«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим

В поисках иного смысла существования.

Пригласили в СХТ (Современный художественный театр). Сказали: «Будет весело». Журналисты пришли в конференц–зал, уселись в кресла, достали ручки и блокноты... Пустой круглый стол, за которым должны были вот–вот появиться артисты СХТ, нервировал: «Пора бы начинать нашу «веселую встречу». Но руководитель театра Владимир Ушаков все не шел, мы внимательно разглядывали противоположную стену, атрибуты конференц–зала: флаг, карту, герб... Медитацию прервали четыре маленьких человека, которые бесшумно проникли в зал, - серые клоуны с белыми носами. Они «с ногами» полезли на стол, кое–кто из них на флаг стал карабкаться, затрещал на птичьем языке... Жуть... Эти клоуны были совсем неуправляемы: казалось, закидают сейчас журналистов гнилыми помидорами или мукой обсыплют. Их появление было похоже на счастливый конец света - сидишь ты себе, как обычно, с блокнотом, ждешь чего–то серьезного, и вдруг приходят за тобой носатые, говорят: «Летим на Луну мандарины кушать...»

Под сводами СХТ родился новый клоун–проект «Люди с носом», в субботу у них премьера в клубе им. Дзержинского, спектакль «Лунатики, или Вторые люди». Рекомендую к просмотру всем, кому нравится творчество Вячеслава Полунина и его «Лицедеев». Белорусский вариант поэтической клоунады - «Людей с носом» - возглавил актер ТЮЗа Сергей Ковальский: пригласил в труппу мальчика и двух девочек (Михаил Зуй, Ольга Скворцова, Юлия Морозова), сейчас они вчетвером старательно репетируют премьеру. Мне трудно представить, как это будет на сцене клуба им. Дзержинского, спектакль в интерьере я не видела, но за попытку уйти от нашего хронического, стереотипного драмтеатра Ковальскому спасибо. Я все ждала на пресс–конференции, когда уже актеры «сбросят маски» и начнут отвечать на вопросы журналистов. Но нет, «люди с носом» ровно час держались перед журналистами в образе лунатиков, щебетали по–птичьи, а на человеческий язык так и не перешли. На моей памяти еще «клоуны» Саша и Сирожа умели долго держаться в своих «дурацких» образах: хочешь - час, а хочешь - и несколько лет. Автор и режиссер проекта «Люди с носом» Сергей Ковальский тоже усиленно акцентировал внимание на своей инфантильности: «От меня мало что зависит. Если бы не Ушаков...» Трагедия «маленького» человека в белорусском театре набила оскомину еще в конце прошлого века. Вот сегодня, на наших глазах рождается новый театральный проект - трансмодерн, так сказать, лицедейство в его первозданной форме. Казалось бы, ну отойдите вы от этой удобной позиции: «Моя хата с краю. Не знаем, что у нас получится...» Нет. Сергей Ковальский упорно опускает свой большой нос в стол и бормочет: «В нашем театре много предсказуемого». Ой, как много, Сережа...

Так что же это за проект такой? Что–то новое? Безусловно. Ускользающее от определений? Пожалуй. Смелое? Вот здесь ребятам есть над чем работать. Пока они мечтают даже не об аншлагах. Они просят публику не расходиться до конца сеанса: все чувства и эмоции в спектакле передаются фонемами, в пластике, жесте, мимике... А что как зритель не поймет? На мой взгляд, опасения совершенно беспочвенные: аншлаги в театре «Инжест», на спектаклях японских мастеров буто, в конце концов, полные залы на фестивале современной хореографии IFMC давно меня приучили к мысли: «Молодежь у нас - «эдвансд» (думающая, значит). Более того, музыку к «Лунатикам, или Вторым людям» Ковальский писал совместно с Леонидом Павленком: группа «Нагуаль» обещает присутствовать на сцене по ходу спектакля и «давать живака». Сторонники альтернативной музыки наверняка не упустят своего шанса за 15 тысяч рублей (средняя цена билета на спектакль) и «Нагуаль» послушать, и еще на печальных клоунов посмотреть.

На вопрос, о чем этот спектакль, Сергей Ковальский ответил так (цитата из пресс–релиза): «История о людях, которые помогают сделать нашу жизнь светлее и добрее, а взамен ничего не просят. Для кого–то это может быть бабушка, для кого–то друг, у кого–то это просто случайный знакомый. Да это и не важно кто. Просто от таких людей наше существование приобретает другое звучание, иной смысл».

Сверхидея Ковальского - вывести «Людей с носом» на улицу и устроить наконец в Минске карнавал с праздничным шествием артистов, со щедрой эксцентрикой и клоунадой и добрыми улыбками прохожих, с подбрасыванием чепчиков и дружескими поцелуями.

Поддержим премьеру? «Люди с носом» в наши дни - большая редкость...

Фото ЕвгениЯ Грабкина.

«Для чего человеку нос?»

Конспект ООД по валеологии.

Программное содержание:

Познакомить детей с важным органом чувств – носом;

Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов);

Закрепить правила гигиены и ухода за носом;

Словарная работа:

Уточнить значение слов: фильтр, сторожевой пост.

Материал:

Рисунок человека без глаз и носа;

два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;

снежинки; иллюстрации фильтра, печки;

пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.

Ход:

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

Воспитатель: Отгадайте загадку: Между двух светил Я один. (Нос)

Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.

Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.

Воспитатель: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает?

Дети: У человечка не хватает глаз.

Воспитатель: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?

Дети: Глаза человеку нужны для того, чтобы он мог смотреть.

Карандашкин рисует глаза.

Воспитатель: Ребята, а теперь все правильно?

Дети: Нет, не хватает носа.

Карандашкин: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.

Воспитатель: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы дышать.

Воспитатель: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки.

Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»: Раз, два, три . Возьми снежинку,

Раз, два, три. Сдуем пушинку

Полетела, покружилась

И на землю опустилась.

Карандашкин: Дышать можно и ртом.

Воспитатель: Да, можно, но через нос дышать лучше.

Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.

Поэтому нас нос называют живым фильтром. А вы знаете, что такое фильтр? (Ответы детей)

Воспитатель: Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.

Опыт с фильтром:

У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.

Серёжа, помоги провести опыт. В пустой стакан вставляем фильтр и выливаем через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

Ребята, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра .

(Ответы детей)

Воспитатель: Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Вывешивается изображение печки. Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?

Карандашкин: Да, нос – очищает и согревает воздух.

Карандашкин: Ребята, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?

Дети: Это Буратино

Карандашкин: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки.

Физкультминутка: Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

Карандашкин: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?

Воспитатель: Нет, не только. Ещё нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.

Воспитатель: Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос».

Стихотворение читают дети:

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю

Но мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу»

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!»

Карандашкин: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?

Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.

Карандашкин: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?

Дети: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.

Спросить несколько детей.

Воспитатель: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво? (Ответы детей)

Так для чего нам еще нужен нос?

Дети: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.

Воспитатель: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Дети: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

Воспитатель: Как наш нос старается освободиться от микробов?

Дети: Мы чихаем.

Воспитатель: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.

Карандашкин путает.

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?

Дети: Мы с ним гуляем. Мы его моем и прочищаем.

Воспитатель: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?

Карандашкин: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ещё помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.

Карандашкин рисует нос.

Карандашкин: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!

Дети: До свидания! Приходи к нам еще.

Карандашкин уходит.

Воспитатель: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?

Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.


Почему мы чувствуем запах. Как устроен нос. Зачем нам самая выдающаяся часть на лице. Почему нужно лечиться ароматами. Как запахи влияют на человека.

Вы когда-нибудь задумывались, почему запах так тесно связан с памятью?

Почему он может очень быстро перенести вас в прошлое?

Почему в воображении всплывают картинки из детства или просто какие-то приятные моменты? Запахи с легкостью влияют на ваши восприятия и эмоции.

Организм с помощью обоняния моментально получает сигнал об опасности, вреде, пользе, о возможности расслабиться или получить удовольствие. И какие же запахи в современном мире преследуют нас? Какие реакции они способны вызвать в нашем сознании и в нашем организме? Живем ли мы с чувством страха, желанием спрятаться, предчувствуя беду, или ощущаем удовольствие и радость от вдыхаемых ароматов? К сожалению, в нашем мире мы гораздо чаще дышим продуктами урбанизации и выделениями промышленных предприятий. Понятно, что нужно чаще бывать на свежем воздухе, в лесу, ездить на дачу, в общем общаться с природой. Но как быть, если отпуск всего 2-3 недели в году, а дача в черте города?

То, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов.

Обоняние – одно из самых сильных чувств человека, потому что оно контролируется одной из самых глубинных частей мозга, той частью, которая была хорошо развита у наших предков. Эта часть несет ответственность за сон, сексуальные реакции, голод, жажда, память. Древние люди целиком зависели от своего носа. Запах предупреждал о появлении хищника, указывал на источник пищи, так же помогал выбрать брачного партнера. У современного человека со временем развились другие части мозга, отвечающие за интеллект, творчество, речь, навыки. Но то, что мы наследовали от своих предков, никуда не исчезло. Конечно, есть чисто реактивные вещи, основанные на прошлом негативном опыте. Например, если вы расстались с любимым человеком, который пользовался определенным ароматом, и для вас это было огромной потерей, то если этот запах вам встретится, вы будете чувствовать себя не комфортно. И напротив то, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов. Поэтому многие антидепрессанты делаются из летних цветов розы, жасмина, лаванды, герани, ванили… Эти растения вызывают ассоциацию с теплом и светом, детством и летним садом.

Как устроен нос.

Обоняние изучено не так хорошо, как другие чувства: зрение, слух, осязание, вкусовые ощущения. Обонятельные нервы находятся в верхней части носа. В отличие от нервов, участвующих в процессе осязания, слуха и зрения, они непосредственно связаны с мозгом. Эти нервные клетки так и называют «клетки мозга, находящиеся вне его». От каждой обонятельной клетки отходит несколько тонких нитей, называемых ресничками и достигающих слизистой оболочки носовых проходов. Кончики этих нитей снабжены рецепторами, улавливающими присутствие любого запаха. (На схеме они обозначены цифрой 2б). Внутренняя часть носа всегда влажная, и в этой влаге частицы аромата растворяются. Обонятельные нервы могут идентифицировать ароматические молекулы только в жидком состоянии. Затем информация поступает в мозг, мы его воспринимаем и осознаем, иногда не осознаем. С изобретением электронного микроскопа ученые внимательно рассмотрели рецепторы на кончиках ресничек. Они все имеют разную форму. Молекулы пахучего вещества, так же имеют разную форму и размеры. Не нос говорит о том, какой запах он ощущает, он просто передает данные о поступлении молекул. Мозг сам регистрирует все данные и выдает окончательный результат: пахнет розами или кошками. Нос может обнаруживать гораздо больше разных запахов, чем ухо может различить звуков — 10000 разных типов обонятельных ощущений.

Схема устройства органа обоняния.⇒

1.Пахучие молекулы. Аромат вдыхается через пазухи носа.

2. Обонятельный эпителий. Покрыт тонким слоем слизи (20 мкр).

  • 2 а. Аксоны. Отвечают за даль нейшую передачу информации в головной мозг.
  • 2 б. Белки рецепторы.

3. Обонятельная луковица. Отвечает за первичную переработку электрического сигнала.

4. Лимбическая система. В ней происходит анализ запахов и определяется связь с эмоциями.

Обоняние — это самое мимолетное ощущение. Вначале оно острое, а затем слабеет. Когда мы долго ощущаем один и тот же запах – восприятие притупляется. Многим людям очень сложно ощущать запахи. Им трудно получать успехи от ароматерапии, так как они не испытывают эмоциональных реакций от эфирных масел. Но это восприятие можно воспитать со временем. В этом может помочь масло базилика. Достаточно время от времени употреблять его в пищу и использовать для ароматерапии в виде ингаляций в очень слабых дозировках.

Эксперимент.

Учеными был проведен интересный эксперимент, который очень наглядно показал влияние эфирных масел на организм. Цель эксперимента — выяснить, действуют ли запахи в силу того, что они порождают разнообразные ассоциации, — или же действие запахов связано с тем, что небольшие количества летучих биологически активных веществ попадают непосредственно в кровь через слизистую оболочку носа, богатую кровеносными сосудами? Выяснить это непросто. Но идея была достаточно простой: нужно проверить действие запахов на тех людях, которые…запахов не воспринимают. Отсутствие обоняния, или аносмия , встречается довольно редко и может быть вызвано различными причинами: искривление носовой перегородки, некоторые отравления, иногда это следствие общего ослабления организма или же последствия черепно-мозговой травмы, когда задет обонятельный нерв. У добровольного помощника была как раз посттравматическая аносмия

…»До начала эксперимента: пульс 72, давление 100 на 80.

Первое вещество – эфирное масло лимона. Подносит к носу пробирку и исправно вдыхает неощутимый запах в течение трех минут. «Воздух и воздух», — комментирует он. Считаю пульс. Пульс 60, давление 115 на 80 . Между прочим, запах лимона считается хорошим тонизирующим.

Второе вещество – мята, у нее сильный ментоловый запах. Верхнее давление еще немного повышается, пульс и нижнее давление не изменяются .

Третий препарат – иланг-иланг. Пульс 56, давление понижается до 105/80 . (Иланг-иланг известен, как сильное седативное средство, используется при сильных эмоциональных расстройствах, снижает давление). Замечу, что нижнее давление в течение всего эксперимента менялось незначительно, в пределах погрешности измерения.

В качестве четвертого вещества — толченый зубок обычного чеснока . Пульс 64, давление 100/80.

Пятое вещество – розмарин, известный стимулятор нервной системы. Получено стимулирующее действие! Пульс 76, давление 115/80.

(шестое) Для контраста достаю — валериану (сухой корень) . Давление не меняется , а пульс в течение тех же трех минут снижается до 60 ударов . Между прочим, обычные препараты валерианы, в отличие от пустырника и боярышника, хорошо успокаивают, но при этом почти не понижают давления. А при некоторых заболеваниях, например, при бессоннице, корень валерианы рекомендуется не пить, а как раз нюхать перед сном. И, наконец, седьмой препарат – эфирное масло базилика, известного и как пряность, и как превосходное лекарственное средство при сосудистых и мышечных спазмах. Он еще немного снижает пульс до 52 ударов, а давление даже слегка повышается до 120/80.

Выводы:

  • запахи влияют на человека даже в том случае, если он их не воспринимает (следовательно, гипотеза о действии микродоз активных веществ, ближе к действительности)
  • тонизирующее, и успокаивающее действие запахов имеет различный физиологический механизм (и лимон, и розмарин тонизируют, но первый снижает, а второй заметно повышает частоту пульса)
  • влияние запахов на верхнее артериальное давление гораздо заметнее, чем на нижнее, которое зависит от тонуса сосудов»…

Вот и добрались до истины: нос — иногда не самая красивая часть тела, но одна из самых ценных для человека! Дышите на здоровье!

Ароматолог Ольга Шарова… с любовью

Подписывайтесь на видеоканал Живые Ароматы

Нос – это не только украшение человеческого лица. И не только инструмент вентиляции легких. Нос является терморегулятором, поддерживающим стабильный температурный и биоэнергетический режим организма.

Глубокое, ритмичное дыхание – это исходное условие спокойного состояния психики. Когда мы волнуемся, дыхание становится учащенным, рваным и очень поверхностным. Чтобы успокоиться, надо дышать глубоко и ритмично.

Ритмичное дыхание восстанавливает нормальный ритм жизнедеятельности клеток нашего организма. Для окисления пищевых веществ клеткам необходимо ритмичное поступление кислорода.

Во время глубокого и спокойного дыхания работает диафрагма. Благодаря равномерному подъему и опусканию диафрагмы устанавливается нужный ритм поступления воздуха в легкие и связанный с этим ритм кровообращения. Диафрагма способствует продвижению лимфы и массирует трением внутренние органы; из-за трения возникает электризация, что усиливает приток крови к органам и увеличивает поступление питательных веществ и кислорода.

Частое и интенсивное дыхание, имеющее целью гипервентиляцию легких, недопустимо. При интенсивном поступлении в организм кислорода повышается кислотность в легких и крови, а это способствует повреждению органов и тканей. Неумеренная гипервентиляция может привести к инсульту или инфаркту.

Спокойное и ритмичное дыхание обеспечивает накопление в организме Щелочного ресурса.

Задержки дыхания могут также привести к закислению крови и к возрастанию разрушения клеточных мембран и стенок сосудов.

В йогических трактатах дыхание одной правой ноздрей называется «солнечным», а дыхание одной левой ноздрей – «лунным». Когда мы дышим только через правую ноздрю, закрыв пальцем левую, мы согреваем наш организм, повышаем энергоемкость крови. Длительное дыхание через правую ноздрю усиливает сдвиг реакцию крови в кислую сторону, возникает опасность ацидоза.

Дыхание только через левую ноздрю охлаждает организм и понижает биоэлектрическое напряжение, возрастает щелочной ресурс крови.

Если дышать попеременно то правой, то левой ноздрей, можно регулировать кислотно-щелочное равновесие крови.

Когда человек ощущает перегрев мозга и организма в целом, он может дышать только через левую ноздрю. Когда человеку холодно, ему необходимо дышать через правую ноздрю, он быстро согреется.

Особенно важна регуляция дыхания для больных. Мы не только согреваем или охлаждаем организм, но и понижаем или повышаем энергетику крови и клеток. Больным или не хватает энергии, или энергии слишком много и она разрушает организм, например озноб и повышение температуры.

Определить, в чем есть нужда: в энергии или в снятии излишнего напряжения, нам помогает сам организм.

Когда легче дышит правая ноздря, организм нуждается в обогреве и в поднятии энергетики, через нее и дышите. Когда легче дышит левая ноздря, организм нуждается в охлаждении и в освобождении от излишней тепловой энергии. Когда обе ноздри дышат одинаково хорошо, равновесие крови восстановлено.

Носы бывают курносые, прямые, с горбинкой, но у всех у них одинаковые задачи. Нос — это естественный фильтр, который помогает очищать от пыли и микробов попадающий в организм воздух, а также его согревать и увлажнять, что важно для бронхов и легких. И, конечно же, благодаря носу мы способны различать запахи.

Уникальная конструкция носа

Наш нос состоит из костей, хрящей и разделен на две полости, которые соединены с носоглоткой. Снаружи нос покрыт кожей, а изнутри выстлан слизистой оболочкой. Именно здесь, в полости носа сосредоточены клетки, которые выполняют как защитные функции, так и помогают улавливать запахи.

Профилактика болезней носа

Для того чтобы избежать затрудненного дыхания, воспользуйтесь нашими советами.

Регулярно промывайте нос слабым раствором поваренной соли, чтобы удалить со слизистой болезнетворные бактерии и вызывающие раздражение вещества.

Не дайте «засохнуть» себе, а значит и своему носу. Каждый день выпивайте не менее 2 л жидкости.

Инфекционный насморк обычно длится около недели, и многим кажется, что обращаться за помощью к врачу не нужно - все равно болезнь пройдет. Однако, если насморк не лечить, то на его фоне могут возникнуть осложнения: синусит, фарингит, отит, бронхит и даже пневмония.

Чем болеет нос?

Кроме гриппа и других ОРВИ, свободному дыханию мешают аллергический ринит, искривление носовой перегородки и полипы. Если трудно дышать, мы вынуждены «глотать» воздух через рот и лишаемся естественной защиты от инфекций и охлаждения. Нарушается также и кислородный обмен, в результате появляются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Когда заложен нос, днем нас не покидает ощущение дискомфорта, а ночью с трудом удается заснуть. Некоторым заболеваниям носа сопутствует временная и даже безвозвратная потеря обоняния.

➤ Мы можем различать более 10 000 запахов. И эта наша способность - естественный механизм, предупреждающий организм об опасности. Например, вовремя почувствовав едкий запах дыма и вредных газов, представляющих угрозу для жизни, мы не попадем в беду,

➤ Когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной.



Loading...Loading...