Презентация - слитное и раздельное написание не с наречиями на о- и е. Правописание НЕ с наречиями презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

Слайд 1

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о- и е-

Слайд 2

Наречия часто образуются от прилагательных с помощью суффикса -о (-е)
громкий
громко
вызывающе
вызывающий
блестящий
блестяще
прилагательное
наречие

Слайд 3

нелепо, небрежно
без НЕ нельзя
невежливо (грубо)
синоним
не вежливо, а грубо
противопоставление с а
вовсе не вежливо
вовсе

Слайд 4

Вместе с НЕ
если без НЕ нельзя
если можно заменить синонимом
Раздельно с НЕ
если есть противопоставление с а
далеко, совсем, вовсе, ничуть, нисколько, никогда

Слайд 5

Соедини НЕ и наречие!
говорить не искренне, а лживо
набрать не мало, а много грибов
прыгнул вовсе не высоко
выполнить совсем не опрятно
произнести не громко, а чётко
говорить неискренне
набрать немало грибов
прыгнул невысоко
выполнить неопрятно
негромко,

Слайд 6

наречия на о-, -е и НЕ…
Слитно
Раздельно
без НЕ не употребляется
можно заменить синонимом без НЕ-
далеко, совсем, вовсе, ничуть, нисколько, никогда
противопоставление с а

Слайд 7

Упражнение 194.
Проанализируйте таблицу. Самостоятельно сформулируйте правило написания НЕ с наречиями на – о, - е. Сделайте вывод, какие условия слитного и раздельного написания не являются общими: а) для существительных, прилагательных, наречий; б) для прилагательных и наречий. Приведите примеры.

Слайд 8

195. Прокомментируйте слитное и раздельное написание не с одним и тем же наречием.
неплохо больной чувствует себя весьма неплохо не плохо, а хорошо вовсе не плохо
2. С каждым наречием составьте по 2 предложения, в одном из которых не с наречиями пишется слитно, а в другом – раздельно. (Не)часто, (не)внимательно, (не)интересно, (не)далеко, (не)серьёзно, (не)глубоко, (не)много, (не)аккуратно.

Слайд 9

196. Образуйте от данных прилагательных наречия. Составьте с наречиями словосочетания.
Неукоснительно, неизменный, неустрашимый, необходимый, недоумённый, неожиданный, непрестанный, неотлучный, нечаянный.
2. Поясните значение образованных вами наречий, подобрав к ним синонимы без не. С л о в а д л я с п р а в к и: внезапно, строго, нужно, безотлучно, случайно, постоянно, озадаченно, смело, беспрерывно.

Слайд 10

198. Спишите текст, раскрывая скобки.
(Не)затейливый репейник, он же лопух. мог бы, наверное, обидет(?)ся на людей. "Пристал, как репейник», - (не)редко говорим мы про надоедливого человека, а про (не)дотёпу, растяпу - "Вот лопух!" Но репейник (не) обижает(?)ся, а только говорит человеку «спасибо». Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами цепляют(?)ся за одежду человека и следуют за ним (не)отступно: куда человек, туда и они! Оттого-то и растёт лопух (по)всюду. Но вот что любопытно: людям лиш(?) сравнительно (не)давно удалось изготовить ленту - застёжку, действующую по образцу репейника. Такие застёжки – «липучки» применяют на одежде и обуви (в)место молнии. А у репейника она есть с (не)запамятных времён.
Подчеркните наречия как члены предложения. Озаглавьте текст. Определите тип и стиль речи.

Слайд 11

Проверяем!
Трава у дома твоего. Репейник. Незатейливый репейник, он же лопух мог бы, наверное, обидеться на людей. "Пристал, как репейник», - нередко говорят про надоедливого человека, а про недотёпу, растяпу - "Вот лопух!" Но репейник не обижается, а к только говорит человеку «спасибо». Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами - семянками цепляются за одежду человека и следуют за ним неотступно: куда человек, туда и они! Оттого-то и растёт лопух повсюду. Но вот что любопытно: людям лишь сравнительно недавно удалось изготовить ленту – застёжку, действующую по образцу репейника. Такие застёжки-"липучку" применяют на одежде и обуви вместо молнии. А у репейника она есть с незапамятных времён.

Тема урока

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о,


  • Ученье-свет – …
  • Век живи - …
  • Мир освещается солнцем, а…
  • Не имей сто рублей, а …
  • Верному другу …
  • Дерево живёт корнями, а …

Какую часть речи называют наречием?

На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

Наречия имеют окончания? Почему?

На какие разряды делятся наречия?

А что вы можете сказать о количественном составе наречий? Наречий каких групп больше?

От какой части речи образованы наречия на –о, -е?


Туман расст…лавшийся над равниной постепенно, несмело и…чезает уступая силе солнечных лучей которые ож…вляют всю природу. На дне оврага ещё сумрач…но но оттуда поднимает…ся белёсый туман. Бабушка разос…лала платок разл…жила на нём хлеб огурцы репу яблоки.

Хорошо-то как, господи – благодарно говорит она.


Что значит слово белёсый? От какого слова оно образовано?

Прочитайте текст выразительно

  • Как бы вы его озаглавили?
  • -Определите главную мысль.
  • Найдите в тексте наречия и определите их значения.
  • Какую роль в тексте они выполняют?
  • -Делают речь более чёткой и выразительной.
  • -Назовите наречие с не в тексте и объясните его написание.

Соедините части слов, записанные в два столбика

1) вовсе не 1) да

2)не 2) довать

3)недол 3) ливый

4)неле 4) строит

5)неправ 5) а злой

6)него 6) да

7)невеж 7) соко, а низко

8)не ту 8) красиво

9)не вы 9) по

10) не добрый 10) го



Игра«Собери слово»Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово:


Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов:


Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне немножко жутко, так как я ничего, даже воды не вижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с небольшой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь несколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне неясно вырисовываются ближайшие сосны. В их неподвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак не могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.


не

(не)погода


В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе не легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г)(не)годовать


Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро,а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво


Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно,а глупо

Б) (не)погода

В) (не)большой,но рыбный

Г) ничем (не)выдаю


Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)любит


Cлайд 1

Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной. Глагол она отвергала с (не)годованием. -(Не) хочу! (Не) буду!(Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно. Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство. Она и с другими частями речи была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные и Прилагательные. Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, а подозрительным. Вот до чего доводит фамильная (не)нависть.

Cлайд 2

Давно это было. Никто и не вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и непослушной. Глагол она отвергала с негодованием. -Не хочу! Не буду! Не пишите нас вместе. Смиряла свою гордость невоспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и не мог употребляться самостоятельно. Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть неприятное соседство. Она и с другими частями речи была далеко не ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с нелепыми предложениями. Не малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные и Прилагательные. Капризной НЕ казались вовсе не интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали не доверчивым, а подозрительным. Вот до чего доводит фамильная ненависть.

Cлайд 3

Cлайд 4

Цели урока: - показать условия написания НЕ с наречиями на – О и-Е; - сопоставить данное правило с правилами написания НЕ с другими частями речи; - научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ; -развивать практическое и творческое мышление, навыки работы в команде;

Cлайд 5

Непослушной – послушно (капризной) Невоспитанной - невоспитанно (грубый) Неприятное – неприятно (плохое) Нелепыми - нелепо Далеко не ласковый – далеко не ласково. Вовсе не интересный – вовсе не интересно. Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно. Не малый, а значительный – не мало, а значительно.

Cлайд 6

существительные Раздельное написание 1.Если есть противопоставление с союзом А прилагательные 1.Если есть противопоставление с союзом А. 2. Если есть зависимые слова далеко не;вовсе не; совсем не; ничуть не нисколько не наречие

Cлайд 7

Существительные и прилагательные Слитное написание 1.Без НЕ не употребляются 2.Слово с НЕ можно заменить синонимом без НЕ Существительные, прилагательные и наречия

Cлайд 8

Cлайд 9

Как с луны свалился, как снег на голову Как кошка с собакой Идти на поводу Идти своей дорогой Играть с огнём

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е.

Цели урока: Познакомиться с правилами написания НЕ с наречиями на –О, -Е. Научиться обозначать новую орфограмму. Научиться выбирать правильное написание наречий.

Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на –О, -Е НЕ пишется слитно НЕ пишется раздельно 1. Слово без НЕ не употребляется. Н: н ел еп о (не употр.) 2. Слово с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ. Н: н ег ромк о (тихо) 1. В предложении есть противопоставление с союзом а. Н: н е д алек о, а близко

Примечание. Всегда раздельно пишем НЕ с наречиями, если есть слова, усиливающие отрицание (отнюдь не…, вовсе не…, далеко не…, ничуть не…, нисколько не…): нисколько не жалк о; если наречие в сравнительной или превосходной степени: говорил н е м едленнее (ср.ст.); если наречие пишется через дефис: поступил не п о-т оварищески; если наречие не оканчивается на –О, -Е: вникал н е с разу (не на -О, -Е);

Объясните написание наречий: (Н е)г ромк о произнес (Н е)в зрачн о оделся Вовсе (не)глубок о нырнул Поступил (н е) по - товарищески Вытер (н е)д осуха (не на -о, -е) Прочитал (н е) меньше (ср.ст.) (Н е) медленн о, а быстро

Игра «Третий лишний ». I II 1. Поступил (не)лепо 1. Ответил (не)верно 2. Написал (не)брежно 2. Прибил (не)крепко 3. Спросил (не)вежливо 3. Остановился (не)ожиданно III IV 1. Говорил (не)быстро, а медленно 1. (Не) по-летнему холодный 2. Выглядел отнюдь (не)красиво 2. Горели (не)ярче прежнего 3. Где-то (не)далеко прошумел 3. Греет (не)жарко

Игра «Третий лишний» 1. Н ев ежливо (грубо). 2. Н ео жиданно (не употр.) 3. Н ед алеко (близко) 4. Н еж арко (холодно)

Солнце (не)смело взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать (не) по-летнему жарко. Неожиданно мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь (не) легко. Но мы (не) унывали, ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели (не) грустно, а весело.

Солнце н ес мел о (робко, затруднительно) взошло на небо. Но к полудню оно стало припекать н е п о-л етнему жарко. Н ео жиданн о (не употр.) мы решили искупаться в пруду. Идти по мосту к берегу было отнюдь не легк о. Но мы не унывали (глаг.), ведь впереди предстояла встреча с новыми друзьями. Новый день мы провели н е грустн о, а весело.

Тест НЕ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 слитно Х раздельно Х

Тест. I Вариант. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь. Солнце грело (не)жарко, а ласково. Знакомство его далеко (не)приятное. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии. Он понял задание (не)сразу. Ученик выглядел (не)хуже всех. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами. II Вариант. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек. День выдался (не)по-зимнему теплый. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые. Природа (не)слышно живет вокруг нас. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.



Loading...Loading...