Древнее царство. Древнее царство Скульптурный портрет писца каи описание

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ИСКУССТВО

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий - с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э.

За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Прежде всего нужно подумать о «ка»- двойнике человека. Когда человек умирал, «ка» оставался, но при одном условии: для него должно найтись вместилище, например портретная статуя из твердого камня или дерева, обязательно передающая точный облик покойного,- иначе «ка» в нее не вселится. А если скульптур будет несколько, то «ка» может переходить из одной в другую.

Для «ка» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Погребальная ладья.

Египет.

Погребальная ладья.
Среднее царство. XII династия. Начало II тысячелетия до н. э.
Египет.

Подобные верования обусловили возникновение - впервые в истории человечества - портретного жанра, создание множества подлинно реалистических произведений уже в период Древнего царства.

Религиозные представления египтян почти не менялись тысячелетиями. Зависимое от религии искусство подчинялось особым канонам. Так, согласно «Предписаниям для стенной живописи и канону пропорций», человек изображался по такой схеме: голова в профиль, глаза, плечи и руки в фас, ноги в профиль. Для скульптур поза и раскраска тоже были раз и навсегда узаконены.

Но хотя возможности художников были ограничены жесткими требованиями правил, многие из них сумели глубоко и тонко показать внутренний мир человека, его чувства и переживания.

Вот две статуи - принцессы Нофрет и принца Рахотепа. Кажется, что перед тобой живые люди, о чем-то напряженно думающие, хотя скульптор запечатлел красоту Нофрет и мужественный облик Рахотепа почти пять тысячелетий назад.


Статуи Рахотепа и его жены Нофрет.

Раскрашенный известняк. Египетский музей. Каир.

Статуи Рахотепа и его жены Нофрет.
Из гробницы Рахотепа в Медуме. IV династия. XXVIII в. до н. э.
Раскрашенный известняк. Египетский музей. Каир.

В середине III тысячелетия до н. э. - за двадцать веков до расцвета искусства Древней Греции неизвестным гениальным ваятелем создано скульптурное изображение писца Каи. Он сидит, скрестив ноги, внутренне собранный, готовый записывать приказы фараона. Умное лицо выражает угодливость и хитрость ловкого придворного. Тонкие сжатые губы, напряженный внимательный взгляд, застывшая в немом ожидании поза потрясают правдивостью, совершенством исполнения. Глаза так искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми.


Статуя писца Каи из Саккары.

Лувр. Париж.

Статуя писца Каи из Саккары.
Середина III тысячелетия до н. э. Раскрашенный известняк.
Лувр. Париж.

Почти в любом месте Нильской долины видны ее восточные и западные рубежи - желтеющие в мареве знойного воздуха пески и каменистые возвышенности Ливийской и Аравийской пустынь. А между ними возделанная земля, каждая горсть которой была перебрана руками феллахов еще в древности. Вереницы финиковых пальм, хлопковые плантации, каналы и дамбы, могучая река...

Но что за острые зубцы врезались в небо у самого горизонта? Это пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина - жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Самую высокую - гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Эта пирамида была воздвигнута руками рабов. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства. Масса людей погибла от непосильного труда и голода. Гигантские сооружения Древнего Египта остались в веках как памятник этим безвестным строителям.


Зодчий Хемиун. Пирамида фараона Хеопса в Гизе.
Ill тысячелетие до н. э.
Египет.

Зодчий Хемиун. Пирамида фараона Хеопса в Гизе.
Ill тысячелетие до н. э.
Египет.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания - она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Со временем право быть столицей отвоевал у Мемфиса город Фивы, расположенный в Верхнем Египте. Здесь, над восточным берегом Нила, поднялись два грандиозных храма бога солнца Амона-Ра-Карнакский и Луксорский. Лучшие зодчие страны работали над их созданием. Один из архитекторов, Инени, имел полное право сказать: «То, что мне было суждено сотворить, было велико... Я искал для потомков, это было мастерством моего сердца...»

Луксор - современное название Фив. Сейчас это тихий городок, осененный славой памятников искусства, даже в развалинах поражающих красотой, величием, монументальностью.


Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре.
XV в. до н. э.
Египет.

Колоннада храма Амона-Ра в Луксоре.
XV в. до н. э.
Египет.

Монументальность - черта, характерная для всего древнеегипетского искусства. Монументальны даже маленькие статуэтки - их формы обобщены, позы внушительны и торжественно неподвижны, выражения лиц спокойны, а взоры как бы устремлены в бесконечность. Все временное, частное, преходящее, казалось бы, не волнует людей, увековеченных ваятелями. Но нередко за внешней отрешенностью угадываются скрытые думы и переживания, человечность, «земная» теплота души.

Рельефы и росписи, ясные по рисунку, локальные по цвету, плоскостные, прекрасно ложащиеся на поверхность стены, также монументальны.

Поражают не только размеры построек и скульптур, но и то, как они вписаны в пространство. Древнеегипетские скульпторы прекрасно учитывали особенности географической среды. Множество пилонов (башен, оформляющих вход в храм), колонн, высоких стен, обелисков... Отблески неба, песка, известняка, песчаника, смешиваясь, дают всевозможные оттенки - целая симфония бликов и рефлексов! Благодаря им даже многотонные каменные блоки кажутся легкими, воздушными.

Под палящим солнцем чеканными выглядят контуры иероглифов, выявляя объем скульптур и фактуру материала. Рельефы покоряют красотой очертаний и тончайшей моделировкой, хотя изображение нередко выступает всего на 1-1,5 мм над плоскостью стены. Интересно, что рельефы создавались в расчете не только на солнечное, но и на любое другое концентрическое освещение, например от факела: пламя колебалось - фигуры словно оживали.

Противоположный от Луксора берег - низкая равнина, над которой возвышаются две статуи фараона Аменхотепа III. Когда-то эти исполинские фигуры, названные греками Мемноновыми колоссами, находились перед пилонами огромного храма. От него теперь не осталось и следа. Длинные аллеи сфинксов вели к Нилу (те, что украшают берега Невы, вывезены в Петербург в 1832 г. именно отсюда).

С запада долину обрамляют скалы. В одном месте они расступились, будто огромный сфинкс широко расставил лапы, оберегая бесценное сокровище - храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона, правившей Египтом в конце XVI в. до н. э.

Храм этот - одно целое с окружающим пейзажем. Он словно вытекает из огромной отвесной скалы, ступенями террас спускаясь к долине, протягивая к ней пологие пандусы, вторя горным склонам. Ряды стройных колонн прекрасно согласуются с вертикальными складками скал. И в то же время формы сооружения своей подчеркнутой геометричностью и строгой ясностью утверждают его рукотворность, словно напоминая, что перед нами плод размышлений и вдохновенного труда человека. Такое сочетание единства с природой и противопоставления ей сообщает строению особую красоту.


Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
XVI-XV вв. до н. э.
Египет.

Зодчий Сенмут. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
XVI-XV вв. до н. э.
Египет.

Недалеко от храма царицы Хатшепсут расположена Долина Царей, где среди прочих усыпальниц находится знаменитая гробница Тутанхамона. Правление Тутанхамона - конец удивительного, очень краткого и яркого периода в истории Древнего Египта, так называемого Амарнского, когда в XIV в. до н. э.

Аменхотеп IV осуществил религиозную реформу. Вместо старых богов, объявленных ложными, он провозгласил нового - Атона, отождествляемого с солнечным диском, а сам стал именоваться Эхнатоном - «Духом Атона».

Прежние храмы были закрыты, Фивы покинуты ради новой столицы, получившей название Ахетатон - «Небосклон Атона» (теперь на ее месте находится небольшой поселок Эль-Амарна - отсюда название исторического периода). Для строящихся храмов и дворцов требовалось огромное количество статуй, рельефов, росписей. Поэтому в Ахетатоне появилось множество мастерских скульпторов и живописцев.

В творчестве художников усилился интерес к пейзажу, животным, растениям, воспроизведению бытовых сцен, созданию реалистического образа человека. Появилось новое в изображениях фараона и членов его семьи: явственно выраженное портретное сходство с оригиналом, отказ от его приукрашивания. В предшествующие времена это считалось недопустимым.

Самые знаменитые произведения того времени связаны с именем начальника скульпторов Тутмесом. Ему приписываются знаменитые портреты Нефертити, жены Эхнатона.

Скульптурный портрет Нефертити сделан из кристаллического песчаника, великолепно передающего цвет смуглого, загорелого тела. Удивительна нежность щек, висков, шеи, чуть улыбается рот, на губах еще сохранились следы красной краски. Прекрасное лицо кажется живым, излучающим тепло, неуловимо меняющим выражение.


Тутмес. Портрет царицы Нефертити.
1-я четверть XIV в. до н. э. Египет. Песчаник.
Государственные музеи. Берлин.

1-я четверть XIV в. до н. э. Египет. Песчаник.
Государственные музеи. Берлин.

Искусство Древнего Египта не мыслилось без ярких и чистых красок: празднично расцвечивались архитектурные сооружения, раскрашивались скульптуры и рельефы, звонко расписывались стены. Краски были минеральные. Белая добывалась из известняка, черная - из сажи, красная - из красной охры, зеленая - из тертого малахита, синяя - из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая - из желтой охры. На стенах храма царицы Хатшепсут раскраска некоторых рельефов сохранилась до сих пор!


Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы Усерхета в Фивах.

Египет.

Жрец Усерхет. Фрагмент росписи гробницы Усерхета в Фивах.
Искусство Нового царства. XVI-XI вв. др н. э.
Египет.

Вот, например, живая сценка - плывущие в лодке рыбаки («Рыбачья лодка», фрагмент росписи в гробнице Ипи в Фивах, ок. 1298-1235 до н. э.). Изображение пронизано удивительным ритмом: повторяются жесты рук и позы сидящих, белые треугольники набедренных повязок, рябь голубого водоема. Красиво чередуются коричневые краски разных оттенков. Но этот порядок вдруг нарушается неожиданным поворотом головы переднего гребца, что вносит в композицию равновесие. А множество устремленных вверх линий и пятен как бы сдерживает, успокаивает протянутая рука кормчего. Нет ничего надуманного - все подсказала сама жизнь.

Древнеегипетским художникам было свойственно ощущение красоты жизни и природы. Их произведения рождены и математическим расчетом, и трепетностью сердца. Зодчих, скульпторов, живописцев отличало тонкое чувство гармонии и целостный взгляд на мир. Это выражалось и в достоинствах каждого отдельного произведения, и в стремлении к синтезу - созданию единого архитектурного ансамбля, в котором находили место все виды изобразительного искусства.

«Я был художником, опытным в своем искусстве... Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой» - так говорил скульптор, живописец и мастер декоративно-прикладного искусства Иртисен, живший в XXI в. до н. э. Но он, разумеется, не полагал, что достиг полного совершенства. Недаром в «Поучениях Птахотепа», написанных сорок пять веков назад и изучавшихся на протяжении многих столетий в древнеегипетских школах, утверждается: «Искусство не знает предела. Разве может художник достигнуть вершин мастерства?»

Скульптурный портрет писца Каи. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи. На ногах он держит развернутый свиток папируса и ловит каждое слово своего властелина. Из гробницы в Саккаре. Раскрашенный известняк. V династия. Середина 3 тыс. до н. э. Лувр, Париж.


«Розеттский камень», базальтовая плита с текстами на греческом и древнеегипетском языках, найденная близ Розетта (сейчас Рашид) в Египте в 1799 г. Именно она дала возможность французскому ученому Жаку-Франсуа Шампольону начать расшифровку древнеегипетских иероглифов. И теперь ученые могут читать надписи в гробницах и тексты на древних папирусах.



Египетский народ создал художественную культуру, запечатлевшую стройную картину мироздания. В ее основе религиозные представления о бессмертии человека. Все художественные ценности, дошедшие до нас, свидетельствуют, что египтяне мало заботились о повседневности, сосредоточив все силы на подготовке к жизни после смерти. Поэтому египетское искусство населяют образы загробного мира, рожденные религией и мифологией.




Египетские верования. Египтяне поклонялись некоторым животным. Они считали священными крокодилов, некоторых птиц, например, сокола, грифа, ибиса, а также кошек, шакалов, некоторых насекомых, например. Навозного жука скарабея. В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов, они во время богослужений пели гимны – отрывки из «Книги мертвых».






















Культ мертвых Культ мертвых – так обычно трактуют смысл религиозных верований египтян. Египетские мифы рассказывают о сотворении мира, наказании человека за грехи, о борьбе бога солнца Ра с силами тьмы в образе змея Апопа, о смерти и воскресении бога Осириса – покровителя и судьи умерших душ. «Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сделал никому зла» - такие слова должен был знать каждый египтянин, чтобы произнести их после смерти на суде Осириса. А еще он должен был сохранить в вечности свое тело, чтобы обрести покой и блаженство. Так возник образ мумификации и традиция сохранения мумий в гробнице.
















Пирамиды Представления египтян о загробном мире выражено и в архитектурных образах. Символом египетской архитектуры стала пирамида – грандиозная усыпальница фараонов. Обожествленные при жизни, фараоны готовили свои усыпальницы долго и тщательно. Форма пирамиды наметилась в глубокой древности: в 28 в. до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута пирамида Джосера, расположенная на южной окраине Мемфиса.







Женщины Египта История донесла до нас имена двух выдающихся женщин Египта. Царица Хатшепсут (ок – 1503 гг. до н. э.) и царица Нефертити (ок – 1336 гг. до н. э.).


Храмы Египта О высоком уровне развития архитектуры свидетельствуют не только пирамиды, но и храмы, развалины которых сохранились по берегам Нила. Самыми знаменитыми являются Карнакский и Луксорский. Именно из Луксорского храма были вывезены в Россию сфинксы, олицетворяющие Аменхотепа Третьего, и поставлены на Университетской набережной в Петербурге.


Руины храма Амона в Карнаке. Середина 16 в. до н.э. Храм в Карнаке, главное святилище Амона в Фивах, стал своеобразной каменной летописью Египта, каждый фараон пристраивал новые помещения, иногда переделывая и старые. Храм состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов.



Вывод. Египет – одно из древнейших государств мира, а его культура – один из самых ранних вкладов в историю культуры человечества. Древнеегипетская культура оказала сильное влияние на европейскую культуру. Египетский народ создал художественную культуру, запечатлевшую стройную картину мироздания. В ее основе религиозные представления о бессмертии человека. Все художественные ценности, дошедшие до нас, свидетельствуют, что египтяне заботились о подготовке к жизни после смерти. Поэтому египетское искусство населяют образы загробного мира, рожденные религией и мифологией.


Кого греки называли "натягивателями веревок" ? и получил лучший ответ

Ответ от Andreus-ПАПА-Ndrey[гуру]
Натягивателями веревок греки называли Гарпедонаптов - землемеров -геометров. Они должны были восстанавливать границы участков после разлива. И это они успешно делали только с помощью веревки и колышков.
* В Греции геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги, царям требовалось измерять площади. Много знаний требовало и строительство. О серьезности геометрических знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тысяч лет.

Статуя писца Каи была найдена во время раскопок некрополя Древнего Царства в Саккаре. Каи был крупным сановником, и в его мастаба была найдена также вторая статуя в традиционной позе, соответствующей его сану - сидящим на стуле. Очевидно, своё образование он считал не меньшим достижением, чем административные успехи.
Греки считали, что наука зародилась в Египте. Аристотель полагал, что у местных жрецов было достаточно свободного времени для этого, но здесь он, по-моему, путал причину со следствием. Геродот же связывал зарождение геометрии с необходимостью учета земельных наделов вдоль Нила.
Не очень веря в бескорыстное стремление к истине, я, вслед за ван дер Варденом, склонна согласиться с Геродотом в том, что первыми геометрами были землемеры. Это русский аналог греческого термина (гарпедонапт - натягивающий веревку) , который означал, однако, писцов. Возможно, греки были правы, и именно этот процесс послужил зарождению науки. Демокрит, похваляясь своими навыками, сравнивал себя именно с ними.

Статуя Каи в облике писца. Известняк. V династия.

На фото показан "Аркан", где изображён землемер с тростью в руке, а именно показана одна из 11 деревянных резных досок, которые были найдены в гробнице Хеси-Ра, кто считается архитектором Пирамид.
Трость в руке землемера равна длине от середины тела до линии бровей, что составляет два локтя При помощи трости строители вычислили стороны пирамид, причём в проекте пирамиды Хефрена был зафиксирован "священный египетский треугольник" с отношением сторон 3: 4: 5, который иначе называют "священный пифагорейский треугольник", а в проекте пирамиды Хеопса был зафиксирован "золотой треугольник" с отношением сторон, которое отвечает золотому сечению, при условии, что вычислен "Золотой Треугольник Пирамиды Хеопса" при помощи трости в соответствии с линиями бигептагональной геометрической сети.
То есть в проекте пирамиды Хефрена и в проекте пирамиды Хеопса использованы разные методы вычислений, и поэтому пирамиды имеют разное эзотерическое значение.


Изображение на могиле Джесеркере-сонб в Фивах Датируется 1567–1310 гг. до н. э. На верхней части изображена процедура установления границ земельных участков. Характерно, что математические знания египтян, носящие форму рецептов для решения практических задач, развиваются параллельно с требованием в искусстве пытаться дать возможно наиболее детальное воспроизведение изображаемого предмета.

Писец изображен сидящим на земле скрестив ноги. На его коленях - развернутый свиток папируса; оставшуюся часть свитка он держит в левой руке. В правой руке когда-то был тростниковый калам. Свитки папируса обычно имели длину от 1,5 до 2 м и около 20 см в ширину. Их изготавливали из очищенной сердцевины стебля папируса определенной толщины, нарезанной на полоски, которые потом, сложив в определенном порядке, помещали под пресс. Чаще всего египтяне выписывали знаки колонками, справа налево.

Сохранилось множество статуй этого типа; тела писцов переданы более-менее сходно, головы же портретны, индивидуальны и часто очень выразительны. У этого писца внимательный взгляд. Сжатые губы передают готовность записать услышанное.

Лишь знатные египтяне сидели в креслах, а служащие часто размещались прямо на полу. Однако на самом деле то, что особый вид скульптурного памятника был разработан для обозначения определенного служебного статуса, показывает насколько значимым и уважаемым он был. Умение писать являлось основой для официальной карьеры, а чиновники были осью административной системы. Необходимым знаниям обучали в школах, однако попасть туда удавалось лишь немногим мальчикам. Они изучали иероглифическое письмо и более быстрый курсивный почерк, области и города Египта, названия растений и животных, имена богов и дни их празднества искусство правильного обращения к вышестоящим членам официальной иерархии. «Поучения» использовались для того, чтобы научить их правильно вести себя, быть внимательными к своему начальству, справедливыми к подчиненным; больше всего времени уделялось тому, чтобы научить их самодисциплине: «Писец, изысканный сердцем, терпеливый в суждении, словам которого радуются, когда их слышат, искушенный в иероглифах. Нет ничего, чего бы он не знал».

Государственная администрация была всегда сильна в Египте. Теоретически фараон владел всей страной и ее людьми; весь собранный урожай передавался в его руки, и он перераспределял его. На самом деле все обстояло иначе. Крестьяне оставляли себе оговоренное количество продуктов для собственного пропитания, а налогами обкладывались количество быков и приблизительный урожай. В храмах имелись хранилища, откуда собранная провизия поступала жречеству, чиновникам и служащим, занятым, например, на строительстве пирамиды или скальной царской гробницы. Организация обеспечения всем необходимым тысяч людей, которые строили пирамиды Гизы, была бы невозможна без высококвалифицированных чиновников. Без писцов ежегодный паводок Нила также привел бы к хаосу. Покрытая илом, плодородная земля вновь измерялась каждый раз, когда вода возвращалась в русло реки. Жизнь на берегах Нила была возможна только благодаря разливу реки, правильное распределение вновь отмеренных земель было возможно только с помощью опытных служащих.

В искусстве других древних цивилизаций войны и ведение боя почитались и превозносились куда чаще, чем в Египте. Пустыни, естественным образом изолирующие страну, затрудняли атаки внешних врагов, а сложившийся образ жизни куда большую славу приносил чиновникам. Согласно царской идеологии, сам фараон оборонял страну от внешней угрозы. Он сам повергал врагов Египта. На вершине социальной пирамиды, которую он возглавлял, находились чиновники, жрецы и военачальники, часто оспаривавшие первенство своей значимости для страны.


Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании –

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них - в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Стела фараона Джета

Царя змей Известняк. Ок. 3000 г. до н. э.

Позже украшение гробниц рельефами становится обязательным. От Древнего царства дошло большое число росписей и рельефов из гробниц. В это время складываются тематика, схемы расположения, основные композиции. Сюжеты связаны с потребностями культа; все изображения на рельефах и росписях строятся строго по канону.

Тронная статуя Хефрена

Статуя фараона Хефрена относится ко времени IV династии (Древнее царство), была найдена в зауаокойном храме фараона Хефрена в Гизе. С момента своего возникновения египетская скульптура подчинялась определенному канону - ряду правил и законов, важнейшими из которых были фронтальность и симметрия. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Данная скульптура являет сидящую модель фараона. Части туловища фараона соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, причем зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями. Торс фараона обнажен; на нем надета лишь плиссированная юбка. Голова фараона украшена клафтом - полосатым платком со спускающимися на плечи концами. Особое внимание уделяется выразительному взгляду. Он был инкрустирован хрустелем или рельефно обведен по контуру век.

Великий Сфинкс

В долине к югу от Пирамиды Хафре в Гизе, недалеко от Каира, восседает громадное существо с телом льва и головой человека. Эта момументальная статуя - первая истинная колоссальная царская скульптура в истории Египта - известна как Великий Сфинкс, и является национальным символом Египта, как древнего, так и современного. Лицо Сфинкса обращено к восходящему солнцу. Лев был символом Солнца не только в Древнем Египте, но и во многих ближневосточных культурах. Человеческая голова царя на теле льва символизировала силу и мощь, которую контролировал разум фараона - хранитель мирового порядка, или маат. Такой символизм просуществовал два с половиной тысячелетия, и присутствовал в изобразительном искусстве египетской цивилизации.



Loading...Loading...