Презентация что такое атмосфера география 6 кл. Атмосфера






Строение атмосферы Тропосфера км. Воздух нагревается инфракрасным излучением земной поверхности. Температура падает на 6* на каждый км. Стандартная атмосфера соответствует температуре воздуха 15*С, ОВ-0%, АД- 760 мм рт. ст. Формируются погодные явления. Стратосфера км. Озоновый слой. Нет водяного пара, не образуются облака.


Т Мезосфера км. Озон поглощает ультрафиолетовое излучение, защищая жизнь на поверхности Земли. Термосфера км. Температура увеличивается с высотой за счёт реакции разложения озона. Ультрафиолетовое и рентгеновское излучение Солнца ионизует молекулы воздуха. Поэтому термосферу называют ионосферой. От ионосферы отражаются радиоволны. Становятся преобладающими водород и гелий. Наблюдаются полярные сияния.


Экзосфера. Свыше 800км. Молекулы движутся с огромными скоростями, иногда улетая в межпланетное пространство. Основные слои атмосферы разделяют промежуточные: тропопауза, стратопауза, мезопауза, термопауза. В мезопаузе, на высоте 85км, находится температурный минимум. Здесь же наблюдаются серебристые облака.


?




Озон и озоновые дыры Земная атмосфера не пропускает жёсткое коротковолновое излучение. Газом, поглощающим ультрафиолетовые лучи, является озон. Толщина озонового слоя 20м, располагается на высоте км (?). Из-за ухудшения экологической обстановки (выброса в атмосферу фреона) его количество резко уменьшилось над Антарктидой и некоторыми другими районами Земли.


Парниковый эффект Углекислый газ задерживает, отражаемые Землёй, тепловые лучи. Вследствие этого у поверхности нашей планеты, словно под стеклянной крышей парника, температура поддерживается примерно на одном уровне. Считают, что к 2100 г. содержание СО 2 в атмосфере удвоится, а это приведёт к повышению температуры поверхности Земли на 2-4 ГРАДУСА. Это очень много. Такое повышение может вызвать разные последствия. Подумай какие?




Значение атмосферы Земля плавает в воздушном океане, а мы живём на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнутые. К. Фламмарион, французский астроном 19 века. Воздух необходим живым организмам. Одному человеку в сутки требуется 11 тыс. литров воздуха. Защищает планету от метеоритов. Спасает жизнь от губительного ультрафиолетового излучения. Сохраняет температурный режим планеты.

Слайд 1

Презентация на тему Атмосфера
Презентацию выполнила ученица 5 класса Сидорова Виолетта Учитель: Карданова Ю.Р.

Слайд 2

Слайд 3

цели и задачи
углубить знания об атмосфере, изучить состав воздуха, строение атмосферы и характеристики слоев, значение атмосферы для природы Земли; формирование знаний о географической оболочке - атмосфера, как об источнике существования жизни.

Слайд 4

Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли. Её толщина составляет примерно 2000-3000 км. Верхняя граница у атмосферы отсутствует.

Слайд 5

Состав атмосферы
Атмосфера Земли состоит из смеси газов. В основном это Азот(N2) – 78%, кислород(O2) – 21% и остальные газы – углекислый газ, водяной пар, озон, гелий, водород, аргон и т.д. – 1%.

Слайд 6

Строение атмосферы
Толщина атмосферы около 3 тыс. км. В ней выделяют несколько слоев, которые отличаются друг от друга по температуре и составу газов. Нижний слой – тропосфера - поверхность Земли, однако эта граница относительна. Далее идет стратосфера. Еще выше – мезосфера, термосфера, экзосфера. Это верхние слои атмосферы, которые переходят в космическое пространство на высоте 2 – 3 тыс. км. над поверхностью Земли.

Слайд 7

Тропосфера - самый нижний слой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8 - 10 км, в умеренных широтах - 10-12 км, а над экватором - 16-18 км. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности, т. е. от суши и воды. Поэтому температура воздуха в этом слое с высотой понижается в среднем на 0,6 °С на каждые 100 м. У верхней границы тропосферы она достигает -55 °С. При этом в районе экватора на верхней границе тропосферы температура воздуха составляет -70 °С, а в районе Северного полюса -65 °С. В тропосфере сосредоточено около 80 % массы атмосферы, находится почти весь водяной пар, возникают грозы, бури, облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха. Можно сказать, что погода в основном формируется в тропосфере.
Тропосфера

Слайд 8

Стратосфера - слой атмосферы, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км. Цвет неба в этом слое кажется фиолетовым, что объясняется разреженностью воздуха, из-за которой солнечные лучи почти не рассеиваются. В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. Воздух в этом слое разрежен, практически нет водяного пара, а потому почти не образуются облака и осадки. Однако в стратосфере наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/ч. В этом слое сосредоточен озон (озоновый экран, озоносфера), слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым защищая живые организмы на нашей планете. Благодаря озону температура воздуха на верхней границе стратосферы находится в пределах от -50 до 4-55 °С. Между мезосферой и стратосферой расположена переходная зона - стратопауза.
Стратосфера

Слайд 9

Мезосфера - слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли. Цвет неба в мезосфере кажется черным, в течение дня видны звезды. Температура воздуха снижается до -75 (-90)°С. На высоте 80 км начинается термосфера. Температура воздуха в этом слое резко повышается до высоты 250 м, а потом становится постоянной: на высоте 150 км она достигает 220-240 °С; на высоте 500-600 км превышает 1500 °С.
Мезосфера и термосфера

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Значение атмосферы
Воздух нужен для дыхания всем живым организмам. Озон, содержащийся в стратосфере, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолетового излучения Солнца. В результате хозяйственной деятельности человека воздух становится грязным. Озоновый слой разрушается. Нужно сохранить воздух чистым!




Кислород (21%)

Азот (78%)

Воздух – это смесь газов.

Углекислый газ

Водяной пар,

примеси


Необходим для дыхания,

поддерживает горение

Кислород

Необходим для жизнедеятельности

растений

Азот

Необходим для роста и жизни растений,

участвует в обогреве Земли

Углекислый газ


Потребитель кислорода,

поставщик углекислого газа

Поставщик кислорода,

потребитель

углекислого газа

растения

Человек и животные


Верхние слои атмосферы

стратосфера

тропосфера



Загрязнение атмосферы

5 млрд. т углекислого газа ежедневно

выбрасывается в атмосферу Земли.


1.В составе воздуха больше всего газа

А)кислорода

Б)азота

В)углекислого газа

2.Кислорода в воздухе

А)33%

Б)78%

В)21%

3.Слой газа,предохраняющий Землю от ультрафиолетовых лучей

А)озон

Б)углекислый газ

В)азот


4.Газ, в составе воздуха, который поддерживает горение

А)кислород

Б)азот

В)углекислый газ

5.Поставщик кислорода

А)человек и животные

Б)растения

В)животные и растения

6.Температура воздуха в тропосфере с высотой …

А)понижается

Б)повышается

В)не изменяется


Проверяем

  • - Б 1 ОШИБ- «5»

2. – В 2 ОШИБ- «4»

3. – А 3 ОШИБ «3»

4. – А

5. – Б

6. – А


  • 1) Этого почти не видно.
  • 2) Его много в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
  • 3) От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
  • 4) Это могут собрать на свои зеленые листья зеленые растения.
  • 5) В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
  • (газовые отходы)

  • 1) Это всегда черного цвета.
  • 2) Она выделяется при горении.
  • 3) У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
  • (сажа)

1.Изучить параграф 27,отвечать на вопросы в конце параграфа;

2.Знать новые понятия.

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ «С(к)ОШ №24»

Учитель: Соломина И.И.

Тема учебного занятия: Атмосфера: состав, строение, изучение.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок, построенный с использованием элементов поисковой, проблемной и проектной технологий.

Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1. Сформировать у учащихся представление о строении и изучении атмосферы, о составе воздуха.

Развитие навыков работы с текстами учебника и слайдов.

2. Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и

развитие восприятия, памяти, мышления.

3. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей

среде, стремления к познанию мира.

Оборудование:

1. Компьютерный класс (локальная сеть);

2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П.

Неклюкова. - М.: Дрофа, 2013.

3. Мультимедиа курс «География 6 класс».

4. Интерактивное приложение по географии. 6-7 класс.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Атмосфера: состав, строение, изучение», 30 слайдов, составитель Соломина И.И.

Речевая разминка. Деятельность учителя.

Демонстрация слайда №2. Четко произнести названия материков, затем океанов.

Демонстрация слайда №3. Какие оболочки окружают нашу планету? Из чего они состоят?

Деятельность ученика. Работают со слайдом №3.

Литосфера - самая твердая оболочка, состоящая из горных пород.

Гидросфера - водная оболочка Земли.

Атмосфера - оболочка, состоящая из воздуха.

Биосфера - оболочка, образованная живыми организмами.

Деятельность учителя. Горные породы, воду, растения и животных мы видим, наблюдаем за ними, ощущаем их. Попробуйте доказать, что воздух тоже существует, хотя мы его и не видим.

Учащиеся разделены на группы, каждой предлагается предмет, с помощью которого требуется доказать существование воздуха.

Деятельность ученика. Получают предметы: детская игрушка-вертушка (привести в действие лопасти, подув на них - это и есть доказательство), воздушные шары (надуть их), пустая пластиковая бутылка с крышкой (если снять крышку, то бутылка легко деформируется, сминается, с закрытой крышкой это сделать нельзя - мешает воздух), маракас, погремушка, бубенцы или барабан с табличкой «Звук - это колебание воздуха» (воспроизведение любого звука доказывает наличие воздуха).

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №4. Ознакомление учащихся с планом работы на уроке.

  1. Атмосфера и её границы.
  2. Состав.
  3. Строение.
  4. Значение.
  5. Изучение.

Демонстрация слайда №5. Определяем границы атмосферы. Группы получают вопросы. Работаем с текстом учебника. (Корректирует неточные ответы).

Нижняя граница атмосферы ….

Верхняя граница атмосферы …

Что удерживает атмосферу около Земли?

Что не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли?

Деятельность ученика. После работы с учебником зачитывают ответы.

Нижняя граница атмосферы совпадает с поверхностью Земли.

Верхняя граница атмосферы на высоте 2000-3000 км постепенно переходит в космическое пространство.

Земное притяжение удерживает атмосферу около Земли.

Постоянное движение молекул воздуха не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли.

(В тетрадь записать данные о верхней границе атмосферы).

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№6-9.

Переходим к изучению вопроса о составе воздуха. Раздать распечатанные диаграммы группам учащихся. Типы диаграмм разные (столбчатые, кольцевая, круговая), но информация одинакова.

Деятельность ученика. Выявляют информацию из имеющейся диаграммы, знакомят с ней всех остальных, делают выводы. (Азот-78%, кислород-21%, другие газы-1%).

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№10-12.

Изучить следующий вопрос о строении атмосферы нам поможет таблица, она содержит характерные признаки всех слоев атмосферы. Вам надо найти соответствие признаков слоям. Для этого будем работать с атласом на стр.30 и учебником на стр.106, а также посмотрим сюжет видеоурока http://videouroki.net/view_post.php?id=291

Деятельность ученика. Работают в группах, находя признаки тропосферы, стратосферы или верхних слоев атмосферы, затем зачитывают свои данные, выслушивают остальных и заполняют все оставшиеся колонки таблицы.

Характерный признак

Тропосфера

Стратосфера

Верхние слои атмосферы

Толщина слоя 18 км.

Простирается до высоты 50 км.

В составе преобладает водород.

На высоте 20-30 км температура повышается.

Пролетая там небо видят не голубым, не фиолетовым, а черным.

В составе почти весь водяной пар, а также пыль, пепел, углекислый газ.

Верхние границы этого слоя на высоте 2000-3000 км.

Содержится газ озон.

Образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры.

На каждый километр высоты, температура понижается на 6°С.

Возникает полярное сияние.

Поглощает губительные ультрафиолетовые лучи.

Оценивают заполненную таблицу самостоятельно, используя слайд №12 и шкалу оценки.

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки - «4»

3-5 ошибок - «3»

6 и более ошибок - «2»

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№13-16.

Изучаем значение атмосферы с помощью проблемных вопросов. Раздать распечатанные вопросы группам. Ответ на вопрос ученики должны связать со значением атмосферы.

  1. Слайд №13. Назовите причину появления кратеров на поверхности Луны? Почему поверхность Земли сильно отличается от поверхности Луны? (Ответ: На поверхности Луны находится большое количество кратеров, которые остались от ударов с метеоритами. Поверхность Земли защищена атмосферой от встречи с мелкими метеоритами. Они сгорают в атмосфере).
  2. Слайд №14. Для чего в окна домов устанавливают двойные стекла или двойные рамы? (Ответ: Между двойными стеклами находится воздух, который останавливает теплообмен. Такую же роль играет для планеты атмосфера. Территория Земли, где наступила ночь не переохлаждается, а там, где день не перегревается).
  3. Слайд №15. Как солнечные лучи влияют на состояние кожи человека? (Ответ: Под действием ультрафиолетовых лучей, наша кожа меняет цвет: мы загораем. Эти лучи очень опасны для живых организмов в большом количестве, но атмосфера оберегает всё живое, рассеивая ультрафиолетовые лучи). После ответа учеников учитель уточняет: 90 % ультрафиолетовых лучей рассеивает атмосфера.
  4. Слайд №16. Лунный пейзаж. Может ли быть такое? Предлагается картинка, на которой между лунными кратерами скачет лошадь, а мимо растущего на поверхности Луны дерева, пролетает птица. (Ответ: Такого быть не может, потому что для дыхания всех живых организмов необходим воздух, а на Луне атмосферы нет).

Деятельность ученика. После всех ответов делают вывод или обобщение о значении атмосферы.

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№17-20.

Атмосфера изучается с помощью ряда приборов, некоторые из них на слайде. Запишите в тетрадь их названия. Сейчас вы получите инструкции к этим приборам, но у них есть один недостаток - в них не указано название прибора. Ваша задача, используя свои знания или методом исключения, логически размышляя, вы должны определить название прибора, а затем найти его в филворде на интерактивной доске (используется интерактивное приложение по географии 6-7 класс. Издательство Планета, разработчик приложения Склейнов Е.Л.).

Инструкция №1

Прибор для измерения атмосферного давления, был изобретён итальянским учёным Эванджелиста Торричелли в 1644 году.

Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении — сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) коробок, соединенных последовательно, и имеется передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале.

Польза от измерения атмосферного давления: Можно не говорить о том, что это помогает метеорологам предсказывать погоду. В первую очередь показания атмосферного давления нужны метеозависимым людям. Уровень давления начинает меняться до изменения погоды, а значит, наблюдая за переменной давления можно подготовиться к возможным проблемам со здоровьем. На погоду реагируют люди с сердечнососудистыми заболеваниями, гипотонией и гипертонией, мигренями и другими заболеваниями. Своевременный прием необходимых препаратов снизит риск обострения заболевания в период перемены погоды.

На приборе, перпендикулярно направлению ветра, может устанавливаться свободно качающаяся металлическая пластина, по углу отклонения которой от вертикали определяется сила ветра. В современных приборах для определения силы ветра используется легкий пропеллер.

Инструкция №5

Прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков. Состоит из сосуда (ведра) с приёмной площадью 200 см 2 и высотой 40 см, куда собираются осадки и специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается прибор так, чтобы приемная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в миллиметрах слоя воды производится измерительным стаканом с нанесенными на нем делениями. Количество твердых осадков измеряется после того, как они растают.

Деятельность ученика.

Ответы: №1- барометр; №2 - гигрометр; №3 - термометр; №4 - флюгер; №5 - осадкомер.

После обсуждения в группах ученики находят данные слова на интерактивной доске.

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №21.

Для закрепления материала решим задачу. Применяем правило. При подъеме на 1000 метров, температура понижается на 6° С.

Деятельность ученика.

Условие задачи: У подножия горы Памир температура воздуха +36°С.

Какая температура будет на высоте 6000 метров?

  1. 6000: 1000 = 6 (6 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
  2. 6 × 6 = 36 (-36°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
  3. 36 - 36 = 0 (градусов)

Ответ: 0°С

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №22.

Каждый ученик получает лист с заданиями (как на слайде №22). Выполняется не в группах, а индивидуально.

  1. Расположите пластилиновые детали разных размеров так, чтобы они показали слои атмосферы в правильном порядке.
  2. Проведите сплошной линией верхнюю границу атмосферы, учитывая радиус Земли.

Деятельность ученика.

Выполняют и проверяют с помощью слайда №23. При оценивании добавляется 2 балла (если оба задания выполнены правильно)

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №24.

  1. Изучить §35, подготовить пересказ.*
  2. Ответить на вопросы 1-3**
  3. Повторить термины.
  4. Составить рассказ по рисунку 67.

Если остается время, решаем задачу. (Слайд №25)

Рассчитайте какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте

10 000 метров, если у земной поверхности она равна +10°С?

  1. 10000: 1000 = 10 (10 раз понизится Т°С при подъеме на -6°С)
  2. 10 × 6 = 60 (-60°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
  3. - 60 + 10 = - 50 (градусов)

Ответ: - 50°С

Слайд №26. Так выглядит радиозонд.

Слайды №27-30. Воздушные шары. Оригинальная форма. Индийский мультимиллионер Виджъяпат Сингханиа установил рекорд высоты полета на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, поднявшись на высоту более 21 километра.



Loading...Loading...