Закят-уль-фитр – обязательная милостыня разговения. Фитр садака в месяц рамадан Можно ли платить закят после рамадана

Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамазан, называется закят-уль-фитр.

В чем мудрость закят-уль-фитр?

По завершении месяца рамазан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить ».

Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим ».

Решения по закят-уль-фитр

Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).

Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.

Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.

Сроки выплаты закят-уль-фитр

Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха).

Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.

Количество закят-уль-фитр

С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.

Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.

Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.

Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр.

  1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.
  2. Если человек в месяце Рамазан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.
  3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.
  4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.
  5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.
  6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.
  7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).
  8. Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.

информацией с друзьями!

Зайнула Гамзатов

Мусульмане всего мира, в том числе последователи ислама, живущие в России, готовятся вступить в важнейший для религиозной жизни период - начинается рамадан , который называют священным месяцем.

Когда наступает и сколько длится рамадан в 2018 году

В 2018 году священный месяц рамадан наступает с вечера вторника, 15 мая, и длится до вечера четверга, 14 июня .

Почему месяц рамадан считается священным

Рамадан - это девятый месяц лунного исламского календаря. Слово «рамадан» в переводе с арабского означает «знойный», «жаркий», «палящий». Дело в том, что, как правило, рамадан приходится на жаркое время года.

Именно потому что жизнь в это время особенно трудна из-за жары, верующие стараются совершить подвиг духа и тела, означающий их верность Аллаху, твердость в вере и готовность очиститься не только телесно, но и духовно. Считается, что если во время рамадана человек грешит или даже просто предается греховным мыслям, его пост является недействительным перед Аллахом.

Соблюдение поста в рамадан - один из столпов ислама

Для мусульман рамадан - это время обязательного поста и молитв. Соблюдение поста в этот месяц относится к пяти столпам ислама.

Пост во время рамадана называется ураза . Помимо уразы к столпам ислама относятся также: произнесение символа веры «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его», который называется шахада ; пять ежедневных молитв (намаз ); участие в выплатах на неимущих (закят ) и паломничество в Мекку (хадж ).

Что запрещено в рамадан

В дополнение к обязательным молитвам во время рамадана на мусульман налагаются достаточно тяжелые запреты: верующим запрещено в дневное время есть и пить, а также курить. Также в светлое время суток под запретом интимная близость, есть и другие специфические ограничения.

Кого освобождают от поста в рамадан

Пост (ураза) в рамадан является обязательным для всех достигших половой зрелости здоровых (физически и ментально) мусульман. Соблюдение поста предписано как мужчинам, так и женщинам.

Соответственно, ислам разрешает не соблюдать пост всем, кто не относится к указанной категории. Это дети, больные (в том числе душевнобольные) и пожилые, а также последователи других религий и атеисты. Кроме того, от поста освобождаются беременные, кормящие и недавно родившие женщины, а также женщины во время менструаций.

Тем, кто находится в пути, во время поста в рамадан разрешены послабления.

Как «расплачиваются» за пропущенные дни поста во время рамадана

Если верующий пропустил дни поста во время рамадана, он должен «отдать» их в следующем месяце - то есть поститься столько дней, сколько было пропущено. Многие верующие, отказывающиеся от поста по состоянию здоровья, считают своим долгом также «расплатиться» за допущенное послабление: предписано за каждый пропущенный день накормить неимущего на сумму, которую жертвователь обычно тратит в день на еду. Этот взнос называется фидия , в мусульманских регионах России он составляет примерно 200 рублей за каждый пропущенный день уразы.

Как проходит день во время рамадана

За полчаса до рассвета мусульманин должен закончить утренний прием пищи, эта трапеза называется сухур . С наступлением рассвета в течение всего рамадана каждый последователь ислама заявляет о намерении соблюдать пост во имя Аллаха, это заявление называется ният . Ночная трапеза, которая называется ифтар , начинается сразу после захода солнца (для каждого региона есть специальное расписание). Для ифтара в основном используется вода или молоко, а также фрукты или сухофрукты, например финики.

Также во время рамадана последователям ислама предписано чтение Корана и активное участие в благотворительности. Для этого существует два вида милостыни, которую раздают верующие: добровольная (садака ) и обязательная (закят ).

Рамадан и намаз

Пятикратная ежедневная молитва (намаз) вообще-то является обязательной для всех мусульман. Но в рамадан эту заповедь исполняют даже те, кто в другое время не слишком строг в исполнении религиозных предписаний.

Молитвы (как обязательные, так и добровольные) произносятся в строго определенное время, которое устанавливается для каждого региона. Многие исламские ресурсы, в том числе на русском языке, предлагают точное расписание молитв во время рамадана. С расписанием можно ознакомиться, например, выбрав свой город.

Рамадан и Ураза-байрам

Добровольная и обязательная милостыни (садака и закят)

Во время рамадана и Ураза-байрама мусульманам предписано угощать неимущих, а также раздавать добровольную милостыню (садаку ). Есть и обязательная милостыня, которую предписано отдавать в пользу бедных, она называется закят .

Размер садаки каждый верующий определяет для себя сам, а относительно обязательных выплат на благотворительность существуют определенные правила.

Денежные суммы, которые следует потратить на милостыню, в каждом регионе устанавливают духовные лидеры общины. Так, в некоторых мусульманских регионах России человек платит закят, если его доход или принадлежащее ему имущество (нисаб ) оценивается в сумму, начиная от 200 тысяч рублей.

Для обязательной выплаты садаки-фитра (милостыни, которую раздают бедным сразу по окончании рамадана) у верующего должен быть нисаб (доход) не ниже 20 тысяч рублей. В зависимости от своего благосостояния человек должен заплатить в качестве садаки-фитра от 100 до 600 рублей.

По мазхабу имама Абу Ханифы

Закят, выплачиваемый по завершении месяца поста рамадан, называется закят-уль-фитр.

В чем мудрость закят-уль-фитр?

По завершении месяца рамадан наступает праздник – мусульмане радуются поклонению, совершенному Всевышнему. Ислам пробуждает эту радость во всех, и так, чтобы и самый бедный не почувствовал себя в умме обделенным.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Дайте, чтобы им в этот день не приходилось просить». Поэтому Шариат обязал выплачивать закят-уль-фитр. Считается, что совершенствует пост и очищает от ошибок, допущенных в этом месяце. Сын Аббаса Абдулла говорит: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обязал закят-уль-фитр для очищения от ненужных разговоров во время поста и для подаяния еды неимущим».

Решения по закят-уль-фитр

Закят-уль-фитр является фарзом, т.е. обязательным. От Абдуллаха бин Умара передают, что Пророк (мир ему и благословение) обязал к закят-уль-фитру по саху фиников или пшеницы с раба, свободного, мужчины, женщины, взрослого и ребенка – мусульман (Бухари, Муслим).

Мужчина выплачивает его за себя и за тех, кого обязан содержать – несовершеннолетних детей. Если они богаты, то с их имущества. Дедушка обязан выплачивать закят за детей своего сына, если они неимущие и у них нет отца, а за детей дочери не обязан.

Человек не обязан выплачивать закят за совершеннолетних детей, родителей, жену, независимо от того, богаты они или бедны.

Сроки выплаты закята-уль-фитр

Время выплаты закята уль фитр наступает с рассветом праздника разговения. Если кто умрет или обеднеет до наступления рассвета, то с него эта обязанность снимается. Те, кто после наступления рассвета родится, разбогатеет, примет веру, не обязаны выплачивать его. Но тот, кто родился до рассвета, обязан выплачивать закят-уль-фитр. Закят-уль-фитр желательно раздать до совершения праздничного намаза (намаза ид), после намаза раздать порицается (караха). Можно раздать и в начале месяца Рамазан, до наступления праздничного дня или в праздничную ночь.

Количество закята-уль-фитр

С каждого человека выплачивают по пол-саха пшеницы муки, изюма (киш-миш), или их стоимость. Если выплачивают финиками, пурчина, то выплачивают полный сах или его стоимость. Во всех случаях лучше выплатить стоимостью. По возможности закят-уль-фитр лучше отдавать родным или близким, но нельзя отдавать родителям, детям или жене.

Аллах не примет садака человека, покуда среди его родных будут нуждающиеся. Родные, кому можно отдать закят-уль-фитр: брат, сестра, их дети, дяди, тети по отцу или матери, их нуждающиеся дети. Потом нуждающиеся соседи, село, город. Переносить закят-уль-фитр не в свое село порицается, если только там нет нуждающихся родственников.

Нужно стараться выплатить закят-уль-фитр до наступления праздника разговения, дабы не упустить его мудрость.

Общие положения, связанные с закятом-уль-фитр .

1. Обязательство выплачивать закят-уль-фитр не снимается, если даже и лишился нисаба при обложении, до его выплаты, закятооблагаемого минимума (нисаба). Надо выплатить, возмещая, в отличие от закята с имущества.

2. Если человек в месяце Рамадан не постится по каким-либо причинам, или, не имея причины, даже не совершает намаз, то и он обязывается к выплате закята уль фитр.

3. За маленьких детей и умалишенных закят выплачивает их опекун с их имущества. Если не выплатили, то по достижении совершеннолетия или выздоровления они должны это сделать.

4. Если жена состоятельная, а муж – нет, то она должна выплатить садака за детей.

5. Муж не обязан выплачивать милостыню за детей жены от другого брака.

6. Разведенная или вдова не обязана выплачивать за детей садака. Если они имеют состояние, то закят выплачивается из него.

7. Закят-уль-фитр предписано раздать там, где находится сам выплачивающий, а общий закят (состояние) там, где находится его имущество (скот и тому подобное).

    Можно несколько сахов выдать одному бедному, равно как один сах нескольким беднякам.

По мазхабу имама аш-Шафии

Закят-уль-фитр (или закат-са‘; закат-сах) обязан уплатить каждый мусульманин (мусульманка), имеющий пропитание на более чем одни сутки и живой ко времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра (то есть накануне дня Ураза-байрам). Так, если до этого момента родится ребенок, то за него следует уплатить закят-уль-фитр, и если кто-либо умрет до этого момента, то за него закят-уль-фитр не снимают.

Закят-уль-фитр можно уплатить в течение всего месяца Рамадан, но лучше – со времени захода солнца накануне ‘Ид-уль-Фитра. Отдать его лучше всего до начала праздничного намаза, но можно и в течение праздничного дня до захода солнца. Откладывать его выдачу после этого срока – харам (запрещено). А кто не успел выплатить Закат-уль-фитр к этому сроку, обязан возместить его как можно скорее.

Каждый взрослый мусульманин обязан уплатить закят-сах не только за себя, но и за тех, кто законно находится на его иждивении (за жену, детей и т.д.) При этом желательно получить полномочие (вакиль) от тех, за кого уплачивается са‘.

Са‘ снимается наиболее часто употребляемыми продуктами. В Дагестане (как и по всей России) наиболее часто употребляемым продуктом является пшеничный хлеб, поэтому са‘ следует снимать пшеницей. При этом пшеница должна быть хорошего качества и чистой. Са‘ пшеницы составляет 2 кг 400 г, но с учетом возможных примесей лучше отдать по 2 кг 500 г. Некоторые алимы считают, что са‘ - это 2 кг 700 г, если взять за основу это количество, будет еще лучше. По ханафитскому мазхабу са‘ составляет 3 кг 700 г, и если его выдают пшеницей, то достаточно половины са‘а.

Кроме того, в том случае, если выплатить са‘ пшеницей затруднительно, по ханафитскому мазхабу са‘ можно выплатить и деньгами – стоимость такого же количества пшеницы. При этом шафи‘итам, делая нийят, необходимо говорить, что са‘ выплачивается деньгами, следуя имаму Абу Ханифе. Но последователям шафи‘итского мазхаба лучше са’ снять пшеницей.

Перед снятием закят-са‘ следует сделать нийят: “Я намереваюсь снять за себя (за свою жену, несовершеннолетних детей: сына, дочь – произносится имя того, за кого снимаешь) обязательный (фарз) са‘ - закят-уль-фитр во имя Всевышнего Аллаха”.

Если за совершеннолетнего мусульманина са‘ снимает другой мусульманин, то следует его уполномочить на это, т.е. сделать его вакилем.

Закят-уль-фитр, как и закат вообще, следует отдать только строго определенным категориям людей:

1) бедным (т.е. имеющим доход, составляющий 20-30% от необходимого);

2) неимущим (т.е. имеющим доход в 70-80% от необходимого);

3) работникам, связанным со сбором, хранением, учетом, распределением заката, в качестве заработной платы;

4) новообращенным (т.е. тем, кто принял Ислам и нуждается в материальной или моральной поддержке);

5) невольникам, освободившимся по договору о само выкупе;

6) тем, кто имеет долги, взятые на цели, разрешенные Шариатом (лечение, питание, строительство необходимого жилья, покупка необходимой одежды и т.д.);

7) тем, кто находится на истинном пути и ведет священную войну (газават) против неверных;

8) путникам, находящимся в путешествии, дозволенном Шариатом, и оставшимся без необходимых средств.

Необходимо подчеркнуть, что закат положен только вышеперечисленным категориям мусульман, и его выдача другим (например, сиротам или инвалидам, если они не попадают в перечисленные категории, мечетям и т.д.) недопустима, ибо в этом случае фарз остается не исполненным и это считается просто милостыней (садака).

В первую очередь закат следует отдать родственникам и соседям, которым положен закят (за исключением тех родственников, кого по Шариату обязан содержать выплачивающий сах; а содержать мусульманин обязан жену, несовершеннолетних детей, немощных родителей и т.д.). Если среди них нет людей, которым положен закат, тогда надо отдать тем, кому положено, из жителей данного населенного пункта. Если и в селе (городе) нет таких людей, то в соседние города, села.

Тот, кому положен сах и кто получил его, вправе распоряжаться им как захочет: съесть, продать, подарить и т.д.

Са’ следует отдать не менее чем трем мусульманам. Поэтому лучше смешать несколько сахов, а потом разделить между получателями.

Са’ очищает мусульманина от небольших грехов, от погрешностей поста. В хадисе сказано, что пост, который мусульманин соблюдал в течение месяца Рамазан, не возносится на небо, а зависает между небом и землей, пока не будет уплачен закят-уль-фитр.

Но закят-сах следует уплатить независимо от того, соблюдал мусульманин пост в месяце Рамазан или нет.

Если са’ не был выплачен ранее, то его следует возместить как можно скорее, ибо это фарз (обязанность) каждого мусульманина.

14:23 2019

Хвала Аллаху Господу Миров!

Большинство ученых, в том числе и 4 имама, считают, что мусульманин обязан выплатить закят уль-фитр, даже если он не постился. Все единодушны в этом мнении, за исключением Саида ибн аль-Мусайба и Хасана аль-Басри, которые считали, что закят уль-фитр выплачивается только постящимися. Но правильным является мнение большинства, о чем свидетельствуют следующие доказательства:

1. Общий смысл хадиса об обязательности закята уль-фитр: Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят уль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву. Аль-Бухари, 1503; Муслим, 984. Под словом «малому» подразумеваются меленькие дети, которые не постятся.

2. Милостыня и закят предписаны для того, чтобы помочь бедным и нуждающимся и обеспечить социальную защищенность. В этом заключается смысл закят уль-фитр, который предписан малому и старому, рабу и свободному, мужчине и женщине. Аллах не установил минимального нисаба (для выплаты закят уль-фитр, как это установлено для выплаты закята) или прошествии года, после которого закят уль-фитр стал бы обязательным. Поэтому обязательность выплаты закят уль-фитр для непостящегося заложена в причине, по которой он был вменен.

3. Что касается доводов того, кто приводит в качестве доказательства (необязательности выплаты закят уль-фитр непостящимся) слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха предписал закят уль-фитр как очищение для постящихся от праздных и непристойных разговоров, а также кормление бедняков». Абу Дауд, 1609.

Они говорят: «Фраза «очищение для постящихся» означает, что закят уль-фитр обязателен только для тех, кто постится».

Ответил аль-Хафиз ибн Хаджар на подобные аргументы: «Слово «очищение» имеет общий смысл, ведь очищение требуется и от того, кто не совершал грехов, например, от очень праведных людей или человека, который принял Ислам до заката солнца». «Аль-Фатх», 3/369.

Имеется в виду, что закят уль-фитр предписан для очищения постящегося, но очищение не является условием его обязательности. Тоже самое относится к закяту, который предписан для очищения души:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Покаяние 9:103)

Несмотря на это, закят предписан даже малому ребенку, если он владеет достаточными средствами, хотя ребенку не требуется очищение, ведь плохие деяния ему не записываются.

Шейх Ибн Джибрин дал другой ответ: «Закят уль-фитр выплачивается за детей, несовершеннолетних (и недееспособных) и тех, кто не постился по уважительным причинам, из-за болезни или путешествия. И это служит очищением для тех, кто несет ответственность за несовершеннолетних (и недееспособных), и очищением для тех, кто не постился по уважительным причинам, принимая во внимание тот факт, что он начнет поститься как только исчезнет причина (для несоблюдения поста). То есть это очищение на будущее, до того, как человек постится или заканчивает свой пост». «Фатава аз-закят» (закят уль-фитр/2).

И Аллах знает лучше

Закят аль-фитр и намерение

Закят аль-фитр – это благотворительное пожертвование, которое раздается по окончании поста в месяц Рамадан. Иногда его называют также садака аль-фитр. Слово «фитр» означает то же самое, что и «ифтар» – трапеза, которой завершается пост. Фонд «Солидарность» на протяжении семи лет принимает и распределяет закят аль-фитр деньгами среди нуждающихся.

В отличие от закята, обязательного только для состоятельных мусульман,закят аль-фитр должны отдавать все, у кого есть хоть какие-то средства. Ибн‘Умар рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вменил в обязанность раздавать закят аль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву». (аль-Бухари»).
Глава семьи может выплатить необходимое количество за всех ее членов. Абу Саид аль-Худри рассказывал: «От имени наших стариков и детей, свободных и рабов мы обычно отдавали, при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, один са’ зерна, сыра или изюма».(Муслим).

Цель

Основная цель этого пожертвования – помочь постившемуся исправить незначительные ошибки, допущенные во время поста. Кроме того, для бедных это возможность отметить праздник разговения (Ид аль-фитр или Уразу-байрам) вместе с остальными мусульманами.

Ибн Аббас сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал закят аль-фитр обязательным для постящегося, как очищение от сквернословия и пустых забав (во время Рамадана), и едой для бедняков». (Абу Дауд).

Условия

Закят аль-фитр является ваджибом (обязанностью) лишь в определенный период времени – от захода солнца в последний день поста до начала праздничной молитвы на следующий день. Пропуская это время без уважительной причины, мусульманин совершает грех.

Тем не менее, можно отдавать закят аль-фитр до указанного срока, так как многие из сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делали это до окончания Рамадана.

Ибн Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел отдавать закят аль-фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву. Со слов Нафи передается, что сам Ибн Умар выплачивал фитр за день или два до праздника.

Относительно более ранних сроков мнения ученых расходятся. Абу Ханифа считал допустимым отдавать его даже до Рамадана, при наличии соответствующего намерения. Имам Аль-Шафи’и разрешал делать это только с наступлением месяца Рамадан. Малик и Ахмад утверждали, что платить закят аль-фитр можно не ранее чем за два дня до праздника разговения.
Юсуф аль-Кардави объясняет эти расхождения ростом мусульманской уммы. По его мнению, пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, отдавал закят аль-фитр в день праздника – между утренней и праздничной молитвами – поскольку община верующих была еще очень немногочисленна. Во времена сподвижников она разрослась настолько, что фитр начинали собирать за два дня до окончания поста. По мере распространения ислама правоведы разрешили выплачивать его с середины, и даже с начала Рамадана, чтобы нуждающиеся наверняка получили еду к праздничному столу.

Но все ученые единодушны в том, что сделать это необходимо до праздничного намаза. Ибн Аббас сообщил следующие слова Пророка: «Кто отдает его до молитвы, от того будет принято как закят, а кто отдает после молитвы, это будет обычное пожертвование. Поэтому тот, кто забыл выплатить закят аль-фитр вовремя, должен сделать это как можно скорее, даже если это не будет считаться закятом аль-фитр» (Абу Дауд).

Размер

Минимальный размер закята аль-фитр (сумма равна приблизительно стоимости 3 кг риса) одинаков для всех, и составляет один са’ продуктов на человека. Са’ – это мера объема сыпучих веществ, в зависимости от их плотности составляющая от 2,6 до 3 килограммов. В переданном от Ибн Умара хадисе говорится, что Пророк раздавал сушеные финики или ячмень.

Однако многие исламские ученые считают, что это могут быть любые из основных продуктов питания, распространенных в данной местности. Один из сахабов, Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Во времена Пророка мы обычно отдавали один са’ продуктов – сушеных фиников, ячменя, изюма или сушеного сыра» (Аль-Бухари).

Относительно выплаты закята аль-фитр деньгами среди ученых также нет однозначного мнения. В ханафитском мазхабе это разрешено; три других мазхаба считали, что поскольку Пророк этого не делал, денежное пожертвование противоречит сунне. Однако многие современные ученые поддерживают позицию Абу Ханифы.

Например, Юсуф аль-Кардави считает, что Пророк велел отдавать определенную меру продуктов, а не ее стоимость, по двум причинам. Во-первых, деньги в то время были еще не очень распространены среди арабов, особенно среди бедуинов. У них даже не было своей валюты. Так что если бы Пророк предписал выплачивать закят аль-фитр деньгами, это было бы для них затруднительно.

Во-вторых, покупательная способность денег время от времени меняется. Курс любой валюты растет и понижается, и привязанный к ней размер пожертвования оказался бы очень нестабильным. Напротив, количество еды, необходимое для пропитания семьи в течение одного дня, остается неизменным.

В любом случае нужно понимать, что закят аль-фитр предназначен для удовлетворения нужд бедных. В современных условиях эффективнее сделать это с помощью денег, особенно если пожертвование отправляется нуждающимся в другом регионе.

Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан - это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака - это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение - награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся - к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные - это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» - любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае - если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования фитр

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа - мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов - 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа - это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками - дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2019 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) - 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Духовное собрание мусульман РФ - базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 300 руб. и 600 руб. - для хорошо обеспеченных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) - 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним уровнем доходов и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) - базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, - 600 руб.;

Крым (ДУМК) - 230 рублей;

Адыгея и Краснодарский край - 150 рублей;

Казахстан (ДУМК) - 300 тенге.



Loading...Loading...