Боевые захваты и ломающие удары. Болевые приемы в стойке

Спецприёмы рукопашного боя [Практическое пособие] Петров Максим Николаевич

Глава 3. ЗАХВАТЫ

Глава 3. ЗАХВАТЫ

12. Захват за большой палец

Это наиболее известный и эффективный захват.

Требуется совсем небольшое усилие с вашей стороны (давление силой примерно от 3 до 4 фунтов, т. е. 1,3–1,7 кг), чтобы заставить подчиниться даже очень сильного противника. С помощью этого приема можно заставить противника двигаться в нужном вам направлении, даже если он будет сопротивляться.

Следует понимать, что этот захват является не способом атаки, а просто «подчиняющим» захватом, который применяется только после того, как вы частично обезвредили или морально подавили противника каким-то другим приемом (например, ударом по ушам).

Удар по ушам

Если на противнике нет каски или другого средства защиты, прикрывающего уши, то приведенный здесь прием является простым методом подавления противника:

Сложите ладони лодочкой и нанесите по ушам противника удар одновременно обеими руками (рис. 41).

Нанесенный достаточно резко и сильно, этот удар может разорвать одну или обе барабанные перепонки или слегка контузить противника. Его можно выполнять как спереди, так и сзади.

Захват за большой палец

Этот прием позволит вам в такой степени контролировать противника, что вы сможете использовать его в качестве щита при нападении других противников.

Движения, позволяющие осуществить этот захват, являются достаточно сложными, и это основная причина, по которой данный захват почти неизвестен где-либо за пределами Дальнего Востока.

Но те преимущества, которые получит боец, в совершенстве освоивший этот захват, с лихвой окупят время, затраченное на его отработку.

Сначала сконцентрируйтесь на том, чтобы медленно отрабатывать каждое движение. Постепенно увеличивайте скорость до тех пор, пока все действия не станут одним непрерывным движением. После тщательной отработки этого приема научитесь выполнять его из любого положения, в котором вы можете встретиться с противником.

Станьте лицом к противнику с левой стороны от него.

1. Вставьте большой палец правой руки между большим и указательным пальцем левой руки противника, причем ваши пальцы должны располагаться под ладонью его руки, а ваш большой палец - как показано на рисунке 42.

2. Захватите своей левой рукой левый локоть противника, костяшки пальцев смотрят вправо, большой палец наружу (рис. 43).

3. Сделайте шаг к противнику, в то же время повернитесь так, чтобы смотреть в одном направлении с ним, одновременно тяните его локоть своей левой рукой через свое правое предплечье по направлению вверх (рис. 44).

Отпустите захват, произведенный вашей левой рукой, как только подтянете локоть противника через свое правое предплечье, и прижмите левый локоть противника своей правой рукой к своему туловищу.

4. Продолжая удерживать верхнюю часть левой руки противника своей правой рукой, захватите пальцы его левой руки своей левой рукой. Это лишит противника возможности захватить один из пальцев вашей правой руки, а также даст вам дополнительный рычаг для применения силы следующим образом:

5. Надавите своей правой рукой на тыльную сторону его руки по направлению к своей левой руке.

Если ваш противник окажется очень сильным человеком и попытается сопротивляться, то небольшого дополнительного усилия, приложенного к его пальцам вниз влево вашей левой рукой, будет достаточно, чтобы заставить его приподняться на цыпочки и подчиниться (рис. 45).

13. Захват часового

Успешное выполнение данного способа захвата часового, основанное на идеальном воспроизведении каждого движения, полностью зависит от тщательной подготовки. Прежде всего, человек, выбранный для проведения этой операции, должен уметь скрытно подкрадываться. Подкрадываться к часовому следует ночью или в темное время суток, до этого атакующий должен достаточно длительное время наблюдать за часовым, чтобы изучить его движения и находящееся при нем оружие и снаряжение.

Теперь предположим следующую ситуацию (см. рис. 46):

Винтовка висит у часового на плече на ремне или просто опущена на землю;

На нем надета стальная каска, прикрывающая уши и тыльную часть шеи;

Сзади ниже пояса примерно на 6 дюймов (15 см) выступает противогазная сумка;

В пределах слышимости находятся другие часовые.

Примечание. У нападающего не должно быть никакого лишнего снаряжения, кроме ножа и пистолета. Его обувь должна быть матерчатой или резиновой, брюки заправляются в носки, на голову одевается вязаная шапочка, воротник куртки поднят, руки и лицо закамуфлированы, как показано на рисунке 47.

1. Приблизиться к часовому сзади на расстояние примерно 3–4 фута (0,9–1, 2 м) и занять положение, показанное на рисунке 47.

Это позволит осуществить молниеносную атаку прыжком на часового.

2. Нанесите удар по горлу противника внутренней частью левого предплечья, пальцы руки (включая большой палец) вытянуты вперед, и одновременно ударьте его кулаком своей правой руки ниже пояса или в противогазную сумку (рис 48).

После нанесения этих ударов (если они выполнены в соответствии с изложенными выше рекомендациями) противник потеряет сознание. Более того, удар по горлу перекроет ему доступ воздуха, и он не сможет криком поднять тревогу.

3. Незамедлительно после выполнения этих ударов быстрым движением правой руки закройте противнику рот и ноздри, как показано на рисунке 49.

Это лишит его возможности кричать, если удар по горлу оказался недостаточно эффективен.

Скорее всего, удары по горлу и ниже поясницы приведут к тому, что часовой выронит ружье, или же собьют каску с его головы. Если это случится, не пытайтесь предотвратить их падение на землю, просто затаитесь примерно на 10 секунд, по прошествии этого времени, продолжая удерживать противника левой рукой за шею, оттащите его назад.

Примечание. Высокую эффективность этого приема можно понять, если потренироваться на своем партнере, только будьте очень осторожны и не действуйте в полную силу.

14. Японский удушающий захват (сзади)

1. Подкрадитесь к противнику сзади.

2. Захватите его шею левой рукой, причем ваше предплечье должно лечь на кадык противника.

3. Положите свою правую руку (выше локтя) на правое плечо противника, левой кистью захватите бицепс правой руки.

4. Ладонью правой руки упритесь в тыльную часть головы противника.

5. Левым предплечьем потяните противника назад, а правой рукой наклоните его голову вперед, таким образом завершив удушение (рис. 50).

Примечание. Если противник попытается схватить вас за половые органы, то:

(а) Продолжая выполнять захват обеими руками, выпрямите пальцы (в том числе и большие пальцы) обеих рук. Ребром левой руки, находящейся на изгибе правого предплечья, надавите на правое предплечье таким образом, чтобы ребро правой ладони уперлось в основание черепа противника.

(б) Быстро сделайте шаг назад, одновременно надавливая на голову противника вперед ребром ладони правой руки и ломая ему шею (рис. 51).

(в) Если противник выше вас ростом, и вам трудно дотянуться до его правого плеча правой рукой, как показано на рисунке 50, то наклоните его назад, надавливая на шею левым предплечьем. Если необходимо, нанесите ему удар ниже поясницы, как показано на рисунке 48 и согните его вниз.

14А. Японский удушающий захват (спереди)

1. Станьте лицом к противнику.

2. Захватите его правое плечо своей левой рукой, а левое плечо - правой рукой.

3. Одновременно толкая левой рукой в правое плечо противника, удерживая захват и притягивая правой рукой его левое плечо, разверните противника (рис. 52).

Теперь ваша левая рука обвилась вокруг его шеи, а ноги противника перекрестились, что лишает его возможности защищаться.

4. Поместите свое правое предплечье (выше локтя) на его правое плечо и захватите свой правый бицепс левой рукой.

5. Положив кисть правой руки на тыльную сторону головы противника, надавите на его голову, одновременно потянув к себе предплечье левой руки, как показано на рисунке 52а.

Примечание. Хотя последняя позиция и метод удушения аналогичны приему 14, эти приемы различаются силой давления, необходимого для удушения противника. Если ноги противника перекрестились (а так происходит практически всегда, когда человека неожиданно разворачивают вокруг своей оси), то требуется применить в два раза меньшее усилие.

15. Выкручивание руки

1. Вы стоите лицом к противнику. Нырните под его правую руку и схватив запястье этой руки обеими руками, правая рука над левой, изо всей силы рваните вниз, как показано на рисунке 53.

Это приведет к сильному шоку, равному по силе нокаутирующему удару в левую часть головы.

2. Поднимите руку противника на высоту своего плеча, одновременно выворачивая ее по направлению к себе так, чтобы лишить его равновесия (рис. 54).

3. Удерживая его руку на высоте своего плеча, быстро нырните под нее, сделав шаг вперед правой ногой. (Возможно, чтобы выполнить этот прием, придется согнуть ноги в коленях). Повернитесь внутрь по направлению к противнику, рванув при этом его руку вниз, как показано на рисунке 55.

4. Заступите за спину противника левой ногой и круговым движением вверх прижмите его запястье к спине. Удерживая захват левой рукой, схватите правой рукой его правый локоть, прижимая его к спине. Затем сделайте своей левой рукой скользящее движение вокруг запястья противника, перенося свой большой палец внутрь, а остальные пальцы - на тыльную сторону его кисти, согните его кисть. Надавите обеими руками, пока правое плечо противника не наклонится к земле (рис. 56).

Примечание. Это очень полезный захват для транспортировки пленного, но только на короткие расстояния. Для доставки пленных на дальние расстояния рекомендуется применять захват большого пальца (см. рис. 45).

16. Захват согнутой руки

Примечание. Ученикам настоятельно рекомендуется в совершенстве овладеть этим захватом.

1. Противник принял боксерскую стойку или поднял правую руку, чтобы нанести удар.

2. Захватите левой рукой правое запястье противника, сгибая его руку в локте по направлению от себя (рис. 57).

Продолжайте давить на запястье до тех пор, пока его рука не окажется в положении, показанном на рисунке 58.

Примечание. Оба этих действия должны представлять собой одно быстрое непрерывное движение. Обратите внимание, что давление, оказываемое на правую руку противника по направлению от себя, лишает его равновесия, тем самым не позволяя ему атаковать вас левой рукой.

3. Быстро сделайте шаг вперед правой ногой, при этом ваша правая нога и бедро должны находиться как можно ближе к бедру противника.

4. Просуньте свою правую руку под плечом правой руки противника и захватите ею запястье его правой руки над своей левой рукой.

5. Продолжая удерживать противника в захвате обеими руками, грудью надавите на его правый локоть и предплечье, рывком оказывая давление на его запястье по направлению к земле. Одновременно перемещайте предплечье своей правой руки вверх, к трицепсу его правой руки (рис. 59).

6. Если противник, находясь в этом положении, попытается ударить вас левой рукой, то распрямите пальцы своей правой руки, поместив ребро ладони поверх своего левого запястья, и рваните свое правое предплечье вверх, обращая внимание на то, чтобы локоть противника был прижат к вашей груди (рис. 60).

17. Захват головы

Подойдите к противнику спереди.

1. Плотно сжав пальцы правой руки (большой палец вытянут вдоль), нанесите ему удар в левую часть шеи внутренней частью правого предплечья (рис. 61). Этот удар повергнет противника в состояние шока либо нокдауна.

2. Сразу же после удара ваше предплечье должно замкнуться вокруг шеи противника. Одновременно сделав шаг правой ногой к ногам противника, согните его от пояса вперед, схватив левой рукой запястье своей правой руки, как показано на рисунке 62.

3. Надавите правым предплечьем на правую сторону лица противника (где-нибудь между виском и подбородком), подтягивая запястье правой руки левой рукой и надавливая вниз на левую сторону его лица всем своим телом.

Примечание. Следите за тем, чтобы внешняя часть правого предплечья находилась на вашем правом бедре, и чтобы вес тела переносился на правую ногу толчком левой ноги. Любая попытка противника схватить вас за половые органы должна немедленно пресекаться усилением давления.

В случае необходимости ослабьте захват левой рукой, слегка ее распрямите и нанесите повторный удар ребром ладони по шее противника.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

11. Захваты и освобождения от них 11.1. Общие положения Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому

Из книги Тактика борьбы самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

1. ЗАХВАТЫ ДЛЯ НАПАДЕНИЯ Захваты для нападения играют решающую роль как при борьбе стоя, так и при борьбе лежа.Захваты для нападения при борьбе стояЗахваты при борьбе стоя служат для нападения как бросками, так и болевыми приемами, подготавливаемыми непосредственно из

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

Захваты 1. Борьба: удушения (контроль воздуха), захваты ног, удержания.2. Дзюдо: выкручивание суставов, удушения, тайминг (соотношение

Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

5. Захваты за конечности Эта часть книги будет неожиданно подробной и прикладной. Дело в том, что практика преподавания показывает: попав в «замок» или захват, человек теряется и начинает бестолково вырываться, из-за чего пропускает решающий удар. А все потому, что

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

б. Захваты за корпус Захват за одежду на груди – из той же оперы, что и захват за плечо. Накрывай руку нападающего своей, а другой одновременно с шагом назад дави на его предплечье против естественного сгиба (рис.25). Противника поведет вперед, и ты сможешь ударить его ногой

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Захваты рук и вспомогательные приемы Захваты – очень эффективные приемы. При хорошем владении ими они позволяют быстро закончить любую реальную схватку. Возможностей для проведения захвата и победного завершения поединка в ходе последнего обычно предоставляется

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

Захваты запястья Для начала уточним, что не все относящиеся к этой категории техники основаны на использовании слабых мест запястного сустава. Иногда запястье противника сгибается для того, чтобы использовать кисть его руки как рычаг для выворачивания предплечья. Боль

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Захваты согнутой руки Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава.

Из книги автора

Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава. Помните, что подвижность

Из книги автора

Глава 1. Удушающие захваты и приемы в системе боевых и спортивных единоборств В ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО УДУШАЮЩЕГО ПРИЕМА ЛЕЖИТ ПРАВИЛЬНЫЙ

Из книги автора

Глава IV. Захваты и ответные приемы Свободная тренировка, представляя собою схватку спортивного характера (на ковре), не создает, однако, для обучающихся реальных, специфических условий, носящих характер короткой схватки и требующих хорошего умения делать приемы сходу.

Из книги автора автора

ЗАХВАТЫ ГОРЛА Мы начнем с самого простого - с захвата за горло одной рукой. Вытянутая рука захватывает горло противника обычным способом: большой палец с одной стороны, остальные - с другой. Как прием нападения этот захват не имеет никакого смысла, но он часто

Из книги автора

Говоря о парировании ударов противника и об упражнениях, позволяющих встроиться в траекторию его движения с последующим сохранением контакта и загрузкой его центра масс, мы акцентировали Ваше внимание на том, что данная модель защиты является мостом между техниками захвата и удара. Она согласует работу на ближней и дальней дистанции, позволяя вывести нападающего из равновесия и провести атаку суставов, динамических болевых приёмов и прикладных бросков. Именно об атаке суставов нам хотелось бы подробнее рассказать в этом видео.

Для того, чтобы наилучшим образом сформировать преставление о защите в ближнем бою, необходимо ввести такое понятие, как геометрия защитных действий. При выполнении защитных манёвров на ближней дистанции, мы создаём своим телом геометрические фигуры для приёма атаки противника под острым углом, дабы максимально рассеять силу, воздействующую на принимающую часть, и отклонить траекторию удара в нужном нам направлении. Для того, чтобы обеспечить проскальзывание, мы вращаем созданную нами конструкцию в момент соприкосновения с атакующей частью противника и либо встраиваемся в его движение, либо идём вразрез. Этот алгоритм позволяет нам выполнять защитные действия из широкого спектра неудобных положений, а так же даёт нам возможность принимать удары на тело, значительно сокращая причиняемый ими урон. При исполнении техники атаки суставов, грамотная геометрия защитных действий крайне важна для получения контакта с противником и его последующего сохранения. Приём ударной части атакующего может осуществляться любой частью тела, так же, как и последующая атака.

Суставы рук и ног – наиболее уязвимые зоны человеческого тела для атаки. При нанесении акцентированного ударного действия по суставу руки или ноги против естественного сгиба в ситуации самообороны на улице, противник напрочь теряет возможность продолжать агрессию и будет вынужден сдаться, вне зависимости от своего желания.

В уличном рукопашном бое суставы – одна из наиболее предпочтительных зон для травмирования. В спортивных единоборствах техника динамического поражения суставов соперника начисто отсутствует ввиду опасности для здоровья и невозможности грамотной дозировки. Вместо этого культивируется техника болевых приёмов и рычагов, показывающая себя крайне эффективно как на спортивной арене, так и на улице в ситуациях реальной драки.

Поймав контакт с рукой противника, необходимо с помощью этого контакта через касание выполнить загрузку его центра масс, немного сместив проекцию центра тяжести нападающего за опорную площадку, что вызовет кратковременную потерю устойчивости и даст возможность перехватить бьющую руку, оберегая обороняющегося от встречных ударов. Выполняется эта механика посредствам приёма ударной конечности под острым углом с проворотом принимающей руки в точке контакта, что обеспечит проскальзывание ударной части противника и провалит его.

Для того чтобы столкновение не получилось слишком жёстким, необходимо при приёме атакующей части противника выполнить либо встречное движение на него, отправляя его удар в рикошет через механизм шнека, либо, уровняв скорости, выполнить фехтовальную защиту с приёмом и обработкой бьющей руки, подобно тому, как мы принимаем клинок противника. Эти алгоритмы позволят Вам застопорить нападающего и получить преимущество в рукопашной схватке за счёт собственной кинетической энергии агрессора.

Если же противник атакует не акцентированными, а хлёсткими ударами, поймать и парировать его ударную часть будет весьма затруднительно. В данном случае необходимо нанести встречный контрудар в одну из уязвимых зон, используя тактические схемы, которые мы демонстрировали при раскрытии особенностей отработки прикладной техники рукопашного боя. После того, как Вы застопорили противника, Вы сможете загрузить его центр масс через захват, нанести несколько расслабляющих, демотивирующих ударов и затем выполнить болевой приём.

Загрузив противника, необходимо прилипнуть к его атакующей конечности и постараться не рвать с ним контакт, контролируя его через образовавшуюся связь. Кратковременный затык не позволит агрессору контратаковать, так как на доли секунды он будят занят собственной стабилизацией и поиском новой опорной площадки либо разрывом дистанции с Вами, дабы исправить образовавшееся невыгодное тактическое положение. Почувствовав уверенный захват, Вы можете выполнить либо динамический болевой приём, либо атаку сустава, нанося импульсный удар против естественного сгиба.

Грамотно исполненная техника поражения суставов будет незаметна для стороннего наблюдателя и полностью неожиданной для агрессора. Исполнение демонстрируемых в данном видеоролике приёмов требует развитой чувствительности и наличия существенного опыта контактных поединков. Необходимо органично вписывать технику заломов, болевых приёмов и импульсных атак в систему ближнего боя. Мы нарочно утрируем некоторые моменты, чтобы показать Вам особенности выполнения этих приёмов и в доступной манере изложить базовые принципы, лежащие в основе данной техники, без следования которым они работать не будут.

После освоения базовых связок уличного рукопашного боя, Вы научитесь беспрепятственно катать ударный импульс по телу и преобразовывать его в ударное действие в любой заданный момент времени в поединке. Освоение этой механики откроет массу возможностей для применения целого спектра нестандартных ударов, отцентрует бойца и создаст в его теле структуру, при помощи которой он сможет воздействовать на противника гораздо эффективнее, подключая к процессу выполнения приёма значительно больший потенциал за счёт включения в работу дополнительных звеньев и рычагов, последовательно сочлененных между собой, синхронизированных, работающих слаженно и единовременно на выполнение заданного алгоритма, что в совокупности даст существенный синергетический эффект.

Временной промежуток, в котором выполнение этой техники возможно, крайне короток. Травмирующее воздействие на суставы рук и ног противника, как уже было сказано выше, осуществляется при помощи как ударов, так и импульсных атак, призванных организовать выброс силы в направлении, противоположном естественному сгибу сустава с целью нанесения травмы, управления или отвлечения внимания для нанесения дальнейших атакующих действий.

Освобождение от захватов с последующим применением болевых приёмов так же имеет свои особенности и подчиняется определённым закономерностям, незнание которых лишает технику всякого смысла.

Основной принцип болевого приёма заключается в том, что мы оказываем механическое воздействие на сустав в направлении, неестественном для работы атакуемой конечности. Для того, чтобы получить выигрыш в силе, мы стремимся увеличить плечо рычага, так как это необходимо с точки зрения получения оптимального для выполнения приёма передаточного соотношения. Однако необходимо осознать одну простую вещь: рычаг - это длинный жесткий предмет, имеющий точку опоры и возможность вращаться. Если мы не имеем чётко фиксированной точки опоры, мы не сможем получить выигрыш в силе и преодолеть сопротивление атакующего. Непонимание этого принципа мгновенно лишает приём работоспособности и сводит эффективность любых техник к нулю. Зачастую люди, только начавшие свой путь в боевом искусстве или попросту не понимающие механику, лежащую в основе практикуемых ими приёмов, начинают пытаться выполнять залом, дёргая руку на себя и стремясь её поднять с того уровня, на котором был выполнен захват. Делать это категорически не рекомендуется: при освобождении от захватов необходимо привести конечность противника в крайнее положение и жёстко фиксировать точку опоры, относительно которой будет происходить вращение при исполнении приёма.

После того, как Вы выполнили фиксацию конечности противника, необходимо сработать относительно естественно созданной точки вращения, работая преимущественно не мускульной силой, а рычагом. После получения целевого положения, при котором конечность противника идёт на излом, Вы можете, сохраняя механику приёма, управлять уровнем точки опоры произвольно, однако на первом этапе исполнения приёма это недопустимо.

Выполнять болевые воздействия можно либо прикладывая силу к конечности нападающего постепенно, если есть желание его обездвижить, либо динамически, если Ваша задача - сломать конечность. При исполнении одного и того же приёма можно варьировать силу и скорость передачи импульса в зависимости от выбранной тактики.

При применении техники болевых приёмов в клинче, необходимо вывести противника из равновесия и нанести несколько расслабляющих ударов. Для того чтобы применить технику заломов на ближней дистанции, крайне важно умение создавать и менять уровень точки вращения.

Исполняя импульсную атаку суставов, мы придерживаемся всё тех же правил и особенностей ведения поединка, которые мы очертили выше. Для того, чтобы механика импульсной атаки сустава сработала, необходимо изучить и научиться чувствовать крайние положения конечностей противника и отчётливо понимать, где заканчивается свободный ход того или иного сустава.

При обработке противника в ближнем бою важно научиться ловить и блокировать его суставы в крайних положениях путём промежуточной фиксации степеней свободы агрессора. Как только удалось его зафиксировать, нанесите несколько демотивирующих ударов, чтобы ослабить сопротивление и сжать тиски сковывающего движения захвата, ограничивая его подвижность и приводя нападающего в то положение, из которого ему будет крайне сложно выбраться.

Атаковать суставы против естественного сгиба желательно на контрдвижении. Как только противник почувствовал себя зажатым, он будет яростно сопротивляться. Долго удерживать его, при этом, не получится. Именно поэтому необходимо, используя энергию натяжения его напряжённых мышц, на мгновение ослабить хватку, заманивая его в ловушку.

Ослабление хватки приведёт к резкому рывку противника к свободе. Чтобы выполнить движение как можно быстрее, ему придётся ослабить зажимы и разрушить созданную им оборонительную структуру, чтобы получить дополнительные степени свободы для разгона и рывка. Дабы совершить желаемый манёвр, ему на короткое время придётся снять блоки с суставов, забывая о промежуточной безопасности и расслабив мышцы. Именно в этот момент необходимо ударить его на встречном движении в область целевого поражения по нормали.

Необходимо сказать, что данная техника рукопашного боя крайне сложна в исполнении в реальном поединке, ибо требует достаточно высокого как технического, так и тактического мастерства единоборца. Помимо этого, она так же является крайне опасной мерой воздействия, способной привести к превышению допустимых норм самообороны. Однако, при обучении уличному рукопашному бою, мы, в первую очередь, решаем задачи неравного противостояния, поэтому нужно быть готовым решить вопрос на любом уровне и с любыми последствиями, дабы сохранить свою жизнь и здоровье, а так же защитить своих родных и близких.

Желательно научиться выполнять комплекс болевых приёмов и уметь плавно переходить от одного к другому. Выполнив болевой приём или травмирующее воздействие на сустав противника, не задерживайтесь долго на одном и том же месте: немедленно переходите к последующему поражению уязвимых мест, уходите с линии атаки и продолжайте развивать наступление до тех пор, пока агрессор не будет повержен.

Разумеется, как и везде, перемещения и работа ног играет первостепенное значение. Умение свободно и эффективно перемещаться, выбирая оптимальную для атаки позицию - необходимый навык, на освоение которого уходит больше всего времени. Именно поэтому на начальных стадиях обучения наиболее пристальное внимание мы уделяем системе передвижений в рукопашном бое и поединку. Без чувства дистанции не может быть никакой эффективной работы. Знание самих приёмов не столько важно, сколько умение маневрировать и выводить противника в те ситуации, где применение практикуемой техники становится возможным. Именно поэтому даже самый чёрный пояс и самое мастерское владение базовой техникой боевых искусств не поможет, если нет понимания законов схватки и отсутствует опыт полноконтактных боёв.

Выполнение болевых приёмов в практикуемой нами системе уличного рукопашного боя не является самоцелью или панацеей: это лишь промежуточный этап, позволяющий воспользоваться удобной ситуацией, образовавшейся в результате либо некомпетентности, либо ошибки противника. Может случиться и так, что возможности провести атакующее воздействие на суставы противника и не представится вовсе, однако, если вдруг ситуация сложится в Вашу пользу и Вы получите такой подарок, выгодно захватив конечность противника, необходимо знать, как этим преимуществом воспользоваться и реализовать имеющийся в поединке потенциал.

Главное правило уличного рукопашного боя - не зацикливаться на стереотипах и быть максимально текучим и вариативным в применении изученных приёмов. Для того, чтобы полноценно вести поединок на улице, необходимо уметь импровизировать.

Прикладные боевые системы, преимущественно - это системы ближнего боя. Именно поэтому многообразие техники раскрывается лишь при ведении поединка в плотном контакте с противником. Техника атаки суставов неприменима на дальней и средней дистанции, где наибольшую силу имеет классическая ударная техника рукопашного боя.

Несмотря на то, что демонстрируемые в данном видеоролике элементы - крайне опасные технические решения, применение которых способно причинить существенный вред здоровью противника, работают они лишь в комплексе с крепкой базой, освоению которой посвящены первые несколько лет тренировок. Атака суставов, сама по себе, не имеет никакой ценности, как и весь остальной прикладной арсенал. Для того, чтобы исполнить демонстрируемую технику на практике, понадобятся годы тренировок, самоотдача, железная дисциплина и титаническое усердие.

Духовные и философские основы Борьбы. Этимология слова «борьба». Откуда в Египте… русские избы?! Связь Древнерусской ведической Традиции с Древнеегипетской! Бить или бороться – «быть или не быть!»? О превосходстве ударных техник над бросковыми. Не боритесь с вооруженным противником! Как освободиться от захвата одним ударом! Сравнение скоростей ударов и бросков. Примеры ложных боевых техник. Боевые и лечебные свойства одежды. «Оборотни в погонах». Гипнотическое воздействие одежды. Об опасности привыкания к «стандартной» форме. Особенности уличной одежды. Чем достигается постоянная готовность к бою. Оценка боевых свойств одежды и способы ее тестирования. Захваты за волосы, мышцы и кожу. «Охота за пальцами». Управление противником с помощью боли и вспомогательных ударов. «Ломка каменных листьев». Борьба за захват. Захваты, основанные на принципе «быстрого касания». «Обжигающие» захваты. Выведение из равновесия рывком, ударом или угрозой нанесения удара. «Вязкие» атаки и защиты (в том числе «быстрей-быстрей»). «Вязкие» свойства одежды. Способы укрепления хвата. «Борьба ветвей» и борьба с ветвями деревьев. Использование гирь и гантелей. «Борьба без борьбы» (или «мериться силой»). Наработка защит от ударов при захвате за одежду. Боевые броски и «слепая» борьба. «Живой щит». Секреты проведения бросков, или как повалить сопротивляющегося противника! «Бросок без броска». Управление «центром тяжести» противника.


Мы познакомим вас с уникальными методиками по наработке боевых захватов и бросков, однако сначала расскажем, какой глубочайший смысл заключен в слове «борьба». Вы узнаете о философских и духовных истоках Борьбы как неотъемлемой части Искусства Жизни .

С точки зрения «некорректной» этимологии ШАР, это слово мы расшифровываем как «Борь-Ба», где «Ба» в древнеегипетской арийской Традиции означает духовное начало человека, а слово «борь» произошло от «бороть», или «боротьба» (т. е. бороть «Ба»!). Аналогичным образом в русском языке мы расшифровываем такие слова, как «гуль-Ба», «ходь-Ба», «свадь-Ба», «судь-Ба», «резь-Ба» и т. д. Теперь вы уже самостоятельно можете понять глубинный смысл всех этих слов. Подчеркнем, что «Ба» не является просто слогом, как считают специалисты в области языкознания. Мы утверждаем, что на Праязыке наших Предков «Ба» означало духовную сущность человека. «Ба» содержится во многих словах русского языка, и это не случайно, ведь русский язык, как и все славянские и европейские языки, содержит множество корней Праязыка , на котором говорили Боги .

О связи Древнеегипетской и Древнерусской Традиций (только не путайте с общепринятой исторической версией, согласно которой «древнерусское» – то, что относится лишь к концу первого тысячелетия после Рождества Христова !) многое может рассказать этимология.

Большинство людей даже не догадываются, что русские и «египетские» слова имеют одни и те же корни. Поэтому мы легко можем понять, что означают такие слова, как Пта, мастаба, изба… Они не только звучат одинаково, но и имеют одно и то же значение. Вот что об этом пишет В.Д. Осипов в своей книге «Потаенный смысл слова» (М., изд-во «Поколение», 2006): «Словом ИЗБА египтяне называют деревенский дом. Правда, ударение они делают на первый слог» (с. 370). Подумайте, что может означать слово «ИЗБА»! Теперь, с помощью «некорректной» этимологии ШАР, вы легко сможете понять тайный смысл слов не только русского языка, но и многих других европейских языков. Все эти вопросы будут подробно рассмотрены нами в следующих публикациях.

В главе, посвященной Истории Великой арийской Цивилизации , мы уже показывали, насколько тесно связана древнерусская Ведическая Традиция с древнеегипетской. Так, в слове «борьба» нашла отражение целая философия Жизни наших Предков , которые утверждали, что Жизнь – это Борьба , борьба Духа («Ба») за Справедливость и Свободу !


Мир, в котором мы живем, несправедлив!

К сожалению, в наше время никакой Справедливости нет и в помине, но мы знаем, что она была, когда на Земле царил «Золотой век»! Тогда правили Боги , которые учили людей жить по справедливым законам. Эти Боги являются Предками всех европейских народов, и в качестве доказательств можно привести многочисленные антропологические и генетические результаты исследований, которые проливают свет на загадку возникновения Белой расы .

Если рассматривать борьбу как разновидность единоборств, то она развивает в человеке волю к победе, целеустремленность, физическую силу, способность чувствовать противника и его намерения и т. д. Борьба великолепно тренирует все физические и психические качества человека и оказывает настоящее целительное воздействие на весь организм, именно поэтому она особенно полезна для детей, которые обожают бороться!

Перед каждым, кто серьезно изучает боевые искусства, рано или поздно встает следующий вопрос:


Какие техники более эффективны в реальном бою – ударные или бросковые?!

Ответ на данный вопрос совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Одни уверенно говорят, что лучше всего использовать броски, тогда как другие считают самыми эффективными – удары; третьи доказывают необходимость одинакового владения и ударными, и бросковыми техниками. Как говорится, и нашим, и вашим!

На самом деле в реальной ситуации вы должны применять то, чем вы владеете лучше всего, и именно это обеспечит вам превосходство над любым противником. Как мы уже показывали, удар в несколько раз (!) быстрее любого броска. Зачем же тогда нужно ввязываться в борьбу, если победить вы можете всего лишь одним атакующим движением?!

Не стоит идти против Законов Природы ! Учитесь достигать своей цели минимальными усилиями!


Если говорить о реальной схватке, то с помощью борьбы женщина или ребенок никогда не справятся с более сильным и подготовленным противником, тем более что на улице нет никаких весовых категорий! Чтобы победить в схватке без правил, необходимо прежде всего использовать техники превосходства . Если противник пытается навязать вам борьбу, а вы чувствуете, что слабее его, используйте удары «быстрого касания».

Эти удары следует нарабатывать, в том числе и при захватах за одежду. Ввязываться в борьбу можно (и даже нужно), если это не реальная схватка, а всего лишь – игра, баловство! Если же вы пытаетесь отстоять свою жизнь в столкновении с реальным противником, то вопрос «БИТЬ ИЛИ БОРОТЬСЯ?» равнозначен гамлетовскому «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?»

Мы утверждаем, что в опасной ситуации ни в коем случае нельзя бороться (особенно с вооруженным противником или противниками!), иначе шансов на выживание у вас практически не останется. Его нужно БИТЬ!!! И не просто бить, а решительно атаковать ударами в наиболее уязвимые зоны – глаза, горло, пах.


Не боритесь с вооруженным противником!

Во многих Школах рукопашного боя придерживаются иного мнения: они убеждены, что в реальном бою можно и нужно бороться! В качестве примера, иллюстрирующего эти ложные представления, можно привести столь любимый в отечественных системах рукопашного боя «бросок через спину», выполняемый после «блокирования» прямого удара в голову. Заметим, что указанные техники до сих пор пользуются чрезвычайной популярностью в самбо и ряде других отечественных Школ. Все это прямо указывает на абсолютное незнание реалий уличной схватки, ведь только не представляя себе, что удар намного быстрее и разрушительнее любого броска, можно рекомендовать подобные вещи! Удивительно, но даже в наши дни, когда, казалось бы, об искусстве реального боя известно гораздо больше, чем ранее, подобные техники всерьез изучаются на занятиях. Ученикам внушается иллюзорная уверенность в эффективности и действенности этих приемов.

Другой пример покажет вам, что с помощью силы далеко не всегда можно освободиться от захвата за руку, тогда как в некоторых Школах для освобождения от захватов предлагается прежде всего силовая борьба. Возможно, это приемлемо для физически крепкого и развитого человека, но как быть женщине или подростку?! Неужели кто-либо всерьез считает, будто они смогут одолеть противника с помощью борцовских техник?!

И тем не менее в большинстве Школ предлагается именно борьба. Отметим, что подобных «боевых» техник чрезвычайно много, но мы не будем сейчас их анализировать. Предлагаем вам самостоятельно оценить их применимость в жизни. Что касается бросковых техник в ШАР, то у нас используются специальные боевые захваты и броски . Как правило, наши техники сопровождаются неожиданными ударами и захватами, намного облегчающими проведение выбранного броска. Заметим, что использование именно боевых захватов и бросков позволяет слабому человеку (ребенку, женщине, пожилому человеку) уверенно расправиться с нападающим.

Однажды нами проводилось показательное занятие для военнослужащих одной из российских силовых структур. Занятие понравилось офицерам, но у них возникли вопросы. Один из военнослужащих спросил, каким образом в ШАР освобождаются от захватов, и чтобы увидеть, как мы это делаем, тотчас выполнил крепкий захват за запястье. То, что произошло дальше, похоже, удивило всех. Обычно в Школах рукопашного боя для освобождения от захватов используется борьба, но именно в этом и состоит их принципиальная ошибка. В ответ на свой захват он получил сильный удар ногой по голени, и одновременно его рука оказалась выкручена за спину. Так был продемонстрирован принцип освобождения от захвата с помощью одного-единственного удара. Добавим, что вместо удара по ноге можно атаковать ударом ноги в пах или кулаком в голову. Освободиться от захвата можно даже бесконтактно – всего лишь угрозой нанесения удара в любую из уязвимых зон, и в ШАР все эти техники сначала нарабатываются с напарником.

Сейчас мы расскажем об основных способах захватов и бросков, используемых в ШАР, но сначала кратко коснемся такой актуальной (и малоизвестной широкому кругу) темы, как боевые и лечебные свойства одежды:

Не удивляйтесь, но даже обычная одежда обладает самыми настоящими лечебными свойствами!

Излишне говорить, что одеваться всегда следует по погоде. Можно даже сказать так: «У природы нет плохой погоды, если… ваша одежда соответствует ей!» Когда на улице холодно, то одеваться необходимо достаточно тепло, и – наоборот. Одежда обладает способностью сохранять тепло вашего организма и защищает вас от потерь жизненной энергии, а также изолирует от неблагоприятных факторов внешней среды в виде перепадов температуры, высокой влажности и т. д. Сравните, например, как одеваются любители зимней рыбной ловли и купающиеся в летнюю жару, и вам станет понятно, о чем мы говорим. Ветер, влажность, холод, жара – вот те природные факторы, от которых должна защищать одежда. Если она не выполняет этих функций, то ни о каких ее лечебных свойствах не может быть и речи! Кроме того, на лечебные свойства одежды сильно влияет тот материал, из которого она сделана (хлопок, шерсть, синтетика), цвет, фасон и многое другое.

Стоит ли говорить о том, что одежда должна быть красива и удобна. Желательно одеваться со вкусом и вовсе необязательно следовать какой-либо моде, чтобы выглядеть красиво и элегантно. Главное, чтобы одежда, которую вы предпочитаете, вам подходила и вы чувствовали себя в ней комфортно! Все это оказывает непосредственное воздействие на ваше эмоциональное состояние и здоровье. Прежде чем мы рассмотрим еще одно важное свойство одежды, опишем реальный случай, произошедший лет десять назад в Москве:

К постовому милиционеру, вооруженному автоматом, подошел человек в форме полковника милиции. После формального приветствия полковник устроил головомойку младшему по званию: «Что это такое?! Почему ботинки нечищены?! Пуговицы расстегнуты?! Фуражка мятая?!» В завершение «воспитательной» беседы, проведенной в резкой и грубой форме, полковник потребовал у растерявшегося постового милиционера… автомат (!!!) и, со словами «Придешь к своему командиру и доложишь, что полковник Сидоров наложил на тебя взыскание!», послал его к начальству. Когда сбитый с толку милиционер доложил своему руководству о случившемся, то получил такой нагоняй, что, наверное, не забудет об этом всю оставшуюся жизнь. Он наконец сам осознал, что был облапошен мошенником, и теперь ему грозит серьезное служебное расследование.

Оружие оказалось у преступника, но как такое могло произойти?! Данный пример наглядно иллюстрирует одно малоизвестное большинству людей свойство одежды, о котором необходимо знать каждому. Речь идет о ее гипнотическом воздействии на человека:

Одежда обладает сильными гипнотическими свойствами!!!

Посмотрите, как люди реагируют на появление человека в милицейской форме или, например, в халате врача! Ваша задача – научиться видеть того, кто же на самом деле стоит перед вами («Взгляд в Душу »), и пусть вас не обманывает его форма или одежда! Человек остается тем, какой он есть, независимо от внешнего облачения, а одежда лишь маскирует его сущность и может ввести в заблуждение. Знание о гипнотических свойствах одежды поможет вам избежать ошибок в общении с людьми в самых различных ситуациях.

Существует большое число Школ и стилей, бойцы которых облачаются в кимоно или в борцовские куртки и состязаются по правилам , запрещающим использование каких-либо серьезных травмирующих воздействий. Последователи этих Школ и стилей при многолетних занятиях привыкают к той одежде, в которой обычно тренируются, и впоследствии уже не способны эффективно использовать свойства одежды повседневной (или уличной ). Кроме того, они нередко используют специальное защитное снаряжение (шлемы, раковины, жилеты) и, по восточной Традиции , занимаются без обуви, т. е. босиком. Все перечисленные особенности резко отличают поединки в этих Школах от боевых схваток.

Уличная одежда может помешать выполнению привычных и наработанных в спортзале техник и приемов. Она может сковывать движения бойца, не позволяя ему использовать приобретенные на занятиях навыки. Не следует также забывать, что на улице одежда весьма и весьма специфическая – накидки, плащи, куртки с молниями-застежками и т. д. Ваш противник может оказаться в чем угодно: в легкой рубашке, в плаще с капюшоном, в футболке, в куртке, застегивающейся на «молнию», и пр. На его голове может быть кепка, вязаная шапочка, бейсболка или даже шапка-ушанка, а на ногах – либо легкая обувь (от сандалий до кроссовок), либо тяжелая и жесткая (зимние ботинки, сапоги). Прочность верхней одежды также может сильно варьироваться, затрудняя или, наоборот, облегчая проведение различных боевых захватов.

Учет боевых свойств одежды чрезвычайно важен не только для бойцов спецназа, выполняющих сложнейшие задачи по обезвреживанию террористов, но и для обычных, вполне мирных людей, рискующих в наше время оказаться один на один с группой отморозков, готовых на все ради легкой наживы. Расскажем также курьезную историю об одном квартирном воре, который после кражи вернулся домой и был неприятно удивлен, когда чуть ли не вслед за ним явилась милиция. Оказалось, что на месте преступления он выронил свой паспорт!

Отметим, что документы, деньги и ценные вещи следует носить в застегивающихся карманах и обязательно следить за их недоступностью для посторонних. Помните, что в рукопашной схватке легко потерять не только здоровье, но и все, что у вас есть с собой (в ваших карманах, сумках).

Одежда, которую вы носите, должна удовлетворять соответствующим требованиям. Самое главное, она не должна вам помешать, если вдруг потребуется быстро бежать, или наносить удары руками и ногами, или освобождаться от захватов.

Боевые свойства одежды специально тестируются с помощью боевых техник ШАР!

Так, чтобы оценить приспособленность одежды для выполнения резких атакующих движений, выполняйте размашистые удары в любую сторону. Вы сразу же почувствуете, насколько пригодна (или нет!) ваша одежда к реальной ситуации. Например, обувь может оказаться чересчур тяжелой, и, как результат, удары ногами станут «медленными». Если подошва скользкая, то вы рискуете упасть, нанося быстрые удары ногами, поэтому будьте осторожны при их выполнении.

Вы должны быть готовы к смертельной схватке в любое время суток и в любом месте (на улице, в общественном транспорте, дома, на отдыхе и пр.), однако это не значит, что нужно постоянно оглядываться, прислушиваться или прятаться. Не нужно страдать «манией преследования». Нужно прежде всег, быть внимательным к тому, что происходит вокру, г и в случае опасности реагировать адекватно. Именно НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ чаще всего приводит к БЕДЕ, и об этом весьма красноречиво «свидетельствует» криминальная хроника. Наивысший уровень готовности (или состояние «небесного воина ») обеспечивается расслабленностью, а не напряженным ожиданием!

Сейчас мы рассмотрим некоторые виды боевых захватов , которые проводятся как за одежду противника, так и за любые его части тела.

Боевые захваты – это такие захваты, которые используются в реальных уличных столкновениях и шокируют противника своей неожиданностью.

Например, быстрый захват за волосы с последующим рывковым движением в выбранном вами направлении позволяет легко управлять противником, имеющим густую шевелюру. Если же ваш противник, наоборот, имеет короткую стрижку или вообще лысый, то воздействие можно оказывать непосредственно на голову, отыскивая на ней «ямки», «выступы», «впадины».

Вы на практике убедитесь в чрезвычайно высокой эффективности данных техник, причем чтобы справиться с противником, который сильнее вас, желательно использовать также различные вспомогательные удары (по глазам, в пах, в горло). Эти удары значительно облегчают выполнение любых боевых техник.

Захваты за волосы нарабатываются как самостоятельно, так и с напарником. При этом учитесь крепко захватывать пальцами волосы и выполняйте тянущие (а впоследствии – и рывковые !) движения в любую сторону, постепенно увеличивая силу хвата и вытягивания. Обязательно воздействуйте на все участки волосистой части головы. Уже скоро вы убедитесь, что подобный «массаж» исключительно полезен для вашего здоровья, так как зоны на голове теснейшим образом связаны с внутренними органами. Оказывая на корни волос такое воздействие, вы активизируете рефлекторные функции своего организма и начинаете лечить самого себя. Мы рекомендуем выполнять подобные упражнения не менее двух раз в неделю (по несколько минут в день), используя для этой цели время, когда вы, например, смотрите телевизор или просто отдыхаете лежа на диване.

Другим великолепным способом наработки боевых захватов является одновременная борьба за волосы. Захватывайте их двумя руками и всячески мешайте своему напарнику сделать то же самое. Однако будьте осторожны, не вырывайте друг у друга клочья волос. Заметим, что со стороны то, что вы делаете, выглядит поистине впечатляюще. Представьте, два человека вцепились друг другу в волосы и пытаются повалить один другого! Как вы понимаете, эти навыки помогут вам правильно действовать в похожих ситуациях.

В дальнейшем используйте вспомогательные удары, с помощью которых вы сможете быстро освободиться от захвата. Работая с напарником, лишь обозначайте атаки в уязвимые зоны, но делайте это правильно , т. е. с учетом естественных реакций на пропущенные удары. Например, если вы атакуете напарника в пах или в голову, то он не должен стоять словно «статуя». На «пропущенный» удар он должен реагировать так, будто на самом деле его пропустил.

Обратите внимание, что в процессе занятий происходит постепенное изменение болевых порогов чувствительности. К примеру, если до выполнения захватов за волосы ваша чувствительность была притупленной , то в процессе занятий чувствительность к боли возрастает. И наоборот, если сначала вы очень болезненно реагировали на захваты за волосы, то впоследствии чувствительность снижается. Таким образом, происходит нормализация болевой чувствительности и, следовательно, общее оздоровление вашего организма.

К числу эффективных боевых техник относятся также захваты за пальцы. Одно из подготовительных упражнений данной группы – это «охота за пальцами ». Его вы сможете самостоятельно освоить, если внимательно изучите главу «Охота за кулаком» (в нашей первой книге), где изложены основные принципы «охоты».

Еще одно важное упражнение, которое мы рекомендуем своим ученикам, – «ломка каменных листьев». Многие не уверены в том, что захват пальцев противника поможет одержать победу, ведь пальцы будут напряжены, а если противник отличается крепким телосложением, то шансов справиться с ним вообще не остается. Так ли это?! Конечно же нет, и мы не случайно предлагаем вам эти удивительные техники, чтобы вы могли на практике убедиться в их эффективности.

Станьте оба в боевые позиции, и пусть один из вас держит пальцы рук напряженными. Захватывая напряженные пальцы, вы убедитесь, что они так же легко поддаются силовому воздействию, как и расслабленные. Если не удается обхватить все пальцы, то «выберите» один или два из них, после чего снова пробуйте сгибать за счет силы. Вы обнаружите, что даже такое (чисто силовое!) воздействие оказывается весьма результативным, а если к захвату напряженных пальцев вы добавите вспомогательные удары, то поймете, насколько легко будет справиться с сильным и более подготовленным противником. Например, женщина, захватив пальцы нападающего, может без особых усилий распластать его на земле и удерживать в таком положении до прихода помощи. В случае если нападающий будет сопротивляться или угрожать, необходимо усилить болевое воздействие вплоть до перелома его пальцев.

При самостоятельных тренировках используйте техники ломающих воздействий на «коготь» (или ладонную палочку). В восточной Традиции это оружие называется «явара». Удерживая в руках деревянную палочку (размером в полтора кулака!), пытайтесь переломить ее. Используйте также силовые воздействия на две сложенные вместе палочки! Подробно о техниках работы с «когтем» мы расскажем в отдельной публикации. Вы познакомитесь с уникальными и чрезвычайно эффективными техниками, которые использовали наши Предки еще много тысяч лет назад.

Важнейшим этапом освоения боевых захватов является борьба за захват. Поначалу это могут быть разнообразные упражнения, при выполнении которых вы будете быстро и неожиданно захватывать выбранные части тела (или одежду) напарника. Не следует забывать, что на применение этих техник точно так же распространяется принцип «быстрого касания». Речь идет о высоких скоростях выполнения захватов и неспособности любого противника противодействовать им.

Если рассматривать именно боевые формы захватов, то при их выполнении атакуемая часть тела испытывает болезненное обжигающее воздействие («обжигающие» захваты). Если атакуются открытые участки тела, то они краснеют, словно вы на самом деле обожгли их кипятком или горячим паром, и то же самое происходит, если атакуются мышцы и кожа под одеждой.

Обязательно захватывайте части тела напарника так, чтобы одновременно вывести его из равновесия , причем не только физического, но и психического. Боевой захват заставляет противника переключить внимание на атакуемую зону, при этом он «забывает» про все остальное, и вы легко можете ударить его в пах, в голову или другую уязвимую зону. Из равновесия его можно вывести также рывком после проведения захвата, хотя эффективнее будет, если боевой захват и рывок произойдут практически одновременно, тогда вам не понадобятся вспомогательные удары.

Боевые захваты, которые вы сейчас выполняете, относятся к техникам «вязких» атак. Атакуя противника, вы будете сковывать его своими захватами, и то же самое можно делать, когда вы защищаетесь. Чтобы добиться устойчивых результатов, выполняйте боевые захваты (и защитные, и атакующие!) по принципу «быстрей-быстрей». Это поможет вам приобрести навыки успешной скоростной работы во время борьбы. Отметим также, что обычная одежда сама по себе обладает «вязкими » свойствами : она может сковывать любые ваши движения и замедлять выполнение как ударов, так и бросков, поэтому «вязкие» свойства одежды непременно должны учитываться в реальной ситуации. Естественно, что все ваши захваты должны быть достаточно прочными , чтобы противник не смог вырваться, и одновременно вы должны уметь освобождаться от «неудобных» для себя захватов.

Способы укрепления хвата нарабатываются в ШАР самыми разнообразными упражнениями (работа с корой дерева, «борьба листьев», прокатывание кисти у стены, «лепка» ударных форм и мн. др.). Так, если вы тренируетесь на природе, то многие упражнения полезно выполнять со стволами деревьев. Вы можете бороться с ними, пытаться согнуть или повалить их в любую сторону. Деревья, с которыми вы будете тренироваться, не должны быть тонкими и хрупкими. Выбирайте сильные, крепкие и здоровые деревья. Это поможет вам развить настоящую сверхсилу.

Если вы тренируетесь дома, то используйте для укрепления кистей рук небольшие по весу гири или гантели. Нарабатывайте крепость хвата с помощью кистевых вращений, подъемов-опусканий , а также с помощью подбрасывания и ловли их в воздухе (т. е. жонглирования). Естественно, делать это можно лишь над диваном, кроватью или свернутым в несколько раз одеялом, расстеленным на полу. Кисти рук и пальцы с помощью этих несложных упражнений значительно укрепятся , и вы практически сразу почувствуете это. Не забывайте после силовых упражнений прорабатывать укрепляемые зоны массажем и расслабляющим потряхиванием .

Прекрасным упражнением для развития силы ног является перемещение гири стопой по различным направлениям. Если вы попробуете так тренироваться, то практически сразу убедитесь, насколько эффективные навыки вами приобретаются. Благодаря одному этому упражнению вы легко сможете выбить ногу противника зацепом или подсечкой в любую сторону, и он не сможет устоять. Если же при этом вы еще выполните захват за его одежду и одновременно рывок (или толчок) руками, то падение противника будет практически неизбежным. Естественно, при наработке данной техники с напарником поддерживайте друг друга, чтобы исключить возможные травмы при падении.

Интересной формой парной работы являются защиты от ударов, которые выполняются с одновременным захватом за одежду или какие-либо части тела. Вы захватываете напарника за отворот куртки (или за рукав) и начинаете наносить удары свободной рукой, а также ногами. При этом вы как бы натягиваете своего напарника на себя. Захват за одежду сковывает напарника и мешает ему защищаться. У вас же появляется прекрасная возможность управлять любыми его движениями, словно он является марионеткой в ваших руках. Не забывайте меняться ролями, чтобы научиться атаковать и защищаться одновременно.

Теперь, когда вы уже кратко познакомились с наработкой боевых захватов , мы переходим к следующему этапу изучения техник рукопашного боя ШАР, связанных с борьбой, и речь пойдет о выполнении боевых бросков .

Что такое боевые броски и чем они отличаются от «классических» бросков других Школ и стилей?!

Боевые броски – это особые техники, с помощью которых вы можете повалить своего противника, используя для этого минимум усилий: например, с помощью ударов в уязвимые зоны или специальных захватов, которые причиняют сильную боль и заставляют двигаться его в нужном вам направлении. Так, чтобы выполнить подножку, достаточно ударить противника коленом в пах (или локтем в голову), чтобы он сам упал через подставленную вами ногу. Также можно повалить соперника, если захватить его за волосы или за пальцы. Причиняя боль, вы можете управлять движениями и действиями другого человека, не прикладывая особых усилий. Отметим, что нам чужды приемы, которые требуют большой силы для перебрасывания противника через себя.

Для повышения мастерства в искусстве реального боя мы рекомендуем также использовать борьбу «вслепую». Речь идет о ведении борьбы с закрытыми (или завязанными) глазами. Подобный тренинг развивает сверхвозможности у бойцов, учит их чувствовать невидимые объекты, «видеть» не глядя, а ведь именно это может потребоваться вам в реальной уличной схватке. Добавим также, что применение боевых бросков будет особенно эффективно, если нападающих несколько! В этом случае вы можете использовать одного из них в качестве живого щита, прикрываясь им от других нападающих. Здесь вам очень помогут боевые захваты , используя которые вы сможете управлять противником как марионеткой .

В завершение главы коснемся такого важнейшего вопроса, как секреты проведения бросков на сопротивляющемся противнике. Казалось бы, что может быть проще, чем выполнить тот бросок, который вы заучили до автоматизма ?! Напарник, как правило, подыгрывает вам, так же и вы поддаетесь ему, когда он пытается бросить вас. Однако в реальной ситуации противник будет активно сопротивляться, и провести бросок окажется не так-то просто!


Как научиться бросать сопротивляющегося противника?!

Во-первых, следует рывком нагрузить ту ногу, которую вы собираетесь атаковать, например, подножкой. Если же вы проводите зацеп или подхват, то, наоборот, следует резко перенести вес противника на ногу, которую вы атаковать не собираетесь. В результате атакуемая нога будет «свободной» (т. е. не нагруженной весом), и вы легко сможете «выбить» ее в нужную вам сторону, одновременно толчком или рывком выводя соперника из равновесия. В обоих случаях ваш противник не сможет устоять на ногах! Не забывайте при выполнении броска контролировать его падение вплоть до завершающей фазы. Это даст вам преимущество в реальном бою и позволит добить нападающего, если он попробует сопротивляться. О важности добивания (и о том, как это делается!) мы уже рассказывали во второй книге.

Во-вторых, если соперник все-таки успеет убрать атакуемую ногу, то ваша задача, не останавливаясь, перевести свою атаку на другую ногу, которую противник уже не сможет убрать. Научитесь переходить от одного броска к другому, не меняя характера атакующего движения. В этом случае один бросок (пусть даже неудавшийся!) тотчас «трансформируется» в другой. Как результат, для противника все будет происходить слишком быстро, чтобы он успел правильно среагировать.

В-третьих, если противник сам попытается провести бросок, то для противодействия ему используйте такие простые способы:

понижение центра тяжести;

встречное атакующее движение;

перенаправление усилия противника;

следование по направлению его усилия и т. д.

По возможности старайтесь не поднимать своего соперника при выполнении бросков и не пытайтесь перебросить его через спину (или через голову), как это рекомендуется в некоторых Школах. Наши боевые техники построены на минимизации усилий, поэтому, если вы собираетесь провести бросок, то не следует особо напрягаться, будьте рациональны и берегите свои силы.

Чтобы научиться побеждать сопротивляющегося противника, необходимо овладеть навыками неожиданного выведения его из равновесия, используя для этого рывки, толчки, резкие развороты, сбивы в разные стороны (в том числе на себя и вниз). Каждый из перечисленных способов необходимо проработать сначала по отдельности, а затем – комбинируя между собой (например, вы можете сначала выполнить резкий толчок от себя , а затем – неожиданный рывок на себя и вниз и т. п.).

Владея техниками выведения из равновесия и одновременно сохраняя свою устойчивость (т. е. укореняясь), вы создадите все необходимые условия для проведения определенного броска. Заметим, что даже выведение из равновесия, если оно выполнено правильно, само по себе способно привести к падению противника (мы называем это «бросок без броска»), и чаще всего такое происходит, если удается неожиданно вынести его «центр тяжести » далеко за пределы тела.

Вынесение «центра тяжести» за пределы тела – ключ к выведению из равновесия!

Ваша задача – научиться определять ту минимальную дистанцию вынесения «центра тяжести », при которой реальный противник уже не сможет устоять. Напомним, что во всех случаях, когда вы физически уступаете своему противнику, используйте вспомогательные удары. Их применение обеспечит вам гарантированную победу в реальной схватке!

Болевые приемы в стойке

Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и хлопает по ковру. В реальном бою болевые ощущения - это только начало. За ними следует перелом руки или ноги, разрыв сухожилий или мышц и прочие членовредительские штуки.

Сразу хочу сказать: сломать противнику руку - это занятие не для слабонервных. Тут нужно переступить серьезный порог. Ну и силушку приложить надо - организм человека вещь крепкая. Поэтому, если не уверен, что сможешь довести болевой до логического завершения, лучше вообще от всяких захватов отказаться.

Ну а коли считаешь, что сможешь преодолеть внутреннее и внешнее сопротивление, то вот тебе несколько способов лишить человека руки, не падая в партер.

Рычаг руки внутрь

Проводить его можно только в относительно тепличных условиях: если противник один, если он недостаточно подвижен - пьян или просто неуклюж, если он вообще ничего не понимает в драках и свободно отдает руку на захват.

Тем не менее прием этот достаточно эффективен. Если, конечно, проводишь ты его стремительно.

Итак, классический тренировочный вариант исполнения: противник стоит перед тобой, руки опущены. Ты делаешь подшагивание левой ногой вперед и захватываешь правой рукой тыльную сторону ладони правой руки противника, а своей левой рукой - его правую руку снизу. Захват должен быть очень цепким и жестким, чтобы противник не мог вырвать руку. И мешкать на этом этапе не следует - захватил и сразу развивай успех.

Для этого резким мощным рывком на себя-вверх выводишь противника из равновесия и одновременно проводишь болевой прием на его кисть, как показано на рис. 31.

Затем, не теряя темп, выдергиваешь захваченную руку на себя-вниз, одновременно поворачиваясь к противнику левым плечом, и проводишь болевой прием на плечевой (или на локтевой) сустав (рис. 32).

Само собой, в драке тебе никто не даст спокойно подойти и взять такой захват. Нужно ловить противника на атаке, перехватывать руку и потом выходить на болевой. Как вариант - ты можешь атаковать таким способом захват противника, когда он хватает тебя за отворот куртки или плечо.

На что нужно обратить внимание? Не работай одними руками. Помогай себе всем корпусом. Резко скручивайся, наваливайся всем весом на захваченную руку. Если нет необходимости калечить противника, то на этой фазе можно остановить движение и попытаться объяснить нападающему, что он не прав. Если же болтать некогда или не хочется - продолжаешь движение: тянешь его руку вверх, а корпусом давишь вниз, на область локтя. Только делаешь это очень резко и с полной отдачей. Остановиться можно, когда услышишь сочный хруст и вопль.

Рычаг руки наружу

Не такой изуверский прием, но зато и провести его легче.

Классическое исполнение: исходное положение то же - противник напротив тебя, руки опущены.

Подшагиваешь левой ногой. Левой рукой захватываешь правую кисть противника таким образом, чтобы твой большой палец уперся в тыльную сторону его ладони, и тянешь кисть на себя. Затем захватываешь кисть противника своей правой рукой и, поднимая его руку на себя вверх-влево, проводишь болевой на кисть. И наконец, продолжая поворачивать кисть противника влево, бросаешь его на землю (рис. 33).

Если сделать все очень резко и сильно, можно хорошенько травмировать плечо, локоть или кисть противника. И опять-таки, захватывать руку нужно на ударе, интенсивно работать ногами и всем корпусом. Помни, что противника нужно стараться опрокинуть резким сильным рывком руками в сторону-вниз, загружая его вдобавок весом своего тела. Чем дальше ты будешь уводить в сторону захваченную руку, тем больше вероятность покалечить противника. Если толкаешь его строго назад, то опасность травмы меньше, зато его легче опрокинуть на землю - смотри сам, какую задачу тебе нужно решить.

Рычаг руки через предплечье

Этот прием - не самое удачное изобретение человечества, но в некоторых ситуациях может сослужить хорошую службу. Недостаток его в том, что серьезно повредить конечность противника в этом положении очень сложно, - ты вынужден оказывать болевое воздействие только с помощью рук; помощь ног и корпуса практически исключается. Соответственно, сломать таким образом руку вряд ли получится, если дерешься не с дистрофиком. К тому же ты поворачиваешься к противнику спиной. Если он парень крепкий, то вполне может собраться с силами и атаковать тебя с тыла.

С другой стороны, если нужно нейтрализовать не слишком опасного, но назойливого противника - например, приставучего пьянчужку, - то рычаг локтя через предплечье сработает как надо. Покалечить не покалечишь, но ясно покажешь, что продолжение поединка бессмысленно. Такой пацифистский приемчик.

Итак, исходное положение стандартное: противник лицом к тебе, руки опущены. Ты делаешь подшагивание правой ногой вперед и захватываешь своей правой рукой правое запястье противника сверху. На всякий случай рекомендую атаковать прямым левой в голову. Ну чтобы уменьшить прыть противника. Затем подшагиваешь левой ногой и, поворачиваясь корпусом вправо, поворачиваешь захваченную руку вперед-вправо, а левой рукой в этот момент подхватываешь ее снизу, чуть выше локтя. И проводишь болевой прием на локоть противника, нажимая правой рукой вниз и удерживая захваченную руку своей левой рукой и корпусом (рис. 34).

Таким образом можно, кстати, и обезоружить противника. При резком болевом воздействии на локоть нож или палку он обязательно выронит. Но учти, такое обезоруживание сработает только с неподготовленным противником. Скажем, это будет какой-нибудь незадачливый доходяга-наркоман, решивший взять тебя на испуг. Если противник настроен решительно, лучше держаться от него подальше.

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Самозащита автора Андрейчук В И

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора

10.2. Перемещения в стойке Перемещения в стойке являются безусловным фундаментом действий в рукопашном бою, характер перемещений определяет «рисунок» боя, а уровень владения этими навыками (точность, скорость, устойчивость) во многом определяет успешность других,

Из книги Русский рукопашный бой в 10 уроках автора Кадочников Алексей Алексеевич

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них – это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги Рукопашный бой для начинающих автора Кадочников Алексей Алексеевич

Болевые приемы на суставах пальцев Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Из книги Курс самозащиты без оружия «САМБО» автора Волков Владислав Павлович

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них - это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника,

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

II. Приемы в стойке и на земле 1. ГРУППА «ДОЖИМОВ» (в стойке)Порядок изучения1. Дожим кулака в кисти (основной).2. Дожим кулака в кисти «по принципу».3. Дожим головы «по принципу».1. Дожим кулака в кисти (основной)По счету «раз» - первый номер наносит удар снизу левой рукой,

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Из книги автора

Передвижения в стойке «Порхай как бабочка, жаль как пчела “ - прекрасная тактическая схема знаменитого Мухаммеда Али.Движение - это главный козырь, который многие игнорируют. Легко передвигаясь по рингу и оставаясь при этом вне зоны досягаемости, вы можете утомить и



Loading...Loading...