Политическая деятельность. Что такое политическая деятельность? Внутренняя и внешняя политика На что направлена политическая деятельность

Деятельность - это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение их потребностей, на преобразование окружающего мира и собственной природы. Деятельность человека носит осознанный целенаправленный характер.

Политическая деятельность - это осознанные целенаправленные действия субъектов политики, преследующих индивидуальные, групповые цели и интересы. Она является прерогативой политических профессионалов, исполняющих свои функциональные обязанности. При этом если политические профессионалы входят в государственные структуры, то их деятельность должна представлять собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы общества. Если же это деятельность субъектов политики, находящихся в оппозиции к правящему режиму, то она может преследовать совершенно иные цели и интересы.

Политическая деятельность связана с выражением и зашитой интересов определенных социальных групп. Поэтому действия отдельного индивида, преследующего личные или групповые цели, могут приобретать политический характер лишь по мере их включенности в общественную политическую деятельность.

Суть политической деятельности заключается в организации и управлении общественными отношениями при помощи институтов власти. Сама политическая система общества может функционировать и развиваться только благодаря политической деятельности. При этом функционирование политической системы складывается как из непосредственной деятельности субъектов политики, так и из опосредованного участия в политической деятельности людей, делегировавших свои полномочия представительным органам власти и другим политическим институтам.

Но нередко получившие от своих избирателей властные полномочия и уже сформировавшиеся политические институты власти игнорируют первоначальные обещания и таким образом нейтрализуют политическую деятельность большинства граждан страны. В результате политическая деятельность становится монополией политиков-профессионалов.

Важнейшими чертами политической деятельности являются рациональность, эффективность и легитимность. Рациональность предполагает выражение общественной потребности, целесообразности и научной обоснованности политических целей и способов их достижения. Эффективность - это реальные результаты политической деятельности. Легитимность - одобрение и поддержка политической деятельности гражданами страны.

Но в реальной жизни политическая деятельность может быть иррациональной, неэффективной и нелегитимной. Такой негативный результат политической деятельности зависит не только от профессиональных качеств субъектов политики и от наличия у них необходимых ресурсов, но и от их политической мотивации. Если правящая политическая элита своей политической деятельностью создает наиболее благоприятные условия для сравнительно небольшого слоя богатых людей, игнорируя интересы остальных (например, как это делается с начала 90-х годов XX в. в России), то для большинства граждан страны и общества в целом такая политическая деятельность будет иррациональной, неэффективной и нелегитимной.

Основные виды политической деятельности:

борьба за политическую власть и властные полномочия. Этот вид политической деятельности является одним из основных, так как обладание властью или участие в реализации властных полномочий дает субъектам большие возможности в достижении намеченных целей;

участие в формировании разработки и реализации политических решений;

деятельность в негосударственных политических институтах (партиях, общественно-политических организациях и движениях и других);

организация и проведение массовых общественно-политических мероприятий (митингов, демонстраций, забастовок, пикетов и пр.);

мотивированное неучастие в различных политических мероприятиях, например, как форма протеста против политики, не отвечающей интересам актора или его социальной группы.

В зависимости от направленности действий исследователи выделяют три основные группы политической деятельности58: 1)

деятельность в рамках самой политической системы, например взаимодействие между политическими институтами; 2)

действие политической системы, направленного на окружающую среду, например принятие управленческих решений с целью изменения отношений в обществе; 3)

действия окружающей социальной среды, направленные на политические институты власти, например выражение поддержки или недоверия правительству, участие в формировании институтов власти на выборах и другие.

Политическая деятельность делится на практическую и теоретическую. Каждый из этих видов деятельности определяется спецификой политического субъекта.

Политическое поведение - это качественная характеристика политической деятельности и политического участия; это то, как человек ведет себя в разных ситуациях, в разных политических событиях. Например, 450 депутатов одновременно участвуют в работе Государственной Думы, т. е. занимаются политической деятельностью. Но поведение всех этих субъектов политики неоднозначно. Одни спокойно дремлют в своих депутатских креслах, другие что-то выкрикивают с места, третьи рвутся к микрофону, установленному на трибуне, а четвертые затевают потасовку со своими коллегами.

По-разному ведут себя и участники политического события. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи пытаются спровоцировать кровопролитные столкновения. Все эти различия в действиях субъектов и участников политики попадают под определение «политическое поведение».

Другими словами, все указанные выше субъекты и участники занимаются политической деятельностью или участвуют в политическом событии, но каждый ведет себя по-своему. Следовательно, политическое поведение - это способ проявления политического участия в политической деятельности.

По мнению Д. П. Зеркина, в политическом поведении проявляются прежде всего субъективно-субъективные отношения. Это выражение состояния самого субъекта в процессе действия. Тогда как в политической деятельности на первом плане находятся субъективно-объективные отношения, т. е. отношения, обусловленные видом деятельности59.

Политическое поведение индивида (группы) может зависеть от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.

Индивидуальные эмоционально-психологические качества субъекта или участника политического процесса. Например, для поведения В. В. Жириновского характерными являются такие свойства, как эмоциональная насыщенность, импульсивность, непредсказуемость, эпатаж; для В. В. Путина - рассудительность, взвешенность в словах и поступках, внешнее спокойствие.

Личная (групповая) заинтересованность субъекта или участника в политических действиях. Например, депутат усиленно лоббирует интересующий его законопроект, хотя при обсуждении других вопросов он достаточно пассивен.

Адаптивное поведение. Связано с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям политической жизни. Например, трудно представить себе смельчака, который в толпе, прославляющей какого-либо политического вождя (Гитлера, Сталина, Мао Цзедуна), стал бы выкрикивать лозунги, обличающие этого вождя.

Ситуативное поведение. Обусловлено конкретно сложившейся ситуацией, когда субъекту или участнику политического процесса практически не остается выбора.

Поведение, обусловленное моральными принципами и нравственными ценностями политического актора. Например, Ян Гус, Дж. Бруно и многие другие величайшие мыслители не могли «поступиться принципами» и стали жертвами инквизиции.

Компетентность актора в политической ситуации или политических действиях как фактор поведения. Она проявляется в том, насколько хорошо субъект владеет ситуацией, понимает суть происходящего, знает «правила игры» и способен адекватно их использовать.

Поведение, обусловленное политическим манипулированием, когда ложью, обманом, популистскими обещаниями «принуждают» людей вести себя соответствующим образом.

Насильственное принуждение к определенному виду поведения. Такие методы воздействия на поведение обычно характерны для тоталитарных и авторитарных режимов власти. Так, например, при коммунистическом режиме в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических акциях (субботниках, митингах, выборах, демонстрациях) и при этом вести себя определенным образом.

На характер деятельности и поведения значительное влияние оказывает мотивация и степень вовлеченности актора в политическую жизнь. Например, для одних участие в политических событиях - случайный эпизод, для других политика является профессией, для третьих - призвание и смысл жизни, для четвертых - способ зарабатывать себе на жизнь. Массовое поведение может быть обусловлено социально-психологическими свойствами толпы, когда индивидуальная мотивация подавляется и растворяется в слабо осознаваемых (иногда стихийных) действиях толпы.

Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и осуществляющих властные функции индивидов и групп.

При обращении к изучению политической деятельности внимание сосредоточивается на динамичном аспекте политики — разнообразных действиях, направленных на реализацию политических целей.

Характерные черты политической деятельности:

- концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;

Рассмотрение государства, его институтов в качестве основного средства решения этих проблем;

Использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Основные состояния политической деятельности:

- политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д.;

- политическая пассивность — вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы. Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

- рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

Объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;


Растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

Все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Политическая деятельность реализуется в практических действиях, направленных на реализацию политических целей, выполнение политических программ. Эти действия осуществляются в определенных формах.

Обычно выделяют две формы политического действия — мирную (ненасильственную) и насильственную. Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.

Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя.

Реформы в отличие от революций не предусматривают перехода власти от одного класса к другому и способствуют экономическому и социальному прогрессу, Следует отметить, что на Западе реформистские политические партии и тесно связанные с ними профсоюзы играли и играют огромную роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального положения трудящихся, за что и пользуются их массовой поддержкой.

К мирным способам политического действия примыкает конформизм (от лат. con formis — сходный, подобный), т.е. при способленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конформистов слабы или вообще отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют за любым политическим курсом, подчиняются обладающему большей силой политическому субъекту или авторитету. В нашем обществе у многих людей конформистская позиция проявляется в формулах "я человек маленький", "моя хата с краю" и т.п.

К мирной, ненасильственной форме политического действия можно отнести парламентские способы и методы решения политических проблем, например путем внесения изменений в конституцию, принятия законов, заключения договоров, проведения выборов, а также межпартийных, межгосударственных и межгрупповых переговоров.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм .

Война — это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, гражданской, или межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц , есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Особенно опасны войны в наше время, время ядерного и химического оружия, когда любая локальная война может привести к мировому военному пожару.

Революция — это качественное изменение в развитии природы, общества и познания (например, геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества. Первым актом, знаменующим переход от одной общественно-экономической формации к другой, является революция политическая, т.е. завоевание политической власти революционным классом. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти — главный вопрос любой революции.

Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию. Иногда контрреволюция берет верх и революция терпит поражение (революция 1848 г. в Германии , Парижская Коммуна 1871 г., демократическая революция в 30-е rr. в Испании).

Американские социологи Л. Эдварс, Д. Питти, К. Бринтон утверждают, что существует некий "фатальный закон термидора", согласно которому каждая революция неизбежно перерастает в контрреволюцию и заканчивается реставрацией старых порядков. Название сформулированного ими закона происходит от Термидорианского переворота 27-28 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю), свергнувшего якобинскую диктатуру и положившего конец Великой французской революции . В результате этого переворота были ликвидированы революционные завоевания и начался контрреволюционный террор.

Диктатура — система политического господства, неограниченная власть группы, личности. Диктатура есть и особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти отдельными группами или лицами, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции.

Исходя из последнего, диктатуру делят на революционную и авторитарную. Примерами революционной диктатуры могут быть якобинская диктатура 1793-1794 rr. во Франции, большевистская диктатура после Октябрьской революции 1917 г. в России; контрреволюционной — диктатура Кавеньяка во Франции в 1848 г., пиночетовская диктатура в Чили; авторитарной — сталинская диктатура в СССР.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор. Террор (от лат. terror — страх) — расправа с политическими противниками насильственными способами (убийство, нанесение тяжелых увечий), использование различных средств для вызывания страха у политических противников, населения для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории. Помимо убийств используются шантаж, захват заложников, взрывы транспортных средств, зданий и др.

В последнее время широкое распространение получил международный терроризм, используемый в межгосударственных отношениях, а также между различными политическими силами, консолидирующимися в международном масштабе (разного рода левацкие организации, религиозные, националистические). В ряде республик бывшего СССР террористические методы стали довольно широко использоваться экстремистами националистического толка. Особенно часто они стали проявлять себя в Закавказье.

В процессе демократизации советского общества в ряде регионов используются стихийные формы массового политического действия: митинги, шествия, забастовки. Вместе с этими цивилизованными формами манифестации политических взглядов и различных требований имеется немало случаев и агрессивных действий толпы, приводящих к человеческим жертвам.

Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на экономический и политический кризисы, на ухудшение социального положения. Нередко стихийные массовые действия носят иррациональный (неразумный) характер. Они используются силами, стремящимися отвести от себя гнев людей и направить его против формируемого ими "образа врага". Их нередко используют нечистоплотные политики для того, чтобы нажить себе политический капитал.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои, или люмпены. В древности их называли "охлосом" (чернью) в отличие от "демоса" (народа). Отсюда происходят и понятия "охлократия" — власть толпы и "демократия" — власть народа. Нередко толпа вовлекает в свои действия людей и с более высоким социальным статусом, в том числе и представителей интеллигенции.

Вместе с толпой выходят "вожди", которые обещают легкий путь решения экономических и политических проблем, используя при этом расовые, национальные, религиозные и другие предрассудки. "Вождям" нужна власть, которую они хотят получить с помощью толпы в условиях страха или недовольства масс существующим положением.

Проблема исследования психологии поведения толпы привлекла внимание социологов и политологов уже давно, в то время как у нас они только начинают получать распространение. В ней пытались разобраться еще в середине прошлого века Г. Тард, Г. Лебон, В. Троттер, У. Макдугал. Впоследствии ее изучал и З. Фрейд .

Из-за анонимности толпы и ее безответственности человек способен на действия (даже убийство), которые бы он никогда не совершил, будучи один. В толпе человек легко приносит в жертву коллективизму свои личные интересы. В ней он легко поддается внушению, массовому гипнозу (например, влияние на толпу Гитлера , Кашпировского, музыкальных ансамблей, певцов, футбола).

Всякое общество, существующее или существовавшее в нашем мире, так или иначе возникло только лишь после того, как людей связали прочные и долговременные социальные связи. А они во многом формируются на основе политической жизни общества. Таким образом, политическая деятельность крайне важна для всякого человеческого социума, являясь подобием раствора в каменной кладке. Только с ее помощью может сформироваться политический «организм», который крайне необходим для принятия важных решений.

Увы, но современная политология по каким-то причинам не уделяет должного внимания изучению столь важного вопроса. Более того, сегодня политическая деятельность вообще рассматривается в отрыве от процессов, которые происходят в социуме. Конечно же, это совершенно недопустимо.

Что это такое?

Так что изначально понималось под «деятельностью», что подразумевает данный термин? Это понятие используется для обозначения политических отношений, которые позволяют сохранять старые или создавать новые структурные связи в управленческой структуре социума. Нужно отметить, что социологи делят политическую деятельность сразу на несколько частей, так как понятие это не слишком-то однородное. Вот эти составляющие:

  • Субъект. Это государственный деятель или их группа, которые занимаются достижением определенной цели. К примеру, внутренняя и внешняя политика в этом случае могут предусматривать выход на международные рынки с целью повышения благосостояния собственного населения.
  • Объект. Это тот предмет (закон, социальная группа), на который направлена их работа. Сама деятельность при этом также считается объектом, так что об этом не следует забывать.

Важна также цель, используемые средства и конечный результат, ради которого так или иначе ведется всякая политическая деятельность. Она, как и любая другая отрасль человеческой жизни, всегда основывается на некой мотивации, исходя из которой подбираются также методы достижения поставленного перед собой результата. В общем-то, именно поэтому любую деятельность подобного плана можно поделить на два этапа:

  • Разработка политики поведения.
  • Собственно, сама работа по достижению цели.

Для успеха нужны какие-то ценностные убеждения и ориентация, исходя из которой деятельность подразделяют на три типа: познавательную, ценностную и практическую.

Этапы работы

Любая работа, в том числе и политического направления, делится сразу не несколько этапов:

  • Оценка выполнимости поставленной перед собой задачи.
  • Прогнозирование результатов ее выполнения.
  • Затем специалист должен попытаться адаптировать уже существующие способы, которые использовались его предшественниками при решении подобных задач, к существующим условиям работы.
  • В ходе развития рабочего процесса его следует постоянно корректировать, дабы избежать нежелательной бифуркации конкретной ситуации, с ее последующим развитием по не слишком выгодному для вас направлению.

В политической деятельности могут участвовать сразу несколько участников: народ при помощи выборов или референдума, весь бюрократический аппарат или органы судебной власти, а также все политические партии, входящие в состав Парламента, Думы и т. д.

Основные представления о вопросе

В современных вузах это важнейшее понятие подменяется термином «политическое поведение». Именно это самое «поведение» и рассматривается в качестве того ключа, который предопределяет развитие управленческой структуры в государстве. Именно это понятие сегодня предпочитают рассматривать в качестве отдельной сферы социальных взаимоотношений, что еще более запутывает и без того непростой вопрос. А потому сразу расставим все точки над «i»: «политическая деятельность» и «поведение» являются равнозначными терминами, но рассматриваемыми с разных точек социологического зрения.

Некоторые противоречия подходов

Такой подход стал возможен благодаря американцам. Начиная с середины прошлого века, их социологи стали пытаться отыскать способы изучения политики с точки зрения обычных наук о человеческом обществе. Вот так в политологии появился истинно социологический термин «поведение». Впрочем, результат получился любопытный, так как все поступки политиков стало проще оценивать с психологической точки зрения. Получилась своеобразная «политическая психология», которую, собственно говоря, изучают в современных вузах, причем акцент при этом делается на деятельность и поведение отдельных членов самого социума, которые могут участвовать в политической деятельности.

Именно поэтому в западной литературе чаще всего встречается термин «электоральное поведение». Кроме того, источники характеризуют его и как «гражданское сознание». Термин этот так примелькался в западной прессе, что его значение практически забылось. Напротив, в отечественной литературе «политическое поведение» рассматривается как отдельное понятие, выражающее отношение социума к сложившейся в стране политической обстановке. То есть в это определение попадает как участие в выборах, так и «забеги» при активном содействии противоправным митингам и демонстрациям. Соответственно, если человек входит в какие-то политические партии, он также может считаться лицом с «активным» поведением.

В любом случае политологи и социологи сходятся в том, что конкретные действия обусловлены психологической «обустроенностью» личности, ее зрелостью и наличием твердых, устойчивых убеждений. При этом психологи небезосновательно утверждают, что при этом в человеке, как и во всех прочих случаях, может говорить зависть, у него могут иметься какие-то глубокие внутренние противоречия, «всплывающие» в виде сексуальных девиаций или показательного неприятия другой точки зрения.

Почему этот термин не принимают некоторые ученые?

Мы уже не раз говорили, что понятие «поведение» в данном конкретном случае не совсем корректно. Ни в коем случае не следует привязывать его к «деятельности». Те же американские исследователи порой противоречат основополагающим основам самой социологии. Так, термины «гражданская позиция» и «демократическое поведение» для них оказываются едиными, что в корне неверно и ошибочно. Более того, мы уже описывали ситуацию, когда явно противоправные действия по подрыву гражданского порядка и, теоретически, конституционных основ государственности, являются, согласно их подходу, «политической деятельностью». Именно такое толкование терминов и подмена понятий приводят к совершенно абсурдным выводам: получается, что политология и социология - совершенно «пустые» науки, оперирующие заведомо неверными, запутанными аксиомами.

Наконец, словосочетание «политическое поведение» вообще не слишком корректно со всех точек зрения. Если перевести это понятие на язык нормальной логики, то получается что-то вроде «поведения политики». Возникает неразрешимый парадокс. Таким образом, все же не следует полностью проецировать социологическую составляющую на политическую жизнь, так как результаты будут в корне неверными. Можно ли в этом случае прийти к консенсусу? Да, такая возможность есть. Следует помнить, что в политике, как и в прочих областях человеческой деятельности, играет важную роль наше биологическое, социальное естество, но в большинстве случаев факторы политической деятельности его полностью подавляют.

Если говорить проще, отношение человека к окружающему миру зависит как от его индивидуальных психологических особенностей, так и от воспитания. Но! Поведение - это не форма социальной активности, чтобы о том не говорили некоторые специалисты. Даже если человек проявляет свою индивидуальность в группе (чего почти не бывает), индивидуальность прочих индивидов при этом все равно сглажена и не проявляется настолько, чтобы оказывать какое-то влияние на достаточно большие группы людей. Собственно, а для чего мы сейчас обсуждаем психологические нормы, если разговор ведется о политической деятельности?

Перенос психологических приемов на политическую жизнь

Давайте представим себе обычные, среднестатистические выборы. Они являются своеобразной формой «демократической» активности человека (еще одно ложное понятие) и целых общественных организаций и объединений. Реальное участие обывателей в этом процессе определяет как уровень их «гражданской сознательности», так и гражданский статус. Собственно, так связана политика и власть. Именно в этот момент определяется и политическое поведение человека. Если говорить упрощенно, процесс выборов наглядно показывает, насколько культурен данный индивид, насколько цивилизованно и спокойно он может выражать свое мнение или отстаивать свою же точку зрения. Конечно, те или иные явления могут и носят массовый характер, но все же вычленить в общей массе индивидуальность бывает не так уж и сложно.

Что характеризует это направление деятельности?

В общем, так можно описать не только ориентированность того или иного человека на политику, но и его психологические качества. То есть ничего сугубо специфического в таком подходе попросту нет. По сути, политика и власть никак не отделяются от общечеловеческих стереотипов, прихотей и слабостей. Деятельность же людей в этой сфере никак не отличается от аналогичных действий в любой другой отрасли. Таким образом, рассмотренные выше термины имеют мало общего с реальным положением дел. Пожалуй, американские социологи в свое время были абсолютно правы в том, что политику не следует отделять от обычной социологии и психологии. Вот только они явно ошибаются в том, что термин «политическое поведение» и «деятельность» не следует разделять. Поясним.

Каковы же отличия?

Здесь может возникнуть очень простой вопрос: как деятельность политической организации отличается от работы, к примеру, лесозаготовительного предприятия? Конечно, различия есть. Все же политология рассматривает те факторы, которые влияют на принятие управленческих решений и являются сугубо специфическими именно для данного рода деятельности. Особенностью является то, что эти задачи зачастую требуют от человека абстрагироваться от обычных, людских мотивов и целей. Именно поэтому можно все же утверждать, что результаты политической деятельности и ее мотивы следует рассматривать с отдельной точки зрения, применяя подходы, отличающиеся от общепринятых. А сейчас мы поговорим о глобальных процессах, понимание которых тесно связано с теми сведениями, которые были предоставлены выше.

Внешнеполитическая работа

На международной арене каждое самостоятельное государство всегда реализует свою собственную внешнюю политику, подчиняющуюся интересам граждан этой страны (в идеале). Если не углубляться, то так можно назвать комплекс мер и решений, которые в полнейшей мере соответствуют интересам собственных граждан, но вместе с тем не подрывают авторитет страны на международном поле и не создают условий, препятствующих мирному, дипломатическому урегулированию возникающих противоречий и разногласий. Конечно же, внутренняя и внешняя политика очень тесно связаны, так как процессы, происходящие внутри, зачастую вынуждают правительство идти на какие-то меры для защиты интересов населения.

Следует помнить, что действительно сильное, самостоятельное выражение своих интересов на международной арене возможно только в том случае, когда правительство опирается на следующие потенциалы: демографический, экономический, технический, научный и военный блоки. Чем больше «кусочков» присутствует в этой мозаике, тем вольготнее может себя чувствовать страна. Традиционно задачи политической деятельности в этой области чрезвычайно «просты»: нужно наладить устойчивые дипломатические связи с другими странами и, по возможности, склонить их к союзничеству (не обязательно военному). Только в этом случае будет возможно заключение договоров на всех уровнях с наиболее выгодными для государства условиями. Ошибки здесь стоят очень дорого.

Конечно же, внешняя политика всегда определяется множеством постоянных факторов, далеко не все из которых являются благоприятными: размер страны, ее географическое месторасположение, наличие или отсутствие ресурсов. Чем менее благоприятными являются условия внутри, тем активнее государство стремится участвовать в международных процессах и тем более миролюбивым ему приходится быть. При скудных ресурсах и невысоком потенциале в научной, оборонной и демографической сферах попросту нереально решить вопросы силой. А потому развивается профессиональная политическая деятельность «в лице» дипломатии, отстаивающей национальные интересы в самых сложных ситуациях.

Внутренняя деятельность

Большинство исследователей в наше время придерживаются мнения, что внутренние функции государства подразделяются на следующие типы:

  • Хозяйственная деятельность. Подразумевается организация нормальной экономической деятельности.
  • Стабилизация. Недопущение резких общественных потрясений.
  • Координация, то есть создание общественного, единого «монолита».
  • Социально-политическая деятельность. Распределение благ, назначение и выплата всех типов социальных пособий.
  • Воспитание и культурное развитие народонаселения страны.
  • Правовая функция, которая подразумевает создание и внедрение социально справедливых законов и законодательных норм.
  • Экологическая деятельность, защищающая природные ресурсы государства.

Основная классификация и перечень выполняемых действий

Строго говоря, направления политической деятельности внутри государства можно поделить всего лишь на два типа:

  • Основная работа.
  • Неосновные задачи.

Основные - те функции, которые могут осуществляться только государственными органами. В частности обеспечение правопорядка, в том числе и защита граждан от противоправных действий преступных элементов. Впрочем, функции политической деятельности в этом случае намного разнообразнее:

  • Уничтожение преступности во всех ее проявлениях.
  • Осуществление учета, переписи населения, регистрация видов деятельности граждан.
  • Меры по недопущению различных катастроф техногенного характера, по смягчению последствий возможных стихийных бедствий.
  • Именно государство должно заниматься ликвидацией тех последствий, которые возникают в результате действия стихии или в случае каких-то крупных антропогенных или техногенных катастроф.

Не менее важны и различные функции государственной машины в финансовой и правовой сферах деятельности. Можно сказать, что правительство в этом случае занимается установлением и внедрением каких-то социальных норм, включая экономические и валютные отношения между гражданами. Наиболее важная эмиссия денежных единиц. В нашей стране этим имеет право заниматься только само государство. Оно же отвечает за сбор налогов и распределение денег по субъектам Федерации.

Кстати говоря, последние годы ознаменовались попыткой некоторых слоев общества отобрать у государственных органов функцию эмиссии денег. Речь идет, к примеру, о выпуске (майнинге) тех же биткоинов и прочих образцов криптовалют. В некоторых странах они были признаны законными. Более того, в США было официально разрешено оплачивать с их помощью услуги и товары. Напротив, в Германии и России отношение к криптовалютам резко отрицательное, так как есть небезосновательные опасения их негативного действия на экономику страны.

Неосновные задачи

Неосновная работа правительственных органов также может быть поделена на два основных типа: традиционная (которая исполняется исторически) и «новая», возникшая где-то в середине прошлого века. Следует отметить, что традиционные функции можно встретить далеко не во всех странах. Даже если в двух соседних государствах правительство и имеет аналогичные обязанности, то совсем не обязательно, что они будут даже отдаленно совпадать. В нашей стране политическая деятельность государства в этой сфере состоит из:

  • Транспортной логистики и связи.
  • Образовательных услуг и здравоохранения.
  • Защиты граждан с ограниченными физическими или умственными возможностями.
  • Воздействия на СМИ. (Пожалуй, это практически единственная, действительно универсальная функция, которую так или иначе выполняют правительственные органы во всех без исключения странах с незапамятных времен.)

Следует отметить, что традиционные разновидности работ не являются постоянными: время от времени государство отказывается от исполнения некоторых из них. К примеру, СМИ в нашей стране контролируются только частично: формально государству принадлежат только каналы «Россия 1» и «Россия 2». Прочие выкуплены различными акционерами. Тут следует напомнить, что многие общественно-политические организации, которые приобрели эти каналы, в любом случае остаются подконтрольными правительству. Если же говорить о «новых» функциях, то вот их краткий перечень:

  • Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Под непосредственным контролем правительства находится оборонная сфера и некоторые другие отрасли, вмешательство в которые по законам нашей страны недопустимо. В странах социалистического блока этой функции, по понятным причинам, не было. Попытки самостоятельно заработать пресекались, и порой достаточно жестко.
  • Государство так или иначе влияет на экономические процессы с целью их направления в нужное русло. Исполняться эта задача может не только сугубо экономическими, но и административными средствами, что значительно повышает эффективность работы.
  • Социальные услуги. Конечно, эта функция всегда лежала на государстве, но в последние годы объем такого рода мероприятий увеличился, так как появилось много новых пособий и выплат.

Вот что такое политика и политическая деятельность. Надеемся, что вам оказалась полезна данная информация.

Политическая деятельность - специфическая форма активного отношения людей к своей общественной среды, которая имеет целью целенаправленное его регулирования и преобразования с помощью фактора власти. Это комплекс действий как отдельных лиц, так и больших групп людей и целых народов, направленный на получение и осуществление власти или влияния на нее. Структуру политической деятельности можно представить в виде схемы (рис. 4.2).

Политическая деятельность - вид общественной деятельности субъектов политики, олицетворенной как потребность в совокупности осмысленных действий, основанных на учете политических интересов, мобилизации политической воли для достижения политических целей.

Политическая деятельность всегда тесно связана с типом общественных отношений. Укрепление и поддержка его или разрушения и замена другой системой общественных отношений - два противоположных направления политической деятельности, по которым различают субъекты политически.

Анализ политической деятельности субъекта политики требует выяснения его политических интересов, политических потребностей, политического сознания, способности к мобилизации политической воли и определения политических целей. От уровня развитости этих составляющих элементов зависит и уровень культуры политической деятельности, ее результативность, целесообразность и законность.

Посредством деятельности в сфере политики и в других сферах реализуются осознанные субъектами политики политические интересы.

Политический интерес (от лат. Interes - иметь значение) - первопричина, один из важнейших рычагов политической деятельности, скрытых за непосредственными побуждениями наций, народов, социальных групп, личностей, созданных ими организаций, которые участвуют в политике.

Политическая деятельность может быть стихийной и организованной; политически осознанной и спонтанной; целенаправленной и хаотичной; простой и сложной; длительной и одномоментной; традиционной, и такой, где воплощаются новые формы; законной и незаконной; активной и пассивной и тому подобное.

Все эти виды политической деятельности своим влиянием ускоряют или замедляют ход событий. В реальной жизни они оказываются одновременно в разных формах. Можно выделить следующие основные формы политической деятельности:

По направлениям - государственная, партийная, общественно-политическая, коммуникационно-информационная;

По субъектам политики - классовая, социально-групповая, национальная, международная, индивидуальная;

По специфике предмета воздействия - теоретическая, практическая;

По политическим пространством - внешнеполитическая (международная), внутриполитическая (самоуправленческие)

По специфике сфер - военная, органов безопасности и тому подобное.

Типы и формы политической деятельности субъектов политики связаны с преобразованиями в обществе и государстве. Политическая деятельность охватывает все сферы политики и имеет свою внутреннюю структуру.

1) политическое руководство государством и обществом;

2) политическое функционирования;

3) участие граждан в политической жизни общества;

4) политический маркетинг.

Каждый из направлений политической деятельности имеет свои особенности.

Политическое руководство - это деятельность, направленная на определение системы целей и задач, формирования политической стратегии и политической тактики на основе анализа реальных политических процессов и прогнозирования политического развития. Политическое руководство содержит следующие компоненты:

1) выработка и обоснование стратегических целей и задач (как перспективных, так и текущих), которые ставят перед собой субъекты политики;

2) определение основных тактических методов, форм и средств политической деятельности, с помощью которых можно более эффективно достичь поставленных целей и задач;

3) определение кадровой политики.

Политическое руководство осуществляется преимущественно через такие его основные формы, как государственная и партийная деятельность. Важную роль в этом играют представительные органы. Государственные представительные органы и представительные органы партий (по-разному, в зависимости от политического охват масс и влияния на них, уровня развития и т.п.) формируют политическую платформу.

Политическая платформа - это основные принципиальные теоретические и идейные положения, практическая программа, требования, лозунги, которые выдвигают и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политическая партия, политические движения и общественные объединения.

В политической платформе определяются политическая стратегия и политическая тактика, а также политический курс.

Политическая стратегия - это определение долговременных целей, очередности задач, общей долгосрочной линии политического поведения, основные направления деятельности на основе научного анализа реального политического процесса и законов политического развития.

К стратегическим направлениям относятся: экономическая стратегия, военно-политическая стратегия, внешнеполитическая стратегия, стратегия в области науки, образования, культуры и тому подобное. Каждый из них может конкретизироваться в главных задачах, актуальных на текущий политический момент. Например, экономическая стратегия государства охватывает ценовую, налоговую, бюджетную, банковскую политику, социальную защиту, внешнеэкономическую политику и тому подобное.

Политическая стратегия может быть осуществлена, если понятно, с помощью чего можно ее достичь. Итак, согласно политической стратегии, определяется и политическая тактика.

Политическая тактика - это совокупность методов, форм, способов поведения и действий в процессе политической деятельности для достижения стратегических целей и задач.

Политическая тактика следует из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая тактика и политическая стратегия, как составляющие политического руководства, тесно связаны. Политическая стратегия и тактика все чаще отказываются от старых стереотипов и наполняются рядом новых качеств мирового развития. К ним относятся: свобода выбора народами социально-политического строя; деидеологизация международных отношений; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; отказ от войны как средства решения политических проблем; человеческое измерение политики и тому подобное.


Конструктивная политическая стратегия, направленная на прогрессивный политическое развитие, требует конструктивного выбора средств ее осуществления. Это, прежде всего, искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, повышение роли права, осуществление превентивной дипломатической деятельности, избежание военных действий, человеческое измерение политических действий, обращение к общественному мнению, изоляция и нейтрализация противника и др. Тактическими действиями также выбор лозунгов, политические маневры, использование политического момента, политическое наступление или отступление, средства убеждения, обращения к военным методам, способы изоляции, партнерства, нейтрализации, перегруппировка политических сил, осуществление контроля, использования средств массовой информации.

Реализация политической стратегии и тактики зависит от умения осуществлять политический маневр, рассчитывать политическое время, политическое поле действия и отступления и тому подобное. Критерием успеха в этом есть прежде всего оптимизация политической деятельности, связанной с рационализацией, целевой функциональностью, полезностью, эффективностью. Политическая оптимальность - это прежде всего признак качества политической деятельности. Оптимальность как характеристика состояния деятельности - это процесс развития политики, обусловленный внутренними побуждениями и возможностями саморазвития ее, а также связью политики с другими социальными структурами.

Примерами политической деятельности могут быть: выборы, митинги, пикетирования, дебаты в парламенте и тому подобное.

Политическая деятельность не может быть прерогативой только "сильных личностей", "творческих элит", или тех структур, которые специально созданы для осуществления общественной системы. Политической деятельностью считаем не только принятия решений центральными органами государственной власти (деятельность элит), а различные формы политической активности людей внизу властной пирамиды (деятельность масс), стремящихся выразить свое отношение к отдельным политическим проблемам, повлиять на те или иные политические тенденции или решения.

При изучении политической деятельности и ее конкретной звена - политического действия - нужно учитывать следующие их особенности:

Во-первых, специфическая связь деятельности и бездеятельности, положительных политических действий, смысл которых заключается в том, чтобы "сделать что-то" для достижения определенной цели, и негативных политических влияний, сутью которых является то, чтобы "перестать что-то делать" и "позволить случиться определенным событиям". В политической жизни конкретные последствия может иметь как активность, действие, так и пассивность, воздержание от действия. Существует даже специальный термин "абстенционизм", который применяют для обозначения сознательного невмешательства в ход событий для получения конкретных политических последствий;

Во-вторых, особое соотношение мотивированного целенаправленной активности политического субъекта и различных форм неосознанной, спонтанной участия людей в политике, рациональных и иррациональных соединений и руководителей политической деятельности (рис. 4.3);

В-третьих, так называемая парадоксальность последствий политики. При определенных ситуаций якобы продуманная и целенаправленная политическая деятельность приводит к крайне других, часто противоположных, неожиданных и нежелательных результатов.

Политическую деятельность классифицируют по определенным критериям: субъектами, объектами, содержанию, направленности, форме и результатам действий. Каждый из них может быть конкретизирован через выделение в его пределах более узких подвидов, направлений и форм деятельности.

В зависимости от места, которое субъекты политики занимают в общественной и политической иерархии, выделяют два основных уровня политической деятельности:

Элитарный уровень функционирования властных структур и осуществления ими своей регулятивной деятельности по: самих себя; общественных групп; основных сфер общественной жизни (общественных отношений);

Уровень массового участия (или массовой политики), через разнообразные формы которой народ осуществляет свой суверенитет; реализует свое право контроля за деятельностью властных структур; оказывает давление на властные структуры, заявляя о своих потребностях или требуя их удовлетворения на групповом и индивидуальном уровнях. Здесь происходит формирование организаций, движений, партий для непосредственного участия в политическом процессе на высшем государственном уровне.

По количеству и степени взаимозависимости субъектов политики деятельность может быть:

Индивидуальная: индивидуальный акт протеста, личная публичная манифестация взглядов (в печати, на митинге), отставка политика под влиянием самостоятельного решения и тому подобное;

Коллективная: сумма индивидуальных действий с минимальной степенью организации (демонстрация, возникает стихийно под влиянием массовых эмоций)

Групповая: субъектом политических действий выступают общественные группы с определенной самосознанием, устойчивой единством, организацией и программой действий (политическая стачка, восстание)

Общеобщественная (национально-освободительная борьба, революция).

В общем можно согласиться с утверждением, что политика - это преимущественно коллективная деятельность. В политической жизни участвуют как те группы, которые находятся у власти (политические элиты), так и те, что вовлечены в реализацию принятых без них решений (массы). Иногда достаточно трудно разграничить индивидуальные и коллективные субъекты политической деятельности, поскольку они действуют в тесной взаимосвязи. Индивидуальная действие харизматического лидера, например, невозможна без коллективного участия тех, кто его поддерживает.

Важным критерием анализа политической деятельности является ее классификация по содержанию. Содержание зависит от цели, которую ставят перед собой субъекты, и характера объектов, на которые направлены их усилия.

По типу объектов выделяют:

Деятельность, направленная непосредственно на получение (борьба за властные полномочия)

Деятельность, направленная на создание, совершенствование и замену политических институтов (властно-управленческих структур, политических и правовых норм);

Деятельность, направленная на выработку, осуществление или модификацию политических курсов (регулирование общественных отношений).

В рамках первого вида выделят такие направления и формы (подвиды) политической деятельности:

Деятельность, направленная на подготовку и проведение избирательных кампаний (мирный путь), или мятеж, переворот (путь насилия);

Оппозиционная деятельность (легальная и нелегальная).

Во втором виде можно выделить следующие подвиды:

Создание органов государственной власти;

Создание и совершенствование конституции;

Законотворческая деятельность;

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти;

Создание общественно-политических организаций и партий;

Выработка политических норм деятельности общественно-политических организаций и партий (программ, уставов, деклараций).

Третий вид охватывает такие направления и формы политической деятельности:

Экономическая политика (выполнение большей или меньшей степени государством и другими институтами общественных функций);

Социальная политика (укрепление социальных основ развития общества, учета и согласования потребностей и интересов различных общественных групп, решение конфликтных ситуаций, разработки и осуществления программ социальной защиты);

Этнополитика, религиозная политика (содействие развитию национальной культуры и духовности, регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений)

Обеспечение законности и правопорядка;

Выработка и осуществление внешнеполитических курсов и тому подобное.

Стремление изменений в структурах власти или политических курсах, которые они совершают, является едва ли не самой важной побуждением к участию людей в политике. Изменения - это цель и сущность политической деятельности.

Однако не все участники политического процесса одинаково заинтересованы в изменениях. Некоторые считают, что их интересам наиболее соответствует существующее положение вещей (статус кво), и прилагают усилия, чтобы его сохранить. Другие выступают за изменения, направленные на возвращение прошлого (реставрацию). Поэтому есть еще один критерий классификации политической деятельности - ее направленность в будущее или в прошлое.

Согласно этому критерию, политическая деятельность может быть:

Инновационной в ориентированной на внедрение новых институтов и на обновление политических курсов государства;

Консервирующим, настроенной на недопущение существенных изменений вообще;

Реставрационной, то есть противоположной инновационной, направленной на восстановление важных институтов и форм общественной жизни.

В зависимости от способа и методов политических действий, которые применяют для внесения изменений, в инновационной деятельности выделяют революционную и реформаторскую деятельности. Реформы является самым распространенным видом политических инноваций. Это сложный процесс постепенного превращения имеющейся общественной системы и ее отдельных элементов - без разрушения основ этой системы. Реформы в основном начинают властные структуры. Если они касаются существующих общественных отношений достаточно глубоко, то их называют "революцией сверху".

Революция также инновационной деятельностью. Но она предполагает более глубокую, по сравнению с реформами, трансформацию общественно-политической системы, изменения в системе властных отношений - захват власти новыми политическими силами, зачастую насильственными методами, и привлечения к этой деятельности широких слоев населения. Революции как общенациональные, общесистемные процессы могут иметь как инновационный, так и реставрационный характер.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре выделяют несколько состояний, одним из которых является политическое отчуждение, проявления и последствия которого заключаются в: политической пассивности, комформизми, манипулировании; наличии социальных привилегий; господстве бюрократизма; возрастающей актуализации политической деятельности и тому подобное.


Политическая деятельность. Цели и средства в политике.

Содержание

1. Введение
Каждое государство ведёт свою внутреннюю и внешнюю политику. Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. Общество - целостная система, состоящая из взаимосвязанных, взаимообусловленных подсистем. Это материально производственные системы духовной, идеологической, правовой политической системы. Они характеризуются своей собственной структурой. Производственные подсистемы обеспечивают основу жизни общества. Социальная и духовная обеспечивает производство и воспроизводство человека как полноправного члена общества.
Политическая система призвана создавать благоприятные условия для функционирования всех звеньев общественной системы.
Сфера политики - это особенно выделяющаяся сторона общественной жизни, но эта видимость обманчива, ибо на политику оказывает влияние множество факторов:

    социально-экономический;
    социально-культурный;
    научный;
    национально-религиозный, духовный.
Политика как деятельность - это, во-первых, деятельность людей по отстаиванию своих интересов и удовлетворение своих потребностей с помощью власти. Во-вторых, это деятельность по завоеванию, реформированию власти. В-третьих, деятельность по гармонизации, согласованию, сочетанию противоречивых интересов различных общественных групп, организаций с помощью власти.
2. Политическая деятельность
Политическая деятельность - это специфический вид деятельности человека. Она представляет собой, совокупность действий отдельных людей и их различных общностей, связанных с реализацией интересов по поводу завоевания, осуществления, удержания политической власти.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов, и принятие государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связаны с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия больших социальных групп в политической жизни общества. В политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это могут быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических требований и решений развивается политический процесс - это цепь политических событий и состояний, которые изменяются с течением времени. На смену одному политическому строю приходит другой, взамен ушедшего в отставку правительства приходит новое, проводятся реформы и контрреформы, набирают силу и ослабевают народные движения, уходят с политической сцены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности сменяется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они воздействуют на экономику, социальную жизнь, культуру, на все общество.

3. Субъекты политики
Политическая деятельность различается по масштабности своих субъектов:

    Большие социальные общности, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т.п.
    Различные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения).
Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; в классовом обществе обеспечивает подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества.
Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. Его характерные признаки:
- наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующих функции власти;
- наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением;
- территория, на которую распространяется власть этого государства;
- суверенитет, т.е. исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и творить правосудие.
Каждая из партий (демократы и республиканцы в США, тори и виги, а затем консерваторы, либералы и лейбористы в Англии, социал-демократы, эсеры, кадеты, октябристы в России и т.д.) разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах.
Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано иными, неполитическими потребностями (например: церковь, профсоюзы), но которые при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.
    Политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или какой-то его части. Однако понятие "политическая элита" имеет иной смысл.
Правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть, осуществляющая политическое руководство обществом, определяющая цели и пути политического развития, принимающая политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.
    Личности. Каждый человек прямо или косвенно связан с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения властей, а если он игнорирует их, то вступает в конфликт со властью, опять-таки - в определенные политические отношения.
Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность:
    Политиками "по случаю" являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление (например: рукоплещем или протестуем на "политическом" собрании, произносим "политическую" речь и т. д.);
    Политиками "по совместительству" являются в наши дни, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые, по общему правилу, занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном отношении. Сюда же относится и часть членов парламента, которые "работают на политику" лишь во время парламентских сессий.
    Профессиональными политиками являются те, кто живет "для политики" либо "за счет" политики и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика - главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.
Степень и границы политической деятельности того или иного члена общества:
    Зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности. Общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Активность личности может возрастать в конфликтных политических ситуациях, которые затрагивают ее интересы.
    Личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, что диктуются личности ее общественным положением; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, способности и амбиции личности.

4. Объекты политики
Различается внутренняя и внешняя политика.
Внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, т.е. отношения с другими странами.
В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику.
В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую.

5. Цели и средства
Политическая деятельность предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (стратегические) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пикколо Макиавелли (1469-1527).
Политический деятель, как считал Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще не чураться и зла. И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах экстремистские (т.е. приверженные к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их заботам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут случайно оказавшиеся там люди; брать и убивать заложников.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

6. Политические действия
Политическая деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партий и принятие правительственных решений, избирательные кампании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это акции отдельного человека или группы, которые выступают как субъекты политической деятельности.
Политические действия бывают направлены на то, чтобы "сделать что-то" (например: добиться принятия какого-либо закона и т.д.), либо "не допустить чего-то" или "прекратить что-то" (например: прекратить межнациональный конфликт). В связи с этим следует рассмотреть не только действие, но и бездействие. Бездействие позволяет другим участникам политических событий провести свою линию.
и т.д.................



Loading...Loading...