Достоверные хадисы пророка мухаммеда сахих аль бухари. Аль-Бухари: биография и труды

«САХИХ» АЛЬ-БУХАРИ

МУХТАСАР


Введение

Мухтасар «Сахих» имама аль-Бухари пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова). Сборник содержит 2134 хадиса.


Составитель : Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари

Перевод с арабского : Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, кандидат философских наук.

Электронная версия сборника была подготовлена редакцией "Сайта Крымской Молодежи" во Имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.

"Сайт Крымской Молодежи" http://www.crimean.org


От переводчика


Уважаемый читатель!

Книга, перевод которой ты держишь в своих руках, заключает в себе часть сунны, второй по важности после Корана основы вероучения Ислама, и пользуется в мусульманском мире непререкаемым авторитетом.

Это объясняется целым рядом обстоятельств.

Первое и самое важное состоит в том, что эта книга, как уже было сказано, содержит в себе часть сунны пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Иначе говоря, она содержит в себе многочисленные примеры из его жизни, что должно служить образцом и руководством как для мусульманской общины в целом, так и для каждого мусульманина в отдельности. В Коране сказано: «И говорит он не по прихоти (своей)…» Это значит, что все слова и, соответственно, поступки пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были продиктованы не его личными пристрастиями, а внушались ему свыше. В Коране также сказано: «Посланник Аллаха - прекрасный пример для вас…» , что является прямым велением Аллаха людям брать пример с пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, подчинение пророку, выражающееся в следовании его примеру, приравнивается в Коране подчинению Самому Аллаху, так как Аллах Всевышний сказал: «Повинующийся посланнику повинуется Аллаху» .

Во-вторых, сунна служит для верующего надёжным критерием, позволяющим ему отделять всевозможные нововведения в сфере религии, возникшие уже после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от того, что действительно исходит от Аллаха. Таким образом, сказанного вполне достаточно для того, чтобы понять, чем является сунна для настоящего мусульманина.

В-третьих, предлагаемый вниманию читателя сборник хадисов, составителем которого является имам аль-Бухари, является наиболее авторитетным сборником такого рода.

Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, начали записывать хадисы ещё при его жизни. Впоследствии эта работа продолжалась, и с середины VII века начали появляться первые сборники хадисов, объединявшие в себе сообщения от одного передатчика /муснад/, а через некоторое время - и тематические сборники /мусаннаф/.

Вполне естественно, что, поскольку существовало огромное количество хадисов, во многих случаях передававшихся по памяти, самое пристальное внимание уделялось вопросу об их достоверности. В связи с этим в мусульманской науке постепенно сложилась особая дисциплина исследования хадисов - выявление степени их достоверности через критику надёжности иснадов. Качество иснада рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Так, для мухаддисов было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые именовались “риджаль” (люди; мужи), и поэтому они выясняли их полные имена, годы жизни и факты биографии, чтобы удостовериться в том, что передатчики могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам, способности правильно воспроизводить услышанное и так далее. Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название “аль-джарх ва-т-та‘диль” (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных о мухаддисах привело к возникновению особого направления - “ма‘рифат ар-риджаль” (знание о мужах). Следствием этого стало составление огромных справочников с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология, связанная с оценкой степени достоверности хадисов, а сами они были разделены на три группы: достоверные /сахих/, хорошие /хасан/ и слабые /да‘иф/. При проверке хадисы классифицировались также и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна, количества передатчиков, путей передачи и целого ряда других факторов.


1. “Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари (ум. в 870/256 году хиджры).

2. “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 875/261 г.х.).

3. “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш‘аса ас-Сиджистани (ум. в 888/275 г.х.).

4. “Сунан” Мухаммада бин ‘Исы ат-Тирмизи (ум. в 892/279 г.х.).

5. “Сунан” Ахмада бин Шу‘айба ан-Наса’и (ум. в 915/303 г.х.).

6. “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 886/273 г.х.).


“Аль-джами‘ ас-сахих” имама аль-Бухари стоит в этом списке на первом месте не случайно. Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу /мусаннаф/ и уже современниками признавался выдающимся руководством по фикху (мусульманскому праву в широком смысле этого слова).

Имам Мухаммад бин Исма‘ил Абу ‘Абдуллах аль-Джу‘фи аль-Бухари родился 11 шавваля 194/21 июля 810 г. в семье иранского происхождения в Бухаре, а умер 30 рамадана 256/31 августа 870 г. в селении Хартанк близ Самарканда. В возрасте шестнадцати лет он совершил паломничество в Мекку вместе с матерью и братом, после чего некоторое время прожил в Аравии. Имам аль-Бухари уже в юном возрасте обнаружил огромные способности, любовь к науке и большое благочестие. В поисках хадисов он путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока, где, по его собственным словам, повстречал более тысячи мухаддисов. После возвращения в Бухару имам продолжил свою работу, всего же на составление “Сахиха” ушло около шестнадцати лет. Как сообщается, имам аль-Бухари проверил шестьсот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время, не считая двухсот тысяч, записанных им у своих учителей и информаторов. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника всего лишь около семи тысяч трёхсот хадисов, а с учётом того, что многие из них повторяются с небольшими изменениями как варианты, на самом деле их количество ещё меньше. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи и сколь высоки были критерии отбора и проверки.

Несмотря на то что семь с лишним тысяч хадисов, вошедших в “Сахих”, являются лишь малой частью всего проверенного аль-Бухари материала, они составляют весьма внушительную по объёму и поэтому неудобную для практического использования книгу. В связи с этим в разное было составлено несколько сокращённых /мухтасар/ вариантов этого сборника, одним из которых является признаваемый наиболее удачным вариант имама Ахмада бин ‘Абд ал-Латифа аз-Зубайди.

В этом варианте сокращению подверглись иснады хадисов, названия глав, а также практически все повторяющиеся хадисы, в результате чего общее их количество составило 2134. Однако все матны, иначе говоря тексты информационных частей хадисов полностью сохранены, что позволяет читателю получить вполне адекватное представление о труде аль-Бухари, в то же время значительно сокращая необходимое для этого время.

Подготовленный мною перевод полностью соответствует сокращённому варианту “Сахиха” имама аз-Зубайди, если не считать того, что для удобства пользования книгой я решил оставить разбивку на главы. В процессе работы над переводом были использованы труды средневековых комментаторов “Сахиха” Ибн Хаджара аль-‘Аскалани, Шихаб ад-дина Ахмада бин Мухаммада аль-Касталлани и Абу Мухаммада Махмуда бин Ахмада аль-‘Айни. С учётом огромной важности сунны и недопустимости искажения ни одного слова, сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и ни одной, пусть даже мельчайшей, на первый взгляд, детали, имеющей отношение к его делам, основную свою задачу я видел в том, чтобы добиться максимально возможной адекватности перевода и в отношении его смысла, и в отношении лексических и выразительных средств. Стремление показать, какие слова имеются в арабском тексте, а какие необходимо употребить, чтобы текст зазвучал на русском языке, привелo меня к условным знаковым обозначениям. В скобках даются слова, отсутствующие в арабском тексте, но необходимые по существу высказывания. Знаки препинания расставлены при этом так, будто скобок не существует. Вот почему читатель может увидеть знаки, не употребляемые в русской грамматике (например, запятые после начальной скобки и перед её закрытием). Предлагаемый вниманию читателя текст необычен. Так, заголовки в нём нередко представляют собой развёрнутое высказывание, и поэтому в конце их в отличие от принятого правила ставятся точки.

Книга «Сахих» Мухаммада ибн Исмаила аль-Бухари считается среди большинства мусульман одним из самых авторитетных сборников хадисов, в достоверности которого нельзя даже сомневаться. Однако досконально изучив некоторые из преданий в этой книге, легко обнаружить, что она переполнена искажениями, подтасовками и иными видами искажения истины. Самая распространённая причина - желание скрыть пороки людей, которых почитает большинство невежественных мусульман.

Аль-Бухари скрывает незнание Умара о таяммуме

Например, Аль-Бухари передал в своей книге хадис под номером 331 от Шубы, от Хакама, от Зарра, от Саида ибн Абд ар-Рахмана аль-Асари, от его отца, который сказал: «Один человек пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: „Я стал [ритуально] нечистым и не нашёл воды“. Аммар ибн Ясир сказал Умару: „Разве ты не помнишь, как мы с тобой находились в пути, и ты не совершил молитву, а я извалялся в земле и совершил молитву. Я рассказал Пророку, и он ответил: «Тебе было достаточно сделать вот так». И он ударил по земле, затем протёр лицо и руки“».

Для того, чтобы понять, какая именно проблема с этим хадисом, достаточно взглянуть в «Сахих» Муслима, где этот хадис, с той же цепочкой передатчиков выглядит следующим образом:

«Один человек пришёл к Умару ибн Хаттабу и сказал: „Я стал [ритуально] нечистым и не нашёл воды“. Умар сказал: „Не молись“. Аммар сказал: „Разве ты не помнишь, о повелитель верующих, как мы стали ритуально нечистыми и не нашли воды? Ты не стал молиться, а я извалялся в земле и совершил молитву. И Пророк сказал: «Тебе достаточно было ударить по земле, а затем протереть лицо и руки»“. Умар ответил [Аммару]: „Побойся Аллаха, о Аммар!“. Аммар сказал: „Если желаешь, я не буду говорить об этом“» (Муслим, «Сахих», хадис 368).

Этот же хадис с той частью, которую скрыл Аль-Бухари, передал Ан-Насаи в «Сунан» под номером 299, Ахмад ибн Ханбаль в «Муснаде» под номером 18053, а также другие учёные из числа противников руководства Ахль аль-Бейт.

Сразу становится ясно, что Бухари намеренно урезал содержание хадиса, дабы скрыть слова Умара: «Не молись», а также: «Побойся Аллаха, о Аммар!», поскольку невежественные люди считают, что Умар был знающим и соблюдающим человеком, а данные части хадиса говорят о том, что человек, возомнивший себя «преемником» и «наместником» Посланника Аллаха, не знал простейших вещей из религии. Либо же он знал их и намеренно говорил наперекор положениям, установленным Аллахом и Его Посланником.

Одного примера недостаточно, чтобы доказать намеренное искажение со стороны Аль-Бухари, и поэтому мы приведёт некоторые другие примеры, которые также удивительным образом связаны с пороками сподвижников.

Аль-Бухари скрывает незнание Умара значения простых арабских слов

Аль-Бухари передал хадис под номером 6863 от Сулеймана ибн Харба, от Хаммада ибн Зейда, от Сабита, от Анаса, который сказал: «Мы находились у Умара, и он сказал: „Нам было запрещено обременять себя“».

Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Шарх Сахих аль-Бухари» писал: «Он (то есть Аль-Бухари) передал сокращённо. Аль-Хумейди упомянул хадис от Сабита, от Анаса, что Умар зачитал: «И фрукты, и травы» (80:31), а затем сказал: «Что за травы (аль-абб) ?». Затем он сказал: «Мы не обременены этим», или «Нам не велено [рассуждать об этом]». А у Аль-Исмаили в предании Хишама от Сабита, что один человек спросил Умара ибн Хаттаба о словах Аллаха: «И фрукты, и травы»: «Что значит слово „аль-абб“ („травы“)?». И Умар сказал: «Нам было запрещено углубляться в это и обременять себя этим».

Толкование одного слова из Книги Аллаха для Умара - это углубление и обременение. Так как же подобного человека можно считать знающим и достойным места правителя мусульман? Аль-Бухари в данном случае вновь попытался скрыть невежество Умара ибн Хаттаба, а слова Ибн Хаджара аль-Аскаляни о том, что Аль-Бухари передал хадис, сократив его, не служат оправданием, поскольку сам хадис очень короткий, и в своём сборнике Аль-Бухари передал гораздо большие по размеру хадисы, и поэтому данный хадис не нуждается в сокращении.

Аль-Бухари скрывает пренебрежение Умара исламскими положениями

Аль-Бухари в книге о наказаниях передал следующие слова: «Али сказал Умару: „Разве ты не знаешь, что трость, [записывающая деяния людей], убрана от сумасшедшего, пока он не придёт в себя, от ребёнка, пока он не станет понимать, и от спящего, пока он не проснётся?“».

Человек, читающий «Сахих» аль-Бухари возможно подумает, что это весь хадис. Однако Аль-Бухари и в данном случае обрезал часть хадиса, чтобы скрыть пороки и незнание Умара. Весь хадис полностью можно обнаружить в других источниках, таких как, например, «Сунан» Абу Давуда, который передал от Усмана ибн Абу Шейбы, передал Джарир, от Амаша, от Абу Дабьяна, от Ибн Аббаса, который сказал: «К Умару привели сумасшедшую женщину, которая совершила прелюбодеяние. Он посоветовался относительно неё с людьми и велел забить её камнями. Люди пришли к Али ибн Абу Талибу, и он спросил: „Что такое?“. Ему сказали: „Умар велел забить камнями сумасшедшую женщину из рода «такого-то», которая совершила прелюбодеяние“. Али пришёл к Умару и сказал: „О повелитель верующих (согласно хадису Аль-Бухари), разве ты не знаешь, что трость, [записывающая деяния людей], убрана от сумасшедшего, пока он не придёт в себя, от ребёнка, пока он не станет понимать, и от спящего, пока он не проснётся?“. Умар сказал: „Да, я знаю об этом“. Али спросил: „Так что с этой женщиной, которую [ты приговорил] к побитию камнями?“. Умар сказал: „Ничего“. Али сказал: „Отпусти её“. Умар отпустил её, и Али стал повторять: „Аллаху акбар! Аллаху акбар!“» (хадис 4399).

Причина, по которой Аль-Бухари скрыл часть хадиса, очевидна. Умар в данной ситуации, зная, что сумасшедший человек не подлежит наказанию за то, что он совершает в этом состоянии, всё равно выносит смертный приговор женщине, открыто пренебрегая исламским законом.

Данное предание также присутствует в «Сунане» Аль-Бейхаки под номером 17212, а также в других источниках.

Аль-Бухари скрывает имя сподвижника, торговавшего вином

Аль-Бухари передал хадис под номером 2223 от Аль-Хумейди, от Суфьяна, от Амру ибн Динара, от Тавуса, от Ибн Аббаса, который сказал: «До Умара ибн Хаттаба донесли, что „такой-то“ („фулян“) продаёт вино. Умар сказал: „Да убьёт Аллах «такого-то»!“».

А теперь давайте взглянем на источник, из которого Аль-Бухари взял этот хадис - «Муснад» Аль-Хумейди. В этом сборнике с той же цепочкой передатчиков хадис звучит следующим образом: «До Умара ибн Хаттаба донесли, что Самура продаёт вино. Умар сказал: „Да убьёт Аллах Самуру!“».

Теперь становится ясно, зачем Аль-Бухари скрыл имя того, кто продавал вино. Потому что его продавал Самура ибн Джундуб - сподвижник Пророка, который автоматически считается у большинства «справедливым», «находящимся на прямом пути» и так далее. И Бухари, скрывая имя торговца вином, преследовал одну цель - скрыть, что его продавал «сподвижник».

Аль-Бухари изменяет слова, чтобы скрыть, как правильно совершать омовение

Аль-Бухари передал от Адама, от Шубы, от Абд аль-Малика аль-Майсара, от Наззаля ибн Сабра, который сказал, что Али прочитал полуденную молитву, затем сел перед людьми, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки, и он «упомянул» его голову и ноги. Затем встал, выпил остаток воды и сказал: «Люди считают питьё воды стоя нежелательным действием, а Пророк, да благословит Аллах его и его род, совершил то же, что я совершил [только что]».

Даже у самого ярого сторонника Аль-Бухари должен возникнуть вопрос, почему в описании омовения Имама Али возникает странное слово «упомянул». Как можно упомянуть какую-то часть тела? Несомненно, это искажение изначального хадиса, свидетельствующего о том, как Имам Али совершал омовение. Однако зачем вообще потребовалось это делать? Очевидно, что «упомянул» не Имам Али, а передатчик, однако, если мы обратимся к оригиналу хадиса с той же цепочкой, то обнаружим, что в нём нет искажения в описании омовения Имама Али, и поймём, зачем Аль-Бухари исказил слова.

Хадис с изначальным, не искажённым, содержанием можно найти в «Муснаде» Ат-Таялиси под номером 141 от Шубы, от Абд аль-Малика ибн Майсара, от Наззаля ибн Сабра, который сказал: «Али ибн Абу Талиб совершил полуденную молитву, затем он сидел среди людей, пока не наступило время послеполуденной молитвы. Ему принесли воду, он попил из неё, затем омыл своё лицо и руки и протёр свою голову и ноги. Затем встал, выпил остаток воды и сказал: „Люди считают питьё воды стоя нежелательным действием, а Пророк, да благословит Аллах его и его род, совершил то же, что я совершил [только что]“».

Из оригинального хадиса становится понятно, что Имам Али совершал омовение именно так, как предписывает Коран и сунна Пророка, и Аль-Бухари намеренно исказил слова в том месте, где описание омовения Имама отличается от признанного у противников руководства Ахль аль-Бейт, дабы у введённых в заблуждение масс не возникало вопросов по этому поводу.

Аль-Бухари передаёт от насибитов неполноценные хадисы

Аль-Бухари передал хадис под номером 5990 от Амру ибн Аббаса, от Мухаммада ибн Джафара, от Шубы, от Исмаила ибн Абу Халида, от Кайса ибн Абу Хазима, от Амру ибн аль-Аса, который сказал: «Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: „Поистине, [члены] рода Абу - [Амру ибн Аббас сказал, что в книге Мухаммада ибн Джафара пропуск] - не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие“».

Данный хадис ещё удивительней. В месте, где должно быть сказано, чей род, согласно этому преданию, не является друзьями Пророка, стоят слова «Амру ибн Аббас сказал, что в книге Мухаммада ибн Джафара пропуск». То есть якобы в книге, откуда взят хадис, после слова «Абу» стоит пропуск.

Самое интересное, что в «Сахихе» Муслима присутствует этот же хадис под номер 366 с той же цепочкой передатчиков от Кайса ибн Абу Хазима, от Амру ибн аль-Аса, сказал: «Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: „Поистине, [члены] рода Абу „такого-то“ („фулян“) не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие“».

Возникает вопрос, как именно выглядит хадис в книге Мухаммада ибн Джафара: там пропуск, как передал Аль-Бухари, или же используется слово «такого-то», как передал Муслим?

Изначальную версию хадиса передал Ибн аль-Араби аль-Малики. В книге «Ахкам аль-Куран» в 3 томе на странице 451 он писал: «Аль-Бухари передал от Амру ибн аль-Аса, который сказал: „Я слышал, как Пророк сказал прилюдно: «Поистине, [члены] рода Абу Талиба не являются моими друзьями. Мои друзья - Аллах и благочестивые верующие»“». Аль-Бухари сказал: «Передал Мухаммад ибн Башшар, от Мухаммада ибн Джафара, от Шубы: «В книге Мухаммада ибн Джафара пропуск после слов „не являются моими“».

Во-первых, Ибн аль-Араби аль-Малики свидетельствует со слов Шубы, что в книге Мухаммада ибн Джафара стоял пропуск не после слова «Абу», а после слов «не являются моими». Так какая версия является верной? Во-вторых, зачем Аль-Бухари или кто-то другой скрыл некоторые слова в хадисе? В-третьих, кто входит в род Абу Талиба? Али ибн Абу Талиб, Джафар ибн Абу Талиб? Как Посланник Аллаха мог сказать подобное, как минимум, о двух этих личностях?

Очевидно, что, либо до самого Аль-Бухари дошёл полноценный хадис, но он исказил его, либо же его шейх Амру ибн Аббас исказил его. В таком случае какую ценность он вообще имеет, какую важную информацию доносит до мусульман, если неизвестно, чей род не является друзьями Пророка, или же это известно, но тогда непонятно кем они не являются.

Аль-Бухари или кто-то другой изменил содержание хадиса, дабы не ставить свою секту в трудное положение. Если передать этот хадис в неизменённом виде, то тогда перед человеком возникают два варианта: либо ему придётся признать, что Али ибн Абу Талиб не является другом и приближённым Посланника Аллаха, и тогда он станет насибитом и хариджитом, либо ему придётся признать, что Амру ибн аль-Ас лжёт, отречься от него, что может привести его к шиизму.

Ответ на третий вопрос становится понятным, если изучить цепочку передатчиков этого хадиса.

Ибн Хаджр аль-Аскаляни в «Фатх аль-бари» в 10 томе на странице 424 писал: «Некоторые люди сомневаются в достоверности этого хадиса из-за того, что некоторым его передатчикам приписывают насибизм - отклонение от Али и Ахль аль-Бейт. Что касается Кайса ибн Абу Хазима, то Якуб ибн Шейба сказал: „Среди наших товарищей есть те, кто возвышают его и считают хадисы от него одними из самых достоверных. А есть те, кто критикуют его и говорят, что он передаёт отвергаемые хадисы. Некоторые из них критикуют его за его мазхаб, ибо он ругал Али“».

То есть передатчик этого хадиса является насибитом, проклятым, не заслуживающим уважения. Однако Аль-Бухари передаёт от него хадис. Разве станет человек, почитающий Коран и Ахль аль-Бейт, которым Посланник Аллаха заповедовал следовать, передавать хадисы от подобных людей? Поэтому не является удивительным и содержание хадиса. Более того, Амру ибн аль-Ас, другой передатчик хадиса, также был известным насибитом, который по причине своей ненависти к Али, а также желания благ этого мира, воевал в Сиффине на стороне Муавии.

Это лишь немногие примеры того, как Аль-Бухари относился к хадисам, но их на самом деле гораздо больше. Он искажал и скрывал содержание хадисов, передавал их от врагов Али и Ахль аль-Бейт, а также сомнительных передатчиков. Всякий рассуждающий мусульманин, имеющий хоть каплю уважения к сунне и стремление познать истину, узнав подобные вещи, должен перестать относиться к книге Аль-Бухари как к достоверному или авторитетному источнику! Основная проблема заключается в том, что лже-имамы и по сей день скрывают от необразованных масс эти вещи, и поэтому они находятся в неведении.

Его полное имя - Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрагим аль-Джуфи Аль-Бухари . Исмаил Аль-Бухари - величайшая фигура в мусульманстве , известный богослов IХ столетия, который прославляется в мусульманском мире уже более 1000 лет. Он - автор хадисов "Аль-Джами ас-салих" , или "Достоверный", который является второй Мусульманской книгой после Корана.

Хаджи Исмаил Бухари был рожден в 810г. в Бухаре . Его отец был очень образованным человеком, весьма уважаемым современниками и описан во многих книгах. Когда Исмаил был все еще ребенком, его отец умер. Исмаил был на попечении матери, которая воспитала его. Она была образованная, красивая и одухотворенная женщина, которая контролировала обучение мальчика различным наукам. Исмаил был проницателен, сообразителен, обладал необычайным интеллектом для его возраста. В возрасте 7 лет он изучил весь Коран, в возрасте 10 лет он знал наизусть несколько тысяч поэм и разделял свои знания с богословами Бухары.

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Вот что говорили современники: "В городе Басра Аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: "Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь?" Через шестнадцать дней он сказал нам: "Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали". Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал читать всё это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: "Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни?" После этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто".

Когда Исмаилу было 16, не было больше преподавателей в Бухаре, способных преподать ему еще что-нибудь. Молодой человек с матерью и братом направился на паломничество в Мекку . Вскоре после посещения Мекки его мать и брат возвратились в Бухару без Исмаила, который остался в Мекке в течение следующих 4 лет, где он изучал хадисы под руководством знаменитого ученого хадисоведа имама Ахмада бин Ханбала, обладавшего в то время большим списком из 30 тысяч хадисов.

16 лет провел Исмаил на месте погребения пророка Мухаммеда в Медине. Все это время он читал хадисы, собранные им для Мухаммеда, чтобы получить Благословение. Это было собрание и учение хадисов - легенды о поступках и словах пророка Мухаммеда и его товарищей-сторонников, в которых Имам Аль-Бухарий достиг его бессмертной славы. Его работа была не только угождением богу, она служила для практических целей.

Тогда Ислам не имел кодифицируемых законов. Обычный мусульманин в его каждодневной жизни, или мусульманский законодатель, или судья должны были руководствоваться Кораном и Сунной , которая была сущностью традиций и хадисов. Во времена Имама Аль-Бухарий там было большое количество хадисов из каждого случая жизни. Однако не все были достоверными, потому что в государстве жестокой религиозной и политической борьбы каждая сторона пыталась укрепить себя престижем пророка, добавлением к его словам. В других случаях Иранские и Центральноазиатские патриоты должны были создавать на языке пророка хвалу их родным городам. Таким образом, такой хадис как, например, распространенный, прославляющий замечательные качества Самарканда , умеренные манеры и чистую веру его резидентов. Безусловно, этот хадис был подделкой: Арабы достигли Самарканда после того, как пророк Мухаммед умер. Поддельные хадисы, прославляющие другие места, также были многочисленны. Крайней необходимостью было проверить хадисы. Иногда некоторые из них были отклонены из-за их содержания, но это было наиболее частым, когда последовательность пересказывания была определена. Обычно это были такие грубые последовательности: "Мне говорили так и так, перешло это от другого, кому сказали это так-сяк, и т.д., и он слышал, что пророк сказал это". Чем более уважаемый и надежный был первый рассказчик, то есть современник пророка, тем более был достоверен найденный хадис. И наоборот, если рассказчик, считался ненадежным с религиозной или моральной точки зрения, хадис был отклонен как подделка.

Посещение главных городов мусульманского мира Мекки , Медина Басра , Куфы , Каира , Нишапура , Багдада и других заняло 40 лет жизни имама Аль-Бухари.

Ещё одним доказательством того, что Аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отличался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд , где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады (цепочку передатчиков) хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков, а затем присоединили иснады одних хадисов к текстам других, после чего прочли всё это Аль-Бухари. Имам указал, к каким иснадам на самом деле относятся соответствующие тексты и всё привёл в должный порядок. После этого никто уже не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или тексте. Нечто подобное имело место и тогда, когда Аль-Бухари посетил Багдад . В Багдаде жило много богословов, и они решили подвергнуть Аль-Бухари испытанию. Богословы читали ему хадисы преднамеренно в беспорядке, и он их сразу исправлял. К тому времени он знал наизусть 600 тысяч хадисов и прошел испытание.

Стоило ему прочесть книгу только один раз, как он запоминал наизусть её содержание. Имам аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях. Сам он записал 200 тысяч хадисов от его преподавателей и информаторов. Из этого обширного океана хадисов (800 тысяч) он собрал самые достоверные из них - только 7397. Они составляли его книгу "Ас-Салих" , которая стала наиболее популярной среди всех других собраний.

После 40 летнего путешествия Имам Аль-Бухари возвратился в Бухару. Тогда Бухара была одним из самых прогрессивных городов Средней Азии в отношении политики, экономики, и культуры. Во время правления Саманидов, многие дворцы, мечети, мавзолеи, медресе были построены в Бухаре. Также в Бухаре Функционировал большой книжный базар. Саманидская Бухара была известна библиотекой во дворце эмира. Только одна библиотека в Средней Азии в Ширазе могла дополнить её.

В Бухаре Имама приветствовали с радостью и осыпали деньгами. Он собрал тысячу последователей вокруг себя и от имени Аллаха, бесплатно, преподавал им хадисы. Такие известные богословы как имам Мослим, имам Термезий были его учениками. Но были некоторые люди, завидующие популярности Аль-Бухари. Они солгали об имаме правителю Бухары, Хамиду ибн Ахмаду Захрию. Эмир вызвал Аль-Бухари во дворец и приказал преподавать хадисы двум сыновьям эмира. Этот приказ разозлил Имама, и он отказался идти во дворец. Он объяснил его отказ словами: "Знания не должны идти к студентам, студенты должны идти к знаниям" . Эмир отреагировал приказом для имама, покинуть город в течение 2 дней. Аль-Бухари решил идти в Самарканд, но не достиг его. На пути к нему он остался в деревне Хортанг , где жили некоторые из его родственников и последователей. Там Имам заболел и умер. Его смерть произошла в 870 г., и он был захоронен в деревне Хортанг.

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и популярнейшим из которых является "Аль-джами" ас-сахих" . При этом особое значение он придавал установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В "достоверные" он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка.Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет."Ас-сахих" Аль-Бухари примечателен еще и тем, что это первый сборник хадисов , составленный по принципу мусаннаф, т.е. с классификацией хадисов по сюжетам, которые заключают 7397 хадисов с полным иснадом.

"Ас-сахих" Аль-Бухари и сейчас - выдающееся руководство по фикху . Несмотряна критику некоторых частностей, этот труд к X в. занял (наряду с "Ас-сахихом" Муслима) первое место среди собраний суннитской традиции. Для большинства сунниитов "Ас-сахих" Аль-Бухари стал второй книгой после Корана.

Аль-Бухари известен также и как составитель авторитетного свода биографий передатчиков хадисов - "Ат-Тарих ал-кабир" , созданного им в нескольких редакциях. Среди других его сочинений следует назвать еще мало изученное толкование на Коран-Тафсир ал-Кур"ан.

Начиная с IX века, мусульмане делают хадж к могиле Имама. Около могилы была построена маленькая мечеть. Мечеть была дважды разрушена и отстроена заново. Последняя мечеть, построенная в XVI веке, существует до сих пор. Сегодня это место - одно из наиболее уважаемых не только в

Имя имама – Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари аль-Джу‘фи; его кунья – Абу Абдуллах.

Имам аль-Бухари родился в Бухаре в пятницу 11 числа месяца шавваль 194 года хиджры – 810 год по христианскому календарю. Он рано лишился отца и его воспитанием занимался дед – имам-хатыб одной из мечетей города.

Способности будущего хадисоведа проявились в раннем возрасте. Уже в 6 лет он наизусть читал многие суры Корана. В 16 лет он совершил паломничество в Мекку со своей матерью и братом Ахмадом. Оставшись в Мекке, он 4 года изучал хадисы под руководством знаменитого ученого хадисоведа имама Ахмада бин Ханбала, обладавшего в то время большим списком из 30 тысяч хадисов.

Аллах наделил его прекрасной памятью, что было заметно уже в детстве. Хашид бин Ис­ма‘ил рассказывал следующее: «В Басре Абу Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил аль-Бухари, который был тогда ещё юношей, посещал с нами разных шейхов, являвшихся знатоками хадисов, но ничего не записывал. Через несколько дней мы стали говорить ему: “Ты посещаешь вместе с нами разных шейхов, ничего не записывая, но почему ты так делаешь”” Через шестнадцать дней он ска­зал нам: “Поистине, вы много говорите и досаждаете мне! Покажите-ка, что вы записали”. Мы достали наши листы, где было записано более пятнадцати тысяч хадисов, а он стал чи­тать всё это наизусть, и мы даже принялись исправлять наши записи в соответствии с тем, что он читал по памяти. Потом он спросил: “Считаете ли вы, что я посещаю разных шейхов ради шутки и попусту растрачиваю свои дни”” После этого нам стало ясно, что опередить его не сможет никто».

Когда аль-Бухари был ещё юношей, жители Басры, желавшие слушать хадисы, ходили за ним по пятам, пока не добивались желаемого, и тогда они усаживали его на какой-нибудь дороге, после чего вокруг него собирались тысячи людей, большинство из которых записы­вали то, что он говорил, а был он в ту пору безусым юнцом.

Ещё одним доказательством того, что аль-Бухари обладал прекрасной памятью и отли­чался абсолютной точностью, может служить сообщение о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с четырьмястами знатоков хадисов. Они смешали между собой иснады (цепочку передатчиков) хадисов из Шама и Ирака и имена передатчиков и присоединили иснады одних хадисов к текстам других, после чего прочли всё это аль-Бухари, который указал, к каким ис­надам на самом деле относятся соответствующие тексты и всё привёл в должный порядок. После этого никто из них не смог найти ни одной неточности ни в одном иснаде или тексте.

Нечто по­добное имело место и в Багдаде. Сообщается также, что стоило ему прочесть книгу только один раз, как он наизусть запоминал её содержание.

Имам аль-Бухари в поисках хадисов путешествовал по многим городам Ближнего и Среднего Востока. Он собрал хадисы со слов более чем тысячи шейхов, с которыми он встречался в разных краях.

К числу самых известных шейхов аль-Бухари относятся Хаммад бин Шакир, Тахир бин Махлид, имам Ахмад бин Ханбаль, Али бин аль-Мадини, Макки бин Ибрахим аль-Балхи, Абдуллах бин Муса аль-Абси, Абу Бакр аль-Хумайди, Ибрахим бин Ма‘киль, Абу Тальха бин Али аль-Баради ан-Насафи, Ибрахим бин аль-Мунзир, Адам бин Ийас, Абдан бин Усман аль-Марвази, Абу Асим аш-Шайбани и Йахайа бин Му‘ин.

Наиболее известными передатчиками хадисов, собранных аль-Бухари, являлись имам Муслим бин аль-Хаджжадж, не включивший эти хадисы в свой “Сахих”, ат-Тирмизи, вклю­чивший эти хадисы в свой “Джами‘”, ан-Наса’и, который, как считают некоторые улемы, включил их в “Сунан”, Ибрахим аль-Харби, Ибн Абу-д-Дунйа, Абу Хатим, Абдуллах бин Мухаммад бин Наджих, аль-Хусейн бин Исма’ил аль-Махамили и многие другие.

Об имаме аль-Бухари с похвалой отзывались многие из улемов. Имам Ахмад сказал: “Не было ещё в Хорасане подобного ему”. Абу-ль-Аббас ад-Да‘ляви передал, что в послании жителей Багдада к аль-Бухари были такие слова: “Благо не покинет мусульман, пока ты будешь с ними. Не найдётся после тебя лучшего, а тебя будет недоставать”. Ибн Хузайма сказал: “Не встречал я под небосводом ни более осведомлённого о хадисах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни того, кто помнил бы больше хадисов, чем аль-Бухари”. Ат-Тирмизи сказал: “Не видел я ни в Ираке, ни в Хорасане человека, который лучше аль-Бухари знал бы историю и разбирался в недос­татках хадисов и их иснадах”. Йахйа бин Джа’фар сказал: «Если бы я мог прибавить года своей жизни к годам Мухаммада бин Исма’ила, то я бы сделал это, так как моя смерть будет смертью простого человека, а его смерть – уходом знаний».

Имам аль-Бухари оставил после себя множество трудов, важнейшим и получившим наибольшее распространение из которых является “Аль-джами‘ ас-сахих”. К числу сочинений аль-Бухари относятся также такие книги как “Аль-асма’ ва-ль-куна”, “Ат-тарих аль-кабир”, “Ас-сунан фи-ль-фикх”, “Хальк аф‘аль аль-‘ибад”, “Аль-адаб аль-муфрад” и “Аль-кира’а хальфа-ль-имам”. Здесь нет возможности говорить о каждом из его сочинений, и поэтому придётся ограничиться указанием только на “Аль-джами‘ ас-сахих” и то место, которое он занимает среди других сводов хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Основной причиной, побудившей аль-Бухари к составлению “Сахиха”, куда вошли только достоверные хадисы, послужило то, что в сборники, составленные его современниками, на­ряду с достоверными включались и слабые хадисы. Это не нравилось имаму аль-Бухари, не забывшему о том, что его шейх Исхак бин Рахавайх хотел собрать воедино одни лишь дос­товерные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: “Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий свод достоверных хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Эти слова запали в душу имама аль-Бухари, и после этого он начал собирать материалы к своему “Сахиху”.

Кроме того, его решимость укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел, как он стоит перед посланником Аллаха с веером в руках и защищает его, что было истолковано им как указание на то, что он не позволит лжи коснуться посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Всё вышеупомянутое и побудило его заняться этим трудом, который стал лучшим из всех трудов великого имама, явился свидетельством высокого места, занимаемого имамом аль-Бухари, и сослужил великую службу исламской религии. В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов, которые были в ходу в то время. Из всего этого громадного количества материалов он отобрал для своего сборника семь тысяч двести семьдесят пять хадисов. Это лишний раз свидетельствует о том, как тщательно аль-Бухари относился к выполнению поставленной им перед самим собой задачи, и сколь высоки были критерии отбора и проверки. В ходе многолетней работы имам аль-Бухари разработал методы, применение которых позволило всю работу по сбору и систематизации хадисов поставить на серьезную научную основу. Главным его методом стал иснад, – установление цепи передатчиков конкретного хадиса, начиная от последнего и до первого его передатчика.

При этом особое значение он придавал установлению лиц, служивших первоисточником передачи, записи хадиса, перечислению лиц, передававших его дальше. В «достоверные» он относил только те хадисы, которые рассказывались людьми, являвшимися непосредственными свидетелями поступка Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или лично слышали его изречения, комментарии.

Исключительно важным для него был и нравственный облик передатчиков хадиса. Хадис, исходящий от лица, связанного с неблаговидными делами, исключался из числа достоверных. Его методы стали надежным заслоном, защищавшим Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Созданный им труд стал наилучшей книгой после Книги Всемогущего и Великого Аллаха, что соответствует единодушному мнению членов мусульманской общины, принявшей его с того самого дня, когда он был завершён, и продолжающей высоко ценить его до сих пор. Имам аль-Бухари работал над своей книгой в течение шестнадцати лет.

Аль-Бухари всецело посвящал себя науке и поклонению. Он часто говорил: “Никогда в жизни я ни у кого не купил ничего ценою в дирхем и никому ничего ценой в дирхем не про­дал”. Как-то раз его спросили о том, как он покупал хлеб, на что аль-Бухари ответил: “Я поручал это кому-нибудь, и мне покупали его”.

Аль-Бухари, да помилует его Аллах Всевышний, отличался крайней стыдливостью, смело­стью, щедростью, благочестием, отрешённостью от мира дольнего и стремлением к миру вечному. Однажды он сказал: “Поистине, я хочу, чтобы никто не взыскивал с меня за хулу, когда я встречусь с Аллахом Всевышним”. Ему были присущи чувство собственного достоинства и гордость. Сообщается, что Бакр бин Мунир сказал: «Однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали послал к Мухаммаду бин Исмаилу аль-Бухари человека, чтобы тот передал ему следующее: “Доставь ко мне “Аль-джами‘”, “Ат-тарих” и другие твои книги, чтобы я услышал то, что в них написано, от тебя”. На это аль-Бухари дал его посланцу такой ответ: “Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей, а если ты нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мою мечеть, либо ко мне домой”».

В конце жизни имам аль-Бухари переехал из своего родного города в селение Хартанк, которое в те времена находилось примерно в километре пути от Самарканда.

Имаму аль-Бухари принадлежит ведущая роль в разработке и применении принципов, дающих возможность классифицировать хадисы с учетом того, к какому источнику они относятся. Он также в числе первых разработал типологию разделения хадисов на приемлемые и отвергаемые, причин, по которым они отвергаются.

Такой подлинно титанический, критический труд по отбору хадисов дал блестящие результаты. Из600 тысяч хадисов, известных имаму аль-Бухари, в число достоверных вошли только7275, т.е. немногим более 1 процента. Но зато они исходят к 208 лицам, с которыми Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, действительно вступал в диалог.

В мусульманской литературе и всевозможных научных исследованиях о Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было сказано уже так много, что ничего принципиально нового к этому добавить практически невозможно. Тем не менее, хотелось бы обратить внимание читателя на несколько весьма важных, как представляется, моментов.

Во-первых, каждому следует отдавать себе отчёт в том, что Сунна пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изложенная в многократно проверенных и заслуживающих доверия хадисах, представляет собой совершенно уникальное явление в истории всех религий, поскольку ни об одном из других пророков люди не имеют такого огромного количества достоверной информации.

Во-вторых, необходимо понимать, что ознакомление с хадисами требует особого подхода. Прежде всего это касается, конечно же, мусульман, для которых Сунна является прямым руководством к действию во всех их религиозных и мирских делах, а это значит, что здесь нет и не может быть того, чему можно не придавать значения.

В-третьих, влияние Сунны на жизнь целых народов, исповедующих Ислам, столь продолжительно и глубоко, что нет никакой необходимости доказывать, что психологию и логику поведения мусульманина можно понять только с учётом всех факторов, под воздействием которых происходило формирование его личности, а в этом отношении первостепенное значение Корана и Сунны неоспоримо.

В-четвёртых, знакомство с Сунной могло бы способствовать искоренению всяческих домыслов, суеверий и лжи, возводимой как на Ислам, так и на его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что всем пошло бы только на пользу.

В своей книге “Тарих Найсабур” аль-Хаким Абу Абдуллах приводит слова Абу Амра Исма’ила, передававшего, что Абу Абдуллах Мухаммад бин Али сказал: «Я слышал, как Мухаммад бин Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари сказал: “Я прожил в Басре пять лет, работая над своими книгами, и каждый год я совершал хаджж, после чего возвращался из Мекки в Басру. И я надеюсь, что Аллах сделает эти сочинения благословен­ными для мусульман”».

Передают со слов Абу Амра, что Абу Абдуллах сказал: “И Аллах сделал их благословенными”.

Имам Мухаммад бин Исма’ил аль-Бухари скончался в субботу, в ночь праздника разговения после наступления времени вечерней молитвы в 256 году хиджры. Заупокойную молитву по нему совершили на следующий день после полуденной молитвы, да помилует его Аллах и да будет Он доволен им.

Салих Тамиев.



Loading...Loading...