактор духовно-просветительского портала «сайт»



Loading...Loading...