Серафимо знаменский скит женский монастырь. Серафимо-Знаменский скит — особое святое место…

ДОМОДЕДОВО, 7 февраля 2018, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Недалеко от шумного Домодедово расположена одна из жемчужин русского зодчества начала XX века - Серафимо-Знаменский скит. Его основание и строительство связано с одной из самых удивительных женщин XX века - схиигуменью Фамарью (Морджановой). О монастыре, неразрывной духовной связи Грузии и России, а также судьбе этой женщины расскажет корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский

Земной Рай

Монастырский комплекс словно вырастает из окружающей подмосковной природы, являя редкому посетителю совершенную и сказочную русскую красоту. Эта красота словно сошла с картин Васнецова или Нестерова. Один раз увидеть Серафимо-Знаменский скит вполне достаточно, чтобы навсегда влюбиться в это место. Поросший сосновым бором и березняком, монастырь в летнюю пору утопает в цветах. А зимой белизна сверкающего снега и синие тени сугробов подчеркивают строгую архитектуру обители. В любое время года скит являет собой образ земного рая. И напоминает каждому из тех, кто сюда доберется, о Рае Небесном.

Сосновый бор укрыл от суеты и вечной спешки монастырский комплекс, выполненный из беленого кирпича в древнерусском стиле. В его центре, построенная по проекту архитектора Алексея Щусева, возвышается красивейшая ярусная шатровая церковь, выполненная в традициях архитектуры XVII века. Световой шатер церкви увенчан горкой из 32-х декоративных кокошников и цветной керамической главкой с крестом строгой формы. Небольшие размеры церкви обманчивы. Она вмещает в себя два храмовых помещения. Верхний храм - освящен в честь Серафима Саровского и Иконы Божией Матери «Знамение». Большие сводчатые окна и множество мелких окошек, расположенных на шатре, наполняют помещение светом и создают радостное ощущение простора и полета.

Александр ИЛЬИНСКИЙ / ДИАМО

Нижний цокольный храм, изначально задуманный как усыпальница и выполненный в грузинском стиле, окружает паломника полумраком и особым молитвенным уютом. Он посвящен равноапостольной Нине - просветительнице Грузии. Снаружи, по проекту архитектора Леонида Стреженского, скит обнесен квадратной оградой, в которую причудливо встроены двенадцать келейных домиков. Напротив входа в храм расположены въездные ворота в монастырь - святые врата со звонницей.

Говорят, что архитектура - это гармония соразмерностей. Если это так, что внутренне и внешне Серафимо-Знаменский скит является просто идеальным по своей красоте и архитектурной вписанности в окружающую природу. История этого благословленного Богом места неразрывно связана с удивительной женщиной, которая недавно была прославлена в сонме Новомученников и Исповедников Российских - схиигуменией Фамарью (Морджановой).

Княжна, ставшая инокиней

Казалось, что рожденную в 1868 году в княжеской грузинской семье, Тамару Александровну Марджанишвили ждал счастливый брак, устроенный безбедный быт и хлопоты о многочисленных детях. На очаровательную девушку заглядывались юноши из лучших грузинских семей. Но Бог судил иначе. Тамара искала не земного счастья, а небесного. В юном возрасте она услышала особый призыв Божий, оставила богатство и светские радости, чтобы в 1889 году стать монахиней Ювеналией. Перед нами - тайна, скрытая в глубинах человеческого сердца от посторонних взглядов. Но очевидно, что вся ее предыдущая жизнь была только подготовкой для такого шага. Начался стремительный духовный рост монахини Ювеналии в меру единения со Христом. И очень скоро для окружающих эти духовные дары любви, милосердия, душевного мира и пламенной веры стали очевидными. За молитвенные подвиги, высоту и чистоту духовной жизни в 1902 году ее назначают настоятельницей Бодбийского женского монастыря, одного из самых больших монастырей православной Иверии. Вся ее жизнь неразрывно связана с особым почитанием великого русского святого - Серафима Саровского, трепетную любовь к которому игуменья Ювеналия пронесла до последнего вздоха. Матушку отличала серьезность, деловитость и безукоризненное следование высоким христианским добродетелям. В это время в Грузии было неспокойно. В 1907 году на игуменью Ювеналия был совершено вооруженное нападение. Целью разбойников были деньги Бодбийского монастыря, но монастырской карете, изрешеченной пулями, удалось вырваться из засады. Игуменья осталась жива чудом. А через десять дней церковное начальство перевело ее в Москву.

Повеление Боматери

Для монахини, привыкшей к духовной тишине и созерцательной жизни, Первопрестольная, со всей ее столичной разноголосицей и суетой, стала духовной пыткой. Она стала искать возможности переехать в более спокойное место.

Но именно в этот момент в ее судьбе происходит перелом. Во время молитвы она получает повеление от Самой Царицы Небесной основать небольшой женский монастырь. Но мало ли кому что привидится! Будучи духовно трезвым и чуждым экзальтации человеком игуменья Ювеналя обращается за советом к великим духовникам того времени - Алексею Зосимовскому, Анатолию Оптинскому и Гавриилу Седмиезерскому. И те, не сговариваясь, неожиданно поддерживают инициативу сорокалетней инокини.

Серафимо-Знаменский скит

А дальше начинается невозможное. К неизвестной провинциальной игуменье приходят благотворители, готовые вложить серьезные средства в строительство. Находится удобное место в Подольском уезде, в 36-ти верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. На этой земле должна была проходить ветка Павелецкой железной дороги. В самый последний момент железнодорожная компания неожиданно продает земельный участок и переносит строительство на пять километров в восточном направлении. Святейший Синод - высший орган церковной власти дает разрешение на строительство скита. Знаменитые московские архитекторы Щусев и Стреженский, восхищенные перспективой воплощения в камне образа Небесного града Иерусалима, в кротчайшие сроки разрабатывают детальный проект.

Наконец, активное участие в создании скита принимает великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители. Любовь к преподобному Серафиму Саровскому навсегда объединила этих двух разных женщин.

Первый камень в основании Серафимо-Знаменского скита был заложен 27 июля 1910 года. Окончание строительства пришлось на сентябрь 1912-го. Чин освящения новосозданной обители провел митрополит Московский Владимир (Богоявленский). В скиту обосновалось 33 монахини - по числу земных лет Иисуса Христа. Они проводили жизнь в труде, молитве и уединении. Богослужение совершалось ежедневно. Внешняя символика и внутренний устав скита были рассчитаны на то, чтобы следовать евангельским словам: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его». Духовную поддержку новой обители осуществляли известнейшие священники того времени - епископ Арсений (Ждановский) и епископ Серафим (Звездинский). А в 1915 году в духовной жизни игуменьи Ювеналии произошло особо значимое событие. Она была пострижена в Великую схиму с именем Фамарь. Великая схима означала для матушки Фамари как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Все ее помыслы и духовные порывы теперь были направлены только к одному - к непрестанной молитве. Жизнь становилась житием. Под именем Фамарь она и осталась в истории Домодедовского края. Под этим именем она и войдет в святцы Грузинской и Русской православной церкви.

Годы лихолетья

Тяжелое время гражданской смуты не обошло Серафимо-Знаменский скит стороной. В 1924 году он был закрыт, а в 1934 году монахинь вместе с Настоятельницей арестовали, заключили в тюрьму, а затем выслали в Сибирь. После закрытия в обители была размещена Заборьевская больница, ставшая лучшей в уезде. В 60-е годы здесь находился пионерлагерь, затем - база отдыха. Постепенно здания стали приходить в ветхость, а территория - в запустение.

Основательница монастыря схимонахиня Фамарь, по ходатайству своего брата Константина, известного советского режиссера и реформатора театра, была в 1934 году отпущена из ссылки умирать в Москву. Несмотря на физическую немощь от заработанного ею в тюрьмах туберкулеза, духовное величие и красота духа матушки оставались неизменными. Мало того, это внутреннее сияние с годами словно набирало силу. Она вся - стала молитвой и любовью к людям и Богу. Именно такой ее увидел художник Павел Корин. За несколько дней до кончины монахини он успел закончить портрет «Схиигуменья Фамарь», хорошо известный нашим современникам и находящийся ныне в музее художника. Матушка мирно скончалась в июне 1936 года в маленьком доме около станции Пионерская Белорусской железной дороги и была погребена на Немецком кладбище Москвы. Большинство сестер Серафимо-Знаменской обители были репрессированы. Епископ Арсений, великая княгиня Елизавета Федоровна и епископ Серафим были расстреляны.

Возрождение

Опустевший и полуразрушенный монастырь был передан Православной Церкви в 1999 году. Сейчас ремонтно-восстановительные работы в нем закончены. Серафимо-Знаменский скит под руководством игуменьи Иннокентии (Поповой) зажил духовной жизнью и снова радует паломников чудом слияния архитектуры с подмосковной природой, сокровищами православия и особой тишиной, которая так необходима в наше время. 22 декабря 2016 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви принял решение о канонизации основательницы монастыря - схиигумении Фамари. Церковь православой Иверии является для Русской церкви братской. А потому 28 декабря 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о включении имени преподобноисповедницы Фамари (в русской транскрипции - Морджановой) в официальные месяцесловы. Датой ее молитвенной памяти назначено 23 июня.


Игорь МОИСЕЕВ / ДИАМО

8 февраля в Серафимо-Знаменском скиту состоится Божественная литургия, на которой будет присутствовать все духовенство Домодедовского благочиния. А после Литургии пройдет первый торжественный молебен, посвященный новопрославленной святой Русской и Грузинской Церкви Фамари (Морджановой). Богатая духовностью и традициями Домодедовская земля обрела новую святую. Это не может не радовать!

Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, санаторий «Подмосковье», 26

Проезд: до станции Домодедово Павелецкой ж-д, далее автобусом № 23 до остановки «Село Битягово». Или автобусами 31, 32, 58 до деревни Заборье, далее пешком 2,5 км в сторону базы отдыха «Нефтяник».

Рядом с г. Домодедово возле д. Битягово стоит Серафимо-Знаменский скит-малый женский монастырь. Его основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (в миру грузинская княжна Т.А. Марджанишвили, с 1916 г. схиигуменья Фамарь, 1869-1936).
Церковь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с шатром из 24 поднимающихся ажурными ярусами кокошников. Архитектором собора является А.В. Щусев. Скит строили два года, и в 1912 г. он был освящён митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленский). Все постройки выполнены в неорусском стиле, правильный художественный и авторский подход определили всю красоту композиции.
В 1924 году монастырь закрыли, советская безбожная власть только начинала гонения в отношении православной веры. На месте скита была открыта больница. В 1965 году открылся пионерский лагерь и база отдыха завода.
В 1999 году строения вернули Русской Православной Церкви, и в 2000 году началось возрождение женского монастыря.

Серафимо-Знаменский женский скит Московской епархии

Серафимо-Знаменский скит был основан в году игуменьей Ювеналией (Марджановой) .

Архитектура

Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты.

Храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины, имеет декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры, переработанные в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников общим числом 24 - по числу 24 апокалипсических старцев.

Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов (сохранилось девять). Каждый из этих келейных корпусов был посвящён одному из этих апостолов. Они симметрично располагались по периметру глухой кирпичной стены. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой.

Храмы

  • Храм иконы Божией Матери "Знамение" и преподобного Серафима Саровского с нижним храмом-усыпальницей в честь святой равноапостольной Нины

Святыни

  • икона с мощами священномученика Гермогена, епископа Тобольского
  • мощи преподобноисповедницы Фамари (Марджановой)

Настоятельницы

Литература

  • В.Г. Глушкова "Монастыри Подмосковья", Москва, Вече, 2015, стр. 140-146

Стал Серафимо-Знаменский женский монастырь (скит), который расположен вблизи села Битягово на правом берегу реки Рожайки на горке. Скит окружен сосновым бором, в котором находятся курганные захоронения вятичей.

Осенью мы уже бывали в этом монастыре, нам очень понравилось и захотелось вернуться сюда снова. Тогда мы познакомились с местным конем Папирусом, а недавно узнали, что он сломал ногу и теперь стоит в конюшне привязанный для лечения ноги, чтобы не мог ложиться. Мы везли ему гостинцы - печенье, морковь.

В монастыре нас встретила очень радушно матушка Иннокентия — живая, быстрая, с лучистыми глазами. Очень простая в общении, приветливая и гостеприимная.

Рассказ матушки об истории монастыря, об основательнице монастыря - схиигумении Фамари получился очень душевным.

Освященный в 1912 году, монастырь просуществовал 12 лет, и сыграл заметную роль в истории русского женского монашества. Весь монастырь сделан в неорусском стиле.
Схиигумения Фамарь - это грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова (1868-1936), сестра выдающегося реформатора театра Константина Марджанишвили. Она была высокообразованная женщина своего времени и красавица, одной из замечательнейших людей своего времени.

Лишившись к 20 годам родителей, она поступила в Грузии в Бодбийский монастырь святой равноапостольной Нины. А в 1902 году матушка Фамарь стала игуменией этого монастыря, где было 300 сестер и две женские школы. Затем стала настоятельницей Московской Покровской общины сестёр милосердия. Позже матушка Фамарь при поддержке великой княгини Елизаветы Фёдоровны основала к югу от Москвы Серафимо - Знаменский скит.

Когда юной послушницей Тамара пришла в обитель, игумения Ювеналия подарила ей книгу «Сказаний» о жизни и подвигах еще не прославленного во святых старца Серафима Саровского. С тех пор матушка возымела к нему необыкновенную любовь. Тогда же во сне явился ей святой старец и произнес пророческие слова о ее игуменстве.

В 1916 году состоялся постриг матушки в схиму. В 1924 году скит был закрыт. С 1925 г. в зданиях монастыря располагалась Заборьевская больница с амбулаторией, терапевтическим и родильным отделениями. С этого времени начинает существовать монастырь в миру, замаскированный под артель. Матушка, 10 сестер, батюшка — иеромонах Филарет (Постников), всего 12 человек, по числу апостолов Христовых, поселились недалеко от Москвы, в Перхушково. В 1931 году матушку арестовали, заключили в тюрьму, и затем сослали в Сибирь.

Благодаря ходатайству ее брата Константина, известного режиссера и реформатора театра, ссылка матушки закончилась весной 1934 года. Вернувшись, она поселилась в маленьком домике около станции Пионерская Белорусской железной дороги. К этому времени матушка была уже тяжело больна туберкулезом. За несколько дней до ее кончины художник Павел Корин закончил портрет «Схиигумения Фамарь». Художнику было дано увидеть и отразить сокровенную красоту духа подвижницы.

Отпевал ее на дому владыка Арсений, которого ждал очередной арест. В 1937 году по ложному обвинению он был расстрелян на Бутовском полигоне.

Матушка Фамарь покоится на Введенском Немецком кладбище в Москве рядом с могилой святого праведного отца Алексия Мечева.

В центре скита стоит необыкновенно красивый храм с шатровой чешуйчатой крышей, как свеча, устремленной к небу, построенный архитектором А.В.Щусевым в стиле Псковско-Новгородского зодчества. Ее венчают 24 кокошника - по числу апокалиптических старцев. Ограда скита насчитывает 33 сажени - по числу лет жизни Христа. Сестер по уставу было тоже 33. В ограде расположено 12 домиков-келий - по числу Апостолов. Каждый домик с имя своего Апостола.

В подземной части храма устроена церковь в стиле грузинского православия в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Верхняя церковь - Серафима Саровского.

Еще одна святыня скита — икона Пресвятой Богородицы «Покрывающая». На ней Божия Матерь прикрывает головным платком и словно защищает Младенца, а Он держит в руке кисть винограда — эмблему Святого Причащения. Этот образ матушка Фамарь считала хранительницей скита.

В течение трех последних лет скит возрождается. На сегодняшний день в скиту восстановлены одиннадцать из двенадцати домиков-келий в том виде, в каком они были раньше. Живут в скиту семнадцать насельниц. Ухаживают за животными, выращивают картошку и овощи. Украшают цветами территорию скита. Молятся Богу и воссоздают кусочек рая на земле.

После посещения скита остается ощущение необыкновенной чистоты... Должна сказать, что нас не покидало чувство святости этого места. Мы уезжали отсюда просветленными и умиротворенными.

Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей Подмосковья. Он был основан в 1910 году грузинской княжной Тамарой Александровной Марджанишвили (в то время игумения Ювеналия) – будущей схиигуменией Фамарью.

Матушка Фамарь происходила из знатного рода, была красива и образованна. Она рано лишилась родителей и еще в юности выбрала для себя монашескую жизнь.

Значительное влияние на духовную жизнь девушки оказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, с которым она познакомилась в 1892 году. Предвидя судьбу юной послушницы, отец Иоанн возложил на нее три креста. Как позже вспоминала матушка, отец Иоанн надел на нее кресты и сказал: «Тамара-Тамара, благую часть избрала. Вот какая ты у меня игумения – посмотрите на нее!» За свою жизнь матушка Фамарь побывала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Через два года отец Иоанн более чем за двадцать лет предрек схиму послушнице Тамаре, написав ей на память на своей фотографии: «На благословение схимонахине».

Не только отец Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку за ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты Флавиан, Владимир, Макарий, старцы – схиигумен Герман, иеросхимонах Анатолий Оптинский, Алексий Зосимовский и другие – знали ее и относились к ней с глубоким уважением.

Главным покровителем и, так сказать, «идеалом» в жизни схиигумении Фамари явился преподобный Серафим. Его жизнеописание было первой книгой духовно-нравственного содержания, которую она прочитала.

В 1902 году послушница Тамара была пострижена в монашество с именем Ювеналия, а затем назначена игуменией крупнейшего в Грузии монастыря Равноапостольной Нины в Бодби, откуда впоследствии была переведена в Москву, а затем получила благословение на строительство скита.

История Серафимо-Знаменского скита неразрывно связана с именем Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Матушка Фамарь была с ней очень дружна, поверяла ей свои планы и получала поддержку и одобрение.

Схиигумения Фамарь управляла Серафимо-Знаменским скитом вплоть до 1924 года, когда он был закрыт. Она внимательно следила за жизнью скитянок, сама показывала во всем пример строгого пустынножительства.

Во главу угла в монастыре ставилась нестяжательность, полное отречение от своей воли, послушание и труд на общую пользу. Во исполнение этого сестры ничего не должны были считать своей собственностью, не должны были иметь ни денег, ни вещей, равно как и не заниматься работой для личной выгоды. Строго требовалось соблюдать во всем внешнюю опрятность и аккуратность. Каждая сестра должна была соблюдать молчание, особенно утром до службы и вечером после молитвы. Запрещалось празднословить, громко, дерзко, повышенным голосом говорить и смеяться. Все послушания сестры выполняли только между службами во исполнение слов Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам»(Мф. 6, 33). Насельницы постоянно творили Иисусову молитву и не расставались с нею на послушаниях. Общая работа сопровождалась пением псалмов или чтением акафистов.

День сестер начинался в пять утра . После Литургии накрывался общий чай, в час дня – обед, в половине третьего – чай, в пять часов – ужин, после которого уже не полагалось ничего вкушать и пить воды. Довольствуясь общей трапезой, сестры не могли в келиях иметь чего-либо съедобного, равно как и налагать на себя самовольный пост. Живя по уставу скитского общежития, каждая сестра ежедневно проверяла себя, задавая себе вопросы о том, как она провела день: не ленилась ли, не роптала ли, не обижалась ли и т.д. Порядок посещения богослужений был строг, также скитянки не должны были оставлять келейную молитву. Таблица всех правил выдавалась каждой сестре для постоянного чтения и руководства.

Кроме общего устава, подлежащего непременному исполнению, сестрам было рекомендовано по благословению и назначению настоятельницы каждый день недели посвящать упражнению в определенной добродетели, дабы приобрести в ней навык.

Понедельник был посвящен молчанию. Насельницы хранили чувства от всяких внешних впечатлений, предавались самоуглублению, что, однако, не сопровождалось неприятной для окружающих замкнутостью, а, напротив, благодушием во всем.

Во вторник внимание уделялось кротости и смирению. Нужно было ходить и стоять в храме с наклоненной головой, соблюдать во всех действиях тихость; в келии ни в чем не поступать по своему хотению, а прежде узнавать мнение и желание живущей совместно сестры; первой приходить и последней уходить с послушания; последней садиться за стол и прикасаться к трапезе; встречающимся кланяться в пояс и, если случится огорчить кого-либо словами или действиями, тотчас с земным поклоном просить прощения у обидевшейся.

Среда – день самоукорения. В этот день проверялись мысли и дела за последние дни.

Днем молитвы был четверг . Каждая сестра определяла время и место для уединенной молитвы; приходила к богослужению по первой повестке; заучивала на память несколько строк из Святого Евангелия, Апостола, Псалтири или же из любимого акафиста.

Пятница – день поста, сокрушения и плача. Сестры воздерживались от пищи, доставляющей приятность, лакомств и ужина; углублялись мыслию в крестные страдания Спасителя до такой степени, чтобы вызвать плач о своих грехах.

Обязательным был день добрых дел, которому была посвящена суббота . В свободное время сестры помогали на трапезе, кухонным, очередной по домику или делали что-нибудь для больной, немощной или престарелой сестры.

Неделя заканчивалась днем радости. В воскресенье сестры старались сосредоточиваться на благодеяниях и милостях Божиих. Ходили с чувством благодарения и славословия Господа, перечисляя в уме отдельные события Его земной жизни, а также случаи милосердия Божия из своего прошлого и настоящего; проходили четки с радостными приветствиями Спасителю, Божией Матери и святым вместо обычной молитвы о спасении и помиловании; находили слова утешения для скорбящих и унывающих сестер.

Большинство сестер скита были духовными чадами наместника кремлевского Чудова монастыря епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). В эпоху гонений на веру и Церковь по благословению Святейшего Патриарха Тихона владыка Арсений со своим духовным другом архимандритом Серафимом (Звездинским), будущим епископом Дмитровским, священномучеником, безвыездно жили в скиту в полузатворе с июля 1918 по 1919 г. Они жили в небольшом домике в лесу и совершали там богослужения.

Составлено по воспоминаниям еп. Арсения (Жадановского)

О современной жизни Серафимо-Знаменского скита рассказывает монахиня Тамара

Как живут сейчас сестры Серафимо-Знаменского скита?

Сейчас в скиту проживает двадцать насельниц, но я думаю, что придет время, и мы достигнем количества тридцати трех. Обычно приезжают послушницы с благословения своих духовников, уже имея рекомендации. Матушка смотрит, сможет ли человек в данных условиях жить и соблюдать монашеский устав.

Как и раньше, каждый день начинается (как и в любом монастыре) с утреннего правила. Это утренние молитвы, полунощница, сотица, которая состоит из ста молитв Матери Божией. Мы поминаем наших благодетелей. Если Божественная литургия не совершается, мы читаем обедницу: часы и изобразительны.

Каждая сестра несет свое послушание. У всех послушания разные. У кого-то это занятие бухгалтерией. У кого-то это огород, хозяйство, коровы, лошади. У кого-то – экскурсионная программа. Все в зависимости от тех способностей, которые даны человеку.

При матушке Фамари скит имел очень необычный устав. Какие особенности этого устава сохраняются сейчас?

Мы продолжаем читать акафист преподобному Серафиму Саровскому. Раньше он совершался на горочке преподобного. Сейчас это место утрачено для скита, поскольку оказалось на частной территории. Когда монастырь начал восстанавливаться, мы совершали как раз чтение акафиста на горочке. Первое время там даже проходили Всенощные бдения. Сейчас традиция продолжается, но молитвенное правило совершается в срубе, который построен в честь Арсения Великого, небесного покровителя владыки Арсения (Жадановского). Когда-то сруб находился в лесочке, недалеко от этой самой горочки.

В настоящее время в скиту более современный устав. Продолжается чтение полунощницы, конечно же, не в ночное, а в утреннее время. Из остальных традиций особенно ничего не сохранилось.

Раньше дни были посвящены какой-нибудь добродетели. Сейчас у нас бывают попытки устраивать дни молчания, но определенно мы этого правила пока не придерживаемся.

У нас больше трудов, направленных на внешнее общение с миром.

Раньше скит был более уединенным местом и не так часто сюда приезжали паломники. Сейчас все по-другому, у людей большая потребность в духовном окормлении, и поэтому у нас больше социального служения, нежели внутреннего.

Что в жизни сестер сейчас стоит на первом месте? Что на втором?

Я думаю, что на первом месте должна всегда стоять молитва, а остальное уже приложится. Когда человек искренне от сердца обращается к Богу, то Господь уже подает ему просимое. Если послушания совершаются с молитвой, то, я думаю, Господь всегда поможет.

Какую роль в духовной жизни скита сыграли нашедшие здесь временное пристанище сщмч. Серафим (Звездинский) и еп. Арсений (Жадановский)?

Владыки сыграли очень большую роль в жизни скита.

В 1919 году Чудов монастырь закрыли, его насельники стали искать новую обитель. Вначале в помещениях монастыря разместился кооператив «Коммунист» и изба-читальня, а затем его передали Кремлевскому Лечсанупру, отвечавшему за здоровье высокопоставленных лиц из советского правительства. В 1929 году Чудов монастырь, Малый Николаевский дворец и Вознесенский монастырь разрушили, а на этом месте было решено построить здание Школы красных командиров, проект которого разработал архитектор И. Рерберг.

В 1918 году владыка Серафим и владыка Арсений поселились в скиту. Тогда немногие игумении принимали гонимых епископов. Матушка Фамарь со своим грузинским гостеприимством и бесстрашием приняла и того, и другого. Она не только приняла, но и устроила им деревянную киновию – деревянный сруб в честь Арсения Великого. Там владыки жили и совершали богослужения. Рассказывают, что сама матушка пела там на Литургии.

Все, что касалось внешнего и внутреннего устроения скита, совершалось с благословения владыки Арсения (Жадановского), который являлся духовником нашего скита.

В окормлении сестер ему помогал его близкий духовный друг владыка Серафим (Звездинский). Это были люди одного духа, одного устроения. Я думаю, что тот багаж, который дали сестрам владыки и сама матушка, сестры вполне могли оценить, уже пройдя через аресты, тюрьмы и ссылки.

Сравнивая жизнь скита с жизнью других обителей, они понимали, насколько высок был молитвенный подвиг владык и матушки. Этот молитвенный дух они передали сестрам, что помогло им выжить в те нелегкие годы гонений на Церковь и сохранить действительно высокий нравственный облик.

Что из былой истории монастыря особенно дорого для сестер теперь?

Более всего дорог сам облик матушки Фамари и ее подвижничество, молитвенный дух этой обители.

У нас есть знакомые монахини, которые в 80-е годы близко общались с сестрами нашего монастыря – матушкой Таисией (в миру Татьяна Николаевна Протасьева) и монахиней Арсенией (в миру Татьяна Сергеевна Волкова). Из воспоминаний сестер Скита было понятно, что монастырь для них был райским уголком. Они вспоминали насельничество в обители как самый светлый период в их жизни. Их воспоминания о Серафимо-Знаменском ските шли из самого сердца, и это неудивительно. В те годы в скиту было такое молитвенное устроение, которое возводило сестер на особую духовную высоту. Здесь все было сосредоточено на внутреннем молитвенном делании, ведь когда в душе Бог, остальное Господь приложит.



Loading...Loading...