Почему люди умирают от рака православие. Онкология и религия

Дата публикации: 01.06.2012

Сегодня в рамках социального проекта «Онкология» мы предоставляем слово представителю православного духовенства - главе миссионерского отдела Архангельской митрополии и настоятелю Домового храма САФУ, протоиерею Евгению Соколову.

Отец Евгений, с какой точки зрения Русская православная церковь рассматривает такой тяжкий недуг, как онкологическое заболевание?

Любая болезнь имеет тройственное значение. Если мы обратимся к библейской Книге многострадального Иова, то там показан поучительный пример. Бог разрешает дьяволу навести на Иова болезнь с условием сохранения ему жизни. И вот Иов поражен страшным недугом - проказой, однако от Бога он не отступает. И как ему ни тяжело, и как ни уговаривают его близкие принести покаяние, он не хочет каяться притворно. «Я не грешнее вас, но раз Богу угодно, я буду терпеть это испытание», - заявляет праведник. Так вот, болезнь посылается человеку для того, чтобы он показал свою веру в Творца и его промысел. Телесный недуг может быть ниспослан нам в том числе и как кара, если мы ведем непотребный образ жизни. Зачастую люди используют дар жизни для предания пороку, и тогда Бог вразумляет их через подобное наказание. Почему мать наказывает своего ребенка? Правильно, потому что любит. Она не смиряется с тем, что ее чадо лживо, жестоко, эгоистично, и после уговоров она принимает более жесткие меры воздействия на него. Сам Господь говорит: «Кого люблю - того наказываю».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что онкологическое заболевание дается человеку для его вразумления, для проверки веры в Бога, как наказание. Есть и еще одна причина - испытание. Порой кому-то из нас нужно пройти испытание данной болезнью, чтобы укрепиться. Это некая проверка, насколько ты духовно силен, насколько плотская составляющая проникла в твою жизнь. Здесь уместна параллель с Великим постом - своего рода ежегодным экзаменом на проверку духовного состояния. Так же и рак является проверкой того, насколько ты готов к смерти и встрече с Богом.

- Как, по вашему мнению, должен вести себя человек, заболевший раком?

Мне сразу вспоминается случай с одним моим высокопоставленным знакомым, которого я так и не смог довести до таинства исповеди и покаяния. Он все обещал прийти, но так и не являлся. Потом он умер - мгновенно, в считаные секунды, не исповедавшись и не покаявшись. Со светской позиции подобная кончина считается благом - дескать, ушел легко и не мучаясь. А вот по православию - это страшная смерть. Перед шагом в вечность лучше пройти через страдания. Онкология - своего рода Божья милость к человеку, когда тот осознает, что его дни сочтены, но при этом располагает достаточным количеством времени, чтобы исправить свои прегрешения. Если же исправить уже не получается, то хотя бы покаяться перед Богом и попросить прощения за все проступки.

Я слышал доклад одного академика, руководителя хосписа, в котором тот поведал следующую историю о двух людях. Один неизлечимо больной - известный режиссер, много раз ставивший смерть на сцене и в кино - убеждал врача, что проблем с ним не будет, так как он уже готов к переходу в Вечность. Просил только об одном - сказать, когда наступит последняя неделя его жизни. И вот она наступила. Тогда он спросил: «А что может отсрочить смерть?». Ему назвали какое-то сверхдорогое лекарство, продававшееся только на Западе. Умирающий призывает жену и говорит ей: «Продай все, но купи мне это лекарство». Но его мольба заключалась не в желании что-либо исправить - просто хотелось элементарно еще немного подышать воздухом. Другой больной - знаменитый бард, тоже безнадежный. Узнав, что ему остается последняя неделя, он собрал друзей и устроил мини-концерт у себя в палате, чтобы успокоить их. «Я никогда так твердо не стоял на ногах, как сейчас, придя к вере в Бога. Я понял смысл жизни и понимаю смысл смерти». И умирал он совершенно спокойно. Вот оно - правильное толкование использования онкологии как Божьего дара. Онкология - это особая болезнь, когда человек осознанно призывается в мир иной. Да, ее можно преодолеть силой веры и силой желания жить, но с конкретным смыслом, а не просто стремлением впустую прожигать время. Именно рак может встряхнуть человека и заставить его подумать об истинном смысле жизни. А смысл заключается в том, чтобы познать волю Божью в отношении себя. Если ты начнешь эту волю выполнять или хотя бы стремиться к этому - Бог продлит твои дни и до ста лет. Но если ты живешь бесцельно, Он вправе забрать тебя к себе, но перед этим из милости подарить тебе болезнь. Дескать, опомнись, встряхнись, и, может быть, в своем последнем земном испытании ты попробуешь выполнить волю Божью.

- Существуют ли в нашей митрополии специальные приходы, работающие с онкологическими больными?

При Свято-Троицком храме Архангельска есть институт сестер милосердия. Среди этих сестер есть те, кто напрямую помогает больным в их страданиях. В областном онкологическом диспансере имеется домовая церковь, освященная в честь Чудотворной иконы Божьей Матери «Всецарица», где отец Вячеслав регулярно проводит литургии и исповеди. Там страждущие всегда могут найти духовную поддержку.

- Как вы считаете, много ли людей, которым поставлен страшный диагноз, приходят к Богу?

Очень много. Во всяком случае попытки есть, правда, далеко не все они удачные. Люди зачастую пытаются вступить в некую сделку со Всевышним. Мол, я начну исповедоваться-причащаться, а Ты меня вылечи. А если исцеления не происходит, то наступает еще большее отторжение. Здесь священнику очень тонко надо показать человеку, что, возможно, он пришел очень поздно. Нельзя мгновенно вылечить насморк, нельзя мгновенно стать умным, нельзя мгновенно выучить иностранный язык. А ты уже настолько духовно измочален и слаб, что тебе просто не поднять ту тяжесть, которую тебе отмерил Бог. Тогда лучше уйти.

Не так давно на всю страну стал известен случай о том, как органы опеки изъяли у больной раком архангелогородки несовершеннолетнего ребенка. Мотивация - пребывание дома несет «непосредственную угрозу жизни и здоровью» мальчика. Как вы прокомментируете эту ситуацию?

Мы потеряли понятие слова «любовь». А любовь - это умение и желание правильно жертвовать собой. Этот мальчик в первую очередь любит мать, для него бытовые условия вторичны. Разрыв с матерью - это всегда трагедия для ребенка. Эти работники органов ювенальной юстиции, которые якобы заботятся о сыне больной женщины, элементарно не умеют любить. Они просто отрабатывают свои оклады и создают видимость активной деятельности. Я был в детских домах, общался с детьми, которых избивали их собственные матери, а они мне говорили, что хотят вернуться к ним, даже таким пьющим и непутевым. А здесь, в детском доме, где вроде бы есть еда, чистая постель и одежда, им плохо. Надо следить за тем, чтобы дети не страдали. Если ребенок сам хочет уйти из неблагополучной семьи, безусловно, его надо забрать. А в рассматриваемой нами ситуации просто верх подлости лишать мальчика любящей его матери и возможности ухаживать за ней.

- Отец Евгений, что бы вы как священник сказали тем, кто сейчас тяжело, а может быть, и неизлечимо болен?

Сегодня мы живем странной жизнью. Мы не можем не признавать, что мир существует по законам. Простая материя подчиняется законам, а происхождение законов - загадка для любого материалиста. Однако мы понимаем, что Бог сотворил мир по таким законам, которые мы просто изучаем. Если мы нарушаем законы, мир разрушается. Есть еще и законы духовные - добра и зла, любви, нравственности. К сожалению, сегодня люди их не знают и поэтому нарушают. А душа-то ведь живая, она болит. Главное для всех онкологических больных - попробовать понять эти законы и сделать так, чтобы жизнь души возвратилась в их рамки. Нельзя жить, не любя Бога. А любовь к Богу проявляется в правильном служении Ему. Многие ли из нас, ложась спать или пробуждаясь, говорят «Господи, спасибо за дар жизни?». Единицы. Желаю всем научиться любить Творца. Нам дана заповедь - «Возлюби Бога и возлюби ближнего». А чтобы возлюбить, надо научиться любить. Душа нам дана именно для этого. Человек, не умеющий этого делать, никогда не будет счастливым, какие бы славные дела он ни совершил.

Константин ТАГАНОВ
По материалам 29.ru

Пост требует строгого воздержания в пище, особенно весенний перед Пасхой. Однако некоторым людям пост можно ограничить или вообще не соблюдать, поэтому многих людей волнует вопрос, кому можно не соблюдать пост в православии?

Вот что по этому поводу пишут священники.

Кому нельзя поститься в Великий пост

В церкви не существует запретов на пост. Есть общие правила, согласно которым рекомендуется ограничивать себя в пище и они касаются всех сильных, крепких и здоровых людей.

В году существует 4 поста. В рождественский пост можно есть рыбу и морепродукты всем, кто постится, в успенский пост можно употреблять рыбу в праздничные дни, кроме среды и пятницы.

Даже в Великий пост – самый строгий и самый длинный можно есть рыбу в Благовещение и на Вербное воскресенье. Эти правила касаются всех, кто не имеет ограничений по здоровью.

Нарушать пост можно детям, беременным женщинам, военным, путешественникам и тем, кто страдает тяжёлыми заболеваниями или занимается тяжёлой физической работой. Нельзя поститься и кормящим мамам, так как их молоко может пропасть.

В некоторых случаях стоит посоветоваться со священником, можно ли вам делать ограничения в пище или нет. Не стоит поститься ослабленным и пожилым людям.

Главная цель поста – укрощение животной природы и страстей в теле организма. Поэтому во время поста требуется особое воздержание. Даже если человек пишет иконы, некоторое время ему требуется соблюдение поста. Только в этом случае он сможет проникнуться духовным образом и написать икону так, как надо, чтобы она получилась проникновенной.

Пост делается и для очищения тела, избавления от лишнего веса, и не стоит думать, что священники против того, что пост используется в качестве диеты. Ведь доказано, что неправильное питание и злоупотребление тяжелой и калорийной пищей может спровоцировать множество разных заболеваний, которые выражаются в раздражительности, скандальности, которая никак не располагает к духовным размышлениям.

Поэтому тем, кто страдает избытком жизненных сил обязательно требуется соблюдение поста. Но это не относится к слабым людям, страдающим многочисленными заболеваниями организма или беременным женщинам.

При каких заболеваниях нельзя поститься мирянам

Строгий пост соблюдают монахи пожизненно и не едят мясо вообще. Священники не рекомендуют без уважительной причины нарушать пост.

Однако есть заболевания и состояния, при которых не рекомендуется нарушать режим питания, предписанный врачом, и отказываться мясных блюд во время поста.

Точно назвать спектр таких болезней нельзя. Даже при инфекционных воспалительных заболеваниях и осложнённой простуде можно нарушать пост.

Но есть болезни, во время которых можно нарушать пост. К ним относятся:

  • любые формы онкологии;
  • при гастрите и воспалительных заболеваниях кишечника, желудка;
  • во время беременности;
  • при лактации;
  • при женских заболеваниях и операциях, сопровождающихся большими кровопотерями;
  • при анемии, ранениях и потери крови;
  • если обостряется гипертония;
  • в наличии есть сахарный диабет;
  • при анорексии;
  • болезнях печени;
  • после тяжелых перенесённых заболеваний;
  • при туберкулёзе;
  • СПИДе;
  • воспалениях лёгких;
  • тяжёлых простудах и бронхитах, гриппе, особенно у детей, ослабленных или пожилых людей;
  • при любых нарушениях обмена веществ.

В таких случаях болезнь оценивается как пост и воздержание, поэтому людям при таких состояниях ни в коем случае нельзя нарушать диету и уклоняться от рекомендаций специалистов.

Пост для военнослужащих

В остальных случаях отставным военным и тем, кто выполняет свой гражданский долг вне боевых действий, не стоит слишком ограничивать пост. Особенно если человек чувствует избыток энергии и ведёт себя агрессивно.

Путешествующим людям не стоит соблюдать пост, особенно если они вынуждены долгое время обходиться без питания. Например, исследователям, гидрологам и тем, кто вынужден долгое время обходиться без еды и которым просто необходимо калорийное питание.

Какие и кому разрешены послабления в Великий пост

Послабления в пост могут быть у подростков и тех, кто занимается работой с повышенной нагрузкой. Иногда пост разрешается ослабить тем, кто пережил тяжёлое горе, страдает психическими заболеваниями, особенно связанными с анорексией и потерей аппетита.

Если такой человек падает в обморок, то ему необходимо восстанавливать силы. Таким ослабленным физически людям разрешается не только употреблять рыбу, молоко и морепродукты в пост, но и даже мясо.

В некоторых случаях наместники монастырей заставляют ослабленных монахов употреблять мясо и молочные продукты. Такая терапия полезна и тем, кто слишком гордится своей праведностью и переусердствует в вере.

Можно ли держать пост ребенку

Детям до 7 лет не стоит соблюдать пост, так как растущему организму постоянно требуются витамины и белки.

Однако, если ребёнок здоров или страдает лишним весом, пост соблюдать ему необходимо наравне со взрослыми.

Однако в некоторое время допускаются послабления поста, об этом лучше посоветоваться со священником.

Православные врачи — кому противопоказан пост

В первую очередь пост противопоказан ослабленным, больным людям, беременным женщинам и кормящим матерям. Не стоит соблюдать пост людям с диабетом, онкологией и истощением жизненных сил, в том числе и тем, кто страдает анорексией и нарушениями обмена веществ.

В остальных случаях пост ослабляется или прекращается по совету со священником. Главное в такой ситуации прислушиваться к организму.

Сторонники и противники поста говорят о его несомненной пользе или же о непоправимом вреде. Однако те и другие сходятся в одном: есть такие люди, которым поститься опасно для здоровья.

Текст: Буянов Сергей, врач общей практики

Будущие и кормящие мамы

При беременности организм нуждается в белковых продуктах, причём именно животного происхождения. Невозможно заменить молоко и кисломолочные продукты соевыми суррогатами. Набор незаменимых аминокислот жизненно необходим для развития плода и грудного ребёнка, который не может получить питательные вещества никаким иным путём, как только через кровь беременной или с молоком матери. Например, от содержания железа в пище зависит количество гемоглобина в крови. И только в мясе содержится необходимое количество железа , заменить его яблоками невозможно. Для нормального развития нервной системы плода необходимы жирные кислоты, которые составляют оболочки нейронов. Без этих оболочек ребёнок рождается с нарушенным обменом веществ, исправить который гораздо сложнее, чем предупредить.

Мужчины: солдаты и добытчики

Каждый мужчина считается добытчиком, независимо от того в какой сфере он трудится. Физические нагрузки требуют повышенного расхода энергии, источники которой – продукты, содержащие белки животного происхождения. Приём в пищу исключительно растительной пищи не способствует восстановлению после физических нагрузок. Очищение от «шлаков» для человека, занимающегося физическим трудом – проблема неактуальная. Никаких шлаков в его организме попросту не образуется.

Дети и подростки

Растущий организм требует полноценной «заправки» топливом. Особенно это касается девочек до наступления половой зрелости. Растительная пища отодвигает процесс становления женщины на неопределённый срок.

Больные с нарушением обмена веществ

Категории больных, которым необходима строгая или определённая диета, не могут исключать из рациона белковые продукты. Подобные эксперименты с собственным здоровьем приводят к обострению заболеваний. Жизненно необходимо потребление мяса, молока и яиц при болезнях:

  • Пищеварительного тракта: холецистита, язвы 12-пёрстной кишки и желудка – из-за нарушенного всасывания слизистой оболочки.
  • Болезней почек: пиелонефрита, гломерулонефрита – потеря белка с мочой приводит к необратимым последствиям.

Работники умственного труда

Казалось бы, офисные служащие не относятся ни к одной из перечисленных категорий, вот им-то не мешало бы попоститься! Однако не всё так просто. Соблюдение строгого поста подразумевает исключение из пищи кондитерских изделий и сладостей. Головной мозг без глюкозы «скучает» и отказывается работать в полную силу.

Кому же полезно поститься?

Любой человек скажет: «Конечно же, людям с избыточным весом!» Они-де похудеют, поправив здоровье и сэкономив на одежде, которую требуется покупать, что называется, «на вырост». Но, дело в том, что от мяса и даже сала люди не толстеют. От макарон, которые в пост не запрещены, вес набирается гораздо быстрее. При строгом голодании тоже похудеть не удаётся. Перейдя на сухой хлеб с водой, человек запускает в организме аварийный механизм отложения запасов на чёрный день. В итоге вес увеличивается без потребления мяса.

Пост как диета полезен здоровым людям, которые не имеют потребности в источниках энергии для интенсивной нагрузки, связанной с работой и ростом организма. Исключение продуктов, содержащих холестерин, показано для пациентов, которым назначены препараты, выводящие холестерин, например, cимвастатин. Для таких людей пост просто необходим, иначе действие препарата окажется неэффективным.

Фото istockphoto.com

Эту книгу написал священник, кандидат медицинских наук, практикующий врач. Она имеет пограничный характер, на стыке медицины и религии, медицинской деонтологии и христианской нравственности. Задача книги — помочь больному правильно отнестись к своей болезни и окружающим обстоятельствам, настроиться на лечение и жизнь, обрести христианское отношение к болезни. Она будет полезна как для врачей, студентов, так и для пациентов и их родственников.

«Независимо от того, подтвердится предполагаемый диагноз или нет , — постарайтесь эту ситуацию воспринять правильно, по-христиански: как своего рода Божию милость, когда Господь дает вам время и повод наконец вспомнить о Вечности, в которую рано или поздно из земной, временной жизни уходит бессмертная душа каждого из нас.

Это возможность остановиться и пересмотреть заново всю свою жизнь: переосмыслить отношение к Богу и Церкви, расставить правильные акценты в жизненных ценностях, отделив главное от второстепенного, изменить отношение к родственникам, расстаться с непрощением людей и затаенными обидами на ближних. Должен произойти настоящий жизненный переворот.

Какая вечность ожидает нас — вечное блаженство или вечное страдание — зависит от нас самих. От того, как веровали, от того, как наполняли свою веру праведными делами и покаянием. Милость же Господа столь беспредельна, что Он и на исходе нашего грешного земного бытия готов даровать нам спасение: были бы молитвы теплы и сильны, было бы покаяние глубоким и искренним, явилась бы на деле любовь к ближнему. И главное — осталось бы только время на все это! И чем больше — тем лучше… В любом случае, сколько бы ни отпустил вам теперь Господь лет, месяцев и дней — онкологический диагноз, безусловно, есть Божий призыв распознать время усиленных и более частых молитв, добрых дел и углубленного покаяния, соединенного (по согласованию со священником) с более частым Причащением Святых Христовых Таин».

Предисловие

Когда диагноз предположительный и окончательно не подтвержден

Когда диагноз подтвердился

Смысл необратимого онкологического заболевания

Психология онкологического больного. Религиозно-психологические аспекты

Основные задачи пациента после подтверждения диагноза и госпитализации

Правильно использовать время

Обрести духовное исцеление, не уйдя в суеверия и мистику

Осознанно подойти к необходимости хирургического вмешательства и необходимости лечения

Как можно быстрее начать осуществление плана лечения

Держать себя в руках, не культивировать в себе ужас

Молиться о выздоровлении, об облегчении боли

Ответственность за вечную жизнь пациента

Всегда ли больному сообщают диагноз

Приглашение к больному священника. Ответственность врача

Ответственность родственников

Морально-нравственные проблемы в онкологии. Задачи врача-онколога

Всесторонняя квалификация врача

Внезапность изменения жизни

Достоверность диагноза

Достационарное обследование

Решение об операции

Беседа с больным и его родственниками

Выбор оперирующего хирурга

Средний медперсонал

Важность информации для пациентов

Поиск больными дополнительных консультантов

Помощь больным IV клинической группы

Излечивается ли рак при совершении церковных таинств

Пост онкологического больного

Случаи исцеления от рака по молитвам

Помощь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Помощь Пресвятой Богородицы через Ее святые иконы

Помощь по молитвам святых угодников Божиих

Псевдолекари и шарлатаны

Вера в оккультные теории приводит людей к смерти

Биоэнергетика, экстрасенсорика, магия, целительство

Какие «молитвы» читают экстрасенсы

Псевдоцелительские секты

Распространение оккультизма — результат безверия

Допустима ли эвтаназия для прекращения страданий

Когда Господь продлевает жизнь

Приложения

Приложение 1. Молитвы об исцелении при онкологических заболеваниях

Краткая молитва болящего ко Господу

Молитва ко Пресвятой Богородице пред чудотворной Ее иконой «Всецарица»

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеимону

Молитва святителю Луке исповеднику, архиепископу Крымскому

Приложение 2. Некоторые системы питания, разработанные для онкологических больных

Может ли система питания победить рак

Диета Макса Герсона (Германия, США)

Диета Корнелиуса Моэрмана (Нидерланды)

Диета Дианы Грант Даер

Диета Джоанны Бадвиг (Германия)

Диета Вольфа Ласкина (Россия, США)

Особенности питания при разных локализациях рака

Настои и отвары при различных локализациях рака

Пряности при раке

Растительные масла при раке

Очень часто онкологическим заболеваниям предшествует ощущение, что ты никому не нужен, не востребован ни на работе, ни в семье. А люди, которые во время болезни борются с этим ощущением и ставят конкретные цели за пределами своего заболевания, часто, преодолев болезнь, живут насыщенно и достаточно долго, утверждает Александр ДАНИЛИН, психотерапевт ПНД № 23, ведущий программы «Серебряные нити» на «Радио России».

Все начинается с ощущения, что ты перестал быть солью земли

Я как психотерапевт могу говорить именно о психосоматических проблемах, то есть о том, как душевное переживание может вызвать ту или иную соматическую реакцию. Конечно, любая болезнь, даже элементарная простуда, меняет наши жизненные планы, иногда существенно, иногда нет, и какую-то тревогу человек испытывает. Но это уже последствия, а психосоматика все формы онкологических заболеваний рассматривает как первичное проявление нежелания человека жить. Нежелания внутреннего, скрытого, неосознанного.

Понятно, что рак – не суицид, но существует много форм человеческого поведения, которые по сути есть медленное самоубийство. Например, запойное пьянство или табакокурение. Подростки, начинающие тайком покуривать, могут не знать, но любой взрослый курильщик знает, что это с большой долей вероятности может привести к опухоли, тем не менее многие продолжают курить.

Может быть, сейчас что-то изменилось, но еще 10 лет назад, когда я регулярно бывал в онкоцентре, онкологи курили очень много. Приходил в центр – из всех дверей легочного отделения дым шел клубами.

Я тоже курильщик, хотя понимаю, что рискую. Как объяснить курение врачей, которые ежедневно сталкиваются с последствиями этой привычки? В этом, думаю, есть и амбиции врача. Мол, я-то врач, смогу преодолеть в себе эту болезнь, всем нельзя, а мне можно. И в моем курении, несомненно, есть элемент таких амбиций. С другой стороны, курение – псевдомедитация, возможность уйти в себя. Это отдельная тема, сейчас я хотел бы поговорить о душевных переживаниях.

С онкологией я близко столкнулся в девяностые годы прошлого века, когда почти все наши с женой родители умерли от разного вида опухолей. Как вы помните, тогда жизнь в стране резко изменилась. Я заметил, что многие люди тогда испытывали страх (не отчаяние, а именно страх), и начал понимать, что мой отец, тесть, теща где-то в глубине души не хотели жить в новом мире, который им предлагался.

Для большинства людей очень важен их жизненный статус, самоидентификация. Особенно это важно в нашем возрасте, в среднем. Мы понимаем, что жизнь еще не кончается, но начинает двигаться к закату, и в это время человеку особенно важно понять, кто он, чего достиг, может ли обозначить свой статус словами: «я известный врач» или «я известный журналист» и т.д. Слово «известный» здесь имеет большое значение для многих – даже если они это скрывают, хочется людям, чтобы такое прилагательное, означающее меру их влиятельности, существовало.

Любую экзистенциальную проблему можно выразить только метафорой. Для данной ситуации мне кажутся наиболее подходящими слова Христа: «Вы соль земли». Они мне с первого прочтения Евангелия запали в душу. Считаю, что рак настигает человека, который начинает ощущать, что он больше не соль земли.

Все мы знаем, что соль придает пище вкус. Но до эпохи холодильников она также помогала еде сохраниться – другого способа сохранения продуктов просто не было. Поэтому во всех культурах соль была символом заботы. Обмениваясь солью, люди подчеркивали свою близость и способность хранить друг друга. Так вот, когда человек ощущает, что его творчество, плоды его труда никому не нужны или что ему больше некого хранить, очень часто у него появляется опухоль.

Например, моя бабушка была хранительницей большой семьи – я и с троюродными, и с четвероюродными братьями-сестрами поддерживал связь. Она всегда чувствовала себя хранительницей, и действительно после ее смерти семья распалась, со многими дальними родственниками связь потерялась. То есть для ощущения себя солью земли необязательна широкая известность или востребованность, но хотя бы на уровне семьи, самых близких людей – родителей, мужа, жены, детей, внуков или друзей – она нужна всем. И я не думаю, что уместно говорить о гордыне. Рак настигает и гордецов, и людей скромных, смиренных. Мне ближе метафора «соль земли».

И человеку творческой профессии – писателю, художнику, композитору – очень важно понимать (даже если он делает вид, что ему все равно), что его будут читать, смотреть, слушать еще долго. Художники (в широком смысле слова), которые в это верят, часто и живут долго, а вот те, кто надеется, что написанная книга, картина, музыка тут же принесет славу, часто болеют и умирают относительно рано.

Конечно, какой-то добрый отзыв нужен хотя бы от кого-то: от жены, мужа, детей, от тех, с кем есть связи. Но часто в реальности, особенно сегодня, все так поглощены своими делами, что им даже «некогда» сказать другому доброе слово о том, что хоть он и вышел на пенсию, мы помним и ценим его «роль в истории» – вклад в науку или искусство или заботу о семье.

Не все могут измениться вместе с жизнью

Ощущение, что ты перестал быть солью, появляется в разных ситуациях: у кого-то оно связано с выходом на пенсию, у кого-то – с рабочим спадом, творческим кризисом. В 1990-е годы, когда Ельцин фактически закрыл КГБ – там прошли большие сокращения, некоторые управления ликвидировали, – вне системы, вне конторы оказалось огромное количество «черных полковников» (они могли быть и подполковниками, и даже майорами, но суть не в этом). О них заботились, предлагали открыть фирмы или брали в уже открывшиеся заместителями, в общем, устраивали их, насколько мне известно, вполне неплохо.

Но есть огромная разница между жизнью полковника или подполковника в инженерном управлении КГБ и жизнью директора или замдиректора фирмы. Жизнь директора или замдиректора фирмы – это постоянная суета, беготня, организация, продажи-перепродажи, в общем, все прелести нашего так называемого бизнеса. А не все это могут. В принципе не все. Не знаю, могу ли я. И вот эти люди вдруг стали распадаться на наркологических и онкологических больных – или они спивались, или у них появлялись опухоли.

Разумеется, не все заболели, но очень многие – вспышка была, мне сами онкологи об этом говорили. Ситуация понятна. Эти люди, чуть ли не единственные в стране, жили если не при коммунизме, то точно при социализме. У них с самого начала службы была вполне прогнозируемая карьера, относительно недолгая очередь на квартиру, машину, путевки в хорошие санатории – в общем, понятные и довольно выгодные правила игры. Получали они ненамного больше простых советских служащих, но благодаря льготной системе снабжения были избавлены от той житейской суеты, на которую все мы тратим значительную часть времени.

И вдруг они не по своей воле вернулись в эту суету. Для многих это оказалось непереносимо. Дело не в гордыне, не в болезненном самолюбии. Я со многими из них общался, у кого-то, конечно, была гордыня, но далеко не у всех. Проблема не в бешеном самолюбии, а в том, что они не подходили этому миру, не могли понять взаимоотношения в нем. Надо было что-то в себе изменить, чтобы стать новым человеком – членом потребительского общества. Мало кто смог справиться с этой задачей.

Это один из примеров. Мой папа был настоящим верующим советским человеком. Инженер, беспартийный, он не имел никаких льгот, жил только на зарплату, но искренне верил, что советская власть лучшая в мире. Бессребреник, напрочь лишенный гордыни, всегда поступавший по совести и меня этому учивший.

И вот в середине 1980-х, когда я уже жил отдельно, он читал только что опубликованных в «Дружбе народов» «Детей Арбата» Рыбакова, звонил мне ночью и спрашивал меня – 25-летнего сына: «Саша, это правда было? Правда то, что он пишет?».

Он умер от рака. Мир, где правда перевернулась на 180 градусов, требовал совершенно другого человека, человека какой-то другой веры. Что такое христианство, папа, в отличие от меня не знал, и относился к этому с юмором. Такой здоровый советский инженер. Кстати, беспартийный, но веривший в коммунизм, в советскую власть. Думаю, он тоже встал перед необходимостью стать совсем другим, потому что его схема жизни – на 120 рублей – уже в конце 1980-х не давала жить и, как вы понимаете, не давала она жить честно, в ладу с совестью.

При всей разности судеб и от «черных полковников», и от папы требовалось некоторое перерождение. Например, я много чем занимался – онкопсихологией, наркологией, психотерапией, – но во всех этих областях применимо мое образование, мой опыт. Ни разу не возникало необходимости поменять все кардинально, стать другим.

Большинство тех, кто приходил ко мне в группы по онкопсихологии (сейчас мы в московском ПНД № 23 планируем продолжить эту практику), по разным причинам оказывались перед экзистенциальной необходимостью буквально стать другими, чтобы устроиться в этом мире (не в материальном смысле, а в духовном или психологическом), но не находили для этого сил. А для меня как для психотерапевта (я же не онколог) главное в лечении рака – цели, которые ставит себе человек на будущее за пределами своей болезни.

Понятно, что все мы смертны, более того, это необходимо для нашего развития, творчества. Если бы мы узнали, что мы бессмертны (я говорю о земной жизни), немедленно остановились бы. Куда спешить, если у нас неограниченный запас времени? Книгу или симфонию потом напишу, когда-нибудь, а сейчас лучше полежу на диванчике.

Смерть необходима, чтобы мы действовали. У нас есть неопределенный, но точно краткий отрезок времени, чтобы мы успели стать солью земли. Поэтому главное в лечении онкологии – установить какую-то задачу.

Изначально целей может быть две: забота о других людях либо творчество, которое эту заботу неминуемо в себя включает. Любое творчество имеет смысл, когда человек творит для других, чтобы подарить им красоту, открыть им что-то новое об окружающем мире.

Думаю, если бы существовал реальный Дориан Грей, вместивший свою жизнь в портрет, он бы умер от рака. Потому что такое творчество бесплодно. Творчество во вред людям, например, создание бомбы, других орудий массового уничтожения, тоже часто пагубно сказывается на здоровье. По крайней мере, и среди наших, и среди американских создателей бомб многие умерли от рака, и я думаю, что заболевали они не только из-за облучения.

Чем больше осознанности, тем меньше болезненности

Наверняка многим то, что я говорю, покажется ересью. Хотя все верят, что мозг, душа, тело – единая структура, и руководит всем телом нервная система. Жизнь подтверждает психосоматическую «ересь» – я не раз видел, как люди, которые находили цель и силы бороться с ощущением тотальной ненужности, поднимались.

Например, 58-летняя женщина, филолог, бабушка трех внуков. У нее была традиционная женская опухоль, она села дома, перестала что-либо делать. Мне удалось убедить ее, что, во-первых, необязательно ждать, пока дети позвонят – они работают с утра до ночи, может и сама набрать номер, поговорить, узнать, как у них дела. Во-вторых, не только они, но и она отвечает за то, чтобы ее внуки выросли достойными людьми.

Если у работающих с утра до ночи детей нет сил и времени водить ее внуков по музеям, она тем более должна использовать оставшееся у нее время, чтобы обойти с ними как можно больше музеев, рассказать о как можно большем количестве любимых картин, объяснить, почему любит именно эти картины. Она прислушалась к моему совету, прошло 10 лет, теперь она уже правнуков воспитывает.

Была еще у меня девочка, у которой в 14 лет обнаружили неоперабельную опухоль. Родители посадили ее дома, окружили заботой, все вокруг нее прыгали, а я стал говорить отвратительные для родителей вещи: «Ты сама себя убиваешь. Ты мечтала быть художником? Вот и не сиди дома, а иди в кружок».

Естественно, из-за болезни у нее изменилась фигура, но я был неумолим: «Мечтаешь о любви? Старайся несмотря ни на что выглядеть так, чтобы нравиться мальчикам». Слава Богу, родители ее меня поддержали, и она прожила достаточно долго, умерла в 28 лет. Жила полноценной жизнью, я просто не хочу вдаваться в подробности, чтобы не было так узнаваемо.

Молодых мужчин я очень часто заставлял писать мемуары. Говорил: «У вас же есть свое отношение к жизни, к сегодняшним событиям. Сейчас детям вашим это не интересно, но годам к 30 им захочется узнать, кто они, откуда». Человек написал мемуары, издал за свой счет.

Конечно, рано или поздно все мы умрем. Вопрос в том, доживать свою жизнь в полной беспомощности, разочаровании во всем или до последней минуты жить интересно, чувствовать свою нужность кому-то.

Нет такого возраста и такой болезни, когда человек не может взять умную книжку или Новый Завет и задуматься о смысле жизни, о конкретной занятости, о конкретном творчестве на данном жизненном этапе. Если я задумываюсь и нахожу смысл, я, как правило, дольше живу. Если я не хочу думать головой, душой или духом, за меня начинает думать тело.

Все, что человек не додумал, боялся и не преодолел, хотел выразить, но не выразил, будет выражаться в мышечных зажимах, болях и болезнях. Еще и в сновидениях. У нас нет привычки анализировать собственные сны, думать, о чем они нам говорят, о каких бедах, которые мы не хотим осознавать.

Чем больше в человеческой жизни осознанности (на любом языке, какой вам ближе – психоаналитическом, экзистенциальном, христианском), тем меньше болезненности и тем легче смерть. Болезнь – это всегда некая метафора того, что мы попытались скрыть от самих себя.



Loading...Loading...