Последствия урбанизации в современном мире. Урбанизация населения

  1. Введение………………………………………………………… ……… 2
  2. Последствия урбанизации………………………………………………. 3
  3. Методы устранения последствий урбанизации………………………..6
  4. Заключение…………………………………………………… ………….8
  5. Список используемой литературы………………………………………9

ВВЕДЕНИЕ

"Быть может, эмигранту, обезумевшему от продажи газет среди асфальтовых полей Парижа, вспоминается российский проселок очаровательной подробностью родного пейзажа: в лужице сидит месяц, громко молятся сверчки, и позванивает пустое ведро, подвешенное к мужицкой телеге. Но месячному свету дано уже другое назначение. Месяц сможет отлично сиять на гудроновых шоссе. Автомобильные сирены и клаксоны заменят симфонический звон крестьянского ведерка. А сверчков можно будет слушать в специальных заповедниках..." [Ильф, Петров, 1956]

Ускоренное развитие сети городов, особенно больших, явилось социальной, экономической и географической необходимостью и привело к глубокому преобразованию населения. Этот процесс получил название урбанизации. На урбанизированных территориях сосредоточилось 45% всего населения мира. Строительство городов с течением времени не перестает расти, оказывая возрастающее влияние на всю окружающую их местность.

Городское население увеличивается главным образом за счет миграции из сельских районов (этот фактор является важнейшим на начальных этапах урбанизации), естественного прироста населения и урбанизации сельских районов - переквалификации сельских населенных пунктов в городские.

Предпосылками урбанизации являются:

Концентрация в городах промышленности;

Развитие культурных и политических функций городов;

Углубление территориального разделения труда.

Для урбанизации характерны:

Приток в города сельского населения;

Концентрация населения в крупных городах;

Возрастающая маятниковая миграция населения;

Возникновение городских агломераций и мегалополисов.

Темпы урбанизации зависят от уровня экономического развития страны. В

большинстве экономически развитых странах, где урбанизация достигла достаточно высокого уровня, процесс взят под контроль, и доля городского населения не увеличивается, а даже немного уменьшается. Но урбанизация продолжает расти вглубь, приобретая новые формы.

В развивающихся странах урбанизация продолжает расти вширь, а городское

население быстро увеличивается. Это явление получило название городского

взрыва и продолжает оставаться неконтролируемым. Однако рост населения

городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие.

Естественно подобного масштаба процесс не мог пройти без последствий.

ПОСЛЕДСТВИЯ УРБАНИЗАЦИИ

Урбанизация не однозначный процесс, кроме очевидных выгод от концентрации населения и их хозяйственной деятельности проявляются и отрицательные последствия урбанизации: экономические, социальные и экологические, которым нужно уделять особое внимание.

С началом урбанизации ухудшаются условия существования людей и других организмов: на огромных пространствах разрушаются естественные экосистемы, истощается озоновый слой, иссякают и загрязняются пресные воды, деградируют земли, быстро нарастает исчезновение биологических видов. Все эти изменения сказываются на здоровье людей.

  1. Механизм негативных процессов в городах.

Урбанизация имеет ряд негативных последствий: нарушается равновесие в распределении населения по территории; экологические нарушения, проблемы нездоровой среды обитания населения - шума, загрязнения воздуха, инфекционной опасности, ультразвуковых излучений, проблемы транспорта, уплотнения застройки и др.; негативные социальные последствия - рост преступности, наркомания, проституция и т.д.

Люди эволюционно генетически адаптированы к сельской жизни. Концентрируют их в городах, главным образом, экономические потребности. Однако это отнюдь не ведет к автоматической биологической, этологической, этнической, социальной и трудовой адаптации. Все факторы городской среды – природные и социальные – историко-функционально непривычны человеку, противоречат его генетической и социальной наследственности, дискомфортны. Осознание этого факта не происходит в силу ослепленности экономическим комфортом, который однобок и не может компенсировать других потребностей человека. Повышенная этажность, дальность поездок на работу, загрязненность среды, большая плотность населения, отсутствие зелени, привычных в сельской местности животных и т.д. приводят в итоге к наследственным и ненаследственным болезням, травматизму, агрессивности, алкоголизму, комплексной дезадаптивности. Увеличиваются вложения в здравоохрание и другие социальные механизмы, влекущие людей в города. Миграция сельского населения в города существенно влияет на многие аспекты нашего существования в мире. Деревни и села покидает главным образом молодежь, стремящаяся в городе найти работу или продолжить образование. Каждое хозяйство теряет таким образом одного-двух работников. Однако и в городе жизнь становится труднее из-за перенаселенности, жилищного кризиса, плохих бытовых условий, неналаженности городского хозяйства, невозможности найти работу. Вследствие этого намечается и другая тенденция - возврат небольшой части мигрантов в родные деревни, где есть жилье, участок земли, обеспечивающий самые минимальные потребности в пище. Стимулом для возвращения сельских мигрантов может служить увеличение продуктивности хозяйств или рост денежных доходов при благоприятной политике цен. Однако при высоких темпах роста сельского населения и неизменных традиционных методах ведения хозяйства массовый возврат мигрантов может усилить процессы деградации природной среды. Многие исследователи видят главное средство сокращения миграций и безработицы в выравнивании доходов городских и сельских жителей. Иначе «машина урбанизации» скорее «перемалывает» вновь прибывших. Города превращаются в бессмысленную «мясорубку».

С 1950-х гг. мировую науку обогатил факт, названный английскими

исследователями «грустью новых городов». Он заключается в том, что горожане, переселенные из, казалось бы, малокомфортных старых кварталов в новые, созданные по всем правилам архитектурного искусства, чаще болеют и раньше умирают, чем в прежних местах жизни. Полагают,

что причина этого явления лежит в уменьшенной плотности застройки,

потере контактов с близкой с детства местностью и людьми, связана

с ухудшением сферы быта (отсутствие «лавки за углом») и тому подобными

причинами. Даже новые большие города типа «городов-садов» в общем-то строятся на интуитивных нормативах и порой вопреки уже выверенным соотношениям между застроенной территорией и зелеными зонами.

Количество примеров отступления от критериев рациональности в обеспечении потребностей человека можно приумножить. В одних случаях

в жертву приносят индивидуальные нужды ради удовлетворения групповых

потребностей, в других причиной неадекватных решений служит

элементарная безграмотность в области экологии человека, вообще достижений современной экологии. Постоянный, хотя порою и неосознаваемый дискомфорт от пребывания в плотном окружении себе подобных, сопутствующий нам с дошкольных учреждений до кладбища ("досталось прописаться в тесноте на вечную квартиру коммунальную", как выразился поэт), не может проходить бесследно для человеческой психики, несмотря на всю ее колоссальную пластичность. Психологи называют это "эффектом плотности", "эффектом группы" - когда высокая скученность проживания сама по себе становится причиной хронического стресса и связанных с ним психических срывов. Так что бытовая агрессия, преступность и наркомания - эти "родовые" приметы миллионного города - могут иметь и такое био-социальное происхождение.

И, наконец, высокая концентрация технологических объектов и транспортных средств, помноженная на чрезвычайную плотность населения, делает городских жителей особенно уязвимыми во время эпидемий, аварий и стихийных бедствий. Так, в 1952 году в Лондоне вследствие сильного смога погибло одновременно около 4 тыс. человек и 20 тыс. получили отравления (самая крупная экологическая катастрофа, связанная со смогом) . А некоторые землетрясения уносят в городах порою десятки, а в недалеком прошлом - и сотни тысяч жизней.

Особый аспект урбанизации - это отрыв человека от его природных, национальных корней и испытываемое им чувство потерянности перед чуждой ему силой государственно- бюрократического аппарата, постепенно, в силу неизбежного усложнения управленческих инфраструктур, дистанцирующегося от остальной массы граждан.

В отдыхе вне угнетающей повседневной среды нуждаются все люди, и эта потребность с урбанизацией нашей жизни все время растет. В урбанизированных районах, например, фитонициды и другие биогенные летучие вещества значительно ниже биологических норм, местами в связи с дезадаптацией человека превращаются в аллергены. С расширением и углублением знаний возникают новые проблемы (радон в квартирах и домах, неизвестные ранее заболевания, загрязнение подземных вод нитратами и пестицидами, нерешенная проблема шума, «грусть новых городов» и т.п.).

  1. Последствия урбанизации в РФ.

Если разобрать проблемы урбанизации на конкретном примере, то несомненно стоит выделить нашу страну. Одна из характерных черт урбанизации России – соразмерность ее с процессом индустриализации. Вместе с развитием индустриализацией страна покрывалась сетью городов, возникавших на основе промышленных новостроек. Тем не менее, Российская федерация перед большинством стран имеет существенное преимущество – ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь ровняется 11 млн. кв. м. – около 65 % всей территории страны. Но Россию так же, как и другие экономически-развитые страны, не миновали последствия отрицательных факторов воздействия урбанизации.

Нарушение устойчивого климата в результате роста концентрации в атмосфере парниковых, озоноразрушающих и других газов, изменения альбедо поверхности Земли и нарушения континентального влагооборота. Это ведет к росту аномальных метеорологических явлений, неустойчивости и глобальным изменениям климата, нарушению солнечного спектра, опустыниванию, смещению географических зон и распространению на новые территории носителей опасных болезней.

Превращение таких возобновляемых ресурсов, как атмосферный воздух, пресная вода, почва в невозобновляемые, так как они теперь не воспроизводятся в прежнем количестве в пределах естественных колебаний.

Быстро нарастающее исчезновение биологических видов (в том числе имеющих промысловое и хозяйственное значение), которые также перестают быть возобновляемым ресурсом.

Распад генетических программ человека.

К экологическим угрозам добавляются национальные, региональные и локальные, такие, как:

Загрязнение атмосферного воздуха, которое превышает санитарно- гигиенические нормы более чем в 200 населенных пунктах и затрагивает половину населения страны. Наибольший вклад в загрязнения вносят выбросы энергетических и промышленных предприятий и автомобильного транспорта;

Ухудшение качества воды из-за высокого уровня загрязнения, вследствие сбросов сточных вод.

Возьмем для еще более конкретного примера столицу нашей страны Москву. В целом ситуация с количеством фабрик и заводов в Москве поразительно отличается от других мировых столиц, в которых их нет. В связи с этим возникает неотложная задача руководства нашей страны – сокращение промышленных выбросов а также уменьшение загазованности воздушной среды столицы, переводя часть транспорта на другой вид топлива, а в частности на сжиженный и сжатый газ (на некоторых видах транспорта можно увидеть наклейку «экологический транспорт»), а также путем законодательного введения каталитических дожигателей на автомобилях с бензиновым топливом. Эти очень эффективные устройства позволяют практически полностью устранить загрязнение воздуха выхлопными газами. Помимо промышленных автомобильных загрязнений, стоит отметить бытовое загрязнение атмосферы, связанное с возникающими противоречиями между нашими потребностями. Есть например, экономическое стремление купить автомобиль, и есть в то же время отрицательное его влияние на здоровье человека (угарный газ СО усваивается гемоглобином крови в 210 рез быстрее кислорода, происходит отравление свинцом, увеличиваются нервно-психические стрессы и т.д.)

МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ УРБАНИЗАЦИИ.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ.

Устранить или по возможности снизить отрицательное влияние последствий урбанизации – задача непростая и здесь время «играет» против человека. Для этого в стране безусловно разрабатываются и применяются различные способы решения этих проблем.

К методам устранения неблагоприятных последствий относятся:

Локальная чистка окружающей среды на территории наибольшей концентрации населения;

Сохранение не нарушенных хозяйственной деятельностью территорий с естественной биотой. Восстановление естественной природной среды на части нарушенной территории.

Рациональное использование природных ресурсов, в особенности возобновляемых на основе интенсивных и эффективных технологий

Своевременное выявление и прогнозирование глобальных (внешних) и глобальных (внутренних) экологических угроз на базе научных исследований в экологической сфере;

Международное сотрудничество и кооперация для предотвращения глобальных и трансграничных экологических угроз на основе защиты законных прав граждан и интересов России;

Разработка эффективных методов хранения и утилизации выведеного из боевого состава вооружения, рекультивации территорий, подверженных видам загрязнения, связанным с военной деятельностью, а также радиоактивному загрязнению;

Предотвращение завоза на территорию России для переработки и захоронения материалов, опасных для населения и окружающей среды;

Урбанизация - э то исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных городах и урбанизированных районах.

Она обусловлена глубокими структурными сдвигами в экономике и социальной сфере и связана обычно со средоточением населения в крупных центрах.

Повышение роли городов в жизни общества сопутствовало человеку на протяжении всей его истории, но только в Х1Х веке начинается заметная концентрация населения в городах. В начале ХХ века она ещё больше усиливается, но особенно возрастают масштабы урбанизации после второй мировой войны. С 50-х годов процесс приобретает и новые качественные особенности (появление новых форм расселения, агломерирование, субурбанизация и др.)

Процесс субурбанизации многогранный. Он включает самые разные проблемы и аспекты городского развития: социальные, экономические, демографические, этические, экологические и т.д.

Урбанизация- процесс глобальный, т.е. охватывающий весь земной шар или в той или иной степени затронуты все континенты и страны современного мира, но содержание её может различаться в странах с неодинаковыми условиями социально - экономического развития. Урбанизация как глобальный социально - экономический процесс обладает рядом общих (универсальных) черт. Среди них выделяются:

1) рост городского населения;

2) увеличение его концентрации в крупных городах и агломерациях;

3) непрерывное расширение городских территорий;

4) резкое возрастание экономических последствий в хозяйственной деятельности в пределах урбанизированных территорий.

Процесс современной урбанизации характеризуется значительным повышением роли социальных факторов: мобильность, усиление контактов между городским и сельским населением и распространение образа жизни горожан в сельской местности.

Экологические последствия урбанизации .

Расширение масштабов и интенсификация деятельности, увеличение объема и разнообразия вовлекаемого в нее природного материала в условиях стихийного характера урбанизации оказались чреватыми для человечества множеством негативных последствий. Наиболее отчетливо и многообразно экологические последствия проявились в пределах урбанизированных территорий.

Их необходимо рассматривать с двух сторон: последствия внутри урбанизированных территорий и влияние урбанизированных территорий на окружающие территории. Накапливающийся фактический материал может свидетельствовать о «повинности» урбанизации в негативных экологических последствиях. Однако уже сейчас в оценке экологической ситуации в городах происходит пересмотр некоторых традиционных представлений. В частности, урбанизация вовсе не обязательно ведет к уничтожению естественной среды, особенно при разумном управлении этим процессом. Считалось, что нужно бороться с высокой концентрацией населения, приводить его рассредоточение, но опыт субурбанизации показал, что, снижая уровень «давления» на среду на отдельных участках путем рассредоточения населения, мы приходим к достаточно сильному изменению среды на обширных территориях.

В городах и городских агломерациях сконцентрированы различные виды деятельности человека и разнообразные формы социально-экономической активности. В них фокусируется антропогенное воздействие на среду. Поэтому вероятность проявления различных экологических проблем здесь значительно больше, чем на не урабанизационных территориях. Научно – техническая революция, намного усилив антропогенное воздействие на природу, одновременно представляет определенные возможности для ликвидации и предотвращения экологических последствий современного «технократического» мира особенно на урбанизированных территориях.

Особо следует остановиться на влиянии урбанизации на экологию человека. Урбанизация способствует возникновению экологических факторов, которые влияют на здоровье человека: различные формы генетического, биологического, психологического утомления, что приводит к снижению адаптивных свойств, распространению хронической патологии преждевременному старению. Еще больше опасностей таятся в новых элементах, связанных с научно-техническим прогрессом. Выявляется эволюционно – историческая неготовность организации человека к взаимодействию с новыми, ранее неизвестными явлениями естественно – природной и искусственной (антропогенной) среды.

В общих чертах формирующийся город влияет на человеческую популяцию по ряду направлений, что находит свое отражение, как в биологических, так и в психологических характеристиках человеческих популяций.

К ним относятся:

1) характер пищевой обеспеченности людей в условиях города и влияние специфической диеты на ростовые процессы, и уровень физического развития населения;

2) изменение характера брачных связей и вытекающее из этого изменение генетической структуры городских популяций (перемешивание);

3) резкая напряжённость медико - географической обстановки и дестабилизация эпидемиологической обстановки;

4) смена психологических стереотипов в результате изменения визуально - фиксируемых форм окружающего мира: природа, животные, люди.

Современные города, отмечает Одум, в плане потребления энергии являются горячими своеобразными точками, поскольку гектар городской территории потребляет энергии в 1000 раз больше, чем сельской. Жизнеобеспечение населения города в 1млн. чел. площадью 260 кв. км. требует только для производства продуктов питания сельскохозяйственных площадей примерно 8000 кв. км. Это один из факторов возникновения экологических проблем в городах.

Среди других факторов основное внимание уделяется изменению состава воздуха, воды, почв, масштабы изменения которых, зависят от функционирования транспорта, других видов хозяйственной деятельности. Наибольшая концентрация загрязняющих веществ отмечается в городах в сравнении с сельской местностью. Загрязнение воздуха зависит от людности города. Энергопотребление и энергопроизводство (ТЭС) определяет количество выбросов оксида углерода, также окислов серы и азота. К другим негативным факторам, обусловленным функционированием городов, относятся промышленные и бытовые стоки, например, площадь пруда-накопителя Большой Лиман соизмерима с площадью г. Волжского.

Изменение режима атмосферной циркуляции: направление ветра, уменьшение его скорости (до 40%); температура дорог, а также крыш домов горячее в 2-3 раза; подтопление городских территорий; насыщенность их тяжелыми металлами. Этот список можно продолжать ещё долго.

Понятие и последствия урбанизации


1. Урбанизация.

2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов.

3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах.

4. Применение улучшенных и альтернативных видов топлива.

5. Альтернативные виды транспорта.

6. Загрязнение воды в городах.

7. Влияние урбанизации на животных.

Заключение.

Список литературы

1. Урбанизация

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs - город) – исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение и т.д. Урбанизация оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

В 3 – 1 тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. Усиление процесса урбанизации в XIX веке вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д.

На современном этапе урбанизации наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах. Особое место в этом процессе занимает рост городов – «миллионеров».

Процесс урбанизации имеет 2 стороны, или «фазы». В первой «фазе» происходит накопление экономического и культурного потенциала общества в крупных городских центрах, что создает условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй «фазе» эти достижения осваиваются другими, не центральными городами, и сельскими поселениями, что, в свою очередь, дает новый импульс для наращивания потенциала главных центров.

Процесс урбанизации носит стихийный характер. В больших городах становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб и т.д.

Важную роль играет процесс урбанизации в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.

Урбанизация, «городские отношения» стимулируют культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в обществе. В эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской культуры становится городской образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной городской среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, обшей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного общения и т.д.

Особую роль в расширении сферы действия урбанизации, городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных городских центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. Природа становится частью городской культуры, урбанизация гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.

2. Экологические проблемы, связанные с ростом городов

1. Увеличение плотности населения.

2. В крупных городах на 15 % снижается инсоляция (количество солнечной энергии).

3. Увеличивается количество осадков.

4. Увеличивается количество тумана (на 30 % летом и на 100 % зимой).

5. Увеличивается заболеваемость инфекционными заболеваниями.

6. Увеличивается заболеваемость онкологическими заболеваниями.

7. Накопление твердых отходов.

8. Загрязнение атмосферного воздуха в городах.

9. Загрязнение воды в городах.

10. Сокращение численности животных, растений.

3. Загрязнение атмосферного воздуха в городах

Проблема чистоты атмосферы не нова. Она возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, работающих на угле, а затем на нефти. В течение практически двух столетий задымление воздуха носило местный характер. Дым и копоть сравнительно редких заводских, фабричных и паровозных труб почти полностью рассеивались на большом пространстве. Однако быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта в ХХ веке привел к такому увеличению объемов и токсичности выбросов, которые уже не могут «растворены» в атмосфере до безвредных для природной среды и человека концентраций.

Крупные города являются центрами промышленности, в которых широко используется автомобильный транспорт. А как известно, и промышленность, и автомобили выбрасывают в атмосферу города газы, резко ухудшающие экологическую обстановку.

Основными причинами сложной экологической обстановки в городах, связанной с эксплуатацией автотранспорта, являются:

· отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за соблюдением нормативов государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;

· выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позволяющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;

· слабый контроль за качеством реализуемого моторного топлива;

· недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспорта на менее токсичные виды топлива;

· въезд на территорию городов большегрузного транспорта;

· отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей среды на транспорте.

В Москве, где живет около 9 млн. человек, в 2001 году зарегистрировано 2,7 млн. автомобилей. За год в воздух столицы выбрасывается более 2 млн. тонн загрязняющих химических веществ, по 205 кг на каждого москвича. В 1999 году 90 % этих выбросов создавал автомобильный транспорт. Сейчас в городе запрещено использовать этилированный бензин (содержит в качестве антидетонационной присадки тетраэтилсвинец: 0,41 – 0,82 г/л), создающий особо вредные выбросы (соединения свинца), внедряется экологический сертификат на каждый автомобиль, нейтрализаторы выхлопных газов.

В 1995 году в 150 российских городах опасные автомобильные выбросы превалировали над промышленными. Автотранспорт ежегодно выбрасывал в атмосферу 16,6 млн. тонн загрязняющих веществ – это 40% всех опасных выбросов на территории страны. В 1994 году экологический ущерб России от воздействия транспортно-дорожного комплекса составил 4,8 млрд. долларов. В 1997 году Минздрав РФ сообщил, что 50 млн. россиян проживали в условиях десятикратного превышения ПДК вредных веществ в воздухе, половина которого исходит от автотранспорта.

Во многих странах ужесточаются требования к выхлопным газам автомобилей. За последние 20 лет европейские нормы по оксидам углерода снижены в 20 раз, по углеводородам и оксидам азота – в 17 раз.

Ведутся работы по снижению количества топлива, сжигаемого в двигателях автомобилей, переводу автомобилей на газ и спирт с целью уменьшения вредных выбросов, созданию электромобилей, работающих без выхлопных газов. Однако на зарядку аккумуляторов таких автомобилей требуется затратить электрическую энергию, получаемую на тепловых или атомных электростанциях при соответствующем загрязнении окружающей среды.

В 2000 году мировой парк автомобилей достиг примерно 1 млрд. единиц, из которых 83-85 % приходится на легковые автомобили, а 15-17 % – на грузовые автомобили и автобусы. Из общего числа легковых автомашин примерно 40 % сосредоточено в США, 10 % - в Японии и 20 % - в четырех европейских странах: ФРГ, Франции, Италии и Великобритании. На каждую 1000 жителей в 2001 году в среднем приходилось: в США – 534 автомобиля, Франции – 454, в Великобритании – 322, в России – 167 автомашин.

Если поставить все существующие сегодня в мире автомобили бампер к бамперу, они составят ленту в 4 млн. км, которой 100 раз можно обмотать земной шар по экватору.

Загрязнением атмосферы обусловлено до 30 % общих заболеваний населения промышленных центров. Если исключить из рассмотрения двуокись углерода СО 2 , то в нашей стране в 1994 году 30 % выбросов в атмосферу приходилось на двуокись серы, 10 % - на окислы азота, 25 % - на пыль. Пыль – это сложная смесь частиц, многие из них токсичны (включают мышьяк, ртуть, свинец, медь и прочие вредные металлы), вызывают аллергию, ослабление иммунитета, болезни дыхательных путей. В год в мире выбросы пыли оцениваются в 175 млн. тонн. Твердые и жидкие частицы, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, называются аэрозолями. Они воспринимаются в виде дыма (аэрозоль с твердыми частицами), тумана (аэрозоль с жидкими частицами), мглы или дымки. Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются ТЭС, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические и цементные заводы, промышленные отвалы, взрывные работы.

В 1991 году, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, 70 % городских жителей Земли дышали воздухом, который вреден для здоровья из-за высокого уровня смога, двуокиси серы, окиси азота и других загрязнений. Смог – это густой туман, возникающий в результате выбросов в атмосферу двуокиси азота, озона, углеводородов и других веществ, вступающих в реакции под действием солнечного света (фотохимический смог). Его возникновению способствуют определенные метеорологические условия: отсутствие ветра и дождя, а также температурная инверсия. Во время смога ухудшается самочувствие людей, резко увеличивается число легочных и сердечно-сосудистых заболеваний, возникают эпидемии гриппа.

Город можно рассматривать как материальную основу всей жизнедеятельности человека. Он обеспечивает всю жизнь человека: от родильного дома до кладбища. Город - самодостаточная система.
Первые города возникли на заре цивилизации 5 - 6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра и Евфрата, Нила как крепости, военно-административные центры. Их размеры и местоположение определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Фактически и жизнь современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.
Большой город для нас всегда связан с большой рекой: транспорт, источник водоснабжения, сброс канализационных вод. Кстати, есть версия, что слова «русские», «Россия» связаны со словом «русло». Славяне селились по руслам рек, а в таежной местности реки исполняли роль транспортных путей зимой и летом.
Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городов, является развитие транспорта. С возникновением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов, они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство получает современный вид, реализуя концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.
В настоящее время растет озабоченность специалистов по поводу неуправляемого роста сверхкрупных городов, агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США созданы специальное министерство жилищного строительства и городского развития, комитет по проблемам городов при президенте США. Но в странах с развитыми рыночными отношениями есть такой мощный регулятор городского развития, как высокая цена на землю в больших городах.
В СССР при ведомственном планировании и финансировании капитального строительства любой город стремился заполучить себе как можно больше крупных предприятий. Последствия таких подходов можно проследить по судьбе Красноярска, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и многих других миллионных городов, где крайне неблагоприятная экологическая ситуация.
В современную эпоху основным фактором возникновения и развития городов является промышленность (Ульяновск). Но могут быть и другие потребности общества. Появляются города науки, научно-производственные, научно-экспериментальные центры (Новосибирский Академгородок, Пущино, Байконур), оздоровительно-курортные центры (Сочи, Анапа), города-порты (Находка, Новороссийск).
Сегодня главным ограничительным фактором развития городов является экология. Она же лежит в основе перехода от крупных городов к агломерациям, урбанизированным районам. Например, Московская агломерация - это десятки средних и малых городов с общей численностью населения в 15 млн человек. Качество природной среды все чаще становится приоритетом при выборе места жительства, определяет миграционные процессы.
Каждый город выполняет определенные функции в народнохозяйственном разделении труда. На основании чего выделяют:
1. Монофункциональные - города с преимущественно одной функцией:
. транспортные центры (крупные железнодорожные узлы, портовые города);
. научные города;
. курортные города;
. административные центры.
2. Полифункциональные - многоцелевые города:
. индустриальные центры;
. транспортные и промышленные центры;
. города, связанные с обслуживанием сельского хозяйства, имеющие градообразующие предприятия (Ульяновск с его автозаводом и авиационным заводом).
3. По демографическому составу встречаются города:
. Со сбалансированным демографическим составом населения.
. С несбалансированным составом населения:
- преимущественно мужским или женским населением;
- с преобладанием пожилого населения или молодежи.
4. По численности населения выделяют города:
. Малые - от 50 до 250 тыс. человек;
. Средние - от 250 до 500 тыс. человек;
. Большие - от 500 тыс. до 2 млн человек;
. Крупные - от 2 до 5 млн человек;
. Сверхкрупные - свыше 5 млн человек.
По времени возникновения выделяют сложившиеся и новые городские поселения. В новых городах часто встречаются серьезные диспропорции, перекосы в социальном, демографическом развитии. Новые города чаще всего формируются в районах нового промышленного освоения. Например, с начала формирования в Западной Сибири нефтегазового комплекса в тайге и тундре было построено 25 городов.
Урбанизация - исторически неизбежный этап расселения среды обитания человека. Ее признаки:
. концентрация производства и населения;
. социально-территориальные различия города и деревни;
. наращивание искусственной сферы.
Указанные признаки являются общими для всех формаций. Они отражают воздействие общественного производства на территориальную организацию общества. Развитие производственных сил и производственных отношений оказывает большое влияние на формы и эволюцию урбанизации общества. Для процесса урбанизации характерно перемещение огромных масс населения из деревни в город, их высокая концентрация в крупных и крупнейших городских поселениях, где образовался целый маргинальный слой так называемых лимитчиков. В итоге деревня обезлюдела, а малые города оказались вне главного направления урбанизации. Так, в 1939 году на малые города и поселки приходился 41% городского населения, а в 1996 г. - только 26%.
Крупнейшие города продолжают расти. К началу третьего тысячелетия число городов-миллионеров увеличилось до 30 (в них проживает 28% жителей страны, в городах с численностью, близкой к миллиону - до 40%). Это обусловлено принципиальными техническими сдвигами и структурной перестройкой экономики. Переход к новым технологиям приводит к превращению городов-миллионеров в мегаполисы. В них выгоднее организовывать производство, торговлю, создавать научные, культурные, образовательные комплексы и т. п. В них выше общественная производительность труда. Мегаполисы будут расти и развиваться до тех пор и до того предела, который окажется обусловлен опять-таки общественной производительностью труда.
Пока же рост городов требует установления жестких ограничений на выброс газов, твердых частиц, стоков промышленных и коммунальных отходов и т. п. Например, бурный, бесконтрольный рост Токио, резкое увеличение числа автомобилей в нем привели к многочасовым автомобильным пробкам. Теперь свои автомобили японцы снабжают портативными туалетами.
Жизнь в мегаполисах необратимо изменяет человека, его восприятие природы и его психику. Это может оказаться опасным для будущего человечества. Условия жизни в крупных городах во многом противоречат генетической приспособляемости человека. На заре антропогенеза люди существовали либо большими семьями, либо небольшими общинами: каждый был на виду. Они жили в условиях не конкуренции, а взаимопомощи. Все это создало определенный психологический стереотип и тот психологический настрой, который служил источником психологического здоровья, развивал чувство единения людей с природой. Такой образ жизни сохранялся не менее двух миллионов лет.
Теперь огромные массы людей живут вдали от природы, в квартирах - каменных гнездах; несмотря на давку в общественном транспорте каждый человек социально анонимен. Индивид борется с городской реальностью, так как она порождает то, что человеку биологически не свойственно. Пьянство, наркомания, хулиганство и т. п. - своего рода злобный протест, рождающий преступления.
Мегаполисы - одно из проявлений общепланетарного кризиса. Преодолеть его можно только в рамках новой цивилизации, новой структуры социальных отношений и ценностей. Но идти по пути непродуманной социальной инженерии - дело рискованное. Нужны взвешенные меры. В их числе усвоение аксиомы: человек - элемент биосферы, и он может развиваться только в развивающейся биосфере. Это принцип коэволюции человека и биосферы. В третьем тысячелетии людям надо учиться жить на Земле, чтобы природа и общество могли совместно развиваться. Человек должен вписывать создаваемые им искусственные явления в биосферу, чтобы они развивали ее. Это новый кругооборот веществ должен быть согласован с возможностями природы и должен содействовать ее развитию и стабильности.
Отсюда вытекают многие требования к созданию мегаполисов:
. планирование жилой застройки;
. планирование и размещение промышленных предприятий;
. расширение парковых зон;
. доступность и легкость контактов с природной зоной и т. п.
Реализация принципа природной рациональности требует двух трудных, но крайне важных мероприятий:
1. Необходимо разрабатывать перспективную схему мегаполиса, в основу которой может лечь принцип природной рациональности. Но этот принцип будет противоречить частным интересам отдельных граждан и групп лиц (прежде всего тех, кто организует производственную коммерческую деятельность), которые окажут его реализации решительное противодействие.
2. Мегаполисом должна управлять сильная, грамотная власть, способная довести задуманное развитие города до логического конца, справившись с любым эгоизмом и преодолев любую коррупцию.
Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы. Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организауия повседневной жизни людей.
Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это упорядочение социальной инфраструктуры, приведение в соответствие производственных и культурно-бытовых потребностей, в малых - эффективное использование трудовых ресурсов, благоустройство, создание современного комплекса удобств, жилищного и коммунального обслуживания.
Но самое прискорбное состоит в том, что социальное развитие города до сих пор фактически рассматривается как дело второстепенное, неполноправное и нередко отходящее на задний план.
Немало острых вопросов возникает в новых городах. Опыт проектирования, строительства и функционирования Дивногорска, Набережных Челнов, городов Тюменского Севера говорит о том, что отсутствие необходимых условий для рациональной организации повседневной жизни населения приводит к неудовлетворенности людей местом работы и жительства и как следствие этого - к миграции. Слабое внимание к социальным аспектам ведет к тому, что ряд новых городов оказываются менее удобным для жизни, чем старые, сложившиеся, и неоправданно отстают от тех возможностей, которые имеет страна.
И все же есть способы достаточно эффективно решить эти проблемы на данном уровне: территориальное движение кадров, регулирование занятости населения по полу, совершенствование форм и методов организации досуга, просветительной и оздоровительной работы и т. д.
Город является не только большим скоплением людей, но и концентрацией социальных проблем. Социологи считают, что чем больше город, тем проблемы острее, шире их круг и труднее их разрешить.
Среди социологических проблем города можно выделить следующие:
1. Миграция - перемещение населения, связанное с изменением места жительства. Миграция подразделяется на:
. безвозвратную - с окончательной сменой постоянного места жительства;
. временную - переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок;
. сезонную - перемещение в определенные периоды года.
В качестве мотивов миграции населения из села в город социологи выделяют:
. стремление получить профессию;
. продолжить образование;
. стремление улучшить социально-бытовые условия;
. семейные (женится, выйти замуж);
. нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом.
2. Образ жизни - совокупность особенностей повседневной жизни людей. Среди социологических проблем образа жизни особо выделяется унижение роли человека: не город для человека, а человек, точнее трудовые ресурсы, для города. Другие проблемы:
. скученность, безликость городской людской среды;
. распространение массовой культуры;
. рост неблагополучных семей;
. отклоняющееся поведение молодежи;
. отчужденность и одиночество людей.
Социальное развитие городов долгое время целенаправленно не осуществлялось. Планы городского хозяйства лишь формально охватывали и намечали развитие многих связей. По сути, они были суммой тех вопросов, которые решались на уровне предприятий. Не учитывалось, что город как социальная единица, определенная структура закономерных связей существенно отличается от структуры таких связей как на уровне общества, так и на уровне предприятия. Фактом стало хаотичное, нескоординированное развитие городов, когда усилия концентрировались только на городском хозяйстве.
В 1991 году в ряде городов России начался крупномасштабный эксперимент по введению новой структуры исполнительской власти - института мэров, префектов и других должностей, суть которого состоит в том, чтобы сделать руководителей городов и районов реальными представителями власти и организаторами процессов по удовлетворению нужд населения. Социологам предстоит большая работа по научному сопровождению данного эксперимента, по подготовке выводов для дальнейшего совершенствования форм управления городом.
Практика развития городов все больше подтверждает тот факт, что социальные проблемы можно решить только на основе учета интересов населения. Пока имеющаяся практика социально-экономического развития не обеспечила эффективного сочетания интересов территории и отдельных субъектов экономической, социальной и культурной деятельности.
Особо важным объектом социального развития городов становится производственная и социальная инфраструктура, т. е. комплекс организаций и учреждений, создающих предпосылки для эффективной организации производства и повседневной деятельности населения. В стране имеется опыт комплексного решения экономических и социальных задач на уровне города. Однако условия, в которых оказались многие города, весьма отличны друг от друга. Это результат произвола, стихийного развития, отсутствия нормативной базы, безответственности как центральных, так и местных органов власти.
Сосредоточение внимания городских властей на развитии инфраструктуры при освобождении их от некоторых несвойственных функций освободило бы их от необходимости противопоставлять производственные задачи социальным, экономить на неотложных нуждах населения. Но это требует реформирования и определения статуса городов как полномочных представителей населения, обладающих в то же время реальной правовой и финансовой базой. Такой подход позволил бы поднять роль местных органов власти в распределении и планировании средств. Опыт убедительно показывает, что сосредоточение в их руках всего жилищного фонда, культурно-бытовых учреждений, инженерных сооружений и коммуникаций, принадлежащих предприятиям и организациям, а также их финансовых и материальных ресурсов на развитие социальной инфраструктуры создает благоприятные условия для гармоничного развития города, для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей, для улучшения социального самочувствия и создания устойчивого социального настроения.

Урбанизация (франц. Urbanisation, от лат. urbanus - городской) - исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, выражающийся в преимущественном сосредоточении населения, экономики, культуры и т. д. в крупных городах, с одной стороны, с другой -распространение стандартов городской культуры и в целом образа жизни на сельскую местность. Интенсификация данного процесса тесно связана с индустриализацией. Урбанизация оказала огромное влияние на расселение населения (резкое сокращение удельного веса сельского населения в пользу городского), его демографическую и социально-профессиональную структуру, образ и уровень жизни и др. Исторически урбанизация была обусловлена необходимостью и эффективностью концентрации различных форм и видов деятельности {материальной и духовной), общения, усиления взаимосвязей между различными сторонами человеческой жизнедеятельности. Она способствовала преодолению культурной и социальной отсталости в сельских поселениях, становлению современной экономики и т. д.

Процесс урбанизации прошел два этапа. Первый характеризуется большими перемещениями сельского населения в города, ростом числа городов, концентрацией и накоплением экономического, культурного потенциала в крупных городах. На втором этапе происходит распространение сложившихся стандартов городской культуры через средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение) и их освоение населением мелких городов и сельских поселений. Урбанизация резко изменила характер расселения населения - его точечная форма заменилась агломерациями. Вокруг крупнейших городов образовались системы поселений, вовлекая в среду влияния все новые территории.

Урбанизация имеет ряд негативных последствий: нарушается равновесие в распределении населения по территории; экологические нарушения, проблемы нездоровой среды обитания населения - шума, загрязнения воздуха, инфекционной опасности, ультразвуковых излучений, проблемы транспорта, уплотнения застройки и др.; негативные социальные последствия - рост преступности, наркомания, проституция и т.д.

Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире называется урбанизацией. Урбанизация - важнейший социально-экономический процесс современности. В его развитии выделяются три этапа:

1. начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;

2. первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;

3. вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

Урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Черты урбанизации Примеры проявления
1. Быстрые темпы роста городского населения За вторую половину XX века доля городского населения выросла на 16% (при этом ежегодно численность городского населения увеличивается на 50 млн чел.)
2. Концентрация населения преимущественно в больших городах В начале XX века больших городов (свыше 100 тыс. чел.) было 360, к настоящему времени - более 2500

Число городов-миллионеров превысило 200. 20 городов мира имеют численность населения более 10 млн чел.

3. "Расползание" городов, расширение их территории Формирование агломераций. Например, Мехико, Сан-Паулу, Токио, Нью-Йорк с численностью населения 16-20 млн чел.

Формирование мегалополисов: Босваш (45 млн чел.), Токайдо (60 млн чел.) и др


При наличии общих черт процесс урбанизации в разных странах имеет свои особенности, которые выражаются в уровне и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации можно выделить:

Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень - в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название "городской взрыв". Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации - переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Урбанизация (франц. urbanisation, от лат. urbanus – городской, urbs – город), исторический процесс повышения роли городов в развитии общества, который охватывает социально-профессиональную, демографическую структуру населения, его образ жизни , культуру, размещение производит, сил, расселение и т.д. У. оказывает огромное влияние на развитие различных социально-экономических формаций и государств, именно с городами связаны основные достижения цивилизации.

В 3–1-м тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, Малой Азии, Китае, в греко-римском мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. В городах средневековья и эпохи Возрождения формировались элементы капиталистического способа производства, буржуазной культуры. Усиление процесса У. в 19 в. вызвало возрастание концентрации населения в городах, что оказалось возможным благодаря росту промышленности, интенсификации сельского хозяйства, развитию средств транспорта и связи, медицины и т.д. К. Маркс отмечал роль «городских отношений», проникновение которых в деревню характеризует «новейшую историю» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470).

Городского население СССР между 1926 и началом 1975 выросло почти в 5,8 раза, с 26,3 млн. до 153,1 млн. чел. К середине 1976 его доля составила 62%.

Доля городского населения по другим районам мира составляла (к 1970): в зарубежной Европе – 63,6%, зарубежной Азии – 24,7%, Африке – 22,3%, Сев. Америке – 74,5%, Латинской Америке – 56,2%, Австралии и Океании – 67,9% всего населения. По отдельным развитым капиталистическим странам доля городского населения составляла: в США – 73,5%, ФРГ – 82,2%, Великобритании – 79,1%, Франции – 70% (1968), Италии – 51,5%. За 1965–70 число горожан в мире росло в 1,5–2,5 раза быстрее, чем всё население мира (см. табл. 1).

Табл. 1. – Динамика городского населения мира в 1800–1970

Год Всё население мира, млн. чел. Городское население, млн. чел. Доля во всем населении мира, %
Всего в т. ч. в городах с населением: Всего городского населения населения городов, имеющих:
20 тыс. чел. и более 100 тыс. чел. и более 20 тыс. чел. и более 100 тыс. чел. и более
1800 906 29,3 23,5 16,6 3,0 2,4 1,7
1850 1171 80,8 54,3 29,0 6,4 4,3 2,3
1900 1608 224,4 151,8 90,8 13,6 9,2 5,5
1950 2400 706,4 566,7 406,0 28,2 22,7 16,2
1970 3628 1399,0 1169,5 863,9 38,6 32,2 23,8

У., развитие городов вызываются объективной необходимостью концентрации и интеграции разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, общения, усилением связей между различными сферами производства, науки и культуры, что, в свою очередь, повышает интенсивность и эффективность социальных процессов. Наиболее эффективно эти процессы протекают в крупнейших городских центрах, больших городах, где особенно плодотворно взаимодействие социально-политических, экономических и научно-технических факторов, культурных традиций, различных слоев населения и т.д. Именно в крупнейших городских центрах возникли и концентрировались передовые социальные идеи и движения. К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали роль городов в развитии рабочего движения (см. там же т. 2, с. 354; т. 23, с. 514). «Столицы или вообще крупнейшие торгово-промышленные центры..., – писал В. И. Ленин, – в значительной степени решают политическую судьбу народа...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 40, с. 6–7).

На современном этапе У. наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в больших городах (100 тыс. чел. и более). В СССР в 1970 в таких городах проживало 31,2% всего населения, в Великобритании – 45,6%, в Японии – 48,2%. Особое место в этом процессе занимает рост городов-«миллионеров», число которых в мире составляет около 150, в том числе в СССР – 14 (1976).

Процесс У. имеет две стороны, или «фазы». В первой «фазе» происходит концентрация и накопление экономического и культурного потенциала общества в крупных городских центрах, что создаёт условия для формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности. Во второй «фазе» эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сельскими поселениями, что, в свою очередь, даёт новый импульс для наращивания потенциала главных центров.

Эффективность функционирования этого двуединого процесса зависит от социально-экономической природы общества. При капитализме взаимодействие двух сторон У. оказывается нарушенным; социальная разобщённость противостоит интегративной природе У., столкновение антагонистических интересов классов и социальных групп, частная собственность на землю, противоположность центров и застойной периферии рождают кризис городов. Процесс У. носит стихийный характер. В больших городах капиталистических стран становятся особенно острыми проблемы безработицы, преступности, складываются районы трущоб, этнически сегрегированные гетто и т.д. В связи с этим в буржуазном обществе усиливаются антигородские настроения (например, «антиурбанизм» в США).

Важную роль играет процесс У. в развивающихся странах. При всей своей сложности и болезненности (быстрая концентрация в городах неподготовленного к «городскому» труду сельского населения, ограниченность материальных ресурсов и т.д.) он способствует становлению современной экономики, преодолению отсталости и многоукладности, национальной консолидации, развитию социально-политической структуры общества.

При социализме создаются реальные предпосылки для управления У., гармоничного взаимодействия обеих её сторон. Позитивные закономерности городских процессов, интегративные тенденции У. находят благоприятную основу в системе общественных отношений социалистического общества. У., большие города играют ведущую роль в усилении социальной однородности социалистического общества, распространении передовой морали, преодолении патриархальных пережитков и т.д. Возникающие в силу объективной неравномерности городских процессов различия в концентрации населения, распределении потенциала отдельных городов, неодинаковость воздействия на природную среду в больших и малых поселениях, а также др. внутренние противоречия и сложности У. (проблемы транспорта, шума, уплотнённость застройки и др.) преодолеваются с помощью народно-хозяйственного и социального планирования на основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого, пропорционального развития всех поселений. Расширяется процесс освоения всеми членами общества, всеми районами страны высших материальных и духовных ценностей, накапливаемых в крупнейших экономических и культурных центрах. Таким образом, становится возможным использовать преимущества У. с одновременной нейтрализацией её негативных последствий.

На современном этапе У. меняется характер концентрации населения, её «точечная» форма уступает место агломерациям. Вокруг крупнейших городов стремительно развиваются целые системы поселений, вовлекая в орбиту непосредственного влияния главных центров экономики и культуры страны всё новые районы. В СССР число агломераций (по некоторым оценкам) приближается к 70 (см. табл. 2).

Табл. 2. – Некоторые крупнейшие городские агломерации СССР (1970)

Наименование Площадь, тыс. км 2 Количество городских поселений Численность населения, млн. чел.
всего городское сельское
Московская 8,4 81 10,6 9,7 0,9
Ленинградская 6,6 55 4,4 4,3 0,1
Горьковская 3,2 28 1,9 1,8 0,1
Донецкая 4,1 61 1,8 1,7 0,1
Харьковская 4,5 46 1,7 1,6 0,1
Свердловская 4,3 32 1,6 1,5 0,1

У., «городские отношения» стимулируют культурные процессы, играют огромную роль в формировании личности в развитом социалистическом обществе. На современном этапе, в эпоху научно-технической революции, с возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью городской культуры становится городской образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения в насыщенной городской среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных слоев и групп социалистического общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности, образования, общей культуры и т.д. Городская культура становится базой преодоления существенных различий между городом и деревней.

Одним из важнейших признаков городского образа жизни является стремление человека к постоянному обновлению информации и контактов в сферах профессиональной деятельности, культуры, личностного общения и т.д. Развитие и специализация социальных потребностей, пространственная подвижность населения усиливают «транслокальные» тенденции городской культуры. Снижается значение местной деятельности в городе, «соседских» контактов. Повышается роль центров крупнейших городов и агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные тенденции становятся одним из основных факторов интеграции социально-пространственного организма города. К. Маркс писал, что «само существование города как такового отличается от простой множественности независимых домов. Здесь целое не просто сумма своих частей. Это своего рода самостоятельный организм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1, с. 470). В условиях социалистического общества реализуется возможность наиболее полного включения человека (наряду с семейными, производственными и др. группами и коллективами) в единое городское сообщество.

Особую роль в расширении сферы действия урбанизации, городской культуры играют средства транспорта, связи и массовой информации (печать, радио, телевидение), которые приобщают жителей периферийных районов, малых городских и сельских поселений к ценностям больших городов, меняют их культурную ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных городских центров, усиливается процесс концентрации населения в агломерациях. При социализме в районах крупнейших городов и агломераций создаются предпосылки и для преодоления ограниченно-потребительского отношения к природной среде. Природа становится частью городской культуры, урбанизация гармонизирует взаимодействие социальных и собственно природных процессов.

Необходимость разрешения возникающих в ходе У. экологических, социально-культурных, градостроительных и др. проблем требует постоянного совершенствования управления этим процессом в социалистическом обществе. Овладение наиболее существенными закономерностями и механизмами У. повышает эффективность этого управления.



Loading...Loading...